Чудная. короленко в.г

Владимир короленко - чудная. «чудная», анализ произведения короленко чудная краткое содержание

Краткое содержание Короленко Чудная

Конвой, застигнутый метелью, останавливаются на ночёвку в маленькой деревушке. Конвойный жандарм, Степан Петрович Гаврилов, не может уснуть. Он рассказывает о своём первом эскорте, когда ему пришлось сопровождать в ссылку политзаключённую – Морозову.

Это была молодая девушка. Рассказчику она показалась ребёнком. Так было, пока он не попытался заговорить с ней. На все его предложения она отвечала резко и гордо. В глазах её пылал огонь решимости и приверженности своим идеям. Она сказала, что рада уехать из тюрьмы в ссылку, поскольку там её ждут товарищи. Степан Петрович же проявлял участие в её судьбе. Погода портилась. По дороге к месту ссылки конвой застигли осенние холода. Ссыльная оказалась больна чахоткой. Гаврилов отдал ей свой тулуп, который она приняла, лишь узнав, что он казённый. Степана Петровича она величала врагом.

В Ярославле, где они меняли лошадей, произошел еще один случай. Морозова не стала пить чай и есть хлеб, предложенный ей конвоирами. Она сделала для себя отдельный заказ, потратив те немногие деньги, что были у неё с собой. Гаврилов даже пошел на должностное преступление, пытался уговорить начальство везти дальше девушку пароходом, а не в карете, но это было запрещено уставом и у него ничего не получилось.

Когда они подъезжали к месту ссылки, то девушка совсем ослабела и была без чувств. Гаврилову пришлось держать её на руках, чтобы она не билась головой о стенку повозки. По приезде Морозова сразу отправилась жить к одному из заключенных, который был её знакомым.

Спустя некоторое время, Степану Петровичу, опять пришлось конвоировать заключённого, и он проезжал через город, где жила в ссылке Морозова. Ему стало интересно узнать о её дальнейшей судьбе. Он пошел в дом, где она жила. Там он нашёл её вместе с другим заключенным, который читал ей книгу. Она же была совсем больна, но, несмотря на это, вскочила с постели, испугавшись, что конвоир пришёл увезти её в другое место. Она не захотела с ним говорить, но её друг попросил Гаврилова зайти спустя некоторое время еще раз.

Степан Петрович пришел через несколько дней и застал девушку при смерти. Даже тогда она отказалась простить его, хотя об этом её просил и товарищ, с которым она жила. Он увидел в Гаврилове в первую очередь человека, а не врага.

Вскоре девушка умерла и Гаврилов, возвращаясь из командировки, на постоялом дворе встретил старушку, которая ехала навестить свою дочь в ссылке, он узнал, что это мать той девушки. Ему делается страшно и плохо, он убегает с постоялого двора. Товарищ с коляской нагоняет его на дороге.

По возвращении на Гаврилова донесли о его симпатиях к заключенным, и он получил порицание, но это не затмило образ гордой умирающей девушки, оставшийся с ним навсегда.

Главная мысль рассказа Чудная

Рассказ учит нас тому, что в первую очередь надо оставаться людьми и проявлять сострадание к оказавшимся в беде, как это делал Гаврилов.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

Сказка «Дрозд Еремеевич» рассказывается о том, как дрозд построил на дереве гнездо, и перенес туда троих птенцов.

Сережа переехал с родителями в новую квартиру. В его комнате не было балкона, но папа пообещал приладить вместо него кормушку. Идея кормить птиц не очень привлекала Сережу. Он знал, что к кормушке слетятся воробьи

Все происходит осенним сентябрьским вечером в простом английском доме. Дом был не обычной формы и излучал необыкновенную ауру. Форма у дома была корабля, т.к. владелец этого дома был уже не молодой капитан Шатовер

В мире драматургии было бы очень пусто без Аристотеля и его «Поэтики». В своих трудах он описал принцип искусства, и разницу между различными видами творчества. Так, например, искусство является подражанием реального мира

Главный герой произведения — добрый король, который заботился о бедных и сиротах, жил в мире с соседскими государствами и не устраивал войн. Однако мудрый король не был счастлив: несколько лет назад скончалась его единственная дочь

Краткое содержание Короленко Чудная

Конвой, застигнутый метелью, останавливаются на ночёвку в маленькой деревушке. Конвойный жандарм, Степан Петрович Гаврилов, не может уснуть. Он рассказывает о своём первом эскорте, когда ему пришлось сопровождать в ссылку политзаключённую – Морозову.

Это была молодая девушка. Рассказчику она показалась ребёнком. Так было, пока он не попытался заговорить с ней. На все его предложения она отвечала резко и гордо. В глазах её пылал огонь решимости и приверженности своим идеям. Она сказала, что рада уехать из тюрьмы в ссылку, поскольку там её ждут товарищи. Степан Петрович же проявлял участие в её судьбе. Погода портилась. По дороге к месту ссылки конвой застигли осенние холода. Ссыльная оказалась больна чахоткой. Гаврилов отдал ей свой тулуп, который она приняла, лишь узнав, что он казённый. Степана Петровича она величала врагом.

В Ярославле, где они меняли лошадей, произошел еще один случай. Морозова не стала пить чай и есть хлеб, предложенный ей конвоирами. Она сделала для себя отдельный заказ, потратив те немногие деньги, что были у неё с собой. Гаврилов даже пошел на должностное преступление, пытался уговорить начальство везти дальше девушку пароходом, а не в карете, но это было запрещено уставом и у него ничего не получилось.

Когда они подъезжали к месту ссылки, то девушка совсем ослабела и была без чувств. Гаврилову пришлось держать её на руках, чтобы она не билась головой о стенку повозки. По приезде Морозова сразу отправилась жить к одному из заключенных, который был её знакомым.

Спустя некоторое время, Степану Петровичу, опять пришлось конвоировать заключённого, и он проезжал через город, где жила в ссылке Морозова. Ему стало интересно узнать о её дальнейшей судьбе. Он пошел в дом, где она жила. Там он нашёл её вместе с другим заключенным, который читал ей книгу. Она же была совсем больна, но, несмотря на это, вскочила с постели, испугавшись, что конвоир пришёл увезти её в другое место. Она не захотела с ним говорить, но её друг попросил Гаврилова зайти спустя некоторое время еще раз.

Степан Петрович пришел через несколько дней и застал девушку при смерти. Даже тогда она отказалась простить его, хотя об этом её просил и товарищ, с которым она жила. Он увидел в Гаврилове в первую очередь человека, а не врага.

Вскоре девушка умерла и Гаврилов, возвращаясь из командировки, на постоялом дворе встретил старушку, которая ехала навестить свою дочь в ссылке, он узнал, что это мать той девушки. Ему делается страшно и плохо, он убегает с постоялого двора. Товарищ с коляской нагоняет его на дороге.

По возвращении на Гаврилова донесли о его симпатиях к заключенным, и он получил порицание, но это не затмило образ гордой умирающей девушки, оставшийся с ним навсегда.

Главная мысль рассказа Чудная

Рассказ учит нас тому, что в первую очередь надо оставаться людьми и проявлять сострадание к оказавшимся в беде, как это делал Гаврилов.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

Сказка «Дрозд Еремеевич» рассказывается о том, как дрозд построил на дереве гнездо, и перенес туда троих птенцов.

Сережа переехал с родителями в новую квартиру. В его комнате не было балкона, но папа пообещал приладить вместо него кормушку. Идея кормить птиц не очень привлекала Сережу. Он знал, что к кормушке слетятся воробьи

Все происходит осенним сентябрьским вечером в простом английском доме. Дом был не обычной формы и излучал необыкновенную ауру. Форма у дома была корабля, т.к. владелец этого дома был уже не молодой капитан Шатовер

В мире драматургии было бы очень пусто без Аристотеля и его «Поэтики». В своих трудах он описал принцип искусства, и разницу между различными видами творчества. Так, например, искусство является подражанием реального мира

Главный герой произведения — добрый король, который заботился о бедных и сиротах, жил в мире с соседскими государствами и не устраивал войн. Однако мудрый король не был счастлив: несколько лет назад скончалась его единственная дочь

Герои

Образ рассказчика автобиографичен. Так же, как Короленко, он отправлен в Сибирь на поселение. Это человек тонкой душевной организации, принимающий близко к сердцу боль других людей и страдающий от невозможности помочь.

«Старшой» Гаврилов – провожатый ссыльного рассказчика: «Человек довольно симпатичный, с прямым, даже как будто интеллигентным лицом, расторопный,.. не педант». Это жандарм, которому свойственно рассуждать.

Гаврилов из сдаточных, скоро выходит срок его службы, он на хорошем счету, и ему предлагают остаться. Он уже отвык от крестьянской работы, пищи, грубого обхождения, но всё-таки не хочет оставаться. Он и сам не может объяснить, почему, но ему невесело: «С чего уж это, не знаю, — только иной раз так подступит – нож острый, да и только».

Гаврилов служит с усердием, но он не формалист. Он по-человечески жалеет заключённых, совершенно их не оправдывая: «Начальство зря не накажет». Он пытается понять мотивы поступков заключённой. Он начинает жить нуждами совершенно постороннего человека, так что ему даже приходит в голову попросить у начальства взять заключённую в жёны. Его «как будто в сердце кольнула булавка», когда он увидел, что девушка кашляет кровью.

Гаврилов многократно нарушает должностную инструкцию: не обыскивает девушку, не закрывает окно в поезде, не скрывает от пересыльной станцию назначения, угощает заключённую чаем и белым хлебом, от которых она гордо отказывается. Гаврилов рискует своей службой, когда просит о ссыльной, чтобы она плыла на пароходе. За это и за то, что ходил к Морозовой в месте ссылки, начальник не хотел представлять его в унтер-офицеры. Но не это беспокоит Гаврилова, а то, что после смерти Морозовой он стал как «порченный», два дня не принимал пищи. Эта «порченность» и есть истинная человечность, недоступная большинству. Кажется, что жандарм выполнил её пожелание при последней встрече: «Желаю вам когда-нибудь человеком стать – вполне, не по инструкции».

Барышню политичку Морозову нужно было везти из замка по маршруту в уездный город. Вещей у неё маленький узелок, «небогатых, видно, родителей». Морозова молода, «как есть ребёнок». Волосы у неё русые, сама бледная, а на щеках румянец. Губы у девушки тонкие и сердитые.

Ссыльный Рязанцев, у которого поселилась Морозова, так характеризует девушку: «Порода такая: сломать её можно, ну а согнуть, — сам чай видел: не гнутся этакие». Революционерка в прямом смысле умирает за принципы.

Девушка озлоблена на весь мир, не верит людям и удивляется, когда Гаврилов проявляет обыкновенную заботу о её здоровье. Со свойственным её возрасту максимализмом девушка верит, что «свои», ссыльные, всегда примут её и не обидят. Вот от них она согласна принимать помощь.

Гордыня – основная черта этой бедной, умирающей революционерки. Она не просит, а «дерзкие слова выражает». Твёрдость характера девушки поражает автора. Девушка с горечью обращается к конвоирам, обвиняя государственное устройство в целом: «Проклятые вы… теперь ваша воля».

Материальное для Морозовой будто вовсе не существует. Денег у неё всего рубль двадцать, но она «брезгает» принимать чай и хлеб от жандармов, отказывается от жандармского тулупа.

Девушка не прощает не просто жандарма, а всю власть, которая сгубила её молодую жизнь.

В отличие от Морозовой, ссыльный Рязанцев отделяет систему от отдельных людей, которые в ней служат. Он понимает, что Гаврилов – человек хороший, но недалёкий.

Наиболее трагический образ очерка – бедная мать Морозовой, которая не знает о смерти дочери и едет за ней в уездный город, продав всё своё нехитрое добро.

Главные герои

Вася – добрый, отзывчивый, сострадательный мальчик, сын судьи, рано лишившийся матери.

Валёк – девятилетний мальчик, сирота, нищий, грязный оборвыш, очень самостоятельный, добрый, заботливый.

Маруся – младшая сестра Валёка, слабенькая, больная, грустная девочка.

Отец Васи – судья, справедливый и честный человек, которого сломила смерть любимой жены.

Соня – младшая сестра Васи, весёлая, милая девочка.

Пан Тыбурций – бродяга, но при этом прекрасно образованный, начитанный мужчина средних лет.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Дети подземелья»

для самых компанейских —

Главные герои «Дети подземелья»

Анализ произведения

«Дети подземелья» позволяет размышлять над поступками человека, а также такими понятиями, как дружба, преданность, доброжелательность и верность своему слову. Это печальное, трогательное и увлекательное произведение о жизни нищих и бездомных людей.

Краткое содержание

В небольшом городке Польши живет семья уважаемого судьи. Недавно умерла его супруга. Дети и сам судья тяжело перенесли утрату. Дочка напоминала ему жену, а вот сын не вызывал никаких чувств, лишь равнодушие. Поэтому судья общался с девочкой, а от другого ребенка отдалился. Детей звали Вася и Соня.

Так, мальчик оказался ненужным родному отцу, слонялся по городу без цели. Как-то он повстречал бродяг. Их звали Валек и Маруся. Дети жили в развалинах старинного замка вместе со своим отцом Тыбурцием и другими бездомными. Валек поначалу не доверял своему новому знакомому, не хотел показывать их место обитания, но потом передумал. Вася обрел друзей, приносил им разные вкусности. Этому радовалась больше всех Маруся.

Вася узнал, что ребята воруют и попрошайничают. Для него это было сильным ударом. Мальчик не мог понять, почему его друзья так поступают, ведь это неправильно. Он пришел домой и расплакался, горевал и жалел ребят. Ведь они были вынуждены это делать, жить в месте, которое их убивает, добывать себе пропитание.

Спустя некоторое время мальчик пришел в подземелье, где познакомился с отцом своих друзей. Тыбурций встретил его благородно, уважительно отзывался о судье, считал его самым справедливым.

Тем временем отцу Васи сообщили про его похождения в подземелье, наговорили, что на него там оказывают негативное влияние.

Маруся была тяжело больна. Вася сильно привязался к девочке. Он приносил ей игрушки, подарки, но ничего не помогало. Чтобы как-то приободрить Марусю, он попросил у сестры куклу. Эту игрушку подарила Соне мама, поэтому она была дорога ей. Девочка не хотела отдавать, но все-таки уступила. Маруся была в восторге, она ожила, стала чувствовать себя лучше. Только длилось это недолго.

Дома у Васи возникли проблемы из-за игрушки. Слуги сообщили отцу о кукле, а тот разволновался, так как вещь была подарена Соне мамой. За это Васе запретили выходить из дома. Его расспрашивали про старую часовню, только он ничего не рассказал.

Во время спора мимо проходил Тыбурций, он зашел в дом и поговорил с отцом мальчика. Мужчина рассказал всю историю, вернул куклу и позвал Васю проститься с Марусей. Она умерла.

Основная мысль и действующие лица

Писатель показал читателям нищих и бездомных, но при этом благородных, добрых и честных людей. В повести ярко выражен контраст богатства и бедности. Основная мысль — всегда быть достойным, честным и справедливым человеком в любом возрасте, независимо от статуса и материального достатка. Нужно понимать разницу между добром и злом, помогать нуждающимся и обездоленным.

Главный герой повести — шестилетний мальчик Вася. Ему присущи следующие черты:

  • смелый;
  • благородный;
  • решительный;
  • отзывчивый;
  • добрый;
  • заботливый;
  • сострадательный.

Вася — это настоящий и преданный друг. Он всегда поможет и поддержит. Мальчик держал свое слово при любых обстоятельствах. Все эти черты повлияли на формирование его личности. Помимо Васи в повести представлены Соня, судья, Тыбурций и его дети.

Соня ─ сестра Васи. Она любит игрушки, играть с братом. Девочка имеет следующие черты:

  • общительная;
  • веселая;
  • жизнерадостная;
  • щедрая;
  • милосердная.

На примере Сони автор показал, что даже маленькая девочка может отдать самое дорогое, чтобы помочь другому человеку. Она сопереживает и сострадает детям подземелья, волнуется за них.

Судья — отец семейства. Он очень несчастен из-за потери любимой жены. Это честный, неподкупный, ответственный, справедливый, беспристрастный человек, но не по отношению к своему сыну. Он уважительно относится к людям, независимо от их материального положения и статуса.

Тыбурций — нищий человек, живущий с детьми в подземелье. Он взял опеку над ребятами, очень их любит. Это заботливый, милосердный, благородный, справедливый и умный человек. Но несмотря на эти качества, ему приходится воровать, чтобы выжить и прокормить детей. Он сыграл важную роль в жизни Васи и судьи. Подопечные Тыбурция — Валек и Маруся.

Герои

Образ рассказчика автобиографичен. Так же, как Короленко, он отправлен в Сибирь на поселение. Это человек тонкой душевной организации, принимающий близко к сердцу боль других людей и страдающий от невозможности помочь.

«Старшой» Гаврилов – провожатый ссыльного рассказчика: «Человек довольно симпатичный, с прямым, даже как будто интеллигентным лицом, расторопный,.. не педант». Это жандарм, которому свойственно рассуждать.

Гаврилов из сдаточных, скоро выходит срок его службы, он на хорошем счету, и ему предлагают остаться. Он уже отвык от крестьянской работы, пищи, грубого обхождения, но всё-таки не хочет оставаться. Он и сам не может объяснить, почему, но ему невесело: «С чего уж это, не знаю, — только иной раз так подступит – нож острый, да и только».

Гаврилов служит с усердием, но он не формалист. Он по-человечески жалеет заключённых, совершенно их не оправдывая: «Начальство зря не накажет». Он пытается понять мотивы поступков заключённой. Он начинает жить нуждами совершенно постороннего человека, так что ему даже приходит в голову попросить у начальства взять заключённую в жёны. Его «как будто в сердце кольнула булавка», когда он увидел, что девушка кашляет кровью.

Гаврилов многократно нарушает должностную инструкцию: не обыскивает девушку, не закрывает окно в поезде, не скрывает от пересыльной станцию назначения, угощает заключённую чаем и белым хлебом, от которых она гордо отказывается. Гаврилов рискует своей службой, когда просит о ссыльной, чтобы она плыла на пароходе. За это и за то, что ходил к Морозовой в месте ссылки, начальник не хотел представлять его в унтер-офицеры. Но не это беспокоит Гаврилова, а то, что после смерти Морозовой он стал как «порченный», два дня не принимал пищи. Эта «порченность» и есть истинная человечность, недоступная большинству. Кажется, что жандарм выполнил её пожелание при последней встрече: «Желаю вам когда-нибудь человеком стать – вполне, не по инструкции».

Барышню политичку Морозову нужно было везти из замка по маршруту в уездный город. Вещей у неё маленький узелок, «небогатых, видно, родителей». Морозова молода, «как есть ребёнок». Волосы у неё русые, сама бледная, а на щеках румянец. Губы у девушки тонкие и сердитые.

Ссыльный Рязанцев, у которого поселилась Морозова, так характеризует девушку: «Порода такая: сломать её можно, ну а согнуть, — сам чай видел: не гнутся этакие». Революционерка в прямом смысле умирает за принципы.

Девушка озлоблена на весь мир, не верит людям и удивляется, когда Гаврилов проявляет обыкновенную заботу о её здоровье. Со свойственным её возрасту максимализмом девушка верит, что «свои», ссыльные, всегда примут её и не обидят. Вот от них она согласна принимать помощь.

Гордыня – основная черта этой бедной, умирающей революционерки. Она не просит, а «дерзкие слова выражает». Твёрдость характера девушки поражает автора. Девушка с горечью обращается к конвоирам, обвиняя государственное устройство в целом: «Проклятые вы… теперь ваша воля».

Материальное для Морозовой будто вовсе не существует. Денег у неё всего рубль двадцать, но она «брезгает» принимать чай и хлеб от жандармов, отказывается от жандармского тулупа.

Девушка не прощает не просто жандарма, а всю власть, которая сгубила её молодую жизнь.

В отличие от Морозовой, ссыльный Рязанцев отделяет систему от отдельных людей, которые в ней служат. Он понимает, что Гаврилов – человек хороший, но недалёкий.

Наиболее трагический образ очерка – бедная мать Морозовой, которая не знает о смерти дочери и едет за ней в уездный город, продав всё своё нехитрое добро.

Сюжет

Васе было всего шесть лет, когда умерла его мама. Отец мальчика тяжело переживал смерть супруги

Он с головой погрузился в работу и уделял внимание лишь младшей дочери Соне, похожей на мать, а о существовании Васи будто совсем позабыл. Неудивительно, что мальчик, предоставленный самому себе, стал вести почти бродяжнический образ жизни: с утра и до позднего вечера он проводил на улицах провинциального городка

Особенно привлекал его полуразрушенный старинный замок и часовня, расположенные на небольшом острове.

Некогда этот замок принадлежал графскому роду, но теперь в его развалинах находили приют бедные, сломленные невзгодами люди – так называемое «дурное общество», которое местные жители старались всячески избегать.

Однажды Вася, снедаемый любопытством, принялся исследовать развалины замка и часовни. Там он познакомился с Валёком и его младшей сестрёнкой Марусей – приёмными детьми Тыбурция. Ребята очень сдружились, и Вася старался как можно чаще навещать своих новый друзей. Когда же он узнал, что Валёк был вынужден воровать еду, чтобы кормить слабенькую, грустную сестрёнку, Вася старался приходить к друзьям не с пустыми руками.

С наступлением осени Маруся серьезно заболела. Чтобы как-то приободрить несчастную девочку, Вася принёс ей куклу своей сестры. Маруся была очень рада такому подарку и даже на какое-то время повеселела.

Когда отец узнал, что сын водит дружбу с людьми, принадлежащими «дурному обществу», он посадил сына под домашний арест. Мальчик упорно отказывался отвечать на вопросы, но вскоре пришёл Тыбурций и принёс куклу: Маруся умерла. Он рассказал Васиному отцу о дружбе его сына и обездоленных детей, о том, каким добрым и благородным был по отношению к ним Вася. Отец был ошеломлён услышанным: он совсем другими глазами взглянул на сына. После этой истории почти все представители «дурного общества» навсегда покинули подземелье.

Художественное своеобразие

Писатель очень внимателен к деталям. Всю суровую жизнь северного края он характеризует словами «бедно и неприветно». Выдра «позобала» рыбу в реке, вся картошка помёрзла. Жители будто сами отбывают наказание, питаясь только хлебом, луковицами и чаем.

Излюбленный приём тонко чувствующего природу Короленко – психологический параллелизм. Подобно снежной буре, поднимаются и летят одна за другой тяжёлые мысли рассказчика.

В очерке очень важна речь героев. Короленко подчёркивает их место рождения, пользуясь диалектными словами: закужавела, сивера, позобала. Писатель передаёт не только лексику, но и грамматический строй диалекта: «Ничего нет-то у нас», «Нельзя вам ехать-то будет».

Короленко показывает разницу в интеллекте и общественном положении героев, только описывая их речь. О словах Морозовой Гаврилов говорит: «Ровно бы и по-русски, а ничего понять невозможно».

Образец оформления

Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

Раздел Описание
Титульный лист Это обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы.
 
Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием».
 
Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки
В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
Разворот дневника В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
Дополнительные разделы Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

Ниже имеются образцы оформления:

Содержимое дневника

Для заполнения лучше использовать разворот тетради. Его делят на столбцы и их количество зависит от числа блоков. На информацию о произведении оставляют немного места, большое пространство потребуется для краткого содержания и отзыва.

Названия столбцов выделяют цветными ручками или маркерами. Можно использовать небольшие отрезки бумаги для скрапбукинга. На них также записываются названия столбцов.

Свободное пространство украшают узорами, наклейками, рисунками. Не стоит бояться проявлять фантазию и подходить к оформлению нестандартно. Например, цитаты можно заключить в «облачка», а ключевые эпизоды выделять цветными рамками.

Старшеклассник может попробовать составить инфографику. Через графики можно отразить количество прочитанных книг, скорость чтения, жанры и другую информацию. Это позволяет учиться анализировать данные и сортировать их.

Для создания презентации используют программу PowerPoint. Каждый слайд украшают разными элементами, можно вставлять таблицы, цитаты, картинки. Word позволяет вести обычный текстовой дневник. Достаточно разделить страницу на столбцы и заполнять его также, как и бумажный.

Графический редактор предоставляет больше возможностей для оформления страниц. Можно добавлять фоны, иллюстрации, делать рисунки, использовать шрифты. Но применение таких программ требует серьезных знаний.

Красивый и оригинальный читательский дневник позволяет сохранить эмоции от прочитанного и вести учет изученной литературы. Для его оформления можно использовать разные материалы. Главное, подходить к этому творчески.

https://youtube.com/watch?v=zlgMDzt45SQ

Художественное своеобразие

Писатель очень внимателен к деталям. Всю суровую жизнь северного края он характеризует словами «бедно и неприветно». Выдра «позобала» рыбу в реке, вся картошка помёрзла. Жители будто сами отбывают наказание, питаясь только хлебом, луковицами и чаем.

Излюбленный приём тонко чувствующего природу Короленко – психологический параллелизм. Подобно снежной буре, поднимаются и летят одна за другой тяжёлые мысли рассказчика.

В очерке очень важна речь героев. Короленко подчёркивает их место рождения, пользуясь диалектными словами: закужавела, сивера, позобала. Писатель передаёт не только лексику, но и грамматический строй диалекта: «Ничего нет-то у нас», «Нельзя вам ехать-то будет».

Короленко показывает разницу в интеллекте и общественном положении героев, только описывая их речь. О словах Морозовой Гаврилов говорит: «Ровно бы и по-русски, а ничего понять невозможно».

Художественное своеобразие

Писатель очень внимателен к деталям. Всю суровую жизнь северного края он характеризует словами «бедно и неприветно». Выдра «позобала» рыбу в реке, вся картошка помёрзла. Жители будто сами отбывают наказание, питаясь только хлебом, луковицами и чаем.

Излюбленный приём тонко чувствующего природу Короленко – психологический параллелизм. Подобно снежной буре, поднимаются и летят одна за другой тяжёлые мысли рассказчика.

В очерке очень важна речь героев. Короленко подчёркивает их место рождения, пользуясь диалектными словами: закужавела, сивера, позобала. Писатель передаёт не только лексику, но и грамматический строй диалекта: «Ничего нет-то у нас», «Нельзя вам ехать-то будет».

Короленко показывает разницу в интеллекте и общественном положении героев, только описывая их речь. О словах Морозовой Гаврилов говорит: «Ровно бы и по-русски, а ничего понять невозможно».

Ведение читательского дневника в младшей школе является очень важным, даже необходимым занятием

Это способствует тренировке памяти маленького школьника и развивает аналитическое мышление ребёнка. Заполняя читательский дневник, школьник учится понимать прочитанное, находя главную мысль в произведении, формулируя и записывая свои выводы.

К тому же, он выполняет роль своеобразной шпаргалки. Ведь после долгих школьных каникул тяжело вспомнить героев и сюжет того или иного произведения.

А с читательским дневником для начальных классов такой проблемы не возникает – можно просто открыть свои записи и восстановить всё в памяти.

Кроме образовательной функции дневник читателя выполняет функцию контроля для родителей и учителей.

Благодаря ему наглядно видно сколько произведений прочитал ребёнок и как глубоко понял прочитанное.

Нет чётких образцов для заполнения читательских дневников в начальной школе — это решает учитель каждого конкретного класса или школы, исходя из особенностей школьной программы.

Поэтому мы максимально расширили возможные вопросы для анализа каждой прочитанной книги, а также разместили детские рисунки, иллюстрирующие содержания произведений.

В дневниках по каждому произведению указывается название, автор, жанр, герои, краткое содержание для читательского дневника, план произведения, главная мысль, синквейн, отзыв и пословицы по произведению.

Все материалы соответствуют требованиям школьной программы России. Они написаны простым, доступным языком, не содержат грамматических, лексических и пунктуационных ошибок.

К тому же, все ответы для читательского дневника от «ГДЗ Грамота» являются уникальными.

Подведём итог: зачем нужно вести дневник читателя?

  • Младший школьник учится определять главную мысль произведения и выражать её в 1–2 предложениях.
  • Анализируя произведение, формулируя вывод и записывая краткое содержание, ребёнок намного лучше запоминает сюжет произведения.
  • Записывая автора и героев произведения, школьник учится запоминать детали, что хорошо развивает память.
  • Ведение дневника чтения развивает умение пересказывать содержание произведений своими словами.
  • При необходимости (внеклассное чтение, викторина, конкурс) ученик быстро сможет вспомнить основные моменты произведения.
  • Записывая информацию, ребёнок тренирует навыки письма. Это немаловажный момент, ведь испорченный почерк после летних каникул (из-за отвыкания) является распространённой проблемой.
  • Необходимость ведения дневника порождает необходимость чтения в летнее время. Благодаря этому происходит развитие читательских навыков и культуры читателя.
  • Проанализировав читательский дневник родители могут понять основные интересы и предпочтения своего малыша.
  • Читательский дневник – необходимость.

Ответы к читательскому дневнику – возможность сделать её лёгкой и доступной.
А это очень важно для порождения любви к литературе и дальнейшему развитию ребёнка, как читателя

История создания

Короленко написал очерк «Чудная» в 1880 г. в пересыльной тюрьме в Вышнем Волочке. Он передал его через друзей нелегально. Но опубликовать рукопись не удалось. Ни журнал «Слово», ни «Отечественные записки» не смогли это сделать по цензурным соображениям. В 1893 г. очерк был издан в Лондоне Фондом русской вольной прессы. Он издавался в России нелегально, пока в 1905 г. не был напечатан в журнале «Русское богатство» в книге 9 под названием «Командировка». Позже Короленко вернул очерку прежнее название, переместив акцент с Гаврилова на Морозову. Он задумывал посвятить его Эвелине Улановской, ссыльной студентке из Петербурга, с которой познакомился в Березовских Починках, но этот замысел не был осуществлён.

Герои

Образ рассказчика автобиографичен. Так же, как Короленко, он отправлен в Сибирь на поселение. Это человек тонкой душевной организации, принимающий близко к сердцу боль других людей и страдающий от невозможности помочь.

«Старшой» Гаврилов – провожатый ссыльного рассказчика: «Человек довольно симпатичный, с прямым, даже как будто интеллигентным лицом, расторопный,.. не педант». Это жандарм, которому свойственно рассуждать.

Гаврилов из сдаточных, скоро выходит срок его службы, он на хорошем счету, и ему предлагают остаться. Он уже отвык от крестьянской работы, пищи, грубого обхождения, но всё-таки не хочет оставаться. Он и сам не может объяснить, почему, но ему невесело: «С чего уж это, не знаю, — только иной раз так подступит – нож острый, да и только».

Гаврилов служит с усердием, но он не формалист. Он по-человечески жалеет заключённых, совершенно их не оправдывая: «Начальство зря не накажет». Он пытается понять мотивы поступков заключённой. Он начинает жить нуждами совершенно постороннего человека, так что ему даже приходит в голову попросить у начальства взять заключённую в жёны. Его «как будто в сердце кольнула булавка», когда он увидел, что девушка кашляет кровью.

Гаврилов многократно нарушает должностную инструкцию: не обыскивает девушку, не закрывает окно в поезде, не скрывает от пересыльной станцию назначения, угощает заключённую чаем и белым хлебом, от которых она гордо отказывается. Гаврилов рискует своей службой, когда просит о ссыльной, чтобы она плыла на пароходе. За это и за то, что ходил к Морозовой в месте ссылки, начальник не хотел представлять его в унтер-офицеры. Но не это беспокоит Гаврилова, а то, что после смерти Морозовой он стал как «порченный», два дня не принимал пищи. Эта «порченность» и есть истинная человечность, недоступная большинству. Кажется, что жандарм выполнил её пожелание при последней встрече: «Желаю вам когда-нибудь человеком стать – вполне, не по инструкции».

Барышню политичку Морозову нужно было везти из замка по маршруту в уездный город. Вещей у неё маленький узелок, «небогатых, видно, родителей». Морозова молода, «как есть ребёнок». Волосы у неё русые, сама бледная, а на щеках румянец. Губы у девушки тонкие и сердитые.

Ссыльный Рязанцев, у которого поселилась Морозова, так характеризует девушку: «Порода такая: сломать её можно, ну а согнуть, — сам чай видел: не гнутся этакие». Революционерка в прямом смысле умирает за принципы.

Девушка озлоблена на весь мир, не верит людям и удивляется, когда Гаврилов проявляет обыкновенную заботу о её здоровье. Со свойственным её возрасту максимализмом девушка верит, что «свои», ссыльные, всегда примут её и не обидят. Вот от них она согласна принимать помощь.

Гордыня – основная черта этой бедной, умирающей революционерки. Она не просит, а «дерзкие слова выражает». Твёрдость характера девушки поражает автора. Девушка с горечью обращается к конвоирам, обвиняя государственное устройство в целом: «Проклятые вы… теперь ваша воля».

Материальное для Морозовой будто вовсе не существует. Денег у неё всего рубль двадцать, но она «брезгает» принимать чай и хлеб от жандармов, отказывается от жандармского тулупа.

Девушка не прощает не просто жандарма, а всю власть, которая сгубила её молодую жизнь.

В отличие от Морозовой, ссыльный Рязанцев отделяет систему от отдельных людей, которые в ней служат. Он понимает, что Гаврилов – человек хороший, но недалёкий.

Наиболее трагический образ очерка – бедная мать Морозовой, которая не знает о смерти дочери и едет за ней в уездный город, продав всё своё нехитрое добро.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: