«иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Русская народная сказка «иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Краткое содержание

Долго ехали братья и оказались в сожжённой, разрушенной и заброшенной деревне. Там сохранилась только одна маленькая изба. В избушке на печке лежала бабушка. Она осталась одна в погибшей деревне. Братья сказали ей, что едут к калинову мосту через реку Смородину, чтобы сражаться с чудом-юдом. Бабушка рассказала о том, как чудо-юдо сожгло всю деревню и убило всех жителей, выжила только она. Соседние города и деревни тоже уничтожены.

Братья переночевали у бабушки и поехали дальше. Приехав к калинову мосту, они увидели, что все берега реки Смородины усеяны человеческими костями. Юноши нашли пустую избу и решили переночевать там. Они договорились по очереди ходить на дозор, чтобы вовремя увидеть чудо-юдо.

В первую ночь на дозор вышел старший брат. Сначала он внимательно наблюдал за обстановкой. Всё было тихо, и он уснул. Иван не мог уснуть, поэтому в полночь взял булатный меч и вышел к реке. Вдруг из воды появилось шестиголовое чудо-юдо. Оно боялось Ивана, крестьянского сына, но было уверено, что тот ещё не родился или слишком юный для битвы. Иван сразился с чудом-юдом, отрубил ему все головы, разрубил тело, бросил его по мостом. Утром Иван спросил старшего брата, что произошло ночью. Брат ответил, что всё было тихо, он ничего не слышал и не видел.

На следующую ночь средний брат отправился на дежурство. Вечер был тихим, и юноша быстро уснул. Иван опять не спал, поэтому к полуночи пришёл с булатным мечом в руке. Вновь из воды выбралось чудо-юдо с девятью головами. Начался бой, ещё более ожесточённый, чем накануне. Иван отрубил чуду-юду все головы, разрезал тело на мелкие кусочки и выкинул в реку. Утром средний брат сказал, что тоже ничего не замечал. Иван отвёл братьев под калинов мост, показал им отрубленные головы чуда-юда и рассказал о своих сражениях.

На третью ночь Иван отправился в дозор. Перед уходом он попросил братьев не спать и быть начеку. Когда он свистнет, братья должны были выпустить его коня и сами прийти на помощь.

В полночь из воды вышло чудо-юдо с двенадцатью головами. Начался страшный бой. Когда Иван отрубал головы врагу, чудо-юдо свои огненным пальцем проводило по шеям, и головы сразу же отрастали вновь. Чтобы позвать братьев на помощь, Иван дважды кидал в дом свои рукавицы, но братья спали и ничего не слышали. Сильным ударом чудо-юдо вогнало Ивана в землю по плечи. Иван бросил шапку в дом, изба зашаталась, тогда проснулись братья и выпустили коня. Конь Ивана бил чудо-юдо копытами, в это время Иван отрезал огненный палец у чуда-юда. Затем отрубил все головы, разрезал туловище и бросил останки в реку Смородину. В это время пришли братья.

На следующее утро Иван проснулся рано и сказал братьям, что идёт искать свой платок, который он уронил во время битвы. Иван перешёл по калинову мосту на другой берег Смородины и пробрался к каменным палатам чуда-юда. Там он подслушал разговор матери и трёх жён чуда-юда. Они замышляли отомстить братьям за гибель чуда-юда. Первая жена собиралась превратиться в колодец и убить братьев, когда те захотят напиться воды. Вторая жена решила обратиться яблоней, чтобы братьев разорвало на клочки, когда они захотят съесть яблоки. Третья жена хотела обернуться ковром с подушками и сжечь братьев, когда они захотят спать. Мать чуда-юда похвалила план мести и сказала, что, если ничего не получится, она сама завтра догонит братьев и проглотит.

Иван вернулся к братьям, и они все вместе отправились домой. По дороге их мучила жажда. Когда они нашли колодец, Иван разрубил его мечом, жажда тут же пропала. Колодец завыл страшным голосом. Это была первая жена чуда-юда. Через некоторое время братья увидели яблоню со спелыми плодами и захотели перекусить. Но Иван разрубил яблоню на мелкие кусочки. Вскоре братья нашли в поле ковёр и решили отдохнуть, но Иван им не разрешил. Старший и средний брат не поняли, почему он им всё запрещает. Тогда Иван бросил на ковёр свой кушак. Сразу же кушак вспыхнул и сгорел до тла. Иван разрезал ковёр на клочки.

Братья продолжили свой путь. Через некоторое время небо потемнело, и братья увидели, что за ними гонится старая змеиха, мать чуда-юда. Они бросили ей в глаза соль, и змеиха стала её жевать. Но оно очень быстро поняла, что это не Иван с братьями, и продолжила погоню.

Добрые молодцы быстро скакали прочь, нашли кузницу с 12 кузнецами и попросились в укрытие. Когда змеиха добралась до кузницы и потребовала, чтобы ей отдали братьев, кузнецы сказали ей, чтобы она сначала пролизала языком 12 железных дверей. Змеиха села отдохнуть, когда осталась только одна дверь. Иван схватил змеиху, приподнял над землёй и бросил вниз. Змеиха рассыпалась в прах. Братья вернулись домой.

Очень краткое содержание

Иван со своими старшими братьями отправился на битву с чудом-юдом, которое хотело напасть на их земли.

Иван
 — млад­ший сын в семье, сооб­ра­зи­тель­ный, сме­лый.

Встречный старик рассказал им, где найти булатные мечи. Поджидать чудо-юдо они решили у Калинового моста через реку Смородину.

Сначала в дозор ходили старшие братья, но они засыпали, а с чудовищами бился Иван. Сначала он убил шестиголовое чудо-юдо, затем девятиголовое, а в последнюю ночь появилось двенадцатиголовое чудо-юдо с огненным пальцем, который мог приращивать отрубленные головы. Ивану было тяжело с ним биться, он долго звал на помощь братьев, которые никак не просыпались. Когда они наконец проснулись и побежали на помощь, Иван отрубил чудовищу огненный палец, а потом срубил все головы.

На следующее утро Иван отправился в логово чудовищ и узнал, что чудо-юдовы жёны и их мать хотели отомстить братьям. Одна превратилась на их пути в колодец с отравленной водой, вторая — в яблоню, яблоки которой должны были разорвать братьев на мелкие кусочки, а третья — в ковёр, который должен был сжечь присевших на него братьев. Однако Иван обо всём знал и спас старших братьев. Старая змеиха превратилась в большую свинью и пыталась съесть их, но братья хитростью её победили. Братья вернулись домой, а чудовища больше не появлялись.

Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо

Русская народная сказка “Иван -крестьянский сын и Чудо-юдо” Анализ сказки для читательского дневника. Жанр: волшебная народная сказка.

Главные герои сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

  1. Иван – крестьянский сын, главный герой сказки, русский богатырь, которого очень боялись Чуда-Юды, смелый и решительный, умный и хитрый.
  2. Старшие братья Ивана, также смелые и отважные. но очень ленивые, а потому всю битву проспали.
  3. Чудо-Юдо, три змея с шестью,девятью и двенадцатью головами, пали в битве с Иваном
  4. Жены Чудов-Юдов и их мать, злые и мстительные, коварные.
  5. Родители братьев, старики
  6. Старик в лесу, указал путь к горе с мечами
  7. Старуха в деревне, единственная, кто уцелел после набега Чуда-Юда.

План пересказа сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

  1.  Братья собираются в поход
  2. Иван идет с ними.
  3. Старик в лесу.
  4. Разграбленная деревня и старуха
  5. Река Смородина
  6. Бой с Чудом-юдой о шести головах
  7. Бой с Чудом-юдой о девяти головах.
  8. Наказ Ивана братьям
  9. Огненный палец
  10. Шапка Ивана
  11. Заговор жен и матери
  12. Колодец, яблоня и ковер
  13. Свинья.

Кратчайшее содержание сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо” в 6 предложений для читательского дневника:

  1. Три брата отправляются на бой с Чудом-юдом
  2. Они достигают речки Смородины и Иван две ночи бьется с Чудом-Юдом
  3. Иван бьется с Чудом-юдом и в третий раз, но без помощи коня не может с ним справится
  4. Иван подслушивает речи жен и старухи-матери Чуда-юда
  5. Иван спасает братьев по дороге домой.
  6. Счастливое возвращение.

Главная мысль сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

Только тем, кто смел и борется за свою Родину достается победа.

Чему учит сказка “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

Эта сказка учит нас не боятся врагов, как бы сильны они не были. Учит решительности и смелости, учит тому, что надо быть хитрым и находчивым, чтобы разоблачать козни врага.. Учит любить свою землю.

Отзыв к сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

Сказка “Иван – крестьянский сын и чудо-юдо” мне очень понравилась. У нее очень интересный сюжет со множеством приключений. Иван показал себя настоящим богатырем, заступником земли русской. Он смог справился с огромными чудищами и никакое коварство не помогло врагам. Эта сказка описывает торжество добра.

Признаки волшебной сказки в сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

  1. Зачин и концовка
  2. Волшебные существа – Чудо-юдо, жены, мать
  3. Волшебные превращения – ковер, яблоня, колодец, свинья
  4. Героический подвиг

Пословица к сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот – кто победу творит.

https://youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Кто за правое дело стоит – тот всегда победит. Не узнал доброго молодца – нечего страмить его.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

Жили старик со старухой и было у них три сына. Но пришла беда на землю русскую, стало Чудо-Юдо жечь и убивать.

Решили старшие братья на битву отправится, а младшего дома оставить. Да только Иванушка с ними пошел.

Взяли братья дубины. Но в лесу встретился им старик и сказал, где мечи взять, ведь с дубинами Чудо-Юдо не одолеть.

Приехали братья на речку Смородину и решили у калинового моста дозор держать.

Первым пошел в дозор старший брат, но скоро уснул. А Иван вышел в полночь и вовремя. Едет Чудо-Юдо о шести головах. Срубил Иван ему три головы, а потом и последние три отрубил.

На следующую ночь история повторяется. Уснул средний брат. а Иван с Чудом-юдом бился. Только было у того девять голов и успел он Ивана по колено в землю вбить.

Показал утром Иван братьям убитых чудищ и застыдились братья. Наказал Иван им не спать и помочь ему в битве.

Бросил Иван правую рукавицу – спят братья. По плечи его змей забил. 

Бросил Иван шапку и проснулись братья, коня выпустили. Конь Чудо-юдо отвлек, а Иван палец ему огненный отрубил и самого голов лишил.

Утром собирается Иван за мост калиновый, вроде кушак искать. А сам пробрался к дому Чуду-Юдову и услышал как жены и мать змеюка сговариваются братьям отомстить.

Поехали братья обратно, а тут жара и колодец стоит. Остановил братьев Иван и разрубил колодец. Это была первая жена Чудо-юда.

Далее яблоня росла. Разрубил Иван яблоню – то погибла вторая жена.

Тут их мать чудо-Юда догоняет, в свинью огромную превратилась. Братья ей пуд соли в пасть кинули. Потом свинья начала выбирать за кем в первую очередь погнаться. тут Иван на нее запрыгнул и оземь стукнул. Погибла свинья.

Вернулись братья домой и больше никакие Чуда-юда там не водились.

Иллюстрации и рисунки к сказке “Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо”

История персонажа

Историки отмечают, что сказки «растут» из событий, происходивших в далекие века. Предания становились компиляцией фантазий древних людей о духах и чудовищах, мифов и догадок, неверного толкования природных явлений и домыслов. Представления о первобытном мире своеобразны, и внешность чудищ, рисуемых сказаниями, и сегодня остается невообразимой.


Морское чудовище

Чудо-юдо выступает магическим существом, чья родословная берет начало от богов воды. В индоевропейской версии слово «юдо» символизирует воду. В английском языке есть слово «udometer», переводящееся как дождьметр, что соответствует логике объяснения происхождения персонажа.

В русской традиции для Чуда-юда нашли привлекательное место в божественном пантеоне, сделав его родственником Ящера. Это земноводное существо, на котором держится Земля. По вечерам оно заглатывает солнце, клонящееся к закату, а утром извергает светило с другого конца небесного свода. Поэтическое изображение создания созвучно мифологическим описательным приемам.


Чудо-юдо на мосту

Чудо-юдо называют предком Ящера, который считался юным представителем божественного мира Древней Руси. Археологи обнаруживали датирующиеся 6-7 веком до н.э. подтверждения тому, что этому существу поклонялись. Обереги и застежки с плащей богатырей несут на себе изображения персонажа.

Наличие нескольких голов является родовой особенностью Чуда-юда. Примечательно, что в разных интерпретациях их количество остается кратным трем, и в ходе битвы одним ударом богатыри отсекали три элемента тела чудовища. Предки славян почитали Чудо-юдо и возносили ему мольбы, прося о дожде и урожае.


Морской змей

Персонаж не упоминался как повелитель речных и морских волн. Он изображался морским змеем. В различных регионах существо воспринималось по-разному. В киевском княжестве ему поклонялись, а в новгородском проклинали, считая символом темных сил и олицетворением зла.

Подробный пересказ[ред.]

У старика со старухой было три сына. Все целыми днями трудились в поле. Внезапно дошла до них весть, что на их земли собирается напасть чудо-юдо и всё сжечь. Старшие братья успокоили стариков и решили пойти биться с чудовищем, а младшего брата оставить дома. Иван не согласился и решил отправиться с ними.

Братья взяли дубинки, хлеб с солью и поехали. По пути они встретили старика, который подсказал им, где найти булатные мечи.

Затем братья приехали в сожжённую деревню. Они переночевали в единственной уцелевшей избе у старухи, а утром поехали дальше. Когда они приехали к реке Смородине, к калиновому мосту, увидели вокруг поломанные луки, мечи и человеческие кости.

Иван предложил по очереди ходить в дозор. В первую ночь к мосту пошёл старший брат. Он осмотрелся вокруг и уснул под кустом. Ивану тем временем не спалось, и он, взяв меч, пошёл к мосту. Он не стал будить брата, а спрятался под мост и стал караулить. На мост на коне выехало шестиголовое чудо-юдо. Иван вышел из-под моста, и они начали биться. Иван двумя ударами снёс чудовищу все шесть голов, спрятал их под калиновый мост, тело разрубил на части, бросил в реку и вернулся в избу. Утром старший брат сказал, что ничего не видел.

На другую ночь дежурить пошёл средний брат, но и на него Иван не стал надеяться. Когда Иван пришёл, средний брат спал. В этот раз появилось девятиголовое чудо-юдо. Иван одним ударом срубил ему шесть голов, но чудище вогнало его в землю. Иван бросил ему в глаза песок и, пока чудо-юдо протирало их, он срубил ему оставшиеся три головы и, как в прошлый раз, сложил их под мост, а тело разрубил. Утром средний брат тоже сказал, что ничего не видел. Иван отвёл их под мост, чтобы показать чудо-юдовы головы и отчитать за лень и безответственность.

На третью ночь в дозор пошёл Иван. Перед уходом он повелел братьям всю ночь не спать, а ждать, когда он позовёт их на помощь. Иван снова ждал чудо-юдо под мостом.

Первым ударом Иван отсёк три головы, но чудо-юдо чиркнул по ним своим огненным пальцем и головы приросли обратно. Иван свистнул и бросил одну рукавицу в избушку. Она выбила все окна, но братья спали и ничего не слышали.

Иван ударил сильнее и срубил чудовищу шесть голов, но чудо-юдо опять вернул их на место, а потом ударил и забил Ивана по пояс в землю. Иван кинул в избу вторую рукавицу — она пробила крышу, но братья всё равно не проснулись.

Иван снова ударил и срубил девять голов, но они снова приросли обратно. В этот раз Иван бросил в избу свою шапку с такой силой, что она зашаталась и братья наконец проснулись. Они спустили коня Ивана и бросились к нему на помощь. Конь прибежал и начал бить чудо-юдо копытами, а Иван в это время выбрался из земли и отрубил чудовищу огненный палец. После этого он смог срубить все головы, а тело разрубил на мелкие кусочки и бросил в реку. Он отчитал братьев, и они вместе вернулись в избу.

На следующее утро Иван встал рано, сказал братьям, что пошёл искать потерянный пояс, и отправился к реке. Он перешёл на другой берег и незаметно прокрался к чудо-юдовым каменным палатам. Внутри сидели три чудо-юдовы жены и старая мать-змеиха и думали, как отомстить братьям. Одна решила превратиться в колодец и отравить их, вторая — статья яблоней, от яблок которой братьев разорвёт на мелкие кусочки, а третья — ковром, на котором они захотят отдохнуть и сгорят. А старая змеиха решила, что если у них ничего не получится, то она превратиться в огромную свинью и съест братьев. Иван послушал и вернулся к братьям.

Ехали они через луга в знойный жаркий день и встретили на пути колодец. Братья хотели напиться, но Иван начал рубить колодец мечом, он застонал, а жара спала. Потом по пути им попалась яблоня, которую Иван тоже зарубил. Когда братья сильно утомились, им встретился ковёр. Они хотели на нём отдохнуть, но Иван кинул на ковёр свой кушак, и тот сгорел. Разрубив ковёр, Иван рассказал братьям правду.

Внезапно потемнело небо и завыл ветер. Братья увидели, что за ними гонится огромная свинья. Они разделились, и пока свинья думала за кем бежать, Иван схватил её, ударил об землю, и свинья исчезла. Чудовища людей больше не тревожили, а братья вернулись домой к отцу с матерью.

Понятие о фольклоре

Нравственные идеалы народа. Хранители фольклора: сказатели, певцы, рассказчики

Творчество народа называют фольклором. Это понятие английского происхождения, переводится: «folk» — народ, люди; «lore» – мудрость, познание. Большая часть человечества на протяжении своей истории не ведало грамоты, но создавало устную народную культуру. Произведения фольклора – это итог многовековой человеческой мудрости, творчество многих поколений. Неписаная литература народа имеет коллективное авторство, тем не менее кажется, что творил ее один человек с устоявшимися нравственными идеалами. Потому народ считается автором фольклорных произведений, в них даны основы народных нравственных законов.

Фольклорные произведения отличаются особым сказовым стилем. Исполнители фольклора: гусляры-певцы, сказители и рассказчики испокон веков хранили традиции, которые переходили от поколения к поколению. Произведения фольклора передавались из уст в уста, даже когда на Руси появилась письменность. Происходило это потому, что христианская церковь старалась искоренить языческие верования, хранившиеся в народном творчестве, запрещала «в гусли гудеть и песни петь». Только с конца XVII в. фольклор, который считали примитивным творчеством, стали записывать со слов сказителей, певцов и рассказчиков, а со второй половины XVIII в. печатать. С середины XX в. словесное творчество народа окончательно уступило место письменному авторскому творчеству. Только в детской среде и для детей продолжают создаваться малые жанры фольклора.

Краткий сюжет

Как и многие сказки русского народа, это произведение начинается традиционными словами «в некотором царстве, в некотором государстве…». Одними из второстепенных персонажей являются старик и старуха.

Главный герой – младший из трех их сыновей по имени Иванушка. Иван со своими братьями трудился на пашне и засевал хлеб, пока на его родину не напало Чудо-Юдо. Втроем братья решили сразиться с чудовищем и поехали на реку Смородину.

Дальнейший сюжет развивается так, что, вопреки ожиданиям, Иванушка в одиночку побеждает Чудо-Юдо, а также трех его жен и мать, желавших отомстить. После этого Иван возвращается домой. Сказка заканчивается словами «стали они жить да поживать…». В данном случае – «землю пахать да хлеб сеять».

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Царевна-лягушка 5 класс

    Сказка «Царевна-Лягушка» — это фантастическая история, в которой есть перевоплощение животного в человека. В произведении рассказывается о трех братьях, которые находятся в поисках супруги

  • Тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI в.

    Тема войны и всего, что с ней связано никого не оставит равнодушным. Данная тема была актуальна во все времена. Однако, когда эта тема касается лично тебя и твоих близких, всё воспринимается совершенно по-другому

  • Сочинение Можно ли оправдать месть? Итоговое декабрьское

    Месть – это чувство знакомое каждому человеку. Когда тебе сделали больно, причинили физический или моральный вред, так хочется ответить, сделать обидчику в несколько раз больнее. Можно ли оправдать месть?

Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.

Герои произведения Сказка о мертвой царевне сочинение

Главная героиня сказки Пушкина родилась в царской семье, но росла без материнской заботы. От того, что баловать девочку было некому, в царевне воплотились самые лучшие человеческие качества.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой, и было у них три сына. Младшего звали Иванушкой. Жили они — не тужили, работали — не ленились. Но вот пришла злая весть: напало на их царство страшное чудо-юдо поганое. Решили старшие братья идти сражаться с ним, и Иванушка тоже попросился. Не стали старик со старухой их удерживать, а снарядили всех в путь-дорогу. Долго шли братья по выжженной, разоренной земле, но никого не встретили, кроме больной старухи: всех погубило чудо-юдо.

Пришли, наконец, братья на реку Смородину к калиновому мосту, где решили сражаться с поганым чудищем. Договорились они каждую ночь по очереди сторожить калиновый мост и ждать чудо-юдо. В первую ночь пошел к мосту старший брат, но вскоре уснул. Чуть время за полночь, взял Иванушка свой булатный меч и отправился к реке. Увидев, что старший брат под кустом храпит, не стал Иванушка будить его. Вдруг послышался страшный шум, закипела вода — это выезжает чудо-юдо о шести головах. Бросился к нему Иванушка — и завязалась битва. Долго они бились, но все-таки победил крестьянский сын своего врага: три головы изрубил и бросил в реку, а три спрятал под мостом.

То же самое произошло и на вторую ночь: средний брат спал, а Иванушка сражался с чудищем о девяти головах.

И, наконец, на третью ночь пошел сторожить калиновый мост сам Иванушка. Вскоре появилось и двенадцатиголовое чудо-юдо поганое. Долго продолжалась битва. Чувствует Иванушка, что трудно победить ему на этот раз: вместо срубленных голов у чуда-юда вырастают новые. Стал бросать тогда Иванушка рукавицы в избушку, звать братьев на помощь. Но не спешат братья, спят. Бросил… тогда он шапку — прибежали братья и вместе одолели чудо-юдо.

Хотели старшие братья отдохнуть после сражения, но Иванушка, сказав, что потерял свой платок, снова пошел к реке Смородине. Переправился на другой берег, тихонько подошел к дому, где жили чудища, и стал слушать, о чем мать и жены чудо-юдины сговариваются. А решили они погубить братьев. Старшая сказала, что напустит жары и станет колодцем. А когда братья захотят напиться, от первого глотка и лопнут. Вторая жена придумала стать яблоней с отравленными яблоками.

Третья — мягким ковром, который превратится в огонь, лишь только на н его кто-нибудь приляжет. А мать решила всех проглотить.

Выслушал все это Иван и вернулся к братьям. Пустились они в обратный путь. Встречались им по дороге и колодец, и яблоня, и мягкий ковер. Но не дал Иванушка братьям к ним прикоснуться. Так благополучно вернулся Иван с братьями к отцу и к матери. И стали они жить — п оживать да добра наживать.

Эта сказка относится к волшебным: здесь много неправдоподобных, фантастических элементов.

Главный герой сказки — Иван — крестьянский сын. Так как он младший в семье, то вначале предстает перед нами слабее своих старших братьев, а те, наоборот, показаны сильными, трудолюбивыми, стремящимися защитить свою родину. Но постепенно их характеры раскрываются более полно. Братья немного ленивы и беззаботны: вместо того чтобы ждать чудо-юдо, они спокойно спят.

Совсем другой Иванушка. Он готов даже погибнуть, но победить врага. Иванушка — умный, находчивый (догадался подслушать разговор чудо-юдиных жен) и в то же время — великодушный и скромный, никому не рассказывает о своих подвигах. Так в этом образе воплотились представления русского народа о человеке-герое.

Отзыв

Впечатление после прочтения сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» у меня осталось хорошее. Произведение сочетает в себе и интересный сюжет, и актуальные темы для людей всех времен. Основная мысль во всех русских народных произведениях примерно одинакова: нужно сражаться за свою родину, не быть трусом. Нужно не сдаваться в любой ситуации. Пытаться найти неординарный способ решения задачи.

Иванушка преодолел огромное количество тяжелейших испытаний, но при этом все равно самый счастливый из братьев. Хотя в него никто и не верил. В самом начале сказки, братья хотели идти одни, без Ивана. Эта ситуация заставляет читателя понять, что храбрость и мужество человека не могут быть видны с первого взгляда. Чтобы эти качества проявились в полной мере, требуется время. Если бы Иванушка остался дома, как и планировали его старшие братья, то конец, скорее всего, был бы печальным.

Только вот впечатление портит тот факт, что братьев выставляют перед читателем наравне. Почему? Ведь они так сильно провинились. Их безответственность могла погубить всех, если бы не Иван. Также не совсем понятно поведение Иванушки. Да, он пристыдил братьев и понял, что они очень безответственные. Однако потом без сомнения доверяется им в бою. Видимо, так была показана доброта самого младшего из братьев.

Но, все равно, впечатление эти моменты сильно не портят. Сказка учит отваге, храбрости, смекалке. К тому же у сказки, как у всех русских народных произведений, самый правильный итоговый смыл – добро побеждает зло.

Чудо-Юдо

Замечательный отечественный мультфильм «Чудо-Юдо» вышел на большие экраны в 2021 году и сразу стал одним из самых ярких и интересных мультиков в жанре детского фэнтези. Тут тебе и сказочный сюжет, берущий вдохновение в богатом русском фольклоре, и харизматичные главные герои, и графика достойная, и саундтрек приятный, и актеры озвучки все, как на подбор, знаменитые и талантливые. Сейчас этот мультик можно смотреть онлайн в хорошем качестве и совершенно бесплатно, устроившись всей семьёй перед телевизором, планшетом или монитором компьютера.

Вы же знаете, как все русские сказки начинаются? В некотором царстве, в некотором государстве… Вот и здесь так же: жил да был царь Еремей, правил своими землями мудро и справедливо, и три сына было у него в преемниках. Народ любил своего царя-батюшку, он был для них и кормильцем, и защитником. Да только с защитой произошла однажды вот какая оказия: на близкие к царству земли стал нападать огромный огнедышащий дракон, невесть откуда взявшийся. Прилетит и давай леса густые жечь, поля пшеничные палить, луга васильковые в пепелище превращать… До деревень пока не добрался – и то хорошо. Но не ровен час начнут и люди невинные гибнуть. Прозвали дракона Чудом-Юдом и стали думать, как его победить.

Царь Еремей, конечно, сразу решил своих сыновей отправить бороться с чудовищем. Снарядил старшего в путь-дорогу, а тот ни с чем вернулся, побоялся даже подходить к страшилищу. Тогда среднего отправил царь сражаться с Чудом-Юдом и тот дракона не победил, тоже испугался. Младшего даже посылать не стали. Но младший, его Иваном звали, был не робкого десятка, и пока старшие братья спали, сам отправился на дракона поглядеть. И вот какое дело: вблизи Чудо-Юдо оказалось не очень-то страшным, Ивану даже спасать пришлось бедного дракона!

Может, младший царский сын и рассказал бы всем, что дракона не надо так крепко бояться, да не успел, потому что произошла ещё одна беда: в соседних землях пропала царевна Варвара. Иван же свататься к ней собирался, а теперь вот оно как – нет больше царевны, исчезла, поминай как звали! Иван решил отправиться искать девушку, а в помощники взял своего друга.

И вот по полям, по лесам, навстречу приключениям устремляются наши герои на поиски царевны. Немало опасностей поджидает их, немало новых знакомств: с друзьями и с врагами и немало открытий, одним из которых станет тайна появления дракона Чуда-Юда в сказочном царстве…

Образ и сила

Чудо-юдо – персонаж с историческими корнями. Сказка гласит, что у фантастического змея несколько голов, от 6 до 12. Чудо-юдо называют Буре-богатырем, обладающим мрачной силой. Он – символ грозы и штормовой тучи, со способностью извергать гром и молнии, а также вызывать дожди. Его ударам тяжело противостоять. Змей-исполин вызывал природные стихии, которые реализовались полярным сиянием. Легенда о вспышках, происходящих во время «змееборства», переросла в сказку и миф. Борющийся с чудовищем простой крестьянский сын Иван разрывает темные тучи, и гроза подходит к концу.


Чудо-юдо

Символ воды и властелин подводного царства принимал жертвы, которых топили. Несмотря на кровожадное описание, в наши дни имя Чудо-юдо стало нарицательным и используется в качестве шутливого описания, имеющего положительный характер. Чудовище, несшее опасность человеческой жизни в древности, сегодня имеет ироничный и смешной облик.

Первые описания существа датированы 19 веком, когда ученые стали разбираться в этимологии имени и выстраивать образ персонажа. Слово «чудо» на Руси часто использовалось для описания чего-то большого и поразительного. На изображениях существо запечатлено ужасающим и огромным. Ввиду водного происхождения персонажа, в былинах и сказках его представляли морским жителем, встававшим на пути мореплавателей.

Этический смысл русских народных сказок

А.С. Пушкин некогда сказал, что словесному творчеству народа присуще «какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Восторженно оценил поэт истории, услышанные от своей няни: «Что за прелесть эти сказки!» Слушая рассказы крепостной крестьянки, он считал, что восполняет «недостатки своего воспитания» в дворянской среде. Поэт В.А. Жуковский писал, что в сказках заключаются народные мнения,эти суеверные предания дают понятие о нравах. Сказки назидательны и нравоучительны. Эти невероятные рассказы имеют глубокий этический смысл, они учат человека быть твердым в жизненных испытаниях, не мириться с несправедливостью, дают примеры не только сказочных, но и настоящих способов борьбы со злом. В сказках реализованы помыслы народа о торжестве правды, честности и труда над ложью, коварством и бездельем.

Подробный пересказ

У старика со старухой было три сына. Все целыми днями трудились в поле. Внезапно дошла до них весть, что на их земли собирается напасть чудо-юдо и всё сжечь. Старшие братья успокоили стариков и решили пойти биться с чудовищем, а младшего брата оставить дома. Иван не согласился и решил отправиться с ними.

Братья взяли дубинки, хлеб с солью и поехали. По пути они встретили старика, который подсказал им, где найти булатные мечи.

Затем братья приехали в сожжённую деревню. Они переночевали в единственной уцелевшей избе у старухи, а утром поехали дальше. Когда они приехали к реке Смородине, к калиновому мосту, увидели вокруг поломанные луки, мечи и человеческие кости.

Иван предложил по очереди ходить в дозор. В первую ночь к мосту пошёл старший брат. Он осмотрелся вокруг и уснул под кустом. Ивану тем временем не спалось, и он, взяв меч, пошёл к мосту. Он не стал будить брата, а спрятался под мост и стал караулить. На мост на коне выехало шестиголовое чудо-юдо. Иван вышел из-под моста, и они начали биться. Иван двумя ударами снёс чудовищу все шесть голов, спрятал их под калиновый мост, тело разрубил на части, бросил в реку и вернулся в избу. Утром старший брат сказал, что ничего не видел.

На другую ночь дежурить пошёл средний брат, но и на него Иван не стал надеяться. Когда Иван пришёл, средний брат спал. В этот раз появилось девятиголовое чудо-юдо. Иван одним ударом срубил ему шесть голов, но чудище вогнало его в землю. Иван бросил ему в глаза песок и, пока чудо-юдо протирало их, он срубил ему оставшиеся три головы и, как в прошлый раз, сложил их под мост, а тело разрубил. Утром средний брат тоже сказал, что ничего не видел. Иван отвёл их под мост, чтобы показать чудо-юдовы головы и отчитать за лень и безответственность.

На третью ночь в дозор пошёл Иван. Перед уходом он повелел братьям всю ночь не спать, а ждать, когда он позовёт их на помощь. Иван снова ждал чудо-юдо под мостом.

Первым ударом Иван отсёк три головы, но чудо-юдо чиркнул по ним своим огненным пальцем и головы приросли обратно. Иван свистнул и бросил одну рукавицу в избушку. Она выбила все окна, но братья спали и ничего не слышали.

Иван ударил сильнее и срубил чудовищу шесть голов, но чудо-юдо опять вернул их на место, а потом ударил и забил Ивана по пояс в землю. Иван кинул в избу вторую рукавицу — она пробила крышу, но братья всё равно не проснулись.

Иван снова ударил и срубил девять голов, но они снова приросли обратно. В этот раз Иван бросил в избу свою шапку с такой силой, что она зашаталась и братья наконец проснулись. Они спустили коня Ивана и бросились к нему на помощь. Конь прибежал и начал бить чудо-юдо копытами, а Иван в это время выбрался из земли и отрубил чудовищу огненный палец. После этого он смог срубить все головы, а тело разрубил на мелкие кусочки и бросил в реку. Он отчитал братьев, и они вместе вернулись в избу.

На следующее утро Иван встал рано, сказал братьям, что пошёл искать потерянный пояс, и отправился к реке. Он перешёл на другой берег и незаметно прокрался к чудо-юдовым каменным палатам. Внутри сидели три чудо-юдовы жены и старая мать-змеиха и думали, как отомстить братьям. Одна решила превратиться в колодец и отравить их, вторая — статья яблоней, от яблок которой братьев разорвёт на мелкие кусочки, а третья — ковром, на котором они захотят отдохнуть и сгорят. А старая змеиха решила, что если у них ничего не получится, то она превратиться в огромную свинью и съест братьев. Иван послушал и вернулся к братьям.

Ехали они через луга в знойный жаркий день и встретили на пути колодец. Братья хотели напиться, но Иван начал рубить колодец мечом, он застонал, а жара спала. Потом по пути им попалась яблоня, которую Иван тоже зарубил. Когда братья сильно утомились, им встретился ковёр. Они хотели на нём отдохнуть, но Иван кинул на ковёр свой кушак, и тот сгорел. Разрубив ковёр, Иван рассказал братьям правду.

Внезапно потемнело небо и завыл ветер. Братья увидели, что за ними гонится огромная свинья. Они разделились, и пока свинья думала за кем бежать, Иван схватил её, ударил об землю, и свинья исчезла. Чудовища людей больше не тревожили, а братья вернулись домой к отцу с матерью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: