Как составить общий план рассказа

"повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". с-щедрин план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему. пересказ произведения "повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" салтыкова-щедрина м.е тип урока: изучение нового материа

Краткое содержание

Однажды два легкомысленных генерала «очутились на необитаемом острове». Всю свою жизнь они провели «в какой-то регистратуре», а, значит, ничего не понимали.

Генералы растерялись и в поисках пищи решили исследовать остров. Они обнаружили много деревьев со спелыми плодами, полноводную реку с рыбой, обилие дичи в лесу. Но ни один из генералов так и не смог добыть пропитания, и вернулись оба «на условленное место с пустыми руками». Они были обескуражены тем, что привычная пища, оказывается, в своем первоначальном виде «летает, плавает и на деревьях растет».

Голод стал все сильнее терзать генералов, которые до того «остервенились», что чуть было не съели друг друга. Чтобы как-то отвлечься, они принялись читать «старый нумер “Московских ведомостей“», который нашли на острове, но и там все статьи были посвящены званым обедам и ужинам с перечислением изысканных блюд.

Самый толковый из генералов, в прошлом учитель каллиграфии, предложил отыскать мужика, который и будет о них заботиться. Поблуждав по острову, они наткнулись на спящего под деревом огромного детину, который «самым нахальным образом уклонялся от работы». Увидев перед собой генералов, он хотел было дать деру, но те крепко вцепились в него.

Мужик ловко принялся за работу: нарвал яблок, собрал картофель, поймал рябчика, разжег огонь и приготовил разнообразную снедь. Генералы умильно глядели на его старания и думали: «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!». После они приказали мужику свить веревку, которой привязали его к дереву.

Благодаря стараниям мужика жизнь на острове для генералов казалась сладким сном. Но спустя время, соскучившись по столице, они заставили мужика построить лодку и отвезти их в Петербург. Последний блестяще справился с заданием, но всю дорогу выслушивал от господ одни лишь ругательства.

Отдохнув дома, генералы первым делом отправились в казначейство получить всю пенсию, что накопилась во время их отсутствия, а после отправили мужику «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».

И что в итоге?

Два генерала — с помощью мужика возвращаются в Петербург, получают пенсию, которая накопилась за время их отсутствия.

Мужик — строит лодку, отвозит двух генералов в Петербург, получает от них в качестве оплаты рюмку водки и пятак серебра.

Заключение

В сатирической сказке Салтыков-Щедрин наглядно показал, как «генералы», презирающие «мужиков», абсолютно беспомощны без них и сами по себе не представляют никакой ценности.

После ознакомления с кратким пересказом «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Основные составляющие

План сказки — это важный инструмент, который помогает ученикам структурировать свои мысли и организовать историю. Он включает в себя следующие составляющие:

Начало: Здесь представляется главный герой и описывается обстановка, в которой он находится
Важно привлечь внимание читателя и задать основные вопросы, которые будут развиваться в ходе сказки.

Конфликт: Герой сталкивается с проблемой или конфликтом. Это вызывает интерес и делает сказку более захватывающей
Конфликт может быть внешним (например, борьба с драконом) или внутренним (например, герой борется с собственными страхами).

Развитие сюжета: Здесь герой преодолевает преграды, решает проблемы и встречает различных персонажей

Важно поддерживать интерес читателя и создавать напряжение.

Кульминация: В этой части сказки происходит наиважнейшие событие, которое решает судьбу героя. Кульминация может быть положительной (герой побеждает врага) или отрицательной (герой не справляется с проблемой).

Распутывание: Здесь все нити сюжета упорядочиваются, конфликт разрешается и герой приходит к счастливому концу. Распутывание также должно дать шанс герою продемонстрировать свои качества и оставить поминутный след у читателя.

Заключение: В завершении сказки герой приходит к новому пониманию или победе. Здесь дается окончательный вывод и закрепление основных идей, которые были выведены в сюжете.

План сказки помогает ученикам лучше понять структуру и компоненты истории, а также развивает их навыки письма и фантазии.

Разрешение конфликта

Разрешение конфликта – это важнейший элемент сказки, который решает главную загадку и приводит к завершению истории. Этот момент должен быть проработан тщательно, ведь он определяет общее восприятие сказки и оставляет яркий эмоциональный след.

В этой части сказки следует заложить акцент на преодоление героем препятствий и достижения его цели. Кроме того, здесь автор может возвести образ героя, пояснив, насколько сильными стали его качества и как они помогли ему достичь успеха.

Вариантов разрешения конфликта может быть много, в зависимости от художественного задумывания автора. Перед тем, как выбирать один из них, необходимо определить, какую основную идею несет сказка и каким должно быть окончание истории.

Классический путь.

Известный всем конечный вариант разрешения конфликта – это победа добра над злом и счастливый финал. Такой сценарий даст непременный положительный финал и простую воспринимаемость сюжета для детей.

Неожиданный поворот.

Сюжет не всегда должен заканчиваться ожидаемым окончанием. История может принять неожиданный поворот, например, главный герой оказывается в роли “плохого” персонажа, или испытывает неудачу, несмотря на свои старания.

Творческое завершение.

Творческий подход к разрешению конфликта позволяет раскрыть образ героя в полной мере. В завершении автор может дать волю фантазии, добавить необычный ход, позволяющий открыть новый смысл и искреннее увлечение к идеям сказки.

Шаг 4. Три подножки

Чтобы история была интересной, на пути к цели герой обязан преодолевать препятствия. А откуда им взяться, если мы их ему не подкинем?

По канону преград должно быть 3 .

Для примера возьмем сюжет с принцем, который оказался на краю света из-за вредного колдуна. Чтобы вернуться домой, ему придется решить три проблемы:

  • Пешком идти до родного королевства 10 лет – нужно добыть быстрый транспорт.
  • По пути принц встретит чудище. Его никак не объехать – придется завалить или хотя бы обезвредить.
  • Колдун слепил трех каменных великанов и приказала им остановить принца на подступах к королевству.

Придумывать выход из ситуации, как вы понимаете, тоже придется вам. На помощь придут старые и новые друзья, волшебные животные, ожившие деревья, магические шляпы, горшки и прочие предметы гардероба и быта и вообще что угодно – это все-таки сказка. Тут решение проблемы может в прямом смысле свалиться с неба. Свободно фантазируйте и выбирайте первые идеи, которые приходят в голову.

Примеры планов сказок для учеников второго класса

Второй класс — это возраст, когда дети активно развивают свою фантазию и интересуются сказками. План сказки помогает им организовать свои мысли и структурировать идеи. Вот несколько примеров планов сказок, которые можно использовать для учеников второго класса:

Сказка «Золушка»

  1. Введение: Золушка жила со своей мачехой и двумя сводными сестрами. Они не любили Золушку и заставляли ее делать все работу.
  2. Конфликт: Золушка хотела пойти на бал, но мачеха и сестры запретили ей.
  3. Помощь: Фея появляется и помогает Золушке пойти на бал, но предупреждает, что заклятье пройдет в полночь.
  4. Развязка: На балу Золушка встречает принца, они влюбляются друг в друга. Но Золушка вынуждена убежать, чтобы успеть домой до полуночи.
  5. Распутывание: Принц ищет Золушку по всему королевству, пока не находит ее по ее туфельке.
  6. Финал: Принц и Золушка встречаются, поженились и жили счастливо до конца своих дней.

Сказка «Красная Шапочка»

  1. Введение: Красная Шапочка отправляется к своей бабушке с корзинкой еды.
  2. Конфликт: Волк видит Красную Шапочку и решает съесть ее и бабушку.
  3. Помощь: Лесник вмешивается и спасает Красную Шапочку и бабушку.
  4. Развязка: Лесник заполоняет живот волка камнями, чтобы тот больше никогда не смог никого съесть.
  5. Финал: Красная Шапочка и бабушка благодарят лесника и остаются в безопасности.

Сказка «Три поросенка»

  1. Введение: Три поросенка жили со своей мамой, но выросли и решили построить свои дома.
  2. Конфликт: Волк пытается съесть поросят, но не может проникнуть в их дома.
  3. Помощь: Поросята строят свои дома из разных материалов: солома, палки и кирпичи.
  4. Развязка: Волк дует и сносит дома из соломы и палок, но не может разрушить дом из кирпичей.
  5. Финал: Волк убегает и поросята живут безопасно в своем кирпичном доме.

Это только некоторые примеры планов сказок для учеников второго класса. Есть множество других сказок, которые можно изучить и создать свои планы.

Описание персонажей

Принцесса: Она красива и добра. Она живет в замке, который окружен высокой стеной. Она скучает и мечтает о своей любви.

Принц: Он храбрый и сильный человек. Он приезжает на белом коне, чтобы спасти принцессу и полюбить ее.

Злой колдун: Он злой и жестокий. Он хочет помешать принцу и принцессе быть вместе. Он создает зачарованный лес, чтобы запутать принца.

Волшебное существо: Он добрый и мудрый. Он помогает принцу найти принцессу и победить злого колдуна. Он может быть фей или волшебным единорогом.

  • Пальчиковая кукла: Она маленькая и смешная. Она помогает принцу найти выход из зачарованного леса.
  • Мудрая сова: Она мудрая и добрая. Она помогает принцу найти волшебное существо.

Другие персонажи: Могут быть другие персонажи, например, люди, животные или чудовища. Они могут быть друзьями или врагами принца и принцессы.

Главный герой

Итак, позволь мне рассказать тебе о нем. Главный герой нашей истории – обычный мужик, простой работник, который живет в маленькой деревне. Он не обладает ни высоким званием, ни большим достатком, но в его сердце горит пламя мужества и желание помочь своей стране.

Он оказался в самом эпицентре войны, когда две армии вступили в смертельный конфликт. Судьба свела его с двумя генералами, которые, казалось бы, имели бы все необходимые ресурсы для победы. Но обстоятельства не сложились так, как они ожидали, и генералы оказались в тяжелом положении.

И тут наш герой вступает в игру. Он решает прокормить обе армии, несмотря на все трудности и опасности. С его помощью генералы получают необходимые продукты и ресурсы, чтобы поддержать своих воинов. Он не боится рисковать своей жизнью и делает все возможное, чтобы помочь обеим сторонам конфликта.

Главный герой нашей истории – это пример настоящего патриота, который готов пойти на все ради своей страны и ее защиты. Он не думает о себе, о своей безопасности или выгоде. Его единственная цель – помочь своим соотечественникам и принести пользу своей стране.

Уверен, что ты, дорогой читатель, восхищаешься такими людьми, которые несмотря ни на что, готовы помогать другим и делать добрые дела. Ведь именно такие люди являются настоящими героями нашего времени.

Итак, мы видим, что главный герой нашей истории – это обычный человек, который своими поступками доказывает, что герои не всегда рождаются военными или политиками. Герои могут быть в каждом из нас, если мы открыты для помощи и готовы делать добрые дела.

Структура сказки для второго класса

Сказка — это особый жанр литературы, который понятен и интересен даже самым маленьким читателям. Она позволяет детям погрузиться в волшебный мир сказочных героев и произошедших с ними событий

Чтение и написание сказок развивает у детей воображение, логическое мышление и внимание

Структура сказки обычно состоит из следующих элементов:

  • Введение — здесь представляются главные герои и создается атмосфера сказочного мира.
  • Конфликт — возникает проблема или несчастие, с которым главный герой или герои должны справиться.
  • Подвиг — герои сталкиваются с трудностями и переживают различные приключения, чтобы решить конфликт.
  • Разрешение — после сложных испытаний герои находят решение проблемы и восстанавливают гармонию в сказочном мире.
  • Заключение — история сказки подводит итоги и завершается хорошим концом.

Хорошая сказка должна быть увлекательной, иметь ярких и запоминающихся героев, интересный сюжет и правильную структуру. Кроме того, она должна иметь мораль, которую ребенок сможет усвоить и применить в своей жизни.

Пример структуры сказки:

  1. Введение:
    • Представление главных героев.
    • Описание места действия.
  2. Конфликт:
  3. Подвиг:
    • Приключения героев.
    • Испытания и трудности.
  4. Разрешение:
    • Решение проблемы или конфликта.
    • Восстановление гармонии в сказочном мире.
  5. Заключение:
    • Итоги и завершение истории.
    • Хороший конец.

Использование такой структуры поможет детям лучше организовать свою сказку и сделать ее более интересной и увлекательной для читателей.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок

Записываем заголовок к каждой части. Проверяем себя

Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок. Записываем заголовок к каждой части. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

Источник статьи: http://go2school.ru/poleznoe/kak-sostavit-obshchiy-plan-rasskaza

Что такое план сказки 2 класс?

Второклассники на уроках русского языка активно знакомятся с сказками и учатся анализировать их. Для этого им помогает составление плана сказки. В плане указываются основные моменты сказки: начало, развитие событий, конфликт, разрешение и заключение.

Как правило, план сказки составляется с использованием нумерованных или маркированных списков. Ниже приведен пример плана сказки:

  • Встреча героев (Описание имен и внешности персонажей)
  • Главный конфликт (Что привело к возникновению конфликта? Как он развивается?)
  • Решение проблемы (Как герои справляются с конфликтом? Как им удается разрешить проблему?)
  • Окончание сказки (Что происходит в конце сказки? Какие уроки извлекают герои?)

Составление плана сказки позволяет ученикам лучше понять структуру и смысл сказки, а также развивает навыки анализа и логического мышления.

Построение сказки: секреты успеха

Сказка — это не просто история о героях и их приключениях. Это способ рассказа о важных жизненных уроках и моралях, которые нужно усвоить. Для того чтобы сказка была понятна ребенку и оставила в нем нужное впечатление, необходимо уметь правильно ее построить.

Первый шаг — это определение главного героя. Это может быть привычный нам человек или обычное животное, но также можно выбрать необычный персонаж, как, например, волшебный цветок или говорящее дерево.

Второй шаг — это создание препятствий на пути героя. Это могут быть трудности, которые ему нужно преодолеть, или злодеи, которые стоят на его пути. Герой должен проявить свои лучшие качества и доказать, что он достоин преодолеть все эти препятствия.

Третий шаг — это момент кульминации. Герой сражается с злодеем или преодолевает последнее препятствие

Но важно, что в этот момент герой должен проявить не только физическую силу, но и умение думать и быстро принимать решения

Четвертый шаг — это завершение истории. Герой побеждает и получает награду или вернется домой, но он не останется таким же, каким был в начале истории. Он узнал что-то новое о себе и мире вокруг него, и это поможет ему стать лучше и более проницательным.

Пятый шаг — это мораль и урок, которые мы оставляем ребенку. Он должен понимать, что делать в сложных ситуациях, как действовать, если он столкнется с трудностями.

Важно запомнить, что в сказке герой должен оставаться героем, даже если на него падает много испытаний и препятствий. Сказки помогают нам понять, что жизнь бывает сложной, но правильные действия всегда приводят к успеху

Тезис 5. Через тернии к звездам

Чтобы достичь желанной и благородной цели, главные герои должны не просто пройти некий путь. Необходимо их заставить преодолеть целый ряд препятствий. В сказках наиболее популярно тройное прохождение. То есть главному персонажу трижды приходиться что-то делать, постепенно приближаясь к цели.

Если сказка предназначается для совсем маленьких, но самых благодарных читателей, то не следует перегружать историю. В таком случае и одного препятствия будет вполне достаточно. Но в любом случае, каждый шаг — это шаг к цели!

Для того, чтобы сказка читалась с интересом, необходимо действительно ставить перед главным героем все усложняющиеся препятствия. Читатель должен осознать, что перед сказочным персонажем обстоятельства воздвигли реально непреодолимую преграду. А если все же герой сумел и ее преодолеть, то в следующей ситуации он попадает вообще в безвыходное положение.

Необходимо, чтобы достижение Цели шло на грани жизни и смерти. А любая, даже самая малая ошибка могла бы перечеркнуть все предыдущие усилия героя. И вот, чтобы все это преодолеть, главный герой должен проявить свои лучшие качества. Качества, которые вам хотелось бы привить ребенку, читающему сказку:

  • Смелость;
  • Находчивость;
  • Целеустремленность;
  • Терпение.

Два уровня сложности

В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.

Простой характеризуется одноуровневой конструкцией, которая содержит не менее двух, но не более пяти пунктов и подходит для схематизации коротких сообщений или небольших рассказов.

Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.

Пример простого плана на тему «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:

  1. Старик, старуха и Золотая Рыбка.
  2. Три желания старухи.
  3. Последний каприз царицы.
  4. Старик, старуха и разбитое корыто.

Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.

https://youtube.com/watch?v=TfQBn2Hjgo4

Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:

  • Введение.
  • Бедная жизнь старика со старушкой.
  1. Кого поймал рыбак?
  2. Почему дед отпустил свой улов?
  3. Что изменило жизнь стариков?

Недовольство старухи.

  1. Что должен был сделать старик?
  2. Кем хотела стать жадная бабка?
  • Исчезновение волшебной рыбки.
  • Старик, его жена и разбитое корыто.
  • Заключение

Заключение

Подводя итог, обозначим основные моменты, которые нужно учитывать при написании плана сказки. Первым делом произведение нужно прочитать. Если в рассказе встречаются непонятные слова, их значение нужно узнать и запомнить

Нужно выделить основную идею текста, которую автор посчитал важной и вложил в эту работу. Разделить текст на смысловые части, назвать их

Первую версию рекомендуется писать на отдельном листе, в процессе могут возникнуть корректировки, и черновик поможет избежать помарок в тетради. Далее для самопроверки нужно сопоставить получившийся текст с рассказом, проверить правильность последовательности событий, посмотреть все ли пункты связаны и выходят один из другого. Попробуйте самостоятельно воспроизвести произведение по написанному плану. Если это получилось успешно, и вы выделили все ключевые детали сказки, работа удалась на славу.

Планы бывают самые разные. Иногда достаточно простого плана всего в пять пунктов, когда-то требуется сложный или с цитированием, всё зависит от целей и задач, которые стоят перед вами. Некоторые планы могут состоять только из вопросов, другие из названых предложений

Однако перед началом работы всегда важно прочесть и понять произведение, тогда любой план получится отличным

Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!

Поделиться ссылкой:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: