Читать онлайн «у классной доски» автора кассиль лев абрамович

Пословица к рассказу у классной доски кассиль

Краткое содержание для читательского дневника

В рассказе «У классной доски» автором описывается история учительницы сельской школы, Ксении Андреевны, которая во время Второй мировой войны попала в ситуацию, где ей грозила смерть от фашистских захватчиков. Она была уважаемой женщиной и любимой учителем как для взрослых, так и для детей в своем селе. Когда немецкие офицеры пришли в село, они собрали всех ребят в школу и требовали от них информацию о партизанах. Ксения Андреевна и ее ученики отказались эту информацию предоставить, и за это они были угрожены расстрелом. Однако один школьник, Костя Рожков, решил пожертвовать собой и поднял руку, чтобы показать местонахождение партизан. Но перед этим он ударил доску и убежал через окно. В результате партизаны смогли поймать фашистов, а Ксения Андреевна оказалась в безопасности.

Весь рассказ строится на напряжении и драматических моментах, когда учительница и ее ученики стоят перед выбором между жизнью и предательством. Ксения Андреевна остается примером храбрости и силы духа, а Костя Рожков — символом мужества и готовности бороться за свои убеждения

Рассказ подчеркивает важность веры в принципы и принятие риска ради тех, кто находится рядом. «У классной доски» напоминает о том, что и во время самых темных времен справедливость и солидарность могут победить

Краткое содержание

Учительница Ксения Андреевна Карташова работала в школе уже 32 года, учила многих жителей села, которые теперь повзрослели и приводили в школу уже собственных детей.

Шла война, линия фронта располагалась совсем недалеко от села. Школа находилась на пригорке возле обрыва над рекой. Части Красной Армии укрепились за рекой, а колхозники сформировали партизанский отряд и ушли в лес за селом. Школьники часто носили партизанам еду, перевязывали им раны, собирали сведения о местоположении немцев. Лучший школьный пловец Костя Рожков не раз доставлял информацию от партизан войску красноармейцев, переплывая реку.

В селе давно привыкли к рёву вражеских самолётов, но на этот раз на школьный двор заявились три немца на мотоциклах. Под дулом пистолетов они загнали учеников в школу. Начальник потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что в классе все слушаются только её, и велела Сене Пичугину принести стул.

Начальник немного говорил по-русски, хотя учительница понимала и по-немецки. Он объяснил, что от детей требуется главное: на карте, нарисованной им на доске, показать расположение партизан.

Ксения Андреевна и ученики стали уверять, что не знают этого. Тогда немец схватил учительницу, прижал к стене и начал угрожать расстрелом. Она и тогда просила детей ничего не говорить, а также велела им отвернуться, чтобы они не увидели её смерти.

Начальник считал до трёх, но тут Костя Рожков не выдержал: он поднялся и подошёл к доске, сказав, что покажет, где находятся партизаны. Но вместо этого он резко повернул доску в её раме, отчего она ударила стоящего рядом фашиста по лицу. Костя скрылся за доской, как за щитом. За ней располагалось окно, в которое он выпрыгнул, а затем побежал к реке и поплыл к другому берегу. Немцы начали палить сначала в доску, после этого из окна — в него, но не могли в него попасть.

Звуки выстрелов услышали партизаны и быстро взяли немцев в плен. Теперь те находились в классе безоружные и поникшие.

Основные персонажи

Внешние изображения
[www.goslitmuz.ru/images/stories/goslitmuz/Skazka/SVD2012-2013/Dragunsky/VictorDragunskyssynomDenisom.jpg Виктор Драгунский с сыном Денисом]
  • Денис Кораблёв (Прототип — Денис Драгунский) — московский мальчик, в некоторых рассказах ещё дошкольник, в некоторых ученик 1, 2 или 3 класса «В» (сначала октябрёнок, а затем — пионер).
  • Папа Дениса .
  • Мама Дениса .
  • Мишка Слонов (Прототип — Михаил Слоним) — одноклассник и лучший друг Дениса, его спутник в большинстве приключений.
  • Костик — друг Дениса и Мишки.
  • Алёнка — девочка младше Дениса и Мишки, соседка Дениса.
  • Раиса Ивановна — школьная учительница литературы.
  • Борис Сергеевич — школьный учитель музыки.

Смысл произведения

Краткое содержание «У классной доски» Кассиля позволяет детально изучить особенности сюжета. История наглядно показывает благородство простой учительницы, которая не выдавала партизан, дети, как и она, промолчали. Если бы не поступок Кости, то все закончилось бы трагично. Он смог дезориентировать фашистов, убежать и добраться до леса. На звуки выстрелов подошли партизаны и захватили фашистов в плен.

Главное, чему учит рассказ Кассиля, — всегда быть смелым, решительным и в тяжелой ситуации бороться до конца

В произведении также поднимается тема любви к Родине и важности поддержки товарищей

Книги Льва Кассиля являются классикой детской литературы. В своем творчестве он поднимал немало важных тем. Его работы до сих пор активно издают.

Биография

Лучше всего Льва Кассиля знают дети. Он познакомил юных читателей с удивительными странами Швамбрания, Синегория и Джунгахора. Несколько поколений выросло на его замечательных рассказах и повестях. Биография советского писателя полна приключений: он не сидел на месте, пользовался малейшей возможностью увидеть мир, напитаться впечатлениями и эмоциями.


Писатель Лев Кассиль

Дружил с Маяковским, гостил у Циолковского в Калуге, провел десятки вечеров за беседами с Горьким. Талантливому прозаику принадлежит идея проведения «Книжных именин». Литературный праздник позже превратился в «Неделю детской книги», которая до сих пор ежегодно проходит во время школьных каникул.

Основная мысль

Эта история затрагивает непростую тему Великой Отечественной войны и героических поступков в те страшные годы. Она показывает, что совершить подвиг может каждый — вне зависимости от возраста и обстоятельств. Произведение учит:

  • твёрдости и стойкости;
  • мужеству;
  • любви к Родине;
  • уважению к учителям.

Победа над фашизмом была заслугой не только солдат на фронте, но и женщин в тылу и даже детей и подростков, помогавших партизанам и красноармейцам. Примером таких героев тыла становятся Ксения Андреевна, в это тяжёлое время продолжающая работать и учить детей и своим поведением показывающая, что даже во вражеском плену можно вести себя достойно, а также её ученики, проявившие стойкость и решительность.

Главные герои

В произведении несколько действующих лиц. Все они по-своему интересны и примечательны. Сельский педагог Ксения Андреевна работает в школе много лет, она выпустила в жизнь не одно поколение школьников. Женщину уважают и ученики, и их родители. Ей присущи такие черты характера:

  • доброта;
  • преданность;
  • строгость;
  • честность;
  • справедливость.

Преподаватель до конца стоит горой за своих детей, она готова отдать свою жизнь взамен чужой. На фоне остальных детей выделяется Костя Рыжков — смелый и решительный подросток. Он единственный проявил отвагу, которая и помогала ему справиться с немецкими офицерами. Это был рискованный поступок, но благодаря ему остались живы и здоровы все школьники.

Сюжет

Однажды папа подарил Мише чудесную черепаховую табакерку. Чтобы показать, как она устроена, папа приподнял крышку и Миша увидел многочисленные колокольчики, молоточки, валик, пружинку. Мальчик принялся расспрашивать папу, как все это работает, но тот предложил сыну самому подумать над этим. Он лишь предупредил, чтобы Миша не трогал пружинку.

Миша долго всматривался в табакерку и неожиданно увидел серебряного мальчика в золотой юбочке, который позвал его за собой. На городских улицах он увидел много звонких мальчиков-колокольчиков разного роста. Они пожаловались Мише на дядек-молоточков, которые их периодически постукивали. Мальчик поинтересовался у суровых молоточков, почему они обижают мальчиков в юбочках, но они отправили его к надзирателю Валику.

Валик лежал на диване, и лениво переворачивался. Когда он это делал, его крючки цепляли молоточки, а те, в свою очередь, стучали по колокольчикам. Миша спросил, зачем он это делает, но Валик разгневался и прогнал его.

Мальчик отправился дальше и вскоре увидел красивый шатер, в котором сидела принцесса Пружинка. Она то сворачивалась, то разворачивалась, толкая Валика. Миша поинтересовался у нее, почему в городе все толкают друг друга и бьют, на что Пружинка ответила, что иначе не было бы такой красивой музыки.

Миша хотел проверить слова Пружинки. Он прижал ее пальцем, а та вдруг лопнула и музыка умолкла. Миша испугался и… проснулся. Он рассказал свой сон папе, а тот сказал, что для того, чтобы понять, как играет музыка, нужно учиться механике.

Сюжет

В небольшом селе работала учительница Ксения Андреевна, которую очень любили и взрослые, и дети. Он была строгой, но очень справедливой, доброй, и спокойной. Почти все село у нее училось, и ее воспитанники, повзрослев, приводили к ней уже своих детей.

Шла война, и неподалеку от села располагалась линия фронта. Местные колхозники, собрав отряд, ушли к партизанам в лес, а оставшиеся ребятишки помогали им, чем могли: собирали важные сведения, носили еду, перевязывали раны.

В селе уже давно привыкли к шуму вражеских самолетов, но неожиданно на главной улице появились и сами фашисты на мотоциклах. Их было трое, и они тут же под дулом винтовок загнали всех ребят в школу. Один из немцев потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что здесь ученики слушают только ее, и попросила одного мальчика принести стул.

Немцы предложили ребятам пройти «экзамен» – показать на карте, где скрывается партизанский отряд. Ксения Андреевна и дети принялись уверять, что не знают этого. Тогда немцы схватили учительницу, вывели ее к доске и стали угрожать расстрелом. Она лишь тихо попросила, чтобы дети опустили глаза и ничего не говорили.

Немцы принялись считать до трех и один из мальчиков – Костя Рожков – не выдержал и поднял руку, чтобы показать расположение партизан. Подойдя к доске, он что есть силы ударил ее створкой солдата, и выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось переплыть речку и скрыться в лесу. На звуки выстрелов к селу прибежали партизаны и взяли в плен фашистов.

Командир отряда партизан, тоже бывший ученик Ксении Андреевны, попросил учительницу помочь с допросом пленных. Теперь настала их очередь дрожать в ожидании своей участи…

Таблица справочной информации по этому произведению

Элементы текста Описание
ФИО автора Кассиль Лев Абрамович
Название У классной доски
Число страниц 5
Издательство Росвуз Библиотека
Год издания 1990
Жанр Рассказ
Год написания 1942
Главные герои — Ксения Андреевна, сельская учительница, спокойная, строгая, ответственная женщина, получавшая уважение в селе. — Костя Рожков, отважный, решительный школьник. — Немецкие офицеры, фашистские захватчики, угрожающие расстрелом учительнице.
Сюжет В небольшом селе работала учительница Ксения Андреевна, которую все любили. Она была строгой и справедливой. Шла война, и село находилось рядом с линией фронта. Однажды в селе появились немецкие офицеры, которые угрожали расстрелять учительницу и её учеников. Ксения Андреевна попросила детей не говорить их местонахождение. Один из мальчиков, Костя Рожков, не выдержал и показал местоположение партизанского отряда. Затем он атаковал офицера и смог сбежать. Партизаны прибежали на звуки выстрелов и взяли в плен немецких офицеров. Командир партизан попросил учительницу помочь с допросом пленных.

Подробная таблица помогает структурировать информацию и наглядно представить основные характеристики текста, такие как автор, название, жанр, год написания и страницы. Кроме того, она также включает информацию о главных героях и основном сюжете текста.

Сюжет

В небольшом селе работала учительница Ксения Андреевна, которую очень любили и взрослые, и дети. Она была строгой, но очень справедливой, доброй и спокойной. Почти всё село у неё училось, и её воспитанники, повзрослев, приводили к ней уже своих детей.

Шла война, и неподалеку от села располагалась линия фронта. Местные колхозники, собрав отряд, ушли к партизанам в лес, а оставшиеся ребятишки помогали им, чем могли: собирали важные сведения, носили еду, перевязывали раны.

В селе уже давно привыкли к шуму вражеских самолетов, но неожиданно на главной улице появились и сами фашисты на мотоциклах. Их было трое, и они тут же под дулом винтовок загнали всех ребят в школу. Один из немцев потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что здесь ученики слушают только её, и попросила одного мальчика принести стул.

Немцы предложили ребятам пройти «экзамен: показать на карте, где скрывается партизанский отряд. Ксения Андреевна и дети принялись уверять, что не знают этого. Тогда немцы схватили учительницу, вывели её к доске и стали угрожать расстрелом. Она лишь тихо попросила, чтобы дети опустили глаза и ничего не говорили.

Немцы принялись считать до трёх и один из мальчиков – Костя Рожков – не выдержал и поднял руку, чтобы показать расположение партизан. Подойдя к доске, он что есть силы ударил её створкой солдата и выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось переплыть речку и скрыться в лесу. На звуки выстрелов к селу прибежали партизаны и взяли в плен фашистов.

Командир отряда партизан, тоже бывший ученик Ксении Андреевны, попросил учительницу помочь с допросом пленных. Теперь настала их очередь дрожать в ожидании своей участи…

Сюжет

В небольшом селе работала учительница Ксения Андреевна, которую очень любили и взрослые, и дети. Он была строгой, но очень справедливой, доброй, и спокойной. Почти все село у нее училось, и ее воспитанники, повзрослев, приводили к ней уже своих детей.

Шла война, и неподалеку от села располагалась линия фронта. Местные колхозники, собрав отряд, ушли к партизанам в лес, а оставшиеся ребятишки помогали им, чем могли: собирали важные сведения, носили еду, перевязывали раны.

В селе уже давно привыкли к шуму вражеских самолетов, но неожиданно на главной улице появились и сами фашисты на мотоциклах. Их было трое, и они тут же под дулом винтовок загнали всех ребят в школу. Один из немцев потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что здесь ученики слушают только ее, и попросила одного мальчика принести стул.

Немцы предложили ребятам пройти «экзамен» – показать на карте, где скрывается партизанский отряд. Ксения Андреевна и дети принялись уверять, что не знают этого. Тогда немцы схватили учительницу, вывели ее к доске и стали угрожать расстрелом. Она лишь тихо попросила, чтобы дети опустили глаза и ничего не говорили.

Немцы принялись считать до трех и один из мальчиков – Костя Рожков – не выдержал и поднял руку, чтобы показать расположение партизан. Подойдя к доске, он что есть силы ударил ее створкой солдата, и выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось переплыть речку и скрыться в лесу. На звуки выстрелов к селу прибежали партизаны и взяли в плен фашистов.

Командир отряда партизан, тоже бывший ученик Ксении Андреевны, попросил учительницу помочь с допросом пленных. Теперь настала их очередь дрожать в ожидании своей участи…

Главные герои

В произведении несколько действующих лиц. Все они по-своему интересны и примечательны. Сельский педагог Ксения Андреевна работает в школе много лет, она выпустила в жизнь не одно поколение школьников. Женщину уважают и ученики, и их родители. Ей присущи такие черты характера:

  • доброта;
  • преданность;
  • строгость;
  • честность;
  • справедливость.

Преподаватель до конца стоит горой за своих детей, она готова отдать свою жизнь взамен чужой. На фоне остальных детей выделяется Костя Рыжков — смелый и решительный подросток. Он единственный проявил отвагу, которая и помогала ему справиться с немецкими офицерами. Это был рискованный поступок, но благодаря ему остались живы и здоровы все школьники.

https://youtube.com/watch?v=pVY2uko4rdc

Основная мысль

Свой знаменитый рассказ Лев Абрамович Кассиль написал в 1942 году. Автор хотел наглядно показать, каким благородством обладает простая русская женщина в лице сельской учительницы. Она под угрозой расстрела не выдает партизан, а ребята, беря пример с преподавательницы, также решают молчать.

Храбрость и решительность Кости помогает избежать трагического финала: он дезориентирует захватчиков, убегает и добирается до спасительного леса, а партизаны, слыша выстрелы, раздающиеся со стороны поселка, спешат на выручку местным жителям.

Главное, чему учит произведение — это смелость, отвага и решительность. Ни в коем случае нельзя опускать руки, какой бы тяжелой ни казалась ситуация.

Лев Кассиль является автором многих повестей, сказок, рассказов, которые признаны классикой детской литературы. Его произведения всегда добрые, поучительные и касаются многих важных тем и проблем, которые актуальны и сегодня. Его книги по настоящий день издаются и пользуются популярностью среди российских читателей.

Вывод (мое мнение)

Желание учится в раннем возрасте может повлиять на дальнейшую жизнь. Целеустремленность Филиппка была вознаграждена. Мальчик был смел и мужествен. Нападение собак не заставило бежать домой. И хотя он заплакал со страху перед учителем, победил себя

Учитель показал, насколько важно быть скромным

Добавить в избранное

Филипок

— крестьянский мальчик 5 лет, который очень хотел учиться в школе, как старший брат Костя. Он показывает упорство, смекалку, любознательность и решительность, почти как у взрослого человека.

Костюшка

— старший брат главного героя;

Мама

— обычная крестьянка;

Сельский учитель

Прохожий

, который отогнал собак;

Краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого «Филипок»

Крестьянский мальчик Филиппок еще слишком мал, чтоб ходить в школу, поэтому мама велела ему сидеть дома. Оставшись в доме с бабушкой и заскучав, Филиппок все равно решил пойти в школу, где учился его старший брат.

Идти в школу нужно было далеко, через все село. На окраине на мальчика напали собаки, но какой-то прохожий их отогнал, и малыш продолжил путь.

Прибежав к школе, мальчик оробел, думал, что его прогонят. Но все же Филипок решился зайти.

Мальчик увидел много ребят, которые шумно и весело себя вели, причем учитель не возражал

Он сразу обратил внимание на робкого Филиппка, стал спрашивать, кто он и откуда. Филипок оробел, но ребята подсказали, что это брат Кости. Учитель пожалел мальчика и разрешил ему остаться на занятиях

Проверив его знания, учитель увидел, что Филипок немножко умеет читать, пишет свое имя, но путается в молитвах

Учитель пожалел мальчика и разрешил ему остаться на занятиях. Проверив его знания, учитель увидел, что Филипок немножко умеет читать, пишет свое имя, но путается в молитвах.

Мальчик пояснил: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!», и учитель это оценил. С этого памятного дня мальчик начал посещать занятия в школе.

Толстой привлекает внимание к природному познавательному интересу, который есть в детях. Филипок так сильно хочет учиться, что идет в школу наперекор матери. Малыша не останавливают ни возраст, ни отсутствие шапки (взял отцовскую), ни расстояние, ни погода, ни собаки

Малыша не останавливают ни возраст, ни отсутствие шапки (взял отцовскую), ни расстояние, ни погода, ни собаки.

Учитель, увидев такое рвение, сможет использовать его по назначению и обучить мальчика в краткие сроки.

Сам Толстой придерживался такой же позиции касаемо обучения крестьянских детей. Он был противником жесткой дисциплины: учиться в школе в Ясной Поляне могли любые дети, на уроках было много свободы и личного общения. Писатель верил в то, что образование необходимо людям всех сословий.

Было интересно? Смотри еще:

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробности

Рассказ «Филипок» Толстого был написан в 1875 году. Это история о маленьком крестьянском мальчике, который очень хотел учиться в школе вместе со старшими ребятами.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Филипка». Пересказ пригодится также и для читательского дневника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: