Машиностроительный комплекс, его состав и значение

Современное машиностроение и его проблемы

Состояние экономики и промышленности зависит от состояния развития машиностроения, так как именно данная отрасль оснащает капитальными ресурсами, машинами, оборудованием, предприятия и производства и является проводником достижений научно-технического прогресса.

Так же машиностроение имеет огромное влияние на ВВП, материалоемкость и энергоемкость напрямую связанны с обороноспособностью государства.

20% в промышленности страны приходится на машиностроение. В развитых странах на долю продукции машиностроения приходится от 30 до 50%.

В 2014 году доля машиностроения в ВВП составила 8%. Конечно же, следует заметить, что, несмотря на все старания на сегодняшний день уровень развития машиностроения в России уступает многим даже развивающимся странам.

Ситуацию не может исправить даже внедрение новых технологий, заимствованных у зарубежных развитых стран.

Статья: Современное и новейшее машиностроение и его проблемы

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Данного уровня развития машиностроения не достаточно для конкуренции с азиатскими и европейскими странами.

Так же отрицательно сказывается на машиностроении нынешняя политическая обстановка страны.

Стопорящим фактором для машиностроения служит отсутствие финансирования, а ведь именно оно составляет основную часть основного капитала. Все менее стоит надеяться на поддержку государства. Так же учитывая нынешнее политическое положение, маловероятны инвестиции из-за рубежа.

Однако существуют и другие пути повышения эффективности машиностроительных отраслей, которые не требуют больших финансовых вложений. Практически на каждом производстве существуют внутренние резервы, образованные на основе снижения потерь материалов и сырья, возникающих из-за несовершенства процесса.

Существуют методы снижения подобных потерь, как за рубежом, так и в России. Однако внедрение таких методик требуют безотказного механизма, квалифицированного персонала и т. п.

Современное машиностроение основывается на наукоемких технологиях. Функциональная нагрузка переносится с механизации на интеллектуальные компоненты (компьютеры, роботы и т. п.).

Появляется «новая экономика», которая основывается на информационных услугах, дающих возможность потребителю погрузиться в виртуальный мир для освоения новых познаний.

Из этого можно сделать выводы, что современное машиностроение и информатизация общества создают целостную новую среду обитания, внутри которой существует и учится человек.

Сложность нынешних технологий и их создание на основе современного наукоемкого продукта требуют концентрации финансового и интеллектуального капитала, чего, к сожалению, не могут обеспечить ресурсы одной экономики.

Так как одна страна не может создать технологическую цепочку полностью, уже давно данные технологии перешли региональные границы, что привело к созданию транснациональных корпораций.

Для поддержания конкурентоспособности необходим определенный каркас научно-технических структур (наука-технология-производство).

Новейшими отраслями машиностроения считаются робототехника, электроника, радиотехника. Каждая из данных отраслей требует большого взаимодействия с научными технологиями.

Технологические особенности: кооперирование

Как вы уже могли понять, кооперирование представляет собой производственные связи между несколькими заводами, каждый из которых выполняет определенную роль в производственном процессе, что приводит к совместному изготовлению готовой продукции. Что касается классификации кооперирования, то здесь все гораздо проще, по сравнению со специализацией. Кооперирование может быть либо внутриотраслевым, либо межотраслевым. В первом случае между собой кооперируют предприятия, относящиеся к одной отрасли либо (что более актуально в данном случае) к одному межотраслевому комплексу, а во втором — соответственно, относящиеся к разным отраслям и разным межотраслевым комплексам.

Слайд 9Производство станков и инструмента. Россия по экспорту станков (0,3% мирового

объёма) занимает примерно 22-е место в мире; импорт станков превышает собственное производство. Среди центров станкостроения, сохранивших производство, — Москва, С.-Петербург, Дмитров, Рязань, Сасово, Владимир, Сафонове, Краснодар, Армавир, Астрахань, Стерлитамак, Воткинск, Ижевск, Киров, Нижний Новгород, Самара, Пенза, Оренбург, Алапаевск, Челябинск, Барнаул, ХабаровскКрупнейшие центры по производству режущего и измерительного инструмента — Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, Челябинск и др.; абразивного инструмента — Белгород, Волжский, Златоуст, Кыштым, Луга, Челябинск и др.

Слайд 15Производство подвижного состава для железных дорогРанее Россия, занимая 1-е в мире

по производству этой продукции, ещё и импортировала часть подвижного состава и локомотивов из соседних стран. Магистральные электровозы и тепловозы производят в Новочеркасске и Коломне; маневровые тепловозы и электровозы для промышленных предприятий в Муроме, Брянске, Людиново.Пассажирские вагоны производят в Твери, Орехово-Зуево, Торжке и С.-Петербypre; грузовые вагоны — в Брянске, Абакане, Нижнем Тагиле, Новоалтайске, Калининграде, Великих Луках; вагоны для метрополитена — в Мытищах С.-Петербурге; вагоны для электричек- в Демихово и Торжке; пассажирские дизель-поезда — в Людиново. Специализированные заводы по производству троллейбусов есть в г. Энгельс, Вологде; трамваев – в г. Усть-Катав.

Проблемы машиностроительного комплекса России

Ведущая отрасль промышленности в настоящее время испытывает целый ряд серьёзных проблем, требующих принципиально новых методов решения:

  1. Износ основных фондов, превышающий 50%. И это, при крайне низком уровне обновления. Подчас, промышленные корпуса заводов и фабрик требуют сноса или капитального ремонта, а оборудование, отслужившее более полустолетия – замены. Сегодня недопустимо работать на станках и машинах, отслуживших эксплуатационный срок. В среднем, при надлежащем обслуживании, он составляет 22 года.
  2. Инвестиционная непривлекательность. Кто будет вкладывать средства в практически полностью изношенное оборудование, производящее никому ненужную продукцию?
  3. Отсутствие гибкости, возможности своевременного манёвра для быстрого перехвата наиболее выгодных заказов. Слишком глубокая специализация, рассчитанная на гарантированныйдлительный, устойчивый сбыт, порождает своеобразный консерватизм, препятствующий кардинальным, резким изменениям направления деятельности. Что приводит к простоям, старению оборудования, потери материальной заинтересованности персонала в результатах своего труда.
  4. Предельно низкий уровень инноваций. Современное производство требует не только внедрения передовых технологий, но и обладания новейшими, конкурентоспособными разработками.
  5. Старение кадров. Отсутствие высококвалифицированного персонала, способного работать на ультрасовременном оборудовании и готового к постоянному переобучению. Здесь одним из решающих факторов является уровень оплаты труда, заставляющий перспективную молодёжь искать работу в других регионах страны или за рубежом.

Решение проблем износа и технической отсталости машиностроительного комплекса требует: гигантских инвестиций, рассчитанных на длительные сроки окупаемости; плюс государственной политической поддержки отечественных производителей, реализуемой на законодательном уровне.

Структура комплекса

В школе ученики получают наглядное представление о машиностроительном комплексе. В 9 классе преподаватели подробно разъясняют деятельность каждой отрасли. На примерах показывают, что наряду с выпуском агрегатов ведутся и процессы металлообработки заготовок. Это отражается в специализации предприятий.

В таблице машиностроительный комплекс разделяется на группы. Каждой из них кратко дается описание.

Группы Краткое определение
Тяжелое машиностроение В задачу отрасли входит производство крупного сложного оборудования.
Станкостроение Отрасль обеспечивает выпуск станков. Относится к среднему машиностроению.
Транспортное машиностроение Относится к машиностроению, которое занимается выпуском автомобилей и судов.
Сельскохозяйственное машиностроение Относится к общему машиностроению. Обеспечивает выпуск сельскохозяйственной техники.
Приборостроение и электроника Производит выпуск электротехники.

Тяжелое машиностроение

Эта отрасль является основным потребителем металла. Тяжелое машиностроение разделяется на подотрасли. Наиболее важные из них можно назвать следующие:

  1. Подъемно-транспортные. Здесь производятся конвейеры и мостовые краны. На предприятиях работает более 5 млн человек.
  2. Горные. Агрегаты, которые выпускаются этими предприятиями, используются при разработке месторождений и для добычи полезных ископаемых.
  3. Металлургические. Изучая характеристику этой продукции, видно, что она является очень дорогой. Примером могут служить доменные или электроплавильные печи.
  4. Атомные. Эта подотрасль только получила свое развитие и является очень перспективной. В основном здесь изготавливаются агрегаты для АЭС.

Развитие станкостроения

В этой отрасли среднего машиностроительного комплекса производятся станки и оборудование. К ним относятся следующие агрегаты:

  1. Инструменты для металлообрабатывающих операций.
  2. Кузнечно-прессовое оборудование, включающее в себя агрегаты для горячей и холодной штамповки.
  3. Металлорежущие станки.
  4. Оборудование для обработки древесины.
  5. Агрегаты для легкой промышленности.

К станкостроительным центрам России относятся Москва, Санкт-Петербург, Подольск, Нижний Новгород. В настоящее время эта отрасль практически не работает в полную силу. После 1990 года в ней произошел сильный упадок.

Транспортная продукция

Транспортная отрасль представлена масштабными видами промышленности. К ним относятся:

Автомобильная. Эта продукция применяется в различных сферах хозяйства.
Судостроительная. Несмотря на то что конструкции металлоемкие, изготавливаются они вдалеке от металлургических баз. Связано это с трудностями их транспортировки.
Авиационная. Здесь производятся пассажирские и грузовые самолеты, изготавливается вертолетная техника.
Ракетно-космическая

Этой промышленности уделяется особое внимание, поскольку такие установки должны безотказно действовать в условиях космического пространства.

Сельскохозяйственные изделия

Такая отрасль относится к общему машиностроению. Здесь на выпуске отдельных узлов всей конструкции задействованы целые заводы. В дальнейшем эти детали поступают на предприятие, где производится окончательная сборка тракторов или сельскохозяйственных агрегатов.

Такая продукция отличается большим разнообразием. Здесь может проходить сборка картофелеуборочных, зерноуборочных или льноуборочных машин. Среди тракторов тоже существует разнообразие. Агрегаты выпускаются на колесном и гусеничном ходу.

В зависимости от потребности техника выпускается по регионам. Например, в Рязани и Ростове-на-Дону изготавливаются картофелеуборочные машины, поскольку там на них существует потребность.

Приборостроение и электроника

Продукция этой отрасли не отличается материалоемкостью, но для ее изготовления требуется наличие квалифицированных кадров. Заводы, выпускающие электротехнические и электронные изделия, оснащены автоматизированными линиями. Здесь выпускается высокоточная измерительная техника, медицинские приборы, часы. Кроме того, изготавливаются крупные изделия. К ним относятся генераторы, устанавливаемые на гидравлических и газовых турбинах. Большим спросом пользуются электродвигатели, трансформаторы и преобразователи. Перед разработкой технологий изготовления всех этих агрегатов предварительно проводятся научные исследования.

Несмотря на меньшие масштабы конструкций, общий объем продукции приборостроения превосходит выпуск изделий тяжелого машиностроения.

Слайд 3С 90-х гг. многократно снизилась ёмкость рынков машиностроительной продукции, сильно сократилось

производство отечественного оборудования, что определило прогрессирующий износ основных средств за 1991-2002 с 45,0 до 53,1%. Доля машиностроения в инвестициях в осн.капитал сократилась с 23,1(1990) до 6,9% (2001).Удельный вес прогрессивного оборудования в производственной базе комплекса понизился за 1992-2000 с 49,5 до 39%.Российское машиностроение пропустило крупный структурный сдвиг, характерный для высокоразвитых стран: переход к серийному производству высокотехнологичной продукции, основанном на использовании гибких интеллектуализированных технологий.Производительность усредненного российского машиностроительного завода составляет 10-20- % передового завода мирового уровня. На аналогичных производствах в высокоразвитых странах занято в 5-10 раз меньше работающих, чем в РФ.

Машиностроительный комплекс России

Российский машиностроительный комплекс объединяет в себе более 70 отраслей, основными среди которых являются приборо – и станкостроение, электротехника и инструментальная промышленность. Разделяясь на общее, тяжелое и среднее, машиностроение распределено по регионам неравномерно. Об этом и многом другом рассказано в статье о машиностроительном комплекс РФ, теме, изучаемой в 9 классе.

Тяжелое машиностроение сосредоточено в трех районах: Уральском, Центральном и Северо-Западном, но есть крупные предприятия и в Волго-Вятском, Поволжском и Сибирском районах. Географическое распределение обусловлено тем, что этот машиностроительный комплекс России отличается высокой металло – и энергоемкостью, а вот трудоемкость у него относительно низкая.

В сферу тяжелого машиностроения входят производства горно-шахтного и металлургического оборудования, заводы, на которых собирают кузнечно–прессовые машины и крупные морские суда.

Она характеризуется значительным уровнем привязки к сырьевому фактору и районам потребления.

Европейский регион РФ производит 94, 6% от всего объема машиностроительной продукции, а азиатский – только 5,4%.

Металло – и энергоемкость этой группы отраслей средняя, трудоемкость также невысока, так что размещение диктуется главным образом потребительским фактором. Некоторые предприятия территориально привязаны к металлургическим базам.

Среди предприятий общего машиностроения наиболее сильно завязано на потребительский фактор сельскохозяйственное машиностроение, поэтому оно распределено по регионам следующим образом: льноуборочные машины производят в Бежецке, картофелеуборочные – в Рязани, Ростов-на-Дону является центром производства зерноуборочных комбайнов наряду с Таганрогом и Красноярском. Воронеж, Курган и Новосибирск – еще три региона, где размещено много предприятий этой группы.

Рис 1. Сельскохозяйственные машины.

Среднее машиностроение отличается низкой металло – и высокой трудоемкостью. На предприятиях этой отраслевой группы производят вычислительную технику, автомобили, оборудование для полиграфии и медицины и т.д. Основных факторов, влияющих на размещение, два: потребительский и трудовой.

В группе стоит особо выделить автомобилестроение, центрами которого являются Центральный, Поволжский и Волго-Вятский экономические районы. Два самых крупных производителя – КамАЗ и ГАЗ – расположены в Набережных Челнах и Нижнем Новгороде соответственно.

Рис. 2. Завод КамАЗ.

Первая проблема берет начало в 90-х годах прошлого века, когда на рынке страны стало появляться оборудование иностранного производства. Импортные изделия отличаются более высоким качеством. Сейчас эта проблема решается реконструкцией старых предприятий и строительством новых, более современных. Инвестиционный приток в эту область значительный.

Экологическая проблема связана, с одной стороны, с истощением сырьевых ресурсов, что порождает необходимость поиска новых источников сырья для производств, а с другой – с тем, что данные производства негативно воздействуют на окружающую среду, загрязняя атмосферу, водоемы и почву.

Тяжелое машиностроение Общее и среднее машиностроение Точное машиностроение
Металлургическое машиностроение Химическое машиностроение Приборостроение
Горное и Подъемно-транспортное машиностроение Станкостроительная и инструментальная промышленность Электронное машиностроение
Энергетическое машиностроение Электротехническое машиностроение
Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение
Автомобильная промышленность

Предприятия машиностроительного комплекса выбрасывают в атмосферу 32% промышленных загрязнений. При этом, по разным данным, очистными сооружениями оснащено от 30 до 50% производств.

Рис. 3. Промышленное загрязнение.

Российский машиностроительный комплекс подразделяется на отрасли в зависимости от металло-, трудо– и энергоемкости. Это среднее, общее и тяжелое машиностроение. На их размещение влияют разные факторы.

В случае со средним машиностроением – это трудовой и потребительский, общим – в основном потребительский и немного сырьевой, а наиболее привязано к сырьевому фактору тяжелое машиностроение.

Больше всего продукции этого комплекса производится в европейской части страны. Машиностроение отличает две основные проблемы. Первая – это сокращение производства, связанное с низкой конкурентоспособностью продукции.

Оборонно-промышленный комплекс

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) – это одна из ведущих отраслей машиностроительного комплекса России. В ней занято не менее 2 млн. человек. Во времена Советского Союза ОПК преобладал в экономике стране, но после развала многие предприятия были перепрофилированы на выпуск мирной продукции, что привело к потере разработок и технологий.

Политика по восстановлению оборонно-промышленного комплекса началась в 2000-х годах, именно тогда вышел указ о создании компании «Рособоронэкспорт». На закупку военного оборудования в стране выделили 46 млрд. рублей. Начали создаваться концерны, которые объединили ведущих производителей военной продукции. В 2002 году была создана первая крупная корпорация «Алмаз-Антей». В 2011 году в базу ОПК входило 50 интегрированных структур, на их долю приходилось 60% всей выпускаемой военной продукции. Россия снова начинает входить в состав мировых лидеров по производству вооружения.

В 2018 году страна экспортировала 22% военной техники, приборов и оружия. Продукция отправляется в Индию, Кувейт, Китай, Бразилию, Сирию, Иран, Грецию. Больше всего экспортируют военно-воздушную технику.

Отрасли и центры оборонно-промышленного комплекса:

  • ракетно-космическая – Королев, Санкт-Петербург, Ульяновск, Иркутск, Красноярск;
  • судостроительная – Санкт-Петербург, Зеленодольск, Северодвинск;
  • авиационная – Уфа, Воронеж, Казань, Пермь;
  • бронетанковая промышленность – Курган, Нижний Тагил, Челябинск;
  • производство ядерного оружия – Северск, Саратов, Железногорск, Снежинск;
  • производство артиллерийского вооружения – Пермь, Нижний Новгород;
  • выпуск боеприпасов и военного оружия – Москва, Тула, Краснозаводск, Ижевск.

Самые крупные предприятия ОПК:

  • ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»;
  • АО «Вертолеты России»;
  • АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Дзержинского»;
  • АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»;
  • АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»;
  • АО «Научно-производственная организация «Высокоточные комплексы»;
  • АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».

Основные проблемы машиностроительного комплекса

Стоит заметить, что машиностроительный комплекс пострадал больше всех в ходе последних кризисов, и это при том, что он является основой промышленного производства.

Выделяется ряд факторов, предопределяющих важность поиска решений проблем машиностроения:

  1. Машиностроение – это катализатор научно-технического прогресса, оказывающий влияние на все сектора экономики.
  2. Машиностроение по праву считается наиболее сложной отрасль промышленности, производящей широкую номенклатуру продукции.
  3. Многие предприятия работаю на оборонный комплекс.
  4. По стоимости выпускаемой продукции, машиностроение занимает лидирующие позиции.
  5. На долю машиностроения приходится 15% ВВП, 20% производимой продукции и 25% стоимости основных фондов.

Из этого можно сделать выводы, что проблемы машиностроительного комплекса требуют незамедлительного решения.

Замечание 1

Наиболее значимой проблемой можно считать зависимость машиностроительного комплекса от платежеспособности отраслей, на спрос которых оно ориентируется. То есть, неся финансовые потери, промышленные отрасли вынуждены сокращать заказы продукции машиностроения.

В последнее время рост машиностроительного комплекса остановился на одном уровне, тогда как в зарубежных странах он увеличивается с каждым годом.

Есть некоторые отрасли (судостроение, вертолетостроение, радиотехника), где износ оборудования достигает 70%. А это значит, что внедрение новых технологий не представляет возможности. Многие отрасли требуют кардинальную модернизацию. Из чего следует, что на сегодняшний день не все предприятия могут выпускать конкурентоспособную продукцию.

Более 90% основных производственных фондов российского производства, что затрудняет процесс обновления оборудования за счет импортных комплектующих. Для исправления данной ситуации требуются не малые инвестиции. К примеру, в год требуется введение около 50 тысяч единиц нового оборудования.

Замечание 2

Осложняет ситуацию и то, что с каждым годом все больше зарубежных фирм проникают на внутренний рынок, создавая все большую конкуренцию.

Еще одной немаловажной проблемой является нехватка квалифицированной рабочей силы. На сегодняшний день средний возраст работника стремительно приближается к пенсионному возрасту

К тому же стоит отметить, что старшее поколение зачастую не в состоянии овладеть новыми технологиями. Острая нехватка молодых кадров значительно тормозит процесс модернизации.

Для решения многих проблем необходима модернизация сразу всех отраслей машиностроения, что, конечно же, задача нереальная. На это нахватает ни финансовых ни человеческих ресурсов. Именно поэтому главной задачей можно считать выбор приоритетных отраслей, которым будет оказана помощь вначале.

Слайд 12В производстве грузовых автомобилей (173 тыс. в 2002) позиции рос. заводов

более сильны. Грузовые автомобили производят специализированные заводы в Нижнем Новгороде (ГАЗ), Набережных Челнах (КАМАЗ), Миассе (УралАЗ), Ульяновске (УАЗ); Москве (ЗиЛ); на базе шасси — в Мытищах, Сердобске, Саранске, Нефтекамске. На базе шасси легковых автомобилей грузопассажирские машины производятся, в Ижевске (ИЖ) и Тольятти (НИВА).Производство автобусов (66,7 тыс, из них ок. 40,0 тыс. – микроавтобусы(2002). Автобусы сверхбольшой вместимости собирают в Москве и Голицыне; городские автобусы производят в Ликино-Дулево, пригородные средней вместимости в Павлове, микроавтобусы в Нижнем Новгороде, для сельской местности в Кургане. Новое производство городских автобусов на базе шасси начато в Нефтекамске.

Крупнейшие представители отрасли[]

Мировые компании

Крупнейшие мировые машиностроительные компании.
Компания Стоимость фондов, млрд. $ Доходы, млрд. $ Прибыли, млрд.$
General Electric 750.507 (1)* 152.866 (9) 16.819 (4)
General Motors 479.603 193.517 (5) 2.805
Toyota Motor 227.513 172.616 (7) 10.898 (11)
DaimlerChrysler 248.324 176.687 (6) 3.067

* в скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю

По данным рейтинга Fortune500 2005

  General Electric — мощнейшая в мире компания по размеру фондов, по прибыльности уступает только нефтяным энергогигантам British Petroleum, ExxonMobil и Royal Dutch/Shell. Несмотря на то, что в сферу деятельности компании входит множество иных направлений, с момента основания основными являются машиностроение и энергетика.

  Среди крупных машиностроителей серьезная часть — это компании автомобильной промышленности, во многом формирующие высокий уровень потребления и состояние экономики в целом.

Российские компании

Крупнейшие российские машиностроительные компании.
Компания Доходы, млн. $ Прибыли, млн.$
АвтоВАЗ 5570.3 (16)* 160.2 (37)
Группа «СОК» 1705,6 (33) н.д.
АХК Сухой 1496.9 (37) 84.4 (63)
КамАЗ 1612.7 (35) 7.3

* в скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю

По данным Эксперт — 400 2005 ЭкспертРА

  Компании автомобилестроители, ориентированные прежде всего на внутренний рынок, составляют верхушку списка, однако их ряды поправляют исторически сильные экспортные компании ВПК

Классы машиностроения

Несмотря на всю многочисленность совершенно разных отраслей, машиностроительный комплекс делится всего лишь на три класса.

Тяжелое машиностроение

Характерной чертой этой отрасли является большая емкость металла, высокие затраты электроэнергии и низкая трудоемкость. В связи с этим возникает фактор расположения. Заключается он в том, что производство строится ближе к месторождению и источнику энергии. Таким образом, сырье будет поставляться непрерывно в течение длительного времени, а необходимое количество энергии будет легко вырабатываться на электростанциях. К продукции, выпускаемой данным классом машиностроения, относятся:

  • Корабли.
  • Локомотивы.
  • Самолеты.
  • Горно-шахтное оборудование.
  • Кузнечное оборудование.


Рис. 3. Вертолет Ка-52 в полетеСамые большие центры данного класса располагаются в:

  • Нижнем Тагиле.
  • Коломне.
  • Москве.
  • Брянске.

Машиностроение общего применения

Машиностроение общего назначения обладает относительно невысокой металловместительностью и электропотребляемостью. Располагаются такие предприятия в тех местах, где вероятность быстрого сбыта продукции составляет высокий коэффициент. Отсюда появляется фактор расположения — потребительский. К классу общего применения относятся:

  • Сельскохозяйственные машины.
  • Оборудование для легкой промышленности.
  • Машины для целлюлозно-бумажной отрасли.
  • Спецтехника для лесной и строительной промышленности.


Рис. 4. Вертолет Ми-26 ВВС России на авиасалоне МАКС-2013

Среднее машиностроение

Данное направление включает в себя предприятия с высоким уровнем трудоемкости и малым коэффициентом металлоемкости. Главные факторы размещения таких предприятия — потребительский и трудовой. Данный класс машиностроения сочетает в себе огромное разнообразие техники:

  • Вычислительной.
  • Электротехнической.
  • Медицинской.
  • Хозяйственной.
  • Полиграфической.
  • Автомобильной.


Рис. 5. Поезд «Сокол-250»

Слайд 5Факторы размещенияНаукоемкость (вблизи научных центров – крупные города)Трудоемкость (В крупных городах,

готовящих квалифицированные кадры)Металлоемкость (города, где располагаются металлургич. центры)Размещение предприятий рядом с потребителем (судостроение – в портовых городах)Специализация и кооперирование
Специализация – выпуск производителем однородной продукции
Кооперирование – Производственные связи между производителями, изготовляют совместно продукциюТранспортный (Размещаются на крупных транспортных магистралях)Военно-стратегический (Интересы национальной безопасности, предприятия удалены от границ и расположены в городах, доступ в которые ограничен)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: