Как определялся чин офицера до появления погон?
До того, как в армии появились эполеты и звёздочки, о чине офицера можно было догадаться лишь приблизительно — по тому, насколько богато украшен его мундир. Чтобы избегать путаницы, в европейских армиях конца XVII века учредили офицерский знак, иначе называемыйгоржет». Это была металлическая полированная пластина, украшенная гербом страны, гербом полка или вензелем монарха. Её носили на шее. По сочетанию серебряных и золотых элементов(поле знака, ободок, герб) и определялся чин офицера.
Обер-офицер с горжетом и полковой барабанщик
В эпоху роскоши XVIII столетия горжет могли украшать цветной эмалью, носить на золотом шнуре или муаровой ленте.
Что насчёт шапки-ушанки? Это традиционный головной убор русской армии?
Хотя ушанка стала своеобразным символом советской армии(и благодаря этому многократно появлялась в кино, на страницах книг и уж тем более комиксов), русская императорская армия не использовала в качестве головного убора ничего подобного.
Похожий на привычную нам ушанку головной убор впервые начал применять знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен в конце XIX века, но этот элемент униформы делался из плотного шерстяного сукна. В Россиинансеновская шапка» стала с лета 1919 года частью обмундирования в белой армии адмирала Колчака.
Бойцы адмирала Колчака в шапках-колчаковках»
Она прижилась у военных, и вскоре её начали делать из меха. Так и появилась ушанка, ставшая привычной частью советской зимней униформы.
Интересно в истории о шинелях во время войн:
Твардовский в поэме «Василий Теркин» поведал:
Взял шинель да, по присловью,Смастерил себе постель,Что под низ, и в изголовье,И наверх, — и все — шинель.
Эх, суконная, казенная,Военная шинель, —У костра в лесу прожженная,Отменная шинель.
Знаменитая, пробитаяВ бою огнем врагаДа своей рукой зашитая, —Кому не дорога!
Упадешь ли, как подкошенный,Пораненный наш брат,На шинели той поношеннойСнесут тебя в санбат.
А убьют — так тело мертвоеТвое с другими в рядТой шинелкою потертоюУкроют — спи, солдат!
Хорошие стихи про шинель написал Александр Трифонович, однако в последнем четверостишии, где говорилось про то, что красноармейцев хоронили в шинелях, имелась нестыковка с действующим приказом советского верховного командования.
Дело в том,что еще до начала войны 22 июня 1941 года, 15 марта того года, народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С.Тимошенко подписал секретный приказ № 138, которым вводилось
«Положение о персональном учете потерь и погребении погибшего личного состава Красной Армии в военное время» .
Многие люди, интересующиеся военной историей, слышали об этом Положении, ряд ученых цитировал его начало, но вот что примечательно: до страшного 42-го пункта мало кто добрался. Ну так вот же этот пункт:
«42. Перед погребением с трупов погибших снимаются только шинели, которые дезинфицируются и сдаются в склад…»
В предвоенные годы официальные лица успокаивала народ заявлениями, что война будет «малой кровью на чужой территории».
Но советские правители знали, что теперь шинели придется снимать не с живых ветеранов, как в 1919 году, а с мертвых солдат. Такая закладывалась экономия обмундирования в связи с прогнозируемыми еще до войны потерями личного состава РККА…
Так же люди,занимающиеся реконструкцией сражений войны 1812 года, особенно те,кто шьет униформу войск Наполеона,знают, что те же французские войска в военных действиях снимали с убитых однополчан те же суконные гетры, и потом перешивали на себя и других новобранцев.
Мало того, это было закреплено Приказами по Наполеоновской армии.И те же гетры кроились специально с припусками, которые запрещено было обрезать при подгонке на солдата.
Так что экономия в армии всегда была и будет..увы…Ведь в странах не только идет война с врагом, но одновременно с эти не работают,или работают на малую мощность промышленные предприятия+нехватка рабочих рук во время любой воны очевидна.
Именно по-этому , учитывая все возможные трудности при боевых действиях и руководству СССР пришлось дописать сей 42 пункт..
——————————–
Рыцарские доспехи из драгоценных металлов в русской армии? Не может быть!
На самом деле — может. После того, как Павел I в конце 1796-го — начале 1797 года заново сформировал кавалергардский эскадрон, эта самая почётная часть русской гвардии получила необычное отличие. Это был рыцарский доспехв три четверти», состоящий из каски, кирасы, наручей и набедренников, — сделанный из чистого серебра.
По приказу императора доспехи изготавливали из столового серебра, взятого из резиденций глав наместничеств(высшая единица территориального деления при Екатерине II), упразднённых Павлом I.
Кавалергарды в царствование Павла I
Даже немногочисленная воинская часть, одетая в серебряную броню, оказалась очень дорогим удовольствием. Поэтому было сделано только 240 комплектов доспехов.
Размышляем о своеобразии бытовых сказок
1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?
Сказка хоть и называется «Солдатская шинель», но шинель не является главной в повествовании, потому что это сказка о солдатской сметливости и барской глупости. Для солдата испокон веку шинель была не только одеждой, но и кроватью, его шинель – его дом. Солдат не обманывал барина, когда хвалил шинель, а вот барин, не зная солдатской жизни и настоящей работы, почувствовал себя обманутым. Как солдат подшутил над глупостью барина, оценил полковой командир и наградил солдата, а не наказал, как думал барин.
2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Бытовая сказка не содержит в себе никаких чудес и волшебства. Она очень похожа на рассказ, действие которого происходит в реальном мире. Нет здесь зачина и концовки, нет присказки и постоянных эпитетов, нет говорящих животных, зато есть в конце сказки мораль, что роднит ее с басней.
3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?
Концовка сказки содержит мораль, вывод, к которому должны прийти слушатели сказки по ходу повествования. И этот вывод похож на пословицу, в которой часто присутствуют сравнение (при солнышке тепло – при матери добро) или условие (без труда не вытащишь и рыбку из пруда) или противопоставление (встречают по одежке, а провожают по уму). В концовке сказки про саму шинель ничего не сказано, потому что здесь противопоставляются труд и безделье. Когда человек много работает, так он хоть на камне уснет, а бездельнику и на перине уснуть.
4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.
В этом учебном году мы узнали три жанра сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных.
5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, о других художниках) или об особенностях их иллюстраций.
Иван Яковлевич Билибин, ученик знаменитого И. Репина, был художником-иллюстратором и оформителем. Первые иллюстрации он нарисовал в 1899 году к сказке «Сказка об Иване-царевиче и Жар-птице и о сером волке». И в дальнейшем в течение 40 лет он оживлял для читателей сказки и былины, создав свой неповторимый билибинский стиль. Автор всегда был точен в изображении русского костюма и предметов быта, а сказочности картинам придавали народные орнаменты, которыми он не только расписывал костюмы героев, но и обрамлял ими всю иллюстрацию. Знаменитыми являются его рисунки к сказкам: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Сказка «Солдатская шинель»
Основным героем этой сказки является старый солдат, который никогда не снимал своей старой, оборванной шинели. В ней была загадка, и тот, кто смог ее разгадать, был обречен на гибель
Но важно понять, что истинное богатство этой сказки заключается в дружбе и сострадании. Когда герой нашей истории становится не только другом, но и защитником маленького мальчика, его судьба меняется
Сказка «Солдатская шинель» преподносит нам несколько важных уроков:
Доброта и сострадание
Герой сказки показывает нам, что важно быть добрым и отзывчивым по отношению к другим людям. Хотя его шинель и могла принести богатство, он отдаст ее, чтобы помочь другому человеку.
Смелость и доблесть
Солдат, несмотря на опасность, решает бороться за мальчика и его семью. Он готов бросить вызов злому и несправедливому.
Ценность дружбы. Во время своих приключений солдат находит настоящих друзей, готовых помочь ему и поддержать в любой ситуации. Это показывает, что настоящая дружба не имеет границ и может пережить все.
В сказке «Солдатская шинель» важной является также тема волшебства. Мы узнаем, что сила исходит не только из волшебных предметов, но и из наших сердец
Если мы творим добро, то оно непременно вернется к нам.
К счастью, в реальной жизни нам не приходится разгадывать загадки и устраивать сражения за шинели. Но уроки, которые нам дает эта сказка, все равно актуальны и важны
В мире, где царят негатив и эгоизм, важно помнить о доброте, сострадании и отзывчивости
Наверняка, вы не раз слышали истории о том, как маленькие добрые поступки могут изменить жизнь людей. Вот и «Солдатская шинель» напоминает нам об этом. Мы можем быть героями своей собственной истории, способны помочь другим и вносить изменения в мир, начиная с себя.
Камуфляж
После преобразований охранных отрядов в боевые части указами 1937 года, в элитные боевые подразделения СС начали уже к 1938 году поступать образцы камуфлированной формы. Она включала в себя:
- чехол на шлем;
- куртку;
- маску для лица.
Позднее появились камуфлированные накидки (Zelltbahn). Брюки (бриджи) до появления в районе 1942-43 годов двусторонних комбинезонов были от обычной полевой формы.
Сам рисунок на камуфлированных комбинезонах мог использовать множество «мелкопятнистых» форм:
- в горошек;
- под дубовые (eichenlaub);
- пальмовые (palmenmuster);
- платановые листья (platanen).
При этом маскировочные куртки (а затем и двусторонние комбинезоны) имели почти весь необходимый спектр расцветок:
- осенний;
- летний (весенний);
- дымный (чёрно-серый горошек);
- зимний;
- «пустынный» и другие.
Первоначально обмундирование из камуфлированных водонепроницаемых тканей поставлялось в Verfugungstruppe (диспозиционные войска). Позднее камуфляж стал неотъемлемой частью формы «целевых» групп СС (Einsatzgruppen) разведывательных и диверсионных отрядов и подразделений.
Тем не менее, нельзя недооценивать вклад собственно германских и сотрудничавших с режимом Гитлера ученых, в разработку таких знаменитых марок камуфляжей, как
- ss beringt eichenlaubmuster;
- sseichplatanenmuster;
- ssleibermuster;
- sseichenlaubmuster.
Над созданием этих типов расцветок работали профессора физики (оптики) изучавшие эффекты от прохождения лучей света сквозь дождь или листву.
О камуфляжном комбинезоне SS-Leibermuster советской разведке было известно меньше, чем союзнической: он применялся на Западном фронте.
При этом (по данным американской разведки) желто-зеленые и чёрные линии наносились на китель и нашлемник особой «светопоглощающей» краской, которая еще и уменьшала уровень излучения в инфракрасном спектре.
О существовании подобной краски в 1944-1945 годах до сих пор сравнительно мало известно, высказываются предположения, что речь шла о «светопоглощающей» (конечно, частично) черной ткани, на которую позже наносились рисунки.
В советском фильме 1956 года «В квадрате 45» можно увидеть диверсантов в костюмах, наиболее напоминающих SS-Leibermuster.
В единственном экземпляре образец этой военного обмундирования находится в военном музее в Праге. Так что ни о каком массовом пошиве формы этого образца речи быть не может, подобных камуфляжей было выпущено настолько мало, что сейчас они являются одним из самых интересных и дорогостоящих раритетов второй Мировой.
Считается, что именно эти камуфляжи дали толчок американской военной мысли для разработки маскировочных одежд для современных коммандос и прочих спецподразделений.
Камуфляж «SS-Eich-Platanenmuster» куда более часто встречался на всех фронтах. Собственно « Platanenmuster» («древесный) встречается ещё на довоенных фото. К 1942 году в войска СС стали массово поставляться «оборотные» или «реверсивные» куртки расцветки «Eich-Platanenmuster» ─ осенний камуфляж на лицевой, весенняя расцветка на оборотной стороне ткани.
Собственно, эта трехцветная, с ломаными линиями «дождя» или «веток» боевая форменная одежда и встречается чаще всего в кинофильмах о второй Мировой и Великой Отечественной.
Однако, большей частью, из них, в основном, изготовлялись накидки, плащ-палатки. А солдаты спецподразделений уже самостоятельно (во многих случаях) шили из накидок куртки и нашлемники.
Автор
Николай Гоголь, родившийся 31 марта 1809 года, был одним из самых выдающихся представителей русской литературы XIX века. Его произведения часто отличались остротой иронии, фантастическими сюжетами и глубоким психологизмом.
Сказка «Солдатская шинель» была опубликована Николаем Гоголем в 1842 году и стала одной из его самых известных и популярных работ. В этой сказке автор описывает историю о среднестатистическом клерке, которому по сказочному стечению обстоятельств попадает в руки волшебная шинель, при помощи которой он встает над всеми и становится человеком с высокими статусом и достоинством.
Гоголь использовал в «Солдатской шинели» мотивы фольклора и народных примет, но при этом неизменно добавлял к ним свою уникальную философскую мудрость и запоминающиеся образы.
“Шинель” Н.В.Гоголя в искусстве
“Шинель” Н.В.Гоголя в искусстве
1
Маршрут экскурсии:1.зал – общий, 2.зал – художники-иллюстраторы,3.зал – кинозал,
4.зал – театр «Современник»
2
Цель экскурсии: 1.Познакомить с изобразительным и сценическим воплощением повести Н.В. Гоголя «Шинель».
2.Показать, что эти произведения искусства расширяют круг впечатлений от произведения, способствуют более глубокому пониманию текста.
3
Мы хотели бы обратиться к образной интерпретации повести Н. Гоголя « Шинель», которая отличается от других произведений писателя особенностями своего юмора и масштабом осмысления темы «маленького человека». Н.В.
Гоголь- едва ли не самый иллюстрируемый русский писатель: Более 20-ти художников обратились к повести «Шинель». Что их привлекало? Неоднозначное толкование образа Акакия Акакиевича Башмачкина? Желание собственного прочтения Н.Гоголя?
Наша работа – своего рода экскурсия по гоголевскому художественному музею.
Важно
Предлагаем рассмотреть иллюстрации, созданные в разное время П. Боклевским, П. Кустодиевым, Кукрыниксами , С.Бродским
Их картины – единый ансамбль, ибо в центре внимания- «маленький человек», шинель-символ.
4
Самым ранним иллюстратором был современник Н. Гоголя П. Боклевский , а чуть позже появились работы П. Кустодиева . Вот каким они увидели А.А. Башмачкина.
Герой Боклевского как нельзя лучше соответствует реалистической манере Н. Гоголя.
художник рисует облик Башмачкина на основании текста: «Вечный титулярный советник», «низенький чиновник с лысенкой на лбу», жалкий, съежившийся, беспомощный, именно таким мы и представляем этого героя, произносящего: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
Можно сделать вывод: у Боклевского стремление увидеть героя как живого, дать его подлинный портрет.
На иллюстрациях П.Кустодиева, нам кажется, Башмачкин другой. Художник увидел в нем человеческое: « Я брат твой.»
5
Мы видим, что П.Кустодиев, проиллюстрировавший основные моменты жизни Башмачкина, внес свое понимание повести Гоголя. Все же герой Гоголя и герой Кустодиева внешне отличаются.
6
Приглашаем вас в другой зал и представляем иллюстрации Кукрыниксов (50-ые годы ХХ века), которые рассматривали главного героя во всех психологических аспектах.
Совет
Трагедия маленького человека, прилежного переписчика бумаг, безропотной жертвы глумления сослуживцев, распекания начальством всех рангов получило в лице Кукрыниксов глубоких истолкователей, ибо они создали на редкость убедительный образ Акакия Акакиевича; запоминается лицо, на котором отражаются все чувства героя.
7
«Шинель» Кукрыниксов – это спектакль сыгранный одним актером. Их Башмачкин зачастую сопоставлен с окружением. Удался художникам образ портного Петровича, где герой заказывает шинель.
На редкость выразительно значительное лицо, распекающее Башмачкина.
Полный ужаса эпизод, рисующий почти безумного чиновника после снятия с него шинели и ищущего помощи у полицейского. На всем цикле рисунков лежит сумеречный отсвет николаевского времени.
8
Новое время(70-ые – 80-ые годы ХХ века)-новое прочтение повести Гоголя С.Г.Бродским. Его иллюстрации, а их 14, могли бы занять целый зал музея. Хотим заметить, что его рисунки выходят за рамки требований к ним.
Шинель у Бродского- не «светлый гость… ожививший на время бедную жизнь чиновника, а символ той страшной эпохи»
В начале книги – земля, затянутая шинелью с гербовыми пуговицами и бегущий человек с поднятыми в ужасе руками.
9
Так отражается внутренний мир человеческой драмы. Драмы одиночества, забитости, убогости и ненужности, доведённой до своего абсурдного предела.
10
Сильное эмоциональное впечатление оставляют листы , изображающие героя повести в леденящих своей геометрической правильностью петербургских ландшафтах. Здесь звучит тема одиночества человека в огромном городе , враждебном ему.
11
Обратите внимание
Итак, вы увидели, что каждый из художников по-своему трактует «Шинель» Н.В. Гоголя.
12
Новое прочтение повести – фильм режиссера А. Баталова с Роланом Быковым в заглавной роли. Пронзительно сыграны эпизоды, когда с Башмачкина снимают шинель.
Со смертью героя сюжет повести не обрывается, а переходит в фантастический план. Начинается возмездие.
13
Наша экскурсия будет неполной, если не сказать о спектакле режиссера Фокина в театре «Современник» с Мариной Неёловой – Акакием Акакиевичем. Можно спорить о режиссерских новациях, но то, что актриса – полное перевоплощение в «маленького человека», не вызывает сомнения
14
Читательский дневник по русской народной сказке «Солдатская шинель»
Название произведения: «Солдатская шинель».
Жанр произведения: народная бытовая сказка.
Главные герои: солдат, барин, командир.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Солдат — находчивый, ловкий и справедливый.
Барин — жадный, скупой и ворчливый.
Командир — правильный, рассудительный и мудрый.
Краткое содержание сказки «Солдатская шинель»
Некий барин разговорился с солдатом, и тот поведал ему, что шинель сон улучшает.
Поверил барин, заплатил за шинель 25 рублей и домой принёс.
Попытался богач на шинель лечь, да жёстко ему показалось.
Пошёл господин на служивого жаловаться.
Вызвал командир солдата, а тот мигом улёгся на шинель, укрылся и уснул.
Посмеялся командир, выдал солдату чарку.
Основная мысль произведения «Солдатская шинель»
Главная мысль сказки заключается в том, что кто усердно и тяжело трудиться, тому любой отдых и покой приятен.
А кто ничего не делает, тот только ворчать умеет.
Основная идея сказки в том, что для того, чтобы хорошо отдохнуть, нужно ещё лучше потрудиться.
Сказка учит быть трудолюбивыми и честными.
Учит быть хитрыми и ловкими, находчивыми.
Учит нас не быть наивными.
Краткий отзыв о сказке «Солдатская шинель» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я сильно смеялась над неудачей богача.
Тот привык спать на пуховой перине, да укрываться мягким одеялом.
А солдат убедил его в том, что лучше всего спиться на простой военной шинели.
И сумел выгодно продать свой товар.
Конечно, барин чувствовал себя обманутым.
Но служивый доказал справедливость своих слов.
Просто они с барином по-разному понимали что хорошо.
Это интересная и поучительная сказка о весёлом солдате и глупом барине.
В ней удалось показать мысль о том, что хорошо отдыхает тот, кто много работает.
Ведь устав, человек не обращает внимания на качество постели, он засыпает на любой.
Мне понравилась хитрость и находчивость главного героя.
А то, что он обманул барина и разорил его на 25 рублей, ничего страшного.
Не обеднеет ленивый барин, а урок, может быть, ему на пользу пойдёт.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что реклама часто преувеличивает ценность той или иной вещи.
Она вроде не обманывает прямо, но и правды не всей говорит.
Всегда нужно думать головой, прежде чем совершать важную покупку.
Пословицы к произведению:
- Скупой платит дважды.
- Глупый киснет, а умный всё промыслит.
- Дадут дураку честь, так не знает, где и сесть.
- Обвели вокруг пальца.
- Горька работа, да хлеб сладок.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла: постелю шинель, и в головах положу шинель, и оденусь шинелью.
— Ну как же ты будешь спать?
И точно, барин постелил шинель, а в головах положить и одеться нечем, да и лежать-то ему жёстко.
Размышляем о своеобразии бытовых сказок
1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?
Сказка хоть и называется «Солдатская шинель», но шинель не является главной в повествовании, потому что это сказка о солдатской сметливости и барской глупости. Для солдата испокон веку шинель была не только одеждой, но и кроватью, его шинель – его дом. Солдат не обманывал барина, когда хвалил шинель, а вот барин, не зная солдатской жизни и настоящей работы, почувствовал себя обманутым. Как солдат подшутил над глупостью барина, оценил полковой командир и наградил солдата, а не наказал, как думал барин.
2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Бытовая сказка не содержит в себе никаких чудес и волшебства. Она очень похожа на рассказ, действие которого происходит в реальном мире. Нет здесь зачина и концовки, нет присказки и постоянных эпитетов, нет говорящих животных, зато есть в конце сказки мораль, что роднит ее с басней.
3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?
Концовка сказки содержит мораль, вывод, к которому должны прийти слушатели сказки по ходу повествования. И этот вывод похож на пословицу, в которой часто присутствуют сравнение (при солнышке тепло – при матери добро) или условие (без труда не вытащишь и рыбку из пруда) или противопоставление (встречают по одежке, а провожают по уму). В концовке сказки про саму шинель ничего не сказано, потому что здесь противопоставляются труд и безделье. Когда человек много работает, так он хоть на камне уснет, а бездельнику и на перине уснуть.
4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.
В этом учебном году мы узнали три жанра сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных.
5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, о других художниках) или об особенностях их иллюстраций.
Иван Яковлевич Билибин, ученик знаменитого И. Репина, был художником-иллюстратором и оформителем. Первые иллюстрации он нарисовал в 1899 году к сказке «Сказка об Иване-царевиче и Жар-птице и о сером волке». И в дальнейшем в течение 40 лет он оживлял для читателей сказки и былины, создав свой неповторимый билибинский стиль. Автор всегда был точен в изображении русского костюма и предметов быта, а сказочности картинам придавали народные орнаменты, которыми он не только расписывал костюмы героев, но и обрамлял ими всю иллюстрацию. Знаменитыми являются его рисунки к сказкам: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Размышляем о своеобразии бытовых сказок
1. Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?
Сказка хоть и называется «Солдатская шинель», но шинель не является главной в повествовании, потому что это сказка о солдатской сметливости и барской глупости. Для солдата испокон веку шинель была не только одеждой, но и кроватью, его шинель – его дом. Солдат не обманывал барина, когда хвалил шинель, а вот барин, не зная солдатской жизни и настоящей работы, почувствовал себя обманутым. Как солдат подшутил над глупостью барина, оценил полковой командир и наградил солдата, а не наказал, как думал барин.
2. Чем прочитанная вами бытовая сказка отличается от волшебных и от сказок о животных?
Бытовая сказка не содержит в себе никаких чудес и волшебства. Она очень похожа на рассказ, действие которого происходит в реальном мире. Нет здесь зачина и концовки, нет присказки и постоянных эпитетов, нет говорящих животных, зато есть в конце сказки мораль, что роднит ее с басней.
3. Можно ли сказать, что концовка сказки похожа на пословицу? Почему?
Концовка сказки содержит мораль, вывод, к которому должны прийти слушатели сказки по ходу повествования. И этот вывод похож на пословицу, в которой часто присутствуют сравнение (при солнышке тепло – при матери добро) или условие (без труда не вытащишь и рыбку из пруда) или противопоставление (встречают по одежке, а провожают по уму). В концовке сказки про саму шинель ничего не сказано, потому что здесь противопоставляются труд и безделье. Когда человек много работает, так он хоть на камне уснет, а бездельнику и на перине уснуть.
4. Какие жанры сказок стали известны вам в 5 классе? Подготовьте краткий пересказ одной из них.
В этом учебном году мы узнали три жанра сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных.
5. Какие художники иллюстрировали народные сказки? Расскажите об одном из них (например, о В. Васнецове, И. Билибине, о других художниках) или об особенностях их иллюстраций.
Иван Яковлевич Билибин, ученик знаменитого И. Репина, был художником-иллюстратором и оформителем. Первые иллюстрации он нарисовал в 1899 году к сказке «Сказка об Иване-царевиче и Жар-птице и о сером волке». И в дальнейшем в течение 40 лет он оживлял для читателей сказки и былины, создав свой неповторимый билибинский стиль. Автор всегда был точен в изображении русского костюма и предметов быта, а сказочности картинам придавали народные орнаменты, которыми он не только расписывал костюмы героев, но и обрамлял ими всю иллюстрацию.
Знаменитыми являются его рисунки к сказкам: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Вывод и свое мнение
В своем произведении автор поднимает проблему маленького человека, который вполне доволен своей жизнью и способен радоваться тому, что имеет. Он покорно сносит холодное обращение руководства, издевательства сослуживцев и нищету. И неожиданно ему представляется изменить свою жизнь, пошив новую шинель
Герой меняется буквально на глазах – он оживает, становится более веселым, разговорчивым, ему приятно внимание коллег. И тем тяжелее становится утрата шинели, ставшей пропуском в новую жизнь. От сильно потрясения Башмачкин умирает
Повесть учит ценить людей не по занимаемым должностям или социальному статусу, а исключительно за личные качества
От сильно потрясения Башмачкин умирает. Повесть учит ценить людей не по занимаемым должностям или социальному статусу, а исключительно за личные качества.