10 визитных карточек месопотамии

Топ-15 самых важных достижений в древней месопотамии

Упадок и новое возвышение Вавилона.

Могущество Вавилонского царства было непродолжительным. Постоянные войны царя Хаммурапи и его наследников истощали силы страны. В Междуречье вторглись племена горцев и завоевали Вавилон.

В конце VII века до н. э. Вавилон вновь стал столицей большого рабовладельческого государства. Рабовладельцы, используя труд многочисленных рабов, украсили город великолепными постройками и окружили его неприступными стенами.

Однако уже в древности торговые пути Междуречья изменились и стали проходить мимо Вавилона. Город потерял былое значение и опустел. Здания, построенные в основном из необожжённых кирпичей, разрушились. На месте города образовался огромный холм из глины.

В начале XX века археологи раскопали этот холм и узнали, каким был Вавилон в VI веке до н. э.

Цветная иллюстрация VI. Город Вавилон в VI веке до нашей эры. В центре — главные ворота города, отделанные синими и оранжевыми изразцами. Изразец — обожжённая глиняная плитка с блестящей поверхностью. Справа и слева от ворот — крепостные стены. Перед воротами — рынок. К городу подъезжает на колеснице вельможа. Внутри города, правее ворот, знаменитые «висячие сады», устроенные по приказу царя. Для них было сооружено из кирпича ступенчатое здание. На ступени насыпали землю и посадили на них деревья и кусты. Здание казалось холмом, покрытым зелёным садом. Рабы поднимали снизу воду для поливки сада. Вдали виден верх семиярусной ступенчатой башни, с которой жрецы наблюдали звёзды. В левой части города — дома, в которых жили ремесленники.

Архитектура Вавилона

Именно посредством архитектуры Вавилон стал культурным центром. В городе строились невероятной красоты и масштабов сооружения. Именно в этом древнем городе находилось одно из чудес света, которое называется висячие сады Семирамиды. 

Так они выглядели: 

Сады представляли собой многоярусную постройку, на каждом из ярусов которой были высажены самые разные деревья, виноградные лозы и т.д. Преобладали в саду фиговые деревья и пальмы. Ученые до сих пор спорят, существовали ли в реальности данные сады. Также сомнительным считается отношение царицы Семирамиды к постройке данного культурного чуда. Считается, что сады были прозваны в более поздние времена. Изначально приказ о создании садов отдал царь Навуходоносор II. Он преподнес их в качестве подарка жене, которой не подходили климатические условия Месопотамии — она привыкла к лесам и свежести, а не к засушливому климату. 

Также памятником архитектуры можно Вавилона можно считать Иштар — ворота, которые встречают на входе в город. Их особенностью является необычная тонкая работа. Ворота украшены мелкой мозаикой, содержат рисунки животных. 

Так они выглядят:

Они были построены в 500-х годах до нашей эры. Повелел их построить тот же царь, что и возвел сады Семирамиды. Ворота служили в качестве защиты города от врагов. Это один из немногих памятников вавилонской культуры, который удалось сохранить до настоящего момента. Ворота были перевезены в Германию, где подверглись реконструкции. Сейчас возможно посмотреть на них в музее — они хранятся в Берлине. 

Примечание 4

В Вавилоне было особое строение улиц. Их не создавали в хаотичном порядке. Все они располагались четко по плану: некоторые улицы были параллельно к водоему, что находился рядом, а другие были сделаны так, чтобы пересечь данные улицы под прямым углом перпендикулярно. Чаще всего в Вавилоне можно было встретить дома в три или четыре этажа. Центральные улицы города выкладывали при помощи камня. 

На севере Вавилона располагался огромный дворец царя, строительство которого также начал Навуходоносор II. Напротив дворца находится невероятных размеров зикурат. Он был построен в качестве посвящения Мардуку, одному из главных божеств в культуре вавилонян. Именно эта постройка была Вавилонской башней, которая упоминается в библейских текстах. Древний ученый Геродот рассказывал, что на самой верхней части Вавилонской башни находится жрица, которая является невестой верховного бога. По легендам даже сам бог несколько раз посещал верхушку башни, отдыхал там. 

Так выглядела Вавилонская башня: 

Вавилония (Вавилонское царство)

Возникло государство в начале второго тысячелетия до нашей эры на юге Месопотамии. Просуществовав около 15 веков, оставило после себя богатую историю и интересные памятники архитектуры.

Семитский народ амореи населяли территорию Вавилонского государства. Они переняли более раннюю культуру шумеров, но разговаривали уже на аккадском языке, который относится к семитской группе.

Возник на месте более раннего шумерского города Кадингир.

Ключевой исторической фигурой являлся В ходе своих военных походов он подчинил себе множество соседних городов. Также написал дошедший до нас труд — «Законы Месопотамии (Хаммурапи)».

Расскажем более подробно о записанных мудрым царем правилах общественной жизни. Законы Хаммурапи представляют собой написанные на глиняной табличке фразы, регламентирующие права и обязанности среднестатистического вавилонянина. Историки выдвигают предположение, что и принцип «око за око» впервые были сформулированы как раз Хаммурапи.

Какие-то принципы правитель придумал сам, какие-то — переписал с более ранних шумерских источников.

Законы Хаммурапи говорят о том, что древняя цивилизация была действительно развитой, поскольку люди соблюдали определенные правила и уже имели представление о том, что хорошо, а что плохо.

Оригинал труда находится в Лувре, с точной копией можно ознакомиться в каком-то московском музее.

Когда существовала Месопотамия?

Месопотамия на карте

Месопотамией называют огромную и плодородную область между знаменитыми большими реками Тигр и Евфрат, которые и «подарили» этой территории дополнительные названия — Двуречье или Междуречье. В Месопотамии располагались несколько государств, которые существовали на нашей планете около 5 тыс.лет назад: Шумер, Ассирия, Вавилония, Аккад, Мидия, Великая Армения, Элам и др.

Обширные реки Тигр и Евфрат сделали землю Месопотамии очень урожайной, и люди, проживающие здесь, раньше многих — еще в первобытное время — начали заниматься земледелием. Кроме того, именно жители Месопотамии — а именно шумеры — придумали первый календарь, возвели ступенчатую пирамиду, одними из первых в истории Земли научились писать и сочинили самый древний эпос. Древние жители Вавилона были превосходными астрономами, геометрами и астрологами. Именно им первым пришла в голову мысль делить час на 60 минут, а неделю — на семь дней.

Что такое Вавилон

Вавилон является и древним городом, и сокращением от названия древнего региона. 

Вавилония — античное государство, которое располагалось между двумя крупными реками: Евфратом и Тигром. В настоящее время на месте Вавилонии находится государство под названием Ирак. Данное государство появилось примерно во 2 тыс. до нашей эры. Вавилон пал в 500 году до нашей эры. 

Главным городом Вавилонии являлся Вавилон. Данное государство является преемником шумерской и аккадской культуры, потому что его основатели были аморреями-семитами. Официальный язык в данном древнем государстве — аккадский, причем в его письменной версии. При этом достаточно долгое время распространялся шумерский язык, который не был даже родственным аккадскому. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Если уточнять местоположение Вавилона, то можно сказать, что данное древнее государство располагалось на землях, на которых в настоящий момент находится Ирак. Точнее, его граница проходила на севере от города Эль-Хилла в Ираке. Сейчас, если приехать в данную местность, ничего, кроме руин, увидеть невозможно. 

4.2. Религиозные верования Двуречья

Согласно Геродоту, египтяне — «самые богобоязненные из всех людей», чего нельзя сказать о народах Древней Месопотамии. Влияние религии на отдельных людей и на общество в целом не имело в Месопотамии существенного значения. Религия не предъявляла серьезных притязаний ни на тело, ни на время, ни на богатство человека. Отсюда – отсутствие конфликтов с религией, которые могли бы смутить или потрясти человека. Человек жил в чрезвычайно умеренном религиозном климате, определявшемся скорее социальными и экономическими, чем культовыми координатами. Его надежды и страхи не распространялись за пределы узкого городского или сельского общества. Месопотамская религия и религиозные обычаи могут быть поняты более правильно, если иметь в виду принцип социальной стратификации. Если отделить религию царей от религии простого человека, а обе эти религии – от жреческой, то картина будет более ясной.

Требование религии к частному лицу в Месопотамии были чрезвычайно незначительными: мотивы, посты, религиозные ограничения и табу накладывались лишь на царя. Сходное положение наблюдалось и в сфере общения с божествами. Царь мог получать определенные сообщения от божества, но частному лицу не полагалось общаться с божеством. Цари в Двуречье, как и в других древневосточных государствах становились предметом религиозного поклонения. Они считались любимцами, ставленниками богов, говорили от их имени. На барельефах цари обычно изображались лицом к лицу с богами либо носили божественные атирибуты (рогатый головной убор как у божества) На стеле с кодексом законов Хаммурапи царь стоит перед богом Шамашем и из его рук получает свиток с законами. Простой человек лишь выполнял формальные церемонии, не носившие личностного характера. Жрецы несли положенную службу, не только принося жертвы богу, но и воспевая его в гимнах. Они не соперничали с царями, как это порой делали египетские жрецы.

Проникнуть в индивидуальность богов Двуречья очень трудно. Серьезное препятствие представляет шумерский обычай говорить о божестве как о повелителе города, не называя его по имени. Но, если рассматривать богов типологически, то их можно условно разделить на старых и новых.

К старым можно отнести Ану – шумерского бога Неба и Энлиля (Эллиля) – бога Воздуха, Нинурта – сын Энлиля – типичный молодой бог: своего города у него не было, но он фигурирует в цикле мифов, превозносящих его подвиги. Среди старых богов пантеона особое положение занял Эа. Эа был богом-покровителем заклинателей, покровителем всех видов искусств и ремесел.

Среди женских божеств (в большинстве своем не отличающихся особенными свойствами) выделялась богиня Иннина (Иштар) — богиня плодородия. Она была связана с планетой Венерой, была вооруженной до зубов богиней, дарующей победу тому царю, которого любила. Мужским дополнением Иштар был бог Думузи (Таммуз) — олицетворение растительности. Также как в Египте, существовал миф о его гибели, нисхождении в подземный мир и возвращении на землю. Думузи — земледельческое божество, смерть и воскресенье его — олицетворение земледельческого процесса (египетские Осирис и Исида). Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного распространения, как в Египте.

Подземное царство — «страна, откуда нет возврата». Путь в нее лежит через реку, наберегу которой сидит «человек лодки», что перевозит умерших на тот берег. Царство богини царства мертвых Эрешкигаль — страна теней, блуждающих без всякой надежды, ибо ад это просто «другая сторона», куда перейдет каждый человек, когда он умрет и уже не может больше служить богам. Он становится ненужным, превращается в тень и уходит в страну «из которой нет возврата», чтобы блуждать там без цели, без пищи. Никто не в силах избежать этой судьбы.

Господство Аккада и Ура

С XXVII в. до н. э. столицей Междуречья был Аккад. Первым царём государства стал Саргон Древний, который дал начало династии. После победы над Уруком он воевал с Сирией и даже разгромил Элам. Одним из интересных фактов о Двуречье является то, что Саргон создал первое в истории войско. При нём ввели системы орошения и единых мер и весов. Месопотамия вела оживлённую торговлю с Восточной Аравией и Индией.

После Саргона правил его сын Римуш, который был убит его братом Маништушу. Новый правитель властвовал 15 лет и затем тоже стал жертвой дворцового переворота. Власть перешла в руки его сына Нарам-Суэна. С этим царём Аккад стал могущественной крупной державой.

Страна начала распадаться при Шаркалишарри. Царю приходилось воевать с амореями и кутиями. В самом Междуречье происходили народные волнения из-за очередных ущемлений прав людей. В 2170 г. до н. э. государство было разгромлено и разграблено неприятелями. Через 60 лет царь Урука изгнал кутиев и хотел властвовать над всем Шумером. Но Урнамму, владыка Ура, помешал ему и сам стал править страной. Деспотичный царь контролировал царские и храмовые хозяйства с сильным центральным управлением.

Царь Шульги, сын Ур-Намму, почитался народом как бог. В храмах возводили статуи, изображавшие владыку. Этим скульптурам приносили жертвы. Царь разработал судебную систему и установил наказания за разные преступления. Когда на Двуречье начали нападать аморейские племена, Ур-Намму приказал соорудить длинные укрепления. Но из-за нехватки воинов страна терпела поражения и вскоре была разгромлена врагами. Династия Ура была свергнута в 2003 году до н. э.

https://youtube.com/watch?v=eSumRZ3XKds

Клинопись Двуречья

На территории Древнего Двуречья среди археологических находок есть и глиняные таблички, на которых виднеются значки в виде клинышков. Таблички делались из мягкой глины. Значки выдавливались острой палочкой. Чтобы сделать таблички твердыми, их обжигали в печи. Во всех городах Двуречья практиковалась клинопись.

В основе каждого знака лежал какой-то рисунок. Один знак часто обозначал целое слово. Но также были клинышки, использовавшиеся как слоги, сочетание звуков, короткие односложные слова. Например, значок «кур» обозначал «гора». Этот же самый знак использовался как слог «кур» в других словах.

Клинопись содержит несколько сот клинышек. Постичь грамоту удавалось немногим. Чтобы научиться читать и писать, приходилось много лет ходить в школу писцов. Уроки проводились ежедневно с утра до вечера. Учились только мальчики. Они переписывали мифы и сказания, звездные гадания, законы царей.

Учебное заведение возглавлял «отец школы». Всех учеников называли «сыновьями школы». Среди работников учреждения был «человек с палкой». Он отвечал за дисциплину.

4.1. Географическое положение и историческая хронология Древней Месопотамии

Ближним Востоком условно называются земли между Каспийским, Черным, Средиземными морями и Индийским океаном, а также смежные земли Северной Африки. Большое значение для развития первых цивилизаций Ближнего Востока имела область так называемого Плодородного полумесяца – полоса, окаймлявшая с внутренней стороны горные области Палестины, Сирии, Армении и Ирана. Здесь: в предгорьях, были расположены районы, удобные для развития земледелия и оседлого скотоводства. Древнейшие цивилизации, о которых достаточно известно науке, возникли на территориях Передней Азии и Северо-Восточной Африки: Шумер, Вавилон, Египет, Ассирия, Урарту, Египет…

Территория, начиная от гор Армении на севере до Персидского залива на Юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе, названо греческими географами Месопотамией.

Месопотамия (Двуречье) – древнейшая мировая цивилизация. Юг Месопотамии в далекой древности назывался Шумером. Земля Шумера — это плоская равнина с чрезвычайно жарким, засушливым климатом. Эта земля казалось была обречена на нищету и запустение, но люди, населявшие эту страну превратили ее в цветущий сад. Главная характерная топографическая черта Месопотамии – наличие двух рек: Тигра и Евфрата. При помощи сети ирригационных каналов люди направляли богатые илом воды рек на поля и сады, орошая и удобряя землю. Месопотамская цивилизация полностью зависела от неустойчивого поведения речных систем Тигра и Евфрата. Этим двум великим рекам, обеспечивавшим страну живительной влагой, были свойственны непредсказуемые разливы или, наоборот, внезапные обмеления. К катастрофическим последствиям приводила способность Тигра и Евфрата круто менять свое течение; так что на протяжении жизни одного поколения цветущий город, горделиво возвышавшийся на берегу одной из великих рек, превращался в одинокую груду развалин посреди пустыни. В XI – VIII тысячелетиях до н.э., в эпоху мезолита, в горных районах прилегающих в долине Тигра и Евфрата, появляются первые признаки земледелия и скотоводства. В слоях этого периода археологи обнаружили зернотерки, песты, ступы, кремниевые вкладыши серпов. Находки эпохи неолита (VIII – VI тысячелетие до н.э.): зерна пшеницы, ячменя, серпы, глиняная посуда, говорят о быстром развитии земледелия. Самые ранние цивилизации появляются в южной части Двуречья с IV тысячелетия до н.э. (культура Тель-эль-Обейд), когда здесь появились первые поселения, превратившиеся впоследствии в города, которые положили начало древнему Шумеру. Как острова посреди обширнейших пространств, занятых кочующими племенами, возникали в долинах больших рек эти первые государства — рабовладельческие деспотии. Их экономика была проста, основана на общинном землепользовании. Землепашец трудился так же, как его отец, дед, прадед, мотыгой и плугом, все на тох же земле — из века в век. В Месопотамии последние столетия IV тысячелетия до н.э. характеризовались убыстрением темпов культурного развития, кульминацией которого явилось возникновение Шумерской цивилизации. Шумеры завоевали земли культуры периода Тель-эль-Обейд, ассимилировав местное население. Крупнейшими центрами были Ур, Урук, Эреду.

Позже Шумер был завоеван семитскими племенами аккадцев-вавилонян (III — II тысячелетия до н.э.), усвоившими шумерскую письменность, пантеон богов, эпическую поэзию. Крупнейшим центром этого периода был Вавилон.

В I тысячелетии аккадо-вавилонская культура была уничтожена ассирийским вторжением. Во второй половине I тысячелетия ассирийским государством завладевают халдеи и мидяне. Царь Навуходоносор делает Вавилон столицей своего государства и в стране наступает кратковременный расцвет. Именно Вавилон считается первым «мировым царством», наследником которого выступали последующие великие империи. Затем на историческую и культурную арену Древнего Двуречья выступают финикияне… Много народов (шумеры, вавилоняне и халдеи, ассирийцы, хурриты, арамеи и др.) прошли через Месопотамию, внося свой вклад в развитие этой древней неповторимой культуры.

Города Месопотамии были связаны системой ирригационных каналов, пересекавших равнины Южного Ирака. Шумерские каналы не только служили для орошения полей, но имели огромное значение как торговые пути.

Природные условия древней Месопотамии

Плодородная низменность между Тигром и Евфратом, которую греки называли Месопотамией (Междуречье), в древности была особенно благоприятна для широкого развития земледельческого хозяйства. Эта область тянется от гор Армении на севере до Персидского залива на юго-востоке. На западе к ней прилегают обширные и малонаселенные сирийско-месопотамские степи, а на востоке — горные области Западного Ирана.

Особенно плодородна почва в средней и южной части Двуречья, так как она создана наносными отложениями (аллювием) Тигра и Евфрата, которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают землю. В горных районах Северной Месопотамии, а также к востоку от Тигра уже в древности добывали камень, дерево и металлическую руду, необходимые для изготовления земледельческих орудий. В Южной Месопотамии, которая в глубокой древности была, очевидно, сплошь заболочена и не имела естественных богатств, первые поселенцы были вынуждены пользоваться главным образом глиной и камышом для изготовления необходимых им предметов.

Географическое положение Месопотамии способствовало раннему установлению экономических и культурных связей между жителями Двуречья и соседними племенами. Тигр и Евфрат — эти естественные торговые магистрали — объединяли Месопотамию в хозяйственном отношении. От западной излучины Евфрата сравнительно короткий караванный путь вел к восточному побережью Средиземного моря.

Но отсутствие самой природой защищенных границ приводило также и к тому, что оседлое земледельческое население Двуречья нередко подвергалось грабительским набегам и нашествиям соседних кочевых скотоводческих племен; гутии, эламиты, касситы, жившие в восточных горных районах, а впоследствии персы нередко покоряли богатые города Месопотамии. Из широко открытых западных степей в области Двуречья часто вторгались «племена запада» (амориты), а позднее арамейцы, бывшие реальной угрозой даже для такого могущественного государства, как Ассирия.

Вопрос о происхождении народов (этногенез), особенно древних, очень сложен. Для его разрешения необходимо изучить все еще скудные данные о культуре, в частности о развитии языков различных народов, населявших обширную территорию Передней Азии. Имеются основания полагать, что древнейшими народами здесь были горные народы, населявшие страны от Кавказа и Тавра до Южного Элама.

Одновременно с ними в образовании древнейшего населения Месопотамии участвовали и западные кочевники, которые очень много восприняли от шумерийского народа, создавшего уже в IV тысячелетии до н. э. первые элементы оросительного земледелия и своеобразную клинообразную письменность.

Ассирийская культура и религия

Здесь снова можно проследить связь с шумерской культурой. Разговаривали ассирийцы на северном диалекте В школах изучали литературные произведения шумеров и вавилонян; некоторые нравственные нормы древних цивилизаций были приняты ассирийцами. На дворцах и храмах местные архитекторы изображали смелого льва, как символ военных успехов империи. Ассирийская литература, опять же, связана с походами местных правителей: цари всегда описывались как отважные и смелые люди, а их противники, напротив, показаны трусливыми и мелочными (тут можно заметить очевидный прием государственной пропаганды).

Багдад 8 век

В своем новом городе Багдаде аббасидские халифы перенимают административную систему давно существующей Персидской империи. Персидские мусульмане так же вовлечены в жизнь этого процветающего места, как и арабские мусульмане. Здесь ислам перерастает свои арабские корни и становится международной религией. Здесь арабский и ранний персидский языки объединяются, чтобы с 10 века стать тем, что сейчас известно как персидский, — сочетая слова из обоих источников и используя арабское письмо. Здесь Месопотамия ненадолго восстанавливает свой древний статус в центре одной из крупнейших мировых империй.

Никогда это не было так очевидно, как в период правления самого известного из аббасидских халифов Харуна ар-Рашида.

Роскошь и прелесть Багдада Харуна ар-Рашида конца 8 века запечатлела в западном сознании одного из самых известных произведений арабской литературы — «Тысяча и одна ночь». Некоторые из историй относятся к более позднему времени, но в них есть детали, безусловно относящиеся к тому периоду, когда впервые у мусульманского двора появилось свободное время и достаток, чтобы предаться традиционной восточной роскоши.

Халифат в настоящее время находится в самом расцвете, и на большинстве границ наблюдается относительное спокойствие. О международной известности самого Харуна можно судить по акценту биографов Карла Великого на взаимном уважении этих двух современников-властелинов, посылающих друг другу богатые дары.

Пантеон богов в религии древнего Двуречья

 

Жители древней Месопотамии верили в огромное количество богов, причем больше всего божеств были связаны с космосом и со звездами. Многие исследователи считают, что астрология зародилась именно в Вавилоне и Ассирии, так как народы этих царств не только почитали богов космоса, но и пытались предсказывать судьбу по звездам. Наиболее почитаемыми богами на всей территории древнего Междуречья были:

  1. Ану — бог неба
  2. Кин — богиня земли
  3. Энлиль — бог воздуха
  4. Эа — бог воды и создатель первых людей
  5. Мардук — верховный бог и покровитель Вавилона
  6. Шамаш — бог солнца, судья богов и людей
  7. Син — бог луны
  8. Иштар — богиня любви, плодородия и смерти, отождествлялась с вечерней звездой и планетой Венерой
  9. Таммузу — бог весны, посевов и урожаев. 

Религия Междуречья

Древние цивилизации Месопотамии неотъемлемо связаны с местной религией. Более того, их жители свято верили в богов и обязательно совершали определенные обряды. Если говорить очень обобщенно, то именно политеизм (вера в различных богов) отличал Древнее Двуречье. Чтобы лучше понять религию Месопотамии, нужно читать местный эпос. Одно из наиболее ярких литературных произведений того времени — это миф о Гильгамеше. Вдумчивое чтение данной книги наводит на мысль о том, что гипотеза о неземном происхождении шумеров не беспочвенна.

Древние цивилизации Месопотамии подарили нам три основные мифологии:

  • Шумеро-аккадскую.
  • Вавилонскую.
  • Ассирийскую.

Рассмотрим более подробно каждую из них.

Месопотамская цивилизация совершила многие открытия в истории человечества

Расположенный в современном южном Ираке, Шумер был первой цивилизацией в Месопотамии и, возможно, самой ранней цивилизацией в мире. Известный эксперт по истории Шумера, Сэмюэль Ноа Крамер, перечислил 39 открытий в человеческой цивилизации, которые возникли в Шумере. Они включают Первые школы, Первый двухпалатный конгресс, Первый историк, Первый правовой прецедент, Первая фармакопея, Первая космогония и космология человека, Первые пословицы и поговорки, Первые басни о животных, Первые литературные дебаты, Первая песня о любви, Первый библиотечный каталог, Первые литературные образы, Первая секс-символика, Первая колыбельная, Первый литературный портрет, Первые элегии и Первый аквариум.

Первые изобретения Месопотамии

Александр Македонский (334 г. до н. э.)

Александр Македонский был самым могущественным правителем в истории. Он вторгся в Месопотамию в 334 году до нашей эры и завоевал всю территорию от Египта до Индии. В 334 году до нашей эры он и его войска победили правящего персидского царя Дария III, а к 331 году до нашей эры он завоевал Египет и основал город Александрию.

Культурное и технологическое влияние месопотамцев остается неоспоримым. Они изобрели колесо, ирригацию и основные кодексы законов, действие которых можно ощутить и сегодня. Их открытия в области астрономии и составления карт созвездий дали нам понятие о времени и календаре. Они посеяли семена просвещения для всех нас, и неудивительно, что Месопотамию часто называют “колыбелью цивилизации».

Общественный строй Древней Месопотамии[править]

Свободные общинникиправить

Имели земельные наделы, общественное самоуправление и суд, контролировали оборот земли и выход из общины. Защищались нормами общинного права и круговой поруки. Выполняли общественные работы и общегосударственные повинности. Из-за имущественного расслоения часть из них становились безземельными арендаторами или переселялись в города.

Рабыправить

Не были полностью недееспособными, так как имели ограниченные права на имущество и могли принимать участие в заключении сделок и семейных правоотношениях. Делились на государственных, храмовых, общественных и частновладельческих. Их труд использовался в ограниченной сфере экономической деятельности, так как для большинства видов деятельности был необходим квалифицированный труд.

Высшие сословияправить

К таковым относились царские наместники, придворные, чиновники, судьи, жрецы и храмовые служащие. Они получали от царя большие земельные держания и относились к классу рабовладельцев. Жрецы подчинялись нормам храмовых религиозных обычаев наравне с нормами права.

Городское населениеправить

К таковым относились торговцы, ремесленники и наёмные рабочие. Они имели квартальное самоуправление и суд, платили налоги в пользу государства.

Саргон и Аккад около 2350 г. до н.э.

Победитель Ура — узурпатор, поэтому он, несомненно, принял имя Саргон, что означает «истинный царь». Он семит по происхождению, и традиция гласит, что он начал свою жизнь как садовод. Постепенно он завоевывает шумерские города — сначала Киш, затем Урук, затем Ур — прежде чем основать свою собственную столицу, Аккад. Затем он принимает новый титул «Король нации».

Это первая семитская династия в истории, и его государственные служащие используют письменность, что является важным нововведением в истории письменности. Подобно писцам Эблы, архив которых был недавно обнаружен, они адаптируют шумерскую клинопись к нуждам семитского языка. Системы письма часто в последующие века будут демонстрировать подобную гибкость.

Точное местонахождение Аккада, столицы Саргона, неизвестно. Его останки спрятаны где-то в районе, где Тигр и Евфрат наиболее близки друг к другу. Это естественное место для столицы (позже на этой же территории построены Вавилон, Ктесифон и Багдад). Достижением Саргона было основание первой Месопотамской империи.

Их будет гораздо больше, но немногие в гораздо большей степени. Аккадская сфера влияния, будь то прямое завоевание или эффективный контроль над торговлей, простирается на пике от средиземноморского побережья Сирии до истока Персидского залива. Империя Саргона и его потомков просуществовала около 150 лет, прежде чем медленно распалась и была захвачена племенами с севера.

Библиотека Ниневии (668-627 до н. э.)

Таблички из Библиотеки Ашшурбанипала, включая табличку с перечислением приговоров Хаммурапи

Ассирийский царь Ашшурбанипал решил создать летопись истории, мифов и историй из Шумера, Вавилона и Ассирии и собрать их все в одной библиотеке. Там, где других царей помнят за их успехи на поле боя, Ашшурбанипал известен тем, что записал свое правление. Библиотека была обнаружена в 1850 году, когда археологи нашли более 30 000 глиняных табличек, исписанных клинописью. Эти письмена были не только административными и юридическими текстами и письмами, но и записывали тысячи магических, гадательных, медицинских, литературных и лексических сведений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: