Краткое содержание Мороз Иванович Одоевский
Мороз Иванович
В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила. А Ленивица меж тем в постельке лежала, наскучит лежать — скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки». Встанет, сядет к окошку мух считать.
Однажды Рукодельница пошла на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка оборвалась; упало ведро в колодец. Расплакалась Рукодельница, пошла к нянюшке рассказывать; а нянюшка Прасковья была сердитая, говорит: — Сама беду сделала, сама и поправляй. Пошла Рукодельница к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; приговаривает: кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет! Рукодельница вынула пирожок и положила его за пазуху. Идет дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки. Рукодельница подошла к дереву, потрясла и собрала яблоки. Идет дальше. Перед ней сидит старик Мороз Иванович. Поздоровался, поблагодарил за пирожок. Предложил послужить, за это отдаст ведерко.
Рукодельница взбила перину, в доме прибрала, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала, не жаловалась. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день в ведерко всыпал горсть серебряных пятачков; дал брильянтик — косыночку закалывать.
Вернулась домой. Петух закричал: «Кукареку, кукареки! У Рукодельницы в ведерке пятаки!»
Нянюшка сказала Ленивице тоже сходить. Но Ленивица не достала пирожок, не собрала яблок. Не выбила перину, обед плохо сварила, словом, ничего не сделала. На третий день Мороз Иванович дал пребольшой серебряный слиток, а в другую руку — пребольшой брильянт. Пришла домой и хвастается. Не успела договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на забор и громко закричал: «Кукареку-кукарекулька, У Ленивицы в руках ледяная сосулька!»
Вариант 2
Под присмотром нянюшки жили в одном доме две девочки — Рукодельница и Ленивица. Рукодельница была доброй и работящей: с рассветом вставала, сама одевалась, в избе порядок наводила, печь топила, хлеб пекла, петуха кормила, за водой ходила.
Ленивица тем временем на перинах нежилась, доколе не наскучит. Потом нянюшку Прасковью зовет: велит чулочки надеть, башмачки завязать. Покушает плотно да, зевая от скуки, сидит у окошка — мух считает.
Пошла как-то Рукодельница к колодцу, зачерпнула воды, а веревка возьми да оборвись — упало ведро на дно. Вернулась девочка домой в слезах, поведала о приключившейся беде, а сердитая нянюшка велела ведро доставать. Делать нечего, пошла Рукодельница обратно, ухватилась за веревку и спустилась в колодец.
Видит: на дне печка, в ней пирожок румяный сидит да приговаривает: кто меня возьмет, со мной и пойдет! Рукодельница вынула пирожок из печи, положила за пазуху и пошла дальше. На пути — сад, а в нем яблоня от золотых яблочек клонится. Пожалела девочка дерево, собрала плоды и дальше пошла. Повстречала старика, пирожком его угостила, о беде своей поведала. Хитрый Мороз Иванович предложил Рукодельнице заработать свое ведерко обратно.
Три дня жила девочка в доме Мороза Ивановича: прибирала, еду готовила, перину пуховую взбивала, белье штопала, кафтан чинила. Ни от какой работы не отказывалась и на усталость не жаловалась. Отблагодарил старик помощницу по-царски: насыпал в ведро серебряных пятаков да брильянтик подарил — косынку закалывать. Петух, завидев возвращавшуюся девочку, закричал: «Кукареку! У Рукодельницы в ведерке пятаки!»
Велела Прасковья и любимице своей к старику с визитом отправляться, чтоб и ее старик наградил. Но грубая девочка не стала ручки свои о горячую печь жечь — не достала пирожок. И в саду с яблоньки плоды не собрала. С Морозом Ивановичем неприветливо встретилась, да и в доме его не старалась: кушанье негодное сварила, перину не взбила, избу не подмела — отдыхала, как у себя дома.
К концу третьего дня Мороз Иванович наделил и эту помощницу: дал в одну руку большущий слиток серебряный, в другую — огромный брильянт. Обрадовалась Ленивица, быстро в обратный путь засобиралась с ношей тяжелой.
Вернулась домой и принялась подарками большими хвастать. Но не успела договорить, как серебро таять начало, да по полу разливаться — ртутью оно оказалась, застывшей на морозе. Чуть позже и брильянт в тепле растаял.
Тут Петух вскочил на забор и давай радостно кричать: «Кукареку! У Ленивицы в руках — ледяная сосулька!».
Как оформить читательский дневник 2 класс
Если нет особых требований учителя, дневник читателя можно оформить по своему усмотрению. Можно посмотреть, что советуют в интернете и взять понравившийся вариант за основу.
Например:
Рекомендуемые разделы в дневнике:
- Название книги и ее автор.
- Количество страниц.
- Жанр: поэма, рассказ, сказка, басня и т.д.
- Год написания произведения, чем знаменит год в истории.
- Имена главных героев, можно описать их характер, возраст, привычки, внешность. Хотел бы ты быть похож на главного героя?
- Описать кратко сюжет.
- Написать свое впечатление, отзыв.
Оформление на листах А.
Начните с обложки, оформите титульный лист. Предложите ребенку нарисовать на обложке любимого героя понравившегося произведения, сказки или рассказа.
Разлинуйте следующие страницы в виде таблицы, заполните необходимые графы. Далее ребенок должен делать записи самостоятельно.
Оформление в школьной тетради.
Листы в тетрадке можно оформить так же, как и на листе выше, но можно и в виде списка литературных произведений и обязательно их авторов. В данном варианте главный акцент делается на содержание. Ребенок учится правильно излагать свои мысли.
Оформление готового дневника
В книжных магазинах можно встретить различные варианты. Выбор довольно широк. Печатные дневники интересны тем, что детям предлагается выполнить интересные задания.
Например:
- составить план прочитанного произведения;
- разукрасить главных героев;
- разгадать кроссворд;
- подобрать пословицу.
Ученикам обычно нравится заполнение такого дневника. Дети узнают что-то новое и проявляют свою фантазию.
Сочинение #1: Книга
Жила-была на свете книга. С глянцевой обложкой, красивыми картинками. Все восхищались ей, да и она об этом говорила. А вот переплет ее был совсем уже истрепан — об этом она не говорила, потому что не хотела заострять на этом внимания. «Это все от старости! — восклицала она — я красива, я яркая и у меня есть картинки!»
И вот однажды книгу дали маленькому мальчику, посмотреть картинки, но поскольку он не знал, как с ней обращаться, то порвал её очень сильно. «Зачем она нам такая изуродованная» — услышала книга — «нужно её выбросить. И тогда книгу выкинули на улицу, где она пролежала дни, недели… «Я никому не нужна, ведь я так изуродована!» — думала книга, но однажды гуляла по улице девочка и увидела среди грязи и листьев книгу. Она взяла ее в руки, отряхнула от грязи и понесла к себе домой. Книга была в недоумении: «Что же со мной сделают? Зачем меня взяла эта девочка? Ведь я ужасна и грязна!!!» Девочка отмыла всю грязь с книги, заклеила ее порванные странички, восстановила и заклеила ее переплет и поставила на полочку к остальным книгам. «Вот это да…» — думала книга — «неужели девочку не смутил мой вид, когда она взяла меня? Я так благодарна ей за то, что она не такая, как другие! Что не оценивает вещи по обертке! Я ценю это! Она научила меня относиться ко всему по-другому! Спасибо тебе, девочка!»
Первые публикации Владимира Одоевского
Владимир Одоевский, биография которого насыщена интересными событиями, начал публиковаться с 1821 года. Это были не авторские произведения, а переводы с немецкого, но редактор «Вестника Европы» был не против и с удовольствием одобрил их в печать. В 1822-1823 годах там же публикуются «Письма к Лужницкому старику»
Одно из писем под названием «Дни досад» привлекло внимание А. С
Грибоедова
Он познакомился с Одоевским и стал его добрым другом до конца жизни. Также Владимир дружил со своим двоюродным братом А. И. Одоевским, который в будущем станет поэтом и декабристом. Вот что Владимир написал о брате в своём студенческом дневнике: «Александр был в моей жизни целой эпохой». Брат пытался убедить его отказаться от «глубокомысленных умозрений какого-то непонятного Шеллинга», но кузен был твёрд и независим в собственных суждениях. В начале 1820-х годов Владимир Одоевский посещал заседания «Общества любителей русской словесности», которое возглавлял Ф. Глинка, а также вступил в кружок поэта и переводчика С. Е. Раича. Сблизился с И. Киреевским, Д. Веневитиновым и В. Кюхельбекером. С первыми двумя в 1823 году писатель Одоевский, биография которого является примером для подражания, организовал «Общество любомудрия» и стал его председателем. По воспоминаниям одного из членов, в кружке «царила немецкая философия»: её самым вдумчивым и деятельным разъяснителем писатель Одоевский оставался больше 20 лет. В 1824-1825 годах Кюхельбекер и Одоевский выпускают альманах «Мнемозина», где, кроме самих издателей, печатаются Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин и Н. Полевой. Последний потом написал: «В альманахе были необычные, свежие взгляды на словесность и философию… Кто-то смеялся над «Мнемозиной», а кто-то задумывался». Именно «задумываться» и учил Одоевский Владимир Федорович, биография которого была хорошо известна его современникам. Даже известный критик В. Г. Белинский охарактеризовал его этюд «Елладий», как «задумчивую повесть»
Грибоедова. Он познакомился с Одоевским и стал его добрым другом до конца жизни. Также Владимир дружил со своим двоюродным братом А. И. Одоевским, который в будущем станет поэтом и декабристом. Вот что Владимир написал о брате в своём студенческом дневнике: «Александр был в моей жизни целой эпохой». Брат пытался убедить его отказаться от «глубокомысленных умозрений какого-то непонятного Шеллинга», но кузен был твёрд и независим в собственных суждениях. В начале 1820-х годов Владимир Одоевский посещал заседания «Общества любителей русской словесности», которое возглавлял Ф. Глинка, а также вступил в кружок поэта и переводчика С. Е. Раича. Сблизился с И. Киреевским, Д. Веневитиновым и В. Кюхельбекером. С первыми двумя в 1823 году писатель Одоевский, биография которого является примером для подражания, организовал «Общество любомудрия» и стал его председателем. По воспоминаниям одного из членов, в кружке «царила немецкая философия»: её самым вдумчивым и деятельным разъяснителем писатель Одоевский оставался больше 20 лет. В 1824-1825 годах Кюхельбекер и Одоевский выпускают альманах «Мнемозина», где, кроме самих издателей, печатаются Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин и Н. Полевой. Последний потом написал: «В альманахе были необычные, свежие взгляды на словесность и философию… Кто-то смеялся над «Мнемозиной», а кто-то задумывался». Именно «задумываться» и учил Одоевский Владимир Федорович, биография которого была хорошо известна его современникам. Даже известный критик В. Г. Белинский охарактеризовал его этюд «Елладий», как «задумчивую повесть».
Ответы к стр. 47 — 49
Рукодельница трудолюбива, добра, почтительна, скромна, отзывчива. Ленивица ленива, зла, неуважительна, груба, спесива, неуважительна, высокомерна. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста.
Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.
Автор любуется Рукодельницей, в её жизни нет места безделию. Автор противопоставляет ей Ленивицу, показывая отношение девочек к другим людям, к работе, их ум и скромность.
Подтверждаю текстом:
«Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась… Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать… Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться… Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер — день прошёл».
«Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего — работают бедные люди.»
«Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и бельё выштопала».
Грубость Ленивицы проявляется в самой речи: «Мне себя утомлять — лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь — сам выскочишь» (пирожку)… «Мне себя утомлять — ручки поднимать, за сучья тянуть… Успею набрать, как сами нападают! (яблочкам)… «Пришла я к тебе послужить да за работу получить» (Мороз Ивановичу).
Отношение Ленивицы к работе у Мороз Ивановича: «Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».
Без зазрения совести Ленивица требует награду у Мороза и хватает её, не поблагодарив старика.
Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их. Запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.
1. Жизнь Рукодельницы и Ленивицы.
2. В колодце.
3. Три дня у Мороза Ивановича.
4. Награда Рукодельницы.
5. Ленивица идёт служить старику.
6. Служба Ленивицы.
7. Награда по заслугам.
8. Возвращение домой.
![]() |
Чем отличается народная сказка от литературной?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо сравнить сказки.
Запиши, чем литературная сказка похожа на народную.
Литературная сказка похожа на народную тем, что в ней действуют те же герои, что и в народных, действуют волшебные силы, есть в ней волшебные предметы и помощники, которые помогают положительным героям одержать верх над злом. В авторской сказке, как и в народной, зло всегда наказано, побеждает добро. Есть зачин, концовка, троекратные повторения, фантастическое место действия, стилистика языка приближена к народному, много устаревших слов, устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).
Запиши, чем литературная и народная сказки различаются.
Народные сказки появились давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. Время создания определить невозможно.
Литературная, авторская сказка — это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У неё есть автор. Время создания сказки известно.
Народная сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения). В авторских сказках внесение изменений не допускается.
Народная сказка ограничивается определённым жанром (волшебная, бытовая, о животных). Литературная сказка не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.
Проблемы
Проблематика в рассказе Чехова «Мальчики» заставляет задуматься о морали произведения:
- Инфантилизм . Авантюра Володи и Чечевицына является следствием не только детского инфантилизма, свойственного душе, лишь начинающей познавать мир, но и инфантилизма родительского, заключающегося в недостаточном внимании к сокровенным желаниям своих детей, легкомысленном предпочтении отдать их на обучение в далекой гимназии, взамен на окружение ребенка всеми аспектами родительской любви
- Жалость и ответственность . Проблема ответственности в произведении освещается за счет описания душевных терзаний Володи, начавшихся незадолго до планируемого побега. Мальчик погружается в молитву, надеясь, что слабоосознаваемый им Бог облегчит страдания мамы, лишившейся на какое-то время сына, в какой-то момент признается Чечевицыну, что не готов бежать из родительского дома. Несмотря на то, что Володя все же подавил в себе привязанность в матери и семье в целом и бежал с Чечевицыным, мы обязаны признать, что он — мальчик хоть и слабохарактерный, но не безответственный, ведь детская психика, лишенная морального базиса уровня взрослого человека, формирует ответственность из жалости, а не из понятий о чести и достоинстве, по большому счету безразличными ребенку, в оригинале всецело открытому миру, не строящему барьеры поведения и мироощущения.
«Мороз Иванович» читательский дневник 3 класс
Автор — Владимир Одоевский
Год написания — 1841
Сколько страниц — 9
Жанр: волшебная сказка
«Мороз Иванович» главные герои
- Мороз Иванович — повелитель снегов и морозов, живущий в колодце. Мудрый, добрый и справедливый к трудолюбивым, суровый к ленивым. Он следит за сном природы зимой и заботится об будущем урожае.
- Рукодельница — трудолюбивая и отзывчивая девочка. Она всегда выполняла сама работу по дому
- Ленивица — лентяйка, сестра Рукодельницы. Не любит работать, предпочитая ловить мух. Злая и высокомерная, неуважительно относится к старшим.
- Нянюшка Прасковья — строгая и сердитая, хозяйственная и рассудительная.
План сказки «Мороз Иванович»
- Ленивица и Рукодельница
- Упавшее ведро
- Помощь яблони и печки
- Служба у Мороза
- Награда за трудолюбие
- Ленивца в колодце
- Ленивая работница
- Награда за лень
Отзыв о сказке «Мороз Иванович»:
Мне очень понравилась эта поучительная сказка. Меня порадовало, что Мороз Иванович поступил по-справедливости и хорошо наградил труд Рукодельницы, а Ленивице в итоге ничего не досталось.
Пословица к сказке «Мороз Иванович»
- Какие труды, такие и плоды.
- По делам и награда.
- Лень до добра не доведет.
- Труд человека кормит, а лень портит.
«Мороз Иванович» краткое содержание 5-6 предложений
- Трудолюбивая Рукодельница уронила ведро в колодец и отправилась за ним.
- Там она знакомится с Морозом Ивановичем и ухаживает за ним три дня. В награду за доброту, усердие и трудолюбие девочка получает от Мороза Ивановича серебро и бриллиант.
- Она встречает Мороза Ивановича и угощает его яблоками и пирожками
- Рукодельница три дня работает на Мороза Ивановича и возвращается домой с серебряными пятаками и бриллиантом.
- Ленивица тоже захотела награды и полезла в колодец.
- Ленивица ничего не делает у Мороза Ивановича и тот дарит ей большой слиток серебра и огромный бриллиант, которые растаяли, когда она вылезла из колодца.
Краткий пересказ
Жили две девочки Рукодельница и Ленивица. С утра до вечера Рукодельница была занята делами, а Ленивица валялась в постели, мух считала или скучала.
Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец и нянька велела ей достать ведерко. Пришлось девушке спускаться за ним. По дороге она встречает печку с пирожком, который просит его вытащить, и дерево с яблоками которые хотят, чтобы их собрали. Девочка выполняет их просьбы. Идет она дальше, и оказывается у дома Мороза Ивановича. Рукодельница угощает старика пирожком и яблоками.
Старик нанимает Рукодельницу на работу на 3 дня и потом обещает ей вернуть ведерко. Она ему исправно служит: перину снеговую взбивает, обед готовит, белье чинит. Мороз Иванович был благодарен Рукодельнице за работу и подарил горсть серебряных пятачков и бриллиантик.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Мороз Иванович»
Вернулась девушка домой, а нянька с Ленивицей, увидев ее дары, начали испытывать чувство зависти. Няня отправила Ленивицу в колодец. Девочка встречает яблоньку и печку, но игнорирует их просьбы из-за своей лени. Она также у Мороза Ивановича служила три дня, но ничего не делала. Старик не подавал виду, что не доволен ее работой. После такой службы он и наградил ее по заслугах. Подаренный серебряный слиток и огромный бриллиант, превратились в лед и сосульки и расстаяли, как только Ленивица вернулась домой.
Суть
В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.
Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в кратком содержании по главам.
«Динка» Осеева читательский дневник
Автор
: Валентина Осеева
Год написания: 1959
Сколько страниц
: 672
Жанр
: повесть
«Динка» главные герои и их характеристика
Главными героями повести «Динка» являются:
- Динка(Надя) – главная героиня. Ей 8 лет, она живёт с мамой тётей и двумя сёстрами на даче на берегу Волги недалеко от города Самара. Девочка крепкая, здоровая, очень активная, любознательная, решительная. С самого детства ей известны обыски , аресты, революционные идеи. Она постигает жизнь и видит всю несправедливость в этом мире. Динка справедливая девочка, сострадательно относится к слабым и тем, кто нуждается в помощи.
- Ленька – мальчик лет 12-13-ти, круглый сирота, лучший друг Динки, надежный, самостоятельный. У него очень доброе и чуткое сердце,он помогает своим друзьям-революционерам и умеет хранить тайны . Он не учится, а работает на барже у отчима и терпит от него побои. Когда мальчик сбегает от жестокого отчима, то живёт в пещере очень высоком утёсе у Волги. Помог разоблачить революционерам предателя. В последствии его усыновила семья Арсеньевых.
Второстепенные персонажи:
- Алина– старшая сестра Динки. Ей 12 лет. Она серьезная и правильная, отлично учится в гимназии. Любит порядок во всём. Считает себя уже взрослой и хочет помогать революционерам.
- Анжела – белокурая средняя сестра Динки, нежная, добрая, заботливая, но болезненная девочка 10-ти лет. В семейном кругу её близкие и друзья с нежностью называют её Мышкой. Увлекается чтением.
- Александр Дмитриевич Арсеньев – отец девочек, революционер, смелый и решительный. Он скрывается уже почти три года заграницей от царской охранки. А семья ждёт его возвращения.
- Марина Арсеньева – мать девочек, интеллигентная и образованая женщина с мягким характером. Она работает в редакции, помогает мужу в его революционной работе.
- Катя – младшая сестра Марины, уверенная в себе 22-летняя девушка. Помогает Марине воспитывать её дочерей и тоже связана с революционными делами.
- Костя – жених Кати, пылкий революционер, готовит побег своего товарища из тюрьмы, который впоследствии удался.
- Гордей Ревякин – отчим Леньки, очень жестокий мужчина, бежавший с каторги преступник.
- Меркурий – агент царской охранки, следивший за семьей Арсеньевых. Его разоблачил Лёнька.
«Динка» отзыв для читательского дневника
Это интересная книга в которой рассказывается о взрослении девочки — Динки, о становлении ее личности и характера, о взаимоотношении с близкими, друзьями и врагами. Динка растет в непростое революционное время, в семье, которая очень близко связана с этим нелегким делом. В центре внимания находится дружба маленькой девочки Динки Арсеньевой и деревенского мальчика-сироты Леньки. Мне понравилась эта книга, ведь она учит простым истинам.
После длительного отсутствия
возвращается дедушка, которому девочка рассказывает в подробностях о том, как прошла учеба, о событиях за последний месяц и о инциденте с горничной Дашей, когда она незаслуженно обвинила горничную Дашу в краже своего серебряного рублика. Внимательно выслушав внучку, девочку Лиденьку, дедушка дает ей еще один серебряный рубль. Поначалу девочка отказывается от дополнительного вознаграждения, считает его незаслуженным. Дедушка настаивает чтобы внучка взяла еще один серебряный рубль. После продолжительных дебатов Лиденька все же принимает правильное со стороны морали и своей совести решение — отдать все заработанные успешной учебой деньги хромому, стоящему у церкви и горничной Даше. Себе же ничего не оставляя, так как считает более приоритетными задачами помочь людям, остро нуждающимися в финансовой поддержке.
Сказка “Серебряный рубль” писателя Владимира Федоровича Одоевского воспитывает у маленьких детей задатки доброты, любви, справедливости. Учит детей прилежному отношению к учебе, оказывать помощь нуждающимся, альтруизму и другим моральным ценностям. Также в книге описаны быт и особенности того времени,чем и как жили современники. Сказочного в этой книжке нет, скорее ее можно назвать рассказом для детей и в некоторой мере полезным к прочтению и взрослым. Написан понятным детям языком, есть иллюстрации помогающие лучше погрузиться в ту историческую эпоху.
Используя свои профессиональные педагогические навыки, Владимир Федорович Одоевский ставит перед собой благородную цель объяснить детям посредством сказки, в понятной для них форме, правила морали. На мой взгляд, это ему полностью удалось. Несмотря на то что книга была написана около двух столетий назад детям будет интересно ее слушать и читать и сегодня.
На его многочисленных произведениях изучили правила морали не одно поколение детей с девятнадцатого века и по наши дни.
Читательский дневник 1 класс фото
Согласно школьной программе, учеников первых классов обязывают вести читательский дневник. Так как дети в этом возрасте еще не самостоятельны, родители должны помогать и контролировать заполнение дневника. Можно использовать обычную тетрадку и разлиновать ее. Маленький ученик записывает название книг и произведений, прочитанные им.
Оформляя читательский дневник для первоклашки, занесите туда следующие графы:
- Фамилию и инициалы автора произведения.
- Название и жанр прочитанного.
- Количество страниц.
- Содержание (краткое) и имена главных героев.
- Отзыв и свое впечатление.
- Слова, которые ребенок встречает первый раз.
- Рисунок к прочитанному.
Читательский дневник можно купить в магазине.
Языковые особенности
Действие сказки разворачивается в замкнутом пространстве — доме Дедушки Мороза. Автор смог сделать своё произведение поэтичным, наделённым особым ритмом, напевностью. Сразу видно, что писатель положительно относится к происходящим событиям. К Рукодельнице рассказчик проявляет симпатию, а к Ленивице — незлую насмешку и осуждение. Автор живописно описывает ледяной дом.
Одоевский применяет уникальные просторечные слова: студенец, горемычная, отзнобишь. А также он использует уменьшительно-ласкательные имена существительные: нянюшка, травка, старичок, уголёк.
В своей сказке Владимир Иванович наглядно показал читателям, что труд украшает человека. На основе произведения поставлены мультипликационный и художественный фильмы.
Языковые особенности
Действие сказки разворачивается в замкнутом пространстве — доме Дедушки Мороза. Автор смог сделать своё произведение поэтичным, наделённым особым ритмом, напевностью. Сразу видно, что писатель положительно относится к происходящим событиям. К Рукодельнице рассказчик проявляет симпатию, а к Ленивице — незлую насмешку и осуждение. Автор живописно описывает ледяной дом.
Одоевский применяет уникальные просторечные слова: студенец, горемычная, отзнобишь. А также он использует уменьшительно-ласкательные имена существительные: нянюшка, травка, старичок, уголёк.
В своей сказке Владимир Иванович наглядно показал читателям, что труд украшает человека. На основе произведения поставлены мультипликационный и художественный фильмы.
Краткий пересказ произведения «Мороз Иванович «
Основные герои: Две сестры и Мороз Иванович
Жили в одной семье две сестры и няня при них. Рукодельница была трудолюбивой и смышленой девочкой. Она поднималась спозаранку, чтобы успеть растопить печь, замесить хлеб, подмести в избе, покормить петушка и воды из колодца принести. Ленивица делать по дому ничего не хотела. Целыми днями она сидела у окна и считала мух.
В один день девочка направилась к колодцу, чтобы принести воды: опустила ведерко, а веревочка взяла и порвалась. Заплакала девочка и пошла домой. Няня рассердилась и велела, чтобы Рукодельница без ведра назад не возвращалась. Пошла девочка к колодцу и спустилась прямо на дно. Идет она и видит печку, а в ней — пирожок. Лежит и просит девочку, чтобы его с собой взяла. Выполнила она просьбу и дальше направилась. Впереди стоит сад, а яблоки в нем – золотые. Просит яблоня потрусить ее. Рукодельница сделала дело и в путь направилась. Видит дедушку, а это – Мороз Иванович. Старик предложил девочке потрудиться у него, а взамен он вернет ее пропажу.
Осталась она у Мороза Ивановича. И верно выполняла работу: в избе убирала, еду готовила, штопала белье, и платье выправила. Так прошло три дня. Девочка ни разу не пожаловалась. Старик вернул ведерко, а в нем серебряные пятаки и брильянтик сверкают. Вернулась Рукодельница домой с подарками.
Увидела Ленивица гостинцы и собралась в путь. Однако, девочка по дороге не помогла ни печке, ни яблоне. У старика она не хлопотала по хозяйству и все время жаловалась. Мороз Иванович на третий день отдал ей слиток из серебра и брильянт. Вернулась Ленивица домой и хвастается. Вдруг слиток растаял и превратился от мороза во ртуть и от брильянта ничего не осталось.
В одном доме жили две сестры одна трудолюбивая другая ленивая, родителей у них не было, за ними присматривала няня. Вот трудолюбивая девочка вставала раньше вех тесто месила, хлеб пекла, в доме убирала. Кроме этого ходила за водой в колодец, животных собаку и петуха кормила, чистую воду им давала.
Ленивая же девочка постоянно ничего не делала, только спала или просто в окно смотрела, когда надоедало лежать, требовала, чтобы няня ее одела, накормила. Вот как то однажды трудолюбивая девочка пошла за водой, а ведро утонуло, она прибежала к няньке, и рассказывает ей свою беду.
Нянька сказала ей, чтоб за ведром она сама в колодец и прыгала, девочка так и сделала. Но оказалась не на дне колодца, а на поляне, там росли цветы, стояла яблоня, девочка взяла яблок себе, собрала, шла по дороге ей пирожки в печке показались. Девочка потрусила яблоню и собрала все яблоки, из печки вытащила пирожки, так как они уже испеклись.
Дальше шла девочка и увидела дом, там оказалось, что живет Мороз Иванович. Он сказал ей, поживи у меня, потом отправлю тебя домой. Вот девочка вставала рано, убирала в доме у Мороза Ивановича, готовила ему еду, штопала одежду.
Кроме этого кормила всех животных, когда прошло три дня, дал ей дедушка ведерко и заколочку, когда она дошла до колодца прыгнула в него и оказалась у себя во дворе с ведром полным серебряных монет, а заколка оказалась с бриллиантом.
Когда увидела это все ленивая сестра, побежала с разбегу прыгнула в колодец, оказалась на поляне, там стояла яблоня попросила ее яблоки струсить, она отказалась. Дальше шла, там печка с пирожками стояла, пирожки просили достать их, потому что уже испеклись, ленивица не стала этого делать.
Шла долго, пришла к дому Мороза Ивановича, пришла и говорит, давай мне дед подарки, а он ей сказал, что нужно три дня поработать у него. Ленивая девочка согласилась. Утром вставала поздно, избу не мела, кушать не готовила, дед готовил еду сам, еще и ее кормил.
Все животные ходили голодные, никто в стойле у них не убирал, так прошло все отведенное время. Вот ленивая девочка сидит, ждет подарков, а дед ей говорит, иди домой, отдал ведро, а там полно монет. Вот она довольная прыгнула в колодец, оказалась дома, посмотрела в ведро, а там угли, и заколка с бриллиантом оказалась обычным куском льда.
Собака как заслышала ее так и протявкала, что ленивица пришла с собой угли и сосульки принесла. Сидит ленивая девочка и плачет, а что она хотела за добро платят добром, а за безразличие и зло отвечают той же монетой.
Сказка учит, что трудолюбие вознаграждается.
Замысел автора
«Мороз Иванович» Одоевского — это не просто еще одна сказка в списке литературы, а настоящий гимн трудящимся людям. Автору удалось показать на красочных и ярких примерах, что а лень уничтожает все доброе и светлое, которое потенциально заложено в каждом.
Рукодельница благодаря постоянному труду и прилежности растет доброй, отзывчивой и веселой девочкой. В это же время Ленивица из-за постоянного «ничегонеделания» все больше проявляет отрицательные качества.
Любопытная Рукодельница узнала, что Повелитель Зимы оберегает молодую травку от морозов до весны.
В студеную пору стучит к людям в окна, напоминая, что пора топить печь и не забывать о тех, кому повезло меньше. На лето он прячется в колодце, так как здесь всегда прохладно, и постоянно живет один. Она утешила старого человека своей хозяйственностью и обходительностью, порадовала добрыми словами и скромным поведением, за что и получила награду.
Ленивица — лежебока до мозга костей, просто пришла к Морозу Ивановичу на иждивение. Он и кушать сам готовил, и поговорить ему не с кем было, и по хозяйству управлялся. За свое пребывание в сказочной стране она и получила соответствующие почести — замороженные лед и ртуть.
Кстати, с легкой руки автора в обиход вошел афоризм «считать мух», что характеризует бездельника. Следуя исключительно за своими меркантильными соображениями, человек никогда не достигнет желаемого. Он может придумать сотню, а то и тысячу хитрых планов обогащения, но без труда он так ничего и не добьется.
Находясь в абсолютно равных условиях, ленивый человек ничего не сможет достичь, в отличие от трудолюбивого. Награду сможет получить только тот, кто с чистым сердцем отдает всего себя работе. Честолюбивый, вежливый и скромный — вот тот, кому положено вознаграждение. И в своей сказке «Мороз Иванович» Одоевский очень ярко описывает того, кто заслуживает уважения, благодарности и достойной похвалы за свои усилия.
Год публикации:
1841
Основные персонажи:
Две сестры
и Мороз Иванович
Значительным вкладом в детскую литературу стало собрание «Сказки дедушки Иринея», познакомиться с одной из них поможет краткое содержание сказки «Мороз Иванович» для читательского дневника.