Примеры разных видов речи
Чтобы лучше понять тему, стоит рассмотреть разновидности речи с примерами. Так, устная речь – это разговор с мамой, ответ на уроке, рассказ учителя, реплики героев в фильме и так далее.
Письменная – это конспект урока, сочинение, даже записка на холодильнике. Кстати, когда человек печатает на машинке или компьютере – это тоже письменная форма речи.
Раньше для того, чтобы записать свои мысли, люди использовали пиктограммы – это такие специальные символы. Сегодня для этого, в основном, используются буквы, но в некоторых странах (таких, как Япония, Китай, Корея и другие) письменная речь передается с помощью иероглифов.
Что мы узнали?
В русском языке, по мнению лингвистов, существует два вида речи – письменная и устная. Они нужны для того, чтобы общаться с другими людьми, фиксировать информацию на бумаге или в специальной программе, приводить информацию в систему, размышлять, а также читать и слушать.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Устная и письменная речь
Устная речь — это самое раннее средство использования языка, появившееся на ранних этапах становления человечества. Она была необходима людям для того, чтобы общаться между собой, координировать действия, делиться мудростью. С помощью устной речи информация могла передаваться из поколения в поколение.
В простом общении к устной речи нет таких строгих требований, как к письменной. А вот к тем людям, чья профессия требует грамотной устной речи с хорошей дикцией, без слов-паразитов, требования более строгие.
Письменная речь появилась позже устной. Сначала информация передавалась с помощью рисунков, потом появилось предметное письмо, за ним клинопись и иероглифы — упрощённые графические знаки, а затем алфавитная система. В письменной речи более строгие правила, нужно соблюдать орфографию при написании, правильно ставить знаки пунктуации.
Преимуществом письменной речи является то, что с её помощью можно сохранять большие объёмы информации. Конечно, письменная речь тоже подвергается изменениям. Например, книга, изданная в начале XX века и книга, изданная в начале XXI века, будут отличаться — ведь в ранние годы СССР была проведена реформа, в результате которой были внесены изменения в русский алфавит, перестали использоваться некоторые буквы. Современный русский язык в целом придерживается правил русской орфографии и пунктуации, принятых в 1956 году. Хотя со временем вносятся некоторые изменения, вносятся в словарь новые допустимые нормы.
Язык и речь неразрывно связаны между собой, одно не может существовать без другого.
Этимология слова «речь»
Слово «речь» многозначно, им обозначают способность говорить, беседу или разговор, публичное выступление, стиль или разновидность языка и звучащий язык.
Этимологически слово «речь» является общеславянским: оно образовано от глагола «rе̄кti» — говорить, в котором на славянской почве «е̄» сменилась на «ѣ», а «кt» перед «ь» — в «ч». Собственно общеславянское «rе̄кti» является производным с суффиксом «-ti» от имеющей индоевропейский характер основы, возможно, звукоподражательной по происхождению (лит. rekti — «кричать, реветь»; латыш. rekt — «кричать, реветь»; ирл. reimm — «крик»).
Словарный запас для красивой грамотной речи
Наша речь состоит из слов. Грамотная речь и словарный запас идут рука об руку. Именно поэтому мы в нашей статье постоянно обращаемся к такому понятию, как «слово» в контексте «порядок слов», «согласование слов», «слова-связки», «слова-паразиты» и т.д.
Для того чтобы грамотно выразить свою мысль и правильно сложить слова в предложение, у человека «должно быть, что складывать». Иначе потом придется извиняться за свое косноязычие насмешившей фанатов одной певицы фразой «У меня не очень большой этот… как его… словарный запас!»
Тут есть только один универсальный совет: больше читать. Предпочтение следует отдавать классике и прочим, выверенным с лингвистической точки зрения, образцам литературного творчества.
Кроме того, весьма развивает кругозор и пополняет словарный запас чтение литературы по специальностям, смежным с вашей основной профессией. С одной стороны, вы точно поймете, о чем речь. С другой стороны, вы будете узнавать много нового, новые слова, новые термины, которые затем сможете использовать в повседневной практике.
Еще очень полезны книги, посвященные собственно особенностям русского языка и нюансам применения тех или иных слов. Например, «Слово о словах» известного писателя Льва Успенского (1900-1978) . Не менее интересна книга писателя Корнея Чуковского (1882-1969) «Живой как жизнь», посвященная русскому языку .
Конечно, за прошедшие с момента выхода этих книг десятилетия в русском языке появилось немало новых слов и речевых оборотов. Быть в курсе изменений и изъясняться грамотно в современном сотрясаемом переменами мире вам поможет книга известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» .
Другие полезные книги для грамотной речи вы найдете в обзоре «9 лучших книг для развития речи и словарного запаса» . В общем, читайте, читайте и снова читайте! Идея не нова, однако лучше пока ничего не придумали.
Примечания
- ↑
- ↑
- ↑ Диянова З. В., Щёголева Т. М. Речь // Общая психология. Познавательные процессы. — М.: Юрайт, 2023. — С. 98—111. — 149 с. — ISBN 978-5-534-08989-9.
- ↑
- ↑
- ↑
- Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Речь // Краткий этимологический словарь русского языка / Под ред. С. Г. Бархударова. — М.: Просвещение, 1975. — С. 389. — 543 с.
- ↑
- Леонтьев А. А. . Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 24 ноября 2023.
- ↑
- ↑
- ↑
-
Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная
психология). — М.: Гардарики, 2005. — С. 168. — 349 с. — ISBN 5-8297-0176-6. - ↑ Леонтьев А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. — 139 с.
- Литневская Е. И. . Грамота.ру. Дата обращения: 11 октября 2023.
- Ахутина Т. В. . Большая российская энциклопедия 2004–2017. Дата обращения: 25 ноября 2023.
Общая характеристика речи
Французский философ Рене Декарт полагал, что поведение животных, действующих автоматически, подобно машине и регулируется рефлексами. Поведение же человека определяется, с его точки зрения, обладающей свободой воли душой, атрибутами которой являются ум и речь. Эти идеи были характерны как для философии, так и для религии, в рамках которой, например, средневековый схоласт Пьер Абеляр утверждал, что человеческая речь порождается интеллектом и порождает интеллект.
Членораздельная человеческая речь, как процесс передачи символической информации, взятый в единстве с языком и культурой, является существенным признаком человека разумного
Несомненно, что у большинства видов животных есть способы передачи информации, которые позволяют сообщить другим особям своего вида об опасности (сигнальный крик), запретить проникновение на свою территорию либо привлечь внимание потенциального брачного партнёра. Но коммуникация животных отличается от человеческой речи тем, что ни одно животное, кроме человека, не передаёт информацию, не относящуюся к текущему моменту
То есть «речь» животных непосредственна и неотделима от ситуации, в которой происходит вокализация. Только в человеческом обществе ребёнок может освоить речь, прижизненное развитие которой происходит в раннем детстве на базе органического развития головного мозга и формирования функциональных систем, отвечающих за развитие речи.
В языкознании речь первоначально понималась как индивидуальная реализация системы языка, где речь и язык рассматривались в их противопоставлении. Вместе с этим утверждалась идея их единства, выражаемого тезисом о том, что речь есть язык в действии. Впоследствии в оппозиции языка (языковой компетенции) и речи (языкового исполнения) были выделены динамические и статические моменты. Динамическим моментом речи является собственно речевое действие, а статическим моментом — выделенное из этого действия речевое произведение (текст), изучением структуры которого занимается лингвистика текста. Изучением речеобразования и восприятия речи, механизмов речевых ошибок, коммуникативных установок, факторов, обеспечивающих эффективность речевого акта, связи речевых актов с прагматическими условиями их протекания занимается теория речевой деятельности. Под теорией речевой деятельности, разрабатывающейся на стыке лингвистики, психологии, психофизиологии и социологии, на постсоветском научном пространстве понимается дисциплина, аналогичная психолингвистике.
Тезис о том, что речь есть язык в действии, содержит идею о том, что изменение лексики, грамматики и звукового состава языка возможно лишь при непрерывном использовании языковых форм в живом общении, возникающим на основе трудовой деятельности. Отсутствие живого речевого общения приводит к гибели языка либо к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками, при наличии достаточного количества письменных документов. При всём при этом грамматика языка остаётся неизменной, лексика не отражает изменений, происходящих в пространстве культурно-исторического бытия, а фонетический строй может быть теоретически реконструирован лишь на базе родственных языков. Речь, по сути, является процессом передачи информации, осуществляющимся посредством языка, который, как система кодов, только через речь и может развиваться.
Благодатная почва для хронического стресса
Мы уже выяснили, что если постоянно повторять себе или слышать от других токсичную речь, это только усилит нейронные сети, связанные со стрессом. А значит, мозг с большей вероятностью будет продолжать генерировать похожие мысли. Так замкнётся порочный круг.
В своей книге Ньюберг и Уолдман идут дальше, заявляя, что «одно слово может повлиять на экспрессию генов, регулирующих физический и эмоциональный стресс». Например, слова благодарности от руководителя в конце тяжёлого рабочего дня воодушевят и добавят серотонина. А упрёк от близкого вызовет кортизоловое «наводнение».
Несмотря на негативную репутацию, кортизол — не всегда наш враг. Если он вырабатывается изредка и в адекватных дозах, это расторопный помощник, который необходим для ответа на любое негативное воздействие. Но если уровень кортизола в крови повышен постоянно, наш организм работает на износ. Когда вовремя восстановить ресурс не удаётся, у вегетативной нервной системы не остаётся шанса активировать реакцию расслабления. Именно в этой точке стресс достигает своего апогея и переходит в хроническую форму.
Что такое «грамотная речь»?
Грамотная речь – это умение изъясняться литературным языком так, чтобы донести свою мысль до собеседника, читателей или слушателей, быть правильно понятым и исключить двоякое толкование своего месседжа.
Мы все помним облетевшую в свое время все юмористические сайты выдержку из школьного сочинения про Алешу Поповича на коне, который «наклонил голову и щиплет травку». В целом, конечно, понятно, что травка в контексте «щипать» заинтересует скорее коня, чем Алешу Поповича. Однако считать такую подачу мысли в сочинении грамотной никак нельзя.
В раздел «юмор» можно отправить и обсуждение на форуме молодых матерей, когда в ответ на вопрос «Ребенок не хочет есть мясо, чем можно заменить?» какой-то шутник посоветовал заменить «собакой, потому что собака всегда хочет есть мясо». Можно, конечно, сказать, что слово «чем» может относиться только к неодушевленному предмету, поэтому вопрос должен быть понятен.
Однако можно и ответить, что людям некогда вчитываться и лучше сразу уточнять, что именно вы хотели бы заменить: ребенка или мясо. Тем более что уровень жизни многих российских семей не слишком высок и поговаривают, что в многодетных семьях нагулявших аппетит детей не кормят, а бьют, пока не видят сотрудники ювенальной юстиции. Это была шутка, а если серьезно, то неграмотные формулировки могут существенно исказить любую, даже самую умную мысль.
Ничуть не меньше читателей юмористических порталов смешит обсуждение имиджа одного известного актера, который «побрился налысо и сделал это своей визиткой». Изумленная собеседница только и смогла поинтересоваться, как же актер «смог побриться налысо визиткой».
Примеров таких казусов при желании можно найти очень много. У нас же есть желание, чтобы с вами таких казусов не случалось, поэтому разберем детальнее, из чего складывается красивая грамотная речь и как научиться говорить красиво и грамотно.
Произношение и интонация
Произношение и интонация являются важными компонентами нашей речи. Они позволяют передать не только смысл слов, но и эмоциональное состояние говорящего, его отношение к высказыванию.
Хорошее произношение позволяет говорить четко и разборчиво, что помогает в понимании собеседника и создании положительного впечатления о себе. Чтобы улучшить свое произношение, необходимо правильно использовать речевые органы артикуляции, такие как губы, язык, зубы.
Интонация, или мелодика речи, выражает наше отношение к высказыванию. Она может помочь передать удивление, радость, грусть или другие эмоциональные состояния. Использование правильной интонации позволяет улучшить понимание собеседника и сделать нашу речь более выразительной.
Произношение и интонация являются неотъемлемой частью обучения языку. Они требуют постоянной практики и внимания к деталям
Следует уделять внимание произношению отдельных звуков, а также освоить различные интонационные модели для передачи разного типа высказываний
Советы по улучшению произношения и интонации:
Прослушивайте носителей языка и старайтесь повторять за ними. Это поможет вам освоить правильное произношение звуков и интонацию.
Записывайте свою речь и внимательно прослушивайте результаты
Обратите внимание на слабые места и работайте над их улучшением.
Возьмите курс произношения и интонации. Специальные занятия помогут освоить правильное произношение и научат использовать различные интонационные модели.
Практикуйте свои навыки произношения и интонации в повседневной жизни: разговаривайте с носителями языка, читайте вслух, слушайте аудиокниги и записывайте себя на аудиозапись.
Произношение и интонация | Значение |
---|---|
Произношение | Способ произнесения слов и звуков на языке |
Интонация | Мелодика речи, выражающая эмоциональное состояние говорящего |
Носитель языка | Человек, для которого язык является родным |
Улучшение произношения и интонации требует времени и усилий, но они помогут сделать вашу речь более четкой, понятной и выразительной.
Невыдуманная опасность
Сколько должен длиться стресс, чтобы считаться хроническим? Учёные не пришли к единому мнению. Это индивидуальный показатель, ведь психика каждого из нас реагирует на те или иные триггеры по-своему. В чём они единодушны, так это в том, что состояние хронического стресса имеет пагубное воздействие на весь организм.
Кортизол заставляет сердце биться чаще, что увеличивает риск инсульта или инфаркта. Высокий уровень этого гормона подавляет работу иммунной системы, может привести к психоэмоциональным проблемам, а также связан с развитием ожирения, рака, диабета, деменции. И, конечно, влияет на общее качество жизни.
Важно понимать, что наш организм не способен различать причины этого состояния. Поэтому, если он уже истощён из-за жизненных обстоятельств — болезнью, недостатком сна или нарушением циркадных ритмов — мозг становится уязвим для всех источников стресса
Словесная агрессия, наши циничные высказывания и чужое пренебрежение — всё это лишь подливает масла в огонь.
Так что в качестве скорой психологической помощи необходимо не только восстанавливать режим сна и бодрствования, но и ограждать себя от жарких споров, негативных текстов, которые вызывают лишь раздражение, и тревожных новостей. Конечно, мы вольны произносить всё, что допускает наше воспитание и уровень культуры. Вот только всегда стоит помнить, что ответственность за грубость, агрессию и ядовитые комментарии мы несём в первую очередь перед самими собой.
Функции языка
У любого языка есть следующие функции:
- Коммуникативная. С помощью языка люди общаются, обмениваются информацией, передают сообщения, оформляют в понятную форму свои чувства и мысли.
- Когнитивная. Язык напрямую связан с человеческим мышлением и является его отражением.
- Эмоциональная. С её помощью человек может придать своим словам соответствующий эмоциональный окрас.
- Информативная. Язык необходим для передачи какой-либо информации.
- Прагматическая. С помощью ораторского мастерства можно воздействовать на умы и мысли других людей, мотивируя их совершать действия, выгодные оратору.
Текст для сочинения:
(1)Лиза не убежала с девчонками на реку. (2)Все они стояли здесь, сбившись в кружок, – и Катя, пушистая как одуванчик, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками. (3)Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.
(4)И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетенные косички с большими бантами лежали на плечах. (5)Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди. (6)Конечно, и Танюшка щебетала, как воробей:
– (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь?
(10)Девочка улыбалась.
– (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.
– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие. (15)Ну, вроде оленей, что ли…
– (16)А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.
– (17)Глаза по ложке, не видят ни крошки, – сказала румяная Верка и засмеялась.
(18)А Танюшка сквозь смех скорчила рожу и вытаращила глаза, представляя Аниску.
(19)Аниска стояла не говоря ни слова, будто не о ней шла речь. (20)Голубые глаза девочки весело глядели на Аниску:
– (21)А как её зовут? (22)Как тебя зовут, а?
– (23)Аниска, – ответила за сестру Лиза.
– (24)Аниска? (25)Аниса, значит. (26)Надо вежливо называть друг друга.
(27)Чужая девочка подошла к Аниске и взяла её за руку.
– (28)А меня зовут Светлана. (29)Я к бабушке в гости приехала. (30)Марья Михайловна Туманова – это моя бабушка.
(31)Танюшка не вытерпела, дёрнула Светлану за платье:
– (32)Не водись с ней. (33)Она дерётся.
(34)Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.
– (35)Вот и буду драться!
(36)Светлана удивилась:
– (37)А почему драться? (38)Из-за чего?
(39)Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
– (40)Из-за всего! (41)Она из-за всего дерётся! (42)Крылья у слепня оторвёшь – дерётся! (43)Кошку стали купать в пруду – дерётся; Мальчишки полезут за гнёздами – и с мальчишками и то дерётся!
(44)Все постарались вставить словечко. (45)И Верка, у которой Аниска однажды отняла лягушку и бросила в пруд. (46)И Прошка, которому попало от неё за то, что он подшиб грача. (47)И даже Лиза – Аниска ей житья дома не даёт из-за цветов: не толкни их да не задень их!
(48)Светлана поглядела на Аниску с любопытством. (49)Но вдруг неожиданно повернулась к девочкам и сказала:
– (50)Ну, а раз ей их жалко?
(51)Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца, а глаза засветились, как вода в лужинах, когда в них заглянет солнце. (52)Светлана заступилась за неё! (53)Она сразу всё поняла и никого не послушала!
(54)Аниска побежала домой. (55)Что случилось на свете? (56)Какое высокое и какое ясное сегодня небо! (57)Воробьи щебечут так радостно и неистово – праздник у них, что ли? (58)А может, это у Аниски праздник?
(59)Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое. (60)Скорей бы отец пришёл с работы, она сразу расскажет ему, какая к бабушке Тумановой приехала внучка, как она сразу заступилась за Аниску. (61)«Ну, а раз ей их жалко?» – вот что она сказала.
(По Л.Ф. Воронковой*)
* Любовь Фёдоровна Воронкова (1906–1976) – советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей, таких как «Старшая сестра», «Сад под облаками», «Где твой дом?» и др.
Лексика и семантика
Лексика — это совокупность слов, из которых состоит язык. Каждое слово имеет свое значение и может использоваться для обозначения определенных предметов, явлений, действий и т.д.
Семантика — это наука, изучающая значения слов и их связи между собой. Она помогает понять, какое значение несет каждое слово и как они связаны в рамках предложения или текста.
В языке существуют различные виды лексики, такие как абстрактные и конкретные понятия, имена собственные, термины и диалектные или коллективные выражения.
Основные принципы лексики и семантики:
- Одинаковое значение слов. В языке существуют синонимы — слова, имеющие одинаковое значение. Например, слова «дом» и «жилище» оба обозначают место, где проживают люди.
- Разные значения слов. Некоторые слова могут иметь несколько значений в зависимости от контекста. Например, слово «лук» может означать овощ или острое оружие.
- Антонимия. Антонимы — слова, противоположные по значению. Например, антонимы «высокий» и «низкий».
- Гиперонимы и гипонимы. Гиперонимы — общие понятия, которые включают в себя группу гипонимов. Например, «фрукт» — гипероним для слов «яблоко», «груша», «апельсин».
- Синонимия и контекстуальное значение. Слова могут иметь одинаковое значение в общем, но в конкретном контексте приобретать новое значение. Например, слово «тонкий» может означать «неустойчивый» в контексте разговора о человеке.
Изучение лексики и семантики позволяет овладеть богатым словарным запасом, понимать значения слов и использовать их в разных контекстах
Это важно для связной и точной речи
Русский язык — язык русского народа
Русский народ – один из самых древних народов человечества, который прошел многовековую историю.
С развитием общества формировался и укреплялся язык. Русский язык являлся родным для таких великих людей как князь Владимир Киевский, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Сергей Есенин и другие.
Русский язык в современном мире очень востребован. Среди языков мира он занимает одно из первых мест.
Русский язык берет свои корни от родственных индоевропейских языков, которые происходят от индоевропейского праязыка. Он был родным для предков различных народов, которые проживали на территории Европы и Азии.
Русский – официальный язык Российского государства. Также это средство межнационального общения, так как на территории Российской Федерации проживают люди разных национальностей. Более того он является вторым родным языком для стран Украины, Белоруссии и некоторых других. Для иностранцев он очень тяжел в изучении, так как многие его особенности им не удается понять и освоить.
Этот язык красив, многогранен, и славится богатым словарным запасом. На нем были созданы величайшие произведения русской литературы.
Речь в жизни человека
Тем временем, между речью и умом есть прямая связь. Если человеческий ум здоров, то речь всегда достойная, потому что здоровый ум – это всегда позитив. Когда у человека такой ум, он не критикует, не говорит о чужих недостатках, не предъявляет никаких претензий, не жалуется на судьбу.
Такие люди говорят доброжелательным и спокойным тоном. Безусловно, с таким собеседником приятно общаться любому. Речь, в которой прослеживается гнев, — это признак душевной слабости.
По статистике, практически 90 процентов всех конфликтов и ссор случается из-за того, что мы говорим о человеке плохо. Каждому из нас необходимо учиться разговаривать в благородной и приятной манере, контролировать свою речь. На Востоке того, кто не умеет держать под контролем свою речь, относят к примитивным существам.
Давно доказано, что человек впитывает в себя качества того, о ком он говорит и думает. Поэтому, когда вы говорите о ком-то плохо, вы проявляете в себе плохие черты этого человека. Если хвалите кого-то, то впитываете все хорошее, что свойственно тому, кого хвалите.
Замечено, чем больше в человеке недоброжелательности и зависти, тем сложнее ему говорить о ком-то хорошо. Чем грубее у человека речь, тем он менее гармоничен, и именно поэтому он получает более суровые жизненные уроки.
Презентация 1 класса на тему: «НАША РЕЧЬ Работу выполнила ученица 1-б класса Грицева Мария Руководитель: Перевозкина Е. А.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
НАША РЕЧЬ Работу выполнила ученица 1-б класса Грицева Мария Руководитель: Перевозкина Е. А.
2
История происхождения письменной речи
3
Появление письменной речи вызвано потребностью в общении на больших расстояниях и необходимостью хранения и передачи знаний будущим поколениям
4
Письменная речь прошла длинный путь развития зарождение письменности связано с рисунком, первой попыткой человека изобразить что-то важное из жизни. Появляются первые наскальные рисунки
5
Самый первоначальный тип письма – это пиктографическое письмо — посредством рисунка, оно передает события в целом. Пиктограмма похожа на схематический рисунок. Посредством схематичных рисунков человек передавал информацию: — об охоте, рыбной ловле и т.д. — о боевых походах, победах или поражениях
6
Затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы). Появилось идеографическое письмо
7
С помощью идеографического письма люди начали общаться с народами, которые говорят на разных языках, потому что идеографическое письмо имеет уже строго установленные написания графических знаков
8
Появилась возможность передать информацию: — об обычаях, традициях — поделиться легендами
9
Найдены записи заклинаний, обычаев, летописи-хроники
10
И, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия Появилось слоговое письмо, Появилось слоговое письмо, в котором каждый графический знак обозначает слог. Именно слоговое письмо легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница и кириллица (наш алфавит). греческого письма латиница кириллица греческого письма латиница кириллица
11
Сейчас мы используем Алфавитное письмо — в котором каждый знак обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельный звук – букву. Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий.
12
Первую бумагу изобрели в Китае. На Руси писали на коре дерева (бересте) острым предметом. Археологи на раскопках в Великом Новгороде нашли сотни берестяных грамот.
13
Древнейшей известной книгой на Руси считается Новгородский псалтырь. Она была найдена археологами в Великом Новгороде. Она состоит из трех липовых дощечек в каждой из которых сделано прямоугольное углубление залитое воском. Писали на воске острым предметом или пером.
14
Благодарю за внимание !
Литературный язык как составляющая грамотной речи
Под литературным языком подразумеваются нормы языка, которые обязательны для использования в официальных документах, системе образования, науке, культуре, публицистике, художественной литературе. Именно на них и следует ориентироваться в повседневной жизни и ежедневном общении.
Так, в любом языке существуют свои правила построения предложений. Где-то они очень строгие, как, например, в английском языке. Там предусмотрен определенный порядок слов для повествовательных и вопросительных предложений. В русском языке зачастую достаточно сменить интонацию, чтобы сделать повествовательное предложение вопросительным.
Однако во всех случаях должно быть четко понятно, где тут подлежащее, где сказуемое, и к какому из слов относится глагол. Например, глагол «щиплет» или любой другой, встретившийся нам в предложении. Кроме того, все слова должны быть согласованы между собой и корректно употребляться в нужном числе, склонении, спряжении.
И, конечно, литературный язык не приемлет слов-паразитов и неоправданно частого повторения междометий и прочих вспомогательных лексических единиц. Все эти «ну», «это», «вот» могут играть роль вводных слов, но никак не слов-связок в предложении.
Если с пониманием всего вышеизложенного пока есть нюансы, рекомендуем нашу программу «Русский язык», после которой станет понятно, как сделать речь грамотной. Также вам поможет «Книга о хорошей речи», где на примерах из классики разобраны особенности правильной русской речи и приемы усиления ее выразительности .
К слову, соавтор книги Дитмар Эльяшевич Розенталь (1900-1994) является составителем «Справочника по правописанию и стилистике» русского языка . Кроме того, он выступает соавтором знаменитого «Словаря трудностей русского языка», который также полезен для желающих научиться красивой грамотной речи .
Эти и многие другие книги, словари, справочники по правописанию обладают поистине чудодейственным эффектом, когда грамотная речь и русский язык обретают совершенно иное, качественно новое звучание. И, кстати, расширяют словарный запас.
Соотношение языка и речи
Рассматривая язык и речь в их специфике, прибегают к системе противопоставлений их свойств и признаков:
- Язык первичен, а речь вторична. Речь формируется на базе языка, его системы и закономерностей.
- Первичность языка обусловливает его сложность и многогранность по сравнению с речью. В речи всегда используется только часть возможностей языковой системы, остальные же остаются нереализованными.
- Речь — материальное воплощение языка в акте речевой деятельности. Язык — продукт абстракции от конкретной речевой практики, позволяющий выявить инвариантные единицы коммуникации и описать их свойства.
- Язык — результат исторического и социального развития системы знаков, представленных в их эталонном аспекте — в качестве норм. Речь — индивидуальное и ситуативное применение языка и его норм в практике общения.
- Язык — средство познания мира и обобщения человеческого опыта, база для формирования словесно-логического и абстрактного мышления. Речь — средство коммуникации.
- Язык системно-структурен, имеет уровневую иерархическую организацию, речь же линейна и представляет собой последовательность языковых знаков, развёртывающихся в акте коммуникации — устной или письменной.
- Язык устойчив и консервативен, речь подвижна и динамична.
- Язык имеет объективный характер и народную основу, речь в значительной мере субъективна и индивидуальна, отражает степень владения языком каждым конкретным индивидом.
- Язык отражает особенности ментальности, присущей его носителям, формирует национальную языковую картину мира. Речь демонстрирует систему взглядов и воззрений, картину мира индивида.
- Язык является живым, пока он существует в конкретной форме реализации — речевой практике. Без речи языковая система становится нежизнеспособной. Например, с исчезновением повседневного речевого общения на латинском языке и сам язык стал «мёртвым».
Соотношение языка и речи не исчерпывается отношением «общее — частное». В реальности это соотношение глубже. Разделение языка человека на собственно язык (систему) и речь (реализацию системы) — результат научной абстракции. В реальном акте коммуникации эти два явления существуют неразрывно. По сути, каждый речевой акт — момент, когда задействуется языковая система. В то же время вся совокупность речевых актов даёт картину состояния языка на данном историческом срезе. Поэтому особенности современного состояния языка изучает на примере речевой практики. В современной лингвистике уходят от жёсткого противопоставления языка и речи, рассматривая эти понятия как две стороны единого языкового процесса.
Соотношение языка и речи отражает специфику данных понятий и помогает понять особенности их функционирования.
Грамматика и синтаксис
Грамматика языка определяет правила, по которым строится наша речь. Она включает в себя правила образования слов (морфология), словосочетаний (синтаксис) и предложений (синтаксис).
Знание грамматики позволяет нам правильно образовывать и использовать слова, создавать грамматически правильные предложения и передавать свои мысли и идеи более точно.
В русском языке существуют различные грамматические категории, такие как род, число, падеж, время, наклонение и другие. Эти категории определяют изменения, которые могут происходить с формами слов.
Синтаксис русского языка определяет правила порядка слов в предложении, а также их функциональные отношения друг к другу. Правильное расположение слов в предложении позволяет нам передавать свои мысли понятным и логичным образом.
Например, существительные в русском языке могут меняться по роду, числу и падежу. Формы предлогов и местоимений также могут зависеть от этих грамматических категорий. Правильное использование этих форм позволяет нам строить грамматически правильные словосочетания и предложения.
Синтаксические правила также определяют, какие слова могут быть субъектами, объектами или дополнениями в предложении. Например, в русском языке подлежащее обычно стоит перед сказуемым, а второстепенные члены предложения следуют за главными.
Выучение и понимание грамматики и синтаксиса языка помогает нам связывать слова и предложения в связную и понятную речь. Это одна из основных составляющих языкового общения и позволяет нам эффективно общаться и передавать информацию друг другу.