Николай гоголь: «моё имя будет счастливее меня»

О стиле н. в. гоголя

«Петербургские повести». Реальность и фантастика в повествовании

В 1835 г. Гоголь выпускает универсальный цикл «Арабески» (так называется вид орнамента со сложным переплетением), в который вошли статьи о фольклоре, искусстве, истории и три «современные»повести: «Невский проспект», «Записки сумасшедшего» и «Портрет». Их назвали циклом «петербургские повести», объединив общим местом действия, в состав цикла вошли позже еще две повести: «Нос» и «Шинель». Они просты по сюжетам, наполненными обыденными событиями и бытовыми зарисовками. Гоголь осознанно стремился к такому упрощению, говорил, «чем предмет обыкновеннее», тем выше должно быть мастерство, чтобы «извлечь из него необыкновенное» и сделать «совершенною истиной».

Впервые определение «петербургская повесть» появилось У Пушкина в подзаголовке к поэме «Медный всадник». Образ Петербурга у Пушкина — это памятник Петру I и человеческой гордыне. У Гоголя Петербург тоже город, полный противоречий, но он представляется еще как мир фантасмагории. В этом городе не ценится человек и его достоинство,отношения людей искажены, торжествуют фальшь и пошлость, гибнут вдохновение и талант.

В «Петербургских повестях» ощущается потеря чувства действительности. В сюжетах переплетены реальность и фантастика, обыденное и потустороннее. Это смешение получило определение «реалистическая фантастика».Абсурд представляется единственно возможным выходом из тупиков современной жизни. Так, например, герой повести «Шинель», чтобы отомстить бездушной бюрократической системе, погубившей его, и восстановить социальную справедливость, превращается, по слухам, после смерти в привидение и сдирает шинель с обидевшего его чиновника.

Шинель  

Значение творчества Гоголя

Внимательное изучение деятельности и жизни Николая Васильевича Гоголя, выразившееся в обширной литературе, посвященной писателю, показало все великое значение этой деятельности для русской литературы и общества. Влияние Гоголя и созданных им направлений русской литературной и общественной мысли не прекратились до сих пор. После Гоголя русская литература окончательно порывает связь с «подражательностью» западным образцам, кончает свой «учебный» период, наступает время полного её расцвета, полной её самостоятельности, общественного и народного самосознания; она получает значение международное, мировое. Этим всем современная литература обязана тем основам её развития, которые выработаны были к середине XIX столетия; таковыми являются: народное самосознание, художественный реализм и сознание своей неразрывной связи с жизнью общества. Выработка этих основ в сознании общества и литературы совершена трудами и талантами писателей первой половины века – Пушкина, Грибоедова, Лермонтова. И Гоголю в ряду этих писателей принадлежит важнейшее значение. Даже радикал Чернышевский называл весь период русской литературы середины XIX века гоголевским. Последующая эпоха, отмеченная именами Тургенева, Гончарова, Льва Толстого и Достоевского, тесно связана с задачами, поставленными литературе Гоголем. Все перечисленные писатели или непосредственные его последователи (например, Достоевский – в «Бедных людях»), или идейные продолжатели Николая Васильевича Гоголя (например, Тургенев в «Записках охотника»).

Художественный реализм, этические стремления, взгляд на писателя, как общественного деятеля, необходимость народности, психологический анализ жизненных явлений, широта этого анализа – все, чем сильна русская литература последующего времени, все это сильно развито Гоголем, намечено им так определенно, что преемникам оставалось только идти дальше вширь и вглубь. Гоголь является крупнейшим представителем реализма: он точно и тонко наблюдал жизнь, улавливая её типичные черты, воплощал их в художественные образы, глубоко психологические, правдивые; даже в своем гиперболизме он безукоризненно правдив. Образы, созданные Гоголем, поражают необыкновенной вдумчивостью, оригинальностью интуиций, глубиной созерцания: это – черты гениального писателя. Душевная глубина Гоголя нашла себе выражение и в свойствах его таланта: это – «незримые миру слезы сквозь видимый ему смех» – в сатире и юморе.

Национальные особенности Николая Васильевича Гоголя (его связь с малорусской историей, культурой), внесенные им в русскую литературу, оказали громадную услугу последней, ускорив и закрепив начавшее в русской литературе пробуждаться национальное самосознание. Начало этого пробуждения, очень нерешительное, относится ко второй половине XVIII века. Оно видно в деятельности русской сатирической литературы XVIII столетия, в деятельности Н. И. Новикова и других. Оно нашло себе сильный толчок в событиях начала XIX века (Отечественная война 1812), получило дальнейшее развитие в деятельности Пушкина и его школы; но завершилось это пробуждение только в Гоголе, тесно слившем идею художественного реализма и идею народности. Великое значение деятельности Гоголя, в общественном смысле, заключается в том, что он направил свое гениальное творчество не на отвлеченные темы искусства, но на прямую житейскую, обыденную действительность и вложил в свой труд всю страсть искания правды, любви к человеку, защиты его прав и достоинства, обличения всякого нравственного зла. Он стал поэтом действительности, чьи произведения сразу получили высокое социальное значение. Николай Васильевич Гоголь, как писатель-моралист, является прямым предшественником Льва Толстого. Интерес к изображению внутренних движений личной жизни и к изображению явлений общественных именно под углом осуждения общественной неправды, искания нравственного идеала – это дано нашей последующей литературе Гоголем, восходит именно к нему. Последующая общественная сатира (например, Салтыкова-Щедрина), «обличительная литература» 1860 – 1870 гг. без Гоголя были бы немыслимы. Все это свидетельствует о великом нравственном значении творчества Гоголя для русской литературы и о его великой гражданской заслуге перед обществом. Это значение Гоголя ясно чувствовали и ближайшие его современники.

Гоголь занял видное место и в создании мирового положения русской литературы: с него (раньше Тургенева) западная литература стала знать русскую, серьёзно интересоваться и считаться с ней. Именно Гоголь «открыл» русскую литературу Западу. 

Творческая биография Гоголя. Романтические произведения. Своеобразие стиля писателя

Николай Васильевич родился 1 апреля 1809 г. в семье малороссийских мелкопоместных дворян в селе Сорочинцы Полтавской губернии. С 10 лет обучался в Полтавском училище, после в лицее высших наук Нежина, после окончания которого в 1828 г. уезжает в Петербург.

Приехав в столицу, служил чиновником, пробовал себя в актерском ремесле, чуть более года преподавал историю в Петербургском университете, уйдя из которого отдает все силы литературе. Опубликованная ранее его первая романтическая поэма «Ганс Кюхельгартен» была не замечена, появились лишь два презрительных отзыва в газетах. Гоголь выкупил по магазинам почти весь тиражи сжег. После он отказался от подражания западноевропейским романтикам и решил писать о том, что ему близко и хорошо знакомо:истоки своего вдохновения ищет в народном эпосе Малороссии, в котором причудливо переплетались православие и языческие обряды. Гоголь начал сочинять повести от имени вымышленного автора – пасечника Рудого Панько.

Настоящим творческим дебютом стала публикация в 1831 г. сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Своеобразие повестей Гоголя удивило публику: они сочетали в себе романтизм, мистику и народный юмор. Успех молодого провинциала был оглушительным,и в 1832 г. издает второй том «Вечеров».Гоголь знакомится с Жуковским, через него с Пушкиным, которого будет считать своим учителем до конца жизни. А Пушкин настолько проникся к Гоголю, что подарил ему идеи сюжетов для «Ревизора» и «Мертвых душ», взяв слово, что это будет обязательно написано. Пьесу Гоголь напишет в 1834 г., она будет поставлена в 1836 г., работу над поэмой начнет в 1835 г., первый том которой будет издан в 1841 г.

В 1835 выходят сборники «Арабески» и «Миргород», составленные из написанных ранее статей и новых повестей. Это время стало для писателя пиком славы.

Гоголь был по характеру странствующим человеком. В 1836 г. путешествовал по Германии, Италии, Швейцарии, непродолжительное время жил в Париже. В Риме, где писал «Мертвые души» и другие произведения, он жил довольно продолжительное время. «Вечный город» Рим его прельстил, как ни странно, своей дешевизной, по сравнению с петербургской жизнью, мягким климатом и возможностью изучать искусство итальянского Возрождения.

В 30 лет избирается почетным профессором Московского университета. В 1843 г. выходит собрание сочинений в 4 томах. Весь гонорар Гоголь, не имевший никогда даже собственного жилья, отдает для создания фонда помощи одаренным студентам.

В последние годы появляются произведения, в которых отражаются христианско-православные взгляды, более всего отраженные в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1846 г.) Книга была не понята современниками.

Гоголю всегда казалась, что его вера недостаточно глубокая. Он подрывает свое здоровье чрезмерно строгими постами. В 1848г. совершил паломничество в Иерусалим к святым местам, после возвращения в Россию проживает, в основном,в Москве у графа Александра Толстого, разделявшего его взгляды.

Гоголь был беспощаден к себе, как к писателю,все, что считал несовершенным, сжигал. Максимализм Гоголя испепелил и его самого. 12 февраля 1852 г. сжигает свои рукописи, в том числе второй том«Мертвых душ».

21 февраля Николая Васильевича не стало. Был похоронен на погосте в Свято-Данилова монастыря. В 1931 г. монастырь был закрыт, на его территории организовали приют для беспризорников. Монастырское кладбище было уничтожено, останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Ревизор  

Санкт-Петербург

Город встретил малоросского юношу довольно холодно. Чтобы не стесняться мать и семью с собой он взял совсем немного денег. Но жизнь в Петербурге оказалась очень недешевой. И это при том, что молодому человеку требовалось совсем немного.

Чтобы не умереть с голоду и хоть как-то свести концы с концами Николай Васильевич попытался устроиться на государственную службу. Однако с таким скромным образованием его отправляли на копеечные должности или же и вовсе выгоняли, даже не выслушав.

Следом Гоголь начал штурмовать столичный литературный олимп. Он подготовил стихотворение «Италия», и без указания авторства отправил в издание «Сын Отечества». Произведение опубликовали.

Портрет писателя, худ. П. М. Боклевский, 1872 г.

Первый успех обеспечил Гоголю уверенность в себе. Начинающий писатель решил показать миру «Ганца Кюхельгартена». Однако книга осталась лежать на полках. Критики и коллеги по цеху долго и жестоко разнесли слабое по их мнению произведение. Провал произвел на Гоголя сильнейшее впечатление. Он самолично скупил весь тираж книги и сжег его.

После неудачи на литературном поприще Николай Васильевич пытался стать актером. Но на прослушивании в театре его забраковали. Очередной провал больно ударил по самооценке и личности Гоголя. По его собственным воспоминаниям, он чувствовал себя униженным и ни на что не годным человеком.

После катастрофического провала Николай Васильевич отправился в Германию. Он пытался найти свое место в мире. Вскоре писатель вернулся в Петербург. Его задумка уехать в Америку не свершилась. Вместо этого литератору помогли устроиться в III Отделение императорской канцелярии (тайную полицию). Тут он прослужил совсем недолго, после чего получил новый пост.

Примерно в тот же период, на заре 30-х, Николай Васильевич познакомился с Пушкиным и Жуковским.

Портрет Н. В. Гоголя, худ. И. Е. Репин 1878 г.

Спустя некоторое время Гоголь получил возможность сесть и спокойно подумать над своими делами. После анализа первых произведений он понял, что его творческий путь лежит в другом направлении.

Писатель решил работать над близкими ему темами: малоросским бытом, национальными особенностями полтавщины и пр. На сей раз ставка сыграла.

Из-под пера литератора одно за другим выходили яркие произведения: «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». В начале 30-х Гоголь работал над историческим романом «Гетьман», которые печатался частями, но в итоге так и остался незаконченным.

Благодаря протекции поэта Жуковского материальное положение Гоголя также пошло в гору. Писатель устроился преподавателем в Женский патриотический институт. Получил возможность давать частные уроки.

В 1834 Николаю Васильевичу предложили должность адъюнкта при университете в Санкт-Петербурге. Благодаря посту, а также широким знакомствам, он влился в литературную среду столицы и вскоре стал там своим человеком.

Портрет Н. В. Гоголя, худ. Ф. А. Моллер, 1840 г.

Общение с мэтрами словесности благотворно сказывалось как на личности, так и на творчестве писателя. Он окончательно понял свое призвание, отдавал все время литературной деятельности и без устали работал.

Пик творческой активности Гоголя пришелся на начало-середину 30-х годов позапрошлого века. На свет появились «Вечера на хуторе близ Диканьки». В цикл вошло сразу несколько талантливых рассказов: «Ночь перед рождеством», «Заколдованное место» и прочие произведения малого формата.

Творчество Гоголя было уже вполне зрелым. Это был далеко не тот уровень, с которого литератор когда-то начинал и был в пух и прах раскритикован. Следом из-под пера писателя вышли новые циклы «Миргород», а также «Арабески».

Ф. Моллер. Портрет Н. В. Гоголя, 1840 г.

В первый сборник вошли одни из самых известных произведений Гоголя. В том числе «Вий» и «Тарас Бульба». После их печати и широкой огласки в 1835 Николай Васильевич прославился по Петербургу, а затем и на всю большую страну.

На пик творческого развития Гоголя приходятся замыслы его наиболее знаменитых произведений: «Ревизора», а также «Мертвых душ». Но написаны они были позже. А роман по странному, почти мистическому стечению обстоятельств, так и не был завершен.

Кратко интересные факты о Гоголе

  1. При жизни Гоголя называли монахом, шутником и мистиком.
  2. Он раздаривал свои вещи друзьям.
  3. Существует 9 версий того, из-за чего Гоголь мог скончаться.
  4. Он страдал ипохондрией.
  5. Булгаков после своей смерти какое-то время лежал под надгробным камнем Гоголя. (Прочитайте 107 интересных фактов о Булгакове).
  6. У него не было ни семьи, ни собственного дома.
  7. Он считался первым мистическим писателем России.
  8. Гоголь прожил за границей 14 лет.
  9. Он боялся улиток, слизней и пиявок.
  10. Гоголь не любил шумные пьянки.
  11. Он уезжал на зимние месяцы в Италию, так как боялся русской зимы.
  12. В переписке с друзьями он иногда описывал путешествия, в которых никогда не бывал.
  13. Он в отличие от многих писателей предпочитал скрывать себя настоящего.
  14. Свои неудавшиеся произведения он всегда сжигал.
  15. Гоголь считал Пушкина своим героем, покровителем и другом. (Рекомендую узнать больше фактов о Пушкине из его жизни и биографии).
  16. Его знаменитые каре и усики — это имидж, привезенный писателем из Италии.
  17. Он не захотел получать степень доктора философии в Петербургском университете.
  18. Гоголь любил заниматься самолечением и часто варил себе травяные настойки.
  19. Он очень любил спагетти и равиоли, которые не только с удовольствием ел, но и сам готовил.
  20. Николай Васильевич очень тяжело и сложно переживал любую критику в свой адрес.
  21. Гоголь пробовал рисовать и ему нравилось находиться в обществе художников.
  22. В своё свободное время в Петербурге он как вольный слушатель посещал академию художеств.
  23. Высоцкий пел о Гоголе: «Сказать бы Гоголю про нашу жизнь убогую, наверное, этот Гоголь бы нам не поверил бы».
  24. В 1848 году Николай Васильевич побывал на Святой земле у Гроба Господня.
  25. Сохранились не только портреты с изображением Гоголя, но и фотография, на которой он запечатлен в окружении художников в Риме.

Малоизвестные факты о Гоголе

  1. Он, как и Ханс Андерсен страдал тафофобией, боязнью быть заживо похороненным. (Рекомендую прочитать любопытные факты об Андерсене, многие из которых вас удивят).
  2. Более 10 лет он не ложился на ночь в постель. Ночами дремал сидя или полулежа в кресле либо на диване боясь быть похороненным заживо.
  3. Методы лечения писателя были ужасны. Например, его насильно усаживали в ванну с горячей водой, а голова обливали ледяной водой, делали кровопускания прикладывали к носу пиявки чтобы увеличить кровотечение.
  4. Гоголь, глубоко верующий человек, в своем раннем творчестве много места отводил разной нечисти: чертям, ведьмам, мертвецам и колдунам.
  5. После смерти всё имущество великого писателя составило: 2 пары ношеного белья, один сюртук, в котором его хоронили, старые щеблеты и несколько книг.
  6. Он был очень известен, но умер нищим. Все вещи писателя после его смерти были оценены в 43 рубля 88 копеек.
  7. Существует легенда, что Гоголь впал в летаргический сон и был похоронен заживо — то, чего он так сильно боялся.
  8. В 1839 году в Риме Николай Васильевич заболел болотной лихорадкой, малярией. Он чудом избежал смерти, но последствиями заболевания стали: прогрессирующее душевное расстройство, припадки и обмороки.
  9. Его однокашники по гимназии вспоминали, что Гоголь-гимназист мог в своей комнате реветь козлом, петь среди ночи петухом или хрюкать свиньей из какого-то темного угла.
  10. Одним из его любимых и часто перечитываемых произведений была ода Державина «Бог». (Прочитайте интересные факты из жизни Державина).
  11. Его мать зародила в нём страх перед Страшным судом Бога, который всю жизнь будет преследовать Гоголя.
  12. Он дружил с Пушкиным и даже получил от него в подарок собаку породы мопс.
  13. Николай Васильевич был человеком настроения. Он мог забиться в угол и молчать, когда другие хотели услышать чтение его произведений. А мог весь вечер шутить и много говорить, когда другим это было не интересно.
  14. Он сильно стеснялся своего носа и боялся грозы.

Особенности творчества

Несмотря на разнообразие жанров, в центре произведений Н. В. Гоголя всегда стоял человек. Описание человеческой жизни происходило с помощью обращения к фольклорным традициям. Народные сказания, предания, легенды являлись основами сюжетов произведений Н. В. Гоголя.

Часто в произведениях Н. В. Гоголя реальный мир соединяется с фантастическим. Мистические персонажи сочетаются с реальными личностями. Это указание на двоемирие говорит о романтическом направлении, характерном для раннего творчества писателя.

Н. В. Гоголю мастерски удавалось описывать реальную действительность, в которой часто встречаются коррупция и чинопочитание, идёт разделение людей на бедных и богатых. Проблемы, поднятые писателем, до сего дня остаются актуальными, что и является причиной значимости произведений Н. В. Гоголя во все времена.

Биография Гоголя и творчество

Еще в студенчестве Гоголь стал интересоваться творчеством Пушкина, однако его личные произведения совсем не походили на работы кумира. Николай Васильевич пачками сочинял стихотворения, фельетоны, элегии, пробовал себя и в прозе. Еще студентом он написал сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», однако работа до наших дней не сохранилась. Биография Гоголя могла сложиться по-другому, ведь свое увлечение творчеством он считал обычным хобби, а не делом всей жизни. Но судьба распорядилась иначе…

В 1828 году в Петербурге Гоголь попытался опубликовать свои произведения, но напечатаны были лишь две работы: стихотворение «Италия» и поэма в духе романтизма — «Ганц Кюхельгартен». Последнее творение получило массу критики, что заставило автора выкупить все издания и сжечь их. Однако это не сломило великого поэта, и он с новыми силами принялся покорять творческий Олимп.

Уже через два года в печать вышла мистическая повесть «Вечер накануне Ивана Купала». После этого весь литературный бомонд заговорил о Н. В. Гоголе. Биография драматурга сделала крутой вираж — теперь в круг его общения входили такие маститые писатели как Пушкин и Жуковский.

Самыми знаменитыми работами автора являются следующие произведения:

  • «Мертвые души»;
  • «Ревизор»;
  • «Тарас Бульба»;
  • «Вий»;
  • «Шинель».

Гоголь в Петербурге: «встречал одни неудачи»

«Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал … никакой дух не блестит в народе, все служащие и должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных ничтожных трудах», — вскоре по прибытии писал Гоголь матери. Тщеславный молодой провинциал, он одиноко зяб в туманах Петербурга, вспоминал родную Полтавщину. Устроиться на службу ему не удалось, в актёры его не приняли. Единственной возможностью для самовыражения стало писательство. Под псевдонимом В. Алов Гоголю удалось издать свою первую книгу — наивную идиллию «Ганц Кюхельгартен», написанную ещё в Нежине. Критики не пощадили поэму. Прочитав отзывы, Гоголь бросился по книжным лавкам, скупил весь тираж и сжёг его.

В конце июля 1829-го, расстроенный неудачами, он отправился в Германию. Короткое заграничное путешествие помогло Николаю Васильевичу восстановить свои силы. Он вновь решил попытать удачу в литературном творчестве. Достав со дна чемодана «Книгу всякой всячины», письма от родственников и друзей с любопытными словами, прозвищами, украинскими песнями и преданиями, Гоголь сел за работу. В 1830-м в «Отечественных записках» был опубликован его «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». На этот раз критика оказалась благосклонной к молодому писателю. Повесть малоросса заметили Антон Дельвиг, Василий Жуковский, Пётр Плетнёв. В мае 1831-го на квартире последнего Гоголь познакомился с Пушкиным. Пушкин и Гоголь: «на дружеской ноге» «Прочёл «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня, — писал Пушкин. — Какая поэзия! какая чувствительность! … Поздравляю публику с истинно весёлою книгою».

Гоголь и Пушкин не были закадычными друзьями. И всё же их, писателей с разными характерами и разными мироощущениями, связывала глубокая духовная близость. Именно Пушкин на гоголевский призыв дать ему «какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот» для написания комедии рассказал ему забавную историю о некоем господине, выдавшем себя за высокопоставленного чиновника. Так появился «Ревизор».

Рождение «Мёртвых душ» также связано с именем Александра Сергеевича. «Пушкин отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал никому другому, — вспоминал впоследствии Гоголь. — Это был сюжет «Мёртвых душ»».

Приезд Гоголя в Петербург

Зимой 1828 года, после окончания гимназии, Николай Васильевич решает отправится в Петербург. Биография Гоголя получает новый виток. К тому времени уже скончался его отец (смерть была скоропостижной, для всей семьи это был настоящий удар), сын как мог пытался поправить дела поместья, которые без главы семейства начали расстраиваться, так как мать оказалась совершенно не приспособлена для ведения большого хозяйства. Но в этих делах Гоголь не очень преуспел, оказав самую большую помощь семье тем, что отказался от своей доли наследства, чтобы мать могла эти средства распределить между младшими дочерями.

Возвращаться домой Гоголю совершенно не хотелось и он отправился в столицу, томимый желанием служить Отечеству, сделать для России нечто великое и полезное. Каким образом он может быть полезен государству, он не мог сказать наверняка, но тогда еще точно не связывал это с литературой, думая, что сможет пригодиться на поприще государственной службы. 

Эмиль Визель. Нежинская гимназия высших наук. 1830-е. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург

Однако, Петербург встретил его совсем недружелюбно. Выяснилось, что скудных сбережений Гоголя совершенно недостаточно, чтобы жить и кормиться в дорогой столице. Служба в Департаменте уделов, куда он смог поступить, оказалась однообразной, нудной, скучной и на редкость формальной из-за чего Гоголь вскоре бросил ее. Он пытался поступить в театр, ведь чувствовал в себе талант и великое желание служить искусству, но так и не прошел ни одного прослушивания.

Говорят, его не брали из-за невыразительного голоса, хотя для многих его одноклассников это было совершенной неожиданностью, ведь они видели Гоголя на сцене и точно знали, что в нем заложен колоссальный актерский талант! Его произведения тех лет либо вообще не хотели печатать, либо не пользовались популярностью. Насмешки литературных критиков больно ранили чувствительное самолюбие будущего классика, он переживал мучительные поиски своего призвания и места в жизни. 

Н. В. Гоголь

︎ Предыдущая: Служба в Петербурге Следующая: Гоголь-драматург ︎

  Творческая зрелость. Знакомство с известными русскими писателями окрыляло Гоголя-литератора и придавало Гоголю-человеку бодрости и энергии. В это время появились такие гоголевские произведения, как «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и др. Своеобразный талант писателя стал очевиден и был высоко оценён критиками, например В. Г. Белинским.

Открытка «Невский проспект»

  В 1835 году почти одновременно выходят два сборника: «Миргород», в котором содержатся повести о прошлом и настоящем Украины, и «Арабески», куда вошли три повести о Петербурге: «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Тема петербургской жизни продолжается в сатирической повести «Нос» (1834) и в повести «Шинель» (1842), над которой в 1839 году писатель начинает работать. Со временем эти пять произведений стали называться «Петербургскими повестями». Они соединили в себе фантастическое и реальное, сатирическое и лирическое. Гоголевский Петербург, погружённый в пошлую, смешную, страшную обыденность, всё же не лишён своеобразного величия. Оно проступает там, где Божественное начало, вложенное в человеческую душу, борется с дьявольским наваждением. Это противоборство приводит к гибели художника Пискарёва («Невский проспект»), чиновников Поприщина («Записки сумасшедшего») и Башмачкина («Шинель»). Несоответствие реальной жизни и мечтаний героев станет одной из главных тем в произведениях Гоголя о Петербурге.

  Акакия Акакиевича Башмачкина преображает мечта о новой шинели: «С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределённые черты». Изменяется характер мелкого чиновника и сама его жизнь. Мечта превращается в действительность, и Акакий Акакиевич надевает шинель, тем самым словно приобщаясь к «настоящим» чиновникам. Потеря шинели становится причиной трагедии для Башмачкина. Гоголь наполняет частную историю Акакия Акакиевича гуманистическим содержанием. Финал повести является напоминанием каждому человеку о неотвратимости нравственного суда. 

  Бюрократическому кошмару Петербурга в сборнике «Мир-город» пть «Миргоротивопоставляется стихия народной жизни. Подзаголовок «Повести, служащие продолжением “Вечеров на хуторе близ Диканьки”» подчёркивает связь с первым сборником. Однако идейная направленносрода» совершенно иная. На это указывал В. Г. Белинский, сравнивая новые повести с «Вечерами…»: «В них меньше этого упоения, этого лирического разгула, но больше глубины и верности в изображении жизни». Гоголь отразил черты современной ему действительности, выявляя причины кризиса натурального помещичьего хозяйства. Например, «высокочеловечный рассказ» (Г. А. Гуковский) «Старосветские помещики» — это грустная эпитафия патриархально-поместному укладу жизни, раскрытому автором с большим сочувствием и грустью. Принцип отображения действительности в её повседневности и обыденности, обозначенный в рассказе, разовьётся далее в основной художественный метод писателя.

  Гоголевский реализм стал основой для формирования в русской литературе «натуральной школы».

  «Натуральная школа» — литературное течениие 1840-х годов, возникшее в результате сближения литературы с жизнью. Её развитие связано с творчеством А. И  Герцена, Д. В. Григоровича, Н. А  Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и др. Это не было целостное литературное объединение.
  Теоретиком данного течения был В. Г. Белинский, который на материале «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя сформулировал основные положения «натуральной школы». Главное содержание произведений — изображение народной жизни, причём без приукрашивания действительности

Для всех писателей «натуральной школы» характерны гоголевские приёмы письма: юмор, ирония, внимание к бытовым деталям, использование канцелярского стиля в комических целях.  Главными изданиями «натуральной школы» были альманахи: «Физиология Петербурга» (части I, II; 1845) и «Петербургский сборник» (1846).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: