Краткое содержание басни толстого «лев и собачка»

Анализ рассказа «лев и собачка» л.н. толстого: особенности повествования и символика

Толстой «Пожарные собаки». Краткое содержание, основная мысль — что писать?

о чем произведение

Краткое содержание «Пожарные собаки»:

Маленький рассказ Льва Толстого повествует о пожаре в доме, где остался двухлетний ребенок. Это случилось в Лондоне и приехали пожарные с собакой, которая научена находить детей и спасла их уже немало. Боб, так завали собаку, вынес из дома девочку. Но потом он хотел еще бежать, пожарные его отпустили и он вынес из горящего дома еще и куклу.

Основная, главная мысль

Удивительно, что у собаки, для которой главное нюх, оказалось некое чувство «человечности». Она приняла за живого ребенка куклу. Вспоминается мне рассказ «Кукла» Носова, где эта игрушка была олицетворением отношения людей друг ко другу. Так вот собака пожалела куклу, кукла это своего рода маленький человек. Как ребенок относится к игрушкам, так возможно он будет относиться и к другим вещам, и к людям.

Краткое содержание рассказика «Пожарные собаки» Льва Толстого:

В Лондоне на пожарной службе состоят и собаки. Они живут вместе с пожарными, а когда случается пожар, то спешат на помощь вместе с хозяевами. Всё это неспроста. Собаки во время пожара спасают детей, которые от испуга прячутся. Собаке в дыму ребёнка обнаружить легче, чем человеку.

Горит дом. Приехали пожарные, вместе с ними собака по кличке Боб. К пожарным бросилась женщина, которая просила спасти её двухлетнюю дочурку. Послали спасать девочку Боба. Вернулся Боб из дома с девочкой, которую он нёс, ухватившись зубами за рубашку. Боб отдал дочь плачущей уже от радости матери, а сам бросился вновь в горящий дом, оттуда он вернулся уже с большой куклой в зубах, отчего вызвал смех у окружающих.

Главная мысль рассказа — это лишнее подтверждение того, что собака — это друг человека, который ещё раз доказал свою преданность и любовь к человеку.

Случился пожар. В доме остался маленький ребенок.

Пожарные приехали на вызов с собакой, и та выполнила свой долг — вытащила из огня ребенка.

Собаку похвалили, но она вновь рвалась в дом, хотя там больше никого не было.

Собаку отпустили и она вынесла из огня. куклу.

Собака была приучена спасать маленьких детей, и в мозгу пса образ куклы был связан с образом маленького ребенка. Поэтому пес просто не мог оставить куклу гореть в огне.

Рассказ Льва Толстого «Пожарные собаки» начинается со слов автора о том, что дети во время пожара своим поведением затрудняют поиски пожарным. Ребята сидят тихо, они испуганы и не подают голос, а в дыму их практически не видно.

А далее автор рассказывает, что в Англии к пожарному делу были привлечены собаки, которые и выносили детей из огня. Собак-спасателей, проживающих с пожарными, называют пожарными собаками и у некоторых на счету множество спасенных детей.

Автор приводит пример: один отважный пожарный пес по кличке Боб умудрился вытащить из огня двенадцать детей. Один раз этот пес-спасатель вынес из горящего дома крохотную двухлетнюю девочку. Больше в доме, как говорила мама малышки, никого не было, но пес снова рвался в огонь. Боб вбежал в дом, а через время вернулся, а у него в зубах была кукла.

Люди рассмеялись, поскольку Боб принял куклу за ребенка. Вот так пожарный пес вел себя на пожарах.

Главная мысль рассказа состоит в том, что собаки — верные друзья человека, которые могут ради людей рисковать своей жизнью. Но и мы должны беречь своих четвероногих друзей, заботиться о них. В рассказе описывается, что после того, как Боб вышел из огня, его внимательно осмотрели пожарные на предмет ожогов и ранений. Мы должны помнить, что собаки нуждаются в нашем внимании и в защите.

Автор Л.Толстой в рассказе «Пожарные собаки» описал героического пса по имени Боб. Автор начинает рассказ со слов, что в случае пожара детей спасать особенно трудно, поскольку они в испуге прячутся, поэтому их трудно в дыму искать. В Англии в таких случаях помогали специально обученные собаки. Особенно был знаменит пес по кличке Боб, он уже сумел спасти 12 детей из пожара.

Краткое содержание

У рассказчика — офицера и страстного охотника, было много собак, среди которых особенно выделялся забавный пёс Булька. Он был коренастым, чёрным, только кончики передних лап белые, а челюсть была очень крепкой: уж как вцепится, повиснет, как тряпка, так и не оторвать. Один раз его пускали на медведя: он вцепился ему в ухо и повис, как пиявка. Зверь бил его лапами, кидался из стороны в сторону, наконец упал, желая раздавить его, но тот так на нём и держался, пока его не облили холодной водой.

Рассказчик взял его щенком, и сам выкормил, поэтому Булька был очень привязан к нему. Однажды офицер поехал служить на Кавказ и не хотел брать его с собой, поэтому ушёл тихонько, а пса велел запереть. Но животное пробило оконную раму, выскочило из окна и погналось за ним по следу. Он бежал вёрст 20, пока не догнал на первой станции. Хозяин садился в другую перекладную, когда заметил его на дороге. Тот тяжело дышал, но преданно вилял хвостом и лизнул ему руку.

Один раз на Кавказе рассказчик взял его с собой на охоту на кабана. Собаки, загнавшие зверя, залаяли: охотник и Булька побежали в ту сторону. Пёс добежал первым и напал на животное, но был сильно ранен. Когда кабан был убит, хозяин вернулся к Бульке: у него был распорот живот, под ним была лужа крови. Вместе с товарищами охотник зашил его, а в это время пёс лизал ему руки. Дома после охоты он проболел 6 недель и выздоровел.

Другие охотничьи собаки никогда не грызлись с Булькой, в том числе и очень умная легавая Мильтон, которую офицер завёл специально для охоты на фазанов.

Перед отъездом с Кавказа однажды ночью рассказчик сидел перед хатой со своим приятелем. В это время в деревню прибежал бешеный волк. Офицер хотел выстрелить в него, но ружьё дало осечку. Собаки же набросились на волка. После схватки с ним на лбу у Бульки обнаружилась рана. Хозяин посыпал её порохом, чтобы выжечь бешеную слюну. Но оказалось слишком поздно: пёс уже был заражён.

https://youtube.com/watch?v=9Q5hwGLGGso

Проблема

Проблематика рассказа «Лев и собачка» может быть описана более подробно, если Вы напишите Многомудрому Литрекону, чего не хватает?

  1. Проблема жестокости людей, которые бросили собачку на съедение льву, является основной в тексте. Ради зрелища герои готовы были пожертвовать чужой жизнью и обрекали собак и кошек на мученическую гибель. Не зря автор описал именно английский зоопарк, ведь Европа является символом и главным носителем цивилизованности, а вместо этого господа ведут себя не лучше средневековых варваров.
  2. Отсутствие сострадания у людей и равнодушие. Все приходят посмотреть, как звери томятся в клетках, но никто не думает, каково им там живется? Никто не желает понимать, как льву одиноко ходить по загону, как ему больно и страшно находиться среди людей и вдали от родины и свободы? Зрители думают лишь о своих наслаждениях, но совершенно игнорируют нужды животных.
  3. Одиночество. Лишившись друга, лев заболел от горя и не смог смириться с утратой. А ведь его трагическая смерть — лишь одна из многих таких же смертей в этом зоопарке, так как все животные содержатся в одиночных камерах.

История дружбы

Однажды в зоопарк Лондона поступили дикие животные. Там были не только львы, но и слоны, зебры и жирафы. Владелец показывал хищников за небольшое вознаграждение или за пищу своим питомцам. Кормом служили дворовые кошки и собаки.

Другими словами, посетить зоопарк мог любой человек. Один пожилой мужчина также хотел полюбоваться дикими животными. Он смог поймать бродячую собаку, которая находилась без присмотра. Посетителя пустили в зверинец, а пса бросили в клетку к большому льву. Обычно он сразу нападал на свою жертву, но только не теперь.

Пес сильно испугался хищника и лег на спину. Потом он встал перед львом на задние лапы и неожиданно начал танцевать. Король зверей тщательно обнюхал собачку и не захотел ее трогать. Он стал относиться к ней очень хорошо. Когда ему кинули свежее мясо, то он поделился собственной порцией с новым знакомым.

Однажды в зверинец пришел владелец собаки, который сразу узнал своего питомца. Хозяин диких зверей был не против возвратить ее, но царь зверей никого не пускал к ней. Они так и остались жить вместе. Хищник продолжал каждый день делиться пищей с псом.

Воспитание чувств

Как всегда, после чтения произведений Толстого, у читателя может возникнуть множество вопросов, и наверняка останется странное послевкусие от рассказанных им простых, в общем-то, историй.

После краткого содержания «Льва и собачки» изложим некоторые читательские умозаключения.

Почему лев пожалел собачку? За ее беззащитность? Едва ли. Если в том зоопарке заведено было отдавать на корм крупным хищникам бродячих собак и кошек, стало быть, звери привыкли питаться тем, что дают. Сколько же на счету льва было этих шариков и барсиков, которых он не пожалел? У Толстого об этом ничего не сказано.

И разрывал же в конце повествования он на части подброшенных ему в клетку других собачек, выражая свое несогласие с решением жестокой судьбы лишить его маленького товарища?

Отчего же дружеские чувства льва возникли так внезапно, отчего его теплота проявилась так избирательно? Может, собачка была какая-то особенная?

Вероятно, дело в ее поведении: когда ее бросили в клетку ко льву, она упала на спину — то есть в самую беззащитную для животных позу — и стала махать хвостом, тем самым выказывая полную покорность и, вместе с тем, дружеское расположение к хозяину клетки. Потом она и вовсе встала перед ним на задние лапки.

Вывод читателя может быть таков: собачка была хитра, она догадалась, что повести себя небанально в банальной ситуации — единственный шанс выжить рядом с хищником. А лев удивился. Никогда ему еще не попадалось таких странных жертв.

А потом собачке пришлось привыкнуть к такому опасному соседству, а лев привык заботиться и подружился с ней.

Вот и другой вывод читателя: дружба избирательна. Надо обладать особыми достоинствами, чтобы ее заслужить. Но разве собачка, если она так же глупа, как и слаба, недостойна сочувствия и дружеского участия?

А вот и еще один вывод: дружба была необходима не столько собачке, сколько льву. Даже в условиях неволи ему хочется быть кому-то нужным.

Но вскоре за собачкой в зоопарк явился хозяин — он хотел забрать ее. Быть может, она была привязана к нему, а потом просто потерялась? Но лев не пустил ее. Маленькая подружка стала его собственностью.

Итак. Бедняжке пришлось приспособиться, чтобы выжить. А лев завел живую игрушку и придумал себе смысл жизни. И оба они, конечно, жертвы в руках жестоких людей. Вот об этом история. А почему-то считается, что этот рассказ о любви и преданности. А были ли они тут?

Такой совсем не детский сюжет получился у Толстого. Хотя, как в традиционной русской народной сказке, где действующими лицами являются животные, их поступки и здесь проецируются на людей.

Мы привели краткое содержание рассказа «Лев и собачка» и несколько из всего спектра читательских умозаключений. Вы можете отыскать свои.

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей; он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом. Лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Вопросы для обсуждения

• Тебе понравился рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»? Что удивило тебя в этой истории, рассказанной Л. Н. Толстым? Какими ты представил себе льва и собачку, когда слушал рассказ? Кто из них тебе понравился больше? Почему? Вспомни, как вела себя собачка, когда огромный грозный лев подошёл к ней. Она испугалась льва? Как ты думаешь, почему лев не тронул собачку? Расскажи, как лев и собачка жили в одной клетке. Как лев относился к собачке? Почему он зарычал, когда хозяин зверинца попытался забрать собачку? Что случилось, когда собачка умерла? Как ты думаешь, что чувствовал лев в этот момент? Вспомни, какие слова в рассказе помогают автору передать состояние льва после смерти своего маленького друга, («…он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол…») Чем закончился рассказ? Что помог понять тебе автор?

Вопросы для обсуждения

• Рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка» можно прочитать до слов: «…собачку взяли и бросили в клетку к льву на съедение. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки…» Затем чтение прервать и предложить ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что случится с собачкой? Выслушав несколько вариантов ответа, нужно продолжить чтение до конца в целях проверки высказанных предположений. После этого можно предложить ребёнку вопросы для работы над текстом.

• Тебе понравился рассказ Л. Н. Толстого «Лев и собачка»? Что удивило тебя в этой истории, рассказанной Л. Н. Толстым? Какими ты представил себе льва и собачку, когда слушал рассказ? Кто из них тебе понравился больше? Почему? Вспомни, как вела себя собачка, когда огромный грозный лев подошёл к ней. Она испугалась льва? Как ты думаешь, почему лев не тронул собачку? Расскажи, как лев и собачка жили в одной клетке. Как лев относился к собачке? Почему он зарычал, когда хозяин зверинца попытался забрать собачку? Что случилось, когда собачка умерла? Как ты думаешь, что чувствовал лев в этот момент? Вспомни, какие слова в рассказе помогают автору передать состояние льва после смерти своего маленького друга, («…он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол…») Чем закончился рассказ? Что помог понять тебе автор?

Тематика и моральные уроки рассказа

Рассказ «Лев и собачка» Л.Н. Толстого затрагивает одну из вечных тем — отношения между людьми и животными. В нем автор показывает, что даже животные, в принципе неодушевленные объекты, способны проявлять преданность, любовь и сострадание. Так мы видим, как собачка принимает на себя ответственность за маленького ребенка, укрывая его от палящего почти летнего солнца, и как лев спасает собачку, которая оказалась в лапах диких собак

Это свидетельствует о том, что живые существа имеют свои чувства и эмоции, если уделять им должное внимание

Кроме того, рассказ напоминает нам о том, что любовь, даже если она проявляется между животными, иногда может быть более высокой, чем у людей. Отношения между животными, представленными в рассказе, более чистые и искренние, чем у людей в повседневной жизни. Мы можем учиться у животных, смотреть на мир по-другому и пытаться следовать этому примеру. Рассказ также напоминает о том, что мы должны уважать всех живых существ, а не только людей, и помогать им, когда они в беде или испытывают трудности.

Основная мораль рассказа заключается в том, что взаимопонимание и доброта в отношениях между животными и людьми способны преодолеть даже самые крупные проблемы. Животные и люди могут находить общий язык и жить в мире и согласии, если только мы попытаемся понять друг друга и проявим доброту и сострадание к тем, кто нуждается в нашей помощи.

Суть произведения

Суть рассказа заключается о том, что в Лондонском зоопарке практиковали жестокий обычай – платой для просмотра животных могли послужить бездомные кошки или собачки. Одну из таких несчастных собачек подобрал богатый англичанин и принес в зоопарк в как оплату. Зверек предназначалась хищному животному -льву на обед. Бедное животное посадили в клетку на съедение голодному льву, собачка забилась в угол и была дико напугана. На удивление зевакам, лев подошел к ней, понюхал, перевернул ее, но не разорвал. А наоборот, угостил куском мяса и с тех пор началась удивительная дружба хищного зверя и дворняжки. Англичанин, впоследствии пришедший в зоопарк, узнал собачку и потребовал вернуть ее ему. Но лев не дал никому приблизиться к дворняжке и изъять ее. Дружба их продолжалась целый год, но потом собака заболела и умерла, а лев сильно тосковал по ней. Льву бросили в клетку новую собачку , но просто разорвал ее. Без своего друга лев не ел и не пил и вскоре умер, обняв своего друга.

Конспект урока литературного чтения «Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; раскрытие трагедийного смысла рассказа «Лев и собачка»; пробуждение чувств любви и доброты к братьям нашим меньшим.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, работать с текстом, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, кар точки с текстом речевой разминки и заданиями, иллюстрации или слайды с изображением животных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Расскажите о Л.Н. Толстом.

III. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки.

Этот маленький щенок

Вечно ластился у ног.

Не узнать его, однако:

Стала сторожем… (собака).

Очень грозный и отважный,

Гривой он мохнатой машет

И рычит, как на распев,

Это храбрый, сильный… (лев).

— Что вы знаете об этих животных?

IV. Работа по теме урока

— Расшифруйте, что здесь написано.

LAЛWEGVB SИWILCOWБVASLЧKWIVALS

— Сегодня мы прочитаем рассказ Льва Николаевича «Лев и собачка». Рассмотрите иллюстрацию к нему на с. 52 учебника. Что вы видите? (Мы видим, что лев и собачка очень дружелюбно относятся друг к другу, что странно. )

— Как вы думаете, о чем этот рассказ?

— Я буду читать, а вы следите по учебникам. (После чтения учитель выдерживает паузу.)

— Сейчас сами вчитайтесь в текст, а потом поделитесь своими мыслями.

(Учащиеся читают текст самостоятельно.)

— Каково ваше впечатление от рассказа? Какие мысли и чувства вызвало чтение? (Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил ее. Он добрый — поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте отрывки, которые вам запомнились. Почему именно эти эпизоды запомнились?

(Учащиеся зачитывают отрывки.)

— Прочитайте, как начинается рассказ.

— Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (Люди безжалостны — вместо того, чтобы брать деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу.)

— Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добры.)

— Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел ее. (Посмотрел с любопытством, интересом и удивлением.)

— Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило? (Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

— Как автор относится к собачке? (Он ее любит.)

— Какими словами он пишет о ней? («Собачка», «собачонка», «лапки», «хвостик» и другие слова — добрые, ласковые.)

— Какова же собачка? (Она добрая. Этим она и понравилась льву.)

— Как лев относился к собачке? (Лев относился к ней дружелюбно, подружился с ней, полюбил ее.)

— Что же происходит дальше? (Собачка умирает, лев не выдерживает разлуки с ней и умирает тоже. Л.Н. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

— Найдите и прочитайте слова, в которых Л.Н. Толстой говорит о льве и собачке, как о людях. (На шестой день лев умер. Собачка заболела.)

— Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось расставаться со своими любимцами?

(Ученики вспоминают истории из своей жизни.)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке о писателе, познакомившись с новым рассказом?

— Какие общечеловеческие ценности нам открылись?

— Что будет с нами, если исчезнут добро, красота, любовь?

Домашнее задание

Найти определение слов доброта и трагедия. Подготовить пересказ текста, нарисовать иллюстрации к нему.

Булька и волк

Когда я уезжал с Кавказа, тогда еще там была война, и ночью опасно было ездить без конвоя. Я хотел выехать как можно раньше утром и для этого не ложился спать.

Мой приятель пришел провожать меня, и мы сидели весь вечер и ночь на улице станицы перед моей хатой. Была месячная ночь с туманом, и было так светло, что читать можно, хотя месяца и не видно было.

В середине ночи мы вдруг услыхали, что через улицу на дворе пищит поросенок. Один из нас закричал: «Это волк душит поросенка».

Я побежал к себе в хату, схватил заряженное ружье и выбежал на улицу. Все стояли у ворот того двора, где пищал поросенок, и кричали мне: «Сюда!» Мильтон бросился за мной,— верно, думал, что я на охоту иду с ружьем,— а Булька поднял свои короткие уши и метался из стороны в сторону, как будто спрашивал, в кого ему велят вцепиться. Когда я подбежал к плетню, я увидал, что с той стороны двора, прямо ко мне, бежит зверь. Это был волк. Он подбежал к плетню и вскочил на него. Я отсторонился от него и приготовил ружье. Как только волк соскочил с плетня на мою сторону, я приложился почти в упор и спустил курок; но ружье сделало «чик» и не выстрелило. Волк не остановился и побежал через улицу.

Мильтон и Булька пустились за ним. Мильтон был близко от волка, но, видно, боялся схватить его, а Булька, как ни торопился на своих коротких ногах, не мог поспеть. Мы бежали что было силы за волком, но и волк и собаки скрылись у нас из виду. Только у канавы, на углу станицы, мы услыхали подлаиванье, визг и видели сквозь месячный туман, что поднялась пыль и что собаки возились с волком. Когда мы прибежали к канаве, волка уже не было, и обе собаки вернулись к нам с поднятыми хвостами и рассерженными лицами. Булька рычал и толкал меня головой,— он, видно, хотел что-то рассказать, но не умел.

Мы осмотрели собак и нашли, что у Бульки на голове была маленькая рана. Он, видно, догнал волка перед канавой, но не успел захватить, и волк огрызнулся и убежал. Рана была небольшая, так что ничего опасного не было.

Мы вернулись назад к хате, сидели и разговаривали о том, что случилось. Я досадовал на то, что ружье мое осеклось, и все думал о том, как бы тут же на месте остался волк, если б оно выстрелило. Приятель мой удивлялся, как волк мог залезть на двор. Старый казак говорил, что тут нет ничего удивительного, что это был не волк, что это была ведьма и что она заколдовала мое ружье. Так мы сидели и разговаривали. Вдруг собаки бросились, и мы увидали на средине улицы, перед нами, опять того же волка; но в этот раз он, от нашего крика, так скоро побежал, что собаки уже не догнали его.

Старый казак после этого уже совсем уверился, что это был не волк, а ведьма; а я подумал, что не бешеный ли это был волк, потому что я никогда не видывал и не слыхивал, чтобы волк, после того как его прогнали, вернулся опять на народ.

На всякий случай я посыпал Бульке на рану пороху и зажег его. Порох вспыхнул и выжег больное место.

Я выжег порохом рану затем, чтобы выжечь бешеную слюну, если она еще не успела войти в кровь. Если же попала слюна и вошла уже в кровь, то я знал, что по крови она разойдется по всему телу, и тогда уже нельзя вылечить.

Трагические события

Спустя год, собака сильно приболела, а потом погибла. Когда лев понял, что произошло с его лучшим другом, то начал громко рычать и бегать по клетке. Потом он тихо прилег около пса. Окружающие намеревались унести мертвое животное из вольера, но царь зверей никому не давал ее забрать.

Владелец зоопарка сильно переживал за льва. Он захотел подменить погибшего пса на другого. Работники отыскали похожее маленькое животное и бросили его в клетку. Однако хищник сразу понял, что это не его друг, и убил собачку. Потом он вернулся к погибшему приятелю и лег около него.

Таким образом, хищник пролежал около своей любимицы неделю. Лев не хотел пить холодную воду и не притрагивался к еде. Он обнимал мертвого пса и горевал над потерей друга.

Кто главные герои повести?

Жизнь Николеньки Иртеньева, главного героя повести, мальчика доброго и нежного, с отзывчивым сердцем и пытливым умом, окружена атмосферой благополучия. Первые дни его детства проходят в дворянской усадьбе. Особое место в его жизни занимает мать, которая была для него источником всего самого прекрасного. Он любит своего отца, но это чувство отличается от нежности, которую он испытывает к матери. Отец для Николеньки, несмотря на множество недостатков, является несомненным авторитетом. Мальчик гордится отцом и считает его рыцарем.

В повести Л. Н. Толстого «Детство», первые воспоминания ребенка связаны с учителем Карлом Иванычем и ключницей Натальей Савишной. Своего наставника Николенька очень любит, хотя иногда и сердится на него. Ребенок видит доброе сердце старика-учителя и чувствует его огромную привязанность к воспитаннику. Для него Карл Иваныч — человек со спокойной душой и чистой совестью. Николенька вовсе не идеальный: он часто злится и бранит своего учителя или няньку, много думает о себе и не хочет учиться. Но Карл Иванович проявляет терпение и сдержанность к своему воспитаннику.

Публикация «Урок литературного чтения по теме: „Л, Н, Толстой, Лев и собачка“ 3 класс» размещена в разделах

  • Животные жарких стран. Африка для детей
  • Лев, львенок. Все о львах для детей
  • Литературное чтение
  • Начальная школа. 1-4 классы
  • Начальная школа. 3 класс
  • Собака, щенок. Все про собак для детей
  • Собака, щенок. Сказки, стихи, детская литература о собаках
  • Толстой Л.Н.
  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • «Лев и собачка» Л. Н. Толстой
  • Темочки

— образовательные: отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, умение ставить вопросы по содержанию произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

— развивающие: развивать познавательный интерес, осознанность восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

— воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, ответственность, интерес к чтению, любознательность.

Оборудование: презентация к уроку, научные тексты о льве и собаке, разрезанные части рассказа, листы А4, карандаши.

Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый,, работа в группах, использование ИКТ.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

— вызвать у учащихся сочувствие, сострадание, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;

— увеличение интереса к произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;

— развитие фантазии, творческого воображения;

— совершение доброго поступка по отношению к животным;

План урока

1. Создание ситуация успеха.

2. Актуализация знаний.

— работа над стихотворениями про собак;

3. Выведение темы и цели урока.

4. Чтение художественного произведения учителем.

5. Физкультминутка.

6. Анализ произведения.

а) чтение вслух хорошо читающими детьми.

б) Работа над содержанием рассказа.

в) Создание книжки-малышки.

г) работа в группе

5. Рефлексия.

6. Информация о домашнем задании.

Письмо от маменьки

Так прошло полгода. Пришло письмо от матушки. Отец говорит детям, чтобы немедля собирались в деревню, но причину спешного отъезда не называет. Иртеньевы приезжают в деревню, и видят, что мать очень плоха и несколько дней не встает с постели. Вечером того же дня она умирает.

На похоронах Николенька подошел проститься с матерью. Мальчик видит, насколько сильно изменились черты родного лица, и с криком выбегает из комнаты. Через три дня они возвращаются в Москву. Наталья Савишна не оставляет опустевший дом и остается в деревне. От тоски она вскоре умирает, и няню хоронят недалеко от маменьки.

Анализ произведения

Л. Н. Толстой рассказал историю дружбы огромного льва и маленькой собачки, описал их привязанность. Это совершенно разные животные, находящиеся в различных пищевых цепочках, но, несмотря на это, они были связаны между собой. Жанр произведения — рассказ.

Краткий пересказ

С давних пор в Лондоне был такой обычай — за посещение зоопарка можно было отдать кошку или собаку, которых скармливали хищникам. Однажды англичанин, желающий попасть в зоопарк, но не имеющий средств на это, решил найти бездомное животное. Ему удалось поймать небольшую дворнягу, которую тут же отправили в клетку ко льву.

Собачка сильно перепугалась, от страха забилась в угол. Ото льва ждали, что он сразу же съест беднягу, но тот тихонько подошел и обнюхал дворняжку. Собака перевернулась на спину и начала махать хвостом. Так она предлагала льву поиграть. Хищник был не против нового друга, даже поделился с ним едой. Так завязалась их дружба.

Спустя некоторое время знатный мужчина прогуливался по зоопарку, где увидел в клетке с опасным хищником своего питомца. Он потребовал вернуть собачку, но лев не собирался расставаться с ней, в ответ лишь грозно рычал и не подпускал людей к себе.

Прошло время и собачка заболела, а после умерла. Сначала хищник не мог понять, что произошло, а потом начал отчаянно метаться по клетке и грызть решетку. Владельцу пришлось подкинуть другую собачонку, чтобы утихомирить разбушевавшееся животное, но царь зверей сразу же разорвал ее на куски.

Главная мысль

Лев и собачка — герои, на примере которых автор хочет сказать, что встретить настоящего друга — большая удача. Как он будет выглядеть, вообще не имеет значения. Верность и дружба — значимые ценности для человека. Этому можно научиться в произведении. Необходимо быть добрым, сострадательным и милосердным человеком, так как именно эти качества необходимы в отношениях с людьми и животными.

Писатель показывает, как следует относиться к братьям меньшим. Животный мир во многом зависит от человека и его деятельности, поэтому людям стоит ответственно подходить ко всем вопросам, касающимся зверей.

Автор написал много произведений, в которых описывается тема взаимоотношений людей и животных. Например, в рассказе «Собака Якова» собачка сражается с волком для спасения человека.

https://youtube.com/watch?v=VQ2HHcyaq3U

Действующие лица и их характеристика

В произведении два главных героя: лев и собачка. Также есть второстепенные персонажи — люди, а именно работники зоопарка, посетители, хозяин дворняги. Главных действующих лиц можно охарактеризовать следующим образом. Лев — хищный зверь, который несмотря на свой грозный вид оказался верным другом. Ему присущи следующие черты:

  • огромный;
  • преданный;
  • сильный;
  • чуткий;
  • справедливый;
  • сострадательный.

Собачка — маленькое животное, которое сразило своими качествами царя зверей. Она характеризуется следующими чертами:

  • веселая;
  • ласковая;
  • игривая;
  • отважная;
  • верная.

К этому рассказу больше всего подходит пословица «старый друг лучше новых двух». Мораль ее такова, что никто и ничто не заменит настоящую дружбу.

Действующие лица

В рассказе есть несколько центральных персонажей. Прежде всего, это лев и собака. Грозный хищник жил в зоопарке. Это огромный и опасный зверь, которого не зря называли царем всех животных.

Собачка же была беспородной. Она принадлежала богатому господину, но потом убежала. Она имела несколько характерных поведенческих черт:

  • веселый нрав;
  • игривость;
  • верность.

Главная мысль «Льва и собачки» Толстого — дружба не зависит от внешности, даже самые неказистые существа могут быть преданными

Писатель хотел показать, как важно заботиться о животных и относиться к ним с состраданием

В читательский дневник можно внести следующую информацию:

  • автор и название произведения;
  • краткое содержание;
  • впечатления от прочитанного.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: