Теория свидригайлова
Вечернее «бледное небо» Вареньки из «Бедных людей», огромные пауки, которых видит во сне Ипполит из «Идиота», любимая картина Рогожина, изображающая мертвого Христа. В «Преступлении и наказании» Достоевский «передал» свои страхи Свидригайлову. И в этом отношении Свидригайлова можно назвать «двойником» Достоевского.
Влияние личности Федора Михайловича на этот персонаж видно не только в отношении к смерти. Когда Свидригайлов уже замышляет самоубийство, и, побродив по петербургским улицам, останавливается на ночлег в дешевенькой гостинице, он видит сон: труп девочки-проститутки, бросившейся в реку. «Ей было только четырнадцать лет». Ему кажется, что он знает ее. Ее предсмертный «последний крик отчаяния» стоит в его ушах, и он потрясает его до глубины души.
Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» терзает чувство греховности и вины.
История создания
Образ Свидригайлова сложился под влиянием разнородных впечатлений. Психологическим прототипом персонажа, вероятно, стал некий убийца Аристов, по происхождению дворянин, который сидел в Омском остроге. Этого человека уже выводил в другом произведении — «Записки из мертвого дома». Фамилия «Свидригайлов» созвучна с именем литовского князя Свидригайло, а также с немецким словом geil, что переводится как «сладострастный», «похотливый».
Кроме того, Достоевский, работая над романом, привлекал к делу многочисленные материалы и заметки из журналов и газет, которые читал. Среди прочего, писатель читал журнал «Искра». В одном из номеров за 1861 год там содержится фельетон, где говорится о некоем Свидригайлове, «отталкивающем» и «омерзительном» человеке, который бесчинствует в провинции.
Вариант 6
Персонаж Свридригайлова в романе «Преступление и наказание» часто рассматривается как препятствие на пути к искуплению Раскольникова. Однако его присутствие в книге можно рассматривать и как катализатор перемен. В данном эссе исследуется, как действия Свридригайлова заставляют других героев книги пересмотреть свои убеждения и свое место в мире.
Во-первых, действия Свридригайлова по отношению к Дуне заставляют Раскольникова пересмотреть свои собственные убеждения о любви и отношениях. Убеждения Раскольникова о любви основаны на идее, что любовь разрушительна и что отношения — это форма слабости. Однако когда он видит, как Свидригайлов относится к Дуне, он понимает, что его убеждения ошибочны и что любовь может быть позитивной силой в мире.
Во-вторых, присутствие Свридригайлова в книге заставляет других героев пересмотреть свое собственное место в мире. Его богатство и власть подчеркивают неравенство, существующее в обществе, а его действия заставляют героев задуматься о собственном соучастии в этом неравенстве.
Наконец, действия Свидригайлова также служат для того, чтобы подчеркнуть моральные и этические проблемы, которые присутствуют в книге
Его извращенное чувство морали и отсутствие сочувствия к другим заставляют героев пересмотреть свои собственные убеждения и задуматься о важности этического поведения
В заключение следует отметить, что, хотя Свидригайлов часто рассматривается как препятствие на пути к искуплению Раскольникова в романе «Преступление и наказание», его присутствие в книге можно рассматривать и как катализатор перемен. Его поступки заставляют других героев пересмотреть свои убеждения и свое место в мире, а его извращенное чувство морали служит предупреждением об опасности полного подчинения своим низменным побуждениям.
Мне нравится525Не нравится276
Лизавета Ивановна
Анализируя образы женщин в романе «Преступление и наказание», нельзя не упомянуть и о Лизавете Ивановне. Это младшая сводная сестра старого ростовщика — они были от разных матерей. Старуха постоянно держала Лизавету в «совершенном рабстве». Этой героине 35 лет, по происхождению она из мелкобуржуазной семьи.
Лизавета — неуклюжая девушка довольно высокого роста. Ее характер тихий и кроткий. Она круглосуточно работает на свою сестру. Лизавета страдает умственной отсталостью, а из-за слабоумия почти постоянно беременна (можно сделать вывод, что люди с низкими нравами используют Лизавету в своих целях). Вместе с сестрой героиня погибает от руки Раскольникова. Хотя она уродлива, многим нравится ее фотография.
История создания
Это второстепенный персонаж произведения Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Он престарелый дворянин, хочет обвенчаться с сестрой главного действующего персонажа — Дуней Раскольниковой. Прознал про убийство, совершенное Родионом, но обещает не говорить никому об этом. Циничная, развратная и изворотливая личность.
Судьба и характеристика Свидригайлова в «Преступлении и наказании» складывается под влиянием разных впечатлений. Прошлым психологическим прототипом этого героя, скорей всего, был некий убийца Аристов, который также по происхождению являлся помещиком и находился в Омском остроге. Этого персонажа писатель вывел уже в другом романе — «Записки из мертвого дома». Фамилия «Свидригайлов» напоминает одного князей Литвы Святослава Свидригайло и слово geil, оно с немецкого переводится как «похотливый» или «сладострастный».
Сочинение 2
Социально-психологический рома Федора Михайловича Достоевского был написан им в 1865-66 годах и практически сразу стал одним из самых обсуждаемых событий в литературе того времени. Сейчас роман стал классикой не только российской, но и мировой литературы в целом.
В центре сюжета – бедный студент Родион Раскольников, совершивший убийство старухи-процентщицы, у которой он арендовал нищую комнатку, в которой он и жил на протяжении всего романа. Для раскрытия этого персонажа, его чувств и переживаний после совершенного им преступления, а так же сюжета в целом в романе задействовано немало персонажей. В их числе особенное место занимают женские персонажи.
В первую очередь, это сама жертва преступления Раскольникова – старуха-процентщица, Алена Ивановна. В момент действия романа ей 60 лет, что делает её самой старой героиней в романе. Внешне она маленькая и тщедушная, слабенькая и больная чахоткой старушка, однако через её поступки раскрывается её истинный образ – алчная, жадная и бессердечная. Старуха даёт в долг беднейшим слоям населения, взамен требуя от них возврат суммы под огромный процент. При этом ей не знакомо ни чувство жалости, ни сострадания.
Лучше всего характер старухи раскрывается через ей общение с её собственной сестрой, Лизаветой. Фактически, младшая сестра угождает всем желаниям стервозной старухи, получая за это лишь побои и оскорбления. И это несмотря на то, что в произведении Лизавета предстаёт перед нами очень терпеливой и трудолюбивой, находящейся немного не в своём уме и отстающей в развитии, чем по сюжету пользуются мужчины, в результате чего Лизавета постоянно ходит беременной. Смерть неуклюжей и несчастной Лизаветы выходила за пределы плана Родиона.
Так же перед нами в произведении предстаёт мать Родиона, Пульхерия Александровна, и его сестра, Дуня. Мать Родиона описывается как мудрая и умная женщина, искренне любящая своего сына и сошедшая с ума вскоре после раскрытия его преступления. Дуня же описывается как молодая и красивая девушка, готовая на всё ради счастья и благополучия своей семьи.
Но, наверное, самым важным в произведении и «любимым» самим писателем женским персонажем является Соня Мармеладова. Молодая и красивая девушка, дабы прокормить свою семью, состоящую из отца-алкоголика, мачехи и трех её детей, вынуждена торговать своим телом. Но, несмотря на её профессию, Достоевский наделяет её такими качествами как искренность, честность, женственность. У Сони чистое и любящее сердце, она готова на всё ради своих любимых и близких, её роль в романе невозможно недооценить. Более того, большинство чувств и переживаний самого Родиона связаны как раз таки с мыслями, которые ему высказывает Соня.
Так же в произведении раскрываются и образы других женщин – Катерины, мачехи Сони – строгой и порой жестокой женщины, которая, несмотря на некоторые моменты злобы, искренне раскаивается в своём поведении, а так же слуги в доме, где живет Раскольников – Настасьи – простой трудолюбивой деревенской девушки, ставшей Родиону заботливым другом.
Мать Родиона Раскольникова
Красивая добрая женщина в возрасте 43 лет Пульхерия Александровна — вдова. Ее возраст характеризуется старостью: старые глаза, волосы с сединой, лучистые морщинки. Она живет в бедности, но стремится помочь своим детям. Весь доход матери – 120 рублей в год, это пенсия, назначенная за мужа, мелкого чиновника. Пульхерия Александровна вяжет косынки, вышивает нарукавники, чтобы получить еще хоть какие-то средства. Любовь к сыну заставляет женщину жить в нищете, ей хочется, чтобы Родион учился в Петербурге, стал образованным и построил карьеру. Женщина не справляется с чувствами. После ареста Родиона она почти теряет рассудок, мать спадает в горячку и умирает.
Внешность
Аркадий Иванович Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского является центральным персонажем, не главным героем, но и не играющим последнюю роль. Это аморальный и бесстыдный человек, у которого своя жизненная философия, заключающаяся в поисках разного рода удовольствий. О нем ходит много слухов, и среди них нет ни одного положительного мнения, да и сам он добавляет щедрую порцию информации. Можно сказать, что образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» отрицательный. Хотя каждый читатель видит его по-своему.
В романе дважды описывается портрет этого персонажа: в начале и в конце. Это человек 50 лет, рост у него выше среднего, он обладает широкими и круглыми плечами, которые придают ему некоторую сутулость. Одевается щегольски и комфортно. Лицо у него скуластое и довольно-таки приятное, свежее и светлое. Волосы светлые и густые с редкой проседью, носит широкую и густую бороду. Глаза голубые, холодные и вдумчивые. В целом он выглядит моложе своих лет. В конце романа описание персонажа повторяется, но уточняются психологические моменты «лицо странное, похожее на маску», «взгляд слишком тяжел и неподвижен», «было что-то ужасно неприятное в этом красивом и моложавом лице».
Как закончилась ее жизнь
Женские образы «Преступления и наказания», несмотря на многообразие характеров, отмечены глубоко драматичной судьбой. Бедность доводит Катерину Ивановну до чахотки. Однако ее чувство собственного достоинства не умирает. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что Катерина Ивановна не принадлежала к числу забитых.
Несмотря на обстоятельства, сломить в ней нравственное начало было невозможно. Желание почувствовать себя полноценным человеком побудило Катерину Ивановну устроить дорогой памятник.
Катерина Ивановна — одна из самых гордых героинь Достоевского в «Преступлении и наказании». Великая русская писательница постоянно стремится подчеркнуть это ее качество: «она не заслужила ответа», «достойно осмотрела гостей». И наряду с умением себя уважать, у Катерины Ивановны есть еще одно качество — доброта.
Она понимает, что после смерти мужа обречена голодать вместе со своими детьми. Вопреки себе, Достоевский опровергает понятие утешения, которое может привести человечество к благополучию. Конец Катерины Ивановны трагичен. Она бежит к генералу просить о помощи, но двери перед ней закрыты. Надежды на спасение нет. Катерина Ивановна идет просить милостыню. Ее образ глубоко трагичен.
Хозяйка Амалия Ивановна
Главный герой романа снимает комнату в доме Амалии Ивановны Липпевехзель. Дом сравнивают с содомом, можно предположить из-за чего. Множество различных людей заполняют комнаты, разделенные на клетки. Женщина странно относится к своему отчеству. Она требует, чтобы ее называли Ивановной, хотя отец был Иоган или Людвиг. Что хотел сказать этим Достоевский не ясно
Важно понять, почему педантичная к материальным ценностям, деньгам, наживе немка, так непочтительна к своим корням. В характере нет доброты, чуткости, автор отказывает ей в уме
По мнению Катерины Ивановны, у Амалии темное прошлое. Женщина просто не знает, кто ее отец. Как получила женщина квартиру, почему стала так ее использовать, когда зародилась в ней тяга к обиранию людей. Вопросов много, но не на все можно найти ответы в тексте, часть остается за сюжетом, в исторических фактах о жизни страны.
Значение персонажа
В романе Достоевского каждый герой выполняет определенные функции. Раскольникова и Свидригайлова можно объединять по ряду признаков. У них есть особая теория, которая позволяет оправдывать преступления. По мнению Аркадия, единичное мелкое зло допустимо при условии, что главная цель хороша. По словам Свидригайлова, одно преступление можно оправдать сотней добрых дел.
Как и Раскольников, Аркадий был виновен в нескольких преступлениях — карточном шулерстве, изнасиловании, доведении до самоубийства. Возможно, он виноват в смерти своей жены. Родион и Аркадий считают друг друга странными.
Свидригайлов играет важную роль в романе — через его образ раскрывается теория Раскольникова о допустимости свершения преступлений. Но сам Родион пугается своего знакомого и полному отсутствию у него нравственности.
Конец Аркадия был неожиданным. Он решил покончить с собой и перед этим сделал несколько благородных поступков. Но даже это не могло полностью искупить его вину. Причиной самоубийства Свидригайлова стала скука и психологический тупик.
После разговора с Авдотьей (Дуней) Аркадий делает признание ей, и она стреляет в него из револьвера. Этот поступок приводит мужчину к необычной мысли: жизнь не приносит удовольствия. Отказ женщины приводит к пониманию нежизнеспособности теории вседозволенности. Все это заставляет Свидригайлова задуматься об очевидном выходе.
Вариант 7
Роман «Преступление и Наказание» Ф. М. Достоевского – это произведение, в котором автор затрагивает тему морального выбора и духовной борьбы человека. Главные герои, Раскольников и Свидригайлов, воплощают две противоположные стороны одной медали, показывая, как различные подходы к жизни влияют на судьбу и характер человека.
Раскольников, страдающий от нищеты и безысходности, в своей теории делит людей на две категории: тех, кто имеет право на жизнь и свободу, и тех, кто лишен этого права. Его план убийства старухи происходит из желания «освободить» ее бедных должников, и при этом, убрав ее, «освободить» себя и своих близких от нужды. Но после совершения преступления Раскольников ощущает угрызения совести, и это побуждает его к поиску истины и пути к искуплению.
Свидригайлов же, воплощает образ того, куда мог бы пойти Раскольников, если бы продолжил свой путь насилия и жестокости. Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, не страдает ни от чего, имеет богатство, связи и власть. Он живет по принципу «чего хочу, того и добиваюсь», используя людей для своих целей и не задумываясь о последствиях. Но, несмотря на внешнюю успешность, внутренне он пуст и безнадежен.
Таким образом, Раскольников и Свидригайлов – это два противоположных примера, показывающих, что выбор пути и действий определяет судьбу и характер человека. Раскольников, сделавший ошибку и совершивший преступление, становится жертвой своей совести и находит искупление в покаянии и любви к Соне. Свидригайлов же, выбравший жестокость и эгоизм, остается одиноким и отчужденным, несмотря на свою богатство и власть.
Мне нравится571Не нравится298
Соня Мармеладова
Восемнадцатилетняя Софья Семеновна является одним из центральных персонажей романа. Худенькая, бледненькая блондинка с голубыми глазами не обладает особыми талантами. Девушка робкая, тихая и скромная. Она терпеливо принимает страшные удары судьбы. Соня начинает заниматься «грязным» ремеслом, чтобы помочь семье, оставшейся в нищете, но ее работа не приносит желаемого результата. Отец погибает, мачеха умирает, ее дети попадают в сиротский приют. Соня идет за Раскольниковым, начинает жить его судьбой. Бескорыстие и любовь к людям покоряют читателя. Соня счастлива от мысли, что может быть рядом с любимым. Красивая душа и чистое сердце соединились в образе девушки.
Марфа петровна преступление и наказание характеристика. Характеристика образа марфы петровны
Марфа Петровна Свидригайлова – одна из центарльных героинь романа Фёдора Михайловича Достоевского Преступление и наказание .
Марфа Петровна – богатая дворянка, помещица, жена господина Свидригайлова. Она страстно любит своего мужа. На момент событий, описанных в романе ей около 55 лет. Помещица вышла замуж за Свидригайлова, когда ей было около 47 лет. Марфа Петровна на 5 лет старше мужа и не кажется ему особо привлекательной. За 8 лет до событий, описанных в романе, Марфа Петровна спасает Свидригайлова из долговой тюрьмы, выплатив за него огромные деньги. После этого она выходит за него замуж и увозит к себе в имение. Во время совместной жизни Марфа Петровна однажды спасает Свидригайлова от тюрьмы, когда его обвиняют в “зверском душегубстве”. По сути Марфа Петровна в данном случае совершает преступление, помогая мужу-преступнику уйти от правосудия. Брак Свидригайловых длится 7-8 лет. Судя по всему, общих детей у них нет. Вероятно, у помещицы есть дети от первого брака: “. Дети мои остались у тетки; они богаты, а я им лично не надобен. Да и какой я отец! Себе я взял только то, что подарила мне год назад Марфа Петровна. С меня достаточно.” “. поставляла ему на вид, что он отец и семьянин. “ Марфа Петровна – честная, умная, хотя и необразованная женщина. У нее есть смешные привычки, из-за которых о ней говорят много смешного и нелепого: “Может быть, вы уже очень много слышали о Марфе Петровне смешного и нелепого. Действительно, у ней были иные весьма смешные привычки. “ Марфа Петровна – болтливая женщина. Она любит жаловаться на своего мужа всем и каждому. У нее есть привычка ездить по знакомым сразу после ссор с мужем. Она очень податлива на лесть. С помощью лести от нее можно добиться многого: “Бедная Марфа Петровна тоже ужасно поддавалась на лесть, и если бы только я захотел, то, конечно, отписал бы все имение на себя еще при жизни.” Известно, что Марфа Петровна умеет гадать на картах. В Свидригайловой уживается пламенная любовь к мужу и холодный расчет. В течение всего супружества она держит сейфе документ, по которому Свидригайлов должен выплатить 30 тысяч рублей третьему лицу. Таким образом помещица держит мужа в “финансовом капкане”. За год до смерти Марфа Петровна отдает Свидригайлову документ о долге и тем самым высвобождает его из “капкана”. Свидригалова умирает внезапно от удара (инсульта). Многие считают эту смерть странной и подозревают в ее гибели мужа.
Вариант 2
Роман «Преступление и Наказание» Федора Достоевского – это глубокое исследование человеческой природы и ее несовершенств. В центре произведения находится Родион Раскольников, обедневший студент, который решает убить старуху-процентщицу, считая, что это будет идейным преступлением, и Свидригайлов, богатый дворянин, который тоже живет по своим правилам. Оба персонажа являются моральными двойниками, но при этом представляют совершенно разные типы личности.
Раскольников – сложный персонаж, он испытывает неудовлетворенность своей жизнью и недовольство обществом в целом. Он убежден, что некоторые люди выше других и могут решать судьбы других, даже жертвовать ими, если это нужно для общего блага. Родион рассматривает себя как такого человека. В своей теории Раскольников отвергает традиционные нормы морали и этики, полагая, что такие принципы, как жизнь и свобода, не являются абсолютными и должны уступать место высшим целям.
Свидригайлов, с другой стороны, представляет собой тип человека, который реализует теорию Раскольникова на практике
Он использует свое богатство и связи, чтобы добиться того, что хочет, не обращая внимание на моральные принципы. Свидригайлов не ограничивает себя никакими рамками, не имеет никаких ограничений, никаких препятствий
Он стал опустошенным человеком, который не видит смысла в жизни и не испытывает уважения к другим людям.
Таким образом, Раскольников и Свидригайлов – моральные двойники, которые различаются своими характерами и поступками, но объединены общей теорией.
Мне нравится1.7 k.Не нравится837
Вариант 2
В полифоническом романе Достоевского «Преступление и наказание» один из голосов принадлежит герою, в злодействе и низости которого, кажется, нельзя усомниться. Его второстепенная роль тем не менее определяет одну из ведущих линий романа, связанную с мотивом двойничества и воскрешением Раскольникова.
Романная история Свидригайлова полна разного рода отвратительными событиями: шулерство, долговая яма, доведение до самоубийства глухонемой девочки и Филиппа, мучения Марфы Петровны, преследование Дуни, и, наконец, Свидригайлов сам убивает себя.
Герой последовательно и цинично уничтожает свою душу, нисколько не смущаясь своего поведения. Но Достоевский не мог создать просто плоский образ героя-развратителя и только, объемность персонажа становится очевидна, когда он влюбляется в Дуню и становится свидетелем признания Раскольникова в преступлении перед Соней. В его метаниях и попытках измениться нет логики тогда, когда он заявляет Раскольникову, что они «одного поля ягоды», и тогда, когда едва ли не угрожает Дуне, шантажируя ее и пытаясь добиться ее любви.
Но в этих метаниях и странных поступках попытка найти хоть какой-то выход из страшного положения, в котором оказался Свидригайлов, думая, что мук совести он испытывать не может, а оказалось, что это не так, ведь образ — привидение его покойной жены, так много сделавшей для него и безвременно, возможно, по его вине ушедшей, преследует его неотступно.
Описаний внешности Свидригайлова в романе достаточно много, но одна из портретных деталей — много говорящая: его лицо, обрамленное белокурыми слегка поседевшими волосами, алые губы, сверкающие глаза – все это напоминает маску. Именно маска Свидригайлова и есть составляющая его демонической натуры, даже тогда, когда он пытается ее снять, жертвуя деньги Соне и Дуне, например, это ему не удается – столь велико его заблуждение, чтобы избавиться от него единовременно. Но натура Свидригайлова слабая, и демоны внутри него одерживают победу, маска станет личиной, а Свидригайлов навсегда отправиться «в Америку», так он называет свое самоубийство.
Свидригайлова называют двойником Раскольникова, это не случайно. Как в зеркале суждено увидеть Раскольникову, что происходит с человеком, который возомнил себя право имеющим вершить судьбы других людей и распоряжаться их жизнями. В одном из разговоров с Раскольниковым Свидригайлов предполагает, что вечность – это баня с пауками, эти пауки и есть его демоны, его пороки, страсти, с которыми так он и останется, наложив на себя руки и не дав возможности своей душе очиститься от скверны.
Не спасает Свидригайлова любовь к Дуне, потому что через принуждение, а не через смирение и терпение идет он к этой любви, но старые методы не действуют, не обстоятельства нужно менять Свидригайлову, а себя в обстоятельствах. Встреча с пятилетней девочкой перед смертью для героя становится символом безысходности, так как он видит неискупленные страдания ребенка как знак полного несовершенства мира, в котором, по его разумению, ему больше нет места. Эта роковая ошибка героя становится его приговором.
Преступление и наказания характеристика образа Марфы Петровны
Марфа Петровна – помещик, жена Свидригайлова. О ней читатель устанавливает из письма матери Раскольникову и из рассказа Свидригайлова, которую она спасла из долговой тюрьмы, заплатив за него большую сумму. Когда Свидригайлов начал присматривать за Дуней Раскольниковой, что служила у нее гувернанткой, она выгнала ее, но, узнавши о ее невиновности, раскаялась и назначила ей в завещании три тысячи. После смерти, виновником которой(отравление), возможно, был Свидригайлов, является поэтому, по него признании, как привида.
Настасья – кухарка и служанка квартирной хозяйки Раскольникова. Из сельских баб, очень говорливая и смешливая. Прислуживает Раскольникову. В другие минуты болезни, видлюдництва и “мышление” героя становится единым связующим звеном его с миром, отвлекая от навязчивой идеи
- Мотивы Украины в жизни и творчестве австрийск.13.01.2017 | Комментарии к записи Мотивы Украины в жизни и творчестве австрийского поэта P. Г. Рильке отключены
- Преступление и наказания характеристика образ.12.01.2017 | Комментарии к записи Преступление и наказания характеристика образа Екатерины Ивановны отключены
- Моя оценка событий, изображенных в произведен.12.01.2017 | Комментарии к записи Моя оценка событий, изображенных в произведении «Черный совет» отключены
- «Последний листок» — трогател.12.01.2017 | Комментарии к записи «Последний листок» — трогательная история самоотверженной дружбы и самопожертвования (за одноименной новеллой Оъгенри) отключены
Краткая биография
Образ Свидригайлова подробно раскрывается в романе. Он был отставным офицером и два года служил в кавалерии. У Аркадия есть покойная жена Марфа и дети, но семьей все они являются только формально. Между ними не было серьезных чувств. Мужчина не любил Марфу Петровну, а вот женщина все делала для него. Они достигли согласия, но жене пришлось мириться с изменами мужа.
Они познакомились за восемь лет до событий романа. Аркадий попал в серьезную долговую яму и только деньги Марфы Петровны спасли его. Они поженились и сразу уехали в имение жены. Там он провел семь лет, никуда не выезжая и тратя состояние жены. Марфу он считал старой и некрасивой, но женщина обожала Аркадия, поэтому мирилась с таким отношением.
Свидригайлов совращал крестьянок и изнасиловал глухонемую несовершеннолетнюю девушку. После надругательства она повесилась на чердаке. Кто-то сделал донос на Аркадия и завели уголовное дело. Только помощь жены спасла его от ссылки в Сибирь. Аркадий также довел до самоубийства одного из своих слуг. Он постоянно издевался над подчиненным и пытал его.
Марфа хорошо понимала моральные принципы Свидригайлова и поэтому перед смертью сделала необычный поступок: все свое имущество она завещала детям. Она хорошо понимала, что Аркадий не будет о них заботиться и оставила их на попечение тетки.
Семья перестает существовать после смерти Марфы. Многие люди считали Аркадия причастным к гибели жены и обвиняли его в убийстве. Подобного мнения придерживалась даже Дуня, новая возлюбленная Свидригайлова.
После смерти жены материальное положение Аркадия пошатнулось. Он привык к роскошной жизни, и поэтому продолжил тратить деньги, не понимая, что это приведет к проблемам. Его привыкли считать состоятельным человеком, никто не догадывался о настоящем финансовом положении мужчины. О детях Свидригайлов не беспокоился и считал, что им лучше жить у тетки.
Сочинение 2
Социально-психологический рома Федора Михайловича Достоевского был написан им в 1865-66 годах и практически сразу стал одним из самых обсуждаемых событий в литературе того времени. Сейчас роман стал классикой не только российской, но и мировой литературы в целом.
В центре сюжета – бедный студент Родион Раскольников, совершивший убийство старухи-процентщицы, у которой он арендовал нищую комнатку, в которой он и жил на протяжении всего романа. Для раскрытия этого персонажа, его чувств и переживаний после совершенного им преступления, а так же сюжета в целом в романе задействовано немало персонажей. В их числе особенное место занимают женские персонажи.
В первую очередь, это сама жертва преступления Раскольникова – старуха-процентщица, Алена Ивановна. В момент действия романа ей 60 лет, что делает её самой старой героиней в романе. Внешне она маленькая и тщедушная, слабенькая и больная чахоткой старушка, однако через её поступки раскрывается её истинный образ – алчная, жадная и бессердечная. Старуха даёт в долг беднейшим слоям населения, взамен требуя от них возврат суммы под огромный процент. При этом ей не знакомо ни чувство жалости, ни сострадания.
Лучше всего характер старухи раскрывается через ей общение с её собственной сестрой, Лизаветой. Фактически, младшая сестра угождает всем желаниям стервозной старухи, получая за это лишь побои и оскорбления. И это несмотря на то, что в произведении Лизавета предстаёт перед нами очень терпеливой и трудолюбивой, находящейся немного не в своём уме и отстающей в развитии, чем по сюжету пользуются мужчины, в результате чего Лизавета постоянно ходит беременной. Смерть неуклюжей и несчастной Лизаветы выходила за пределы плана Родиона.
Так же перед нами в произведении предстаёт мать Родиона, Пульхерия Александровна, и его сестра, Дуня. Мать Родиона описывается как мудрая и умная женщина, искренне любящая своего сына и сошедшая с ума вскоре после раскрытия его преступления. Дуня же описывается как молодая и красивая девушка, готовая на всё ради счастья и благополучия своей семьи.
Но, наверное, самым важным в произведении и «любимым» самим писателем женским персонажем является Соня Мармеладова. Молодая и красивая девушка, дабы прокормить свою семью, состоящую из отца-алкоголика, мачехи и трех её детей, вынуждена торговать своим телом. Но, несмотря на её профессию, Достоевский наделяет её такими качествами как искренность, честность, женственность. У Сони чистое и любящее сердце, она готова на всё ради своих любимых и близких, её роль в романе невозможно недооценить. Более того, большинство чувств и переживаний самого Родиона связаны как раз таки с мыслями, которые ему высказывает Соня.
Так же в произведении раскрываются и образы других женщин – Катерины, мачехи Сони – строгой и порой жестокой женщины, которая, несмотря на некоторые моменты злобы, искренне раскаивается в своём поведении, а так же слуги в доме, где живет Раскольников – Настасьи – простой трудолюбивой деревенской девушки, ставшей Родиону заботливым другом.
Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым»?
Наверное, многие знают, что человек по натуре очень эгоистичен. Но у одних людей это качество преобладает по отношению к другим. После неприятной ситуации они могут не только чувствовать себя виноватыми, но и продолжать гордо это отрицать. Может ли такой человек жить счастливо?
Я думаю, что не может. Если человек явно делает кому-то плохо и не признается в этом, скорее всего, от него отвернутся. И такой человек останется без поддержки и эмоциональной подпитки. Такая ситуация вряд ли кого-то обрадует.
Федор Михайлович Достоевский неоднократно обращался к этой теме в своих романах. В «Преступлении и наказании» главный герой романа Родион Раскольников строит теорию, разделяющую людей на две группы. В одном из них содержатся «твари дрожащие», а в другом — особые личности, способные пожертвовать чьей-то жизнью во благо десятков и сотен людей.
Эгоистично полагая, что он особенный человек, Родион отправляется убивать старого ростовщика. Совершив преступление, убийца понимает, что его теория провалилась. Из-за гордыни, как проявления эгоизма, преступник не раскаивается в совершенном поступке. Каждый день он проводит в страшных муках, постоянно боится справедливости и даже бредит.
О каком счастье здесь может идти речь? Только после момента покаяния жизнь Родиона Романовича начинает меняться к лучшему. Этот пример очень хорошо показывает, что не принимая своей вины из-за гордыни, боязни ошибочности своей теории, человек не может быть счастлив.
Подобные примеры встречаются не только в русской литературе, но и в зарубежной. Книга «Похудение» Стивена Кинга описывает загадочные события из жизни нечестного адвоката. Сбив на машине цыгана, он полагается на свои «связи» и выигрывает суд.
После этого старейшина цыганской общины накладывает на адвоката проклятие, заставляя его с необратимой силой худеть. В результате главный герой теряет столько веса, что едва может дышать. До последнего гордый адвокат не хотел признавать свою вину, просить
прощение от цыганки, дочь которой он сразил, но когда стало слишком опасно, «похудел» в поисках старика, чтобы снять древнее проклятие. Его гордость, как и у Раскольникова, не позволяет ему признать свою вину, чтобы жить без мучений. В первом случае — без психических расстройств, а во втором — без физических.
Из приведенных мною рассуждений, основанных на читательском опыте, следует вывод, что гордыня как проявление эгоизма мешает человеку быть счастливым
Поэтому важно постараться объективно оценить свои негативные действия и признать свою вину там, где она есть
Вариант 1
В романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского образ Сони Мармеладовой играет важную роль в развитии сюжета и характеризует ее как жертву обстоятельств, но сильную и сострадательную личность. Ее появление в жизни главного героя, Родиона Раскольникова, имеет глубокий эмоциональный и моральный эффект, вносящий изменения в его восприятие мира и приводящий к покаянию и переосмыслению своих поступков.
Соня Мармеладова — молодая и благочестивая девушка, сталкивающаяся с крайней нуждой и отчаянием. Она жертвует своим достоинством и пристойностью, занимаясь проституцией, чтобы помочь своей семье выжить. Соня является символом смирения и сострадания, олицетворяя духовные ценности, которые Раскольников потерял
Ее присутствие в произведении подчеркивает важность справедливости, покаяния и возможности искупления
Мое отношение к Соне: Лично для меня Соня Мармеладова — один из самых ярких и важных персонажей в романе. Ее жертвенность и доброта в ситуации крайней нужды вызывают глубокое восхищение и сочувствие. Соня демонстрирует, что даже в самых трудных обстоятельствах можно сохранить нравственность и проявить сострадание к другим. Ее решительность пойти на публичное покаяние и сопровождать Раскольникова на его пути к искуплению является примером непоколебимой веры и любви.
Примером из русской литературы, подтверждающим важность образа Сони Мармеладовой, является роман «Анна Каренина» Льва Толстого. В этом произведении главная героиня, Анна Каренина, также оказывается в сложной ситуации, подвергаясь общественному преследованию и моральному осуждению
Как и Соня, Анна выбирает путь самопожертвования, пресекая свои личные желания и интересы ради семьи и блага других людей. Этот параллельный пример подчеркивает значимость добродетелей и нравственности в литературе и жизни.
Пример из реальной жизни, подтверждающий силу образа Сони Мармеладовой, может быть история Мать Терезы. Она была небывало сострадательной и отзывчивой женщиной, посвятившей свою жизнь служению нуждающимся. Ее бескорыстные деяния и отказ от материальных благ во имя помощи другим стали примером для миллионов людей по всему миру. Мать Тереза проявила подобное сострадание и жертвенность, которые характерны для образа Сони Мармеладовой.
Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» играет значительную роль в развитии сюжета и характеризует ее как женщину с глубоким состраданием и духовными ценностями. Ее жертвенность и моральная сила вдохновляют главного героя на путь к покаянию и искуплению. Образ Сони Мармеладовой является примером того, как даже в самых трудных обстоятельствах можно сохранить свою человечность и оказать помощь другим, и он оставляет глубокий эмоциональный след в сердцах читателей.
Мне нравится646Не нравится198