«крошечка-хаврошечка»

«крошечка-хаврошечка» — читательский дневник по русской народной сказке

Популярные сегодня темы

Как труден любой выбор. Как не любить Валерия Борзова. Он всю свою спортивную жизнь боролся с собой и американскими бегунами за «выход» из десяти секунд на стометровой дистанции

Каждый человек начинает свою жизнь в семье. С семьи начинается процесс социализации человека. Члены семьи — это самые близкие люди, которые будут поддерживать на протяжении всей жизни

В детстве нам хотелось стать счастливыми обладателями волшебной палочки. Мы думали, что эта палочка способна изменить нашу жизнь и исполнить желания. Наши детские желания были добрыми

Семья — это опора человека. Любовь и поддержка близких помогают преодолевать трудности. Мы не выбираем семью, в которой рождаемся. От родителей ребенок берет лучшие и худшие качества.

Ребенок готовится к поступлению в школу и учит «Священную историю» Афинского. Он хорошо выучил Закон Божий, но очень робеет. Горкин ведает о страхе и просит рассказать что-нибудь из книжки. Хвалит за хороший ответ

Источник

Русская народная сказка «Крошечка-хаврошечка»

Целипознакомить
детей с древнейшим жанром устного народного
творчества – сказкой; развивать умение понимать прочитанное;
учить работать с
текстом.

Оборудование:
учебник
Н. А. Чураковой «Литературное
чтение. 3 класс. Часть I»; жетоны
«Молодец!» (по количеству вопросов разминки).

Ход
урока

I.
Организационный момент.

II.
Вопросы разминки «Что за прелесть
эти сказки!..».

За
правильный ответ – жетон «Молодец!».

1.
Дерево, чаще
всего встречающееся в сказках. (Дуб.)

2.
Яблоки,
дарящие молодость. (Молодильные.)

3.
Сказочная
героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга.)

4.
Кот в русских
сказках. (Баюн.)

5.
Животное, в
которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка.)

6.
Сказочноесущество,житель леса, так
называемый Дух леса. (Леший.)

7.
Какую награду
обычно обещают сказочные цари героям? (Полцарства, дочь отдать
в жены
.)

8.
Читали ли вы
сказки, где в одну из комнат дома гостям не разрешалось входить? («Марья
Моревна».
)

III.
Подготовка к восприятию.

Беседа
по вопросам.

1.
Какие виды
устного народного творчества вы знаете? (Потешки, загадки,
песни, пословицы,
поговорки, сказки и другие
.)

2.
Какие виды
сказок вам известны? (Волшебные, о животных, бытовые.)

3.
Какие русские
народные сказки вам известны?

4.
А хотите
узнать, какой жанр устного народного творчества является древнейшим?


Откройте
учебник на с. 14,прочитайте
название
произведения, с которым мыбудемработатьнауроке.
(Это сказка
«Крошечка-Хаврошечка»
.)

IV.
Чтение и анализ произведения (с.
14–18).

1.
Чтение сказки
учащимися вслух по цепочке.

По
ходу чтенияпроводится
словарная работа.

2.
Беседа
по содержанию.


В этой сказке
спрятано очень много древних представлений о мире и человеке. Проверим
свои
исследовательские способности?

1)
Начнём с
имени героини: почему её звали Крошечкой-Хаврошечкой? (Она
маленькая, и уже
этим отличается от обычных персонажей сказки. В названии
«Хаврошечка»
чувствуется связь с миром животных-предков, возможно, она была
чумазенькая
.)

2)
Почему корову
Хаврошечка называет «коровой-матушкой»? (Корова
действительно заменяет ей
матушку: она не просто утешает её, а помогает ей выжить в очень трудных
условиях, выполняя за девочку огромную работу
.)

3)
С какими
древними представлениями связано то, что Хаврошечке необходимо влезть в
одно
ухо коровы, а вылезти из другого, чтобы немыслимо большая работа была
выполнена? (Это связано с одним из моментов обряда посвящения
подростков в
мир взрослых, а именно: с пребыванием внутри тотемного зверя, с
прохождением
сквозь него
.)

4)
Почему из
косточек коровы вырастает яблонька? (Древнее сознание верило,
что всё может
превращаться во всё
.)

5)
Случайно ли,
что листья на яблоньке золотые, а веточки серебряные? (И
золото, и серебро –
признаки волшебного мира. Давая задание сорвать яблоко с такого дерева,
герой
проверяет, кто из персонажей настоящая героиня, то есть человек,
обладающий
поддержкой волшебного мира
.)

6)
От чего же
засыпают Одноглазка, Двуглазка, Триглазка: от того, что на солнышке
разморились? (Настоящая причина сна – магия
волшебного слова, которое знает
Хаврошечка. Именно Хаврошечка усыпляет девушек. И именно потому, что
Хаврошечка
забыла о существовании у Триглазки третьего глаза и не
«заговорила» его,
Триглазка этим неуснувшим глазом всё и видела
.)

V.
Итог урока.


Хорошо или
плохо заканчивается сказка?


Какова
основная мысль сказки?

Домашнее
задание.

Выразительное
чтение понравившегося отрывка из сказки (по выбору детей); вспомнить,
что такое
загадка.

Конспект открытой НОД «Пересказ сказки «Хаврошечка»

Светлана Костицына

Конспект открытой НОД «Пересказ сказки «Хаврошечка»

Конспект открытого просмотра

непосредственно образовательной деятельности по

«Ознакомлению с художественной литературой и развитию речи»

тема: Пересказ сказки «Хаврошечка»

Цели и задачи открытого занятия:

1. Освоение действия подбора заместителей к сказке.

2. Развитие умения пересказать сказку, опираясь на её пространственно – временную модель.

3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному творчеству.

4. Закреплять знания о разнообразии русских народных сказок.

5. Через пословицы передать любовь к книге.

Беседа с детьми о библиотеке, работа с родителями.

Словарная работа: стеллажи, формуляр.

Материал: Книжные стеллажи с книгами, столы, настольные лампы, небольшие вывески с пословицами о книге, кружки – заместители, указка, листы бумаги с иллюстрациями сюжетов сказки.

Русская народная сказка “Крошечка-Хаврошечка”

Читательский дневник по русской народной сказке “Крошечка-Хаврошечка”

Название произведения: “Крошечка-Хаврошечка”.

Число страниц: 15.

Жанр произведения: русская народная сказка.

Главные герои: девочка Хаврошечка, Коровушка, дочери Одноглазка, Двуглазка и Триглазка.

Краткое содержание сказки “Крошечка-Хаврошечка” для читательского дневника

Одна семья приютила у себя девушку-сиротку по имени Хаврошечка.

Только жизнь ее не была сладкой: все время хозяйка закидывала ее работой.

А у хозяйки были еще три дочери – Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, которые только и знали, что отдыхать и ничего не делать.

Хаврошечка все выполняла по дому, а когда ей плохо было, она бежала в поле и жаловалась Коровушке.

Коровушка жалела девушку и говорила ей залезть в одно ушко и вылезти через другое – и вся работа была выполнена.

Как-то хозяйке стало интересно, кто Хаврошечке помогает и приказала она дочерям следить за сиротой.

Только Одноглазка уснула в лесу, а за ней и Двуглазка, и так ничего и не узнали.

Но когда в лес пошла Триглазка, Хаврошечка усыпила два глаза, а про третий забыла.

Дочь рассказала обо всем матери и старуха приказала зарезать Коровушку.

Коровушка попросила Хаврошечку не есть ее мясо, а косточки собрать и похоронить в саду.

Девушка так и сделала.

Спустя много лет на том месте выросла чудная яблоня.

Мимо двора проезжал красивый юноша.

Он сказал, что та девушка, которая угостит его яблочками, станет его женой.

Пытались дочери нарвать яблок, но ничего у них не вышло.

А перед Хаврошечкой яблоня склонилась.

Так Хаврошечка вышла замуж и стала жить хорошо.

План пересказа произведения “Крошечка-Хаврошечка”

1. Хаврошечка осталось сиротой и попала к другой семье.

2. Сиротку завалили домашней работой.

3. Дочери хозяйки.

4. Хаврошечка жалуется своей Коровушке.

5. Вылезет девушка с ушка коровы – и вся работа готова.

6. Хозяйка отправляет Одноглазку следить за Хаврошечкой.

7. Одноглазка засыпает в лесу.

8. Двуглазка идет с Хаврошечкой в лес и засыпает.

9. Хозяйка отправляет Триглазку с сиротой.

10. Хаврошечка убаюкала два глаза, а про третий забыла.

11. Хозяйка приказывает зарезать корову.

12. Коровушка приказывает сиротке схоронить свои косточки в саду.

13. Яблоня в саду.

14. Юноша просит дочерей принести им яблоко.

15. Яблоня подняла высоко свои ветви.

16. Хаврошечка срывает яблоко и угощает юношу.

17. Юноша женится на Хаврошечке.

Главная мысль сказки “Крошечка-Хаврошечка”

Основная идея сказки – это тема добра и зла, где добро всё-таки побеждает.

Главная мысль сказки заключается в том, что если творить добрые дела и быть бескорыстным, то судьба наградит тебя счастьем, а зло всегда будет наказано.

Чему учит русская народная сказка “Крошечка-Хаврошечка”

Сказка учит нас быть добрыми, бескорыстными и надеяться на лучшее.

Сказка учит нас не сдаваться, не терять надежду и не опускать руки, ведь каждое добро будет оценено по достоинству.

Сказка учит нас не лениться, не ябедничать и не делать плохо другим.

Сказка учит нас быть трудолюбивыми, хорошо относится как к людям, так и к животным.

Краткий отзыв о сказке “Крошечка-Хаврошечка” для читательского дневника

Сказка “Крошечка-Хаврошечка” мне очень понравилась.

Главным героем сказки является сиротка Хаврошечка, у которой доброе и отзывчивое сердце.

Хаврошечка была трудолюбивой девочкой и выполняла всю работу по дому, пока дочери хозяйки бездельничали.

У Хаврошечки была помощница и подруга – Коровушка.

К ней девушка приходила поплакаться и пожаловаться.

Коровушка помогала девушке и выполняла кое-какую работу вместо нее.

Немало стараданий выпало на долю Хаврошечки, но она стойко все выдержала.

А в награду она получила красивого и сильного жениха.

Я считаю, что сказка про Хаврошечку учит нас не терять надежду и верить, что хорошее еще впереди.

На примере Хаврошечки нам следует тоже учиться трудолюбию, скромности и ценить близких людей.

Дальнейшие события

С утра до ночи Крошечке-Хаврошечке приходится работать: мести, убирать, стирать хозяйке и ее дочерям. Хозяйка дает девочке непосильную, невыполнимую нагрузку. Крошечка-Хаврошечка всегда приходит с массой поручений в поле, обнимает корову Пестуху и жалуется ей на свою судьбу. Пестуха — единственный персонаж сказки, который по-настоящему сочувствует бедной девочке. Корова утешает Крошечку-Хаврошечку: «Залезь, — говорит, — в мое правое ушко и вылезай в левое». Так и сделала девочка, и свершилось чудо! Холсты сами соткались и отбелились. Тогда хозяйка решила, что это неспроста. Она отправила сначала старшую дочь, потом среднюю, а следом младшую проследить за Крошечкой-Хаврошечкой. Трехглазка третьим глазом увидела, что делает девочка. Тогда хозяйка велела немедленно зарезать Пеструху.

План сказки «Крошечка-Хаврошечка»

1. Вступление:

— Описание главной героини — Крошечки-Хаврошечки.

— Представление ее семьи: мамы, папы и братьев.

2. Приключение в лесу:

— Крошечка-Хаврошечка отправляется в лес за ягодами.

— Описание красоты и таинственности леса.

— Встреча Крошечки-Хаврошечки с разными лесными обитателями:

— Веселый зайчик.

— Мудрая сова.

— Хитрый лис.

— Возникновение проблемы: Крошечка-Хаврошечка заблудилась.

3. Помощь друзей:

— Зайчик, сова и лис объединяются, чтобы помочь Крошечке-Хаврошечке.

— Вместе они ищут выход из леса.

— Встреча с необычным сказочным существом, которое дает Крошечке-Хаврошечке подсказку о правильном пути.

— Возможные испытания, которые герои должны пройти, чтобы найти выход.

4. Возвращение домой:

— Герои находят выход и возвращаются домой.

— Радость и облегчение семьи Крошечки-Хаврошечки, когда они видят, что она вернулась.

— Воссоединение с семьей и празднование.

5. Заключение:

— Крошечка-Хаврошечка осознает, что дружба и взаимопомощь очень важны.

— Урок, извлеченный из приключения.

— Завершение сказки и пожелание счастливого конца.

Аллюзии на христианство

Очень интересные символы можно увидеть в образах и персонажах сказки. Корова в сказке именуется корова-матушка. Часто в Православии Церковь называют матерью (вспомните известную поговорку: кому Бог Отец, тому Церковь – мать). Хаврошечка бежит к коровушке за утешением, а та не только приносит ей утешение, но и совершает чудо. Не за утешением ли многие из нас идут в Храм? Не чудо ли часто происходит после наших молитв?

В дальнейшем корова-матушка погибает, но из её косточек вырастает дерево, что может символизировать Воскресение и жертву Христову. Причем это дерево является живым, но не для всех: «Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились». Сестрам же яблони с дерева, как символ райских плодов, оказались недоступны, что в целом является олицетворением недоступности Небесных благ для людей нечестивых.

Может быть, на примере Хаврошечки и для нас здесь метафорично зашифрован такой посыл, что Христос жив для тех, кто в него верит и ему верен.

Таким образом, в сказке прослеживается аллюзия не только на взаимосвязь жертвы Христовой и Церкви, но и на торжество Воскресения в целом, что позволяет сказать нам что в данной сказке присутствуют архетипные черты пасхального произведения (пасхального типа).

Прочтений: 111

Интересные детали сказки, которые мало кто замечает

Наконец, нельзя не упомянуть еще о нескольких интереснейших деталях. Во-первых в записи А. Н. Афанасьева четко указано, что коровушка была «рябой», точно так же как и Курочка-ряба. Применительно к последней сказке мы уже разбирали, что курочка — это и есть богиня Макошь (все та же Великая Мать, ткущая полотно мироздания): если обратиться с древнерусским словам, получается, что «ряба» — «нечто яркое, мерцающее, красивое, состоящее из нитей или пестрого повторяющегося узора» («рясно» — украшение; «ряса» — нитка; «рять» — ясность или яркость) + суффикс «ба» означающий «процесс» (гульба, молотьба, ходьба и т. д.). Получается, что Ряба — это живой мерцающий космос (возможно, темная материя или ноосфера в смысле некого потенциала, готового к раскрытию), а Курочка Ряба — космическая часть Мокоши, то есть разумная и самоуправляемая канва мироздания, созидающая и вечно развивающаяся Вселенная. Все ровно то же относится и к рябой «коровушке».

А второй любопытный момент — согласно примечанию в 3-томнике сказок А. Н. Афанасьева «Крошечка-Хаврошечка» была записана в Курской губернии. А именно там — на нашей русской земле — по мнению ряда ученых, происходили события легендарной ведической Махабхараты и кульминационная битва между Пандавами и Кауравами на поле Куру (Курукшетра). Теория о тождественности поля Куру с Курском идет от названий местных рек — этнограф Светлана Жарникова проанализировала их и нашла точные соответствия с текстом Махабхараты. Немаловажным фактом «за» является и существование Курской магнитной аномалии как таковой. Согласно тексту Махабхараты ясно, что противоборствующие стороны применяли в битве разные виды «сверх» оружия, что могло оставить на местности радиоактивный след.

Автор неизвестен. Битва на поле Куру

Если это так — то неудивительно, что такая важная крупица древней мудрости — в форме рассмотренной нами сказки — сохранилась именно в этих судьбоносных местах, которые тысячелетия назад были «центром мира» и вокруг которых вершилась история нашей цивилизации.

Крошечка-Хаврошечка

Сказка Крошечка-Хаврошечка краткое содержание

Маленькая девочка Крошечка-Хаврошечка осталась сиротой и попала в семью к злым людям. Работала она очень тяжело, но доброй девочке помогала коровка. Узнала хозяйка об этом и решила загубить бедное животное… Узнайте в сказке, как вознаградилась доброта и терпение Хаврошечки.

Сказка Крошечка-Хаврошечка скачать:

Сказка Крошечка-Хаврошечка читать

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за всё отвечает.

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая – Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них и пряла, и ткала и слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:

— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.

А коровушка ей в ответ:

— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Так и сбылось. Вылезет красная девица из ушка – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано.

Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей ещё больше работы задаст.

Хаврошечка опять придёт к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмёт – принесёт хозяйке.

Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:

— Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала и побелила.

Ничего хозяйка не дозналась, послала вторую дочь – Двуглазку.

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Поди, догляди, кто сироте помогает? Двуглазка тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, материно приказанье забыла и глазки смежила. А Хаврошечка баюкает:

— Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала, а Двуглазка всё ещё спала.

Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте ещё больше работы дала. И Триглазка, как её старшие сёстры, попрыгала-попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поёт:

— Спи, глазок, спи, другой! – а о третьем глазке и забыла.

Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и всё видит: как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала; старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

— Режь рябую корову!

— Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!

— Режь, да и только!

Наточил старик ножик…

Побежала Хаврошечка к коровушке:

— Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.

— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай, каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка всё сделала, что коровушка завещала: голодом голодала, мяса её в рот не брала, косточки её зарыла и каждый день в саду поливала, и выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли… Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, стал затрагивать девушек:

— Девицы-красавицы! – говорит он. – Которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт.

И бросились три сестры одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сёстры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка, веточки к ней преклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека и он на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знать.

Ответы на вопрос

Отвечает Коноплёв Влад.
05.11.2023 в 06:12

При составлении плана сказки «Крошечка-Хаврошечка» следует учесть основные элементы и структуру сказки.
План может быть следующим:
1. Введение:
— Описание главной героини — Крошечки-Хаврошечки.
— Указание на ее небольшие размеры и способности.
2. Описание семьи Крошечки-Хаврошечки:
— Родители Крошечки-Хаврошечки — описание их характера и внешности.
— Упоминание о братьях и сестрах главной героини.
3. Приключение в лесу:
— Крошечка-Хаврошечка отправляется в лес за ягодами.
— Встреча с различными животными в лесу (зайцем, лисой, волком), которые пытаются уколоть ее.
— Как Крошечка-Хаврошечка умудряется избегать опасности благодаря своим небольшим размерам.
4. Спасение мамы-лисицы:
— Встреча Крошечки-Хаврошечки с молодыми лисятами и их больной мамой.
— Помощь Крошечки-Хаврошечки в восстановлении здоровья мамы-лисицы.
5. Награда:
— Вознаграждение Крошечки-Хаврошечки за помощь маме-лисице.
— Возвращение главной героини домой с ягодами и повествование о своих приключениях.
6

Заключение:
— Упоминание о том, как Крошечка-Хаврошечка стала героем в глазах своей семьи и окружающих.
— Заключительная фраза, которая передает мораль или урок сказки.
Важно помнить, что это только общая структура плана сказки, и можно рассмотреть иные детали и нюансы, в зависимости от предпочтений автора и специфики сюжета

Популярные сегодня пересказы

  • Деньги для Марии — краткое содержание повести Распутина Невероятно интересное произведение, которое называется «Деньги для Марии», написано именитым русским писателем Распутиным. Краткое содержание данного творения представлено в этой статье.
  • Лес и степь — краткое содержание Тургенев Рассказ начинается с того, что герой-повествователь извиняется за то, что утомил читателя своими записками, однако он не может не сказать об охоте. Он полагает, что читатель его не был рождён охотником
  • Краткое содержание оперы Принцесса Турандот Пуччини Произведение является музыкальной оперой, состоящей из трех действий. Сюжетное повествование произведения разворачивается на территории Китая в период легендарных времен.
  • Легкие шаги — краткое содержание рассказа Каверина Зимним вечером мальчик Петя увидел необычное явление – перелетевшую через рельсы девочку. Она перелетела перед самой электричкой. Мальчик посчитал это видением. Но позже увидел ее на улице их поселка Немухино

“Крошечка-Хаврошечка”: как написать отзыв о сказке?

Отзыв к сказке “Крошечка-Хаврошечка­ “:

Сказка “Крошечка-Хаврошечка­ ” мне очень понравилась.

В сказке описывается непростая судьба бедной девушки, она тяжело работала и терпела хозяйку с ее дочерьми, которые завидовали ее красоте. У Хаврошечки была коровушка, которая и выручала ее из всех бед, стоило только Хаврошечке в одно ухо влезть, а в другое вылезть, как вся работа была сделана.

Рекомендую сказку к прочтению.

Мне эта сказка очень понравилась, я ее читала ни один раз. Жалко мне было только Коровушку, да и Хаврошечке-сиротинке не сладко пришлось у тетки с дочерьми, которые были злые и завистливые. Однако хорошо, что все закончилось благополучно, и Хаврошечке наконец повезло в жизни, ее полюбил барин. Главная мысль в том, что надо не бояться работы и тогда ты в жизни станешь хорошей хозяйкой, и хранительницей домашнего очага, а еще надо быть честной, доброй и покладистой несмотря на все трудности которые выпадают на твою долю. Я думаю, что Хаврошечка стала барину хорошей женой, а ее ленивые сестры ничего в жизни не добились. Сказку рекомендую к прочтению.

Топ вопросов за вчера в категории образование

Образование 16.11.2023 07:16 1333 Карпов Андрей.

Чем искусство связано с моралью?

Ответов: 1

Образование 31.08.2023 01:19 695 Романенкова Маша.

«Со своей стороны» выделяется запятыми или нет?

Ответов: 1

Образование 06.09.2023 11:36 2100 Петрина Макс.

Как пишется: «средне-техническое» или «средне техническое » образование?

Ответов: 1

Образование 01.09.2023 05:01 2147 Зонова Виктория.

Какие фрукты начинаются на букву «Д»?

Ответов: 1

Образование 09.09.2023 09:10 2020 Дианочка Диана.

Какие фрукты начинаются на букву «Ф»?

Ответов: 1

Образование 16.09.2023 23:41 2174 Ткачёв Витя.

Какое проверочное слово к слову ОГОРОД?

Ответов: 1

Образование 06.09.2023 22:23 2076 Кудрявцева Аня.

Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?

Ответов: 1

Образование 26.09.2023 09:48 1436 Сапроненков Евгений.

Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?

Ответов: 1

Образование 07.11.2023 10:30 276 Ширяев Данил.

Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?

Ответов: 1

Образование 20.08.2023 17:20 774 Плотникова Юля.

Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?

Ответов: 1

Почему девочку в сказке зовут Крошечка Хаврошечка?

С Крошечкой все понятно — она маленькая сирота. А как насчет Хаврошечки? «Общепринятый» ответ гласит, что Хаврошечка — это всего лишь искаженная народная форма греческого имени Феврония (означает «добро», «благо»), которое трансформировалось в Хавронию, Хавроху, Ховру, Хиврю или — уменьшительно — Хаврошу, Хавроньюшку.

В принципе версию с некоторыми натяжками можно было бы и принять, ввиду того что в исконно русских словах отсутствовала греческая буква «ф», поэтому многие имена, содержание эту букву, трансформировались аналогичным образом: Афанасий — Апанас, Филипп — Пилип

Однако, совершенно непонятно, почему девочку — и особенно из столь необычной и явно нехристианской сказки вдруг должны были бы назвать Февронией? И ведь почему-то это важно, иначе бы не сохранилось в сказке (и даже в ее названии) — девочку могли назвать просто «девочкой» или «крошечкой».. Андрей Клименко

В святилище.

Андрей Клименко. В святилище.

Заметим, что в русских народных сказках вообще крайне мало женских имен — Василиса, Аленушка (Елена) и Марья. И, конечно же, все они (как и мужское «сказочное» имя Иван), каким бы удивительным это не показалось, восходят к дохристианской древности — эти имена лишь созвучны греческим и библейским аналогам, и скорее всего именно потому, что возникли еще во времена индоевропейской общности, а затем вошли в разных транскрипциях в разные языки. Их смысл можно прекрасно разложить с использование как русский корней, так и санскрита — причем он тесно связан с образами девушек, которые носят эти имена в сказках (читать подробнее про русские женские имена). То есть их никто ни у кого НЕ заимствовал — они были с людьми всегда и так и вошли в разные культуры.

Давайте попробуем подойти к имени Хаврония/Ховра таким же образом? Могут ли у него быть аналогии в санскрите? На первый взгляд — нет. Однако… Как на санскрите звучит «корова»? Ее обозначали слогом «ГО» — отсюда же русское — «ГОВядина», «ГОВеть» — то есть отказываться от мяса (напомним, что в Индии вовсе не употребляют в пищу коров, считая их священными животными), да и, скорее всего, само русское слово «корова» = «ГО-РоВа». Более того, одно из имен Всевышнего Бога в Индии — это ГОВинда, что означает «покровитель коров» (сравните — «благо-ГОВеть», «уГОждать»).

То есть мы уже имеем соответствие первых трех букв ГОВ-КОВ-ХОВ-ХАВ (К-Г-Х — взаимозаменяемы, как и А-О) и несомненную связь с коровой, которая является активным действующим лицом сказки о Крошечке-Хаврошечке.

Но откуда могла возникнуть буква «Р»? Ее путь из санскрита сегодня проследить довольно сложно, но, видимо, в некоторые европейские языки она могла попасть: сравните английское GOVERnment — «власть, правительство» и санскритское «ГОВинда» — «имя Всевышнего/покровитель коров». В итоге имеем — ГОВ(Е)Р-ГОВР-ХОВР. Откуда уже один шаг до женского имени ХОВРА и его сокращения Хаврошечка, Хавроньюшка.

Аналогичный смысл можно получить и если прибывать к рассмотренному уже выше слогу ХОВ слог РА, который в русских словах обозначает «свет», «солнца», «божественность», «РАдость» (РАссвет, РА-река = Волга, веРА, хРАм, пРАвда, РАвный, жаРА, РАакета, РАстение, фаРА, кРАсивый, искРА, РАдуга и проч.)

Должно быть это и есть священное женское имя обозначающее «божественный свет», «божественную корову», «Великую Всевышнюю Мать» (ХОВ + РА), а Хаврошечка в разобранной нами сказке — это и есть будущая «Коровушка», просто еще маленькая, нуждающаяся в помощи своей матери.

Н. К. Рерих. Матерь мира

Предлагаем также подумать над тем, по какой причине это имя — Хаврония/Хавронья — получило впоследствии стойкую неприятную ассоциацию со свиньей, причем в самом негативном контексте — грязная, толстая, отталкивающая… Более того, в различных словарях русского языка прямо указано, что, а) «хавронья» — в народе и означает «свинью, чушку, грязнулю»; б) это наиболее распространенная кличка для свиней.

Будто кто-то намеренно поменял его смысл на противоположный, превратив божественную красоту в «отталкивающее свинство». И разве не то же самое хотела проделать в сказке мачеха с Крошечкой? — заставить светлую божественную душу бесконечно ковыряться «в (ее) грязи» — в тяжкой и зачастую ненужной работе, забыв о сияющих звездах над головой. Как в пословице: «На то хавронье дано рыло, чтоб она рыла». Но темные души никогда — НИКОГДА! — не могут победить светлые. Яблонька с золотыми яблочками не даст соврать.

P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.

_________

Сказка:» Крошечка-Хаврошечка»

Русская народная сказка.

У одно бедной вдовы была дочка Хаврошечка. Жили они счастливо, да пришла беда: заболела вдова и умерла, оставив дочку сиротой.

Взяла к себе девочку тетка, а у тетки-то у самой было три дочки: старшая — Одноглазка, средняя — Двуглазка, а младшая – Трехглазка.

Плохо жилось Крошечке – Хаврошечке: одевали ее в лохмотья, над работой морили, куском хлеба попрекали. Совсем бы беда была сиротинушке, если бы не осталась ей после матушки родимой корова, которая ей во всем помогала.

Вылезет Хаврошечка из ушка, а у нее уж все готово: и наткано, и набелено, и скатано.

Тетка только дивится, когда Хаврошечка все это делать успевает. Попрячет все в сундук, а ей еще больше работы задаст. Но сколько бы она ей ни давала работы, Хаврошечка все делала к сроку.

Задумала тетка узнать, кто сироте помогает. Вот зовет она к себе старшую дочь Одноглазку и говорит ей:-Дочка моя, милая! Погляди, кто сироте помогает, кто ей ткет и прядет.

Пошла Хаврошечка в поле, Одноглазка с ней вместе увязалась. Легла в поле на травку под кустик, а Хаврошечка села рядом и приговаривает:- Спи, глазок, усни, глазок!

Одноглазка заснула. Пока она спала, коровушка всю Хаврошечкину работу сделала.

Пришли девушки домой. Спрашивает мать Одноглазку:- Ну, говори, дочка, что ты видела?А дочка ей отвечает:

— Прости, матушка, разморилась я на солнце, заснула и ничего не видела.

Рассердилась мать. На другой день послала среднюю дочь – Двуглазку. Эта тоже улеглась в тени под кустом, приказанье матери забыла. Лежит, дремлет, а Хаврошечка ей приговаривает:- Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка всю работу сделала, а Двуглазка все спит.Разбудила ее Хаврошечка:- Пойдем, — говорит, — домой пора. Я всю работу сделала.

Не узнала и от второй дочери тетка, кто сироте помогает. Рассердилась она и послала на третий день свою младшую дочь – Трехглазку.

Пришли девушки в поле. Посидела, походила Трехглазка, а потом легла под кустик, лежит – потягивается, а Хаврошечка приговаривает:- Спи, глазок, спи, другой! – А про третий забыла.

Два глазка заснули, а третий все видел. Пришла Трехглазка домой и рассказала матери все, что видела.

— Слушать ничего не хочу, режь.

Пошел он нож точить, а Хаврошечка кинулась к своей коровушке, обнимает ее, сама слезами обливается:- Коровушка – буренушка! Хотят тебя колоть. С кем я теперь, сиротинушка, останусь.

— Не плачь, девица! Слушай, что я тебе скажу: ты моего мяса не ешь, косточки мои собери и зарой их в саду. Да помни, каждый день их ключевой водой поливать надо.

Радуется тетка, что теперь некому Хаврошечке помогать и вволю над ней потешается.А Хаврочешка сделала так, как коровушка ей приказала: мяса ее не ела, косточки в саду зарыла и каждый день ключевой водой поливала. Выросла у нее в саду яблоня, густая, развесистая, висят на ней яблочки наливные. Всякий, кто мимо идет, останавливается – любуется.

Случилось раз, гуляли в саду девушки, а мимо сада ехал богатый барин, молодой красавец.Увидел он чудные яблочки и говорит девушкам:

— Здравствуйте, девицы – красавицы! Хороши у вас яблочки! Которая из вас мне яблочко даст, ту я замуж возьму.

Кинулись сестры к яблоне, а ветки с яблоками все высоко — высоко поднялись. Прыгают — прыгают сестры вокруг деревца, а яблочка достать не могут. А подошла Хаврошечка к деревцу, веточки к ней сами наклонились, яблочки сами в ручки ей падают.

Подала она яблоко барину, взял он ее за руку белую, посадил с собой рядом в коляску и увез к себе от злой тетки. Вышла Хаврошечка за барина замуж, и стали они жить – поживать да добра наживать

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: