Дневные прогулки Солнца
Представьте себе, что вы, как Серёжка, подружились с Солнцем. Вам бы, конечно, захотелось узнать очень многое о таком необыкновенном друге. Что именно? Ну, например, почему солнце не всегда видно на небе, почему оно умеет ярко светить, почему в летний солнечный день бывает очень жарко, а зимой при ярком солнце даже снег не тает…
И вот обо всём этом Солнце стало рассказывать Серёже. Конечно, мальчик с нетерпением ждал каждой новой встречи с Солнышком и огорчался, когда оно не появлялось.
— Почему, Солнышко, вчера тебя не было весь день? — спросил он однажды.
— Как это не было? — удивилось Солнышко. — Я бываю всегда.
— Как это ты бываешь всегда, если вчера я тебя не видел? — удивился мальчик.
— Да, — повторило Солнышко. — Я бываю всегда, но иногда меня скрывают тучки. Между прочим, когда на небе тучи, то днём не видно меня, а ночью нельзя увидеть ни Луну, ни звёзды…
— А если на самолёте полететь? — спросил Серёжа.
— Ну, с самолёта ты меня, конечно, увидишь, — ответило Солнышко.
— Если долечу до тебя?
— Нет, до меня на самолёте долететь никто не сможет, — засмеялось Солнышко, — а вот подняться на самолёте выше туч и облаков не очень трудно.
Серёжа вздохнул: ему, конечно, захотелось сейчас же полететь на самолёте, да и вообще стать лётчиком, который даже в плохую погоду может видеть яркое Солнце.
Однажды на день рождения Серёже подарили компас. Мальчику очень нравилось смотреть, как стрелка этого прибора быстро находит север. Скоро Серёжа научился определять по компасу не только север, но и юг, и восток, и запад. Когда он рассказал об этом Солнышку, оно обрадовалось и даже предложило поиграть в игру «встречай — провожай».
Серёжка о такой игре никогда не слышал. В новой игре и компас пригодился. Да без него и играть было бы вообще невозможно, потому что Серёжа должен был узнавать, где Солнце появлялось по утрам, где оно было днём и где заканчивало свою дневную прогулку.
И что же оказалось? И летом и зимой Солнце восходит в восточной стороне неба, а заходит — в западной. Но зимой и летом его путь не один и тот же. Например, зимой оно появляется между востоком и югом. Значит, оно восходит на юго-востоке. А заходит на юго-западе. Не долго прогуливается Солнце зимой по небу. Дни зимой поэтому короткие.
Солнце поздно восходит и рано заходит. Даже в середине зимнего дня Солнце очень невысоко поднимается (оно в это время всегда видно на юге).
Другое дело — лето! Всего лишь несколько раз Серёжку удалось разбудить так рано, чтобы он мог увидеть восходящее Солнце. Но он всё-таки убедился, что летом Солнце рано утром появляется на северо-востоке, днём высоко видно на юге, а поздно вечером устало заходит на северо-западе.
Вот такой распорядок прогулок у Солнышка. И Солнышко строго выполняет его всё время. Люди давно привыкли к этому распорядку и приспособили к нему свою жизнь и работу летом и зимой.
Первые встречи с Луной
Чем больше темнело, тем Луна становилась красивее. Для наблюдения Луны не нужны были никакие тёмные очки, потому что она и без тёмных очков была прекрасно видна. Как и Солнце, она появлялась в восточной стороне неба, а исчезала в западной. Но вот вела она себя очень странно, совсем не как Солнце, — Серёжка даже блокнот специальный завёл себе и в нём старательно зарисовывал Луну. А когда стал сравнивать свои рисунки, то сразу же заметил среди них и Луну-серпик, и Луну-полукруг, и Луну-круг. Луна никогда не была такой яркой, как Солнце, а потому на неё и без тёмных очков всегда смотреть можно. И ещё Луна отличалась от Солнца тем, что иногда по нескольку вечеров вообще не появлялась на небе, хотя никакие тучи ей не мешали. Это так озадачило мальчика, что он решил поговорить с Луной. Он дождался вечера, когда Луна всё-таки появилась, и вежливо обратился к ней: — Скажите, пожалуйста, что с вами происходит? — Что, что? — озабоченно переспросила Луна. — Со мной никогда ничего не происходит. — Но я же вижу, — вспылил Серёжка. — То вы — серпик, то — кружочек, то вас вообще нет. — А-а, — загадочно протянула Луна. — Это всё меня не касается. Просто ты меня видишь по-разному. Честно говоря, Серёжка ничего не понял и принялся сосредоточенно рассматривать какие-то тёмные пятна на Луне. На круглой Луне они иногда напоминали смешную рожицу. Серёжка подумал: с Луны на него кто-то смотрит. Но родители убедили его, что никого на Луне нет и никто им с Луны не любуется. А что Луна меняет свой вид — это сущая правда. Люди это давно заметили. Недавно появившийся серп Луны называют молодой Луной или растущей Луной. Из серпика растущей Луны очень просто получается буква «Р»: нужно лишь провести прямую линию через кончики серпа и немного продолжить её вниз. По буква «Р» получается только из молодого серпа, а если Луна старая, то и серп её об этом сам говорит: он похож на букву «С». Круглую Луну называют полной и, когда на небе такая Луна, говорят: «Сегодня полнолуние». От полнолуния до полнолуния проходит примерно 30 дней, то есть месяц. Поэтому когда-то Луна помогала людям вести счет времени: у них даже месяцы назывались лунными. Наблюдая Луну, Серёжка вспомнил весёлое стихотворение про одного портного. Этот портной не знал, что Луна всё время другая, а потому никак не смог сшить ей подходящий костюм! Когда Серёжка стал Луну наблюдать, родители решили ему помочь. Но как? Думали, думали и купили сыну хороший бинокль. Серёжка был счастлив. Он схватил бинокль и помчался смотреть в него. на Солнце! Но, к счастью, погода была плохая, Солнца на небе не было видно. К тому же Серёжка вспомнил, что Солнце запретило ему смотреть на него. Родители тоже подтвердили, что на Солнце смотреть опасно, а в бинокль вообще нельзя — ослепнуть даже можно! Но почему бы, например, не посмотреть в бинокль на Луну? И вот наступил безоблачный лунный вечер. Серёжка ждал его с огромным нетерпением, но как наблюдать Луну в бинокль — он не знал. Пришлось ему изрядно повозиться, прежде чем он увидел Луну в бинокль, потому что бинокль без опоры трудно было удержать в руках. Наконец приспособился на балконе, где удалось опереться на стоявший там небольшой столик. И тогда Серёжка ахнул от изумления. Перед ним была совершенно необыкновенная Луна. Исчезли очертания смешной рожицы, а вместо них появилось множество каких-то кружочков, которые без бинокля Серёжка не видел. — Луна, Луна, — закричал Серёжка, — что это на тебе за кружочки? — Какие кружочки? — удивилась Луна. — Вовсе не кружочки это, а мои лунные горы. — Горы? — не поверил Серёжка. — Па Луне их быть не может! — Это почему же? — воскликнула Луна. — Потому что ты, Луна, маленькая, а горы высоченные! — быстро сообразил Серёжа. — Кто тебе сказал, что я маленькая? — обиделась Луна. — Ты просто не знаешь, какая я на самом деле!
Тайны нашего солнышка. Трилогии Левитана Сказочная Вселенная
Можно ли просто и увлекательно рассказать о такой сложной науке как астрономия? Знаменитому педагогу Ефрему Павловичу Левитану всегда казалось, что не только можно, но и нужно. В доказательство он написал множество книг о тайнах звезд и планет для маленьких читателей, а героями этих сказочных историй он сделал собственных детей — Альку и Свету. Мальчик и девочка шаг за шагом погружаются в сказку, сочиняемую Папой из вечера в вечер. Сказку, в которой они знакомятся с гномами Кнопкиным и Недоучкиным и от них узнают, как Солнышко по небу катится, что умеет Лучик, когда Солнце возмущается или почему люди когда-то боялись Солнца. И вот уже Света и Алька сами могут поделиться своими новыми знаниями с друзьями, такими же любопытными школьниками.
Книга «Тайны нашего солнышка» открывает трилогию Ефрема Левитана, посвященную загадкам нашей вселенной.
Для среднего школьного возраста.
У Левитана также есть книга и для младшего школьного возраста (подходит и для дошкольников) — «Малышам о звёздах и планетах». (Смотрите статью об этой книге на сайте). Там дети-слушатели — малыши, ходят в детский сад, а в трилогии они уже стали старше, и информация в книге — более серьёзная, не для малышей.
Книга «Малышам о звёздах и планетах» полностью и даже с добавлениями входит в трилогию «Сказочная Вселенная». Если смотреть по объёму, то «Малышам о звёздах и планетах» — 128 страниц, небольшого формата, а трилогия — 456 страниц большого формата. Разница существенная.
«Тайны нашего солнышка» — это первая часть трилогии «Сказочная вселенная», ранее книга выходила в издательстве Эксмо одним большим томом (512 страниц).
«Малышам о звёздах и планетах» переиздана «Росмэн» в серии «Та самая книжка», с современными комментариями и пояснениями устаревших понятий, обновлённая современная версия.
«Малышам о звездах и планетах» — книга сравнительно небольшая, она как раз для младших детей, для них большой том ещё рано.
«Сказочная вселенная» — это примерно та же книга, но только расширенный вариант, с более объёмной информацией, каждый раздел здесь углублён, для более старших детей. Поэтому и дети (герои книги) здесь стали старше.
Книги Левитана всегда снабжены наглядными иллюстрациями, прекрасно демонстрирующими то, о чём идёт речь в книге.
В конце каждого разделов есть вопросы, задания, проверка знаний в игровой форме. Так что эти книги — настоящие учебники.
Итого: с дошкольниками и первоклашками лучше всего читать книгу «Малышам о звёздах и планетах», а позже (в конце младшей и в средней школе) переходить к чтению «Сказочной вселенной» — повторить уже знакомый материал и узнать новое, расширить свои знания.
Тайны нашего солнышка и другие книги трилогии выходят в серии:
Издательство: ИД Мещерякова, 2015 г.
Размеры: 275x210x15 мм, 144 страницы, офсетная печать, твёрдый переплёт. 2015 год издания.
Источник
Описание главного героя
Левитан — маленький мальчик, но в нём таится огромное желание исследовать тайны вселенной. Он мечтает оказаться в открытом космосе и изучать звёзды, планеты и галактики. Левитан обладает способностью видеть не только то, что находится на поверхности Земли, но и то, что происходит в бескрайнем пространстве.
Маленький астроном носит специальный и яркий комбинезон, на котором изображены множество звёзд, планет и вселенных. Он носит очки с тонкими, но прочными стёклами, чтобы ничто не помешало ему рассматривать далёкие звёзды и искать новые созвездия.
Левитан всегда готов поделиться своими знаниями о космосе и рассказать своим друзьям удивительные факты из этой области. Он всегда действует смело и решительно, не боясь новых вызовов и препятствий. Левитан — настоящий исследователь вселенной, стремящийся раскрыть все её тайны и поделиться своими открытиями с людьми.
Читательский дневник по книге «Малышам о звёздах и планетах» Ефрема Левитана
Название произведения: «Малышам о звёздах и планетах».
Число страниц: 135.
Жанр произведения: научно-познавательная повесть.
Главные герои: папа, Света, Алька, гном Кнопкин.
Характеристика главных героев:
Папа — умный, добрый, весёлый.
Любит рассказывать сказки.
Света — забавная и добрая девочка.
Алька — смешной и характерный мальчик.
Он смелый, забавный, любопытный и смышлёный.
Кнопкин — придуманный папой гном.
Краткое содержание книги «Малышам о звёздах и планетах»
Сказка Е. Левитана — это удивительные и загадочные путешествия в мир в астрономии.
Автор знакомит нас с безграничным миром звёзд и Вселенной.
А главными героями рассказа являются маленькая девочка Света и мальчик Алька.
Папа детей придумал для них увлекательную игру.
Каждый день он рассказывал им про Солнце, про звёзды, про Луну и придумывал для детей необычные задания.
Но для Светы и Альки казалось, что задания им посылает сказочный гном Кнопкин.
Однако, в далёком мире гнома жили и другие сказочные персонажи — Лучик и Недоучка.
Особенно злился Кнопкин от проделок гнома Недоучки.
Однажды Недоучка написал рассказ, в котором было столько ошибок, что даже Света и Алька смеялись.
Ведь они просто не могли сосчитать, сколько ошибок сделал маленький гном.
План сказки:
1. Знакомство с гномом Кнопкиным.
2. Астрономические задания от папы.
3. Подарок от Кнопкина.
4. Действительно ли Солнце кружочек?
5. Лучший друг гнома — Лучик.
6. Опыты с лучом света.
7. Бег от Солнца до Земли.
8. Поход на речку.
9. Как Света и Алька за Солнцем следили.
10. Лекция в планетарии.
11. Как Солнце людям помогает.
12. Пирамиды или как задобрить планету.
13. Гном Недоучка и его рассказ.
14. Ошибки в рассказе.
Основная мысль сказки «Малышам о звёздах и планетах»
Главная мысль сказки заключается в том, что астрономия интересная и важная наука.
Основная идея рассказа в том, что каждый человек должен знать, на какой планете он живёт.
Чему учит сказка
Произведение учит нас любить окружающий мир, замечать любые мелкие изменения и детали.
Учит быть любознательными и пытливыми.
Краткий отзыв о сказке «Малышам о звёздах и планетах» для читательского дневника
Прочитав эту книгу, я поняла, что до сих пор очень мало знала о нашей планете, о солнце и других звёздах.
Об огромном космическом мире.
Эта увлекательная книга заставляет по-новому взглянуть на Солнечную систему и многие физические явления.
Автору удалось в увлекательной и местами юмористической форме рассказать детям о строении космоса и его законах.
Они очень любознательные и добрые ребята.
Я всем советую прочить эту книгу, чтобы больше узнать о звёздах и планетах.
Пословицы к сказке
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Больше узнаешь — сильнее станешь.
Знания и мудрость украшают человека.
Век живи — век учись.
Ученье — свет, неученье — тьма.
Компас — прибор для определения сторон света.
Млечный путь — наша галактика.
Отрывок, поразивший больше всего:
Солнечный оркестр играл торжественный марш.
Вы бы только видели этих музыкантов: все они были тоненькие-тоненькие и очень яркие.
Оказывается, музыкантами были Лучики.
Мне сказали, что это слуги Солнечного царя и что они всегда живут на Солнце и никуда их царь не отпускает.
Источник
Когда библиотека и планетарий объединяются: «Наша книжкина Неделя» (из опыта Нижегородской областной детской библиотеки)
Часть 5.*Когда библиотека и планетарий объединяются, то рождается союз единомышленников. И в такой компании можно отправляться путешествовать на Луну, а может быть на известные и неизвестные планеты, далекие и близкие галактики. А можно отправиться на астероид 16 516. Какие скучные цифры? Вовсе нет. У этого астероида есть имя. Назван он в честь известного писателя Ефрема Левитана. Итак, читатели вместе с библиотекарями и сотрудниками планетария 23 марта отправились в познавательный полет. Маршрут прокладывали книги Ефрема Левитана. Первого штурмана звали «Твой зеленый город Галактика», второго – «Путешествия по Вселенной», третьего – «Алька в солнечном королевстве».Сначала книги рассказали об авторе. Читатели узнали, что Ефрем Левитан был учителем, редактором, писателем. Затем – читатели играли в космические шарады, солнечные фанты.А потом… пришел папа. Да, да самый обыкновенный папа. В руках у него была книга «Сказочная вселенная». Дети окружили отца и он начал рассказывать сказки об астрономии, а вернее показывать их на слайдах. Какая интересная задумка у библиотекарей! Как она здорово получилась! Ведь в книге Ефрема Левитана «Сказочная вселенная» тоже папа сочиняет сказки и рассказывает их сыну и дочке. В этом ему помогает друг гном Кнопкин.Внезапно погас свет. А когда он включился, то появился гном Кнопкин , и начались астрономические наблюдения. Жаль, только, что научный работник Нижегородского планетария рассказывал о планетах с помощью электронной презентации. Так хотелось посмотреть в телескоп, но небо над городом в этот день было затянуто облаками.Но, читатели не унывали, они знали, что с книгами Ефрема Левитана можно совершить заочное путешествие. А когда на улице будет светить солнце, то небо станет уже знакомым и близким. Мы же прочитали книги.
Источник
В мире книг
Задание 1
Подготовьте с друзьями выставку книг на тему «Космические дали».
Ответ
Попробуй найти для выставки следующие книги:
- В. Синицын «Первый космонавт»;
- А. Леонов «Я вижу космос»;
- К. Булычев «Девочка с Земли»;
- Д. Чудная «Животные-космонавты. Первые покорителя космоса»;
- Я.Аким «Планета Земля»;
- «Космос» Полная энциклопедия;
- Н. Носов «Незнайка на Луне»;
- Г. Элькин «Детям о космосе и космонавтах».
Задание 2
Какие книги можно поместить на выставку: фантастические рассказы, научные сведения по астрономии, познавательные рассказы о планетах и звездах?
Ответ
Для выставки подойдет любая художественная и научно-познавательная литература о космосе.
Задание 3
Выбери из списка книгу, которую тебе хотелось бы прочитать.
- Е. Левитан. Сказочные приключения маленького астронома
- Н. Носов. Незнайка на Луне
- Г. Цыферов. В гостях у звёзд
- Кир Булычёв. Сто лет тому вперёд
- А. Полещук. Звёздный человек
- В. Мелентьев. Голубые люди Розовой Земли
- А. Свирин и М. Ляшенко. До Земли ещё далеко
- А. Мошковский. Пятеро в звездолёте
- А. Волков. Земля и небо
- В. Климантов, Ю. Сигорская. Вперёд, в космос!
Ответ
Кир Булычёв «Сто лет тому вперёд»
Задание 4
Найди её в библиотеке. Прочитай. Подготовь отзыв, иллюстрацию. Может быть, ты сделаешь поделку на космическую тему.
Ответ
ОТЗЫВ
В книге Кира Булычева «Сто лет тому вперёд» рассказывается о событиях, которые произойдут через 50 лет, в 80-х годах 21 века. Обычный школьник Коля Наумов находит машину времени и отправляется на ней в будущее.
Там он знакомится со своей сверстницей Алисой Селезневой. Вместе ребята возвращаются в Колино время, 80-е годы 20-го века, и спасают ценный прибор миелофон от космических пиратов.
Больше всего мне понравилась учеба Алисы в школе. По нашим меркам у нее были сверхспособности: она в совершенстве знала несколько языков, блестяще знала все школьные предметы, играла в шахматы, как гроссмейстер. При этом сама Алиса говорила, что в будущем такими способностями будут обладать все дети.
Эта повесть учит нас верить в свои силы и прекрасное будущее, которое зависит от наших сегодняшних поступков. А еще герои книги показывают пример дружбы, отзывчивости, надежности, честности.
Книга мне понравилась фантастическими приключениями, позитивным посылом и обаятельными героями. Я бы хотел, чтобы у меня были такие друзья, как Алиса и другие ребята из этой повести.
Советую прочитать эту книгу всем, кто любит фантастику.
Иллюстрация к книге Кира Булычева «Сто лет тому вперёд».
Поделка «Город будущего»
Задание 5
Расскажи в классе о прочитанной книге. Попробуй заинтересовать ей своих друзей.
Ответ
Расскажи ребятам, что по книге снят фильм «Гостья из будущего». Посмотрите и обсудите фильм вместе.
Задание 6
Как вы оформите выставку? Обсудите в классе.
Ответ
Пример оформления выставки
В звёздном доме
Серёжка даже и не подозревал, что есть дом, в котором можно увидеть такую красоту. Сначала ему рассказали об умном аппарате, который так и называется — планетарий, а потом показали всё, что умеет делать этот двуглавый робот. На небе планетария появилось Солнце. Оно, конечно, было не настоящее, но совершало свой путь по небу так, как это делало настоящее Солнце, только двигалось уж слишком быстро. Появилось оно в восточной стороне небосвода, потом быстро набрало высоту, оказалось над точкой юга, а потом стало снижаться, готовясь к заходу в западной стороне небосвода.
Но вот Солнце зашло. В западной части неба появилась Венера, а когда стало темнеть, одна за другой стали видны звёзды. В полной темноте над головой Серёжки засверкало множество звёзд. Такого неба Серёжка со своего балкона никогда не видел. Он затаил дыхание, стараясь не пропустить ни одного слова лектора.
«Звезда» по-гречески «астрон», а слово «закон» — «номос». От этих двух слов произошло и название одной из самых увлекательных наук — астрономии, и профессии людей — астрономов, которые занимаются изучением звёзд и других небесных светил. Астрономия — одна из самых древних наук. Астрономическими наблюдениями люди занимались уже несколько тысяч лет назад… Но астрономия и сегодня очень молода. Впереди у неё огромный путь познания космических тайн. Эти тайны будут раскрывать и астрономы, работающие на Земле, и люди, которые полетят на Луну, на другие планеты, а когда-нибудь и к звёздам… Вполне возможно, что самые маленькие сегодняшние слушатели когда-нибудь полетят на спутник Земли — Луну — или на одну из самых интересных планет — Марс…
Серёжке сразу всё стало ясно: он, конечно, будет астрономом, он, конечно, полетит и на Луну, и на Марс, и к далёким звёздам!
А потом произошло чудо: звёздное небо ожило, на нём появились изображения людей, зверей, рыб, птиц… Не успел Серёжка ахнуть первый раз, как пришлось ахнуть и второй, потому что весь сказочный небосвод стал вращаться. Одно за другим созвездия появлялись на востоке и, пройдя свой путь, исчезали на западе. Серёже показалось, что он уже стал космонавтом и мчится в бесконечных звёздных просторах. А лектор сказал, что звёздное небо в планетарии вращается гораздо быстрее настоящего.
Но вот закончился парад сказочных созвездий. Звёздное небо замерло, и лектор стал рассказывать о некоторых созвездиях. Тогда-то Серёжка впервые увидел звёздных медведей — Большую Медведицу и Малую Медведицу. Увидеть их в планетарии было очень просто, потому что там их нарисовали на небе. На кончике хвоста Малой Медведицы приютилась Полярная звезда. Лектор сказал, что это звезда-компас: найди её на небе — и перед тобой будет север, справа от тебя восток, слева — запад, сзади — юг.
Но как на небе очутились эти медведи? Вот что рассказывается в одной сказке. Большая Медведица — вовсе и не медведицей была раньше. Злая волшебница превратила в медведицу красавицу Каллисто — дочь царя древней страны Аркадии. Несчастную Каллисто чуть не убил на охоте её родной сын — Аркад. Но жизнь Каллисто спас охранявший её всесильный волшебник. А чтобы больше не подвергать Каллисто опасным встречам с охотниками, волшебник поместил её на небо. Заодно и Аркада он в виде медвежонка туда отправил: пусть мать и сын станут прекрасными созвездиями, которыми всегда будут любоваться люди.
По-разному называли люди созвездия, которые напоминают скорее кастрюлю или ковш, чем медведиц! Всего известно около ста названий этих созвездий. Например, жители древнего Новгорода называли Большую Медведицу Лосем, на Украине это был Воз, в Болгарии — Повозка. А скотоводы Средней Азии на месте Большой Медведицы видели красивую лошадь, привязанную к золотому колышку — Полярной звезде. Почему привязанную? Чтобы пояснить это, лектор снова стал показывать вращение небосвода, и Серёжка увидел, что ковш Большой Медведицы кружит около неподвижной Полярной звезды. Большая Медведица раз в сутки как бы касается земной поверхности, будто хочет утолить жажду в океане. А медвежонок неотступно и вечно следует за матерью.
Как Серёжка вторую «Луну» открыл
В один из безоблачных вечеров, когда Серёжка только что распрощался с Солнцем, мальчику захотелось подробнее рассмотреть в бинокль узкий серп молодой Луны. И вот, когда он наводил бинокль, он заметил совсем не ту Луну, к которой уже привык. Новая Луна тоже была видна как серпик, но только очень маленький. — Что такое? — подумал Серёжка. — Может быть, бинокль сломался? Он ещё раз навёл бинокль на Луну. Теперь было всё в порядке: он видел настоящую Луну. — Интересно, — протянул Серёжка, — что же я видел в прошлый раз? Он внимательно стал всматриваться в небо и очень скоро заметил яркую звезду. На небе ничто, кроме Луны, не могло с ней сравниться. Впрочем, только эти два светила и были в тот момент видны на небе, потому что Солнце уже скрылось, а звёзды ещё не появились. Серёжка так привык разговаривать с небесными светилами, что решил спросить: — Звезда, звезда, кто ты? Ты что, маленькая Луна? И услышал в ответ: — Я и не звезда, я и не Луна. Я Венера! — Венера? — протянул Серёжка. — А что это такое? — Я самая красивая из планет. Меня из-за моей красоты так назвали. Серёжка много раз слышал слово «планета». Он даже вспомнил, что живёт на планете, которая называется Земля, но о Венере не знал ничего. — Венера, ты как наша Земля? — спросил Серёжка. — Я сестра Земли, — ответила Венера. Серёжка не успел задать Венере свой следующий вопрос, потому что она вскоре скрылась в той стороне небосвода, где ещё недавно сияло заходящее Солнце. Но грустить мальчику долго не пришлось, потому что становилось всё темнее и одна за другой на небе стали появляться звёзды. — Может быть, это другие планеты? — подумал Серёжка. И стал наводить бинокль на звёзды, но ни одна из них не была похожа на маленький серп Венеры. Серёжке очень захотелось узнать, что это за таинственные светящиеся точки. Он решил, что обязательно спросит об этом Солнышко.
Источник
Можно ли долететь до Большой Медведицы
Рассказ о небесных медведицах Серёжке так понравился, что ему захотелось обязательно полететь к ним. И как только лектор сказал: «Желающие задать вопросы, подойдите, пожалуйста, ко мне», первым подбежал Серёжа.
— Сколько лететь до Большой Медведицы? — сразу же спросил он.
— А до неё ты вообще не долетишь никогда, — услышал он в ответ.
— Как это? — удивлённо воскликнул Серёжка.
— Видишь ли, мальчик, — стал объяснять лектор. — На самом деле ведь никакой Большой Медведицы-то нет…
— Знаю, знаю, — не выдержал Серёжка. — На небе нет никаких зверей, никаких людей, но ведь ковши большие и маленькие есть…
— В том-то и дело, — улыбнулся лектор. — И ковшей никаких нет! Все звёзды очень далеки от нас, но находятся они на разных расстояниях. Одни ближе, другие дальше, третьи ещё дальше… И среди звёзд ковша Большой Медведицы тоже есть близкие и далёкие. До каждой из этих звёзд люди, может быть, когда-нибудь и попытаются долететь, но, подлетая к одной из них, космонавты убедятся, что никакой «звёздной кастрюли» не существует. Звёзды просто будут постепенно расступаться перед их кораблём, как деревья перед человеком, приближающимся к лесу…
— Зачем же нам нужны тогда все эти созвездия? — разочаровался Серёжка.
— О, созвездия нам очень нужны! — подбодрил его лектор. — Каждое созвездие (а их всего 88!) — это участок неба, который мы видим с Земли. Небо люди условились разделить на участки, чтобы
легче было изучать звёздное небо и те явления, которые на нём происходят.
— А что там может происходить? — спросил Серёжка.
— Ну, об этом ты в своё время узнаешь. А сейчас я только скажу, что, например, даже хорошо знакомая тебе Луна видна то в одном, то в другом участке неба. Она как бы переходит из одного созвездия в другое. Если ты будешь хорошо знать звёздное небо, то научишься замечать на нём и какие-нибудь другие изменения.
— Какие ещё изменения? — поинтересовался Серёжка.
— Разные, — ответил лектор. — Может планета появиться, а может быть, увидишь комету или ещё что-нибудь. Если тебя всё это интересует, начни с изучения звёздного неба. Научись находить на нём созвездия, с детства запомни названия самых ярких звёзд. Это очень интересно и обязательно пригодится тебе.