Причины возникновения государства

Понятие и общая характеристика государства

Государство выступает ключевым социально-политическим институтом на всем протяжении исторического развития человечества. Во многом именном этим продиктован повышенный интерес ученых-исследователей к изучению соответствующей категории. При этом чаще всего, ключевыми вопросами исследования государства выступают вопрос о том что же такое государство и какими признаками оно характеризуется.

Одним из наиболее распространенных пониманий дефиниции государства в отечественной и мировой науке является следующее определение:

Определение 1

Государство – особая форма суверенной общественной организации, характеризующаяся наличием особого механизма управления и принуждения, путем функционирования которых происходит установление правового порядка на определенной территории

Статья: Государство и его признаки

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Тем не менее необходимо обратить внимание на то, что общепризнанного понятия «государства» не выработано ни в науке, ни в национальном или международном праве. При этом общепризнанными на уровне мирового сообщества являются четыре признака государства:

При этом общепризнанными на уровне мирового сообщества являются четыре признака государства:

  • Народ;
  • Территория;
  • Правительство;
  • Независимость.

Замечание 1

В нашей стране, превалирует иная точка зрения, предлагающая несколько расширенное понимание перечня признаков государства, которые для удобства анализа, изучения и усвоения предлагается разделять на обязательные и факультативные (дополнительные) признаки государства.

Территориальная организация власти

Унитарное — единое, простое государство, которое состоит из административных территориальных единиц, не обладающих собственной властью. Единые законы, сильное централизованное государство.

Существует две разновидности:

  • децентрализованное (региональная организация формируется на местах. Пример: Великобритания, Испания, Италия);
  • централизованное (региональная организация подчиняется центру путем назначения лиц из центра. Пример: Узбекистан, Казахстан).

Федерация — союзное государство, состоящее из множества государственных образований, обладающих определенной степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство имеет как положительные стороны (государственное единство; централизация власти в сочетании самостоятельностью членов федерации), так и отрицательные (возникает вопрос об объеме суверенитета).

Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму организации политической общности. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация — это обычно союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения совместной политики в определенных целях (например, для совместной обороны, решения экономических, энергетических, транспортных проблем и т. д.).

Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз (1291-1798 и 1815-1848). Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 22 суверенных кантонов с целью организации внешней и внутренней безопасности. Постепенно конфедерация преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов были переданы военный бюджет, армия, назначения дипломатических представителей — Конфедерацией были США со времени завоевания независимости в 1776 г. до принятия конституции континентальным конгрессом в 1787 г. (точнее, до введения в ее в действие в 1789 г.), конфедерацией являлся Германский союз в 1815-1867 гг. Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из нежизнеспособных форм государственного устройства.

В последние годы на территории бывшего СССР сделана попытка создать Содружество Независимых Государств (СНГ) — союз суверенных государств, координирующих свою деятельность в различных сферах. Такая форма государственных образований не может быть устойчивой и эффективной, поскольку не обеспечивает единство деятельности членов содружества, не создает властных гарантий выполнения ими своих обязательств. Опыт развития стран Европейского Союза свидетельствует, что долговременное объединение и сближение государств возможно на пути экономической интеграции, постепенной реализации федеративных принципов и регионального сближения.

Формы территориального устройства и формы правления характеризуют строение законодательной и исполнительной властей государства. Не меньшую значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя.

Для чего и когда создавались первые государства

Проживая независимо друг от друга, первобытные люди все же придерживались некоторых правил, подчинялись обычаям, принятым в данном племени. Со временем, власть в племени сосредоточилась в руках старейшин, племенных вождей. Они управляли жизнью племени, распределяли между соплеменниками добычу, награбленную у других племен, наказывали провинившихся.

В 4 тысячелетии до нашей эры возникло самое первое государство в мире — Междуречье. Свое название оно получило за расположение между долинами двух рек — Тигром и Евфратом. Его так же называли Месопотамия, Шумер, Двуречье. Жителями древнейшего государства являлась цивилизация шумеров, у них к моменту его возникновения уже была своя письменность, религия, культура.

 

Считается, что потребность в образовании государства у жителей Междуречья возникла из-за засушливого климата. Чтобы отстроить сложную оросительную систему необходимо было разграничение функций между людьми, организованное управление. Позднее возникли и другие знаменитые государства Древнего мира: Древний Египет, Вавилон, Рим, Греция и многие другие.

С чем связано образование первых государств, ученые спорят до сегодняшнего дня. Есть несколько общепризнанных версий:

  1. Появление частной собственности (имущества принадлежавшего не всему племени, а отдельным семьям) привело к формированию неравенства. Одни соплеменники становились богаче, другие беднее. Постепенно в руках богатых людей сосредоточилась власть и возникла потребность держать в повиновении остальных соплеменников. Для этого создавалось государство – организация общества, в которой представителей власти защищают воины, стражи, чиновники;
  2. С развитием военного дела у отдельных племен возникла потребность в объединении, сплочении, перед угрозой внешнего врага. Это привело их к необходимости создания системы управления, которая обеспечила бы безопасность всем участникам государственного устройства;
  3. С развитием племен у них возникали новые экономические и политические цели, достигнуть которых можно было, только объединившись между собой в союз. По прошествии времени племенной союз эволюционировал до состояния государства, свободные ранее члены союза стали полностью подконтрольны сформировавшейся системе власти.

Таковы основные причины возникновения государств, признанные историками. Отличить государство от племенного союза можно по признакам государства:

  • Наличию организованной власти, единой для всех проживающих на общей территории;
  • Существованию единых законов;
  • Организации системы сбора налогов;
  • Созданию аппарата принуждения (властной структуры, состоящей из стражей, воинов).

Первые государства Древнего мира были схожи между собой: являлись небольшими по размерам, с хорошо развитым земледелием и строгой иерархией общества.

Функции государства

Под функциями государства подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер;

социальное направление деятельности внутри или вне государства. В функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Современная трактовка функционирования государственно-организованного общества свидетельствует о том, что в деятельности государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала.

В зависимости от сферы проявления классовой сущности государства различают функции внутренние и внешние.

Например, защита отечества относится к числу важнейших функций государства, является делом всего народа. Для защиты государства проводятся мероприятия по обеспечению безопасности и повышению обороноспособности страны. Обязанности различных государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан определяются Законом РФ «Об обороне».

Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных мер по обеспечению готовности государства; к защите от вооруженного нападения, а также защиты населения, территории и суверенитета России. Основу обороны страны составляют ее Вооруженные Силы, комплектование которых осуществляется в добровольном порядке — по контракту, а также на основе призыва граждан на действительную военную службу. Укрепление обороноспособности страны направлено на обеспечение готовности государства, его органов, иных субъектов на защиту Отечества. Воины России, ее народ на протяжении всей многовековой истории ярко демонстрировали чудеса самоотверженности, самопожертвования при защите Отечества.

Среди внутренних функций государства выделяют:

  • политическую (защита прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка);
  • экономическую (проведение единой экономической политики);
  • социальную (охрана труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты).

По времени действия различают:

  • постоянные функции: политическая, экономическая и др.
  • временные: отражение агрессии.

По значению:

  • основные: экономика, политика и др.
  • дополнительные: культура, наука и др.

По задачам:

  • регулятивные: экономика. Политика.
  • охранительные: экология, правопорядок.

Обязательные черты государства

Государство имеет ряд обязательных признаков:

  1. Территориальная целостность. Территория каждого государства имеет конкретную границу, которая соседствует с границами других стран.
  2. Символы. У государства есть: флаг, гимн, герб, официальное наименование.
  3. Суверенность, т.е. независимый статус во внешней и внутренней политике.
  4. Органы управления. Президент, парламент, правительство, правоохранительные органы, армия и т.д. — указанные институты призваны осуществлять управленческие функции на территории государства.
  5. Право издавать законы, присущее только государству.
  6. Право принуждать граждан исполнять законодательство.
  7. Налогообложение. Государство взимает налоги с граждан для поддержания армии и для других целей, обеспечивающих общее благо для всего населения.

Механизм государства

Механизм государства представляет собой систему государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Для осуществления функций государства создается специальный государственный аппарат. Он представляет собой сложную систему государственных органов, которые характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Каждый орган государства наделяется компетенцией — установленным законом кругом (объемом) прав и обязанностей.

К органам государства относятся: органы государственной власти, управления, дипломатические органы, суда и прокуратуры. Механизм государства, помимо органов государства, включает вооруженные силы в виде постоянной армии. Она используется как для осуществления внешних функций, так и для подавления антиправительственных и антиобщественных выступлений.

Механизм государства обладает следующими свойствами.

1. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества и занимается только тем, или почти только тем, или главным образом тем, что управляет.

2. Образующие его государственные органы иерархически соподчинены друг с другом. Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

3. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

4. Обязательно наличие организационных и материальных орудий принуждения.

Государственный механизм можно назвать «государственной властью» или «публичной властью». Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные учреждения — это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.

Государственный аппарат специально предназначается для осуществления государственной власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического, политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов государства.

Признаки современных государств

На сегодняшний день каждое государство характеризует ряд отличительных особенностей. Признаки государства:

  1. Наличие единой отделенной границами территории;
  2. Суверенитет (независимость власти государства);
  3. Выпуск собственных денег, наличие денежной системы;
  4. Законодательная база, действующая на территории всего государства;
  5. Собственная налоговая система, устанавливающая размер налогов для населения;
  6. Наличие силовых структур (милиции, армии), права на применение силы;
  7. Дипломатическое признание международным сообществом (другими государствами);
  8. Собственный гимн, флаг, герб.

 

Это интересно! На сегодняшний день существует 5 непризнанных и 4 частично признанных государства. К непризнанным государствам относятся республики: Приднестровская Молдавская, Нагорно-Карабахская, Донецкая Народная, Луганская Народная и Сомалиленд. Эти территории обладают всеми признаками современных государств, но их границы и государственность не признаются законными.

Государство в государстве

Означает группу людей, которая ведёт себя нелояльно (или не вполне лояльно) по отношению к правительству своей страны, живёт по своим законам, отличающимся от общепринятых. Политический термин, употребляется обычно с негативной окраской.

По одной версии, выражение произошло от латинского status in statu (статус ин стату), впервые было использовано во Франции в эпоху религиозных войн XVII века.

По другой версии, этот термин, как и многие в политике, пришёл из греческого языка — κράτος εν κράτει (кратос эн кратэй). Позже слово было заимствовано латынью как imperium in imperio (империум ин империо) или status in statu.

По некоторым данным, французский писатель Те́одор Агри́ппа д’Обинье́ (1552–1630) в своём сочинении «Об обязанностях короля и подданных» между 1610 и 1620 гг. был первым, кто использовал этот термин.

Писатель принадлежал к лагерю гугенотов и боролся против Римско-католической церкви. В этом сочинении приводятся обвинения, которые католики предъявляют кальвинистам.

Те́одор Агри́ппа д’Обинье́ написал:

По другим мнениям, это выражение было введено в оборот намного позже.

Барон Якоб Фридрих фон Бильфельд, нанятый на службу в Пруссии к Фридриху II, использовал термин в своих Политических наставлениях (Political Institutions — 1760 г.), установив явную связь между этим словосочетанием и заявлением государства о суверенитете.

Происхождения государства: теория обществознание

Существует огромное количество предположений о том, при каких обстоятельствах возникли первые государства. Все теории происхождения государства в общем можно разделить на 2 большие группы: теории, считающие государство результатом естественного развития человечества, и теории, считающие что государство было порождено насильственным путём.

Теории, считающие государство результатом естественного развития общества

Патриархальная теория

  • развита в трудах Конфуция, Платона, Аристотеля, Фильмера;
  • государство = итог расширения кровнородственной общины до масштабов народа;
  • государством народ становиться, когда осознаёт не кровное родство между всеми его членами, а наличие у всех общего предка, так появляется надэтническая власть в его лице.

Теологическая теория

  • развита в трудах Фомы Аквинского, Августина Блаженного и Ж. Маринета;
  • государство и власть появились по воле Бога и поэтому безграничны настолько, насколько позволяет Бог.

Ирригационная (гидравлическая) теория

  • К. Виттфогель;
  • на Востоке, где важна система ирригации, государственная организация появилась из-за необходимости правильной организации ирригационных работ, в ходе которых выделился 1 человек, который руководил всеми этими работами. Постепенно его власть распространилась и на остальные сферы жизни общества, став государственной.

Патримониальная теория

  • Галлер;
  • изначально была власть 1 человека над конкретной землей. По мере расширения данной земли, расширялась и власть данного человека, постепенно превратившись в государственную;
  • долгое время данный человек лично оплачивал затраты, необходимые для поддержания государства, но со временем он стал собирать налоги с населения как знак личной преданности ему.

Органическая теория

  • Аристотель, Г. Спенсер;
  • государство = результат эволюции по пути от общего к частному как организм человека;
  • правительство в этом организме – мозг, а право – это нервные импульсы. Основная же движущая сила данного организма – войско.

 Экономическая теория

  • Сен-Симон, Платон;
  • государство стало закономерным результатом развития производства из-за разделения труда, т.е. именно из-за него выделились все те слои государства, которые сейчас существуют.

Психологическая теория

  • Г. Тард, Л. Петражицкий;
  • люди испытывают естественную потребность в объединении и совместном труде, поэтому они и объединились в государство.

Договорная теория

  • Т. Гоббс: государство образовалось в результате борьбы всех против всех, чтобы остановить эту борьбу и защитить людей;
  • Дж. Локк: Государство родилось в мире для поддержания этого мира. Люди добровольно отдали часть своих прав государству;
  • Ж.-Ж. Руссо: государство было создано для контроля над неравенством людей.

Демографическая теория

  • Э. Босерап;
  • рост населения повлёк за собой и улучшение хозяйства, что породило современную систему управления и социальную дифференциацию.

Классовая теория

  • К.Маркс, Ф. Энгельс;
  • главные причины возникновения государства в появлении частной собственности на средства производства, что неизбежно приводило к расколу общества на классы с противоположными экономическими, а затем и политическими интересами. Государство, по мнению марксистов, представляет собой аппарат насилия, призванный держать в повиновении класс эксплуатируемых, обеспечивать власть и привилегии класса эксплуататоров – собственников средств производства. Поэтому в будущем, в эпоху коммунизма, нужда в государстве отпадет естественным образом.

Спортивная теория

в древности важной составляющей жизни были соревнования, где всё решали судьи. Постепенно власть судей распространилась и на все остальные сферы

Теории, считающие государство результатом насильственного насаждения

Теория насилия

  • Е. Дюринг: насилие внутреннее, т.е. один класс порабощает другие; первичное насилие – политическое;
  • К. Каутский: насилие внешнее, т.е. государство образуется из-за того, что один народ завоёвывает другой.

Рассовая теория

  • Гобино, Ф. Ницше;
  • всё, что человек делает на службе государству претит его природе;
  • изначально существуют высшие расы, которые порабощают низшие расы и организуют у них государственность.

Теория инцеста

  • К. Леви-Стросс;
  • в обществе постепенно складывался механизм, запрещающий инцест, который потом эволюционировал в систему принуждения и систему права, а тот, что следил за исполнением данного запрета – в главу государства.

Функции государства[]

Изначально любое государство выполняло триединую задачу:
-управлять хозяйством и обществом;
-защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых;
-оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.
По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства:

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации.

Функции государства классифицируются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),
  • по значению: на основные и неосновные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

  • Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
  • Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
  • Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
  • Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
  • Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
  • Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
  • Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
  • Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

  • Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
  • Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
  • Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

  • деятельностью по выработке политических решений (public policy-making); и
  • деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению (public administration).

Виды государств

В зависимости от того, как устроено государство, какова его территориальная организация – выделяют разные виды государств.

Существует 2 основных вида государства, выделяемые по форме государственного правления:

 

Кроме того, выделяют виды территориального устройства государства:

 

Важно! Государство можно охарактеризовать одновременно и по форме правления, и по виду территориального устройства. Так, Россия по виду территориального устройства является федерацией, а по форме государственного правления республикой

Таким образом, Россия является Федеративной Республикой.

Государство или страна?[]

Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённых контекстах они могут выступать как взаимозаменяемые.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: