Конфликты: виды, причины, способы разрешения

Урок 1. что такое конфликт: виды, типы и формы конфликтов

Структура конфликта

Структура конфликта в себя включает участвующие стороны, предмет противостояния, образ конфликтной ситуации, мотив конфликта и позицию конфликтующих сторон.

  1. Стороны конфликта – это те субъекты социального взаимодействия, которые находятся в состоянии конфликта, явно или неявно поддерживают конфликтующих. Также они называются субъектами конфликта.

    Участники конфликта могут обозначаться в терминах ролевых позиций, в рамках которых в данной ситуации осуществляется взаимодействие их («начальник – подчиненный», «муж – жена», «отцы и дети»). Переход конфликтующих сторон непосредственно к конфликтным взаимодействиям начинается с действий одного из них, а участник конфликта, который проявляет инициативу, является инициатором конфликта.

  2. Предмет противостояния – это собственно то, из-за чего конфликт возникает. Предметы конфликтов отличаются многообразием, охватывают большую часть сфер человеческой деятельности: экономика, семья, идеология, образование, быт. Предмет конфликта сам по себе может быть четким или нечетким (размытым). Предметом конфликта может стать конкретные объекты, конкретные возможности, или какое — либо ценностное утверждение, мнение другого исключающее, а также соблюдение или несоблюдение определенных правил.

  3. Образ конфликтной ситуации представляет собой отображение предмета конфликта в сознании субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация – это те накопившиеся противоречия, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для начала реального противоборства между ними. Образ конфликтной ситуации среди участников конфликта обычно не совпадает. На развитие конфликтной ситуации могут влиять такие факторы, как:

    • социокультурные факторы, включающие культурные формы разрешения и протекания конфликтов;

    • ситуационные факторы, определяющие направленность конфликта на смягчение или ужесточение, которые учитывают и собственные характеристики участников, и действие третьей силы.

  4. Мотивы конфликта представляют собой внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов взаимодействия к конфликту (мотив выступает в форме потребности, интереса, цели, идеала, суждения).

  5. Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем участники конфликта заявляют друг другу в процессе конфликтного взаимодействия.

Почему возникают конфликты между людьми

Конфликты возникают в ситуациях, когда накопившихся противоречий слишком много, чтобы они могли быть решены с помощью компромисса или другого мирного способа.

Конфликт состоит их самой конфликтной ситуации и инцидента.

Конфликтная ситуация представляет собой совокупность разногласий, взаимного недовольства и претензий. Она может зреть до тех пор, пока не случится инцидент.

Основные причины, способствующие началу

Существует огромное количество конфликтных ситуаций, но чаще всего их причиной являются следующие факторы:

  1. Разное понимание социальных ролей. Человек часто сталкивается с тем, что окружающие предъявляют к нему завышенные требования. Мать требует от сына, чтобы он был идеальным ребенком, жена настаивает на том, чтобы ее муж был безупречным. Сопротивление навязываемой роли бывает одним из наиболее частых конфликтов в семье и на работе.
  2. Конкуренция. Люди постоянно сражаются за власть, материальное благополучие, повышение социального статуса. Биологически заложенное в нас соперничество служит постоянным источником столкновения интересов.
  3. Дискриминация. Межгрупповые конфликты часто возникают из-за ксенофобии — неприятия всего чужого и непохожего на представителей той или иной общности. Дискриминация может осуществляться по самым разным признакам: национальному, этническому, религиозному, социальному.

Часто бывает, что конфликты не имеют под собой реальной причины, а основаны на заблуждениях. Человек получает искаженную информацию и на ее основе принимает неверное решение. Чтобы разрешить подобный тип конфликтных ситуаций, достаточно внести ясность. Но для этого необходимо, чтобы хотя бы один из участников обладал достаточно развитой психологической культурой.

В организациях конфликты возникают чаще всего по следующим причинам:

  1. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях. В ситуации, когда результат работы одного человека зависит от того, насколько эффективно осуществляют свою трудовую деятельность другие сотрудники, неизбежно возникают конфликтные ситуации. Как правило, одни работники упрекают других в пассивности и низкой продуктивности, а те перекладывают ответственность еще на кого-то.
  2. Различия в целях и способах их достижения. Директор фирмы заинтересован в увеличении продаж и готов добиваться этого любыми способами, в том числе заставляя сотрудников работать сверхурочно. Исполнителей такой подход не устраивает. Их мотивация основана на повышении заработной платы. Рост продаж интересует сотрудников только в той степени, в какой это отражается на их реальном доходе.
  3. Распределение ресурсов. В любой организации, даже очень богатой, ресурсы ограничены. Распределение их между разными людьми практически всегда вызывает вопросы. Те сотрудники, которые чувствуют, что их несправедливо обделили, могут вступить в скрытое или явное противостояние.

Внутриличностный конфликт

По мнению психологов, что конфликт Это может происходить не только между отдельными людьми, но и внутри одного человека. Внутренние противоречия в чувствах, установках и потребностях человека называются вагинальными. конфликтом . Она также может быть вызвана противоречиями между обществом требованиями, предъявляемыми человеку, и его личными потребностями, а также нерешительностью в выполнении этих требований.

Психологи выделяют следующие типы конфликтов :

  • Ролевые — они связаны с несовместимостью многих социальных ролей одного человека. Например, мужчина выполняет две социальные роли — он директор по обуви и отец семейства. У мужчины не хватает времени, чтобы одновременно выполнять свои семейные и профессиональные обязанности, поэтому ему всегда приходится выбирать, чем он хочет пожертвовать — семейными отношениями или карьерой.
  • Этика — относится к выбору человека между прибылью обществу Этика — относится к выбору человека между выгодой и личным интересом, между добром и злом, между необходимым и желаемым.
  • Ценности — причины существования живых существ. конфликта Это непринятие человеком определенной ценности, навязанной другими, обществом . Например, Саша Иванов осуждает поведение своего класса, когда ученики делают пакости на уроках. Однако Саша не является «черной овцой» в этом, будучи вынужденным покинуть урок вместе с одноклассниками, чтобы догнать команду.
  • Адаптация — неспособность человека приспособиться к окружающей действительности, связанная с его неспособностью выполнять все поставленные перед ним задачи и соответствовать всем требованиям. общества Пример. Пример; Маша Курочкина недавно поступила в физико-математическую гимназию. Маше трудно даются математические знания и она страдает от них, но ей приходится ходить в гимназию, потому что этого хотят ее родители.

Внутриличностные конфликты Школа — это место, где люди индивидуальны и уникальны, ведь нет двух одинаковых людей, похожих друг на друга.

Примеры социальных конфликтов в образовании

Образование – ключевой фактор развития общества, но и здесь возникают конфликты. Рассмотрим несколько примеров:

Студенческие протесты

Студенты могут выступать против непопулярных решений учебных заведений, требовать лучших условий обучения или протестовать против повышения платежей за образование.

Конфликты между учителями и администрацией

Несогласие по поводу педагогических методов, финансирования или управления школой может привести к конфликтам между учителями и администрацией.

Конкуренция за лучших преподавателей и ресурсы

В высших учебных заведениях может возникать конкуренция за привлечение талантливых преподавателей и лучших учебных ресурсов.

Классификация конфликтов, их основные причины и динамика протекания

Конфликты – это сложное социально-психологическое явление, исходя из чего, их можно классифицировать по разным признакам.

По сфере проявления конфликт может быть: экономическим; идеологическим; политическим; социально-бытовым; семейно-бытовым.

По степени длительности и напряженности конфликт может быть:

  • бурным быстро текущим;

  • острым длительным;

  • слабовыраженным вялотекущим;

  • слабовыраженным быстротекущим.

По субъектам конфликтного взаимодействия выделяют такие виды конфликтов: межличностные, внутриличностные, конфликты типа «личность – группа» или межгрупповые.

По социальным последствиям конфликты делятся на подгруппы:

  • конструктивные, способствующие развитию взаимоотношений и принятию обоснованных решений;

  • деструктивные, препятствующие эффективному принятию решений и взаимодействию.

По предмету конфликт может быть реалистическим или нереалистичным.

По источнику возникновения выделяют конфликты двух типов:

  • объективно обусловленные;

  • субъективно обусловленные.

По сталкивающимся ценностям или интересам конфликты могут быть:

  • «плюс – плюс» (выбор из благоприятных альтернатив);

  • «минус – минус» (выбор из нежелательных альтернатив);

  • «плюс – минус» (столкновение нежелательного и благоприятного выборов).

По степени управляемости конфликт может быть управляемым, слабо управляемым и неуправляемым (стихийным).

По уровню затухания конфликт бывает:

  • спонтанно прекращающийся;

  • прекращающийся под воздействием каких — либо средств противоборствующих сторон;

  • прекращающийся при вмешательстве третьих сил.

Конфликт

Главным отличием между конфликтом и конфликтной ситуацией является то, что конфликт — это активное противостояние, в то время как конфликтная ситуация может быть наблюдаема как потенциальный источник конфликта. Конфликт может возникать в различных сферах жизни, включая семейные, профессиональные и общественные взаимоотношения.

Примером конфликта может быть спор между сотрудниками о распределении ресурсов или разделе ответственности на работе. Это приводит к конфликтной ситуации, где стороны не могут достичь согласия и начинается активное противостояние. В результате такого конфликта могут возникнуть недовольство, недоверие и напряженные отношения между сотрудниками.

Разрешение конфликта может быть достигнуто путем диалога, поиска компромиссов и сотрудничества между сторонами. Это позволяет найти решение, которое удовлетворяет интересы и потребности всех участников, а также способствует сокращению конфликтных ситуаций в будущем.

Определение конфликта

Конфликтная ситуация может происходить на работе, в семье, между друзьями и имеет различные причины. В то время как трения и различия мнений могут быть обычными явлениями в повседневной жизни, конфликт заключается в более серьезном столкновении интересов и уступках.

Примеры конфликтов:

— Конфликт на работе между сотрудниками, вызванный различиями в методах работы или взглядах на выполнение задач;

— Конфликт в семье из-за различных жизненных ценностей и стремлений;

— Конфликт между друзьями из-за разночтений в планах и ожиданиях друг от друга.

Все эти примеры отражают ситуации, в которых возникает конфликт, который требует разрешения и урегулирования.

Причины возникновения конфликта

Одной из основных причин возникновения конфликта является несовпадение интересов между сторонами. Если две стороны имеют различные цели или ожидают разное от их взаимодействия, это может привести к противоречиям и конфликту интересов.

Также конфликт может возникнуть из-за недостатка ресурсов, таких как деньги, время, власть или территория. Когда ресурсы ограничены, стороны могут начать конкурировать и бороться за эти ресурсы, что может привести к конфликту.

Неудовлетворенность сторон также может быть причиной конфликта. Если одна или обе стороны чувствуют, что их потребности, интересы или права не учитываются или ущемляются, они могут реагировать агрессивно и конфликтно.

Культурные различия и непонимание также могут способствовать возникновению конфликта. Когда стороны имеют различные ценности, верования и обычаи, может возникнуть недоверие, стереотипы и неправильное понимание, что может привести к конфликту.

В конфликтной ситуации также могут играть роль личные отношения и эмоции. Взаимное неприятие, обиды, зависть или неприязнь между людьми могут стать причиной конфликта.

Различные причины могут совместно действовать и взаимодействовать, вызывая конфликтные ситуации. Иногда конфликт может быть решен путем диалога и компромисса, а иногда требуется поиск других способов решения противоречий и спорных вопросов.

Примеры конфликтов

  • Семейные конфликты: супруги могут столкнуться с различными точками зрения по дому, детям, финансам и другим вопросам.
  • Конфликты на рабочем месте: сотрудники могут иметь различные цели, методы работы или столкнуться с личными разногласиями, которые приводят к трениям.
  • Политические конфликты: различные политические группы могут спорить о вопросах идеологии, политической программы или действиях правительства.
  • Международные конфликты: государства могут сталкиваться с противоречиями из-за территориальных споров, экономических интересов и других факторов.
  • Конфликты в образовательных учреждениях: ученики или студенты могут вступать в противоборство друг с другом из-за различных взглядов, соревнования или чувства справедливости.

Это лишь некоторые примеры конфликтов, которые происходят в различных сферах жизни. В итоге, имея понимание разницы между конфликтом и конфликтной ситуацией, можно более эффективно управлять и решать возникающие проблемы.

Конфликт и его причины

Слово « конфликт ‘Оно происходит от латинского термина «конфликт», который ведет к спору, противостоянию. Конфликты противоположных интересов, целей и взглядов проявляются в словесной или физической борьбе между противоборствующими сторонами. Однако существует более 100 … различных определений этого термина. конфликт , так как видов конфликта очень много.

В зависимости от количества участников выделяют следующие конфликты :

  • Молодежь,
  • Подростковый,
  • Социальные (общественные).

В соответствии с решением различают ненасильственные и вооруженные конфликты (общественные), ненасильственные и вооруженные. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни возникли конфликты, выделяют политические, религиозные, культурные, экономические и социальные конфликты. конфликт Выделяют политические, религиозные, культурные и экономические конфликты. конфликты .

Суть конфликта — Отсутствие взаимопонимания между различными людьми и социальными группами. Взаимопонимание может быть восстановлено только в том случае, если будут выявлены причины конфликта. конфликта .

Наиболее распространенными причинами являются. конфликтов :

  • Конфликты из-за власти,
  • конкуренция за высшие должности в обществе ;
  • Несовпадающие ценности,
  • Соглашение по поводу денег, собственности, территории или природных ресурсов,
  • Противоречивые религиозные взгляды,
  • Профессиональное соперничество,
  • Несовпадающие жизненные цели,
  • Конфликт мнений.

В зависимости от метода договоренности. конфликта И различают конструктивные и деструктивные для участников в результате. конфликты . Конструктивные конфликты Помогают разрешить противоречия между конфликтующими сторонами и достичь эффективного сотрудничества на новом уровне отношений с ними. Деструктивные. конфликты Приводят к полному прекращению взаимодействия между сторонами и применению насилия для достижения победы любой ценой.

Понимание конфликта и конфликтной ситуации

Конфликт – это столкновение интересов, взглядов, ценностей или личностей, которое сопровождается негативными эмоциями и стремлением к противостоянию. Конфликт может возникать из-за различных причин, таких как разногласия, различия во мнениях или целях, неправильное понимание и т.д.

Конфликтная ситуация – это определенный контекст, в котором возникает конфликт. В конфликтной ситуации есть элементы трения и напряженности между сторонами, что может привести к негативным последствиям. Конфликтная ситуация может быть связана с работой, личными отношениями, учебой и другими сферами жизни.

Однако, различия между конфликтом и конфликтной ситуацией заключаются в следующем:

  • Конфликт – это более широкое понятие, охватывающее все случаи столкновения интересов или противостояния. Конфликтная ситуация – это одна из форм проявления конфликта.
  • Конфликт может быть как открытым и явным (спор, драка), так и скрытым (напряженные отношения, соперничество). Конфликтная ситуация обычно сопровождается видимыми признаками конфликта.
  • Конфликтная ситуация характеризуется временностью, то есть она существует только в определенный период времени, в то время как конфликт может быть продолжительным.

Поэтому, понимание конфликта и конфликтной ситуации важно для эффективного управления конфликтами и устранения возможных негативных последствий. Знание основных различий поможет определить подходящие стратегии по разрешению конфликта и улучшению ситуации в целом

Психологические аспекты конфликта

Конфликт характеризуется наличием трения и противостояния между сторонами. Часто он сопровождается эмоциональной напряженностью, раздражительностью и агрессией. Однако, конфликт не всегда является отрицательным явлением. В некоторых случаях он может привести к изменениям и росту отношений.

Спор – один из видов конфликта, который обычно происходит из-за различий во мнениях. Он может возникать как на рабочем месте, так и в личной жизни. Часто споры рассматриваются как средство разрешения конфликта, поскольку они позволяют выразить свои взгляды и искать компромиссные решения.

Конфликт может привести к нарушению коммуникации и взаимодействия между людьми. Он может вызывать стресс и негативно сказываться на психологическом благополучии сторон

При этом управление конфликтом и разрешение его в конструктивной форме является важной задачей для психологии и межличностных отношений

Важность разрешения конфликта

Конфликт и конфликтная ситуация имеют свои существенные различия. В отличие от обычного спора, который часто может быть разрешен путем диалога и обсуждения, конфликт представляет собой более серьезное столкновение интересов или ценностей сторон.

Конфликт может возникнуть из-за несогласия, непонимания или недоверия между людьми или группами. Он нарушает гармонию и порядок, вызывая противостояние и напряженность. Конфликтная ситуация требует особого внимания и умения эффективно ее разрешить.

Разрешение конфликта имеет важное значение в различных сферах жизни, будь то на работе, в семье или в обществе. В отличие от игнорирования или подавления конфликта, разрешение позволяет построить более здоровые и продуктивные отношения

Когда конфликт остается неразрешенным, он может привести к длительным и негативным последствиям. В работе это может вызвать снижение производительности, недовольство сотрудников и ухудшение рабочей атмосферы. В семейной жизни неразрешенные конфликты могут привести к разладу, расставаниям или разводу. В обществе неразрешенные конфликты могут привести к насилию, социальным противоречиям и потере доверия.

Разрешение конфликта включает в себя поиск компромисса, установление диалога и постепенное приход к соглашению между сторонами. Оно требует эмпатии, понимания и гибкости. Конструктивное и мирное разрешение конфликта позволяет достичь взаимопонимания и установить справедливое решение, учитывая интересы обеих сторон.

Разрешение конфликта способствует сохранению позитивных отношений и сотрудничеству между людьми. Оно помогает предотвратить эскалацию конфликта и находить конструктивные решения, которые удовлетворяют всех участников. Это не только способствует созданию гармоничной среды, но и способствует развитию навыков межличностного взаимодействия и росту личности.

↑ Последствия и функции социальных конфликтов:

  • информационно-познавательная ( помогает узнать о наличии социальной проблемы, которая нуждается в решении)
  • интегративная (Чаще когда конфликт носит не внутренний, а внешний характер. Так, экономические (торговые войны и т.п.), политические, идеологические или военные конфликты с другими государствами, как правило, способствуют интеграции общества в единое целое);
  • дифференцирующая (происходит раскол общества или социальных групп на противоборствующие группировки, порой возникают новые социальные группы)
  • адаптивная  (формируются новые условия социальной жизни, иная расстановка социальных сил, преобразование форм и методов деятельности и отношений, происходит переоценка ценностей и др.)
  • разрушительная (при наличии ряда условий (прежде всего при применении насилия) на первый план выходят отрицательные последствия конфликта — дезорганизация общества, препятствия на пути его объединения)
  • происходит полное или частичное устранение противоречия;
  • конфликты стимулируют социальные изменения
  • конфликты позволяют более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей;
  • конфликты ослабляют психическую напряженность;
  • конфликты служат источником развития личности, опыта в межличностных отношениях.

Конфликты в обществе

Существует несколько подходов к понятию конфликта:

  1. Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон.
  2. Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
  3. Конфликт – это качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выра­жающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

В данных определениях отражено содержание всякого конфликта. Сторонами взаимо­действия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осущест­вляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами высту­пают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Далее, в любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов, и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями.

Следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в су­щественных различиях социально-экономических условий их жиз­ни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в общест­ве. Социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели.

В 60-х годах XX века получила дальнейшее развитие со­циологическая теория конфликтов. Льюисом Коузером в нее был внесен целый ряд важных нововведений. Он счи­тал, что конфликт представляет собой борьбу за ценности и пре­тензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в кото­рой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущер­ба или уничтожение соперника.

Исходя из такого понимания сущности конфликтного проти­воборства, он утверждал: «В каждом типе социальной системы существуют возможности для конфликта, поскольку отдельные индивиды и группы склонны время от времени предъявлять встречные притязания на ресурсы, количество которых ограниче­но, престижные или властные позиции».

В конфликтном функционализме Л. Коузера дается обшир­ная кодификация функций социальных конфликтов, основными из которых являются:

  1. усиление сплоченности членов группы;
  2. более четкое разграничение между враждующими груп­пами;
  3. усиление интегративности социальной системы;
  4. повышение степени адаптивности системы к изменяю­щимся условиям.

Л. Коузер утверждал, что конфликт способен выполнить важную интегрирующую роль в социодинамике социальной груп­пы. Он, в частности, сплачивает группу, способствует установле­нию идентичности группы в границах, отличающих ее от других групп. Кроме того, конфликт сохраняет существование группы как единой целостности, играя при этом роль предохранительного клапана, который способствует выходу вовне накапливающихся враждебных чувств и тем самым сдерживает возможные дезинтеграционные процессы в этой общности.

Существенный вклад в разработку современной макросоциологической теории конфликта внес известный американский социолог, профессор Калифорнийского университета Рэндал Кол­линз. В основании выдвигаемой и от­стаиваемой им макросоциологической конфликтологической па­радигмы покоятся четыре взаимосвязанных теоретических посту­лата.

  1. Центральной особенностью любой социальной системы как организации является стратификация, представляющая собой специфический вид и определенную степень неравенства групп и индивидов в их доминировании друг над другом.
  2. Причины происходящих в обществе процессов и измене­ний нужно искать в интересах групп и индивидов, прежде всего, в интересах поддержания своих доминирующих позиции или укло­нения их от доминирования других.
  3. Кто и что выигрывает в этой борьбе, зависит от контроли­руемых разными кликами ресурсов, включая материальные, для осуществления принуждения и экономических расчетов, а также ресурсов для социальной организации и формирования эмоций и идей.
  4. Движущая сила социального изменения — это, главным образом, конфликт, действующий преимущественно так, что дли­тельные периоды относительно стабильного доминирования чере­дуются с интенсивными и драматическими эпизодами мобилиза­ции групп, вступающих в конфликтное противоборство друг с другом.

Определение конфликта исследователями

Многие ученые умы занимались исследованиями в области психологии и конфликтологии. Каждый из них составил свое определение конфликта, как распространенного явления социальной жизни.

З. Фрейд считал, что в основе конфликта лежит первоисточник – взаимодействие сознательного и бессознательного. Это проявляется во влечениях и инстинктах, не зависящих от воли человека, а также нравственных и правовых норм. Возникающая дисгармония приводит к социальной неудовлетворенности, и приводит к негативной ситуации внутри личности, между индивидами или группами.

К. Юнг предложил рассматривать характеры людей, потому что именно они, по его мнению, считаются основой внутренних и внешних конфликтов. Предложенное им общеизвестное деление индивидов на экстравертов и интровертов определило главные причины несовместимости субъектов и возникновения между ними споров по любому поводу.

Э. Берн работал по аналитической психологии, и, наблюдая за поведением индивидов, сделал вывод о том, что люди по своему характеру принадлежат к трем группам:

  • детская;
  • родительская;
  • взрослая.

Теория трансактного анализа, предложенная ученым, определяет наклонности людей. Человек, по складу характера являющийся вечным ребенком, в душе будет менее склонен к конфликтам, чем «родитель», вечно воспитывающий и наставляющий абсолютно всех людей, с которыми взаимодействует. Но иногда конфликты бывают и внутри одной группы с однотипным характером, когда, например, двое «взрослых» или «родителей» имеют непримиримые противоречия.

Современный исследователь К. Томас, в середине 90-х гг. обосновал разработанную им методику, в виде теста, которая поясняла поведение индивидов при конфликтах.

Он считал, что люди ведут себя при конфликтных ситуациях следующим образом:

  • избегают негативного спора;
  • соперничают друг с другом, вплоть до применения силового метода;
  • приспосабливаются к условиям или уступают оппоненту;
  • достигают компромисса;
  • приходят к разумному решению и начинают сотрудничать.

Различные мнения ученых о конфликте сформировало в научной среде появление концепций, которые явились основой для дальнейшего изучения данного понятия.

Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей

Подобные виды конфликтов делятся на:

  1. Конфликты интересов.
  2. Когнитивные конфликты.

В конфликтах интересов участвуют люди, между которыми происходят разногласия на почве каких-нибудь интересов (двое детей не могут поделить игрушку; супруги, имея в доме 1 планшет или компьютер, хотят пользоваться им в один и тот же момент).

Когнитивные конфликты представляют собой конфликты знаний или мнений. Нередко каждая из сторон пытается убедить своего оппонента в том, что только его взгляды единственно верные: споры или обсуждения, в ходе которых субъекты стараются навязать людям свои взгляды или идеи.

Признаки конфликта

У любого конфликта имеются свои собственные признаки. Рассмотрим самые явные из них.

Под биполярностью (оппозицией), принято понимать параллельное противостояние и взаимосвязанность, где содержится внутренний потенциал имеющегося конфликта. Однако наличие биполярности еще не говорит о каких-либо формах разногласий.

Активность здесь воспринимается в качестве борьбы. Для ее появления нужен «толчок», исходящий от одной из сторон конфликта.

Субъект конфликта выступает в роли активной стороны, заинтересованной в выяснении отношений. Чаще всего субъектам инцидента присуще конфликтное мышление.

Экономические конфликты

Сфера производства, предпринимательства и финансов — одна из самых конфликтных. Здесь конкуренция не только не скрывается, но даже культивируется, а это всегда прямой путь к противостояниям. Социально-экономические конфликты нередко протекают в области столкновения систем благосостояния и труда.

Неравномерное распределение доходов — всегда источник социального напряжения и в потенциале конфликта. Также экономические конфликты могут существовать по линии трудовых коллективов, профсоюзов и правительства. Представители трудящихся могут вступать в противостояние с правительством при несправедливом законодательстве. Так, в начале 20 века такие конфликты привели к повсеместному установлению 8-часового рабочего дня. Но чаще всего споры возникают между различными экономическими субъектами. Они могут защищать свое имущество, права на ведение бизнеса, на охват новых сегментов рынка. Столкновение имущественных и коммерческих интересов может вызывать конфликты, которые разрешаются в законном порядке или переводятся на межличностный уровень.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: