Читательский дневник «Сказка о серебряном соколе» Юрия Коваля
Автор произведения: Юрий Коваль
Название: «Сказка о серебряном соколе».
Число страниц: 7.
Жанр произведения: сказка.
Главные герои: Солдат, Нечистый, девушка-берёзка, братья-соколики.
Второстепенные герои: дед Николай.
Характеристика главных героев:
Солдат — добрый, отважный и напористый.
Не опустил руки, даже когда ослеп.
Спас молодцев и их сестру.
Нечистый — страшный и злой.
Обманщик.
Девушка — добрая, ласковая и отзывчивая. Заколдованная.
Верная и преданная.
Не оставила солдата в беде.
Братья — один рыжий, второй русый, третий седой и самый отзывчивый.
Характеристика второстепенных героев:
Дед Николай — советчик.
Краткое содержание «Сказка о серебряном соколе»
Возвращаясь со службы, солдат встретил Нечистого и согласился ему послужить.
Должен был сон караулить трёх соколов в клетках.
А возле темницы росла берёза, которая стала просить солдата сослужить и ей службу, но по душе, без денег.
Направила берёза его в деревню к деду Николаю за советом.
Дед сказал солдату поступать по совести.
Солдат выпустил огненного сокола, а тот ему руки расцарапал.
Но из берёзы вышла девушка по грудь, и соком залечила руки.
Выпустил солдат вторую птицу, серебряную, молчаливую и спокойную.
А потом и солнечного сокола отпустил, но ослеп от яркого света.
Но девушка вся вышла из берёзы и сказала, что серебряный сокол его вылечит.
Заплакал сокол, и прозрел солдат.
Увидел он девушку-красавицу и трёх пареньков, её братьев.
Тут Нечистый летел. Выстрелил в него солдат, началась гроза и исчез нечистый.
Стал солдат с девушкой и братьями жить.
План сказки:
- Встреча с Нечистым.
- Сторож темницы.
- Разговор с берёзой.
- Совет деда.
- Освобождение красного сокола.
- Девушка из берёзы.
- Освобождение второго сокола.
- Ослепление.
- Лечебные слёзы.
- Битва с нечистым.
- Мирная жизнь.
Основная мысль «Сказки о серебряном соколе»
Главная мысль сказки в том, что сочувствие и сострадание лечат лучше врача.
Основная идея сказки в том, что делая добро, человек становится лучше и чище, облегчает свою душу и сердце.
Чему учит сказка
Сказка учит поступать по совести, как сердце подсказывает.
Учит не поступать из расчёта.
Учит милосердию и состраданию.
Краткий отзыв по произведению «Сказка о серебряном соколе» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что очень важно каждому поступать не по расчёту, а по зову сердца. Расчёт никогда не бывает добрым к другим людям, он эгоистичен
Расчёт никогда не бывает добрым к другим людям, он эгоистичен.
А быть эгоистом очень плохо.
Сердце же всегда доброе, милосердное. Оно стремится помочь другим людям.
Так и солдат из этой сказки, решил поступать по совести.
Он спас заколдованную девушку, и та стала ему женой.
Это интересная, необычная и поучительная сказка.
Автору удалось использовать народные мотивы для написания литературной сказки.
Его герои получились узнаваемыми и близкими читателю.
Мне больше всего понравился солдат.
Простой и честный, который решил служить по совести, помогать тем, кто несправедливо угнетён.
Также мне понравился серебряный сокол, самый добрый, сострадательный, тихий.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что в жизни самыми главными ценностями остаются не деньги, а добро и милосердие.
Какие пословицы подходят к сказке
- За добро добром и платят.
- Делай добро — вернётся сторицей.
- Совесть — великое достоинство.
- От чистого сердца чисто зрят очи.
- Доброе дело без награды не остаётся.
Словарь неизвестных слов
- Жалованье — вознаграждение за работу, службу.
- Лясы точить — болтать.
- Мушка — часть оружия.
- Картечь — мелкая дробь для стрельбы.
Библиотека произведений автора пополняется.
Снаряжение в дорогу
В сказках чаще, конечно, бывало, что на поиски невесты или жены отправляется добрый молодец, нарушивший запрет ( вспомните Ивана-Царевича, сжегшего лягушачью кожу), но бывало, что такая доля доставалась и девушке. Поэтому волшебные сказки бывают мужские и женские
Что же требовалось от девушки? Найти суженого
«Прощай, красна девица! — сказал он. — Если вздумаешь искать меня, то ищи за тридевять земель, в тридесятом царстве. Прежде три пары башмаков железных истопчешь, три посоха чугунных изломаешь, три просвиры каменных изгложешь, чем найдешь меня, добра молодца!»
Тут возникает вопрос: А что это за тридесятое ( иногда тридевятое) царство и как туда добраться?
Вообще-то тридесятое царство – это мир мертвых. Туда попадали по-разному. Одни народы верили, что нужно переплыть реку (Стикс, например ) и обязательно клали в могилу лодку ( хотя бы глиняную модель) –вспомните погребальные ладьи фараонов!), другие считали, что до подземного мира придется далеко идти – и обязательно давали мертвому с собой хлеб, башмаки и посох). Железный посох подчеркивал дальность и трудность пути
Получается, что девушка или парень, избывая ( поправляя) беду отправляется в мир мертвых + сам как будто умирает. Это связано с обрядом посвящения во взрослые: чтоб родиться для новой жизни, надо умереть для старой. Утром просыпается, смотрит — на окне ножи да иглы натыканы, а с них кровь так и капает. Всплеснула руками: «Ах, боже мой! Знать, сестрицы сгубили моего друга милого!» В тот же час собралась и ушла из дому. Побежала в кузницу, сковала себе три пары башмаков железных да три посоха чугунных, запаслась тремя каменными просвирами и пустилась в дорогу искать Финиста ясна сокола
Обратите внимание, что девушка и не думает сопротивляться предназначенному. Все происходящее для нее естественно и логично
Сюжет
Однажды папа подарил Мише чудесную черепаховую табакерку. Чтобы показать, как она устроена, папа приподнял крышку и Миша увидел многочисленные колокольчики, молоточки, валик, пружинку. Мальчик принялся расспрашивать папу, как все это работает, но тот предложил сыну самому подумать над этим. Он лишь предупредил, чтобы Миша не трогал пружинку.
Миша долго всматривался в табакерку и неожиданно увидел серебряного мальчика в золотой юбочке, который позвал его за собой. На городских улицах он увидел много звонких мальчиков-колокольчиков разного роста. Они пожаловались Мише на дядек-молоточков, которые их периодически постукивали. Мальчик поинтересовался у суровых молоточков, почему они обижают мальчиков в юбочках, но они отправили его к надзирателю Валику.
Валик лежал на диване, и лениво переворачивался. Когда он это делал, его крючки цепляли молоточки, а те, в свою очередь, стучали по колокольчикам. Миша спросил, зачем он это делает, но Валик разгневался и прогнал его.
Мальчик отправился дальше и вскоре увидел красивый шатер, в котором сидела принцесса Пружинка. Она то сворачивалась, то разворачивалась, толкая Валика. Миша поинтересовался у нее, почему в городе все толкают друг друга и бьют, на что Пружинка ответила, что иначе не было бы такой красивой музыки.
Миша хотел проверить слова Пружинки. Он прижал ее пальцем, а та вдруг лопнула и музыка умолкла. Миша испугался и… проснулся. Он рассказал свой сон папе, а тот сказал, что для того, чтобы понять, как играет музыка, нужно учиться механике.
Преодоление испытаний на пути к серебряному соколу
В сказке «О серебряном соколе» главные герои сталкиваются с рядом испытаний и преград на своем пути к достижению серебряного сокола. Основная мысль, которую автор хотел донести через свою сказку, заключается в том, что преодоление трудностей и испытаний помогает героям вырасти, стать сильными и достичь своей цели.
Каждый из героев, будь то баронесса Мертилла или парень по имени Тимоша, сталкивается с различными испытаниями, которые проверяют их силу, мудрость и смелость. Баронесса Мертилла должна преодолеть свое эгоистическое отношение к окружающим, а Тимоша – пройти через туманный лес и победить свой страх.
Каждое испытание, которое герои проходят, преподносит им ценный урок и помогает им стать лучшими версиями самих себя. Они осознают свои ошибки, учатся на них, идут вперед и не сдаются, даже когда все кажется безнадежным. Именно благодаря преодолению испытаний они достигают своей цели и находят серебряный сокол.
Сражения и силовые препятствия
Серебряный сокол — главный герой сказки, сражается против злого колдуна, чтобы вернуть украденную королевскую дочь и восстановить порядок в королевстве. Он использует свои силы и мудрость, чтобы преодолеть препятствия и победить зло. В своем пути серебряный сокол показывает пример мужества и выносливости, несмотря на трудности и опасности.
Основная мысль сказки заключается в том, что только честные и добрые герои могут победить зло и достичь счастья. Силовые препятствия, с которыми встречаются главные герои, становятся испытанием их характера и моральных принципов.
Человеческие недостатки и трудности
В сказке о серебряном соколе, написанной Ю. Ковалем, основная мысль заключается в том, что люди несовершенны и сталкиваются с различными трудностями.
Главные герои сказки – обычные люди, со своими недостатками. Они попадают в испытание, где им предстоит бороться со своими собственными слабостями. Однако, преодолевая трудности, герои постепенно созревают и растут.
Писатель ю. Коваль подчеркивает, что все люди имеют свои недостатки и подвержены трудностям, но смогут преодолеть их, если будут наблюдательными и находчивыми
Эта мысль является основной в сказке о серебряном соколе, и она напоминает о том, что каждый человек встречает преграды в своей жизни, однако, важно не опускать руки, а найти в себе силы преодолеть трудности и стать сильнее
Серебряное копытце — Бажов П.П.
Девочка Дарёнка осиротела, и у нее не было никого на свете, у всех в деревне было много своих детей, и никому не нужен был другой рот, поэтому девочка исчезла, но дед Кокован пришел и забрал девочку к себе. Да, Даренка потребовала, чтобы ее единственное живое существо, кошку, забрали из дома. Так и жили: старый дедушка, девочка и кот Муренка.
Они стали жить в согласии, пусть даже бедно. Вечером дедушка рассказывал девочке интересные истории и истории. Особенно ему понравилась история козла по прозвищу Серебряное Копыто. Считается, что если козел ударится этим копытом о землю, драгоценные камни вылетят из-под его ног. Дарёнка выслушала эти заколдованные фантазии, а кот сел рядом с ней и согласился, что все, мол, так.
Однажды дедушке по какой-то причине пришлось уехать в деревню. Он не хотел оставлять девушку одну на ночь в лесу, но он был вынужден. И Дарёнка, оставшись одна, решила пойти и найти волшебного козла. Ему очень хотелось увидеть, как цветные камни беспорядочно падают у него из-под ног.
Девушка и кот ушли в лес, долго бродили, но ничего не нашли и вернулись. А через какое-то время Даренка узнала, что Муренка пропал. Он звал ее Аук, но не стал. А вечером, как только стемнело, из ниоткуда выскочила коза и стала бегать вокруг избы. И ей стало страшно и интересно, не останавливаясь, смотрела в окно. И козел прыгнул на ближайшую крышу и ударил ее серебряным копытом, и драгоценные камни разлетелись в разные стороны. И тут девушка увидела, что рядом с ее козочкой бежит Муренка, и как бы подбодрила его: давай, мол, стучи посильнее, пусть Даренка полюбуется этим удивительным зрелищем.
И Коковане пришлось остаться в деревне еще на одну ночь. И как только наступил вечер, из ниоткуда снова вскочила коза и мы снова бегаем по дому. Тут Даренка внимательно посмотрела и увидела, что его Муренка снова бежит рядом с козой. И как козел стал стучать по земле серебряным копытом, так и кот рядом с ним встает и, кажется, улыбается.
На следующее утро дедушка вернулся, и девочка рассказала ему о виденных ею чудесах. Дедушка был очень удивлен его рассказом, но не поверил. Я думал, маленькой девочке приснился чудесный сон. Но когда наступил вечер, волшебный козел с серебряным копытом поскакал обратно в хижину и стал бить по земле. И из-под копыт в разные стороны рассыпались драгоценные камни. Дед и девочка прильнули к окну, смотрят, не перестанут любоваться чудесным зрелищем. И снова они видят, что их Муренка бегает вокруг волшебного зверя, как будто они друзья.
Коза долго бегала по дому, словно давая ему в последний раз насмотреться, и, наконец, прыгнула обратно на крышу и ударила его, и камни падали из-под копыт, как град. Дедушка выскочил из хижины и подобрал пригоршни драгоценных камней. С тех пор ни девочка, ни старик больше не видели волшебного козла. А с ним пропал и Муренка, к людям больше не возвращался. И сколько они это ни искали, они так и не нашли. Но с тех пор они зажили хорошо, в полном процветании и никогда не отказывались помочь бедным в их бедах в благодарность за дар Серебряного Копыта.
Убедитесь, что вы прочитали всю историю. Она очень интересная! — Серебряное копыто. Бажов П.П.
Смысл в духовном развитии
Чтение сказки «Сказка о серебряном соколе» учит нас многим ценным качествам, которые помогают в нашем духовном развитии.
Дружба — главное, что мы узнаем из сказки, это важность дружбы. Герои сказки помогают друг другу и всегда рядом, даже в самые трудные моменты.
Вера — вера в лучшее, вера в себя и в других
Сказка показывает, что вера может помочь преодолеть любые трудности.
Самопожертвование — герои сказки готовы отдать все, чтобы помочь друг другу и достичь своей цели.
Доброта — сказка подчеркивает важность быть добрыми и заботиться о других. Даже маленький акт доброты может сделать мир лучше.
Честность — герои сказки всегда честно относятся друг к другу и к себе. Они не обманывают и не лгут.
Мудрость — мудрые мысли и решения помогают героям справиться с проблемами и найти выход из трудных ситуаций.
Храбрость — смелость и отвага необходимы, чтобы преодолеть свои страхи и преодолеть препятствия.
Волшебство — сказка напоминает нам, что волшебство может быть не только в магических силе, но и внутри нас. Волшебство — это наше воображение и способность видеть красоту в мире.
Все эти ценности помогают нам развиваться и становиться лучшими версиями себя. Они важны для нашего духовного роста и делают нас сильными и мудрыми людьми.
Добро и зло
Доброта – одно из главных уроков, которые можно извлечь из сказки «Сказка о серебряном соколе». Герои, проявляющие доброту, всегда оказываются на пути к победе.
Честность – важный момент, который помогает различать добро и зло. Герои, которые отличаются честностью, выражают свои истинные намерения и всегда оказываются на стороне добра.
Волшебство – сила, которая имеет две стороны: добрую и злую
Важно помнить, что использовать волшебство для добрых целей это всегда правильный выбор
Вера – герои сказки имеют силу верить в себя и свои силы, великолепные результаты открыта для тех, кто никогда не перестает верить в себя.
Смелость – герои сказки демонстрируют героизм в трудные моменты, не боятся идти на риск и всегда выходят победителями в итоге.
Мудрость – герои сказки обладают мудростью, которая помогает им принимать верные решения и не падать духом даже в самые сложные моменты.
Храбрость – герои сказки показывают храбрость, поддерживая друг друга и помогая в трудных ситуациях. Храбрость приводит их к успеху и победе над злом.
Дружба – одно из важных понятий в сказке. Герои, которые дружат и помогают друг другу, образуют непоколебимое объединение в борьбе против зла.
В сказке «Сказка о серебряном соколе» присутствует борьба между добром и злом
Важно помнить, что добро всегда побеждает, когда люди проявляют доброту, честность, смелость, мудрость и храбрость, объединяются дружбой и всегда верят в себя и свои силы
Урок литературного чтения в 3 классе. Семейное чтение. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе»
Цели: познакомить с творчеством Ю. Коваля; формировать нравственные ценности; учить распределять роли, коллективно обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом, читать по ролям, осознавая характер каждого героя, использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию.
Планируемые результаты: предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественные произведения; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, давать характеристику героев произведения, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмыслять понятия: добро побеждает зло, в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка.
Оборудование: выставка книг и портрет Ю. Коваля.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте загадку самостоятельно. Отгадайте ее.
Белый черным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развевается,
В ярком солнышке купается. (Береза.)
— Как вы догадались, что это береза?
— Прочитайте загадку, разделив слова на слоги (шепотом; громко; с ускорением; быстро, скороговоркой).
III. Проверка домашнего задания
— Прочитайте наизусть стихотворение Тима Собакина.
— Какие еще стихотворения вы прочитали?
IV. Актуализация знаний
— Прочитайте на с. 120 учебника название произведения, которое мы будем читать. Кто его автор?
— Рассмотрите иллюстрации к произведению. Как вы думаете, о чем в нем может говориться?
— Что вы знаете об авторе? Какие произведения Юрия Коваля читали?
V. Работа по теме урока
Краткий обзор биографии и творчества автора
Юрий Иосифович Коваль (1938—1995), российский беллетрист. Родился в Москве. По окончании Московского государственного педагогического института (1960) работал в сельской школе в Татарии. Во время учебы в институте увлекся искусством фрески, мозаики, скульптуры. Занимался, кроме того, рисунком и живописью. Подружился со многими дртелями искусства, в числе которых были стихотворец и бард Ю. Ким, будущий сценический режиссер П. Фоменко и др.
В начале 1960-х гг. Коваль начал публиковать произведения для детей. Наиболее известными из них станут «Приключения Васи Куролесова» (1974), «Кепка с карасями» (1974), «Пять похищенных монахов» (1977), «Полынные сказки» (1987). Увлекательные сюжеты (в частности, ’’Приключения Васи Куролесова» написаны в жанре детектива для детей) Усиливали интерес юных читателей к произведениям Коваля. Вернувшись из Татарии в Москву, Коваль интенсивно работал как профессиональный художник и литератор. При жизни было опубликовано более 30 его книг, в основном детских.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
(Чтение сказки на с. 120—127 учебника учителем и учащимися.)
— К какому жанру относится данное произведение? Найдите подтверждение в тексте. (Это сказка.)
(Учащиеся называют признаки сказки.)
— Найдите слова и предложения, которые обычно употребляются в сказках. Объясните значение этих слов.
— Найдите в сказке предложения, в которых дано описание главного героя. Как вы думаете, какие черты характера присущи солдату? Выпишите их в «Творческую тетрадь» на с. 53, продолжив ряд.
Доброта, чуткость, отзывчивость…
— Как поступал солдат в каждой ситуации: служил по душе; служил за деньги; служил по совести; служил — не тужил; поступал, как сердце прикажет; поступал, как приказывали; старался всем помочь; думал только о своей выгоде?
— Пользуясь выбранными выражениями, устно опишите главного героя сказки — солдата.
VIII. Рефлексия
— Что вы узнали сегодня на уроке?
— За что бы вы себя похвалили?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
IX. Подведение итогов урока
(Работа по вопросам и заданиям № 5, 6 на с. 127 учебника.)
— Чему учит эта сказка?
Домашнее задание
Пересказать текст от лица солдата. Продумать план, выбрать интонацию.
Пересказ «Серебряного копытца» с цитатами
На заводе работал одинокий старик по прозвищу Кокованя. Семьи у него не было, и однажды он решил взять на воспитание сиротку. Кокованя поинтересовался у знакомых, есть ли у кого не примете беспризорный ребенок. Ему ответили, что недавно «осиротела семья Григория Потопаева»: старших девочек взял к себе на работу местный барин, а шестилетняя Даренка оказалась никому не нужна.
Призадумался Кокованя – он хотел взять к себе мальчонку, чтобы обучить своему делу, вырастить помощника на старость. Когда же он узнал, что за девочкой нет никакого ухода, и чужие люди, поселившиеся в доме ее родителей, каждый раз попрекают сиротку куском хлеба, он согласился забрать Даренку к себе.
В праздничный день Кокованя навестил семью, в которой жила девочка. Он познакомился с ней, рассказал, что летом занимается добычей золота, а зимой охотится. Чтобы заинтересовать сиротку, он рассказал ей историю о необыкновенном козле. Подробности же старик пообещал сообщить, если Даренка согласится переехать к нему.
Девочке «любопытно стало про козла-то узнать», да и дедушка показался ей добрым и ласковым. Она согласилась переехать к нему, но с одним условием – взять с собой худенькую и ободранную кошку Муренку, к которой она успела привязаться всем сердцем.
Так стали они жить втроем: большой бородатый дед Кокованя, «махонькая» Даренка, да кошка Муренка. По утрам старик уходил на работу, девочка «в избе прибирала, похлебку да кашу варила», а кошка ловила мышей.
По вечерам, после ужина, Кокованя рассказывал своей воспитаннице сказки, которые он знал в великом множестве. Даренка слушала их с большим удовольствием, но каждый раз просила дедушку рассказать ей о волшебном козле. Кокованя поведал, что у того козла «на правой передней ноге серебряное копытце». Топнет он тем копытцем, и появится драгоценный камень, топнет дважды – еще один самоцвет появится, «а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней». Даренку так впечатлил рассказ о необычном козле, что с той поры она не давала старику покоя. Она постоянно расспрашивала, есть у того козла рога, и какая у него шерстка, и чем он питается.
С наступлением зимы Кокованя засобирался на охоту. Узнав об этом, Даренка принялась умолять взять ее с собой, чтобы хоть краем глаза увидеть волшебного козла. Поначалу старик отказывался – негоже было маленькой девочке ходить по зимнему лесу. Но после согласился с одним условием – «чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься».
Так вместе с Даренкой и ее неразлучной подругой Муренкой Кокованя перебрался в крошечную избушку на опушке леса. Каждый день он ходил на охоту, и к вечеру приносил одного или двух убитых козлов. Когда у них накопилось много мяса, старик отправился в деревню за лошадью, а Даренка осталась одна в избушке.
Как стемнело, заметила она в окне маленького козлика с рожками. Девочка подумала, что ей это привиделось, но спустя время услышала топот копыт, отворила дверь и увидела неподалеку козла с серебряным копытцем. Кокованя задерживался, и Даренка загрустила. Совсем уж она испугалась, когда заметила пропажу Муренки. Выбежала девочка на улицу искать свою любимицу, да так и остолбенела – на лесной опушке Муренка вовсю резвилась с волшебным козлом.
Неожиданно козел взобрался на крышу избушки и принялся «по ней серебряным копытцем бить». Во все стороны посыпались разноцветные искры – это камни-самоцветы отпрыгивали от его волшебного копытца. Когда же Кокованя вернулся, весь дом был усыпан драгоценными камнями. Дедушка собрал целую шапку самоцветов, и благодаря им до конца своих дней Кокованя и Даренка жили в полном достатке. Жалко было им лишь Муренку, которая исчезла вместе с Серебряным копытцем…
Марья отправляется в путь
Заплакала девушка, но делать нечего – нужно искать любимого. Рассказала она все батюшке, объявила, что уходит, если будет судьбе угодно, она вернется назад невредима.
Заказала девушка себе 3 железных посоха, 3 колпака и три пары башмаков, отправилась в нелегкий путь.
Шла она через поля, леса, горы, но никто ее не тронул. Наоборот, птицы своими песнями веселили, ручьи лицо обмывали. Когда посох сломался, башмаки износились, колпак порвала, увидела на поляне избушку на курьих ножках. Попросила она ту повернуться. Зашла девушка в домик и увидела Бабу-Ягу. Старушка спросила девушку, что привело ее сюда.
Смысл сказки Серебряное копытце
Сказка «Серебряное копыто» написана Павлом Бажовым в 1938 году. Она включена в сборник уральских рассказов «Малахитовая шкатулка». Над этой работой выросло больше, чем произведение читателей. По мотивам «Серебряного копыта» 1977 года был снят одноименный мультфильм, который многим известен с детства. Несмотря на то, что рассказ был написан очень давно, он остается любимым читателями и зрителями и заслуживает этого. Обязательно прочтите этот зимний рассказ.
События происходят в одном из рабочих поселков у Уральских гор. Дед Кокована живет там один и должен привезти сироту Дарёнку с котом Мурёнкой. На зиму едут в лес, где дедушка охотится и таким образом зарабатывает. Они живут в полной гармонии. Даренка любит слушать волшебные истории Коковани, которые она с удовольствием знает. И вот однажды дедушка рассказывает ей старую уральскую легенду. В нем рассказывается о волшебном козле Серебряное Копыто, из-под копытца которого падают драгоценные камни. Действие происходит в деревне шахтеров — охотников за золотом и драгоценностями, поэтому неудивительно, что легенда появилась именно там. А Дарёнка загорается при мысли о Серебряном Копыте и только мечтает его увидеть.
Когда Кокованя уезжает в деревню за лошадью, к лесной избе подходит лесная коза, где остались Даренка и кошка. Три дня и три ночи он бродит по дому. А на третий день, когда Кокованя возвращается, он прыгает на крышу дома, ударяется копытом и все вокруг покрывается драгоценными блестящими камнями. Внучка и дедушка любуются великолепием, а Кокованя собирает горсть камней для шапки.
Да, Серебряное Копыто — очень красивая и радостная вещь. Но в чем смысл рассказа? Конечно, в первую очередь автор рассказывает о теплых человеческих отношениях. Дед с Дарёнкой и Мурёнкой живут в тишине и мире, не ссорятся, во всем поддерживают друг друга. Павел Бажов с большой любовью описывает их жизнь, видно, как он любит своих героев, как подает пример их семье. Да, эта семья не идеальна, но как ее члены любят друг друга!
Следовательно, первая цель автора — показать теплоту отношений.
Но это еще не все, что сказано в сказке. Снова и снова говорят, что люди хотят найти Серебряное Копыто, чтобы получить драгоценности и разбогатеть на нем. В сказке упоминается мастер-шахтер, который хотел поймать Серебряное Копыто, чтобы стать очень и очень богатым. К этому стремилось большинство сельчан.
Вот почему его никто не видел. Никто, кроме Дарьеньки и Коковани. Девушка мечтала увидеть козла, чтобы просто посмотреть на него и насладиться красотой. Дед даже не мечтал о такой встрече, не собирался получать выгоды, не искал прибыли ни в каких действиях. И кот Мурёнка первым подружился с козой. А у кота тем более не могло быть денежных интересов! Таким образом, Серебряное Копыто могли видеть только совершенно бескорыстные люди, не ищущие выгоды в каждом действии.
Вторая цель автора — показать потребность в бескорыстных действиях, мотивированных исключительно добротой и искренностью.
Но смысл рассказа не только в этом. Давайте посмотрим на картину в целом. Вот деревня, вот заснеженная хижина, уходящая еле заметная тропинка. Близкие люди, любящие друг друга, кот и яркие самоцветы. Перед нами чудесная зима, новогодняя история. Зимние каникулы не обходятся без экранизации этой истории.
Он говорит нам о том, что детство, яркие и чистые мечты всегда сбываются. Главное — поверить в них и добиться реализации.
В этой статье мы рассказали о значении сказки Павла Бажова «Серебряное копыто». Прочтите этот и другие рассказы из серии «Малахитовая шкатулка».
Сочинение Главная мысль сказки Городок в табакерке Одоевского
Вся эта знаменитая история об уникальной музыкальной шкатулке начинается с того, что папа дарит её своему сыну Мише. Заснув, мальчик попадает внутрь шкатулки во сне и знакомится с её жителями. Таким образом он узнает, как устроен весь механизм шкатулки и за счёт чего она издает прекрасную музыку.
В своей сказке «Городок в табакерке» В.Ф.Одоевский сравнивает музыкальную шкатулку со всем обществом в целом. И каждая деталь в ней олицетворяет отдельного человека. Если люди ответственно исполняют свои обязанности и выполняют каждый свою работу, то и во всем мире царит порядок и гармония. Но как только человеку становится безразлична общественная жизнь и он начинает жить сам по себе, то тут и начинаются все беды и неприятности. Так и устройство шкатулки исправно только до тех пор, пока все детали механизма находятся в рабочем состоянии. Стоит только какой-нибудь, даже самой маленькой детальке сломаться, вся система даст сбой и музыкальная шкатулка сломается. Я думаю, что это была главная мысль автора при создании этого произведения.
Помимо этого, шкатулку можно сравнить с целым государством, в котором каждый выполняет свою функцию. Мальчики-колокольчики подобны простым людям, рабочему классу, которым достаются все тумаки и они практически не имеют право голоса, с ними никто не считается. Дядьки-молоточки, бьющие колокольчиков, всего лишь выполняют приказ, как и в любом государстве есть люди, которые лишь исполняют поручения вышестоящего начальства и не могут им перечить. Но, увы, мальчикам-колокольчикам от этого легче не становится, как и простому трудовому народу.
Валик и царевна-пружинка занимают самое высокое положение на ступеньках этой социальной лестницы. Но если бы не было этой системы, в мире бы наверняка воцарился хаос. Сказка ясно даёт понять, что на земле всё взаимосвязано, что каждый человек важен для общества, как и маленькая деталь для механизма.
Вариант 2
Сказка говорит о том, что все в этом мире переплетено. Отдельные небольшие части создают нечто большее. Убрав отдельную часть системы, можно нарушить общий порядок происходящего.
Также, можно сказать, что автор делает намек на бюрократию, где отдельные низшие элементы подвергаются насилию ради обеспечения спокойствия высших слоев общества.
Можно придать тот смысл, что нечто красивое и прекрасное создается с большим трудом на основании действия многих составляющих.
Вдобавок, следует упомянуть о том, что сказка развивает в детях страсть к любознательности, ведь мальчик самозабвенно ринулся изучить сложный мир табакерки. Что-то новое познается лишь череду приключений и неких испытаний, давая познать, что новые знания даются нелегко.
Краткое содержание
Мальчику Мише отец подарил табакерку. Он начал рассказывать, как там все устроено: колокольчики, молоточки, пружинки.