Краткое содержание сказки «дикий помещик» и отзыв для читательского дневника (м. е. салтыков-щедрин)

Премудрый пискарь: краткое содержание и анализ сказки

«Либерал» за 4 минуты. Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

Очень кратко: Либерал мечтает претворить свои идеалы в жизнь и просит совета у сведущих людей. Те заставляют либерала идти на уступки, пока его высокие идеалы не увязают в грязи подлости. В некой стране жил откровенный либерал. Он всюду рассуждал, что общество должно основываться на свободе, обеспеченности и самодея­тельности. Свобода даёт обществу идеалы, основу для творчества и веру в будущее. Без обеспеченности люди становятся подавленными и равнодушными к собственной судьбе, а без самодея­тельности общество неспособно вести свои дела и может постепенно утратить «представление об отечестве».

Либерал не только рассуждал, но и действовал — старался привить людям свои идеалы. Это стремление «попахивало не совсем благонадёжно», но либерал был так мил и искренен, что ему прощали даже неблаго­на­дёжность. Он умел быть гибким, никогда не шёл напролом, а всегда ради общей пользы действовал «по возможности».

Он понимал, что «свобода», «обеспеченность» и «самодея­тельность» — понятия абстрактные, не приспособленные к жизни, и осязаемой пользы принести не могут. Чтобы принести пользу обществу, эти идеалы надо разменять на мелочи, и уже этими мелочами «исцелять недуги, удручающие человечество».

Тут и пригодилось выражение «по возможности». Вооружившись им, либерал решил вступить в битву с действи­тельностью и спросил сведущих людей, нет ли в свободе, обеспеченности и самодея­тельности чего-либо предосу­ди­тельного. Сведущие люди уверили либерала, что совсем не против его идеалов, но попросили действовать «в пределах».

Либерал тоже считал, что без узды обойтись нельзя, и начал орудовать «в пределах» — в одном месте урежет, в другом обойдёт, а в третьем вообще спрячется. Сведущие люди его работой так увлеклись, что чуть сами либералами не сделались. Стыдно было либералу свои идеи ломать, утешался он тем, что «по возможности» задачу свою всё же выполнит.

Однако постепенно сведущие люди начали понимать, что даже в таком виде идеалы либерала плохо пахнут — уж слишком широко задумано, да и народ к восприятию не готов. Подробно описав «все свои несосто­я­тельности и подлости», сведущие люди уговорили либерала не воплощать свои идеи «по возможности», а делать «хоть что-нибудь».

Вскоре либерал свыкся со своим положением и даже оправдывать себя начал: зерно и то не сразу плод даёт. Посадил он в народе «хоть что-нибудь» и стал результатов ждать, но ничего не дождался.

Сведущие люди объяснили, что требует либерал слишком многого, а народ у нас слабый и подлый, с добром к нему приходить бесполезно и себя в чистоте сохранить непросто. Посоветовали сведущие люди действовать «применительно к подлости».

Задумался либерал, ведь от его прежних идеалов и так одни ярлыки остались, но всё же стал действовать «применительно». В сторону свернуть не удавалось — сведущие люди сразу же за рукав хватали.

Шло время. Либерал утешал себя: пусть идеалы по уши в подлости завязли, зато он невредимым остался. Солнышко выглянет, грязь подлости обсушит, и можно будет снова начинать сначала. А сведущие люди слушали его рассуждения и поддакивали.

Шёл однажды либерал со своим другом по улице, об идеалах рассуждал и почувствовал вдруг, как на его лицо несколько капель упало. Это плюнул в него притаившийся за углом человек. Плюнуть либералу в лицо «за его либеральные дела» у него смелости не хватило, вот он и плюнул из-за угла, «применительно к подлости», а брызги на либерала ветром отнесло.

Предыдущая

Пересказы«Алюминиевое солнце» за 7 минут. Краткое содержание рассказа Носова

Следующая

Пересказы«Дурак» за 5 минут. Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

Краткое содержание

Один раз повариха для семьи своих хозяев приготовила кисель. И членам семьи, и гостям он пришелся по вкусу.  Хозяева даже вынесли и оставили чашку вкусного киселя для прохожих, чтобы отведали и они.  А сам кисель тоже был рад тому, что он такой аппетитный и что все его едят да нахваливают.  Даже господа все время у кухарки просили добавку.

А спустя некоторое время хозяйской семье это лакомое блюдо стало приедаться. Господа  усовершенствовали свое образование, добились повышения по службе и загордились. Теперь они могли себе позволить более изысканные кушанья, поэтому предпочитали их, а о киселе они говорили уже совсем по-другому.  В  результате  господами было решено отнести его свиньям, сами же хозяева поехали отдыхать. Свиньям кисель понравился, а ему самому было все равно, кто им питается и какое общественное положение тот занимает, только бы ели. Поэтому весь кисель был  животными съеден.

Когда хозяева отдохнули вдали от дома и растратили свои сбережения, они возвратились, чтобы снова питаться киселем.  Только запасы этого лакомства  у них дома  совсем закончились. И тогда и хозяева, и животные начали громко жаловаться и сетовать на то, что весь кисель съели и ничего не оставили впрок. Никто из них не понимал, что они теперь станут есть.

Итак, краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

У молодого пескаря были очень умные родители, которым удалось прожить долгую жизнь и умереть своей смертью, избежав крючка рыболова и нападения хищной щуки.

Отец-пескарь перед смертью говорил сыну, что если он хочет наслаждаться жизнью, то должен смотреть в оба. Молодой пескарь и сам понимал, что со всех сторон ему угрожает опасность: может проглотить большая рыба, перерезать клешней рак, впиться водяная блоха. Но самая большая угроза жизни исходила от человека с его неводами, сетями и удочками.

Отец делился воспоминаниями, как он малышом был пойман неводом и чуть не угодил в уху, но был отпущен добрым стариком. Следуя наставлениям отца, он за год вырыл себе такую отличную нору-убежище, что кроме него в нее никто не мог забраться.

По ночам, когда река и все ее обитатели погружались в сон, он совершал моцион при лунном свете, а днем сидел в норке и дрожал. Покинуть норку в поисках еды он позволял себе только в полдень, когда все рыбное царство было уже сытым.

Каждый день он радовался тому, что продержался и остался жив, и со страхом думал, что же будет дальше. Ведь опасности подстерегали берегущего свою жизнь пескаря на каждом шагу. Один раз напротив его убежища застыл рак и наблюдал за пескарем своими костяными глазами. В другой раз его целый день подстерегала щука, устрашающе стуча зубами, но так и уплыла ни с чем.

Премудрый пескарь прожил долго, как и планировал, но при этом он был лишен семьи, потомства и общения с друзьями-пескарями. За свою столетнюю жизнь он заплатил одиночеством и постоянным страхом.

В своих предсмертных размышлениях он пришел к выводу, что все пескари давно бы повывелись, если бы вели себя, как он.

Даже умирая, пескарь дрожал. Он исчез из кипучей речной жизни, но никто этого даже не заметил. Вот такая грустная сказка.

Пересказ предоставлен Коровиной Мариной.

Жил-был «просвещённый, умеренно либеральный» пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе). Пескарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днём «дрожал» в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берёг свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти.

У пескаря нет семьи: «самому бы прожить». «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!» Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят. Пескарь не поддаётся ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведёт он, способствует вырождению. Он относится к «бесполезным пескарям». «Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят». Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит. Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее «остолопом» и «постылым». В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да ещё и премудрый.

Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

Психоаналитическая версия.

Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его была прочерчена чужой, родительской фобией.

Экзистенциальная версия.

Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

Аргументы за и против произведения «Дикий помещик»

Аргументы за

Сказка насыщена яркими образами и юмором, что делает ее привлекательной для чтения.
Автор использует сатиру и иронию, чтобы критиковать жизнь в сельской местности и богатых землевладельцев того времени.
В произведении раскрыты несколько тем, таких как социальное неравенство и жестокость, что поднимает важные социальные вопросы.
Эта сказка — классика русской литературы и имеет множество интерпретаций и адаптаций, что красноречиво говорит о ее важности и актуальности.

Аргументы против

  • Произведение написано на резкий, критический лад, что может обидеть некоторые чувства читателей.
  • Автор изображает героев сказки в крайне отрицательном свете, что может вызвать у читателей отвращение и неудовольствие от чтения.
  • Многие современные читатели могут не понимать все нюансы и смыслы сказки, так как она написана в духе того времени и общение между персонажами осуществляется в стиле бытовой речи 18-19 века.

Аргументы за
Аргументы против
Сказка насыщена яркими образами и юмором, что делает ее привлекательной для чтения.
Произведение написано на резкий, критический лад, что может обидеть некоторые чувства читателей.
Автор использует сатиру и иронию, чтобы критиковать жизнь в сельской местности и богатых землевладельцев того времени.
Автор изображает героев сказки в крайне отрицательном свете, что может вызвать у читателей отвращение и неудовольствие от чтения.
В произведении раскрыты несколько тем, таких как социальное неравенство и жестокость, что поднимает важные социальные вопросы.
Многие современные читатели могут не понимать все нюансы и смыслы сказки, так как она написана в духе того времени и общение между персонажами осуществляется в стиле бытовой речи 18-19 века.
Эта сказка — классика русской литературы и имеет множество интерпретаций и адаптаций, что красноречиво говорит о ее важности и актуальности.

Сочинение по сказке Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Салтыков-Щедрин — писатель, который с помощью своих художественных произведений, написанных в жанре сказки, поднимал такие темы, как тема власти и народа. В его работах очень часто появляются такие себе правдоискатели, которые верят в склонность жестоких правителей к добродетели, и в итоге погибающих. Этому есть подтверждение — изученная нами сказка Карась-идеалист.

Карась идеалист краткое содержание

Карась-идеалист на брифли дает нам возможность изучить сказку Салтыкова-Щедрина в кратком ее содержании. Сюжет нас знакомит с Карасем, полным идеалистических взглядов. Он чист душой и верит: зло не будет править миром, оно не является главной силой, так как истощает жизнь. Другое дело добро. Оно порождает будущее.

Погружаясь в свои идейные убеждения, герой полностью забывается, забывает и о том, что сам он живет в мире зла. А вот как раз Ерш, которого мы также встречаем на страницах сказки, смотрит на жизнь реально и видит настоящую действительность. Он попросту смеется над убеждениями героя, чьи рассуждения сводились к тому, что рыба не должна есть рыбу. Ерш говорит, что тот не знает жизни. Словом, мы видим некий спор между реалистом и идеалистом. И тут главный персонаж решает показать свою философию в действии, пытаясь урезонить Щуку, вступая с ней в спор. При этом щуку он видит впервые. Герой рассказывал в беседе со Щукой о жизни, что наполнена счастьем, о равенстве между всеми рыбами, о законах, запрещающих щуке есть карася. Беседа проходила трижды. Первый раз Щука назвала героя пьяным, предложив ему проспаться, второй раз карась был покусан окунем, а при третьей встрече и вовсе, был случайно съеден щукой, которая от удивления при слове добродетель раскрыла рот и засосала героя.

Карась-идеалист анализ

Делая анализ сказки Салтыкова-Щедрина, мы видим взаимодействия высших и низших кругов. Автор здесь также затрагивает такие проблемы, как самонадеянность и интеллект. Свою сатирическую сказку писатель написал в 1824 году. Карась-идеалист пополнил ряд зоологических работ, где автор своим героем выбирает карася, желая изобразить интеллигента социалиста, который не может соизмерять свои силы и поступки с действительностью, что его окружала.

Сказка писателя начинается и закачивается спором. В первой части герой ведет спор с ершом, а в конце карась спорит со щукой. В первом случае противопоставляется идеалист и скептик, где один не знающий жизни, а второй уже повидал жизнь и знаком с ее действительностью. Во второй части произведения в спор участвует щука, которая олицетворяет власть и карась. И тут мы видим, что наш идеалист далек от реальности.

Герои сказки и их характеристика

Рассматривая произведение Карась-идеалист, мы знакомимся с ее героями, а подробное изучение работы позволяет сделать характеристику героев.

Главным героем сказки является Карась. Мы видим героя со своими убеждениями. Он умен, но очень упрямый и самонадеянный. Его политика прекрасна, ведь хочет он защитить права других рыб. Однако не зная жизни, не понимает, что своими высказываниями он накликает на себя беду. Таких, как он, задавили бы, и в любом случае уничтожили. Это и произошло в сказке писателя.

Встречаемся мы и со скептиком Ершом, который тронут идеализмом оппонента. Он знаком с жизнью, знает ее законы, но является трусом, поэтому и говорит карасю, чтобы тот не разевал пасть, а если что и хочет сказать то должен это делать шепотом.

Щука — это еще один герой произведения. В ее образе автор представляет власть. Мы видим, что она слова такого, как добродетель, даже не знает, отчего и разинула рот, съев главного героя.

Смысл сказки Карась-идеалист

Если говорить о смысле сказки Щедрина, то автор хотел своим произведением донести до читателя мысль о невозможности разбудить моральные качества власти, какие бы диспуты и споры не начинала либеральная интеллигенция. Автор говорит о том, что у каждого слоя общества свое видение жизни, да и несвойственно представителям власти такое качество, как добродетель.

Приглашение на беседу со щукой

Вскоре ерш принес своему приятелю известие, что в их спокойной заводи появилась щука

Теперь всем рыбам необходимо соблюдать максимальную осторожность. Карась же утверждал, что за ним нет никаких грехов, поэтому щуке не за что на его нападать и волноваться ему попросту не о чем. Он мечтал, чтобы все рыбы жили в полном мире и согласии друг с другом

Он мечтал, чтобы все рыбы жили в полном мире и согласии друг с другом.

Ёрш, который хорошо знал реальную жизнь, просто посмеялся над такими словами. Он утверждал, что у каждого своё предназначение, у ракушек — стать обедом для маленьких рыбок, а щуки должны есть карасей. Этот разговор услышал голавль и решил передать его содержание поселившемуся в их тихой заводи огромному хищнику.

Читательский дневник по сказке «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина

Название: «Дикий помещик».

Число страниц: 8

Жанр: сказка

Главные герои: помещик, мужики.

Второстепенные герои: капитан-исправник, актёр, генералы.

Характеристика главных героев:

Помещик — Самодур и деспот.

Недалёкий, глупый человек, решивший избавиться от мужиков.

Одичал, стал опасен для окружающих.

Мужики — Простые, работящие, трудолюбивые.

Характеристика второстепенных героев:

Актёр, генералы, капитан — осуждали помещика.

Краткое содержание сказки «Дикий помещик»

Глупый помещик решил избавиться от мужицкого духа и обложил крестьян поборами.

Помолились они богу, поднялся мякинный ветер и исчезли все мужики как не бывало.

Стал воздух чистым, но некому еды подать и помещика помыть.

Кто ни приедет к нему в гости, все называют помещика глупым и уезжают.

Одичал помещик, стал по деревьям лазать, зайцев ловить, с медведем дружбу водить.

Но сел на площадь рой мужиков, его поймали, в уезд направили.

А помещика остригли, помыли, и вредные газеты отобрали.

План сказки:

  1. Вредная газета.
  2. Поборы.
  3. Исчезновение мужиков.
  4. Актёр и генералы.
  5. Капитан-исправник.
  6. Дружба с медведем.
  7. Рой мужиков.
  8. Умытый помещик.

Основная мысль сказки «Дикий помещик»

Главная мысль сказки в том, что на простом мужике вся страна держится.

Основная идея сказки в том, что труд простого человека нужно ценить и уважать.

Чему учит сказка

Сказка учит ценить труд, уважать рабочего человека, не задаваться и не считать себя выше других.

Учит меньше слушать новости, а больше делать.

Краткий отзыв по сказке «Дикий помещик» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала, что многие не понимают, откуда берётся их благосостояние и с презрением относятся к трудящимся.

Так и герой сказки изжил мужиков и остался голодным и диким.

Это очень смешная и поучительная сатирическая сказка.

Автору удалось показать, какой вред приносят тщеславие и мракобесие.

Мне очень понравилась эта забавная сказка, в которой глупому помещику пришла в голову идея жить без мужиков, зато с чистым воздухом.

Но оказалось, что если исчезнут мужики, пропадёт и довольствие.

И одичал помещик в одиночестве.

Я всем советую прочитать эту историю и никогда не брезговать теми, кто в тяжёлом труде добывает свой хлеб.

Пословицы к сказке

  • Дурная голова ногам покоя не даёт.
  • Мужицкими мозолями и бары сыто живут.
  • Крестьянская доля на широком поле.
  • Подальше от господ будет меньше хлопот.
  • Барский двор хуже петли.

Библиотека произведений автора пополняется.

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована, в первую очередь, взрослым, но и школьники найдут ее полезной. Изучают сказку в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1884

История создания – Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.

Тема – В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Карась-идеалист» несложная. Традиционного фольклорного начала в ней нет. Автор сразу начинает рассказ с главного – споров карася и ерша. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Жанр – Сказка.

Направление – Сатира.

История создания

Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее, к интеллигентам, поддерживающие подобные взгляды, не относились серьезно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.

Впервые произведение увидело мир на страницах сборника «ХХV лет».

Для сказки «Карась-идеалист» анализ следует начинать с характеристики мотивов.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.

Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки – рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М

Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят». Лежа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые

Лежа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.

Противник карася в спорах– ерш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ерш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы как карась постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ерш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщетны.

О вольнодумном карасе узнает щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить ее натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяином положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.

Композиция

Смысловая и формальная организация сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» предельно проста. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности. Из фольклорных сказок писатель заимствовал прием трехкратности: карась трижды приходил к хищнице на диспут.

В экспозиции читатель знакомится с главными героям сказки, узнает об их характерах и взглядах. Завязка – разговор о щуке, желание хищника посетить смелого, вольнодумного карася. Развитие событий – беседы карася и щуки. Ярко выраженной кульминации в сказке нет. Развязка – щука случайно заглатывает карася.

Жанр «Карася-идеалиста»– сатирическая сказка. В произведении переплетаются реальные и фантастические события, образы сказки аллегорические. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов, поэтому направление сказки – сатира.

История создания

Создание сказки «Премудрый пискарь» М. Е. Салтыкова-Щедрина связано с политическими и социальными событиями в России конца XIX века. После убийства императора Александра II в 1881 году, власть начала жестоко преследовать либеральных деятелей и интеллигенцию, что привело к тому, что многие из них затаились, боясь репрессий. Салтыков-Щедрин не мог открыто выразить своё мнение, но вместо этого написал сказку, которая показала его отношение к ситуации.


Салтыков-Щедрин

Создание сказки происходило в декабре 1882 года – январе 1883 года. Изначально, слово «пескарь» в названии писалось через букву «и», но затем это было изменено на «е». Сказка не прошла цензуру, но была опубликована в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве, в специальной рубрике «Сказки для детей изрядного возраста». Издатели явно дали понять, что за сказкой скрывается глубокая мысль.

Сказка стала известна на родине писателя благодаря распространению женевской газеты представителями «Народной воли», чьим интересам соответствовала поднимаемая в сказке проблема. Таким образом, сказка «Премудрый пискарь» стала одним из наиболее ярких произведений, в которых автор скрыто высказал своё мнение о политической и социальной ситуации в России.

Интересно! “Премудрый пискарь” М. Е. Салтыкова-Щедрина – это сказка, которая в свое время вызвала бурное обсуждение из-за необычности названия. На сегодняшний день правильной орфографией является написание слова “пескарь” через букву “е”, что означает речную рыбу. Однако в произведении используется именно “пискарь” через “и”, потому что в 19 веке это было допустимо по нормам языка.

Есть и другая версия, что “пискарь”, может происходить от слова “писк”, что означает пугливого и жалкого человека, что отражает характер главного героя, который слишком труслив и неспособен на решительные поступки.

Основные аспекты сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Итак, приступим к анализу данной сказки

Основными аспектами, на которых следует акцентировать внимание, в этой сказке М. Е

Салтыкова-Щедрина являются:

  1. Тема и мотивы. Основным мотивом данной сказки можно назвать аллегорический образ, аналогичный образу в сказке «Премудрый пескарь». Так, как и в этой сказке присутствует аллегория, то выделить можно не одну, а сразу несколько тем: позиция либеральных взглядов; жизнь «подводного общества».
  2. Проблемы данной сказки. Основными проблемами данной сказки можно назвать: идею социального равенства, разделение людей на «слабых» и «сильных», лицемерие, реализм и многие другие.
  3. Герои сказки «Карась-идеалист». По названию сказки читатель может предположить, что главные герои этой сказки — рыбы. Образы рыб аллегоричны и соответствуют образам людей; рыбы у Салтыкова-Щедрина носят некоторые человеческие черты характера. Главных героев трое: карась, ерш и щука. Карась чист, наивен, много размышляет о либеральном обществе, слепо верит в либерализм и равенство, забывая о действительности. Карася можно назвать идеалистом и максималистом, потому что он не принимает реальность такой, какая она есть, наивно полагая, что его взгляды что-нибудь изменят. Ерш — также либерал, однако, в отличии от карася, он трезво смотрит на вещи. Он понимает, что пустые слова ничем не помогут обществу и никого не изменят. Он пытается открыть глаза карасю на полный опасностей мир, но безуспешно. Щука — это хищник, так называемая «сильная мира сего». Она — хозяйка положения в подводном царстве, ее все боятся и уважают. Щуке наплевать на взгляды карася, ее не трогают либеральные идеи. Спор щуки и карася длился три «этапа»: в первый карася пожалели, во второй он ушел искалеченным, а в третий щука его проглотила. Так карась и поплатился за слепую веру в свои идеалы и полное отрицание действительности. Второстепенными образами в этой сказке являются человеческие образы, а также образы других рыб.
  4. Идея и смысл. Идейный замысел произведения заключается в том, что любые взгляды хороши, если они учитывают реальное положение вещей. Салтыков-Щедрин в своей сказке осуждает карася за то, что тот не видит реальности, опасности, а доверяет только придуманному.

Композиция данной сказки проста, последовательна и логична. Элементом фольклора в ней является прием трехкратности: карась трижды приходил спорить с щукой. В завязке читатель знакомится с главными героями: карасем и ершом, а также узнает о щуке — хозяйке подводного царства.

Дальше идет развитие действия сказки — карась спорит с щукой. Кульминации, как таковой, в этой сказке нет. Развязка проста: щука проглатывает карася. Аллегорически, это может означать полную провальность либеральных взглядов без учета реальности, которая совсем не так проста. Общество (то есть остальные жители подводного царства) не хотят менять привычный уклад вещей: им не жалко карася, напротив, они интересуются у щуки, вкусно ли ей было. Это означает нежелание общества меняться, вестись лишь на одни лозунги — людям, народу нужна стабильность.

Данное произведение имеет место быть в целом ряду подобных произведений Салтыкова-Щедрина. Его жанр — это сатирическая сказка, так как произведение содержит в себе как элементы фольклора, фантазийности, так и вполне реальный, хоть и аллегорически представленный, смысл.

Замечание 1

Сказку никак нельзя назвать «детской» — в ней содержатся вовсе недетские темы и проблемы.

Темы и мотивы

  • жизнь в подводном царстве;
  • взгляды либеральной прослойки;
  • пассивность.

Автор постарался подчеркнуть, что ценность либеральных воззрений ничтожна, если человек не принимает во внимание ту обстановку, что есть. Чтобы соблюсти ограничения, налагаемые цензурой, писатель вводит в произведение жителей подводного мира

Всё действие разворачивается под водой. В сказке несколько героев:

  1. Щука. Сильная рыба, которая уверена в себе и никого не боится.
  2. Ёрш. Нервный персонаж, скептично относится к жизни, разочарован и недоволен ею.
  3. Карась. Задумчивый, тихий. Рассуждает о равенстве и справедливости, думает, как было бы хорошо, если бы общество стало мудрым и начало жить в соответствии с идеалами.

Анализ сказки Кисель Салтыкова-Щедрина

Михаил Салтыков-Щедрин является известнейшим русским писателем, который уделял большое внимание теме крепостничества и крепостного права, ущемления крестьян и другим насущным проблемам России. Авторству этого гениального писателя-сказочника принадлежит целое море сатирических, иронических, смешных, едких, яденьких сказок

Сказка под названием «Кисель» носит глубокий смысл и посыл, поэтому является одним из лучших произведений данного автора. Анализ этой сказки представлен в этой статье. Произведение повествует о киселе, который изначально все пили, любили, хвалили и считали самым прекрасным напитком, его даже простым прохожим давали. Но скоро наскучил кисель состоятельным людям, его вкус стал для них уже не таким ярким, как прежде. Тогда они начали кормить им свиней, а сами уехали на прогулку. Скот его съел и ничего не оставил. Спустя время вернулись хозяева с отдыха и они соскучились по своему так когда-то горячо любимому напитку. Заметив, что его нет, те начали вместе с животными кричать и сожалеть, что не оставили на черный день киселя.

Основная мысль и идея сказки заключена в выставлении расточительности и крепостничества в смешном свете, которые являлись самым распространённым пороков во времена жизни и творчества сказочника Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.

Использование олицетворения, аллегории, гротеска, сатиры и просторечья делает сказку более живой и интересной для читателя, помогая создавать в его голове во время прочтения красочные образы как господ, так и киселя, и свиней.

Что касается олицетворения, то это заметно с киселем. Салтыков-Щедрин через кисель показал глуповатый, легко покорный народ. Кисель был мягким и легкий, поэтому даже не понимал и чувствовал, как его жрали свиньи. Это было то самое время, в которое народ в лице крестьян безоговорочно во всем подчинялся представителям высших социальных слоев.

Свиньи олицетворяют в сказке расточительность, излишества, обжорство, чревоугодие.

Богатые люди не думали про то, что скоро их влияние над крестьянами закончится и они лишаться права ими распоряжаться.

В сказке нет положительных героев. Все высмеяны и выставлены в дурном свете, Начиная от киселя, заканчивая, естественно, самими господами.

Самоотверженный заяц

  • Краткие содержания
  • Салтыков-Щедрин
  • Баран-непомнящий
  • Бедный волк
  • Богатырь
  • Верный Трезор
  • Ворон-челобитчик
  • Вяленая вобла
  • Господа Головлёвы
  • Деревенский пожар
  • Дикий помещик
  • Добродетели и Пороки
  • Дурак
  • Здравомысленный заяц
  • Игрушечного дела людишки
  • История одного города
  • Карась-идеалист
  • Кисель
  • Коняга
  • Либерал
  • Медведь на воеводстве
  • Недреманное око
  • О корени происхождения Глуповцев
  • Орёл-меценат
  • Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
  • Помпадуры и помпадурши
  • Пошехонская старина
  • Премудрый пескарь
  • Пропала совесть
  • Рождественская сказка
  • Самоотверженный заяц
  • Сказка Гиена
  • Соседи
  • Христова ночь
  • Чижиково горе

Салтыков-Щедрин по праву признан лучшим сатириком девятнадцатого века. Это писатель, соединивший в своем творчестве такие направления, как беллетристика и журналистика. Он продолжил традиции Свифта и Рабле, направил по верному пути Булгакова, Зощенко и Чехова.

Начал писать Салтыков-Щедрин еще в юном возрасте. Первое произведение было написано им в возрасте шести лет и на французском языке. А первая публикация датирована мартом одна тысяча восемьсот сорок первого года.

Переехав в Петербург, писатель стал много времени уделять созданию рецензий для «Современника», в этом же издании он опубликовал повести: «Противоречия» и «Запутанное дело». Результатом этих публикаций стала немедленная ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку. Так лично распорядился сам Николай I. В Вятском «плену» писатель пробыл около восьми лет. Он смог построить завидную карьеру, между делом успел ознакомиться с системой бюрократии, жизненным укладом помещиков и крепостных. В дальнейшем все это найдет отражение в его произведениях.

Только после смерти царя Салтыкову-Щедрину было позволено возвратиться в Петербург, где он начал работать над «Губернскими очерками», которые принесли писателю неслыханную популярность. Находясь на государственной службе, Салтыков успевал публиковаться в нескольких изданиях. Позже он вышел в отставку и продолжил литературное творчество. За один год работы с «Современником» он напечатал шестьдесят восемь произведений, в число которых вошли первые его повести из серии «Помпадуры и помпадурши» и роман с сатирической ноткой «История одного города». Возникшие материальные проблемы заставили Салтыкова выйти снова на службу. Далее были два года тяжелого творческого кризиса.

Выйдя в отставку окончательно, он был назначен ответственным редактором журнала «Отечественные записки», в котором и продолжил свои публикации. Писатель смог сформировать свой личный, присущий только ему стиль писателя. Он обходил строгую цензуру благодаря задействованию иносказаний. В своих произведениях Салтыков-Щедрин сатирически отразил картину современной России, высмеял пороки общества и описал во всех подробностях типичную бюрократию и реакционеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: