Краткое содержание фонвизин недоросль кратко и по дейстаиям для читательского дневника

«недоросль» читательский дневник

Действие третье

Первым Стародума встретил Правдин. В разговоре Стародум вспоминает деятельные времена при Петре Великом, и завет отца, которому он сам всю жизнь следует: «имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Простаковых он зовет «животными» без души. Делится он с Правдиным и случаем из своей жизни, после которого вышел со службы в отставку. Его приятель, граф, между прочим, после объявления войны не загорелся желанием послужить Отечеству, а уклонился от похода. После победы графа наградили чином, а раненого в бою Стародума обошли. Был у него и короткий опыт придворной службы.

К беседе присоединяется Софья, «утешение старости» дяди. Пусть Софья изберет себе достойного жениха, а уж деньгами дядя им поможет. Разговор прерывается появлением Простаковой со Скотининым. От драки их с трудом удерживает Милон. Стародума забавляет эта сцена. Когда узнают в приезжем дядю Софьи, все домочадцы выстраиваются в очередь, чтобы обнять «отца родного», «бесценного гостя». Дядя объявляет, что долго не загостится: утром же они вместе с Софьей отбудут в Москву. А там он ей подыщет жениха. Все присутствующие в замешательстве, включая Софью и Милона. Стародум добавляет, что выбор за девушкой.

Простакова уговаривает сына показать перед Стародумом свою ученость. Однако Митрофанушка стоит на своем: «Не хочу учиться, хочу жениться». Учителя принимаются натаскивать недоросля по своим наукам. В дело вмешивается Адам Адамыч Вральман, учитель французского. Он отлынивает от ученья не хуже своего ученика. Учителя считают, что немец Вральман даром ест свой хлеб и вообще заслуживает взбучки.

Краткий пересказ

Произведение «Недоросль», созданное писателем Денисом Ивановичем Фонвизиным, рассказывает о нравах, которые царили в русских поместьях в XVIII веке.

Дворянка Простакова заставляла своих слуг и крепостных крестьян выполнять дела, которые они не умели делать. Женщина жестоко наказывала их за не усердие и непослушание. Её муж всегда и во всем соглашался с женой.

Супружеская чета воспитывала сына по имени Митрофан, который не желал учиться. Юноша был совершенно безграмотен, несмотря на то, что родители наняли ему несколько учителей. Мать обещала недорослю скорое венчание, при условии, что он возьмётся за учёбу. Но сын всячески отлынивал от нелюбимого дела.

У женщины был брат – Скотинин. Он мечтал создать семью с Софьей – сиротой, которая проживала в поместье. Ведь девушка обладала богатым наследством. Простакова тоже лелеяла мысль женить на Софье своего отпрыска. Только офицер Милон по-настоящему любил девушку. И бедная сирота тоже испытывала романтические чувства к молодому человеку.

Софья узнала, что её хотят насильно выдать замуж и не знала, что предпринять. На счастье девушки в поместье приехал Стародум — её дядя и опекун. Он хотел увести Софью к себе. Простакова всячески угождала мужчине, желая приобрести в его лице союзника для женитьбы сына. Она рассказала Стародуму, какой образованный у неё отпрыск, и сколько учителей его обучали грамоте.

Стародум узнал, что его племянница образована, а так же честна и добра. Он выяснил, что девушка симпатизирует Милону. Мужчина понял, что молодые люди будут прекрасной супружеской парой, и дал своё согласие на их брак.

Но другие претенденты на руку богатой наследницы не оставили попыток очаровать Стародума. Скотинин поведал о том, что в его поместье много прекрасных свиней, и что его род имеет очень древние корни. Простакова показала своего «образованного» сыночка. Стародум объяснил всем, что у его племянницы уже есть жених, скоро состоится их свадьба. Так же мужчина сказал, что уедет с племянницей следующим утром.

Однако Простакова не оставила попыток осуществить свой коварный план. Она велела слугам увезти Софью в другую деревню и насильно обвенчать её с Митрофаном. Только вмешательство Милона спасло девушку от ужасной участи.

В это время в поместье наведался господин Правдин – государственный чиновник. Он приехал выяснить всю правду о делах четы Простаковых. Правдин

узнал о бесчинствах, которые творила со слугами и крепостными дворянка. Выяснил, что она уже давно обкрадывала Софью. Стародум и Милон свидетельствовали о том, что Простакова хотела насильно обвенчать невинную девушку со своим сыном. Правдин лишил супружескую чету поместья и распустил всех учителей Митрофанушки. Сам недоросль был определён в солдаты. Скотинин, узнав о несчастье сестры, поскорее уехал к себе домой.

В своём произведении Фонвизин обличил нравы, царившие в русском обществе. С подачи гениального писателя словами «недоросль» и «Митрофанушка» стали называть невежественных людей и недоучек.

Тема образования в произведении «Недоросль» Фонвизина

Образование и нравственность

В произведении «Недоросль» Фонвизина тема образования раскрывается через проблемы нравственности героев. Главным героем является Васильев, который не желает учиться и заниматься своим развитием. Поэтому он откладывает свои учебные дела в долгий ящик и погружается в развлечения, которые могут исказить его мировоззрение. Фонвизин показывает, что образование не только должно дать человеку знания, но также помочь ему стать морально чистым и нравственным человеком.

Влияние образования на социальный статус

Еще одна тема, которую Фонвизин затрагивает в своем произведении, это социальный статус, который неразрывно связан с образованием. Васся, герой-недоросль, на протяжении всей драмы мечтает улучшить свое материальное положение и стать знатным гражданином. Но он не понимает, что для этого нужно вкладывать силы в свое образование, развивать свои способности и качества. Фонвизин показывает, что без образования достичь высокого социального статуса невозможно.

Бедность и возможности для образования

Фонвизин также поднимает тему бедности и возможностей для образования. Герои произведения живут на тот момент в простых условиях и не имеют возможности получить высшее образование. Но Фонвизин показывает, что даже в таких условиях можно развиваться и достигать успехов в области образования и науки. Но для этого необходимо уважение к знаниям и настойчивость в достижении целей.

Итоговый вывод:

Таким образом, в произведении «Недоросль» Фонвизин описывает, как образование важно для успеха в жизни и что оно должно быть доступным даже для тех, кто живет в бедных условиях. Автор также показывает, что образование должно помочь человеку развить свои нравственные качества и стать лучшим человеком, а не только получить знания

Сочинения по произведению «Недоросль»

Одним из обязательных видов работ при изучении комедии «Недоросль» является сочинение. Вот несколько образцов.

«Не хочу учиться, а хочу жениться» – проблема воспитания в повести

В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднимает самые острые и злободневные проблемы, стоявшие перед обществом в те годы. Так, он рассуждает о социально-политической ситуации в России, о произволе помещиков и бесправии крестьян; о роли образования и воспитания.

Причина того, что помещики-самодуры унижают своих крестьян, что дворяне идут на службу не ради блага Отечества, а для получения чинов и званий, кроется в воспитании. Эта тема раскрывается на сопоставлении и противопоставлении представителей молодого поколения – Софьи и Митрофана. На их примере Фонвизин показывает, какую роль играет воспитание для отдельной личности и для государства в целом.

Софья получила от родителей прекрасное воспитание. Она хорошо образованна, умна и начитанна. Но главное ее достоинство, по мнению Стародума, – доброе и чистое сердце. Даже оскорбляющей и унижающей ее Простаковой она никогда не грубит и остается почтительной с ней. А в конце пьесы даже вступается за нее, простив все нанесенные обиды. Девушка ценит любовь и заботу дядюшки Стародума. Она благодарна ему за все, что он делает для нее.

Полная ее противоположность Митрофан. Госпожа Простакова воспитывает сына так же, как воспитывали ее и брата родители. Она убеждена, что «без наук люди живут и жили». Будь ее воля, она и сына не стала бы обучать грамоте. Но по царскому указу он должен получить образование.

К Митрофану ходят учителя, но делается это лишь для галочки. Невежественную помещицу не волнует, что сами не слишком образованные Цыфиркин, Кутейкин и Вральман мало что могут дать ее сыну. Да и сам Митрофан не испытывает никакой тяги к науке и знаниям. Куда интереснее ему гонять голубей. «Не хочу учиться, а хочу жениться», – провозглашает герой, а Простакова всячески поддерживает сына.

Но страшно не только то, что Митрофан остается необразованным юношей в свои почти 16 лет. Гораздо ужаснее, что он растет эгоистом и жестоким человеком. У Простаковой нет уважения к окружающим. Даже с близкими людьми, мужем и братом, она ведет себя грубо. Для нее ничего не стоит оскорбить человека и унизить его.

А уж своих крепостных она и вовсе за людей не считает. Для нее они лишь рабочая сила, обязанная обслуживать ее и платить ей оброк. Митрофанушка растет копией своей матери. Он оскорбляет преданную и обожающую его няню Еремеевну, грубит и диктует свои правила учителям, обижает отца. Ему неведомы жалость и сострадание, он эгоист до мозга костей.

Плоды своего воспитания Простакова пожинает в конце пьесы: управлять поместьем будет Правдин, Митрофан должен отправиться служить в армию. Лишившись власти, жестокая помещица остается одна. От нее отворачиваются все, даже обожаемый сын: «Да, отвяжись, матушка, как навязалась»

Стародум подытоживает: «Вот злонравия достойные плоды!», – подчеркивая важность воспитания молодого поколения

Смысл названия: две стороны медали

Название «Недоросль» для комедии выбрано Фонвизиным неслучайно. В нем заключен важный смысл.

В XVIII в. недорослями называли несовершеннолетних подростков, еще не закончивших образование. Помимо основного, прямого значения, слово «недоросль» имеет и переносное. Так называли невежду, недалекого и необразованного человека, лентяя и лоботряса. Возраст человека при этом не важен. Это оценка применима и к юноше, и к старцу. Благодаря комедии Фонвизина, именно это значение вышло на первый план и закрепилось в русском языке.

Митрофанушка – недоросль в обоих смыслах этого слова. Он не только не получил образование, но и не желает учиться. Знания, которые пытаются ему вдолбить учителя, он считает бессмысленными и бесполезными. Занимается он лишь потому, что иначе не получит разрешения поступить на государственную службу и не сможет получить чины.

Слепая любовь и невежество госпожи Простаковой приводят к тому, что в свои 15 лет Митрофанушка не умеет делать самых элементарных вещей. Для этого у него есть слуги. В результате такого воспитания Митрофанушка вырастает эгоистичным, невежественным, ленивым, грубым, жестоким. Его имя стало нарицательным. Так теперь говорят о людях, которые не желают учиться, недалеких и не способных позаботиться о себе.

Самое страшное для автора, что при неправильном воспитании рано или поздно всякий человек вырастет, достигнет совершеннолетия, но далеко не каждый перестанет быть при этом недорослем.

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

+1

+1

+1

+1

+1

Очень краткий пересказ пьесы «Недоросль»

Комедийная пьеса «Недоросль» структурно разделена на пять действий, события развиваются во владениях господ Простаковых. Сюжет комедии прост. Сын провинциальных помещиков Митрофан желает жениться на дальней родственнице Софье, осиротевшей и воспитанной с ним в одном доме. На беду, на девушку положил глаз и дядя Митрофана — Тарас Скотинин. Софья находится в трудной ситуации, но появляется её дальний родственник — Старадум, который с помощью чиновника Правдина выводит на чистую воду всё семейство. В развязке Софья становится женой любимого человека офицера Милона, а имение Простаковых оказывается под государственной опекой за дурное обращение с крепостными. Митрофан уходит в армию.

Главные герои

Митрофан – шестнадцатилетний дворянин, капризный, ленивый, эгоистичный, необразованный.

Госпожа Простакова – мать Митрофана, недалекая, грубая женщина.

Скотинин – брат Простаковой, жадный и корыстолюбивый молодой мужчина.

Софья – молодая девушка, сиротка, богатая наследница.

Стародум – родной дядя Софьи, принципиальный, порядочный, честный.

Правдин – постоялец Простаковых.

Милон – молодой офицер, возлюбленный Софьи.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Недоросль»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Недоросль»
  • для самых компанейских — Главные герои «Недоросль»
  • для самых любопытных — Анализ «Недоросль» Фонвизин
  • для самых крутых — Читать «Недоросль» полностью

Действие четвертое

Стародум застает Софью за чтением книги. Они беседуют о добродетелях человека, и о нравах, царящих в обществе. Знатность, богатство и чины хороши, если обладающий всем этим человек не потерял совести. Все в жизни идет от семейного воспитания: если родители не ладят – какой пример они подают детям? Беседу прерывает слуга с письмом от графа Честана. В нем он просит Стародума поласковей отнестись к его племяннику Милону, который квартирует со своей командой как раз в тех местах.

В этот момент входит Правдин, чтобы представить Стародуму своего друга Милона. Офицер восхищает старика своей честностью и прямодушием. Милон в избытке чувств просит у него руки Софьи. Она сама подтверждает, что Милон – и есть ее жених. Этот счастливый момент нарушает появление Скотинина. Он смешит Стародума претензией на руку Софьи. Являются и Простаковы с сыном – и все за тем же, за согласием на брак Митрофана и Софьи. Простакова с гордостью просит проэкзаменовать ее сына. Митрофан показывает свое полное невежество. Всем претендентам не терпится узнать: на кого пал выбор Стародума. Однако он всем сообщает, что девушка «уже сговорена» за хорошего человека. И завтра в семь утра они покинут этот дом.

Начало событий

В произведении рассказывается о жизни одной сельской семьи. У хозяйки имения был родной сын Митрофан. Однажды она заказала у портного дорогой кафтан, но потом сильно разозлилась на того, потому что костюм был мал 16-летнему парню. Работник оправдывался как мог, однако, женщина его не слушала. У нее был супруг, который прослыл на всю округу, как безвольный человек.

Девушка была дальней родственницей отца семейства и проживала у них в усадьбе. Ее вырастила мама в столице, а отец погиб. Но несколько месяцев назад скончалась и она, поэтому молодая особа переехала в деревню. Она даже и не подозревала, за кого ей предстоит выйти замуж.

Через некоторое время девушка получила послание от пропавшего дяди и Простакова сильно расстроилась, потому что ее надежды на скорую свадьбу могут не оправдаться. Затем она обвинила девушку в предательстве, но проверить собственные догадки так и не смогла, потому что была безграмотной. Прочесть записку помог Правдин. В ней было написано, что Стародум оставляет Софье свое огромное состояние. Узнав эту новость, хозяйка имения решила женить на молодой особе своего юного сына.

К Правдину в гости приехал его давний товарищ Милон, который был боевым офицером. Он давно был влюблен в девушку, оставшуюся сиротой. Однако про это он не говорил своему другу. Оказалось, что его дамой сердца была Софья. Они встретились и несказанно обрадовались. Затем молодая особа рассказала ему о планируемом замужестве с Митрофаном. По этой причине офицер стал сильно ревновать, но потом он успокоился, так как узнал о глупости сына хозяйки.

Главные герои

  • Митрофан Простаков. Он же Митрофанушка. Молодой дворянин, капризный и донельзя избалованный матерью. Работать не желает, учиться тоже, хочет только удачно жениться. Типичный трутень, сидящий на шее у родителей.
  • Терентий Простаков. Отец главного героя, бесхарактерный и слабовольный подкаблучник. Главой семьи является лишь номинально, так как к его мнению никто не прислушивается.
  • Госпожа Простакова. Высокомерная и недалёкая барыня, гордящаяся своим дворянским происхождением, мать Митрофанушки. Одержима женить его на Софье после того, как узнает о том, что она получит богатое наследство.
  • Софья. Правильная, хорошая и честная девушка. Небогата, но объявлена наследницей своего богатого дяди.
  • Стародум. Дядя Софьи, человек обеспеченный и весьма консервативный.
  • Тарас Скотинин. Брат госпожи Простаковой, крайне неприятный персонаж, что бросается в глаза даже в кратком пересказе “Недоросля” по главам. Скотинин – человек грубый, порочный и корыстный. Влюблён в Софью.
  • Правдин. Государственный чиновник, абсолютно неподкупный, честный и справедливый. Действует в интересах законности, а не собственной корысти.
  • Милон. Храбрый и благородный молодой офицер, возлюбленный Софьи.

Главные герои «Недоросля»

Явление IV

Простаковы и Митрофан бросаются на колени перед Правдиным и Стародумом, вымаливая прощение. Софья, сжалившись, говорит: «Я мое оскорбление забываю». Стародум тоже просит не доводить дело до суда.

Услышав это, Простаковы вскакивают с колен. Госпожа Простакова в ярости кричит, что сейчас задаст жару своим слугам – «мошенникам и ворам», выпустившим из рук Софью. Правдин вступается за слуг, но Простакова и Скотинин кричат: «Разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет? На что ж дан нам указ-от о вольности дворянства ?»

Правдин тогда вынимает из кармана бумагу и оглашает предписание наместника: Простаковы лишаются имений, передаваемых под опеку правительства. Госпожа Простакова кричит: «Все теряю! Совсем погибаю!»

Скотинин спешит уехать в собственное поместье. Правдин напутствует его словами: «Ступай к своим свиньям и оповести друзей, чтобы они не тиранствовали над подвластными людьми».

Персонажи комедии Фонвизина «Недоросль»: краткая характеристика героев

Сюжет

В семействе помещиков Простаковых подрастал единственный наследник – шестнадцатилетний Митрофанушка. Донельзя избалованный любящими родителями, в особенности матушкой, он вырос эгоистичным, ленивым, грубым и откровенно глупым юношей. Госпожа Простакова наняла сыну учителей, однако сама же не давала ему учиться, полагая, что уроки могут дурно повлиять на самочувствие драгоценного Митрофанушки.

В доме Простаковых также жила их дальняя родственница – сирота Софья. Помещики взяли её к себе, чтобы контролировать её наследство. Родной дядюшка Софьи, Стародум, отправился в Сибирь и долгое время о нём не было никаких известий. Все решили, что он давно умер.

Тем временем Скотинин решил не терять времени зря и жениться на Софье – богатой наследнице. Когда девушка неожиданно получила письмо от дяди Стародума, она узнала, что в её распоряжении оказалось всё его состояние, нажитое за долгие годы в Сибири. Узнав об этом, госпожа Простакова надумала женить на сироте своего неуча Митрофана. Она вступила в конфликт со Скотининым, поскольку не собиралась отдавать ему столь лакомый «кусок».

Тем временем через деревню проходили солдаты под командованием молодого офицера Милона. Здесь он повстречал своего старого товарища Правдина и поведал ему грустную историю своей любви. Выяснилось, что Милон давно влюблён и уже более полугода находится в разлуке со своей возлюбленной, которая осталась сиротой и была увезена какими-то дальними родственниками. Счастью молодого офицера не было границ, когда в деревне Простаковых он встретил свою возлюбленную – Софью.

Вскоре подоспел и Стародум. Познакомившись с Милоном, он понял, что это достойный человек, и дал согласие на его брак с Софьей. Втроём они собрались навсегда покинуть имение Простаковых. Хозяйка очень расстроилась тому, что не сбылись её планы по устройству сына, но она была рада, что он остался с ней. В ответ Митрофанушка цинично нагрубил матери, и та лишилась чувств. Вскоре ему пришлось отправиться на армейскую службу.

Актуальность проблем, затронутых в «Недоросле» Фонвизина

«Недоросль» Фонвизина — это произведение, которое не потеряло своей актуальности на протяжении многих лет. В истории русской литературы этот роман остается одним из наиболее значимых произведений, поскольку в нем затронуты многие актуальные социальные проблемы своего времени.

Одной из главных тем, которую раскрывает Фонвизин, является проблема образования. Актуальность этой темы не утратила своей значимости и в настоящее время, так как образование и его качество остаются одними из ключевых компонентов развития человека и общества.

Еще одной важной проблемой, затронутой в романе, является вопрос о социальной мобильности. В те времена социальное положение человека и его возможности были определяются его происхождением, а не способностями и усилиями

Но данная проблема остается актуальной и сегодня, когда возможности человека все еще зависят от социального статуса, национальности, пола и прочих факторов.

Также роман затрагивает проблему морали и нравственности, которая остается одной из важнейших и актуальных в нашем мире. Автор показывает, что без ценностей, морали и правил, никакое общество не может существовать.

Очень краткий пересказ “Недоросля”

Семейство Простаковых состоит из двоих родителей и их сына-недоросля, ленивого, капризного и избалованного Митрофанушки, который считает, что ему все вокруг что-то должны. Всеми делами в семье заправляет госпожа Простакова, так как её муж – абсолютно бесхарактерный человек, да и сам Митрофанушка тоже, и этот момент нужно упомянуть в кратком содержании «Недоросля» для читательского дневника. Также с Простаковыми проживает девушка-сирота по имени Софья, которую госпожа простакова хочет выдать замуж за своего брата, Тараса Скотинина. Её планы резко меняются, когда она узнаёт, что дядя Софьи, богатый немолодой дворянин Стародум, назначил её своей единственной наследницей. Так у госпожи Простаковой рождается новый план – женить своего сына Митрофанушку на Софье, богатой наследнице, и тем самым обеспечить ему спокойную и безбедную жизнь. Мнение Софьи, влюблённой в честного и смелого молодого офицера Милона, разумеется, никого не интересует.

Семейство Простаковых в спектакле «Недоросль»

Когда в деревню, где проживают все вышеупомянутые действующие лица, приезжает Стародум, дядя Софьи, няня Митрофанушки Еремеевна по её приказу пытается насильно увезти девушку, чтобы потом выдать её замуж за «недоросля». Возможно, этот план сработал бы, если не своевременное появление Милона, возлюбленного Софьи, который препятствует её похищению. Чиновник Правдин заявляет, что Софья и Стародум могут подать в суд на Простаковых, но девушка их прощает, собираясь уехать вместе с Милоном и Стародумом. Но это ещё не всё – Правдин предъявляет документ, согласно которому государство берёт имение и деревни Простаковых «под свою опеку», то есть попросту отбирает (причиной тому являются многочисленные жалобы на жестокое отношение Простаковой к слугам). Простакова в отчаянии пытается обнять Митрофанушку со словами «Один ты у меня остался!», но он отталкивает её и грубо говорит «Отвяжись ты!». Стародум предлагает ему поступить на военную службу, и Митрофанушка соглашается. Простакова в отчаянии, а Стародум подводит итог пьесе словами «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои рассказа «Ионыч» Чехова с характеристиками
Основные черты классицизма в литературе

Образ Простаковой в комедии «Недоросль»

Как уже отмечалось, Фонвизин новаторски изображает свою главную героиню — госпожу Простакову. Уже с самых первых сцен комедии перед нами — деспот, который ни с кем и ни с чем не желает считаться. Она грубо навязывает всем свою волю, подавляет и унижает не только крепостных, но и своего мужа (как тут не вспомнить «сон в руку» Митрофана о том, как «матушка» колотит «батюшку»?..), она тиранит Софью, она хочет заставить ее выйти замуж сначала за своего брата Тараса Скотинина, а потом, когда выясняется, что Софья теперь богатая невеста, — за своего сына. Будучи сама человеком невежественным и бескультурным (с какой гордостью она заявляет: «Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому»!), она презирает образование, хотя и пытается учить сына, но делает это только потому, что хочет обеспечить его будущее, да и чего стоит «обучение» Митрофана, каким оно представлено в комедии? Правда, мать его убеждена: «Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка»…

Госпоже Простаковой присущи хитрость и изворотливость, она упорно стоит на своем и убеждена, что «мы свое возьмем» — и готова совершить преступление, похитить Софью и против её воли выдать замуж за мужчину из «рода Скотининых». Когда же она встречает отпор, то одновременно и пытается вымолить прощение, и обещает наказание тем из своих людей, по оплошности которых сорвалось «предприятие», в чем ее готов активно поддержать Митрофанушка: «За людей приниматься?». Разительно «превращение» госпожи Простаковой, которая только что на коленях униженно умоляла простить её, и, получив прошение, «вскочив с коленей», с жаром обещает: «Ну! Теперь-то я дам зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки». Сколько сладострастия в этом троекратном «теперь-то», и как по-настоящему страшно становится от ее просьбы: «Дай мне сроку хотя на три дни (В сторону) Я дала бы себя знать…».

Однако, как уже отмечалось, в образе Простаковой есть некая двойственность. Она глубоко и преданно любит сына, готова ради него на всё. Виновна ли она в том, что свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к щенятам «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?»? Нельзя ведь забывать, что она из рода Скотининых-Приплодиных, где такая полуживотная любовь и была единственно возможной, откуда же ей-то быть другой? Вот она и уродует душу Митрофана своей слепой любовью, сын всячески угождает ей, а она и счастлива тем, что он ее «любит»… До тех пор, пока он не отшвыривает ее от себя, потому что теперь она ему не нужна, и даже те люди, которые только что осуждали госпожу Простакову, сочувствуют ей в её материнском горе…

Сюжет

В семействе помещиков Простаковых подрастал единственный наследник – шестнадцатилетний Митрофанушка. Донельзя избалованный любящими родителями, в особенности, матушкой, он вырос эгоистичным, ленивым, грубым и откровенно глупым юношей. Госпожа Простакова наняла сыну учителей, однако сама же не давала ему учиться, полагая, что уроки могут дурно повлиять на самочувствие драгоценного Митрофанушки.

В доме Простаковых также жила их дальняя родственница – сиротка Софья. Помещики взяли ее к себе, чтобы контролировать ее наследство. Родной дядюшка Софьи, Стародум, отправился в Сибирь, и долгое время о нем не было никаких известий. Все решили, что он давно умер.

Тем временем Скотинин решил не терять времени зря и жениться на Софье – богатой наследнице. Когда девушка неожиданно получила письмо от дяди Стародума, она узнала, что в ее распоряжении оказалось все его состояние, нажитое за долгие годы в Сибири. Узнав об этом, госпожа Простакова надумала женить на сиротке своего неуча Митрофана. Она вступила в конфликт со Скотининым, поскольку не собиралась отдавать ему столь лакомый «кусок».

Тем временем через деревню проходили солдаты под командованием молодого офицера Милона. Здесь он повстречал своего старого товарища Правдина, и поведал ему грустную историю своей любви. Выяснилось, что Милон давно влюблен, и уже более полугода находится в разлуке со своей возлюбленной, которая осталась сиротой и была увезена какими-то дальними родственниками. Счастью молодого офицера не было границ, когда в деревне Простаковых он встретил свою возлюбленную – Софью.

Вскоре подоспел и Стародум. Познакомившись с Милоном, он понял, что это достойный человек, и дал согласие на его брак с Софьей. Втроем они собрались навсегда покинуть имение Простаковых. Хозяйка очень расстроилась тому, что не сбылись ее планы по устройству сына, но она была рада, что он остался с ней. В ответ Митрофанушка цинично нагрубил матери, и та лишилась чувств. Вскоре ему пришлось отправиться на армейскую службу.

Проблемы

Проблематика пьесы «Недоросль» богата незаурядными вопросами, актуальными до сих пор.

  1. Злонравие – В своей пьесе Фонвизин решительно осуждает самодурство, зависть, жадность и грубость, свидетелем которых он был. По его мнению, дворянство должно отринуть все свои недостатки, чтобы превратить Россию в настоящую европейскую страну.
  2. Невежество – Глупость в глазах драматурга выглядит самым страшным человеческим пороком. В его пьесе все невежды – омерзительные ничтожества, тогда как все положительные персонажи умны и образованы.
  3. Воспитание истинного гражданина – В своей комедии Фонвизин изобразил идеальных, по его мнению, граждан Российской империи в лице Правдина и Стародума. Образованные и добродетельные люди, которые думают прежде всего о благе государства, но при этом сохранили в себе благородство, человечность и искренность.
  4. Также автор высмеял такие пороки, как грубость, жестокость, эгоизм, алчность, жадность, лицемерие, ложь и лесть. По его мнению, их искоренить может только сама система: если преуспевать будут только честные и высоконравственные люди, то все остальные станут такими же, потому что увидят в этом выгоду для себя.

Краткий пересказ

Произведение «Недоросль», созданное писателем Денисом Ивановичем Фонвизиным, рассказывает о нравах, которые царили в русских поместьях в XVIII веке.

Дворянка Простакова заставляла своих слуг и крепостных крестьян выполнять дела, которые они не умели делать. Женщина жестоко наказывала их за не усердие и непослушание. Её муж всегда и во всем соглашался с женой.

Супружеская чета воспитывала сына по имени Митрофан, который не желал учиться. Юноша был совершенно безграмотен, несмотря на то, что родители наняли ему несколько учителей. Мать обещала недорослю скорое венчание, при условии, что он возьмётся за учёбу. Но сын всячески отлынивал от нелюбимого дела.

У женщины был брат – Скотинин. Он мечтал создать семью с Софьей – сиротой, которая проживала в поместье. Ведь девушка обладала богатым наследством. Простакова тоже лелеяла мысль женить на Софье своего отпрыска. Только офицер Милон по-настоящему любил девушку. И бедная сирота тоже испытывала романтические чувства к молодому человеку.

Софья узнала, что её хотят насильно выдать замуж и не знала, что предпринять. На счастье девушки в поместье приехал Стародум — её дядя и опекун. Он хотел увести Софью к себе. Простакова всячески угождала мужчине, желая приобрести в его лице союзника для женитьбы сына. Она рассказала Стародуму, какой образованный у неё отпрыск, и сколько учителей его обучали грамоте.

Стародум узнал, что его племянница образована, а так же честна и добра. Он выяснил, что девушка симпатизирует Милону. Мужчина понял, что молодые люди будут прекрасной супружеской парой, и дал своё согласие на их брак.

Но другие претенденты на руку богатой наследницы не оставили попыток очаровать Стародума. Скотинин поведал о том, что в его поместье много прекрасных свиней, и что его род имеет очень древние корни. Простакова показала своего «образованного» сыночка. Стародум объяснил всем, что у его племянницы уже есть жених, скоро состоится их свадьба. Так же мужчина сказал, что уедет с племянницей следующим утром.

Однако Простакова не оставила попыток осуществить свой коварный план. Она велела слугам увезти Софью в другую деревню и насильно обвенчать её с Митрофаном. Только вмешательство Милона спасло девушку от ужасной участи.

В это время в поместье наведался господин Правдин – государственный чиновник. Он приехал выяснить всю правду о делах четы Простаковых. Правдин

узнал о бесчинствах, которые творила со слугами и крепостными дворянка. Выяснил, что она уже давно обкрадывала Софью. Стародум и Милон свидетельствовали о том, что Простакова хотела насильно обвенчать невинную девушку со своим сыном. Правдин лишил супружескую чету поместья и распустил всех учителей Митрофанушки. Сам недоросль был определён в солдаты. Скотинин, узнав о несчастье сестры, поскорее уехал к себе домой.

В своём произведении Фонвизин обличил нравы, царившие в русском обществе. С подачи гениального писателя словами «недоросль» и «Митрофанушка» стали называть невежественных людей и недоучек.

История создания

Фонвизин провёл полтора года во Франции, изучая юриспруденцию и философию. В возрасте 33 лет он вернулся на родину и был поражён контрастом: во Франции внедрялись в жизнь передовые просветительские идеи, тогда как в России продолжали сохраняться консервативные порядки и хорошо себя чувствовали всякие простаковы и скотинины. Возмущённый этим, Денис Иванович создаёт «Недоросля».

Комедия обретает невиданную популярность: причиной тому — не только актуальность проблематики (многие образованные люди были возмущены крепостным правом и общим низким уровнем культуры), но и яркие смешные образы. Фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» и суждение о двери, которая «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту», давно вошли в наш обиход в качестве общеизвестных шуток.

Действие первое

Помещица Простакова распекает портного Тришку. Кафтан, который он пошил, мал ее единственному сыну, пятнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Собирается целый семейный совет. Простаков старается угодить грозной супруге, и наугад предполагает, что кафтан «мешковат». Тарасу Скотинину, ее брату, кафтан и вовсе нравится. Обновка нужна к сговору Скотинина с сиротой Софьей, дальней родственницей Простаковых. Уже полгода она живет в доме Простаковых, а те усердно надзирают за ее имением. Впрочем, у девушки есть дядя Стародум, но он уехал в Сибирь и не подает о себе вестей. Скотинин льстится на приданое Софьи, особенно на тучных свиней. Сама Софья не подозревает, какие планы у Простаковых на нее.

Софье приходит письмо от дяди. Простакова требует прочесть письмо вслух. Она уверена, что дядя отдал Богу душу, а письмо любовное, от офицера. Никто в семействе грамоте не обучен, читать его поручают постояльцу в доме, чиновнику Правдину. Оказывается, дядя Стародум разбогател и желает сделать Софью своей наследницей. Госпожа Простакова мгновенно меняет план: теперь женихом Софьи будет ее сын Митрофан. Между тем, в деревню вошли солдаты на постой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: