для бесплатного скачивания
ПОДЕЛИТЬСЯ
На лето дочке задали много литературы для чтения с оформлением в читательский дневник. Никакой формы предложено не было, пришлось делать самой. На просторах Интернета нашла только информацию о том, что должно быть в этом дневнике. Получился интересный вариант. Надеюсь, что многим ученикам и их мамам эта разработка поможет.
Мой дневник состоит из цветной обложки, страниц дневника и листа с содержанием.
Обложка дневника | Страница дневника | Содержание дневника |
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:
- Кликните на маленькую картинку. Откроется окно с большим изображением.
- Сохраните большую картинку на своем компьютере. Для этого кликните на изображение правой кнопкой мыши и выберите опцию «Сохранить изображение как…» («Save as…»).
- Цветную обложку распечатайте на принтере на плотной бумаге (хорошо подходит бумага для черчения или офисная бумага плотностью 160 г/м2).
- Внутренние страницы дневника распечатывайте на обычной бумаге.
- На обложке можно дописать фамилию и имя ребенка, школу, класс.
Страницы дневника заполняем по мере чтения. Для каждого произведения одна страничка, где указываем дату чтения (если произведение большое и читалось не один день, то пишем дату начала и окончания чтения), автора произведения и название, кратко описываем сюжет (для начальной школы достаточно 5-6-предложений).
В конце страницы есть место для личного мнения ребенка о произведении. В рамочку можно вклеить портрет писателя (можно найти в Интернете) или написать годы жизни автора произведения — эта информация пригодится ребенку в старших классах.
Если ребенок любит рисовать, то очень хорошо в этом дневнике будут смотреться иллюстрации к произведениям. Их можно оформить на отдельном листе и подшить в работу после текста.
Лист содержания оформляем тоже по мере чтения — указываем автора и название, номер страницы.
Все страницы можно просто сложить в папку-скоросшиватель в прозрачных файлах или соединить с помощью дырокола и красивой ленты по верхнему краю.
Автор материала: Мария Девяткина (г. Ульяновск),
специально для детского портала «Солнышко»;
для оформления использованы рисунки Елены Крампец
Опубликовано 10 июня 2011 года.
1 СЕНТЯБРЯ — ДЕНЬ ЗНАНИЙДень дошкольного работникаДень учителяРасписание уроковМой распорядок дняПортфолио дошкольникаПортфолио школьника
Комментарии к публикацииЧитательский дневник младшего школьника10.06.2011, 07:56Тамара14.06.2011, 13:03Ирина17.06.2011, 12:04LinLis17.06.2011, 16:04Duduka21.06.2011, 11:55александра иосифовна26.06.2011, 03:03Duduka28.06.2011, 08:36oksana28.06.2011, 22:18Юлия17.08.2011, 09:50VETA26.08.2011, 12:24Екатерина29.08.2011, 21:38ольга13.09.2011, 20:42Валентина23.09.2011, 14:06Ольга Киреева19.11.2011, 20:56Самал25.02.2012, 02:4627.05.2012, 17:39ААМ20.08.2012, 14:25Алла25.12.2012, 17:11Наталья18.01.2013, 17:11Елена22.03.2013, 19:05Мася или Маня или просто Масяня13.05.2013, 10:35Тамара21.08.2013, 15:06Екатерина14.02.2014, 13:49Екатерина23.05.2014, 21:18Катя21.11.2014, 13:48Светлана24.08.2015, 11:11вика01.12.2015, 15:31Александр03.06.2017, 09:30Наталья16.11.2017, 21:26Анна29.09.2019, 08:20vfrcbv21.05.2020, 19:05данил
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Эту сказку написал замечательный писатель, ученый, исследователь природы В. Бианки, очень любил природу. Всю свою жизнь он наблюдал и изучал мир животных, насекомых, птиц, растений. В. Бианки написал много рассказов и сказок и для детей, и для взрослых.
Воспитатель. Мне лично очень нравится читать его интересные рассказы и сказки. А какие сказки или рассказы этого писателя вам знакомы?
( предполагаемые ответы детей: сказки «Теремок», «Лис и Мышонок», «Как Муравьишка спешил домой»
Воспитатель. Показывает детям иллюстрированное издание сказки «Чей нос лучше?»
— Я предлагаю вам подумать, про кого она?
— Молодцы, ребята, вы правильно сказали. Эта книга о птицах. Она называется «Чей нос лучше?»
— Как вы думаете, о чем в этой книге говорится?
(предполагаемые ответы детей)
Чтение воспитателем сказки.
Вопросы воспитателя по содержанию сказки.
— Как вы думаете, это рассказ или сказка?
— Как вы узнали, что это сказка?
(разные птицы разговаривают между собой)
— А эта сказка волшебная?
(предполагаемые ответы детей)
— Эта сказка правдивая.
— В сказке настоящие птицы.
— Названия каких птиц вы узнали из сказки?
Дидактическое упражнение «Назови птицу»
(при помощи воспитателя дети перечисляют названия птиц с авторским названием: мухолов – тонконос, пеликан – мешконос, дятел – долбонос, бекас – долгогонос, козодой — сетконос)
Воспитатель. — На что жалуется птица Мухолов – Тонконос?
(с его маленьким носом – клювом ему приходится долго трудно добывать мошек)
-Чем Дубонос раскусывает орехи?
— Почему птицу клест писатель назвал клест – Крестонос?
— Для чего бекасу прямой и длинный нос?
— Какая птица откладывает запас в свой клюв – мешок?
— Как достает себе пищу дятел? (долбит дерево толстым клювом)
— Про какую птицу вы бы хотели еще раз послушать? (воспитатель по желанию зачитывает понравившийся отрывок)
— Что вам показалось грустным в этой сказке?
(Ястреб – Крючконос схватил Мухолова и унес к себе на обед)
Дидактическая игра «Один — много»
(родительный падеж множественного числа существительных
В наших лесах и парках много.
Синица – (много синиц,
Ворона – (много ворон)
Дятел – (много дятлов)
Пеликан – (много пеликанов, клестов, козодоев, журавлей, снегирей, скворцов, воробьев, ласточек, глухарей, тетеревов, рябчиков)
Воспитатель. Какую птицу вы хотели бы нарисовать? Я вам предлагаю нарисовать понравившуюся птицу в течение дня.
Заключительный этап. Задача – подведение итогов НОД.
— Как называется сказка, которую вы прослушали? Понравилась ли она вам?
— Что интересного вы узнали из этой сказки?
— Почему у разных птиц разные клювы?
Высказывания детей по поводу восприятия сказки, своего эмоционального состояния.
Список использованной литературы
1. Бианки В. В. Лесные разведчики: Рассказы и сказки/ В. В. Бианки, Мн. : Юнатцтва, 1985.- 287 c.,ил.
2. Бианки В. В. Лесная газета: Рассказы и сказки/ В. В. Бианки — М. : Астрель:АСТ, 2007. – 317, М. : c.
3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду/ М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 232 с.
4. Бианки В. Чей нос лучше? М, Издательство «Малыш», 1985
Степан и Аскыр
На рассвете, в глухой тайге Саянских гор, у костра, в полном одиночестве сидел ярославец Степан. В родных краях ему не повезло, и Степан отправился в Сибирь, где, по слухам, в ручьях полно золота, а по рекам выгодно сплавлять лес. Принялся было Степан лес корчевать, чтобы очистить место для пашни, да разве вдвоём с женой тайгу одолеешь. Захотелось Степану домой, в Ярославль.
Пристал он к старателям, чтобы денег на билет до дому раздобыть, но и золото ему в руки не далось. Вскоре вспомнил Степан о жене, которая осталась на лесной заимке, и отправился к ней через тайгу.
Степановы думы прервал мышиный писк. Мышь метнулась прямо к костру, а за ней — «головастый тёмный зверёк, не больше котёнка». Словил Степан зверька и узнал в нём соболёнка — аскыра, как называли промыслового соболя местные жители, кержаки.
Пока Степан рассматривал гибкого зверька с белым «чулком» на передней лапке, соболёнок ухитрился укусить человека за палец и сбежать. Степан понял, что заработать денег можно охотой на соболя, надо лишь раздобыть ружьё, собаку и пристать к охотничьей артели кержаков.
Читательский дневник «Произведения В. В. Бианки»
ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
произведения
Виталий Валентинович Бианки
1.Как называются эти произведения В. Бианки? Читай и разгадывай.
_________________________ _____________________________
_________________________ _____________________________
2. Читай произведения В. В. Бианки и заполняй строчки:
1) Название____________________________________________________
Читал(а) с_____ по________________________
Герои произведения________________________________________________
Тема (о чём?) ___________________________________________________
Впечатления_______________________________________________________
2) Название____________________________________________________
Читал(а) с_____ по________________________
Герои произведения________________________________________________
Тема (о чём?) ___________________________________________________
Впечатления_______________________________________________________
3) Название____________________________________________________
Читал(а) с_____ по________________________
Герои произведения________________________________________________
Тема (о чём?) ___________________________________________________
Впечатления_______________________________________________________
4) Название____________________________________________________
Читал(а) с_____ по________________________
Герои произведения________________________________________________
Тема (о чём?) ___________________________________________________
Впечатления_______________________________________________________
5) Название____________________________________________________
Читал(а) с_____ по________________________
Герои произведения________________________________________________
Тема (о чём?) ___________________________________________________
Впечатления_______________________________________________________
3. Посмотри на картинку. О ком пойдёт речь? Реши кроссворд.
4. Вспомните название произведений. Выберите его продолжение.
1) «Лесные …» -теремочки -домишки -избушки
2) «Первая …» -прогулка -охота -выставка
3) «Кто чем …?» -кричит -поёт -свистит
4) «Лис и…» -мышонок -хомячок -крот
5) «Купание …» -зайчат -медвежат -лисят
6) «Терентий …» -ворон -тетерев -сова
5. Попробуй по первым строчкам угадать название сказки или рассказа. — Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
(«____________________________________________»). -Залез Муравей на берёзу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
(«________________________________________________________») -Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт — молоком белит. Летит мимо Сова…
(«______________»). -Надоело Щенку гонять кур по двору. Пойду-ка, — думает, — на охоту за дикими зверями и птицами.
(«_______________________________________»).
Анализ произведения
Виталий Валентинович разбивает свою газету на 12 выпусков, по количеству месяцев в году. В них повествуется о жизни в дикой природе, потребностях лесных зверей.
Краткое содержание
Каждый выпуск газеты отражает свои особенности. Самый первый месяц начинается со дня весеннего равноденствия, когда весна вступает в полную силу. В этот день люди пекут разные угощения, выпускают на волю певчих птиц, ставших персонажами «Лесных домишек». Дети вешают кормушки для пернатых, прилетают грачи.
С таянием снега происходит много бед: начинается паводок, а это губительно для гнезд и норок. Каждый день происходят изменения в природе — некоторые птицы и звери обзаводятся потомством, на деревьях появляются почки, а из-под снега виднеются первоцветы. Семена ждут всхода под снегом, а некоторые из них прицепились к шерстке зверей.
Животные меняют свой окрас, прилетают скворцы и соловьи. Просыпаются мухи, некоторые животные, хотя Мурзук и вовсе не засыпает. Начинает зеленеть трава, а чуть позже появляются комары, бабочки и жучки. Весной у животных много забот. Но еще их ждут неприятности — разорение гнезд, угроза со стороны хищников, а также сезон охоты.
С наступлением лета у лесных зверей кипит работа. Они уже обзавелись потомством, теперь им необходимо выкормить детенышей. Окружающий мир заботится о своих обитателях, в лесу полно ягод, кореньев, трав. В конце лета начинают зреть зерновые, а чуть позже люди косят траву на сено.
С наступлением осени приходит пора прощания с родным краем. Небо начинает все чаще хмуриться, лес меняет свои краски. Листва желтеет, а на болотах спеет клюква. Птицы готовятся к перелету в теплые места. Все живые существа заготавливают запасы на зиму. Даже маленькие мышки прячут колоски в норки.
Перед наступлением холодов у животных главная забота — пополнить свои кладовые. Есть те, кому это не нужно, у них другая задача — откормиться, наесть побольше жира и залечь в спячку. Животные поздней осенью меняют окрас шерстки. Зимой становится очень холодно. Но тем, кто сыт, это не страшно.
План пересказа
По краткому содержанию «Лесная газета» Виталия Бианки можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:
- День равноденствия.
- Прилетают птицы и строят гнезда.
- Появляются первые цветы, набухают почки.
- Летние заботы птиц и зверей.
- Появляются ягоды и грибы.
- Пополнение запасов на зиму.
- Приход осени, накопление жировых запасов.
- Наступают холода.
Основная мысль
В произведении главными героями являются птицы, лесные звери и люди. Если все живые существа будут жить в мире и согласии, то это положительно скажется на окружающей среде. Природа — родной дом всех ее обитателей. Обязанность человека — беречь природный мир, помогать ему, и ни в коем случае не разрушать.
Писатель своей работой хотел донести до читателей, что необходимо любить природу, животных, растений. А также он рассказал про то, что как для человека нет ничего милее дома, так для птицы нет ничего милее родного гнезда.
Это произведение учит следующему:
- любить, беречь и понимать природу;
- заботится о себе и близких;
- замечать красоту вокруг;
- предусмотрительности;
- любить родной край.
https://youtube.com/watch?v=7kMTNeJ49wU
Текст рассказа «Хвосты»
Прилетела Муха к Человеку и говорит:
— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.
Муха
— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.
— А затем мне хвост, — говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.
— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живешь.
Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей и говорит:
— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдешь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.
Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.
Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползет.
Слизняк
Подлетела Муха к Слизняку и кричит:
— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.
— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо мое. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.
Муха видит — ошиблась, — и полетела дальше. Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами.
Рыба и рак
Муха к Рыбе:
— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.
Рыба
— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю; надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.
Муха к Раку:
— Отдай мне твой хвост, Рак!
Рак
— Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлепну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлеп, шлеп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.
Полетела Муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит. Муха к нему:
— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.
Дятел
— Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнезда для детей устраивать?
— А ты носом, — говорит Муха.
— Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдешься. Вот гляди, как я долблю.
Уперся Дятел крепким, жестким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели!
Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, — нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.
Полетела дальше.
Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:
— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!
Оленуха
Оленуха испугалась.
— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленятки пропадут.
Оленята
— Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.
— А как же, — говорит Олёнуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — прятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.
Нечего делать, полетела Муха дальше.
Полетела дальше и увидала Лисицу. Эх, и хвост у Лисицы! Пышный да рыжий, красивый-красивый!
Лисица
«Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет».
Подлетела к Лисице, кричит:
— Отдай хвост!
— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.
— Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?
— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! верть! — туда-сюда хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.
Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке. Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает:
«Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».
Человек сидел у окошка, смотрел на двор.
Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.
— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.
— Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободных хвостов искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.
Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная!
Подумал и говорит:
— Муха, Муха, а вон Корова на дворе. Спроси у нее, зачем ей хвост.
— Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу еще у Коровы.
А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.
Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:
— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?
Корова
Корова молчала, молчала, а потом как хлестнет себя хвостом по спине — и пришлепнула Муху.
Упала Муха на землю — дух вон, и ножки кверху. А Человек и говорит из окошка:
— Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоеда.
Читательский дневник по рассказу «Музыкант» Виталия Бианки
Название: «Музыкант»
Число страниц: 2
Жанр: рассказ
Главные герои: старый охотник, медведь.
Второстепенные герои: колхозник.
Характеристика главных героев:
Старик — милосердный мужчина, который любит музыку.
Пощадил медведя, ведь он тоже был музыкантом.
Талантливый и добродушный.
Медведь — любознательный и весёлый.
Играл на щепке дерева, как на инструменте.
Характеристика второстепенных героев:
Колхозник — обычный мужик, без талантов.
Краткое содержание рассказа «Музыкант»
Старый охотник любил играть на скрипочке.
Колхозник посоветовал ему бросить скрипку и взять ружьё, ведь в лесу завёлся медведь.
Старик отправился на охоту.
Долго караулил старик зверя, выслеживал по лесу, но никак не мог его найти.
И вдруг слышит, в тишине звук «Дзенн».
Удивился старик.
Пошёл в ту сторону и видит: сидит возле разбитого грозой дерева медведь и играет на щепках.
Оттянет щепку, отпустит и звук слушает, радуется.
Не стал старик убивать зверя.
А колхознику объяснил, что не может стрелять в такого же музыканта, как сам.
Основная мысль произведения «Музыкант»
Главная мысль рассказа в том, что животным не чуждо чувство прекрасного, и они могут получать наслаждение от музыки.
Основная идея рассказа в том, что животных надо любить.
Чему учит рассказ
Рассказ учит нас бережно относиться к природе.
Учит видеть в ней прекрасное
Учит сочувствовать тем животным, которые, как и человек, могут чувствовать это прекрасное.
Краткий отзыв по рассказу «Музыкант» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что мы ещё очень мало знаем про животных.
Про их возможности, таланты, ум.
Медведь в этом рассказе показал себя музыкантом.
Он любил играть на щепке и вызвал симпатию охотника.
Это интересный и познавательный рассказ.
Автору удалось приоткрыть перед читателем ещё одну тайну природы.
Оказывается, звери музыкальны как люди.
Мне очень понравились герои этого рассказа.
Добрый охотник и талантливый медведь.
Они действительно стоили друг друга.
Я всем советую прочитать этот рассказ и внимательно понаблюдать за своими домашними питомцами и дикими зверями и птицами.
Может быть и вы откроете какую-нибудь удивительную тайну природы.
Пословицы к рассказу:
- Рыбак рыбака видит издалека
- Соловей поёт — себя тешит.
- Те же кафтаны, да не те же карманы.
- Смола да вар — похожий товар.
- Под хорошую музыку и медведи пляшут.
Ещё читательские дневники по произведениям Виталия Бианки:
- «Хитрый лис и умная уточка»
- «Мышонок Пик»
- «Сова»
- «Лесной колобок — колючий бок»
- «Приключения муравьишки»
- «Латка»
- «Лесные домишки»
- «Оранжевое горлышко»
- Краткая биография Виталия Бианки и презентация на отличную оценку
Библиотека произведений автора пополняется.
Читательский дневник по рассказу «Латка» Виталия Бианки
Название произведения: «Латка».
Число страниц: 9.
Жанр произведения: рассказ.
Главные герои: Латка — собака, Таня — девочка-школьница.
Второстепенные герои: Коля, Толя, учитель, дядя Петя
Характеристика главных героев:
Латка — породистая собака.
Ловкая и смелая.
Хороший и верный друг.
Помощница и добытчица.
Таня — девочка 10-11 лет, школьница.
Живёт в деревне с мамой.
Добрая и весёлая.
Заботливая и любит животных.
Характеристика второстепенных героев:
Коля и Толя — друзья. Озорные, насмешливые.
Испугались в лесу.
Учитель и дядя Петя — охотники.
Краткое содержание рассказа «Латка»
Тане дядя присылает в подарок собаку Латку охотничьей породы.
Латка сразу становится лучшим другом девочки.
Она ищет пропавшие вещи, играет.
Соседские мальчишки смеялись над собакой и заставляли её прыгать в воду за камнем.
Но Латка не обижалась.
Дядя с учителем взяли собаку на охоту и Латка усердно таскала дичь.
Но самый интересный случай произошёл зимой.
Дети заблудились в лесу, но Латка спасла их и вывела из леса.
План рассказа:
- Подарок от дяди.
- Бареточка.
- Насмешники.
- Охотники.
- Утята.
- Одни через зимний лес.
- Латка уходит.
- Страхи.
- Возвращение собаки.
- Спасение.
Основная мысль рассказа «Латка»
Главная мысль рассказа заключается в том, что нельзя судить о людях или животных по внешности.
Основная идея рассказа в том, что собака всегда будет другом человеку.
Чему учит рассказ
Рассказ учит нас тому, что собака не только друг человека, но и умное, преданное животное.
Учит любить животных и не обижать их.
Учит взаимовыручке, ответственности за тех, кто тебе верит.
Краткий отзыв о рассказе «Латка» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я подумала, что очень хорошо, когда у человека есть друг — животное.
Например, собака.
С таким другом никогда не будет скучно и в минуту опасности он не предаст.
Это очень интересный, местами смешной рассказ.
Автору удалось показать, как обычная собака спасла детей и заслужила уважение взрослых.
Мне очень понравилась Латка за её верность, а Таня за её доброту и любовь к животным.
Я всем советую прочитать эту книжку и подумать о том, что нельзя издеваться над домашними животными даже в шутку.
Ведь они полностью зависят от нас.
Пословицы к рассказу
- Собака — друг человека.
- Хорошая собака без хозяина не останется.
- Каков хозяин, такова и собака.
- Друг познаётся в беде.
- Сам погибай, а товарища выручай.
Словарь неизвестных слов
- Шлёпунцы — утки, которые не умеют летать.
- Культяпочка — обрубок.
- Баретка — полуботинки.
- Чирёнок — утка небольших размеров.
Ещё читательские дневники по произведениям Виталия Бианки:
- «Хитрый лис и умная уточка»
- «Музыкант»
- «Мышонок Пик»
- «Сова»
- «Лесной колобок — колючий бок»
- «Приключения муравьишки»
- «Лесные домишки»
- «Оранжевое горлышко»
- Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки для детей начальной школы
Библиотека произведений автора пополняется.
Чьи это ноги?
Летал Жаворонок высоко над землей, под самыми облками. Поглядит вниз — сверху ему далеко видно, — и поет:
Я ношусь под облаками,
Над полями и лугами,
Вижу всех, кто подо мной,
Всех под солнцем и луной.
Устал петь, спустился и сел на кочку отдыхать.
Вылезла из-под дерева Медянка и говорит ему:
— Сверху ты все видишь, — это правда. А вот снизу никого не узнаешь.
— Как это может быть? — удивился Жаворонок. — Непременно узнаю.
— А вот иди, ложись со мной рядом. Я тебе буду снизу всех показывать, а ты отгадывай, кто идет.
— Ишь какамя! — говорит Жаворонок. — Я к тебе пойду, а ты меня ужалишь. Я змей боюсь.
— Вот и видно, что ты ничего не знаешь, — сказала Медянка. — первое я не змея, а просто ящерица; ва второе — змеи не жалят, а кусают. Змей-то и я боюсь: зубы у них такие длинные, и в зубах — яд. А у меня, глячди-ка: малюсенькие зубки. Я ими не то что от змеи, от тебя и то не отобьюсь.
— А где у тебя ноги, если ты ящерица?
— да зачем мне ноги, если я по земле ползаю не хуже змеи?
— Ну, если вправду ты — безногая ящерица, — сказал Жаворонок, — так мне тебя бояться нечего.
Соскочил с кочки, лапки под себя поджал и лег рядом с Медянкой.
Вот лежат они рядышком, Медянка и спрашивает:
— Ну-ка ты, верхогляд, узнавай, кто идет и зачем он сюда пожаловал?
Взглянул Жаворонок перед собой и обмер: идут по земле высоченные ноги, через большие кочки, как через малые комочки земли, шагают, пальцами в землю след вдавливают.
Перешагнули ноги через Жаворонка и пропали: не видать больше.
Медянка на Жаворонка посмотрела и улыбнулась во весь рот.
Облизнула сухие губы тонким язычком и говорит:
— Ну, друг, видно не разгадал ты моей загадкди. Кабы ты знал, кто через нас шагнул, так не испугался бы. Я вот лежу и смекаю: две ноги высоких, пальцев на каждой счетом три больших, один маленький. И знаю уж: птица идет большая, высокая, по земле гулять любит — хороши ходули для ходьбы. Так оно и есть: Журавль эжто прошел.
Тут Жаворонок встрепенулся весь от радости: Журавль ему знакомый был. Спокойная птица, добрая, — не обидит.
— Лежи, не пляши! — щашипела на него Медянка. — Гляди: опять ноги идут.
И верно: ковывляют по земле голые ноги, неизвестно чьи.
Пальцы словно лоскутами клеенки обшиты.
— Отгадываф! — говорит Медянка.
ЖЭаворонок думал-думал, — никак не может припомнить, чтобы прежде такие ноги видел.
— Эх ты! — засмеялась Медянка. — Да ведь это совсем просто отгадать. Видишь: пальцы широкие, ноги плоские, по земле идут — спотыкаются. Вот в воде с ними удобно: повернешь ногу боком — она воду как ножом режет: растопыришь пальцы — и весло готово. Это Чемга-нырец — водяная такая птица — из озера вылезла.
Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях.
Присмотрелся Жаворонок, а это вовсе не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком — сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута.
— Вот чудеса! — сказал Жаворонок. — Кажется, крылатая тварь, как и я, а на земле узнать ее никак не могу.
— Ага! — обрадовалась Медянка. — не можешь узнать. Хвастался, что под луной всех знаешь, а Летучей-то Мыши и не узнал.
Тут Летучая Мышь вскарабкалась на кочку, расправила крылья и улетела к себе на дерево.
А уж из-под земли другие ноги лезут.
Страшные лапы: короткие, мохнатые, на пальцах тупые когти, жесткие ладошки в разные стороны вывернуты.
Затрпепетал Жаворонок, а Медянка говорит:
— Лежу, гляжу и смекаю: лапы в шерсти — значит, звериные, короткие, как обрубки, и лоадошками врозь, а на толлстых пальцах когтищи здоровые. на таких ногах по земле шагать трудно. А вот под землей жить, землю лапами рыть да назад ее за собой отбрасывать — очень даже удобно. Вот вышло у меня: подземный зверь. Крот называется. Гляди, гляди, а то он сейчас опять под землю уйдет.
Зарылся Крот в землю — и опять нет никого.
Не успел Жаворонок в себя прийти, глядь: бегут по земле руки.
— Это что за акробат? — удивился жаворонок. — Зачем ему четыре руки?
— А по веткам в лесу прыгать, — скащала Медянка. — Ведь это же Белка-векша.
— Ну, — говорит Жаворонок, твоя взяла: никого я на земле не узнал. Дай-ка теперь я тебе закадку загадаю.
— Загадывай, — говорит Медянка.
— Видишь в небе темную точку?
— Вижу, — говорит Медянка.
— Отгадай, какие у нее ноги?
— Да ты шутишь! — говорит Медянка. — Где ж мне так высоко ноги разглядеть?
— Какие тут шутки! — рассердился Жаворонок. — Уноси свой хвост подобру-поздорову, пока не сгребли тебя эти когтистые лапы.
Кивнул Медянке на прощанье, вскочил на лапки и улетел.