«Прощание с Матерой» очень краткое содержание
Краткое содержание «Прощание с Матерой» для читательского дневника:
Пришла для Матеры последняя весна — это остров и деревня. Эта территория обязана исчезнуть. Внизу около Ангаре началось строительство новой гидроэлектростанции. С приходом осени она должна была заработать, в тот миг Ангара выйдет из берегов и затопит Матеру.
Большая часть уехала в другие города. В деревне осталось лишь старшее поколение. Они остались охранять дома, ухаживать за домашним скотом и огородом. Зачастую все собирались у старухи Дарьи. Она ничем не могла помочь из-за сложившейся ситуации в Матери.
Сима часто заходила со своим пятилетним внуком Коленькой. Судьба у нее была нелегкой, долгое время скиталась по белому свету, родила единственную немую дочь без мужа. Ее дочь долго была в девках, но стоило ей «попробовать мужика», сорвалась и начала чудить. Родила она не известно от кого мальчишку, затем уехала, ничего не объяснив. Сима и внук остались одни.
Частенько захаживала Настасья. Старуха чудила, оставшись одна с дедом Егором. Их дети умерли. Она много разного придумывала на деда, да все жалобное. По ее рассказам, он то плакал, то по ночам кричит вроде как умертвляют его. Егор сердился из-за этого, но ничего не предпринимал.
Одним из вечеров собрались Дарья, Настасья и Сима с мальчишкой. Чайничали. Богодул взволнованно забегает к ним и закричал: «Мертвых грабют!». Богодул прибежал сказать всем плохую новость о том, что пришли зачинщики на кладбище и начали рубить кресты да спиливать тумбочки. Старухи сразу же побежали туда.
Жители Матери накинулись на пришедших так, что те не выдержали и уплыли с острова. Матера успокоилась. Жителям пришлось до полуночи ползать по кладбищу, возвращая кресты и тумбочки на место.
Начался сбор урожая. Для уборки хлеба приехали из города. Городские подпалили мельницу. Глядя на то, как она горит, старух заплакали, а молодежь танцевала у пылающей мельницы.
Наступил сентябрь. Остров стал пустым. Остались пятеро людей: Дарья с Катериной, Сима с внуком и Богодул. Прибыла бригада, которая начала сжигать избы. Не спаленными остались околоток от Дарьиной избы и барак. До того, как избу на сожжение оставить, Дарья ее побелила. Дом сожгли. Пришло время уезжать.
Павел приехал на остров с Настасьей. Она приехала проститься с Матреной. Дед Егор не вынес горя и умер. Уговорила Дарья их на последнюю прощальную ночь оставить — старика и Матера. Павел уехал, а вместе с ним уехали зачинщики. Был один лишь барак. В нем старики и провели последнюю ночь.
Проблематика в произведении Прощание с Матерой Распутина
Данная повесть поднимает ряд проблем и актуальных тем
Произведения быстро привлекла к себе внимание людей того времени. Здесь всё начинается с экологической проблемы, которая переплетается с другими и создает очень непростую ситуацию. Городской жизненный уклад пытается сжить со свету деревенские понятия
Люди привыкли жить просто, у них есть свой уклад и быт. Однако, они мешают тому, чтобы в эти места пришла цивилизация. Здесь также отчетливо виден конфликт поколений: молодежь хочет уехать в большие города, потому как в деревни невозможно реализоваться. Что тут можно делать? Разве что заниматься выращиванием овощей, да пасти скот. Для молодежи такие перспективы выглядят непривлекательно. Для взрослого поколения, а особенно, пожилого вся жизнь связана с Матерой. Они здесь провели все свои годы и на пороге смерти не имеют желания покидать родные края. Это их земля, их малая родина. Зачем пожилым людям крупные мегаполисы со своими правилами, где старики никому не нужны
Городской жизненный уклад пытается сжить со свету деревенские понятия. Люди привыкли жить просто, у них есть свой уклад и быт. Однако, они мешают тому, чтобы в эти места пришла цивилизация. Здесь также отчетливо виден конфликт поколений: молодежь хочет уехать в большие города, потому как в деревни невозможно реализоваться. Что тут можно делать? Разве что заниматься выращиванием овощей, да пасти скот. Для молодежи такие перспективы выглядят непривлекательно. Для взрослого поколения, а особенно, пожилого вся жизнь связана с Матерой. Они здесь провели все свои годы и на пороге смерти не имеют желания покидать родные края. Это их земля, их малая родина. Зачем пожилым людям крупные мегаполисы со своими правилами, где старики никому не нужны.
После поднимаются темы памяти, жизни и смерти. Вся жизнь пожилых людей была здесь, в последние годы жизни им не нужны изменения. Эти перемены травмируют стариков, что может приблизить их кончину. Чиновники не задумываются, а точнее, их ни капли не волнуют, что сейчас чувствуют пожилые люди. Уклад города и деревни отличается коренным образом. Город переполнен новыми событиями, изменениями и движениями. Деревня же живет спокойной и размеренной жизнью, где каждый друг друга знает и может рассчитывать на помощь соседа. В городе же каждый сам по себе, в трудную минуту никто не поддержит.
Молодое поколение не осознало важность памяти и сохранения традиций. В этом есть и вина предыдущего поколения, значит, оно не объяснило и не научило этому. В произведении чётко видно, как власть относится к своему народу и наоборот
В произведении чётко видно, как власть относится к своему народу и наоборот.
Экопроблема породила и помогла высветиться многим другим вопросам. Герои, каждый в своем статусе и положении, начинают размышлять о лучшей для себя жизни. Как только цивилизация добралась до Матеры, она потребовала того, чтобы поселок был стерт с лица земли. Затопляя Матеру, власти хотят улучшить состояние народа. Власти хотят построить ГЭС. Однако, никто не думает, что изменение естественного повлечет за собой более глобальные проблемы. Никто не думает о том, что затопление поселка приведет к подтоплению ближайших участков: полей, лугов. Как потом это исправлять? Вследствие этого появятся экологические проблемы? В будущем территория может постоянно затапливаться, принося серьезный вред и опасность для людей.
Для жителей еще страшно то, что здесь похоронены их родные. Память о них будет изглажена с лица земли. Мало того, на глазах родственников разоряют могилы и срывают кресты, обуславливая это тем, что ведь здесь будут туристы. Такое отношение властей озлобляет народ.
Популярные сегодня темы
Лейтмотивом всего творчества Лермонтова является абсолютное одиночество лирического героя. Основываясь на произведениях поэта, его с трудом можно представить искренне улыбающимся и счастливым.
Главный герой поэмы – это романтический герой. Ему свойственны мятежные порывы, он одинок в своих стремлениях, и никакие обстоятельства не способны его сломить
В ней, ярко выражена гордость и ум, женщин той поры. Судя по выражению лица, можно понять, что эта женщина, не является обычной крепостной девушкой.
Однажды летом, в теплый день чернорабочий Прошка впазивал в грязном, темном углу хозяйской мастерской. Прошкин хозяин – Ухов Алексей Иванович, злой, жадный хозяин. Он дает Проше мало еды, а также постоянно на него ругается
Новокузнецк находится в Кемеровской области, и считается гегемоном в области промышленности. В нем шесть районов, центральный из которых был оброазован в 1941 году. Города окружён горами и протянут реками и водотоками.
Главы 1—3
Для деревни Матёры, стоящей на острове с таким же названием, наступила последняя весна. Ниже по течению строили плотину для гидроэлектростанции, и на месте острова разольётся огромное водохранилище. В этом году хлеба сеяли не на всех полях, а многие матёринцы уже жили на два дома, наезжая в деревню, только чтобы посадить картошку. Деревня «повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода».
Остров в форме утюга растянулся по Ангаре на пять вёрст. С нижнего конца к нему притулился островок Подмога, где у матёринцев были дополнительные поля и сенокосы. На своём веку Матёра повидала и бородатых казаков, и торговых людей, и каторжников. От колчаковцев на верхнем конце острова остался барак. Была и церквушка, построенная на деньги похороненного здесь же купца, которую «в колхозную пору приспособили под склад», и мельница. На старом пастбище дважды в неделю садился самолёт — возил народ в город.
Так и жила Матёра более трёхсот лет, пока не пришла пора умирать.
К лету в деревне остались только дети да старики. Три старухи — Дарья, Настасья и Сима — любили пить чай из медного красавца-самовара. Чаёвничая, они вели долгие беседы. Часто к ним присоединялся старик Богодул, живший в колчаковском бараке. Дед был дремучим, как леший, и разговаривал в основном матом.
Дарья и Настасья были местными, а Сима приехала на Матёру в поисках «старика, возле которого она могла бы греться», но единственный в деревне бобыль испугался немой Симиной дочки Вальки. Сима поселилась в пустующей избушке на краю деревни. Валька выросла, родила неизвестно от кого сына и бросила его, бесследно исчезнув. Так и осталась Сима с пятилетним внучком Колькой, диким и молчаливым.
Настасья с мужем Егором остались на старости лет одни: двух сыновей забрала война, третий провалился с трактором под лёд и утонул, а дочь умерла от рака. Настасья начала «чудить» — наговаривать невесть что на своего старика: то он угорел до смерти, то кровью истёк, то плакал всю ночь. Добрые люди не замечали Настасьиной «свихнутости», злые издевались. «Со зла или от растерянности» дед Егор поменял свой дом не на посёлок, а на квартиру в городе, где строились дома для одиноких стариков. Ему и бабке Настасье предстояло первыми попрощаться с Матёрой.
Старухи мирно чаёвничали, когда в дом ворвался Богодул и крикнул, что чужие грабят кладбище. Матёринцы ворвались на сельское кладбище, где незнакомые рабочие уже заканчивали стаскивать в кучу кресты, ограды, тумбочки. Это была санитарная бригада, присланная санэпидстанцией, чтобы очистить затопляемые территории.
Собравшийся со всей деревни народ остановил рабочих. Напрасно председатель сельсовета Воронцов объяснял, что так положено. Матёринцы отстояли кладбище и весь вечер прилаживали обратно кресты на родных могилках.
Тема
Тема повести Распутина «Прощание с Матерой» – вырождение деревень, включающая в себе нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остается человеком, а кто превращается в «Петруху».
Автор затрагивает проблемы взаимосвязи поколений, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни.
Матера – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но, пока еще все идет по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг, ситуация изменится, и все пойдет по-прежнему, и они останутся жить на своей земле.
Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.
Наступает переломный момент и нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь с удовольствием жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.
Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь все свое, родное. На кладбище покоятся тела близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они грудью бросаются на его защиту.
Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег, Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был ее защитой, в нем она прожила всю свою долгую жизнь.
Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым, и не выдержал, умер в первые недели переезда.
Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни, и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.
Глава 17
Петруха нашел для себя занятие по душе, поджигать чужие хаты. Люди сами просили его об этом, да и копеечку платили за поджог. Катерина ругалась на него, но в душе понимала, что Петруха уже не изменится. С тем что он спалил свою избу, она уже смирилась, а вот простить за то, что он жжет чужие, не могла.
Глава 16
На уборку колхозного урожая приезжают наемные работники. Каждый вечер в деревне раздаются пьяные выкрики, случаются драки. Санитарная бригада начинает сжигать все на соседнем с Матерой маленьком островке Подмоге. Материнцы спешно переправляют на большую землю домашнюю птицу и скот.
Однажды кто-то поджигает мельницу. Сразу после этого Клавка уговаривает мужиков подпалить ее дом. Напуганная Сима вместе с Колькой переселяется к Дарье. Три старухи и один ребенок теперь живут вместе.
Лишь Богодул ничего не боится. Взяв у Дарьи берданку без патронов, он демонстративно ходит перед приезжими, злобно матерясь на них.
Объяснение сюжета
Смысл произведения заключен уже в самом названии «Прощание с Матерой». Название деревни ассоциируется со словом мать. Но под Матерой автор подразумевает не только деревню, но и Дарью, ставшую хранительницей памяти предков.
Символический смысл несет в себе и слово прощание. Оно означает не просто вечную разлуку, но и последнее раскаяние.
- экологии;
- взаимоотношения отцов и детей;
- исторической памяти;
- патриотизма.
Содержится в «Прощании с матерой» и глубокий философский смысл. Автор размышляет на тему смысла жизни, предназначения человека.
Главная героиня Дарья считает, что жить нужно по совести, соблюдая нравственные законы, не нарушая связи поколений. Такие взгляды на жизнь и у других стариков. Но молодежь думает по-другому. Им не нравится жить в глухой деревне, они мечтают о новой, городской жизни. Поэтому им не жаль Матеру и дома, построенные их родителями.
Никто не позаботился и о перенесении останков предков. Человек должен помнить о прошлом. Уничтожение памяти приведет лишь к черствости и равнодушию.
Краткая биография В.Г. Распутина
Место деревенской прозы в русской литературе. Смысл названия повести «Прощание с Матерой»
Валентин Распутин родился 15 марта 1937 г. в селе Усть-Уда в трехстах километрах от Иркутска. Когда Вале исполнилось два года, семья поселилась в деревне Аталанка. Отец Валентина воевал, после возвращения с фронта, в конце 40-х был незаконно обвинен в краже государственных денег, погиб в тюрьме. Матери пришлось поднимать одной троих детей. Валентин после четырех классов деревенской начальной школы был отправлен матерью в районный центр в пятидесяти километрах от деревни, где была средняя школа. Мать устроила старшего сына квартировать у знакомой в райцентре и раз в неделю передавала ему картошку и хлеб. У Валентина, который первым из их деревни стал учиться в средней школе, рано началась самостоятельная жизнь. Это тяжелое, полуголодное время своего детства писатель описал в рассказе «Уроки французского».
Валентин, мечтая стать учителем, успешно прошел вступительные испытания в Иркутский университет и был зачислен на историко-филологический факультет. Еще студентом из-за скудной стипендии стал подрабатывать корреспондентом в газете. Его очерки оценил редактор, первый студенческий очерк был напечатан в альманахе «Ангара» в 1959 г. Писатель вспоминал, что в юности он и не помышлял о занятиях литературным творчеством. Но судьба распорядилась иначе. Распутин после окончания университета сотрудничал с иркутскими и красноярскими газетами, публиковал очерки и рассказы о непростых судьбах городских и сельских жителей. В 1965 г. несколько рассказов молодой автор дал почитать известному писателю В. Чивилихину, который их одобрил. С 1966 г. Распутин решил заняться профессиональной литераторской деятельностью, издал свой первый сборник рассказов «Край возле самого неба». В 1967 г. была напечатана первая повесть «Деньги для Марии», в этом же году писатель стал членом Союза писателей СССР.
В 1960-е годы в русской литературе зародилось новое направление, которое назвали «деревенской прозой». Основной темой произведений этого направления была драматическая судьба русского крестьянства в XX в. Страна становилась преимущественно индустриальной, активно формировалась городская инфраструктура, а вековые устои крестьянской жизни уходили в небытие. Авторы деревенской прозы были в своем большинстве уроженцами деревни, ставшие интеллигентами в первом поколении. Их произведения проникнуты мотивами прощания с деревней, тоской по исчезающему патриархальному крестьянскому миру с его нравственным целомудрием и единением с природой. Виктор Астафьев стал одним из самых самобытных авторов деревенской прозы.
В 1976 г. вышла повесть «Прощание с Матерой». Тему затопления больших территорий, связанных со строительством гидроэлектростанций в Сибири, писатель затронул еще в 1972 г. в документальном и автобиографическом очерке «Вверх и вниз по течению», написанном после посещения родных мест на Ангаре. Очерк повествует о противоречивых чувствах человека, осознающего необходимость и необратимость перемен, происходящих на его родных землях. Деревням, пашням, лугам и лесам, которые воспринимались как нечто незыблемое и исконное, было суждено исчезнуть, скрывшись под водой громадного водохранилища.
Этот процесс ломал вековые традиции, колоссальные изменения природы и быта крестьян повлекли за собой изменения и в сознании человека, его духовном мировосприятии. Герой очерка находится в поисках новой ценностной основы, он считает, что воспоминания о прошлом он сохранит в любом месте, однако все же чувствует душевную дисгармонию от физического исчезновения родных мест, на которые больше не доведется ступить. В повести, написанной на эту тему спустя четыре года, у автора появится уже твердая убежденность, что без родовой памяти у человека нет жизни. В повести «Прощание с Матерой», как и в других произведениях Распутина основной идеей является стремление сохранить человеческое в человеке, не утратить верность родной земле и семье, национальным традициям.
Смысл названия повести «Прощание с Матёрой» символичен и многозначен, вымышленное название деревни и острова связано с итальянским словом «matera», которое переводится как «моя земля». К тому же Матера имеет общий корень с русскими словами «матерь», «матерый» (т.е. опытный).
Валентин Распутин
Сюжетная основа
Действие начинается весной, но символическое понимание этого времени как зарождения новой жизни в данном случае неприменимо. Напротив, именно в этот момент деревню облетает новость о скором ее затоплении.
В центре повести — трагические судьбы ее коренных жителей: Дарьи, Настасьи, Катерины, «старинных старух», мечтавших закончить здесь свой век и приютивших никому не нужного Богодула (возникают ассоциации с юродивым, странником, божьим человеком). И вот все рушится для них. Ни рассказы о благоустроенной квартире в новом поселке на берегу Ангары, ни пламенные речи молодых (Андрея — внука Дарьи), что это нужно стране, не могут убедить их в целесообразности уничтожения родного дома. Старухи каждый вечер собираются на чашку чая, словно пытаются насладиться общением друг с другом перед расставанием. Прощаются с каждым уголком природы, таким дорогим сердцу. Дарья все это время пытается по крупицам восстановить жизнь, свою и деревни, старается ничего не упустить: ведь для нее «вся правда в памяти».
За всем этим величественно наблюдает никому не видимый Хозяин: и ему не под силу спасти остров, и для него это тоже прощание с Матерой.
Содержание последних месяцев пребывания на острове старожилов дополняется рядом жутких событий. Сожжение дома Катерины родным сыном-пьяницей. Нежеланный переезд в поселок Настасьи и наблюдение за тем, как изба без хозяйки сразу же превратилась в сироту. Наконец, бесчинства «официальных лиц», направленных СЭС для уничтожения кладбища, и решительное противостояние им старух — откуда только силы взялись при защите родных могилок!
И трагический финал: попавшие в туман, заблудившиеся посреди реки люди в лодке, потерявшие ориентир в жизни. Среди них — сын главной героини, Павел, так и не сумевший вырвать из сердца родные места. А еще оставшиеся на острове в момент его затопления старухи, а с ними — ни в чем не повинный младенец. Возвышающийся, не сломленный — ни огонь его не взял, ни топор, ни даже современная бензопила — листвень как доказательство вечной жизни.
Главные герои
Дарья Пинигина
Жизнь этой женщины была тяжёлой: она пережила войну, похоронила троих детей, муж без вести пропал в тайге. Героине больше 80 лет, здоровья хватает на ведение немалого хозяйства. Нехватка любви, заботы, участия делает её строгой и безрадостной. Дарья очень страдает от необходимости бросать родной дом и переезжать в город. С сыном у неё нет тёплых отношений, какая-то стена разделяет их, они не пытаются понять друг друга, будто бы разговаривая на разных языках. Все пожилые женщины деревни любят собираться в её доме и пить чай. От других старушек её отличает сильный характер и болезненная связь с прошлым.
Павел, сын Дарьи
Мужчина 50 лет, работящий, трудолюбивый. Глубокий след в его душе оставила война, это не даёт ему жить, он движется по инерции, иногда сбиваясь с пути, выпадает из жизни. Павел любит мать, помогает ей, не ругается и не осуждает. Ему тоже не хватает простых человеческих чувств. Он, его жена, дети – просто плывут по течению. Трагедия родной деревни не трогает сына Дарьи, в его душе нет места для новой боли, ему хочется покоя и определённости.
Андрей Пинигин
Внук Дарьи, около 22 лет, вернулся из армии
Жизнь в деревне ему не интересна, он жаждет участвовать в каком-нибудь масштабном проекте, делать нечто значимое и важное для своей страны. Быть вместе с передовой молодёжью, поучаствовать в чем-то исторически важном, обзавестись семьёй, двигаться вперёд – вот планы Андрея, из-за которых он увольняется с завода в деревне
Человек должен управлять судьбой, а не она им – так считает герой.
Богодул
Странный одинокий житель Матеры. Старик, заросший как зверь, практически круглый год ходит босиком, живёт в заброшенном здании, ругается матом. Зимой “приживается” у кого-то из деревни, ночует в банях. Старухи любят Богодула, жалеют его, несмотря на слухи о том, что в прошлом он кого-то убил. Старик защищает деревню, останавливает снос кладбища, он своеобразный “домовой” в Матере.
Настасья и Егор
Соседи Пинигиных, первыми переезжают в город. Егор не выдерживает расставания с родиной и умирает. Настасья возвращается в деревню и живёт там с остальными старухами до конца. После смерти детей она временами “чудит”: рассказывает странные вещи про мужа, разговаривает с вещами в доме. Расставание с родной деревней сильно повлияло на её душевное состояние: Настасья ищет подтверждения, что она прожила жизнь не зря.
Катерина Зотова
Подруга Дарьи, добрый, славный человек. Всю жизнь она любила женатого человека, от которого и родила сына. Страдает от своего непутёвого сына, который пьянствует, не работает, постоянно врёт. Пытается оправдать его, верит, что сын исправится, образумится. Остаётся на острове до последнего вместе с остальными стариками.
Петруха
Сын Катерины, “прижитый” от женатого мужика. К своему “статусу” он привык, не пытается быть хорошим. Посмешище в деревне, Петруха постоянно врёт, чтобы прибавить свою значимость, пьёт, не работает. Его настоящее имя – Никита – забыто, даже мать не называет его по имени.
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-povesti-proshchanie-s-matyorojhttp://literatura-ege.ru/%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D0%B0%D1%80%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%B2-%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8/%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%B2-%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8/http://obrazovaka.ru/sochinenie/proschanie-s-materoy/glavnye-geroi-harakteristika.html
голоса
Рейтинг статьи
Деревня погибает
Меньше других торопятся покинуть Матеру одинокие старухи, которые не хотят уезжать. Они становятся свидетелями того, как деревню начинают поджигать. Оставленные дома тех, кто уже перебрался в город, постепенно сгорают.
При этом, когда пожар утихомирился, и все начинают обсуждать, нарочно он случился или случайно, то все сходятся во мнении, что загорелись дома невзначай. Поверить в такое сумасбродство, что кто-то мог поднять руки на еще совсем недавно жилые постройки, никто не решается. Особенно не верится, что поджечь дом могли сами хозяева, когда уезжали с Матеры на большую землю.
Главы 6–7
Продолжаем описывать краткое содержание по главам («Прощание с Матерой). Распутин вносит в свое произведение и мифологические образы. Так, по ночам появляется Хозяин леса – небольшой зверек, ни на кого не похожий. Ему ведомо все, что происходит деревне, обо всех известно, но его самого никто никогда не видел. Хозяин предчувствует скорый конец Матеры и своего существования, но покорно принимает это. А еще он точно знает, что вместе с ним погибнет и Богодул.
Проходит Троица, и уезжают Егор с Настасьей. Им приходится бросить утварь – все, что нажито за долгие годы. Старики, словно потерянные, ходят по избе. На прощанье Настасья просит Дарью приглядеть за пропавшей кошкой и отдает ключи от дома.
Читательский дневник
Читательский дневник — это жанр, в котором читатель делится своими впечатлениями от прочитанной книги, анализирует содержание и стилевые особенности произведения, а также высказывает свое мнение и оценку.
Заполнение читательского дневника
Чтобы заполнить читательский дневник на примере произведения «Прощание с Матерой», рекомендуется рассмотреть следующие аспекты:
Заглавие произведения и автор — указать название произведения и ФИО автора.
Краткое содержание — описать основную сюжетную линию произведения без раскрытия финала.
Главные герои — перечислить и описать основных персонажей.
Тематика и идея произведения — раскрыть основные идеи, которые затрагивает произведение.
Стилистика — обратить внимание на специфические стильные особенности, использование языковых средств и стилевых приемов.
Впечатления и эмоции — поделиться своими впечатлениями от чтения книги, их положительными или отрицательными аспектами.
Анализ произведения — проанализировать причины, по которым произведение стало классикой литературы, выделить сильные и слабые стороны произведения.
Оценка произведения — выразить свою субъективную оценку и обосновать ее.
Пример заполнения читательского дневника
Главные герои: Матерья Исаковна, Алексей Владимирович и другие члены семьи.
Тематика и идея произведения: Произведение затрагивает темы любви, верности, судьбы и нравственности, а также исследует влияние исторических событий на человеческую жизнь.
Стилистика: Пастернак использует сложные метафоры, ритмические циклы и живописные описания для создания эмоциональной атмосферы произведения.
Впечатления и эмоции: Я был поражен красотой языка и глубиной мыслей, которые присутствуют в «Прощании с Матерой». Прозаическая поэзия и сильные эмоциональные переживания героев заставили меня задуматься о смысле жизни и истинных ценностях.
Анализ произведения: Произведение легко впитывается, но требует внимательного чтения, чтобы полностью раскрыть все глубины текста. Оно является важным социальным и философским комментарием к русской истории и культуре.
Оценка произведения: Я думаю, что «Прощание с Матерой» — это подлинный шедевр, который заслуженно занял свое место среди классиков русской литературы. Рекомендую его для прочтения всем, кто интересуется глубиной русской поэзии и философскими размышлениями.
Таким образом, читательский дневник по произведению «Прощание с Матерой» Бориса Пастернака позволяет организованно изложить свои мысли и впечатления от чтения, а также анализировать и оценивать произведение.
Главные герои
В произведении Валентина Распутина несколько действующих лиц. Вот кратко о каждом персонаже:
- Дарья Пинигина — строгая и безрадостная пожилая женщина, похоронившая двоих детей. Она рано осталась без мужа, он пропал в тайге. Это трудолюбивая старушка, которая страдает оттого, что нужно покидать свое жилище.
- Павел — сын главной героини. Это поджарый, высокий мужчина, он трудолюбив, заботлив. Но на него сильно повлияла война, поэтому он живет будто по инерции. Его не особенно беспокоит предстоящий переезд, он хочет для себя и своей семьи покоя и определенности.
- Богодул — еще один житель Матеры. Это странный старик, который оброс как зверь, ходит босиком зимой и летом. У него нет собственного дома, но он всей душой болеет за деревню и не желает ее сноса.
- Петруха — сын Катерины, которого она родила от женатого мужчины. Мужчину не любят в поселке, он лгун, пьяница и тунеядец. Именно Петруха первым сжег свой дом.
На страницах книги автор также упоминает Настасью и Екатерину — подруг Дарьи и семью ее сына — его жену Софью и сына Андрея.
Стоит обязательно прочитать «Прощание с Матерой», повесть отчасти автобиографическая, так как начиная с 1960 года многие деревни столкнулись с этой бедой. Тысячи людей были вынуждены покинуть обжитые села, бросить свои дома из-за того, что государство считало эти населенные пункты неперспективными.