«чичиков

Краткое содержание и анализ поэмы н. в. гоголя «мёртвые души»

Вариант 2

Н.В. Гоголь является признанным классиком русской литературы и одним из основателей реализма. Его перу принадлежат прозаические, поэтические, драматургические произведения, критические и публицистические статьи.

Родился он в 1809г. в Полтавской губернии (в с. Большие Сорочинцы) в семье небогатого помещика. Детские годы его прошли в с.Васильевка.

Начальное образование Гоголь получил дома. С 1818г. по 1819г. учится в Полтавском уездном училище, а с 1821г. по 1828г. – в Нежинской гимназии высших наук. Ещё в школьные годы он с удовольствием играет на сцене и пробует свои силы в качестве режиссёра-постановщика. Кроме того увлекается народными обычаями и фольклором, пишет первые литературные произведения и публикует их в рукописных журналах и альманахах.

После окончания гимназии Николай едет в Санкт-Петербург. Он мечтает о писательской славе, хочет проявить себя на актёрском поприще, но вынужден устроиться служить чиновником за небольшую плату.

В 1829г. на собственные средства издаёт поэму «Ганс Кюхельгартен». Критики неблагосклонно отозвались об этом произведении. Гоголь скупил все его нераспроданные экземпляры и сжёг.

Николай Васильевич понимает, что необходимо искать новое направление, которое заинтересует читателей. В печатных изданиях появляются несколько его повестей и глава из романа «Гетьман». Однако настоящий успех к нему приходит после публикации сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

С 1834г. по1835г. Гоголь занимается педагогической деятельностью – читает лекции по истории в Санкт-Петербургском императорском университете. В 1835г. были изданы его сборники «Миргород» и «Арабески», а также написана пьеса «Ревизор», первая постановка которой состоялась в 1836г.

Публике пьеса не понравилась. Разочарованный писатель надолго уезжает за границу (однако периодически посещает Россию). Он некоторое время живёт в Германии, Швейцарии, Франции, а затем – в Италии. Особенно полюбился ему Рим. Там всё способствует творчеству, поэтому Н.В. Гоголь усиленно трудится над романом «Мёртвые души», заканчивает повесть «Шинель» и т.д.

Издав первый том «Мёртвых душ», писатель работает над вторым, но в 1845г. у него наступает душевный кризис. Он составляет завещание, хочет уйти в монастырь, сжигает рукописный вариант второго тома, совершает поездку в Иерусалим.

В 1848г. возвращается в Россию. Возобновляет работу над «Мёртвыми душами», однако незадолго до смерти снова сжигает рукописи. Он погружается в мрачные думы, перестаёт покидать дом, соблюдает строгий пост и доводит себя до физического и нервного истощения.

В 1852г. Гоголь умер.

Отношение автора к герою

Есть предположение, что в последующих томах Гоголь планировал перевоспитать Чичикова, заставить его раскаяться в своих поступках. Павел Иванович в поэме не противопоставляется помещикам или чиновникам, он — герой капиталистической формации, «первонакопитель», который пришел на смену дворянству. Чичиков — умелый делец, предприниматель, который ни перед чем не остановится для достижения поставленных целей. Афера с мертвыми душами не удалась, но ведь и наказания никакого не понес Павел Иванович. Автор намекает, что в стране есть огромное число вот таких вот чичиковых, и останавливать их никто не желает.

«Мертвые души» — одно из ярчайших произведений русской литературы, вершина художественного мастерства Н. В. Гоголя . Одна из главных тем, раскрытых автором — это тема о русском помещичьем классе, как господствующем сословии. Основным образом изображения помещиков Гоголь выбрал сатиру и не ошибся, так как юмор помог ему в полной мере раскрыть характеры героев.

Главным действующим лицом поэмы является коллежский советник средних лет с изворотливым умом и хитроумными планами. Чичиков путешествует по отдаленным городам России в поисках наживы, а наживается он по сюжету на скупке «мертвых душ» крестьян у богатых помещиков. Затем он их дороже закладывает и получает неплохой доход. Такой вот странный способ заработка придумал для себя главный герой.

Помимо описания Чичикова, Гоголь остановился на пяти интересных характерах, портретную характеристику которых обстоятельно описал. Это ленивый Манилов , дубинноголовая Коробочка , бесшабашный Ноздрев , жадный до предела Плюшкин и грубоватый Собакевич . Все эти помещики владеют собственными деревнями и большим хозяйством. У всех в распоряжении, как минимум, по восемьдесят крестьян, а у Плюшкина число работников доходит до одной тысячи.

Объединяет помещиков чувство праздности и духовной пустоты, чего мы не наблюдаем у главного героя. Автор оставил за ним возможность духовного возрождения и исправления, но все, что он совершает в первом томе, характеризует его пока как отрицательного героя. Что же общего у Чичикова с поверхностными и жестокими помещиками?

Сам по себе он не обладает такой же слащавостью или праздностью как Манилов, но попадая к нему в дом, ради достижения своей цели, он прекрасно подстраивается под хозяина и проявляет те же качества. То же происходит во время визита к другим помещикам. Чичиков знает, что найти подход к людям можно, проявив схожие качества, поэтому искусно играет свою роль.

Перед Собакевичем и Коробочкой он предстает практичным дельцом, перед Ноздревым — человеком, умеющим кутить и играть в карты, перед Плюшкиным — бережливым хозяйственником. Этот герой неутомимый изобретатель разнообразных афер, который одержим страстью накопления и приумножения прибыли. Он мечтает, как можно быстрее разбогатеть, построить дом и обзавестись семьей.

В отличие от других героев произведения, у Чичикова проявляются проблески души. Она у него не окончательно «омертвела», как у Плюшкина, например. Он замечает мучения крестьян, в душе искренне сочувствует им и ведет внутренние монологи. Тот факт, что он увлекся молодой барышней из мимолетного экипажа, не зная даже ее происхождения, свидетельствует о наличии души у героя.

Таким образом, посещая помещиков города N, Чичиков познакомился с самыми разными персонажами, которых объединяли праздность и духовная пустота. При этом, в погоне за своей главной целью, он смог найти подход почти ко всем, оставаясь верным своей практичности. Автор не вывел в своем произведении ни одного положительного героя, но образно показал уникальность и колоритность каждого.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь

Гоголь пытался представить в своей поэме всю широту картины русской жизни. Он создал красочную галерею образов. Имена его героев стали нарицательными. Описанные им явления получили название «ноздревщина», «маниловщина» и др.

Автора интересует нравственное состояние души человека. Подчеркивая недостатки своих героев, он в определенной степени симпатизирует им, наделяя их и некоторыми положительными качествами. Например, Коробочка — бережливая хозяйка, заботящаяся о крестьянах; у Манилова нежные и трогательные отношения с супругой; Ноздрев привязан к своим питомцам и т.д.

Причины, по которым помещики оказались в таком состоянии духа, Гоголь не указывает. Исключением является образ Плюшкина, который до смерти супруги был гостеприимным и добрым хозяином. Также дается некоторое понимание того, как сформировался характер Чичикова — семейное окружение и воспитание способствовали развитию у него негативных черт. Гоголь намечает контуры своих героев, а право делать выводы оставляет на усмотрение читателей.

Примечание

В романе в высокохудожественной форме показаны пороки крепостнической системы, когда крестьян можно было продавать, проигрывать в карты, сдавать в заклад, как неодушевленные предметы.

Последний год жизни и смерть писателя

1852 год начался для писателя ухудшением состояния здоровья. Его физическое и психическое состояние становилось хкже день ото дня. Душа его находилась в постоянной борьбе. Боролись Гоголь-писатель и Гоголь-христианин. Эта борьба давалась нелегко.

Кроме прочего недомогания, он отказывается от еды. Это началось за месяц до его смерти. Здесь повлияла и смерть его знакомой Хомяковой Е.М., с которой он дружил и делился своими планами, и нелестные слова Матвея Константиновского о его последнем произведении. Он тает день ото дня.

Пристанищем писателя в то время стал дом Льва Николаевича Толстого. Врач, посетивший Гоголя в то время, описал его состояние, как отжившего свой век. В глазах писателя не было искры жизни.

Врачи пытаются помочь в лечении, но все бесполезно. Он истощен, не выходит на улицу. 4 марта писатель скончался.

7 марта состоялось отпевание в  Церкви Святой Татианы, похоронен здесь же. Только в Советские времена, когда монастырь закрыли, его тело было перезахоронено на Новодевичьем кладбище.

Жизнь, которую прожил Н.В. Гоголь, нельзя назвать счастливой. Его творческий путь был нелегким, а семейной жизни не было вовсе. Но с уверенностью можно сказать, что, прожив короткую жизнь (он не дожил до 43 лет), писатель оставил большое творческое наследие, на котором учатся несколько поколений, и интерес к его произведениям не ослабевает.

Коробочка

Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

Другие биографии:

  • Эдвард Хагеруп Григ

    Эдвард Хагеруп Григ — величайший композитор, прославивший на весь мир свою любимую Родину-Норвегию. Впитавший с молоком матери норвежский фольклор, он стремился в своей музыке воссоздать его неповторимый образ.

  • Михалков Сергей

    Один из авторов современного гимна Российской федерации, Сергей Владимирович Михалков – известный русский писатель для детей.

  • Василий III

    25 марта 1479 года у князя московского Ивана III и его второй жены Софьи Палеолог родился сын Василий. У него был старший брат Иван, который был соправитель отца и будущий царь, но после смерти

  • Грибоедов Александр Сергеевич

    Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в богатой семье дворян. Человек исключительных талантов, Александр Грибоедов умел блестяще играть на фортепиано, сам сочинял музыку, знал более пяти иностранных языков

  • Булгаков Михаил Афанасьевич

    Родился писатель на территории столицы Украины. В семье был самым старшим из семи детей. Был весьма образованным, успешно закончил университет и после учёбы пошёл работать в госпиталь, так как это было популярно среди его ровесников.

Настоящее «Я» персонажа

Можно было бы подумать, что Павел Иванович — прекрасный психолог и актер, поскольку он с легкостью подстраивается под нужных ему людей, мгновенно угадывает их характер, но так ли это на самом деле? Герой так и не смог приспособиться к Ноздреву, потому что бесцеремонность, наглость, фамильярность ему чужды. Но и здесь он пытается приспособиться, ведь помещик невероятно богат, отсюда и обращение на «ты», хамский тон Чичикова. Детство научило Павлушу угождать нужным людям, поэтому он готов переступить через себя, забыть о своих принципах.

В то же время с Собакевичем Павел Иванович практически не притворяется, потому что их объединяет служение «копейке». И с Плюшкиным имеет некоторую схожесть Чичиков. Персонаж сорвал со столба афишу, прочитав ее дома, сложил аккуратно и положил в ларчик, в котором хранились всякие ненужные вещи. Такое поведение очень сильно напоминает Плюшкина, склонного к накопительству разного хлама. То есть сам Павел Иванович не так уж и далеко отошел от тех же помещиков.

Личная жизнь

Биография Гоголя в Википедии практически не содержит информации о его делах сердечных. Однако об этом стоит рассказать. От своего отца великий драматург унаследовал не только тягу к прекрасному, но и паническую боязнь умереть. Кроме того, писатель был достаточно стеснительным и скромным человеком. Он с самого детства страдал депрессивно-маниакальным психозом, его веселое настроение могло в один миг перерасти в глубокую депрессию. Это состояние беспокоило Гоголя всю его жизнь.

Из-за этой проблемы Николай Васильевич подался в религию и стал вести жизнь затворника. Женщин он, конечно же, любил, но исключительно на расстоянии. Своей матери он часто говорил, что едет к некой даме за границу. Кроме того, Гоголь переписывался со многими девушками, среди них были Мария Балабина и графиня Анна Виельгорская. Писатель робко ухаживал за своими пассиями и очень не любил выставлять напоказ дела свои сердечные.

Из-за жизни в вечном страхе Гоголь стал религиозным человеком и вел больше затворнический образ жизни аскета. Женщин он любил, но только на расстоянии: нередко он говаривал Марии Ивановне, что уезжает заграницу к некой даме.

Николай Гоголь состоял в переписке с разными девушками, среди них были Мария Балабина и графиня Анна Виельгорская. Писатель достаточно робко ухаживал за своими дамами и не любил афишировать дела свои сердечные. К сожалению, дети у великого драматурга так и не появились. Поскольку Николай Васильевич никогда не состоял в браке, ходили даже слухи о его нетрадиционной ориентации, хотя доказательств этому нет.

Время и место событий

Определённое время в поэме не указано, но выявляются некоторые временные приметы. В них, однако, есть противоречие. Например, есть указание, что действие происходит в скором времени после изгнания Наполеона из России, а значит, никак не раньше 1813 года. Предположение, что Чичиков есть не кто иной, как переодетый Наполеон, наводит на мысль о периоде 1815–1821 гг.: от водворения императора на о. Святой Елены до кончины его.

Упоминание «жандармского офицера» с функциями полицейского подсказывает, что события происходят в 1827 году, так как корпус жандармов появился в России в 1826 году, а в 1827-м он стал выполнять назначение политической полиции.

Периодическое издание «Ведомости», встречающееся в тексте произведения, ещё больше приближает описываемые события к читателю, поскольку «Губернские ведомости» появились в российской печати с 1838 года.

Место действия — среднерусский губернский город NN, весьма отдалённый от столицы, и провинциальные поместья

Прощание с гением

Ровно через десять дней, после сжигания «Мертвых Душ», ушел и сам их автор, 21-го февраля 1852-го года, ему было лишь 42 года. Последние годы писатель жид и творил в Москве. Перед кончиной Гоголь говорил, что персонажи его высосали всего, он чувствует, что слабеет.

Художественный руководитель театра на Таганке Юрий Петрович Любимов говорил:

Тело писателя похоронили на территории Свято-Даниловского монастыря. В своем завещании Гоголь писал, чтобы его предали земле только тогда, когда обнаружатся верные признаки тления, так как он страдал от страха быть похороненным заживо. Отсюда, вполне возможно, и вытекают все эти мистические тайны и загадки, связанные со смертью писателя-мистика. Леон Акопов – доктор психологических наук утверждает, что когда с Гоголя снимали посмертную маску, если бы он был ещё жив, его тело отреагировало бы судорогой на перекрытие доступа кислорода в дыхательные пути.

Тело писателя похоронили на территории Свято-Даниловского монастыря

В 1931-м году тело писателя перезахоронили на Новодевичьем кладбище, так как по проекту Кагановича новой застройки Москвы, монастырь подлежал сносу. Странно в этом мероприятии то, что люди, участвующие в этом процессе, дают абсолютно разнящиеся показания. По версии одних, у скелета не было черепа, воспоминания других говорят о том, что останков вообще не обнаружили в вырытой яме, другие наблюдали хорошо сохранившийся сюртук, десятые утверждают, что руки писателя находились в неестественном положении.

Стоит отметить, что основные работы проводили чекисты, которые могли пригрозить всем чем угодно за лишнюю болтливость. Чекисты и царскую семью прятали после расстрела очень сомнительными способами, что оставляет сомнения в адекватности их действий. Тайн во времена советской власти было много и некоторые так и останутся неразгаданными. Вполне возможно, что могилу писателя просто разграбили до 31-го года, а может быть, что и во время самого перезахоронения.

Мифов и выдумок относительно жизни и смерти Николая Васильевича Гоголя очень много, не стоит их и разбирать. Главное во всей этой истории, что интересное творчество писателя осталось на многие десятилетия. Гоголь был скромным человеком, он ушел небогатым и никогда не стремился к богатству. Что до его каких бы то ни было странностей, то кто в этом огромном мире среди миллиардов людей не без странностей?

Хочется добавить по поводу фамилии писателя, ведь при рождении ему была дана – Гоголь-Яновский. Не буду углубляться в родословную Николая Васильевича, считается, что Яновский получена от польских корней и Гоголь эту часть фамилии просто отбросил.

Значение творчества Гоголя

Внимательное изучение деятельности и жизни Николая Васильевича Гоголя, выразившееся в обширной литературе, посвященной писателю, показало все великое значение этой деятельности для русской литературы и общества. Влияние Гоголя и созданных им направлений русской литературной и общественной мысли не прекратились до сих пор. После Гоголя русская литература окончательно порывает связь с «подражательностью» западным образцам, кончает свой «учебный» период, наступает время полного её расцвета, полной её самостоятельности, общественного и народного самосознания; она получает значение международное, мировое. Этим всем современная литература обязана тем основам её развития, которые выработаны были к середине XIX столетия; таковыми являются: народное самосознание, художественный реализм и сознание своей неразрывной связи с жизнью общества. Выработка этих основ в сознании общества и литературы совершена трудами и талантами писателей первой половины века – Пушкина, Грибоедова, Лермонтова. И Гоголю в ряду этих писателей принадлежит важнейшее значение. Даже радикал Чернышевский называл весь период русской литературы середины XIX века гоголевским. Последующая эпоха, отмеченная именами Тургенева, Гончарова, Льва Толстого и Достоевского, тесно связана с задачами, поставленными литературе Гоголем. Все перечисленные писатели или непосредственные его последователи (например, Достоевский – в «Бедных людях»), или идейные продолжатели Николая Васильевича Гоголя (например, Тургенев в «Записках охотника»).

Художественный реализм, этические стремления, взгляд на писателя, как общественного деятеля, необходимость народности, психологический анализ жизненных явлений, широта этого анализа – все, чем сильна русская литература последующего времени, все это сильно развито Гоголем, намечено им так определенно, что преемникам оставалось только идти дальше вширь и вглубь. Гоголь является крупнейшим представителем реализма: он точно и тонко наблюдал жизнь, улавливая её типичные черты, воплощал их в художественные образы, глубоко психологические, правдивые; даже в своем гиперболизме он безукоризненно правдив. Образы, созданные Гоголем, поражают необыкновенной вдумчивостью, оригинальностью интуиций, глубиной созерцания: это – черты гениального писателя. Душевная глубина Гоголя нашла себе выражение и в свойствах его таланта: это – «незримые миру слезы сквозь видимый ему смех» – в сатире и юморе.

Национальные особенности Николая Васильевича Гоголя (его связь с малорусской историей, культурой), внесенные им в русскую литературу, оказали громадную услугу последней, ускорив и закрепив начавшее в русской литературе пробуждаться национальное самосознание. Начало этого пробуждения, очень нерешительное, относится ко второй половине XVIII века. Оно видно в деятельности русской сатирической литературы XVIII столетия, в деятельности Н. И. Новикова и других. Оно нашло себе сильный толчок в событиях начала XIX века (Отечественная война 1812), получило дальнейшее развитие в деятельности Пушкина и его школы; но завершилось это пробуждение только в Гоголе, тесно слившем идею художественного реализма и идею народности. Великое значение деятельности Гоголя, в общественном смысле, заключается в том, что он направил свое гениальное творчество не на отвлеченные темы искусства, но на прямую житейскую, обыденную действительность и вложил в свой труд всю страсть искания правды, любви к человеку, защиты его прав и достоинства, обличения всякого нравственного зла. Он стал поэтом действительности, чьи произведения сразу получили высокое социальное значение. Николай Васильевич Гоголь, как писатель-моралист, является прямым предшественником Льва Толстого. Интерес к изображению внутренних движений личной жизни и к изображению явлений общественных именно под углом осуждения общественной неправды, искания нравственного идеала – это дано нашей последующей литературе Гоголем, восходит именно к нему. Последующая общественная сатира (например, Салтыкова-Щедрина), «обличительная литература» 1860 – 1870 гг. без Гоголя были бы немыслимы. Все это свидетельствует о великом нравственном значении творчества Гоголя для русской литературы и о его великой гражданской заслуге перед обществом. Это значение Гоголя ясно чувствовали и ближайшие его современники.

Гоголь занял видное место и в создании мирового положения русской литературы: с него (раньше Тургенева) западная литература стала знать русскую, серьёзно интересоваться и считаться с ней. Именно Гоголь «открыл» русскую литературу Западу. 

Собакевич

Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь — барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.

Значение поэмы в русской литературе

После «Мертвых душ» Гоголя надежды на обновление России больше не связываются с помещиками и чиновниками. Во второй половине XIX века литература перестает быть только дворянской и про дворян. Русские писатели ищут новых героев в разночинцах, купечестве и крестьянах, которые появляются в произведениях Тургенева, Островского, Некрасова и др. Поэма Гоголя окончательно закрепила в русской литературе направление реализма, оттеснив романтизм.

Словарь

1. Пройдоха – ловкий, лукавый человек.

2. Прореха – дырка, разорвавшееся место.

3. Вышивать по тюлю – сложная техника вышивки на тонкой, прозрачной ткани.

4. Хапуга – взяточник, незаконно присваивающий что-либо.

5. Стряпчий – судебный чиновник.

6. Гротескный – чрезмерно преувеличенный, сочетающий в себе реальное и фантастическое.

7. Удаль – бесшабашность, смелость.

8. Фантасмагорический – состоящий из сумбурного нагромождения фантастических и причудливых образов.

9. Тюрюки и байбаки – бездельники, лентяи (диалектные, просторечные слова).

10. Преисподняя – ад.

11. Отребье – отбросы общества, преступники.

12. Фарисеи– зажиточные религиозные и лицемерные фанатики в древней Иудее.

13. Пасквиль – текст с карикатурным изображением, клевета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: