Николай сладков: лесные шорохи. с вопросами и ответами для почемучек

Содержание рассказа н. и. сладкова «осень» для читательского дневника

Паучок

С дерева вниз спускался на паутинке паучок. Да ловко так: выпускал паутинку и на ней, как на канате, спускался всё ниже и ниже. Я подошёл, чтобы лучше разглядеть этого акробата. Зацепил пальцем паутинную ниточку повыше паука, покачал паука в воздухе, как бумажный мяч «раскидай» на резинке, и стал поднимать поближе к глазам. Да не тут-то было! Тяну паука за паутинку вверх, а он паутинку разматывает и опускается вниз. Я быстрей тяну, он быстрее разматывает. Я руками перебираю, только пальцы мелькают, а он паутину выпускает и скользит вниз. Как будто я катушку за нитку тяну вверх: тяну, тяну, нитка разматывается, а катушка ни с места. Крутится, вертится, а вверх ни на сантиметр! Изо всех сил тяну, а паучок всё равно внизу! И тут подумал я, что этак я паука, как катушку с нитками, до конца размотаю! Ведь иссякнет же он когда-нибудь, будет же конец его паутине? Размотается весь на паутину — тут ему и конец. За что же беднягу так? Оборвал я паутинную нить, пустил паука на землю. Помчался он со всех своих восьми ног. Здорово так, сразу видно, что не весь ещё вымотался. Осталось ещё паутины на сеть — комаров ловить. Пусть ловит: кусаются комары здорово!

Рассказы Сладкова для читательского дневника.

Прилетают они всегда вдруг. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья. Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа.

Наверху буран, с крыш, как с гор, текут снежные водопады. Сосульки от ветра растут в разные стороны, как косматая борода Деда Мороза. А над карнизом, под крышей, есть укромное местечко.

Там два кирпича из стены выпали. В этом углублении и устроилась моя галка. Чёрная вся, только на шейке серый воротничок. Галка грелась на солнце да ещё расклёвывала какой-то лакомый кусок. Уютное местечко! Если бы этой галкой был я, я бы никому такое местечко не уступил! И вдруг вижу: подлетает к моей большой галке другая, поменьше и цветом потусклее.

Прыг-скок по карнизу. Круть-верть хвостом! Села напротив моей галки и смотрит. Ветер её треплет — так перья и заламывает, так белой крупой и сечёт! Моя галка кусок свой схватила в клюв — и шасть из углубления на карниз! Тёпленькое местечко чужой уступила! А чужая галка хвать у моей кусок из клюва — и на её тёпленькое местечко.

Лапкой чужой кусок прижала — клюёт. Вот бессовестная! Моя галка на карнизе — под снегом, на ветру, без еды. Снег её сечёт, ветер перья заламывает. А она, дура, терпит! Не выгоняет маленькую. А может, это всем известная и всеми уважаемая галка?

Или, может, она маленькая, да удаленькая — драчунья». Ничего я тогда не понял… А недавно вижу: обе галки — моя и чужая — сидят себе рядышком на старой печной трубе и у обеих в клювах прутики. Эге, гнездо вместе строят! Тут уж каждый поймёт. И маленькая галка совсем не старая и не драчунья. Да и не чужая она теперь. А моя знакомая большая галка совсем не галка, а гал!

Но всё равно мой знакомый гал очень вежливый. Я такого первый раз вижу. Тетеревиные ноты Ещё не поют в лесах тетерева. Ещё только ноты пишут. Пишут они ноты так. Слетает один с берёзы на белую поляну, надувает шею, как петух. И семенит ножками по снегу, семенит.

Крылья полусогнутые волочит, бороздит крыльями снег — нотные строчки вычерчивает. Второй тетерев слетит да за первым по снегу как припустит! Так точки ногами на нотных строчках и расставит: «До-ре-ми-фа-соль-ля-си! Чуфыркнет на второго да по его строчкам за ним: «Си-ля-соль-фа-ми-ре-до! Побормочет, побормочет, повернётся туда-сюда и лапками на своих строчках своё бормотание запишет. Для памяти. Ходят, бегают — расчерчивают снег крыльями на нотные строчки.

Бормочут, чуфыкают — сочиняют. Песни свои весенние сочиняют и ножками да крыльями их на снегу записывают. Но скоро кончат тетерева песни сочинять — начнут разучивать. Взлетят тогда на высокие берёзки — сверху-то хорошо ноты видно! Все одинаково запоют, ноты у всех одни и те же: бороздки да крестики, крестики да бороздки. Всё разучивают да разучивают, пока снег не сойдёт. А и сойдёт — не беда: по памяти поют.

Днём поют, вечером поют, но особенно по утрам. Здорово поют, как по нотам! Чья проталина? Увидела Сорока первую проталину — тёмное пятнышко на белом снегу. На проталине семена, жучки-паучки копошатся, бабочка-лимонница лежит на боку — отогревается. У Сороки глаза разбежались, уж и клюв разинула, да откуда ни возьмись — Грач. Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину!

За тыщу вёрст к ней торопился! Ради неё тёплые страны покинул. Без неё и меня бы тут не было. Где проталины, там и мы, грачи. Моя проталина! А я всю зиму мёрзла, с помойки на свалку металась, вместо воды снег глотала и вот, чуть живая, слабая, высмотрела наконец проталину, так и ту отнимают.

Спишите текст контрольное списывание. Пользуйтесь памяткой 3. По натуре дятлы — работяги. Но и у дятлов есть лентяи. Повстречался6 мне один дармоед, настоящий лодырь!..

Найти и прочитать предложения: — Какие наказы даёт мама-зайчиха своим деткам зайчатам? Докончить выражение, поработаем в паре. Поднимите руки в паре. Тихо сидеть, без движения. Чарушина в этом рассказе?

Время

Никогда я раньше не думал о времени. Идёт оно неслышно, течёт невидно. Час за часом, день за днём. Смотришь, уж и суббота, а там воскресенье. Ну и хорошо, что суббота и воскресенье! Смотреть на часы или заглядывать в календарь — это ещё не значит понимать время. Думать о времени меня научили… мыши и дятлы. Встречаю я их в лесу весь год. Вся их жизнь на моих глазах. У птиц и зверюшек тоже есть свои причуды. Вот мышь-полёвка. Эта до невозможности чистоплотная. Моется после еды и перед едой, моется перед сном и после сна. Зевнёт — помоется, чихнёт — помоется, почешется помоется. После игры моется, после драки моется. В жару моется, в холод моется. Вымоется и помоется. Или летучая мышь. Эта любит поспать. Всю зиму спит беспробудно сразу полгода! Потом от восхода до заката спит. А по ночам как повезёт: чуть дождь — спит, ветер — спит, холодно — спит. Выспится и дремлет. Ну а дятлы — работяги. Уткнутся носом в дерево и долбят. Зима ли, лето — долбят. От зари до зари. В вёдро и в непогоду. Круглый год; как только носы не сломают! Одни моются, другие спят, третьи долбят. Час за часом, день за днём. Так незаметно, а если прикинуть? И выйдет, что полёвка полжизни моется, дятел три четверти жизни долбит, а летучая мышь живёт только двадцатую часть своей мышиной жизни — остальное время спит! Заставили меня мыши время считать. А вдруг и я только и делаю, что сплю да долблю. И очень просто!

Страницы: 1

Подскажите главную мысль текста «Январь» Н.Сладков

Хорошо бродить по извилистой тропинке осеннего леса, и слушать, как под ногами шуршат листья. И все-таки грустно, что наступила осень. Вскоре деревья лишаться своего пышного убранства. Медленно кружатся в воздухе листья. Интересно наблюдать за листопадом и ощущать радость от осенней красоты, несущей в мир.

Трава пожелтела и наклонилась к земле, только золотые листья радуют глаз. Итак, запишем движение сюжета: от «листья летом пропитались солнцем» — к «налились, отяжелели и потекли». От «полетели, запрыгали и понеслись» — к «зашумел в лесу золотой дождь»

Обратим внимание на выразительность авторских слов: брызнут листья по сторонам, закружится пестрый смерч, хлынет сверкающий водопад

Основная мысль рассказа — не в том, как лес лишается своего нарядного убранства, а в человеческом удовлетворении, ощущать радость от волшебной красоты осени, что в такую минуту к нам в душу заглядывает светлая печаль, и мы грустим и думаем о смысле жизни и своем предназначении на этой удивительной земле. Ребята, если тема «золотой дождь», то писателю нужно было показать, какие изменения произошли в природе. Как изменил листопад лес? По колено в листьях деревья, елочки украсились, папоротники пригрелись, грибы спрятались.

А вы когда- нибудь наблюдали за листопадом? Ребята делятся своими наблюдениями и впечатлениями. Для передачи своего впечатления писатель прибегнул к художественным средствам выразительности эпитетам, сравнению, метафоре, олицетворению. Эпитет — образное, красочное определение предмета или действия.

Олицетворение- это наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека лица. Метафора- перенос названия с одного предмета на другой на основе сходства скрытое сравнение. Сравнение- сопоставление двух предметов, присоединяемое союзами как, точно, словно, как будто и другие; помогает ярче, глубже раскрыть описываемый предмет. Выделяется запятыми.

Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет — сорвется лист. Синицы на ветке завозятся — брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг полетит — закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломиться в ветви, хлынет сверкающий водопад.

По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились, папоротники под листьями пригрелись, грибы под листьями спрятались. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь. Нет сомнений, что перед нами текст, и все же по каким условиям мы это узнали?

Предполагаемый ответ. Прежде всего, потому, что это законченное высказывание. В нем есть изложение событий и конец. Все вместе это единое целое. Отвечает и второму условию текста: все предложения в нем связаны грамматически и по смыслу. Зарисовка повествовательный текст: в ней говорится о действиях, которые идут друг за другом.

Словарная работа. Повествование — повествовать, весть, известие, извещение, вещунья. Выписать из первого абзаца слова с безударным гласным в корне и написать рядом проверочные.

Незнакомый мир ворвался в уютное жилище птенца. Птенец упёрся лапками в пол, а головой в потолок, нажал, и скорлупа лопнула. Чайчонок так испугался, что громко, во всё горло крикнул: «Мама! В хоре голосов, голосищ и голосишек зазвучал новый голосок.

Был он робок и тих, как писк комара. Но он звучал, и его слышали все. Сладкову Какое событие произошло в мире? Одной чайкой стало больше. Почему автор о нём рассказывает через описание разных звуков?

Прилетают они всегда вдруг. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах.

Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья. Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа.

Урок в 5-м классе. Анализ текста. Н.Сладков Золотой дождь

Это значит, что всё лето листья подставляли солнышку то одну, то другую сторону. И как бы пропитались солнечным светом. У: Предложение утратило свою прелесть, разрушился образ маленького симпатичного существа. У: Из слов исчезли уменьшительно-ласкательные суффиксы, изменился смысл слов, образ утратил своё очарование. Какая картина нарисована здесь? У: Автор говорит о том, что листья изменили свой цвет и называет их «солнышками». У: Хлорофилл разрушается в клетках. У: Да, но он показывает листья как живые существа и не отступает от созданного образа. Неожиданность — глаголы, употреблённые в этом предложении. Почему «потекли», а не «закапали»? У: Так как «закапать» — падение отдельных частиц, а «потечь» — сплошное движение, поток.

Автор рисует нам листопад не в образе дождя, а в образе ливня. Что это значит? Почему автор так говорит о листьях? У: Потому что листья сохранили лёгкость. Они налились не весом, а цветом, приобрели характерные осенние цвета — багряные и золотые. У: Дождь осенний обычно тоскливый, холодный, монотонный. А этот дождь необычный, он весёлый, золотой. Создаётся мажорная картина. У: Автор показывает изменения с помощью глаголов.

Главная мысль рассказов Сладкова — нет ничего лучше в мире, чем естественная среда обитания. Автор показывает красоту леса, нетронутого человеком. Его наблюдения за жизнью леса описаны в рассказах и несут одну мысль, любите природу!

Главная мысль рассказов Сладкова — нет ничего лучше в мире, чем естественная среда обитания. Автор показывает красоту леса, нетронутого человеком.

Подскажите основную мысль текста «Январь» Н.Сладков

Список рассказов Сладков для читательского дневника: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв. Определите его тему и основную мысль. Озаглавьте отрывок, выбрав один из синонимов, употреблённых автором для характеристики дятла. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: Подскажите основную мысль текста «Январь» в. Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы.

Предварительный просмотр:

Николай Иванович Сладков — родился в Москве, но всю свою жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

Мальчику очень хотелось узнать, о чем с ним говорит лес, он очень хотел постигнуть его тайны. Коля стал с упоением читать самые разные книги о природе, а свои собственные наблюдения записывал в свой дневник, в «Тетрадь наблюдений», который начал вести во втором классе. Постепенно в дневнике место коротких записей стали дополнять истории из жизни лесных обитателей. К тому времени лес давно уже стал для него настоящим добрым другом.

В книгах замечательного ленинградского писателя вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Чего только нет в этих прекрасных изданиях, какие только тайны не раскрываются на страницах. Вот кем-то обкусанные грибы, а здесь кем-то погрызенные шишки, а тут расколотые орехи. Непременно узнать — что, как, почему происходит в лесу — вот настоящая задача для истинного любителя природы! А еще везде следы — большие и маленькие, царапины от когтей. Шаги проходившего, пробегавшего лесного зверья — прямые и петляющие. Загадочные следы скрытных обитателей леса.

«Капли Солнца», сборник рассказов.

«Осиновый невидимка». Наблюдения, сделанные в еще в детстве.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: