Название и создание символа[править | править код]
В старо- и церковнославянской азбуках носит название «ѥрь» (ст.-сл.) или «єрь» (ц.-сл.), смысл которого неизвестен, но, несомненно, связан с названиями букв «еръ» Ъ и «еры» Ы. Достаточно правдоподобной выглядит гипотеза, связывающая названия «ер», «ерь», «еры» с совпадением форм кириллической буквы Ь и глаголической Р (выглядящей порой совершенно так же: ). Происхождение глаголического начертания буквы принято объяснять как модификацию буквы О (); кириллическую тоже связывают с О, к которой сверху пририсована палочка (в древнейших кириллических надписях попадаются подобные формы).
Нормы правописания
Интересно, что убрать «ь» из позиции после шипящих деятели словесности пытались. Например, в реформах орфографии и письменности 1917—1918 годов было сделано соответствующее предложение. Однако положение это принято не было В 60-х годах прошлого столетия вновь обсуждалась эта идея и снова была проигнорирована. Вот почему по сей день школьники младших классов вынуждены заучивать правила написания слов, относящихся к различным частям речи.
Для начала нужно рассмотреть существительные. Мягкий знак в словах этой части речи в конце слова после шипящей пишется только в том случае, если лексема относится к женскому роду: мышь, дочь, течь, ночь, дрожь, брошь, молодежь, фальшь, тишь, чушь, печь и т. д. Правило действует для именительного и винительного падежей, которые совпадают в своих словоформах.
В отдельных случаях наличие или отсутствие «ь» помогает на письме определить род существительного и наоборот: из контекста становится понятно, в каком значении употреблено слово, а от семантики зависит написание. Примеры:
- Тушь растеклась по щекам от слез: «тушь» является существительным женского рода, обозначает средство для окраски ресниц. После шипящей в соответствии с нормами русского языка ставится «ь».
- Оркестр играл туш: здесь слово мужского рода, имеющее значение «небольшое торжественное музыкальное произведение». Букву «ь» ставить не следует.
Кроме того, есть еще один вариант орфограммы: «ь» не следует писать в словах Р. п. множественного числа 1 и 2 склонения. Например: несколько туч, решил массу задач, кудри до плеч, красивых зеленых рощ, желать успешных продаж, тысяч рублей. Аналогично в собственных именах в этой форме «ь» не употребляется: Маш, Даш, Ксюш, Саш, Паш.
Пример рассуждения. Есть несколько предложений:
- Красивая рожь колосилась под лучами ласкового солнца.
- Он взял ковш, чтобы напиться.
- Парочка луж на улице не испортила всеобщего веселья.
- Мы пришли на пустошь, чтобы позаниматься живописью.
Задача ученика — понять, в каких словах в положении после шипящих следует ставить «ь», а в каких — нет. Ответ нужно объяснить в соответствии с правилами. Первое предложение: слово «рожь» женского рода именительного падежа, поэтому после «ж» следует поставить «ь». Далее — «ковш», слово относится к мужскому роду, поэтому «ь» отсутствует.
Третье предложение: «луж» — это существительное мн. ч. Р. п., в этой словоформе «ь» не используется. Наконец, «пустошь» — жен. род, В. п., поэтому «ь» необходимо поставить.
Прилагательные и наречия
Информация о том, как правильно писать имена прилагательные, в которых в основе или окончании имеется «ь», представлена в таблице:
Правило | Предложения с примерами |
Краткие прил. муж. рода с основой, завершающейся шипящим, пишутся без «ь» на конце | Лес был дремуч. Малыш все еще был неуклюж. Кофе горяч! Воздух свеж |
Притяжательные прилагательные, которые заканчиваются на -ий, при изменении подразумевают появление «ь» | Волчий вой — волчЬего воя — волчЬему вою. Овечий — овечьего — овечьему. Верблюжий — верблюжьего. Носорожий — носорожьего — носорожьему |
Запомнить правила употребления «ь» в наречиях несложно. Их всего несколько:
- Всегда пишется в случаях, если корень наречия заканчивается на Ш или Ч: навзничь, точь-в-точь (в обоих случаях), наотмашь, сплошь, прочь, вскачь.
- Не пишется в конце слов, заканчивающихся на Ж: уж, невтерпеж, замуж. Единственное исключение — настежь.
Глаголы и частицы
Правила написания буквы «ь» в словах этой части речи зависят от грамматических признаков. Например, мягкий знак, не выполняющий смягчающей функции, следует писать в словоформах 2 лица единственного числа (сидишь, стоишь, летишь, встанешь, убьешь, переплюнешь). В возвратных глаголах, оканчивающихся на постфиксы -ся и -сь, это правило также действует: умоешься, стараешься, питаешься, кусаешься, лечишься. Другие формы:
- Повелительное наклонение (режь, спрячь, ешь, не плачь, обеспечь, обнаружь). Перед -те и -ть он сохраняется (режьте, ешьте, обнаружьте, не плачьте).
- Инфинитив, заканчивающийся шипящим звуком (стричь, мочь, жечь, навлечь, толочь, беречь, стеречь, сечь, извлечь, печь).
В числительных «ь» после шипящих не употребляется: восемь тысяч. Присутствует в четырех частицах: ишь, бишь, лишь, вишь.
Это все правила употребления «ь» после шипящих в русском языке, их знание поможет стать грамотным человеком, не допускать ошибок на письме, успешно выполнять любые письменные работы и сдавать экзамены.
Ь после шипящих в существительных
После шипящих согласных «ь»
пишется не для смягчения их. Ведь согласные «щ», «ч»
не нуждаются в этом, являясь непарными мягкими согласными. А согласные «ж», «ш»
, напротив, всегда твердые. Значит, мягкий знак, который пишется после шипящих согласных является морфологическим знаком, то есть маркером для обозначения существительных
женского рода третьего склонения, например:
- помо щ ь, ве щ ь, мо щ ь;
- горе ч ь, ре ч ь, мело ч ь, щёло ч ь;
- бро ш ь, пусто ш ь, гуа ш ь, глу ш ь;
- ро ж ь, бла ж ь, ло ж ь, зале ж ь.
написание которых отличаем от существительных мужского рода второго склонения:
- товари щ, плю щ, ово щ, бор щ;
- скрипа ч, смер ч, цирка ч, кала ч;
- камы ш, мяки ш, малы ш, шала ш;
- сторо ж, мор ж, фура ж, пля ж.
Немного теории
Если спросить большинство взрослых людей о том что представляет собой мягкий знак, который является разделительным, то большинство из них начнут заминаться и ответят что-то вроде: «Ну это буква, которая должна стоять в середине слова и что-то разделять». Такой ответ является отчасти правильным, однако чтобы быть более подкованным в этом вопросе, необходимо как следует изучить правила русского языка, а также сопоставить и с конкретными примерами.
Итак, разделительным мягким знаком считается буква, которая разделяет слово на две части и стоит перед гласной буквой, которая обозначает два звука, например, перед «я» или «е» .
Особенностью произношения таких слов является то, что они разделяются на две части, каждая из которых кажется самостоятельной: «мышьяк» — так и хочется написать сначала «мышь», после чего поставить пробел и написать «як». То же самое касается и других слов с видоизмененной буквой «ерь»: «статья», «вьюга», «пьёт» — независимо от того, какой частью речи они являются. Самое главное, чтобы после него находилась гласная буква, а перед — любая согласная кроме «й».
Что касается расположения буквы в предложении, то она должна находиться в середине слова за исключением тех позиций, когда она стоит сразу после приставки. В этом случае необходимо поставить твердый знак: «подъезд», «съесть», «подъехать» — как и в предыдущем случае, часть речи не будет иметь значения. Однако правило актуально лишь тогда, когда после приставки находится буква «я», «ю», «ё», «е». Во всех остальных случаях будет писаться знак, обозначающий мягкость в корне предложения. Таким образом можно даже проверять правильность морфемного разбора слова.
Твердый знак: история и его роль в слове
Двадцать восьмая буква российского алфавита, несмотря на то, что не обозначает звуков, выполняют в словах важную функцию. Поэтому, прежде чем рассмотреть
правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит
немного узнать о ее истории и роли в слове.
Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.
В конце XIX в. было замечено, что частое использование ъ в текстах (4 % от всего объема) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твердого знака.
После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф.
Однако в 1928 г. он был исключен из русского языка (но сохранился в украинском и белорусском), а его разделительную функцию взял на себя твердый знак, которую он выполняет и по сей день.
Домашнее задание
1. Прочитайте внимательно слова с мягким знаком и запишите сначала только те, у которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а потом – слова с разделительным мягким знаком.
Моль, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, унынье, жилье, друзья, банька, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет, Дарья, счастье, веселье, грусть.
2. Подберите к данным словам антонимы и скажите, в какой роли в них выступает мягкий знак?
Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.
3. Запиши слова во множественном числе:
Друг, лист, крыло, сук, полено, дерево.
4. При написании разделительного знака, какой звук в словах вам слышится?
5. Разгадайте кроссворд.
Вопросы к кроссворду:
1. Как еще можно назвать снежную бурю?
2. Где живут пчелы?
3. Папа, мама, я – дружная ….
4. Животное, которое любит лазать по деревьям.
5. Любимое лакомство Карлсона.
Ь — показатель мягкости
На этом уроке мы поговорим об удивительном знаке.
Этот знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но часто в слово просится.
(Мягкий знак)
Мягкий знак
— это особая буква в русском алфавите. Она не обозначает звука.
Рассмотрим картинки и назовём предметы.
Это угол и уголь.
В слове угол последний звук Л звучит твердо.
В слове уголь звук Л» звучит мягко.
На письме, чтобы показать мягкость согласного звука, пишут мягкий знак, который указывает на то, что согласный мягкий.
Запомните: Ь — показатель мягкости
согласного звука, после которого он стоит.
Назовём предметы, определив место Ь знака в словах.
Пальто, тюльпан, коньки — в середине слова.
Соль, тетрадь, пень — на конце слова.
Итак, мы узнали, что мягкий знак — это показатель мягкости согласного звука, встречается в середине слова и на конце.
Мягкий знак не обозначает звука
. При фонетическом разборе мы должны это помнить.
Правила переноса слов с мягким знаком
Как известно, слова переносятся по слогам. Запомните:
при переносе слов с мягким знаком в середине, мягкий знак нельзя отрывать от согласного, мягкость которого он обозначает.
Закрепление знаний на практике
Пальчик
в слове 2 гласные А, И.
2 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Л.
Делим так: паль-чик.
Машенька
в слове 3 гласные А, Е, А.
3 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Н.
Делим так: Ма-шень-ка.
Допишем слово с мягким знаком к таким словам: ел, брат, мел, жар, шест, банка, уголки
. Проверим: ел — ель, брат — брать, мел — мель, жар — жарь, шест — шесть, банка — банька, уголки — угольки
. Как мы видим, изменилось значение слов, согласный звук стал мягким, изменилось количество букв, а количество звуков осталось прежним.
Выпишем слова в два столбика. В первый столбик запишем слова, в которых мягкость согласного звука обозначается буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Во второй — слова, в которых мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
Носик, есть, котик, курица, зорька, пальма, Ваня, рис, осёл, сталь, пальто, василёк, роль, пыль.
Проверим:
носик есть
котик зорька
курица пальма
Ваня сталь
рис пальто
осёл роль
василёк пыль
Вставим букву и разделим слова для переноса. Пальто, больница, мальчик, рельсы, васильки, жильцы, школьники, тоненький, беленький, серенький, учительница.
Проверим себя.
Во всех словах нужно написать мягкий знак — показатель мягкости согласного звука. Для переноса слова делим так: паль-то, боль-ни-ца, маль-чик, рель-сы, ва-силь-ки, жиль-цы, школь-ни-ки, то-нень-кий, бе-лень-кий, се-рень-кий, учи-тель-ни-ца.
При переносе слов с мягким знаком в середине отрывать его от согласного нельзя.
Выпишем в столбик слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясним почему, укажем количество букв и звуков. Малыши, коньки, лесок, сок, тень, олень, гусь, рыбаки, портфель, утро.
Проверим:
Коньки — 6 б.,5 зв.
Тень — 4 б., 3 зв.
Олень — 5 б., 4 зв.
Гусь — 4 б., 3 зв.
Портфель — 8 б., 7 зв.
Звуков меньше, чем букв, потому что мягкий знак не обозначает звука.
На следующем уроке мы узнаем, как правильно пишутся слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, и закрепим эти знания на практике.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. — М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. — М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. — М.: Дрофа.
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ().
- Samarapedsovet.ru ().
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. — М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 97 С. 68.
- Вставьте, где нужно, мягкий знак на месте пропуска в словах: осен…, пол…яна, рул…, пул…и, пыл…ца, лож…ка, лин…ка.
- * Используя полученные на уроке знания, начерти табличку-напоминание о мягком знаке.
Мягкий знак — показатель мягкости на конце слова
Игорь идёт собирать щавель. Вот ель. Тут травы нет. Это ясень. Здесь растёт зелень. Игорь сел на пень и начал есть щавель. (22)
Сейчас июнь. Стоит жаркий день. Чуть-чуть дует ветер. Он гонит пыль. Вот летит шмель. Я взял стебель и гоню шмеля. А вон лошадь ест щавель. (26)
Прошли июнь и июль. Минул и август. На дворе сентябрь. Опять настала осень. Учитель собрал детей на урок. Каждый ученик принёс портфель. Там тетрадь и букварь. (27)
Сейчас июль. Стоит хороший день. Из чащи выходит лось. Он щиплет зелень. Кусты трещат. Это может быть медведь. Лось бежит в чащу. (22)
Во дворе стоят ель и ясень. Они дают тень. В жаркий день хорошо здесь сидеть! Рядом торчит пень. Тут была ель. Её сломал вихрь. (24)
Гусь весь день ходит по двору. Он устаёт ходить. Гусь идёт отдыхать под ель. Там лежит тень. Гусь шагает через корень. (21)
Прошёл дождь. Всюду лужи и грязь, Олег надел резиновую обувь. Он может теперь ходить везде. Сырость его не страшит. (19)
Наступил Новый год. Он принёс людям радость. Потом прошли январь и февраль. Март и апрель прогнали холод. Вот и зелень. (20)
Осень красит зелень в жёлтый цвет. Октябрь приводит листопад. Яркая скатерть лежит на земле. Часто моросит дождь. А вот и ноябрь, Скоро декабрь. Опять придёт зима. (26)
Прошёл ноябрь. Настал декабрь. Везде лежит снежная скатерть. Вот след волка. Он пришёл искать добычу. Его испугал огонь костра. Зверь убежал в чащу. (23)
Стоить февраль. За окном метель. Ветер качает ясень и тополь. Снегирь сел на карниз. Он клюёт сухарь. Вот ветер начал стихать. (21)
Сейчас семь часов. Пора вновь кормить цыплят. Они бегают и пищат. Надо опять налить им воды и дать корм. А петух клюёт сухарь. (23)
Пять часов утра. Такая рань! Начало светать. Часть неба стала розовой. В стойле проснулась лошадь. А вот петух спешит встречать восход и всех будить. (24)
Лошадь везёт телегу. На телеге лежит уголь. От него летит пыль. Вот угол дома. Здесь надо сложить уголь с телеги. (20)
Прошли июль и август. Наступил сентябрь. Вот и осень. Зелень начала желтеть и краснеть. Месяц октябрь сменяет брата. За ним спешит ноябрь. (22)
Стоит пасмурный день. Начал капать дождь. Капель стучит по крыше. Хлынул ливень. Он прибил пыль к земле. Воздух стал чист. (20)
Пёс грызёт кость. Он широко открыл пасть. У пса густая шерсть. Чёлка свисает на глаза. Пёс весел. Откуда грусть? Ведь у него есть кость! (24)
Корабль сел на мель. Он не может плыть. Его надо спасать. Буксир будет тянуть корабль. Он скоро сможет продолжить путь. (20)
Игорь открыл тетрадь. Он сделал запись. Игорь написал семь слов. Теперь надо проверить. Прочитать по слогам. Не ленись, проверь диктант! (20)
Ливень перестал. Туча скрылась. Сохнет грязь. Вновь запел соловей. Селезень скрылся в зелень. Голубь тянет свой клюв. Он будет пить из лужи. (22)
В озере живут карась и пескарь. Есть здесь линь и окунь. Сейчас гладь озера покрыла рябь. Вон плывёт дикий гусь. А там селезень нырнул в камыши (26)
Лось бежит в самую глубь леса. Здесь есть топь. Зверь идёт не страшась. Грязь летит и пачкает шерсть. Вот и берег. (21)
Наступил апрель. Пора копать огород. Надо сажать морковь и картофель. Вот и готовы восемь грядок. Не ленись их полить! (19)
Вчера весь день лил дождь. И вот опять хлынул ливень. Вновь на дворе сырость и грязь. Теперь нам не поиграть в футбол. (22)
Игорь вышел на луг. Он задел стебель крапивы. Ногу обожгла боль. Вскочил волдырь. Игорь не будет плакать. Но не надо тереть волдырь. (21)
Учитель закончил урок. Максим положил в портфель тетрадь и пенал. На парте лежит букварь. Максим открыл букварь и начал читать. (20)
Позади февраль. Теперь на дворе март. Ушёл мороз. Улеглась метель. Снег начал таять. Стучит капель. Потом настал апрель. Стала расти зелень. (21)
Видео:1 класс. Русский язык. Мягкий знак как показатель мягкости согласного.Скачать
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 113,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 129,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 63,
Канакина, Рабочая тетрадь
Упражнение 194,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 155,
Климанова, Макеева, Учебник
Страница 52,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 88,
Полякова, Учебник
Упражнение 93,
Полякова, Учебник
Упражнение 96,
Полякова, Учебник
Упражнение 46,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 205,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 65,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 108,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 5,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 40,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 44,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 48,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 120,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 189,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 184,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 105,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 172,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 266,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 43,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 100,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 23,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 24,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 127,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 114,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 363,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 64,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 271,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 7,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 99,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 133,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 78,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 150,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 6,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 215,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 269,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 58,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 307,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 555,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 583,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 211,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 212,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение Практикум стр. 50,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 237,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 239,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 438,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 19,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 249,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 343,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 401,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 403,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 426,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 509,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 32,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 613,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 33,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 208,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 508,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 92,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 93,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 332,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 363,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 387,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Ъ и Ь знаки правила таблица
Чтобы проще разбираться в словах с разделительным мягким и твёрдым знаком, а также помнить об особенностях употребления Ь знака, мы составили удобные и понятные таблицы.
Основные правила употребления разделительных Ъ и Ь:
Пишется Ъ знак | Пишется Ь знак | Исключения |
После русских и иностранных приставок перед «Е», «Ё», «Я» и «Ю»: объединение, изъясняться, предъюбилейная, объём, конъюнктура, субъект, инъекция. |
В корне, суффиксе и в окончаниях пишут разделительный Ь знак: обезьяна, непьющий, вьюга, жильё, карьера, подьячий, листья. |
Если после русских и иностранных приставок идут другие гласные и согласные: трансплантация, безопасность, субординация, интонация, дезинформация. |
После иноязычных частей слов, близких по значению к приставкам перед «Е», «Ё», «Я» и «Ю»: панъеврейский, фельдъегерь, трансъевропейский, суперъярмарка. | В иностранных словах французского происхождения: лосьон, шиньон, каньон. | |
В сложных словах, после числительных двух-, трёх-, четырёх- перед «Е», «Ё», «Я» и «Ю»: двухъяйцевые близнецы, трёхъязычный словарь, четырёхъярусная кровать. | В сложносокращённых словах не нужны ни Ь, ни Ъ: детясли, оргединица, военюрист. |
Основные правила употребления Ь знака, чтобы обозначить мягкость:
Правило | Пример | Исключение |
В конце слов, чтобы смягчить согласный звук | парень, кроль, бронь, огонь | |
В середине слов, чтобы показать мягкость | полька, ходьба, родительский | |
В словах женского рода, оканчивающихся на шипящий | ветошь, ночь, блажь, рожь, брошь | |
В числительных от 5 до 30 и их словоформах | пять, семь, восемнадцать, двадцать шесть | |
В середине числительных, которые обозначают десятки и сотни | семьдесят, восемьсот | |
В начальной форме глаголов (инфинитивах) | рисовать, любить, ненавидеть, рассматривать | |
В глагольной форме второго числа единственного числа | рисуешь, любишь, ненавидишь, рассматриваешь | |
В наречиях, которые заканчиваются на шипящий | наотмашь, вскачь, настежь, прочь | уж, замуж, невтерпёж |
В прилагательных, которые произошли от названий месяцев | июльский, сентябрьский, октябрьский | январский |
Правописание с примерами
Большинство вопросов, возникающих у учеников по поводу употребления разделительных букв, связаны с тем, какую именно из них следует написать в слове. Ведь если после «ъ» или «ь» стоят буквы «е», «ё», «и», «я», «ю», то можно легко ошибиться в их написании. Вот несколько примеров: «коньяк» и «объявление». И если с первым случаем все более-менее понятно (употребить «ъ» в нем как-то непривычно), то со вторым — обязательно возникнет ряд трудностей, ведь здесь может вполне неплохо смотреться и «ь».
Чтобы проверить правильное написание слов, вовсе не обязательно искать таблицы с орфограммами и пытаться найти нужное слово
Достаточно просто провести морфемный разбор и обратить внимание на ту часть, в которой находится интересующая ученика буква. Лишь так ученик сможет понять, в каких случаях пишется мягкий знак
Вот выписка из правил:
«Ъ» будет ставиться в тех случаях, если она находится сразу после приставки, а корень начинается на букву «е», «ю», «я», «ё», «и»
Особенно следует обратить внимание на вот такой пример: «сверхинтересный» — ведь именно потому, что после приставки «сверх» отсутствует»ъ», корень начинается с буквы «и», а не «ы». Таким образом с помощью одного и того же правила можно проверять правописание слов для самых различных заданий.
«Ь» пишется тогда, когда он находится в корне слова или перед союзом или окончанием: «птичьи» (гнезда, например)
Несмотря на то, что корень слова «птиц» (чередование со звуком «ч»), разделительная буква будет все равно относиться к основе. Помнить об этом следует не только в тех случаях, когда необходимо провести морфемный разбор, но и тогда, когда следует перенести слово с одной строчки на другую
Важно помнить, что отрывать «ь» от корня нельзя, поэтому вниз переносится окончание или суффикс.
Ну а что касается слов иноязычного происхождения, то их правописание и порядок расположения букв следует проверять с помощью специального словаря. Ведь в русском языке стало появляться все больше не только существительных, но и глаголов, которые были заимствованы из других языков
Ярким примером служит слово «взимать», которое употребляется вообще без разделительных букв, хотя по всем правилам здесь должен был присутствовать разделительный твердый знак.
Однако в любом случае начать выполнять то или иное упражнение следует с морфемного разбора, поскольку это отличный вариант для определения того, какую именно букву следует поставить в слове (ну или таким образом можно провести проверочную работу).
Примеры слов с разделительным твердым знаком
1. Разделительный твердый знак пишется в словах после русской приставки на согласный и перед корнем, начинающимся с букв «е», «ё», «ю», «я», например:
- необъятный
- съёжиться
- изъявительное
- съехидничать
- взъерошить
- разъяриться
- изъездить
- подъехать
- подъезд
- изъязвленный
- объединение
- объявление
- объяснение
- безъязычный
- сверхъясный
- межъярусный.
2. Буква «ъ» пишется перед «е», «ю», «я» в словах, имеющих в своем составе оканчивающиеся на согласный латинские приставки аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб- или иноязычные морфемы-приставки контр-, пан-, транс-. Во многих этих словах приставки уже не выделяются в качестве самостоятельной морфемы, например:
- абъюрация (публичное отречение от веры или от своих убеждений),
- адъютант,
- адъюнкт (аспирант, ассистент в военных академиях),
- адъюнктура (аспирантура в военных академиях),
- адъективный,
- адъективация,
- дизъюнкция (противопоставление взаимоисключающих, но однородных признаков),
- инъекция,
- инъецировать,
- инъекционный,
- инъюнктив (внутреннее соединение),
- интеръекция,
- интеръекционный,
- конъектура,
- конъюнктура,
- конъюнктурный,
- конъюнктурщик,
- конъюнктива,
- конъюнктивит,
- контръярус,
- объект,
- объективный,
- субъект,
- субъективность,
- трансъевропейский,
- панъевропейский.
3. Пишется разделительный «ъ» в сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырех- перед буквами «е», «ё», «ю», «я», например:
- двухъярусная кровать,
- двухъязычный документ,
- двухъярдовый,
- трехъязычный словарь,
- четырехъядерный,
- четырехъярдовый.
Буква «Ь» как показатель грамматической формы
Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:
а) в сложных числительных перед ?десят и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот;
В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать перед ?надцать ь не пишется.
б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед ?ся (так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся ), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться;
в) в формах повелительного наклонения глаголов перед ?ся и ?те (так же, как в формах без ?ся и ?те ), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;
г) в форме творительного падежа множественного числа существительных, например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме творительного падежа числительного четырьмя .
После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:
а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения, например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь;
б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (после ш), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься;
в) в формах повелительного наклонения глаголов, например:мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься;
г) в неопределенной форме глаголов (после ч), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .
Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц, например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь.
Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .
Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:
а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения, например: нож, мяч, ковш, плащ;
б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения, например: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;
в) кратких форм мужского рода прилагательных, например: свеж, охоч, хорош, нищ.