Толстой лев басня «старый дед и внучек»

Плещеев алексей николаевич: краткая биография и презентация

Краткое содержание

Жила семья, состоящая из отца, его сына, невестки и внука. Дед со временем состарился, остался без зубов, практически ничего не видел и не слышал, а ноги и руки не слушались. Когда дедушка ел, то вся пища вываливалась изо рта, он чавкал. По этой причине его перестали сажать за общий стол, выделили ему место за печкой.

Как-то старик нечаянно разбил тарелку с едой, этим поступком он разозлил невестку. Та стала ругать старика за порчу вещей в доме. Она сказала, что теперь дед будет есть не из чашек, а из деревянной лоханки. Дедушка огорчился, вздохнул, но не стал ничего говорить.

Однажды сын с невесткой увидели, как их ребенок что-то делал из дощечек. Они спросили у мальчика, что он хочет соорудить. Ответ удивил родителей. Мальчик сказал, что делает лоханку, из которой он будет кормить маму и папу, когда те состарятся.

Читательский дневник по басне «Старый дед и внучек» Льва Толстого

Название произведения: «Старый дед и внучек»

Число страниц: 2

Жанр произведения: Басня

Главные герои: Старый дед, невестка, внучок Миша и сын.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Дедушка — старый, слабый и невнимательный.

Миша — добрый и отзывчивый.

Помог своему дедушке и преподал родителям урок.

Невестка и сын — злые и нетерпимые.

Краткое содержание басни «Старый дед и внучек»

Дед сильно постарел.

Он плохо слышал и видел.

Каша вываливалась у него изо рта.

Невестка и сын стали кормить деда за печкой.

Когда дед разбил чашку, ему пригрозили кормить из лоханки.

Миша стал выстругивать дощечки.

Родители спросили, что он делает.

Миша ответил, что лоханку, чтобы в старости родителей кормить.

Родителям стало стыдно и они посадили деда за стол.

Основная мысль рассказа «Старый дед и внучек»

Главная мысль рассказа в том, что старость нужно уважать.

Основная идея рассказа в том, что как ты относишься к своим родителям, так и твои дети поступят с тобой.

Учит уважать стариков.

Учит почитать родителей.

Учит милосердию и состраданию.

Краткий отзыв по басне «Старый дед и внучек» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что очень плохо, когда люди не уважают своих родителей и просто старого человека.

Очень неприятно было читать про поведение сына старика и его невестки.

Только маленький мальчик понял, что надо сделать и как пристыдить родителей.

Это очень хороший и поучительный рассказ.

Автору удалось показать, как важно хорошо относиться к родителям, сколь бы старыми они не были. Мне понравился мальчик Миша, добрый и отзывчивый

Мне понравился мальчик Миша, добрый и отзывчивый.

Он не хотел, чтобы дедушку обижали и сумел преподать отцу и матери урок.

Я всем советую прочитать этот рассказ и никогда не забывать о родителях.

Мы должны помнить, что они точно также нуждаются в нашей любви и заботе, как мы в их.

Пословицы:

  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Старость не радость.
  • Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
  • Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:

  • «Котёнок»
  • «Акула»
  • «Прыжок»
  • «Филипок»
  • «Лев и собачка»
  • «Два брата»
  • «Лебеди»
  • «Отец и сыновья»
  • «Волга и Вазуза»
  • «Правда всего дороже»
  • «Как гуси Рим спасли»
  • «Детство»
  • «Булька»
  • «Как мужик камень убрал»
  • Краткая биография Льва Толстого и презентация на отличную оценку

Библиотека произведений автора пополняется.

Хронологическая таблица «Основные события жизни и творчества А. Н. Плещеева»

1825 год. 4 декабря. В Костроме в семье обедневшего дворянина, чиновника Николая Сергеевича и Елены Александровны рождается мальчик Лёша.

1938. Юноша отправляется в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков.

1843. Алексей увольняется со службы и поступает в Петербургский университет.

1846. Поэт начинает посещать литературный кружок братьев Бекетовых, где знакомится с Фёдором Достоевским.

В этом же году издаётся первый сборник стихов политической направленности.

1847. Стихи поэта начинают печатать в «Отечественных записках».

1848. Печатается первая крупная повесть «Шалость».

1849. Поэта арестовали за революционную деятельность и дали четыре года каторги.

1850. Плещеев оказывается в Уральске, где служит рядовым солдатом.

1856. Писатель уволился со службы в чине прапорщика. Он печатает в «Русском вестники» стихи под общим названием «Старые песни на новый лад».

1857. Он женится на Еликониде Рудневой и в следующем году возвращается в Петербург.

1859. Писатель перебирается в Москву и становится сотрудником журнала «Современник».

1860. Издаётся двухтомник «Повести и рассказы».

1864. Умирает жена писателя, что становится для него огромным ударом.

1868. Он возвращается в Петербург и работает редактором «Отечественных записок».

1878. Печатается сборник детских стихотворений «Подснежник».

1887. Впервые выходит в свет полное собрание стихотворения поэта.

1891. Издаётся второй сборник детских стихотворений «Дедушкины песни».

1892. Получив огромное наследство, Плещеев отправляется в круиз по Европе.

1893 год. 8 октября. Поэт погибает от апоплексического удара в Ницце. Его тело перевезли в Москву и похоронили в Новодевичьем монастыре.

Эмма Иосифовна Ивлева

КАБИНЕТ ФАЙЛЫ БЛОГ ДРУЗЬЯ ШКОЛЫ ОБЩЕНИЕ НАСТРОЙКИ ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Эмма Иосифовна Ивлева
Блог
Читательский дневник
ЗАПИСЬ #4 В ЗАКЛАДКИ

16 июня 2013, 16:12, автор — хозяйка блогаЭмма Иосифовна Ивлева

Читательский дневник

Введение

Вот ты стоишь на
пороге выпуска из начальной школы, ведь ты –
четвероклассник!

Каким же был твой путь? Если удачный, то поздравляем тебя, если не очень
– не огорчайся, ещё целый год впереди.

Надеемся, что тебе удалось следовать по пути, указанному учителем,
библиотекарем и этой маленькой книжечкой под названием «Читательский дневник».

Наступает время отчёта о том, что тобою сделано по покорению «вершины»
чтения. Ты на новом этапе, этапе осмысления: а всё ли я сделал, ничего ли не упустил,
что я ещё могу предпринять, чтобы восполнить упущенное, а это – 95 слов и
более. Будь пытлив и настойчив – твои усилия вознаградятся.

Тебе уже 10 – 11 лет, и ты читатель со стажем. Сколько ты прочитал книг?
Трудно ответить. Наверное, уже много. Но думаем, что впереди их гораздо больше.

Читая книги, ты станешь умнее, добрее, сильнее. Читай книг больше и дружи
с ними, ведь книги помогут тебе…..

·

получить нужную справку….

·

помечтать и пофантазировать….

·

занять сестрёнок и братишек…

·

хорошо подготовиться к занятиям.

Напоминаем, что скорость чтения
– самый важный фактор, который влияет на успеваемость.

Нужно оптимальное чтение, то есть чтение в темпе разговорной речи (
120 –
150 слов в минуту)

О, Книге!

Какое прекрасное слово!

Творенье людей это вечно и ново,

Нам сердце она и волнует, и лечит,

И с книгою жить нам теплее и легче.

Просьба книги

Пожалуйста,

— не берите меня грязными руками;

— не читайте во время еды;

— не кладите меня лицом вниз;

— не закладывайте в меня карандаши, ручки, а пользуйтесь
закладками;

— не загибайте книжные страницы;

— не пишите и не рисуйте в книгах, не вырезайте книжные
иллюстрации.

Помогите мне остаться целой, чистой и красивой.

Ваша книга.

Мой друг

Хорошая книга –

Мой спутник, мой друг,-

С тобой интересней

Бывает досуг.

Мы время отлично

Проводим вдвоем

И наш разговор

Потихоньку ведём.

Тобой дорожу я,

Тебя берегу я,

Без книги хорошей

Я жить не могу!
Н. Найденова

Эти книги стоит прочесть

Русские богатыри:
Былины и героические

сказки

А.С.Пушкин.

Сказка о золотом петушке

М.Ю.Лермонтов.

Три пальмы

Л.Н.Толстой.

Книга для детей: Рассказы,

сказки, басни

Н.С.Лесков.

Лев старца Герасима

И.С. Тургенев.

Собака

А.П.Чехов.
Беглец.
Детвора

А.И.Куприн.
Извозчик
Пётр. Скворцы.

Белый пудель

Ф.И.Тютчев.

Декабрьское утро

А.А.Фет.

Сентябрьская роза

А.Н.Плещеев.

Бабушка и внучек

И.С.Никитин.

Утро на берегу озера

Н.А.Некрасов.

Зелёный шум. Пчёлы

И.А.Бунин.
На пруде. Северная берёза

В.И.Даль.
Про
мышь зубастую и про

воробья богатого.

К.Д.Ушинский.
Сумка
почтальона. Слепая

лошадь.

Н.Г. Гарин – Михайловский.
Знаем.

Максим Горький.
Про Иванушку –
дурачка

П.П. Бажов.

Голубая змейка

А.О.Ишимова.

История России
в
рассказах
для детей.

Н.Н.Головин.
Моя п
ервая русск
ая история.

Эти к
ниги пригодятся в 5 классе

п / п

Автор, название книги

Отметка о том, когда прочитано

1.

И.А.Крылов

Басни

2.

В.А.Жуковский

Спящая царевна.

Кубок.

3.

А.С.Пушкин

Сказки о мёртвой
царевне и о семи богатырях.

4.

М.Ю.Лермонтов

Бородино.

5.

Н.В.Гоголь

Заколдованное место.

6.

Н.А.Некрасов

На Волге.

Мороз красный нос.

7.

И.С.Тургенев

Муму

8.

Л.Н.Толстой

Кавказский пленник

9.

А.П.Чехов

Хирургия.

10.

А.А.Фет

Стихи

11.

Ф.И.Тютчев

Стихи

12.

И.С.Никитин

Стихи

13.

И.А.Бунин

Стихи

14.

В.Г.Короленко

В дурном обществе.

15.

А.И.Куприн

Тапер.

16.

П.П.Бажов

Медной горы Хозяйка.

17.

С.Я.Маршак

Двенадцать месяцев.

18.

А.П.Платонов

Никита.

19.

В.П.Астафьев

Васюткино озеро.

20.

К.М.Симонов

Стихи.

21.

А.Т.Твардовский

Стихи.

22.

И.А.Бунин

Стихи.

23.

С.А.Есенин

Стихи.

24.

Д.Б.Кедрин

Стихи.

25.

Л.Р.Стивенсон

Вересковый мед.

26.

Д.Дефо

Робинзон Крузо.

27.

Х.К.Андерсен

Снежная королева.

28.

М.Твен

Приключения Тома
Сойера.

29

Д.Лондон

Сказания о Кише.

2013-06-16 20:16:16 — Людмила Васильевна Смирнова4067430-a2157401Спасибо !
2013-06-16 20:21:04 — Ирина Анатольевна ТрубицинаСпасибо!
2013-06-16 20:24:44 — Валентина Леонидовна МерзляковаСпасибо. Есть у нас на Прошколе увлеченная мама. Она вчера делилась с нами опытом.
http://www.proshkolu.ru/user/masyk80/blog/412651/
2013-06-16 20:24:50 — Ольга Михайловна СтариковаCпасибо!
2013-06-16 20:34:56 — Анна Сергеевна БочароваСпасибо за идею!!!

Выскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться

Вакансии для учителей

Бабушка и внучек

Под окном чулок старушка

Вяжет в комнате уютной

И в очки свои большие

Смотрит в угол поминутно.

А в углу кудрявый мальчик

Молча к стенке прислонился;

На лице его забота,

Взгляд куда-то устремился.

«Что сидишь все дома, внучек?

Шел бы в сад, копал бы грядки

Или кликнул бы сестренку,

Поиграл бы с ней в лошадки.

Кабы силы да здоровье,

И сама бы с вами, детки,

Побрела я на лужайку;

Дни такие стали редки.

Уж трава желтеет в поле,

Листья падают сухие;

Скоро птички-щебетуньи

Улетят в края чужие!

Присмирел ты что-то, Ваня,

Всё стоишь сложивши ручки;

Посмотри, как светит солнце,

Ни одной на небе тучки!

Что за тишь! Не клонит ветер

Ни былинки, ни цветочка.

Не дождешься ты такого

Благодатного денечка!»

Подошел к старушке внучек

И головкою курчавой

К ней припал; глаза большие

На нее глядят лукаво…

«Знать, гостинцу захотелось?

Винных ягод, винограда?

Ну поди возьми в комоде».

— «Нет, гостинца мне не надо!»

Уж чего-нибудь да хочешь…

Или, может, напроказил?

Может, сам, когда спала я,

Ты в комод без спросу лазил?

Может, вытащил закладку

Ты из святцев для потехи?

Ну постой же… За проказы

Будет внучку на орехи!»

— «Нет, в комод я твой не лазил

Не таскал твоей закладки».

— «Так, пожалуй, не задул ли

Перед образом лампадки?»

— «Нет, бабуся, не шалил я;

А вчера, меня целуя,

Ты сказала: «Будешь умник —

Все тогда тебе куплю я…»

— «Ишь ведь память-то какая!

Что ж купить тебе? Лошадку?

Оловянную посуду

Или грабли да лопатку?»

— «Нет! Уж ты мне покупала

И лошадку, и посуду.

Сумку мне купи, бабуся,

В школу с ней ходить я буду».

— «Ай да Ваня! Хочет в школу,

За букварь да за указку.

Где тебе! Садись-ка лучше,

Расскажу тебе я сказку…»

— «Уж и так мне много сказок

Ты, бабуся, говорила;

Если знаешь, расскажи мне

Лучше то, что вправду было.

Шел вчера я мимо школы

Сколько там детей, родная!

Как рассказывал учитель,

Долго слушал у окна я.

Слушал я — какие земли

Есть за дальними морями…

Города, леса какие

С злыми, страшными зверями.

Он рассказывал: где жарко,

Где всегда стоят морозы,

Отчего дожди, туманы,

Отчего бывают грозы…

И еще — как люди жили

Прежде нас и чем питались;

Как они не знали бога

И болванам* поклонялись.

* Болван — статуя языческого бога (прим.ред.).

Рисовали тоже дети,

Много я глядел тетрадок, —

Кто глаза, кто нос выводит,

А кто домик да лошадок.

А как кончилось ученье,

Стали хором петь. В окошко

И меня втащил учитель,

Говорит: «Пой с нами, крошка!

Да проси, чтоб присылали

В школу к нам тебя родные,

Все вы скажете спасибо

Ей, как будете большие».

Отпусти меня! Бабусю

Я за это расцелую

И каких тебе картинок

Распрекрасных нарисую!»

И впились в лицо старушки

Глаза бойкие ребенка;

И морщинистую шею

Обвила его ручонка.

На глазах старушки слезы:

«Это божие внушенье!

Будь по-твоему, голубчик,

Знаю я, что свет — ученье.

Бегай в школу, Ваня; только

Спеси там не набирайся;

Как обучишься наукам,

Темным людом не гнушайся!»

Чуть со стула резвый мальчик

Не стащил ее. Пустился

Вон из комнаты, и мигом

Уж в саду он очутился.

И уж русая головка

В темной зелени мелькает…

А старушка то смеется,

То слезинку утирает.

Действующие лица

Большинство творений Толстого являются поучительными. Своим героям автор придает черты характера, которые позволяют различать добро и зло, положительные и отрицательные стороны людей.

В басне описаны четыре персонажа. Среди них старик, его сын, невестка и внук. Герои характеризуются следующими качествами:

  1. Старик — больной, глухой, беззащитный, немощный, беспомощный, беззубый.
  2. Сын с невесткой — эгоистичные, грубые, равнодушные, безжалостливые люди, осознавшие свою вину. Муж не перечил жене, соглашался во всем, даже с ужасным обращением с его родным отцом.
  3. Мальчик Миша — любящий, понимающий, заботливый и добрый ребенок, указавший своим родителям на их жестокое и неуважительное отношение к дедушке.

Основная мысль

Главная идея басни в том, что нужно уважать старость, почитать своих пожилых родителей, дедушек и бабушек, заботиться о них. Это произведение учит:

  • милосердию;
  • терпению;
  • состраданию;
  • уважению.

Важно избавиться от эгоизма, бессердечия, равнодушия, благодарить своих родных за все. Они подарили жизнь своим детям и внукам

На примере мальчика автор преподнес ценный урок. Как родители относятся к старикам, так и дети будут. Ведь они берут пример с самых близких им людям. Каждый пока еще молодой человек станет старым. Старость придет обязательно. Ребенок дал урок своим родителям, показал, что их ждет такая же участь, как дедушку.

Уважение, помощь и забота — долг детей перед стариками. Брань и неуважение показывают человека с дурной стороны. Этому произведению прекрасно подходит пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».

Сочинение «Мой любимый поэт Плещеев»

Моим любимым поэтом является Алексей Плещеев.

Его стихотворения, а со многими из них я познакомилась ещё в раннем детстве, до того как пошла в школу, кажутся мне необычайно яркими и добрыми.

Они проникнуты нежной любовью поэта к детям, к детству, и эта любовь ощущается в его произведениях в каждой строчке.

Кто не знает стихотворение про ласточку, которая приносит в село весну.

С этим стихотворением перекликается другое, о птичке, слишком рано вернувшейся из тёплых краёв.

В этих стихотворениях поэту очень легко и точно удалось описать раннюю весну буквально в нескольких строчках.

Эта лёгкость и образность свойственна всей пейзажной лирике Плещеева.

Совсем иной теме посвящается стихотворение «Бабушка и внучек».

Маленький мальчик просит свою добрую бабушку отпустить его в школу, ему хочется учиться новому. А бабушка восхищается решением внука и поддерживает его.

Это стихотворение одновременно рассказывает о любви к знаниям, и о любви к детям.

Поэту удалось объединить эти темы в одном прекрасном стихотворении.

Главное достоинство его поэзии, на мой взгляд, её кажущаяся простота.

Но эта простата граничит с гениальностью.

Его строки легко запоминаются, они очень певучие, написаны обычным народным разговорным языком, в них нет ничего заумного.

И вместе с тем, эти строки очень трогательные, они никого не оставляют равнодушным.

За всё это я и люблю творчество этого поэта, и многие мои друзья разделяют эту любовь.

Ведь в его стихотворениях мы находим всё то, что кажется нам интересным, а кроме того, видим искреннюю любовь автора к нам, к своим читателям, к детям.

Краткая биография Алексея Плещеева для школьников

Годы жизни: 04.12.1825 — 08.10.1893. Прожил 67 лет.

Жанры, в которых работал: стихотворения, рассказы, повести.

Основные произведения: «Дети и птичка», «Травка зеленеет, солнышко блестит», «Весна», «Бабушка и внучек».

Интересные факты из жизни А. Н. Плещеева

  1. Большое влияние на его творчество произвела природа города Княгинина, где прошло детство.
  2. Он был дружен с Достоевским, и писатель посвятил поэту повесть «Белые ночи», выведя его в образе Мечтателя.
  3. Он долгое время был стеснён в средствах, и был вынужден работать на московском почтамте.
  4. Произведение Чайковского «Шестнадцать песен для детей» целиком написано на его стихи.
  5. В конце жизни он занимался благотворительностью, помогал семьям писателей, студентам, основал ряд благотворительных фондов.

Анализ стихотворения «Бабушка и внучек» Плещеева

Поэзия — это мироощущение поэта, переживания и мораль, которая выражается в стихотворении. Алексей Николаевич Плещеев — русский писатель, поэт и переводчик, в 1878 году издал стихотворение с названием «Бабушка и внучек», в котором четко отражена мораль стремления молодого поколения к знаниям. Детям данное стихотворение повествует о том, насколько может быть увлекательно учение, а взрослым говорит о том, что необходимо поощрять стремление детей к знаниям.

В начале произведения перед читателем предстает старенькая бабушка, которая вяжет чулок

Бабушка обращает свое внимание на угол, где сидит внучек, а «на лице его забота». Не узнавая причину задумчивости внука, бабушка предлагает ему пойти в сад покопать грядки или поиграть с сестренкой в лошадки

Бабушка говорит внучку, что «дни такие стали редки» и близится осень.

Внука не прельщает идея пойти гулять или играть с сестренкой. Подойдя к бабушке, он склоняется на нее своей курчавой головкой и смотрит на нее большими взглядом. Бабушка догадывается, что мальчику что-то нужно: гостинец или угощенье. Мальчик отвечает отрицательно. Тогда бабушка спрашивает внука, не напроказил ли тот:

  • тайком лазил в комод;
  • таскал закладки;
  • для потехи задул свечу лампадки.

Но и в этот раз бабушка не угадывает душевных тревог внука. Чтобы хоть как-то развеселить внука, бабушка обещает накупить ему разных игрушек. Ответ внука поражает бабушку. Он говорит, что «сумку мне купи, бабуся, в школу с ней ходить я буду». Бабушка дивится странному желанию мальчика и предлагает рассказать ему сказку для потехи, но внука не интересуют выдумки.

Мальчик делится впечатлениями о школе, мимо которой он случайно проходил. Через окно он слушал учителя, который рассказывал:

  • «какие земли есть за дальними морями…»;
  • «где жарко, где всегда стоят морозы, отчего дожди, туманы, отчего бывают грозы…»;
  • «как люди жили прежде нас и чем питались».

Мальчик видел, как другие детки в классе писали и рисовали в тетрадках, а после уроков пели хором. Мальчик рассказал бабушке, что учитель заметил его и пригласил спеть вместе с другими детками. Учитель поощрил интерес мальчика к знаниям и сказал чтобы его отправили в школу.

Бабушка выслушав рассказ мальчика прослезилась. Она знала что ученье — это свет, поэтому разрешила внуку «бегать» в школу. Обрадованный мальчик, мигом выбежал в сад, от радости чуть не стащив бабушку со стула.

А.Н. Плещеев показал в своем стихотворении насколько дети могут быть впечатлены знаниями. Взрослые должны с пониманием относиться к учебе и получению знаний детьми, поэтому необходимо поощрять стремления детей к учебе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: