Пересказ и мораль сказки «премудрый пескарь»

Краткое содержание

Все события произведения рассказывают читателю о жизни пескаря. В юности отец, сам чуть не попавши один раз в уху, внушил сыну, что нужно быть осторожным, привил чувство страха и недоверия к внешнему миру. Уже будучи взрослым, главный герой сделал для себя небольшую нору, из нее он выплывал лишь по ночам. В дневное время он сидел в убежище и дрожал перед щуками, раками и иными жителями пруда.

Так он дожил до 100 лет, но не завел ни жены, ни друзей, однако прослыл премудрой и уважаемой рыбой. Но перед смертью он неожиданно понял, что его жизненный образ губителен и бесполезен. Поскольку он уже не мог что-то поменять, исполненный тоски и раскаяний, главный герой находился в своей норке и ожидал смерти, будучи в одиночестве.

Подробное краткое содержание рассказа «Премудрый пискарь»

Жил-был пескарь, его родители были чрезвычайно умны и сумели дожить до глубокой старости. Отец пескаря рассказывал, что как-то раз он угодил в рыболовные сети, и когда его уже собирались отправить в уху вместе с другой рыбой, заметили, что он слишком мал, и отпустили. Он тогда страшно испугался, но, все-таки, смог выжить. Умирая, старый пескарь завещал сыну «смотреть в оба».

Пескарь знал, что он очень маленький, а вся остальная рыба в реке больше него, и кто угодно сможет его съесть. Он даже других пескарей остерегался — если накинутся на него все сразу, несдобровать.

Пескарь был умным, просвещенным и «умеренно-либеральным». Он усвоил отцовские наставления и решил провести всю свою жизнь незаметно.

Премудрый пескарь вырыл себе такую норку, что никто, кроме него самого, не смог бы в нее попасть. Весь год он рыл ее носом, скрываясь в иле или траве. Пескарь продумал план: он будет покидать свое укрытие только когда стемнеет, ведь все хищники уже спят, либо после обеда, когда рыба уже подкрепилась, и ни у кого не будет соблазна его съесть. Все остальное время пескарь сидел в своей норе и дрожал.

К полудню рыбы уже вылавливали всех мошек, и пескарю частенько приходилось голодать. Однако ему казалось, что лучше жить впроголодь, чем быть сытым, но стать обедом для какой-нибудь крупной рыбы.

Однажды, проснувшись, он заподозрил, что у входа в нору его стережет голодный рак. Пол дня пескарь продрожал в своем жилище, пока рак не отступил.

В другой раз пескаря намеревалась съесть щука, кружившая у его норки, но пескарь опять затаился в своем логове, и щука уплыла.

Когда пескарь совсем уже состарился, щуки собрались у входа в его нору и принялись расхваливать: мол, так долго, да так спокойно живет пескарь, в надежде на то, что тот поддастся лести и выглянет из укрытия. Но пескарь был хитрее: сидя в своей норе, он раз за разом заставлял хищников уплывать ни с чем.

Прожил пескарь больше сотни лет. Но так и не завел ни друзей, ни родных. Никаких увлечений он не имел, ничем не интересовался, развлекаться не любил. Просидел всю жизнь в норе, содрогаясь от страха.

Умирая в одиночестве, пескарь думал, что, если бы все пескари жили так, как прожил он, весь род пескарей давно бы перевелся. Ведь, чтобы оставить после себя потомство и хоть какую-то память, нужно обзавестись семьей, обитать в привычной среде, а не в темной норке. Общаться с другими пескарями и заимствовать у них положительные черты. А те, кто всего боится и от всего прячутся совсем не нужны обществу.

Вдруг пескарь набрался смелости и захотел проплыть гордо, ни от кого не скрываясь. Но только подумав об этом, пескарь снова испугался и задрожал: «жил — дрожал, и помирал — дрожал».

Перед глазами пролетела жизнь — и осознал он, что не прожил, а просуществовал, при чем совершенно бесцельно: ничему толком не радовался, никому ни помог, ни спас, ни защитил. А когда он умрет, никто о нем и не вспомнит.

И даже сейчас, когда пескарь умирает в своем мрачном уголке, ни одна рыба, проплывающая мимо, не заглянет и не спросит: как же премудрый пескарь столько прожил, да и премудрым его уже давно никто не считает, а только последним дураком, прожившим всю свою жизнь в бесполезном одиночестве.

Тут реальность начала покидать пескаря, и привиделся ему сон, выиграл пескарь в лотерею, и так вырос, что теперь сам «щук глотает». Во сне пескарь нечаянно выпал из норки и исчез. Что с ним произошло, никому не известно: может, щука схватила, а может, кто другой. Но вероятно он просто скончался и всплыл на поверхность воды. Кто ж захочет хватать хворого пескаря, «да к тому же еще и премудрого»?

Премудрый пескарь — Салтыков-Щедрин М.Е.

И мать, и отец у пескаря были очень мудрыми, поэтому и дожили до преклонных лет. Умирая, отец – пескарь наказывал сыну, чтобы тот всегда был настороже. И понял маленький пескарик, что поскольку он – рыбка малая, то и смерть грозит ему со всех сторон. И большие рыбы, щуки да окуни, полакомиться им хотят. И рак может со злости клешней перекусить. И водная блоха может до смерти замучить. А самое опасное – это человек может из него уху сварить.

Уж на что отец осторожен был, да и тот чуть однажды на удочку не попался. И придумал пескарь, как ему от смерти безвременной спастись. Начал он себе в камне норку выгрызать. Потихоньку да полегоньку выгрыз малюсенькую норку, в которую, кроме него, никому ходу не было. И стал он в ней жить: по ночам выходить погулять да покормиться, а днем спать да от хищников спасаться.

И вся жизнь у пескаря заключалась в вечном страхе: и днем он боялся, и ночью боялся. А однажды ночью приснился ему сон, что выиграл он по лотерейному билету 200 000 рублей, стал он во сне метаться да и увидел, проснувшись, что голова наполовину из норы высунулась и уже щука навострилась схватить его. Еле спасся он в тот раз!

Скучно живет пескарь, но сам себя уговаривает, что раньше время другое было: щуки о окуни были добрее, и пропитание можно было легче найти. А сейчас все очень страшно стало, поэтому не может он себе позволить жениться и деток иметь. Другие пескари , бывало, гуляют да зовут его с собой, а он опасается, как бы чего не вышло, нужно же жизнь свою беречь. Так и дожил он до ста лет.

Даже щуки и те стали пескаря хвалить, говорить, какой он мудрый да осторожный. Покоя ничьего не нарушает, не жалуется, не буянит, не бузит, вот бы все такими были. Чудесная бы жизнь была!

Сколько лет после ста прошло никто уже и не знает, а пескарь все живет и живет. Только теперь он и сам не понимает: а для чего же он жил? Зачем свою жизнь так ревностно спасал? Кому от этого тепло стало?

И вновь приснился ему сон, что выиграл он громадные деньги и стал большим и страшным и даже сам щук глотает и никого не боится.

И однажды ночью решил он выбраться из своей норки, в которой всю жизнь прожил да пробоялся, да и проплыть смело по всей реке, чтобы все увидели, что он еще до сих пор жив и здоров. Но и это показалось ему страшно. Так и прожил пескарь свою жизнь, жил- дрожал и умирал – дрожал.

А спустя несколько дней его норка оказалась пустой. И куда он девался, никто не знал. Вряд ли его щука какая-нибудь съела, поскольку высохший, тощий, полудохлый да еще и премудрый пескарь никакой щуке не надобен.

Обязательно прочитайте сказку целиком. Она очень интересная! — Премудрый пескарь. Салтыков-Щедрин М.Е.

Главные герои

В сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера.

Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.

Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он — настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь.
Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.

Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.

В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель.
И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.

Пескарь-отец — второй герой сказки

Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал

Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.

Композиция и структура

Проводя анализ «Премудрого пескаря», можно увидеть, что произведение создано по всем правилам фольклорных сказок. Экспозиция начинается с описания главного персонажа и его жизненных принципов. Завязкой являются рассказы отца пескаря и последующая жизнь после гибели родителя. Центральный персонаж являлся примерным сыном, соблюдал наставления отца, но довел их до апогея. Он перестал выплывать из норы днем. Бывало так, что из-за страха он сидел долго без еды, почти ни с кем не разговаривал.

В произведении описаны события, которые являются композиционными точками. Это встреча со щукой и раком, когда герой чувствовал наивысшее эмоциональное напряжение.

Кульминация — размышления перед смертью пескаря. Он лишь теперь осознал, что страх привел его к скучной жизни, а главное, при этом жизненном образе у него никогда не появится детей. Он все время боялся, но сейчас что-то решил поменять. Так или иначе, слабоволие не дало возможности ему это сделать

Он исчез, и писатель в этой трагической развязке акцентирует внимание на том, что остальные не знают, как пропал пескарь, поскольку никому он был неинтересен

Короткий пересказ «Премудрый пескарь»

Был когда-то «просвещенный, в меру либеральный» писака. Умные родители, умирая, завещали ему жить, и наблюдали за обоими. Минноу понимает, что беда грозит ему отовсюду: от крупной рыбы, от соседей-пескарей, от человека (родной отец однажды чуть не сварил уху).

Минген строит себе нору, где никто, кроме него, не получает места, ночь; выплывает за едой, а днем ​​«дрожит» в норе, недосыпает, недоедает, но всеми силами защищает жизнь. Минноу мечтает о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки и щуки, но он избегает смерти. У горошины нет семьи: «Хотел бы я жить один».

«А мудрый годжон такого рода прожил более ста лет. Все дрожат, все дрожат. У него нет ни друзей, ни родственников; ни он никому, ни кто ему. В карты не играет, вино не пьет, табак не курит, рыжих девок не гоняет — только дрожит и думает одной мыслью: «Слава богу! кажется живым!»

Даже щуки хвалят гольяна за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и его съедят, гольян не поддается ни на какие провокации.

Минген прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что если бы все жили так, как он, то пескари бы вымерли (нельзя жить в норе, а не в своей бытовой стихии; надо нормально питаться, иметь семью, общаться с соседями).

Жизнь, которой он живет, способствует вырождению. Он принадлежит к «бесполезным пескарям». «Никому от них не жарко и не холодно, ни чести, ни бесчестия, ни чести, ни бесчестия. живут, место бесплатно занимают и пищу едят».

Минген решает раз в жизни выбраться из проруби и нормально плыть по реке, но пугается. Даже когда он умирает, клуб дрожит. Никто не заботится о нем, никто не спрашивает совета, как прожить сто лет, никто не называет его мудрым, а скорее «глупым» и «ненавистным». Наконец, гольян исчезает неизвестно куда: ведь щуке он не нужен, он болен, умирает и даже поумнел.

История создания

История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 — январь 1883.

Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».

Описание сказки «Премудрый пескарь»

Дорогой читатель, сегодня я хочу рассказать тебе об одной очень интересной и увлекательной сказке под названием «Премудрый пескарь». Эта сказка наполнена удивительными приключениями, необычными героями и важными уроками жизни.

Сюжет сказки разворачивается в мире подводных глубин, где каждый день происходят удивительные события. Главным героем сказки является маленький и смелый пескарь по имени Премудрый. Он был обычным пескарем, пока однажды не нашел волшебный камень, который дал ему невероятные способности — говорить с животными и предсказывать будущее.

Премудрый пескарь отправляется в путешествие, чтобы помочь другим морским обитателям решить их проблемы. Вместе с ним ты познакомишься с разными персонажами, такими как веселый дельфин Дима, мудрая черепаха Ольга и дружелюбный краб Макс. Вместе они решают сложные головоломки, сражаются с злыми морскими чудовищами и находят выход из самых трудных ситуаций.

Каждая глава сказки предлагает тебе уникальные задания и загадки, которые ты можешь решить вместе с героями. Ты узнаешь важные уроки о дружбе, мудрости, смелости и том, как правильно принимать решения в трудных ситуациях. Кроме того, сказка показывает, что даже самые маленькие и незначительные существа могут сделать великие вещи, если они верят в себя и дружат друг с другом.

Сказка «Премудрый пескарь» наполнена волшебством и приключениями, которые наверняка понравятся тебе и помогут научиться многим важным вещам. Я приглашаю тебя присоединиться к Премудрому пескарю и его друзьям в их удивительном путешествии по морским глубинам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои сказки “Премудрый пискарь” – пескарь и рак, хотя щука также играет важную роль в развитии сюжета:

  1. Пескарь – главный герой, символизирует слабость, страх и бездействие. Он боится всего на свете, включая щуку, воду и любое изменение своей привычной жизни. Строго следуя своему отцу, пескарь живет на протяжении всей жизни в своей норе, уходя в нее каждый вечер, и избегая любого риска. Это приводит к тому, что он не женится и не имеет потомства, что в конечном итоге является одной из главных причин его трагической судьбы. Однако, после нескольких встреч с раком и щукой, пескарь начинает задумываться о том, что его жизнь не полна и что он может потерять больше, чем просто свою жизнь, если не изменит своему стилю жизни.
  2. Рак – представитель старой школы мышления, символизирует традиции и стабильность. Рак, как и отец пескаря, учит пескаря жить в соответствии с определенными правилами и предписаниями. Однако, рациональный подход рака к жизни не всегда работает, как показано в сказке, и пескарь в итоге осознает, что он не может жить вечно в своей норе и оставаться бездействующим.
  3. Щука – символизирует опасность и вызов, а также является тем персонажем, который вынуждает пескаря изменить свое поведение. Щука представляет опасность для пескаря, однако, в конце концов, она оказывается не единственной угрозой для него.
  4. Отец пескаря – представитель старой школы мышления, который учит своего сына жить в соответствии с определенными правилами и предписаниями. Его смерть становится одной из важнейших точек в сюжете, так как это заставляет пескаря начать свой путь самостоятельно.


Персонажи сказки

Ответы на вопрос

Отвечает Куандыков Даурен.
02.11.2023 в 01:10

1. Введение:
— Представить основного героя сказки, пескаря, который живет в красивом и чистом озере.
— Описать проблему, которая появляется в сказке, например, появление злого чудовища, которое угрожает жителям озера.
2. Знакомство с помощниками пескаря:
— Представить протагонисту помощников, таких как волшебные рыбки или добрые водные существа.
— Рассказать о способностях помощников, которые помогут пескарю справиться с проблемой.
3. Путешествие пескаря:
— Описать путешествие главного героя, которое начинается с поиска мудрого старца или мага, чтобы найти решение проблемы.
— Показать различные преграды и испытания, с которыми столкнется пескарь во время путешествия.
4. Встреча и советы мудрого старца или мага:
— Описать встречу пескаря с мудрецом и получение советов по победе над злым чудовищем.
— Рассказать о магических предметах или заклинаниях, которые пескарь получает от мудреца.
5. Битва с злым чудовищем:
— Описать события ведущие к конфронтации между пескарем и злым чудовищем.
— Показать использование магических предметов или заклинаний для победы и спасения озера и его жителей.
6. Разрешение и вывод:
— Рассказать о победе пескаря над злым чудовищем и спасении озера.
— Описать, как помощники пескаря превращаются в почетных жителей озера.
7

Завершение:
— Подчеркнуть важность мудрости, смелости и дружбы в решении проблем и победе над злом.
— Завершить сказку счастливым финалом и надеждой на благополучное будущее для пескаря и его друзей

Подробный пересказ «Премудрый пескарь»

Жил-был пескарь. Его родители смогли прожить долгую жизнь.

Отец ему рассказал, что было в его жизни одно страшное событие, когда его выловили сетью рыбаки. Хорошо, что он был очень мал размером. Даже уху с него было не сварить, поэтому в сети он пробыл не долго. Рыбаки быстро выкинули его обратно в реку.

Пескарь осознал, что по размеру он, действительно, самый маленький в реке. После такой мысли ему стало вдруг жутко страшно. Ведь рядом было так много больших рыб, которые запросто могли съесть его и не поперхнуться даже.

Да что там рыбы! У него сил не было даже с сородичами побороться за лакомый кусочек еды.

Пескарь считал себя очень мудрым, он на всю свою пескариную жизнь запомнил, чему учил его отец в отношении личной безопасности в реке, поэтому принял решение, что будет жить в одиночестве всю свою жизнь.

Ему пришла мысль о том, чтобы сделать такую нору, в которую никто не смог бы проникнуть. Ему понадобился целый год для выдалбливания такой норы, ведь долбил он её в тайне ото всех своим маленьким носиком.

Пескарь подумал и решил, что он будет выплывать либо после полудня, когда уже вся рыба сыта, либо же ночью, когда ему совершенно ничего не угрожает.

Есть ему почти было нечего, так как всё съедали другие рыбы ещё рано. Но пескарь не особо расстраивался, ведь «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.

Когда-то он пробудился и заметил, что возле собственной норы его поджидает рак, который полдня караулил пескаря, но тот не выходил из неё. В иной день его уже подстерегал не рак, а щука, но главный герой смог и её обхитрить.

Уже в конце жизни щуки начали его восхвалять, ведь живёт он в тишине. Они до последнего надеялись на то, что тот всё-таки выползет из своей норы, но пескарь не поддался на их уловки.

И настало премудрому пескарю уже 100 лет. Всю жизнь он прожил один. Не было у него совершенно никого: ни друзей, ни родных, ни потомства. Он подумывал лишь об одном: «Слава богу! Кажется, жив!».

Перед гибелью, покоясь в собственной норе, главный герой внезапно задумался: если бы весь род пескарей жил так, как жил он, то уже бы их род давно вымер.

Так как для продолжения рода необходимы члены семьи, нужно, чтобы они были здоровы, сыты и бодры. Они должны общаться между собой и равняться друг на друга. После своих раздумий он понял, что совершенно бесполезен и ни на что не годен. Он просто прожил всю свою жизнь впустую.

Пескарь отчётливо всё обдумал и принял решение проплыть вдоль реки с поднятой вверх головой, но всё же не решился на такой смелый шаг. Он продолжил помирать: «жил – дрожал, и умирал – дрожал».

Главный герой начал вспоминать все события своей жизни и осознал, что ему и вспомнить- то особо нечего, ведь всю свою жизнь он провёл в страхе.

Он так и не испытал ни счастья, ни хороших моментов. Даже на протяжении всего своего существования он не смог никому помочь. Раньше пескарь думал, что мимо проплывающие рыбы считали его мудрым, но, оказалось, что это совсем не так. Они говорили, что он остолоп и дурак.

После чего ему приснился сон о том, что он выиграл в лотерею. Теперь он «уже сам щук глотает». Во время отдыха его нос высунулся по своей воле из норы, и пескарь исчез.

После этого его никто не видел. Никто не знает, что с ним произошло, но многие полагают, что он просто умер и всплыл вверх. А большинство так думало потому, что никто не захочет есть старого и ни на что неспособного пескаря, «да к тому же ещё и премудрого».

Цитатный план сказки дикий помещик

И сыну то же заказали. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется — везде ему мат. Кругом, в воде, всё большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать? Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха — в хребет впиться и до смерти замучить.

Цель: Изучить самостоятельно сказку М. Закрепить умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания. Постараться понять, в чем смысл жизни каждого живущего на Земле. Постоянный житель какой-либо местности устаревшее.

Читательский дневник по сказке «Премудрый пескарь» Михаила Салтыкова-Щедрина

Название: «Премудрый пескарь».

Число страниц: 10

Жанр: сказка

Главные герои: Пескарь.

Второстепенные герои: его родители, рак, щука, прочая рыба.

Характеристика главных героев:

Пескарь — Тихий, трусливый, необычайно осторожный.

Всего боялся и сидел в норе. Эгоист. Считал себя мудрым.

Бесполезная рыба.

Характеристика второстепенных героев:

Родители пескаря — Много повидали и много испытали.

Давали сыну дурные слова.

Прочая рыба — Обычная, подвижная, живёт своей жизнью.

Рак, щука — хотели съесть пескаря.

Краткое содержание сказки «Премудрый пескарь»

В детстве отец-пескарь потчевал сына историями про опасности, которые его подстерегают.

Он так запугал пескаря, что тот решил забиться в нору и никуда не выходить.

Сколько бы ни караулили его щука и рак, пескарь упрямо сидел в норе.

Он считал себя премудрым и гордился долгой жизнью.

Но все вокруг про него просто забыли.

И пескарь рванулся в мир, где и исчез без следа.

Может умер от старости или его сожрали.

Основная мысль сказки «Премудрый пескарь»

Главная мысль сказки в том, что нельзя жить в постоянном страхе.

Основная идея сказки в том, что лучше жить меньше, но оставить после себя след.

Чему учит сказка

Сказка учит ничего не бояться.

Учит жить полной жизнью, получая от этого удовольствие.

Учит жить для других, приносить пользу обществу.

Учит не быть одиночкой и эгоистом.

Учит думать о других.

Краткий отзыв по сказке «Премудрый пескарь» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала, что смысл жизни в том, чтобы приносить пользу.

Можно прожить долго, но оказаться забытым людьми.

А можно прожить жизнь короткую, но яркую, полную впечатлений.

Это поучительная и интересная сказка.

Автору удалось показать бесполезность долгой жизни, лишённой удовольствий.

Мне не понравился герой сказки, который боялся всего на свете.

Он на самом деле просто существовал, всеми забытый и одинокий.

Я всем советую прочитать эту сказку и постараться жить так, чтобы не было стыдно и больно за бесцельно потраченные годы.

Пословицы к сказке

  • Боязливому и своя тень страшна.
  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.
  • Жизнь прожить — не поле перейти.
  • Жить без цели — просто небо коптить.
  • Ещё не умер, но уже не живёт.

Словарь неизвестных слов

  • Аридов век — долгие годы, большой промежуток времени.
  • Хайло — глотка.
  • Шваркнуть — бросить во что-то.
  • Козни — происки.
  • Остолоп — дурак.

Библиотека произведений автора пополняется.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание рассказа Пока ждёт автомобиль О. Генри Девушка села на скамейку, стоящую в маленьком парке, и открыла книгу, чтобы почитать. Вдруг книжка выскользнула из рук и упала. Молодой человек, находившийся неподалёку, поднял её и отдал девушке.
  • Краткое содержание пьесы Провинциалка Тургенева В пьесе описывается событие одного дня. Действие происходит в небольшом городке. В доме 48-летнего Алексея Ивановича Ступендьева (уездного чиновника) и его молодой 28-летней жены Дарьи.
  • Краткое содержание Лафайет Принцесса Клевская Жанровая направленность произведения представляется в виде исторического романа в психологическом и реалистическом стиле, повествующего о событиях, происходящих в период правления французского короля Генриха Второго.
  • Краткое содержание цикла Наука любви Овидия «Наука любви» написана Публием Овидием Назоном 2000 лет назад, но и по сей день остается одним из лучших сборников советов, как завоевать сердце любимой женщины.

Сжатый анализ

Михаил Евграфович работал над созданием «Премудрого пискаря» с декабря 1882 г. по январь 1883 г. Поводом для написания сатирического произведения послужила общественно-политическая обстановка в стране. Прослойка интеллигенции, настроенная либерально, предпочитала избегать активных действий, чтобы не нажить проблем. «Цвет общества» отсиживался в «укромных уголках»: люди опасались за свою жизнь.

Как говорил сам Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь» — сатирическая сказка. Сюжет можно воспринимать как буквально, так и в переносном смысле. Жизнь многих людей проходит так же уныло и безрадостно, как протекают дни главного героя произведения — мудрого пискаря (в XIX веке правописание слова было именно таким).

Композиция и жанр

Структура рассказа такая же, как и в других произведениях фольклора. Сначала идет вводная часть, затем описывается жизнь писаки. Экспозицию формирует рассказ о семье героя. Сюжет начинается с того, что герой вспоминает, как отец учил его остерегаться опасностей, главные из которых уд и оре. Развитием сюжета является та часть, где писака проделывает себе узкую дыру и живет в ней, прячась от страшного мира.

Кульминацией являются сцены, где голавль замечает раков и щук. Та часть, где умирает герой, является развязкой сюжета. Наконец, автор дает намек, как бы намекая, что название следует понимать иносказательно. Пискар не был мудрым, хотя думал, что он мудр.

Жанр произведения – сатирическая авантюра. На это указывают следующие признаки:

  • изображения рыб, за которыми прячутся люди;
  • переплетение реальности и фантазии;
  • использование сатиры.

Будни героя

Все эти истории крутились в голове мудрого писателя, и он решил, что лучше жить в тайне и меньше показывать миру. Главное, не задеть клешнями щук и крабов, но и не попасться.

Герой вырыл себе яму. Там было так тесно, что никто другой не мог туда поместиться. Лунным вечером писака выходит на прогулку, а днем ​​лежит, боясь пошевелиться. В разгар дня мудрец отправляется на рыбалку. Но так как все живое пряталось от зноя, писаку приходилось несладко: лишь изредка он находил себе добычу.

Так прожил мудрый богатырь более 100 лет. Со временем его стали хвалить даже щуки. Мудрец услышал это из своей норы, но не понял, что рыба говорит именно о нем. Пайкс надеется, что тот возгордится и высунет голову из дыры со словами: «Вот я!»

У Пискара не было ни семьи, ни детей. Так он жил, пока не пришло время умирать. Самое обидное, что окружающие не называли его мудрым. Все чаще сборщик слышал нелестные высказывания в свой адрес. Вот как называли героя другие крестоносцы и прочие рыбаки:

  • ведьма, которая не ест, не пьет, а только спасает себе жизнь;
  • дурак;
  • стыд;
  • идол, который «держит воду» не умеет.

Чему учит сказка «Премудрый пескарь»

Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.

Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.

С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему — предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.

История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека — «твари дрожащей», и его места в обществе.

Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина — знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.

Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом — не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.

Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.

Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.

Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: