Тема и идея стихотворения молитва лермонтова в минуту жизни трудную
Религиозное чтение: тема и идея стихотворения молитва лермонтова в минуту жизни трудную в помощь нашим читателям.
Если прочесть «Молитву» без объявления автора, трудно даже сразу поверить, что это — Лермонтов. В стихотворении нет сложных конструкций, метафор, даже попросту длинных слов. Ясное, лёгкое произведение, написанное трёхстопным ямбом, оставляет впечатление искреннего дружеского рассказа.
Произведение легко учить наизусть: кроме чёткого ритма и согласованных перекрёстных рифм, «Молитва» имеет очень стройную композицию.
Если разбирать стихотворение по строфам, то в начале первой ясно ощущается гнетущее настроение. «В минуту трудную», «теснится грусть», «твержу наизусть» — обилие сочетаний согласных, особенно с буквой «р», создаёт впечатление трудности, тяжести. Его усугубляет и повторение звука «у», вызывая ассоциации с унынием.
Вторая строфа является переходной, в ней описывается откровение слова, сила молитвы. Сила «благодатная», непонятная для лирического героя, но ясно им ощущаемая.
«Созвучье слов живых», «святая прелесть» — эти метафоры выразительно передают то живительное ощущение, которое испытывает всякий, искренне читающий молитву.
Ключевое слово этой строфы — «благодатная», дающая благо — и оно полностью меняет настроение произведения.
С осенённой благодатью души «скатывается бремя», уходят сомненья — и вместо неё приходит лёгкость. Она ощущается даже в звучании строфы: ударные звуки «а», «о», «э» раскрывают каждый слог. Повторение слова «легко», которым завершается стихотворение, оставляет впечатление полёта и незавершённости, словно душа лирического героя просто растворилась в благодатном порыве молитвы.
Во всём стихотворении есть лишь один глагол от первого лица: «твержу». Это единственное действие, которое совершает лирический герой, а всё остальное — следствие этого действия, происходящее само собой. Это благодаря повторению молитвы «сомненье скатится», и станет легко, и появится вера, и польются слёзы.
Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гибели Лермонтова.
Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни.
Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Пастернака Зимняя ночь Стихотворение «Зимняя ночь» написано в двадцатом веке, посвящено Ольге Ивинской, которую любил Пастернак. Пастернак в своем стихотворении «Зимняя ночь» обращается к темам любви, философии. Данное стихотворение написано в стиле
- Анализ стихотворения Тютчева Летний вечер 5 класс Особенностью пейзажной лирики Ф.И. Тютчева является отсутствие связи между описанием природы и душевным состоянием. Не является исключением и стихотворение «Летний вечер», написанное в 1866 г. Несмотря на то что на момент написания произведения
- Анализ стихотворения Бунина На пруде Произведение написано в 1887 году, поэт в это время не слишком опытный. В стихотворении с первых строк говорится о ясном утре, недавно взошло солнце. Что такое благополучие? Когда человек рад? Какие факторы существования заполнены истинной
- Апухтин
- Анализ стихотворения Цветаевой Идешь на меня похожий Марина Цветаева одна из самых выдающихся ярких поэтесс в литературе. Все ее работы наполнены необыкновенной нежностью, романтичностью, любовью. Элегию «Идешь, на меня похожий…» она написала в 1913г.
Главные темы и замыслы
За пару лет до появления текста «Молитвы» в 1839 году было написано произведение «Когда встряхивается пожелтевшая нива…», отражающая новизну идей в творчестве поэта. Концепция послушания Господу выражает причину примирения:
Тогда душа моя унижена тревогой,
Потом морщинки на лбу разойдутся, —
И я могу понять счастье на земле,
И на небесах я вижу Бога.
«Молитва» (1839) также содержит идею отказа от прежних сомнений и скептицизма, приводящих Лермонтова к печальным размышлениям
Если в стихах «Когда встревожено пожелтевшее поле…» это чувство возникает при наблюдении за спокойной природой, то в «Молитве» внимание акцентируется на благотворной силе священного слова. Следовательно, в строках этого произведения тема веры и духовного просвещения переплетается с вопросом слова
Это основной подход поэта к творчеству, описанный в строках как «слово, рожденное из огня и света».
Эти отношения зародились не случайно. Уже на ранних этапах творчества у Лермонтова было два вдохновителя: демоническая муза, несущая сомнения, скептицизм и приводившая в состояние меланхолии, и духовная, хранившая в памяти «священные песни», упомянутые в «Ангеле» стихи. Много лет идет противостояние добра и зла, но когда была создана «Молитва», исход этой войны становится ясен.
Лирика Лермонтова
Творчество Лермонтова невозможно представить без его текстов. Мы все читаем его стихи. Лирика М.Ю. Лермонтова во многом автобиографична: она опирается на искренние душевные переживания поэта, вызванные событиями ее личной жизни и мучениями. Однако стоит отметить, что эта автобиография исходит не только из реальной жизни поэта, но и из более литературной, то есть трансформированной и творчески осмысленной самим Лермонтовым через призму его мировосприятия и самого себя.
Тема стихов Михаила Юрьевича необычайно широка. Основные мотивы текстов Лермонтова — философские, патриотические, любовные, религиозные. Он писал о дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. И когда читаешь эти строки, невольно возникает невероятное ощущение: светящееся ощущение глубочайшей боли и печали…
Однако в своих стихах Лермонтов часто находит в себе силы, исходя из собственных моральных принципов, отказаться от счастья и личных претензий ради любимой женщины. Женские образы, изображенные в стихах Лермонтова, серьезны и завораживают. Даже в самое маленькое любовное стихотворение поэт вложил все свое дружелюбие, все свои чувства к любимой.
Это стихи, которые, без сомнения, родились и были вызваны исключительно любовью. Любовь объективна, христианская, «правильная», а не эгоистичная, несмотря на сильнейшее раздражение, выраженное в резких рифмах. Однако Лермонтов не был меланхоликом, он был поэтом-трагиком… Хотя он был чрезвычайно требователен к людям и к жизни, смотрел на все свысока с бесспорного гениального таланта.
он пишет все больше и больше о преданности и преданности. Любовь — слова М.Ю. Лермонтова в последнее время почти свободна от безнадежных душевных мук, которые так часто мучили поэта раньше. Стало иначе. Любить и дружить, как считал «покойный» Лермонтов, — значит желать добра другим, прощать мелкие проступки.
В настоящее время лермонтовские тексты активно изучаются по обязательной программе на уроках литературы, от младших до старших классов. В первую очередь изучаются стихи, в которых четко прорисованы основные мотивы лермонтовских текстов. Ученики начальных классов знакомы с творчеством Михаила Юрьевича, и только в старших классах изучаются «взрослые» тексты Лермонтова (10 класс).
Текст «Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М. Лермонтов
Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную — Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.
Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» 9 класс
Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.
Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.
Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.
Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.
В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.
Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.
История создания
«Молитва» написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. Осень и зиму 1839-1840 гг. Лермонтов провёл в Петербурге. Он был уже популярен и его часто приглашали на вечера в светские салоны.
На одном из вечеров у Карамзиных он познакомился с Марией Алексеевной Щербатовой. Ему очень понравилась молодая и красивая вдова, поэт также произвёл на неё большое впечатление. Они часто и подолгу беседовали.
А.О. Смирнова-Россет вспоминала, как при ней Лермонтов пожаловался Щербатовой на тоску, которая охватывает его временами. В ответ Мария Алексеевна спросила, молится ли он в такие моменты, на что Лермонтов сказал, что забыл все молитвы. Щербатова тут же прочитала ему «Богородицу». Поэт отошёл, а к концу вечера преподнёс Марии Алексеевне стихотворение «Молитва».
Это произведение быстро обрело популярность, но опубликовано было уже после смерти автора. Белинский назвал его одним из наиболее значимых в творческом багаже поэта.
Обращение к Богородице
Отвергается злой дух страха «От души, как тяжесть катится, сомнение далеко…». Но душа поэта не сразу стала светлой. В начале стихотворения описывается особое настроение, проявляющееся во многих других произведениях. Это печаль, больше похожая на отчаяние. Это состояние было результатом неуверенности в возможности наличия блага. В этот момент были сказаны другие слова. Например, в «Молитве» 1829 года.:
Не вини меня, всемогущий,
И не наказывай меня пожалуйста
В связи с тем, что редко входит в душу
Поток живого разговора,
Потому что мир земной мне мал,
Я боюсь проникнуть в тебя,
И часто под звуки грешных песен я
Боже, я молюсь за тебя.
Действительно, это были греховные песни, но у Лермонтова была возможность выразить себя по-другому. Обратитесь, например, к «теплому заступнику холодного мира» в «Молитве» 1837 года. Такие строки еще не касаются Лермонтова. Она все еще боится молиться за свою пустую душу, обращаясь к Богу за советом, но просит Богородицу стать защитницей «невинной девы». И это уже напоминает нам о вере людей, которые постоянно молящиеся и страдают.
В стихах «Молитвы» 1839 г слышна интонация, характерная для позднего стихотворения М.Ю. Лермонтов. Линии, пронизывающие сердце и одновременно приносящие умиротворение, так похожи на настоящую молитву обычных людей. Слог этого произведения поразительно похож на церковное обращение к Богу, слова текут искренне, прямо из сердца автора и воспринимаются как песня. Основная идея стихотворения Лермонтова «Молитва» 1839 года состоит в том, что когда обращаешься к Богу и душа человеческая очищается, трудные моменты жизни переносятся намного легче.
Кому ставить свечку
Свечку с молитвой к Лермонтову можно поставить перед иконой святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Главные герои для читательского дневника – это люди, которые любят и ценят творчество Лермонтова, которое помогает им саморазвиваться и находить вдохновение. Молитва перед иконой святого Иоанна Предтечи поможет просить о благословении на чтение произведений Лермонтова и о помощи в осмыслении их глубокого смысла.
Интересный факт
Интересный факт из православной церкви: в “Молитве” Лермонтова главными героями являются два ангела – светлый и темный. Светлый ангел символизирует чистоту и небесность, темный ангел – грех и злобу. В стихотворении показана борьба между ними, которая несет в себе глубокий философский смысл.
Презентация «Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова Презентация к уроку литературы в 10 классе. Подготовила: Шипилова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ БГО СОШ №3.
Цель работы: 1) рассмотреть жанр стихотворной молитвы, её место и роль в творчестве М.Ю.Лермонтова; 2) проанализировать его знаменитые стихотворения-молитвы; 3) совершенствовать навыки выразительного чтения.
Молитва «Отче наш» Отче наш, О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Аминь
Определение Молитва- основная форма общения с Богом, обращение к нему с благодарностью, за помощью и благословением. (Библейский словарь Вихлянцева В.П.)
«Поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств: обращение к данному жанру позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного» Фефилова Г.Е.
Молитва как жанр очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств». («Литературная энциклопедия»)
Структурная композиция церковной молитвы Личное обращение. Изложение предмета и оснований ( просьбы, благодарности или прославления). Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы.
Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической Сходство Содержание. Адресат. Состояние мольбы. Некоторые поэтические приёмы. Деление на жанры. Различие Средства художественной выразительности.
«Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный. «) (1829) Покаяние или несогласие? Не Не обвиняй меня, Всесильный, И не карай меня, молю, За то, что мрак земли могильный С ее страстями я люблю; За то, что редко в душу входит Живых речей Твоих струя, За то, что в заблужденье бродит Мой ум далеко от Тебя; За то, что лава вдохновенья Клокочет на груди моей; За то, что дикие волненья Мрачат стекло моих очей; За то, что мир земной мне тесен, К Тебе ж проникнуть я боюсь, И часто звуком грешных песен Я, Боже, не Тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костер, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, Творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К Тебе я снова обращусь.
«Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою. «) (1837) Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью, иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душу достойную; Дай ей сопутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную, Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.
Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» 1839г. В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко.
Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…» (Молитва)
Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же названием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щербатовой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомнений, и Лермонтов обещал ей.
Жанр «Молитвы» — лирический монолог, стиль романтический, мы можем отнести его к философской лирике.
Композиционно произведение делится на три части (по количеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют моменты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:
Одну молитву чудную Твержу я наизусть.
Характерно, что состояние лирического героя здесь обозначено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обозначает сферу «человеческого». Вторая часть — это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спасает ее, возвращая из тьмы к свету:
С души как бремя скатится — Сомненье далеко — И верится, и плачется,
И так легко, легко…
И здесь уже состояние лирического героя выражается с помощью безличных глаголов: «верится»,’«плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сферу Божественного. Таким образом, первая и третья части композиционно противопоставлены в этом произведении 74 .
Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонятная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомненье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И верится, и плачется, И так легко, легко»).
Произведение мы можем рассматривать в контексте философских размышлений поэта о Боге, природе — стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душевной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим отрицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «За все тебя, Господь, Благодарю!»:
За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я один и ныне — как всегда.
Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.
Темы, проблемы
В анализируемом стихотворении на первом плане находится христианская тематика.
Основной темой выступает вера. Поэт рассказывает, насколько сильной может быть истинная вера и молитва. Простые на первый взгляд слова, оказывают сильное действие, направленное на исцеление душевных ран. Благодаря молитве исчезают сомнения человека, его переживания и страхи. Но это все происходит лишь при искренней вере человека, а не когда он просто повторяет вслух заученные слова.
Ещё одной темой стихотворения «Молитва» можно назвать поиск душевного равновесия, гармонии и спокойствия. Лирический герой одинок, он ищет смысл жизни, что так свойственно направлению Романтизма и так близко самому Лермонтову. Его очень часто одолевает тревога и тоска, он начинает сомневаться, что приводит к тяжелым мыслям. Данному гнетущему состоянию автор противопоставляет светлое ощущение, которое возникает после искренней молитвы.
Весь текст стихотворения пронизан светлым, радостным настроением. Это происходит благодаря четкому описанию душевного состояния лирического героя.
История создания
«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.
Анализ стихотворения «Молитва»
Тема: Чудная молитва
Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни
Размер: трехстопный ямб
Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы) В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук ).
Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную — легко; теснится грусть — бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная пропала, а появились ,. Эти звуки более открытые, в отличие от .
Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души. Таким образом, первая строфа — это описание состояния души лирического героя, вторая — описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья — рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная. Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное — я верю написанному Лермонтовым.
Тема
Христианская тематика стихотворения дополнена душевными исканиями лирического героя. Это стихотворение о вере, о силе молитвы, о душевной гармонии и покое. Это стихотворение написано поэтом в зрелом возрасте, его принципы и жизненные позиции окончательно сформированы. В данном стихотворении принято считать лирического героя и самого автора одним лицом, ведь автобиографичность произведения бесспорна.
Поэт описал то самое блаженное состояние, которое известно только верующим людям. Это говорит о том, что на закате своей короткой жизни автор нашёл примирение с собой и с Богом. Чудесное стихотворение, написанное, как и молитва, простыми словами стало для автора своеобразной ступенькой в духовном становлении.
Идея – молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие необыкновенную силу.
Лирический герой делится своими душевными переживаниями, свойственными каждому человеку на определённом жизненном этапе. Его лекарство – искренняя молитва – спасает неизменно. Лермонтов вывел “золотой рецепт”, универсальное средство от душевной боли. Обращение к религиозной тематике в творчестве поэта нередко, однако на раннем этапе оно очень неоднозначно проявлялось в его стихах. В “Молитве” же чувствуется духовная зрелость и опыт самого автора.
Философские стихи поэта
Философские мотивы в лирике Лермонтова, равно как и всё его творчество, по восприятию и эмоциям, являют в большинстве своём трагичность. Но это ни в коем случае не вина самого поэта, а просто он так видел окружающий мир, свою жизнь, наполненную несправедливостью и страданиями. Он постоянно ищет, но практически всегда не находит в жизни гармонии и выхода для своих страстей. Бунтующее и пылкое сердце поэта беспрестанно стремится на волю из этой своей жизненной «темницы». В нашем несправедливом мире, согласно лермонтовской философской лирике, могут уживаться лишь зло, равнодушие, бездеятельность, приспособленчество. Все эти темы Лермонтова волнуют особенно в уже упомянутом нами стихотворении «Монолог». Там мы видим его тяжёлые, горькие раздумья о собственном предназначении, своей судьбе, о смысле жизни, о душе. Философские мотивы в лирике Лермонтова подчинены той мысли, что поэт в этом мире не находит столь нужных его душе настоящей свободы, искренности чувств, подлинных бурь и волнений в душах и сердцах других людей, а находит вместо тех бурь равнодушие. Лермонтов, рассуждая о собственной жизни, в которой преобладает неизгладимая извечная тоска, стремится уподобиться то синей волне, шумно катящей свои воды, то белому парусу, мчащемуся вдаль в поисках бурь и страстей. Но он не находит этого ни на родной земле, ни в чужих краях. Михаил Юрьевич иронично сознаёт всю трагическую быстротечность земной жизни. Человек живёт и ищет счастья, но умирает, не найдя его на земле. Но в некоторых стихах мы видим, что Лермонтов не верит и в счастье после смерти, в загробной жизни, в которую он, будучи православным христианином, безусловно верил. Оттого во многих его философских стихах мы с лёгкостью можем отыскать скептические строки. Для Лермонтова жизнь — это постоянная борьба, непрерывное противостояние двух начал, стремление к добру и свету, к Богу. Литературной квинтэссенцией его концепции мира и человека становится одно из самых известных стихотворений — «Парус».
Структурный анализ стихотворения
В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный. Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов. Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.
Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения. Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями. Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.
Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.
Обращение к Богу,просьба утешения и поиск защиты.
В молитвах душа человека находит успокоение,покаяние и искренняя вера приносит умиротворение душе,защиту от бед и спасение от сомнений.
https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com
Показать силу веры человека.Не каясь в грехах,и не прося о прощении,а за счёт простой молитвы человек находит в сердце настоящую веру,которая оберегает его и даёт успокоение.
Эпитеты: минута жизни трудная,молитву чудную,сила благодатная,непонятная, святая прелесть,живые слова.
Сравнения: с души как бремя скатится.
Ассонанс -повторение гласных звуков,для придания мелодичности, замедлению и усилению динамики произведения.
Синтаксический параллелизм: И верится, и плачется, И так легко.
Ритмичное, за счёт рифмы, стихотворение идёт по нарастающей,с замедленного темпа переходит вверх,на возвышенной ноте идёт подъём,которому способствует высокопарный стиль лексики.Первое четверостишие распевное,замедленное при помощи ассонанса, передаёт церковный стиль чтения молитв.Второе усиливает настроение,в третьем начинается душевный подъём.
Рифма: перекрёстная (1-3 ,2-4 строки рифмуются),попеременно мужская рифма(ударение на последний слог) и женская рифма(ударение на предпоследний слог).
В позднем периоде своего творчества Михаил Лермонтов пишет стихотворение «Молитва». Несмотря на то, что автору всего 25 лет, он уже успел побывать в ссылке и переосмыслил собственную жизнь. В ней чаще всего ему приходилось играть роль дебошира и светского льва.