Краткое содержание
В одной семье стал старик очень дряхлым: ноги у него уже не ходили, он был ослепшим, глухим и беззубым, а когда ел, всё у него выливалось назад изо рта. Из-за этого его взрослый сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали обедать за печкой.
Однажды они принесли ему обед в чашке, а он её случайно разбил. Забранила его тогда невестка, что он у них в доме посуду бьёт, и сказала, что теперь будет подавать ему еду в лоханке. Дед только вздохнул и промолчал.
Как-то раз заметили муж с женой интересную картинку: их сынишка Миша, внук старика, дощечками на полу играет и что-то слаживает. Спросили они, что он делает. Он и ответил, что мастерит лоханку — когда они старыми станут, он из неё их кормить будет.
Краткое содержание
В одной семье стал старик очень дряхлым: ноги у него уже не ходили, он был ослепшим, глухим и беззубым, а когда ел, всё у него выливалось назад изо рта. Из-за этого его взрослый сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали обедать за печкой.
Однажды они принесли ему обед в чашке, а он её случайно разбил. Забранила его тогда невестка, что он у них в доме посуду бьёт, и сказала, что теперь будет подавать ему еду в лоханке. Дед только вздохнул и промолчал.
Как-то раз заметили муж с женой интересную картинку: их сынишка Миша, внук старика, дощечками на полу играет и что-то слаживает. Спросили они, что он делает. Он и ответил, что мастерит лоханку — когда они старыми станут, он из неё их кормить будет.
Басня «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Темы, настроение и проблемы
Тематика и проблематика стихотворения «Детство» изложена Многомудрым Литреконом ниже:
Основная тема стихотворения – детство как самый светлый и беззаботный период в жизни человека
Детство – это время, когда закладываются и формируются основные качества личности, поэтому так важно в это время окружить ребенка любовью и дать ему возможность исследовать окружающий мир. Герой жадно запоминает все, что видит вокруг, отмечает запахи и тактильные ощущения
Все в мире для него еще дышит новизной, он только учится чувствовать природу, открывает мир и с его помощью понемногу узнает себя.
Еще одна тема – любовь к природе и ее значение для гармоничного развития личности. Постигая мир вокруг, ребенок не только получает соответствующие практические знания, он начинает лучше понимать жизнь и себя самого.
Текст стихотворения проникнут светлым и солнечным настроением жаркого летнего дня. Именно так чувствует мир десятилетний мальчишка, скрывающийся от летнего зноя в лесу и благодарно приникший к гигантской сосне, в тени которой так приятно отдохнуть.
Действующие лица
Большинство творений Толстого являются поучительными. Своим героям автор придает черты характера, которые позволяют различать добро и зло, положительные и отрицательные стороны людей.
В басне описаны четыре персонажа. Среди них старик, его сын, невестка и внук. Герои характеризуются следующими качествами:
- Старик — больной, глухой, беззащитный, немощный, беспомощный, беззубый.
- Сын с невесткой — эгоистичные, грубые, равнодушные, безжалостливые люди, осознавшие свою вину. Муж не перечил жене, соглашался во всем, даже с ужасным обращением с его родным отцом.
- Мальчик Миша — любящий, понимающий, заботливый и добрый ребенок, указавший своим родителям на их жестокое и неуважительное отношение к дедушке.
Какая бывает роса на траве
(Описание)
Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется
Главные герои и сюжет басни
Основные персонажи произведения Толстого:
- Старик — пожилой дедушка, потерявший слух и лишившийся зубов. Ослаблен возрастом, беспомощен.
- Сын — жестокий, эгоистичный.
- Супруга сына — злобная, равнодушная.
- Внук — добрый, вежливый, смышлёный, любящий мальчишка.
Краткое содержание басни может поместиться в несколько предложений. Пожилой старик совершенно состарился: ухудшилось зрение и слух, повыпали все зубы, ноги перестали ходить. Описание дедушки Толстым вызывает у читателя сочувствие и грусть. Во время еды пища вываливалась изо рта на стол. Старичок совсем ослабел, превратился в беспомощного и уязвимого.
Сын со своей супругой прекратили садиться вместе с ним обедать, отправили деда в дальнее укромное место за печью. Как-то раз седовласый старик случайно уронил чашу с пищей, это весьма разозлило невестку. Молодая женщина начала кричать и возмущаться, она ругала деда, потому что тот испортил вещи в их домашнем хозяйстве. Она сообщила, что с этого дня старику придётся есть не из блюда, а из деревянной посудины. Дедушка перевёл дух, в ответ ничего не сказал.
Однажды дома находилась вся семья
Сын и его супруга в тот день обратили внимание, что их единственный сын Миша старательно сооружал что-то из дощечек. Папа спросил у мальчишки, что он там так с интересом увлечённо строит. Он ответил, что делает лоханку, из которой будет подавать еду родителям, когда те станут старыми
Он ответил, что делает лоханку, из которой будет подавать еду родителям, когда те станут старыми.
Отец и мать мальчишки молча и с неким страхом посмотрели друг на друга, из их глаз покатились слёзы. В них проснулся стыд за своё плохое поведение в адрес немощного и усталого деда. С тех пор старика опять посадили на главном и почётном месте во главе стола. Более его никто и никогда не обижал.
План для пересказа произведения:
- Старость дедушки.
- Место за печью.
- Разбившаяся посуда.
- Внук и лоханка.
- Раскаяние.
- Почитание стариков.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении Бунина перечислены ниже:
- Основным средством художественной выразительности в стихотворении «Детство» становится аллитерация. Она помогает поэту сделать изображаемую картину более объемной и живой. Использование шипящих и глухих звуков «ш», «х», «к» помогает читателю услышать треск лесных веток, скрип старых стволов и шелест песка под ногами героя.
- И. А. Бунин активно вплетает в текст эпитеты: «сухой смолистый аромат», «солнечные палаты», «тяжелый, величавый гигант». Они очень точно отражают восприятие окружающей действительности десятилетним мальчишкой, для которого многое еще непривычно, а потому так поражает его воображение.
- Ребенок только познает мир, и одним из способов познания становится для него проведение параллелей между знакомыми предметами и явлениями. Поэт мастерски подчеркивает эту особенность с помощью сравнений («песок – как шелк») и метафор (лесное пространство именуется героем «солнечными палатами»). В то же время, таким образом вновь подчеркивается яркость детского восприятия. Простые и привычные для взрослого человека картины становятся для ребенка откровениями, поэтому он стремится описать свои впечатления с помощью эпитетов и сравнений.
В стихотворении «Детство» И. А. Бунин обращается к теме детского восприятия мира
Собственные воспоминания поэта о лесных прогулках в окрестностях родового имения становятся в его лирическом тексте символом важности и яркости детских впечатлений, которые закладывают основу личности. Возвращение к этим впечатлениям нередко дает человеку силы двигаться дальше
Многочисленные средства выразительности и искренность, с которой передана простая история, придают стихотворению дополнительное очарование.
Басня «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Русская сказка
Рассказ сказка Льва Толстого «Старый дед и внучек»
Лев Николаевич Толстой никогда не мог отказать себе в удовольствии общаться с детьми. Графа Толстого знали в округе все малыши, особенно они любили слушать его увлекательные рассказы, истории про таких, как они, маленьких ребятишек, и, конечно поучительные сказки. Эти повествования были о людях и о животных, об обычных ситуациях и о таких, которые могут произойти только в сказках.
О чём сказка
Жил-был очень старый дед. Совсем был больной, болели уши, глаза. А зубы не болели, потому что их у деда вовсе не было. Трудно было ему удержать пищу во рту: нечем уже было, и всё вытекало обратно. Стыдно стало родному сыну и его жене того, что дед с ними за одним столом ест. Усадят его за печкой, дадут чашку с едой – вот дед там и ест один. Однажды принесли ему обед, а дед уже плохо двигался. Думал, что подвинет, а она упала и разбилась. Невестка начала ругаться, всё, что было разбито, всё ему приписала. Пообещала, что в хорошей чашке он больше еды не получит. Будет наливать ему суп в такой посуде, в которой стирают бельё и моют посуду, в лоханке. Что старику на это решение сказать? Он и промолчал, даже сыну ничего не рассказал.
Однажды Миша, сынишка мужа и жены, что так отца обидели, что-то мастерил из дощечек. Расспросив малыша, чем он занят, получили в ответ: «Лоханку». Мальчик подробно объяснил, что посуда эта будет для родителей, когда они станут такими же старыми, как их отец. Расплакались муж с женой. Вот какое они воспитали себе будущее. Обижали они старика, а их ребёнок сделал свои выводы из такого отношения к деду. После этого случая старик стал со всеми за столом кушать.
Мораль в сказке есть
Сказки писателя, которые помещены в книге для детей, содержат глубокий смысл, в каждой из них имеется свой смысл. Его можно предложить найти детям самостоятельно, можно после чтения объяснить понятными и доходчивыми словами. Что же смогут дети без труда найти в содержании этой сказки? Старших нужно уважать, нужно заботиться о пожилых людях. Ведь всё время, пока дети растут, набираются ума-разума и взрослеют, о них всегда заботятся родители. Им не страшно было, что дети чего-то не умели, разбивали и ломали предметы. Мамы и папы стареют с течением времени, они становятся к старости беспомощными, такими, какими когда-то были их дети. Они как будто отдали все свои умения, силы и знания своим сыновьям и дочерям. Теперь им нужна помощь. Если рядом есть тот, кто сможет подать кружку с водой для утоления жажды, значит, родители не зря прожили свои годы и воспитали хороших детей. Об этом текст произведения: об уважении и заботе о пожилых людях.
Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек» онлайн бесплатно и без регистрации.
Толстой Лев. Все произведения
- Акула
- Алёша Горшок
- Альберт
- Анна Каренина
- Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
- Бедные люди
- Бешеная собака
- Бородинское сражение в романе Война и мир
- Булька
- Власть тьмы
- Война и мир по томам
- Воскресение
- Глава Наталья Савишна из повести Детство
- Два брата
- Два гусара
- Два товарища
- Детство
- Дьявол
- Живой труп
- Именины у Ростовых в романе Война и мир
- Исповедь
- Кавказский пленник
- Казаки
- Как гуси Рим спасли
- Как мужик гусей делил
- Косточка
- Котенок
- Крейцерова соната
- Лебеди
- Лев и собачка
- Липунюшка
- Люцерн
- Набег
- Ореховая ветка
- Отец Сергий
- Отрочество
- Петя Ростов
- Плоды просвещения
- Пожар
- После бала
- Праведный судья
- Прыжок
- Севастополь в декабре месяце
- Севастопольские рассказы
- Семейное счастие
- Смерть Ивана Ильича
- Старый дед и внучек
- Три медведя
- Три смерти
- Утро помещика
- Филипок
- Хаджи-Мурат
- Холстомер
- Царь и рубашка
- Чем люди живы
- Шенграбенское сражение в романе Война и мир
- Юность
Основная идея произведения
Главная мысль басни заключается в том, что необходимо относиться с уважением к старости, надо почитать родителей и заботиться о них
Следует всегда оказывать внимание и помощь больным и ослабевшим. Нельзя быть эгоистом, нельзя оставаться равнодушными к страданиям других. Разумеется, священный долг — никогда не забывать об отце и матери
Их надо благодарить и быть с ними рядом
Разумеется, священный долг — никогда не забывать об отце и матери. Их надо благодарить и быть с ними рядом.
Мальчишка Миша научил своих родителей правильно относится к дедушке. Они поняли, что подавали своему сыну очень плохой пример, и через некоторое время сами вполне могут быть на месте состарившегося и болезненного деда. Все когда-нибудь постареют, преклонные года никого не обходят стороной.
Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни:
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
- Как относишься к другим, так и они к тебе.
- Как откликнется, так и аукнется.
- Откапали кошке мышкины слёзы.
- Жалей отца с матерью, иных не будет.
Читательский дневник по рассказу «Филипок» Льва Толстого
Название: «Филипок»
Число страниц: 2
Жанр: рассказ
Главные герои: Филипп, учитель.
Второстепенные герои: мама, ребята.
Характеристика главных героев:
Филипп — маленький, но смелый мальчик.
Украдкой пошёл в школу. Любопытный и умелый.
Учитель — находчивый и добрый мужчина.
Разрешил мальчишке посещать школу.
Характеристика второстепенных героев:
Мама — заботливая, работящая.
Ребята — весёлые, шумные.
Краткое содержание рассказа «Филипок»
Маленький Филипп хотел пойти в школу, но мама его не пустила.
Когда мама ушла на работу, мальчик отправился в школу.
По дороге испугался он собак, но до школы дошёл.
Тут, услышав шум ребят, вновь оробел Филипок, вдруг его отсюда погонят?
Но набрался Филипок смелости и вошёл в школу.
Учитель хотел его домой отправить, но пожалел.
Ребята сказали, что это брат Костюшки.
Стал учитель буквы показывать, а Филипок некоторые знал.
И даже имя своё написал с ошибкой.
Обещал учитель поговорить с мамой мальчика, чтобы та его в школу отпускала.
Стал мальчик с той поры ходить в школу.
Основная мысль произведения «Филипок»
Главная мысль рассказа в том, что учится никогда не рано.
Основная идея рассказа в том, что даже самый маленький ребёнок должен хотеть научиться чему-то новому.
Чему учит рассказ
Рассказ учит самостоятельности и умению достигать поставленной перед собой цели.
Учит любви к знаниям и учёбе.
Учит настойчивости.
Краткий отзыв по рассказу «Филипок» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что неважно сколько человеку лет. Важно, что у него есть желание учиться. Важно, что у него есть желание учиться
Герой рассказа сам пошёл в школу, чтобы чему-то научиться
Важно, что у него есть желание учиться. Герой рассказа сам пошёл в школу, чтобы чему-то научиться. Герой рассказа сам пошёл в школу, чтобы чему-то научиться
Герой рассказа сам пошёл в школу, чтобы чему-то научиться.
Ему было страшно, но он сумел преодолеть себя и добрался до школы.
Это интересный и поучительный рассказ.
Автору удалось показать, как настойчивость и упорство приводят к победе.
Мне очень понравился мальчик Филипп, который твёрдо решил учиться и исполнил свою мечту.
Он показал себя настойчивым и смелым.
Сумел преодолеть страх, и добился разрешения учиться вместе с другими ребятами.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что каждый человек должен учиться с любовью.
Каждый должен хотеть стать умнее.
Ведь знания нужны всем, они пригодятся во взрослой жизни.
Пословицы к рассказу:
- Ученье свет, а неученье тьма.
- Человек сам кузнец своего счастья.
- Тяжело в учении, легко в бою.
- Настойчивость — половина счастья.
- Грамоте учиться — всегда пригодится.
Словарь неизвестных слов:
- Подённая — работа на один день с последующей оплатой.
- Слобода — посёлок.
- Пола — нижняя часть верхней одежды.
- Бедовый — смелый, смекалистый.
Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:
- «Котёнок»
- «Акула»
- «Прыжок»
- «Лев и собачка»
- «Два брата»
- «Старый дед и внучек»
- «Лебеди»
- «Отец и сыновья»
- «Волга и Вазуза»
- «Правда всего дороже»
- «Как гуси Рим спасли»
- «Детство»
- «Булька»
- «Как мужик камень убрал»
- Краткая биография Льва Толстого и презентация на отличную оценку
Библиотека произведений автора пополняется.
Образы и символы
В центре стихотворения «Детство» – образ лирического героя, который во многом автобиографичен. И. А. Бунин вспоминает собственное детство, проведенное в родовом поместье, где окруженный любовью и заботой мальчик имел возможность подолгу гулять по живописным окрестностям, наблюдать за природой и учиться ее понимать.
Лирический герой – взрослый человек, но, отдаваясь воспоминаниям, он легко переключается на восприятие десятилетнего ребенка. Он снова чувствует, как от лесных запахов и летнего зноя переполняет маленькое существо радость и огромная любовь к окружающему миру.
Еще одним героем здесь можно назвать старую сосну. Дерево с гигантским стволом и морщинистой корой намного старше мальчика, оно растет в этом лесу много десятилетий и немало повидало. Ярко отпечатавшийся в памяти героя образ старого дерева становится для него символом не только леса, но и всей природы, с которой только знакомится ребенок и которой признается в любви выросший автор.
Основной смысл сказки
Главный смысл детской сказки Валентины Осеевой «Три товарища» заключается в том, что настоящий друг — это тот, кто помогает, а не поучает или просто сочувствует, ничего не предпринимая.
Коле и Мише было искренне жаль их товарища, который мучился от голода, однако они не стали делиться с ним завтраком. Реальную помощь главному герою оказал только Володя, который отломал кусок своего хлеба и протянул его другу.
Этот рассказ предлагает юному читателю задуматься о следующих вещах:
- чем отличаются хорошие поступки от плохих;
- для чего человеку нужны друзья;
- как отличить настоящего товарища от того, кто им не является.
Этот рассказ учит:
- сопереживанию;
- взаимовыручке;
- готовности чем-то пожертвовать ради близких.
Идея произведения состоит в том, что настоящие друзья познаются в беде.
Наглядный пример, описанный в сказке, отлично подходит для того, чтобы юный читатель понял заключенную в ней главную мысль, поэтому «Три товарища» оказались тепло восприняты детьми.
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 16.11.2023 07:16 1333 Карпов Андрей.
Чем искусство связано с моралью?
Ответов: 1
Образование 31.08.2023 01:19 694 Романенкова Маша.
«Со своей стороны» выделяется запятыми или нет?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 11:36 2100 Петрина Макс.
Как пишется: «средне-техническое» или «средне техническое » образование?
Ответов: 1
Образование 01.09.2023 05:01 2142 Зонова Виктория.
Какие фрукты начинаются на букву «Д»?
Ответов: 1
Образование 09.09.2023 09:10 2017 Дианочка Диана.
Какие фрукты начинаются на букву «Ф»?
Ответов: 1
Образование 16.09.2023 23:41 2171 Ткачёв Витя.
Какое проверочное слово к слову ОГОРОД?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 2073 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1
Образование 26.09.2023 09:48 1435 Сапроненков Евгений.
Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?
Ответов: 1
Образование 07.11.2023 10:30 276 Ширяев Данил.
Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?
Ответов: 1
Образование 20.08.2023 17:20 772 Плотникова Юля.
Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?
Ответов: 1
Анализ басни «Старый дед и внучек»
В басне «Старый дед и внучек» автор повествует нам о, казалось бы, обычной семейной жизни, в которой живут бок о бок три поколения: отец, сын с женой и внук. Отец беспомощен и стар, чем бесспорно раздражены и обозлены сын и его жена. Внук же, читая происходящее с позиции чистого и не уставшего от взрослых проблем и угнетенности сердца, открывает своим родителям глаза, всего лишь назвав вещи своими именами. Видя, с каким пренебрежением относятся к деду, мальчик делает вывод, что это норма, и готовится к аналогичной позиции по отношению к родителям в будущем. И лишь спроецировав сложившуюся ситуацию на себя, родители понимают, насколько же они были не правы.
Своей историей Толстой хотел наглядным образом показать истинное отражение реальности, которая настигает многие семьи – старость родителей, к сожалению, приходит вместе с нетерпеливостью и раздраженностью их детей. Это весьма жестокая сторона медали под названием «Семья». Однако решение отказаться от такой беспощадной несправедливости не станет для вас неподъемным, следует лишь на миг представить, что отношение ваших детей к вам в период беспощадного старения будет аналогичным. Устраивает? Нет? Значит, вы на верном пути.
Отнеситесь к своим старикам с должным уважением и заботой, дабы после не корить себя за обратное всю оставшуюся жизнь.
Обновлено: 13.10.2019
103583
Сюжет
Старый дед совсем состарился: у него выпали зубы, глаза почти ничего не видели, ноги совсем не слушались, он почти ничего не слышал. Когда старик ел, то у него все выливалось обратно изо рта. Невестка с сыном перестали сажать его за общий стол, и отвели место за печкой.
Однажды старик случайно разбил чашку с едой, чем очень сильно разозлил невестку. Женщина принялась ругать деда за то, что он портит ей вещи в доме. Она заявила, что отныне он будет есть не из тарелок, а из деревянной лоханки. Старик вздохнул, но промолчал.
Как-то раз сидели сын с невесткой дома, и заметили, как их сынишка Миша что-то настойчиво пытался сложить из дощечек. Отец поинтересовался у мальчика, что же он хотел соорудить. Тот ответил, что пытается сделать лоханку, чтобы кормить из нее родителей, когда те станут совсем старенькими.
Муж с женой переглянулись, и заплакали. Им стало очень стыдно за свое поведение перед беспомощным стариком. Они вновь посадили деда на самое почетное место за столом, и с тех пор больше никогда его не обижали.
«Два товарища» — читательский дневник по рассказу Льва Толстого
Рассказ «Два товарища» Лев Николаевич Толстой написал в 1875 году.
Описание книги для читательского дневника
Лев Николаевич ТолстойНазвание произведения: Два товарищаЖанр: рассказГод написания: 1875Издательство: ЭКСМОГод издания: 2008
Главные герои и их краткая характеристика
Первый мальчик – трусишка, который бросил своего друга, и спрятался на дереве. Второй мальчик – находчивый мальчик, который благодаря своей смекалки избежал серьезной опасности. Медведь. Просто дикий зверь из дикого леса.
Краткое содержание и сюжет
Как-то раз двое ребят решили отправиться в лес. Неожиданно на тропинке показался большой грозный медведь. Один из мальчиков тут же бросился наутек. Он «влез на дерево и спрятался» в густых ветвях. Другой мальчик от неожиданности растерялся, и так и остался стоять на тропинке. Убежать от медведя он уже не успевал, а потому сделал то, что первое пришло в голову – «упал наземь и притворился мертвым».
Медведь не спеша подошел к мальчику, и принялся его обнюхивать. От страха тот даже перестал дышать. Обнюхав мальчика, медведь решил, что тот умер, и скрылся в чаще.
Когда опасность миновала, второй мальчик слез с дерева, подошел к товарищу и со смехом поинтересовался, что медведь ему на ухо говорил. Мальчик ответил, что медведь ему пояснил – «плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
Очень краткое содержание для читательского дневника
Два товарища шли по лесу. Встретился им медведь. Один на дерево влез, второй мертвым сказался. Медведь обнюхал мертвого и ушел. Первый спросил, о чем говорил медведь. Второй сказал, что о плохих друзьях.
Чему учит
Басня Толстого учит быть верным и надежным другом, и никогда не бросать своих товарищей в беде. Она учит быть смелым, решительным, находчивым, и не опускать руки даже в самых сложных ситуациях.
Мне понравились действия первого товарища. Он быстро полез на дерево, и только так можно реально спастись от медведя. Этот человек молодец. Второй товарищ был трусоват, он запоздал с принятием решения и потому едва не погиб. Но ему повезло. Хороший товарищ должен был потянуть его за собой на дерево, пусть даже погибнув сам.
Пословицы
- Сам погибай, а товарища выручай.
- Друг познается в беде.
- Верному другу цены нет.
- Всякая помощь хороша вовремя.
- Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
Лев Толстой. Краткие содержания произведений
- Акула
- Альберт
- Анна Каренина
- Бедные люди
- Бородинское сражение (Война и мир)
- Булька
- Власть тьмы
- Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть
- Война и мир
- Война и мир 1 том
- Война и мир 2 том
- Война и мир 3 том
- Война и мир 4 том
- Война и мир Эпилог
- Воскресение
- Глава Наталья Савишна (Детство)
- Два брата
- Два гусара
- Два товарища
- Детство
- Исповедь
- Кавказский пленник
- Казаки
- Как гуси Рим спасли
- Котенок
- Крейцерова соната
- Лев и собачка
- Липунюшка
- Орел
- Ореховая ветка
- Отец Сергий
- Отрочество
- Отрывок Петя Ростов из романа Война и мир
- Пожар
- После бала
- Прыжок
- Птичка
- Севастопольские рассказы
- Сказка Три медведя
- Смерть Ивана Ильича
- Старый дед и внучек
- Три смерти
- Филиппок
- Хаджи Мурат
- Холстомер
- Чем люди живы
- Юность
Идея и главная мысль
Главная проблема, затронутая в этом произведении, — правильное отношение к своим постаревшим родителям. Очень часто взрослые дети оказываются равнодушны к их болезням, со злобой относятся к их недостаткам, не понимают, что те прожили долгую жизнь, вырастили своих детей и теперь заслуживают уважения и благодарности с их стороны.
Основная мысль басни — необходимо уважать старость, оказывать пожилым людям почёт и заботиться о них, быть к ним терпеливыми и снисходительными.
Произведение учит, что за больными и немощными стариками нужно ухаживать, учит не быть равнодушным эгоистом и быть благодарным своим родителям, которые в своё время сделали для своих детей много хорошего.
Также автор хочет донести до читателей, что маленькие дети берут со старших пример, даже если этот пример — не всегда положительный. В силу своего возраста они не всегда понимают, что правильно, а что — нет. Поэтому маленький Миша решил, что кормить стариков из лоханки — это норма, и начал готовиться относиться так же к собственным родителям, когда они состарятся. Но тем самым он невольно открыл им глаза на неприглядную картину, показав, насколько они неправы. Спроецировав ситуацию на себя, они признали свою ошибку и изменились.
Анализ басни «Старый дед и внучек»
В басне «Старый дед и внучек» автор повествует нам о, казалось бы, обычной семейной жизни, в которой живут бок о бок три поколения: отец, сын с женой и внук. Отец беспомощен и стар, чем бесспорно раздражены и обозлены сын и его жена. Внук же, читая происходящее с позиции чистого и не уставшего от взрослых проблем и угнетенности сердца, открывает своим родителям глаза, всего лишь назвав вещи своими именами. Видя, с каким пренебрежением относятся к деду, мальчик делает вывод, что это норма, и готовится к аналогичной позиции по отношению к родителям в будущем. И лишь спроецировав сложившуюся ситуацию на себя, родители понимают, насколько же они были не правы.
Своей историей Толстой хотел наглядным образом показать истинное отражение реальности, которая настигает многие семьи – старость родителей, к сожалению, приходит вместе с нетерпеливостью и раздраженностью их детей. Это весьма жестокая сторона медали под названием «Семья». Однако решение отказаться от такой беспощадной несправедливости не станет для вас неподъемным, следует лишь на миг представить, что отношение ваших детей к вам в период беспощадного старения будет аналогичным. Устраивает? Нет? Значит, вы на верном пути.
Отнеситесь к своим старикам с должным уважением и заботой, дабы после не корить себя за обратное всю оставшуюся жизнь.
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Характеристика персонажей
Главные герои произведения — обычная семья. Их описание и характеристика:
- Дедушка — очень старый, немощный и беззащитный старик. Когда невестка бранит его, он только вздыхает и ничего не говорит, из чего можно сделать вывод, что ему самому неловко за свою немощность.
- Внучок Мишка — маленький мальчик, добрый и заботливый, мудрый не по годам, который указал родителям на их ошибку.
- Сын и невестка — равнодушные и жестокие люди, которых раздражала беспомощность старика. Предметы обихода, которые он мог им испортить в силу своей немощности, были для них важнее чувств пожилого человека. Однако они вовремя осознали свою вину перед ним, заплакали и исправились. Они оказались не бесчувственными, а сознательными людьми.
Описание дедушки не может не вызывать у читателя сочувствие и сострадание. Он настолько состарился, что ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, а во рту уже не было зубов. Поэтому, когда он ел, у него всё текло изо рта. Однако окружающие должны были понимать, что он не был виноват в собственной немощности.
Основная мысль
Главная идея басни в том, что нужно уважать старость, почитать своих пожилых родителей, дедушек и бабушек, заботиться о них. Это произведение учит:
- милосердию;
- терпению;
- состраданию;
- уважению.
Важно избавиться от эгоизма, бессердечия, равнодушия, благодарить своих родных за все. Они подарили жизнь своим детям и внукам. На примере мальчика автор преподнес ценный урок
Как родители относятся к старикам, так и дети будут. Ведь они берут пример с самых близких им людям. Каждый пока еще молодой человек станет старым. Старость придет обязательно. Ребенок дал урок своим родителям, показал, что их ждет такая же участь, как дедушку
На примере мальчика автор преподнес ценный урок. Как родители относятся к старикам, так и дети будут. Ведь они берут пример с самых близких им людям. Каждый пока еще молодой человек станет старым. Старость придет обязательно. Ребенок дал урок своим родителям, показал, что их ждет такая же участь, как дедушку.
Уважение, помощь и забота — долг детей перед стариками. Брань и неуважение показывают человека с дурной стороны. Этому произведению прекрасно подходит пословица: «Что посеешь, то и пожнешь».
Главные герои
Николенька Иртеньев – десятилетний мальчик, добрый, ласковый, эмоциональный, с богатым воображением.
Наталья Николаевна – мать Николеньки, добрая, любящая, очень болезненная женщина.
Петр Александрович – отец Николеньки, заядлый игрок и большой любитель женщин.
Бабушка Николеньки – графиня, которая очень любит дочь и внуков.
Володя и Люба – родные брат и сестра Николеньки.
Карл Иванович – любимый домашний учитель детей.
Сережа Ивин – красивый, эгоистичный мальчик, который поначалу очень понравился Николеньке.
Соня Валахина – красивая девочка, первая настоящая любовь Николеньки.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Старый дед совсем состарился: у него выпали зубы, глаза почти ничего не видели, ноги совсем не слушались, он почти ничего не слышал. Когда старик ел, то у него все выливалось обратно изо рта. Невестка с сыном перестали сажать его за общий стол, и отвели место за печкой.
Однажды старик случайно разбил чашку с едой, чем очень сильно разозлил невестку. Женщина принялась ругать деда за то, что он портит ей вещи в доме. Она заявила, что отныне он будет есть не из тарелок, а из деревянной лоханки. Старик вздохнул, но промолчал.
Как-то раз сидели сын с невесткой дома, и заметили, как их сынишка Миша что-то настойчиво пытался сложить из дощечек. Отец поинтересовался у мальчика, что же он хотел соорудить. Тот ответил, что пытается сделать лоханку, чтобы кормить из нее родителей, когда те станут совсем старенькими.
Муж с женой переглянулись, и заплакали. Им стало очень стыдно за свое поведение перед беспомощным стариком. Они вновь посадили деда на самое почетное место за столом, и с тех пор больше никогда его не обижали.
Басня «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.