Краткое содержание уэллс машина времени для читательского дневника

Краткое содержание уэллс машина времени за 2 минуты пересказ сюжета

Краткое содержание романа «Машина времени»

Герой Уэллса изобретает машину времени, позволяющую ему осуществить перелёт в 802 701-й год нашей эры. Путешественник во времени — типичная для уэллсовской характерологии фигура ученого, пытливого и смелого. Писатель не только увлекает нас удивительными картинами будущего, но и приобщает к раздумьям своего героя, взгляды которого претерпевают радикальную перемену.

Читательский интерес возбужден обнаружением контраста между видимостью и сутью явлений. Поначалу увиденная путешественником панорама воспринимается им как едва ли не земной рай, счастливый итог прогрессивного пути, проделанного человечеством, вступившим в пору безмятежности и довольства. Однако вскоре роман начинает обретать черты мрачной «антиутопии», оспаривающей оптимистические прогнозы других писателей.

Морлоки и элои

Уэллс, всегда работающий на резких контрастах, преувеличениях, рисует будущее в виде мрачно-фантастического гротеска: общество разделилось на изнеженных и никчемных элоев и звероподобных морлоков.

Иллюстрация к роману «Машина времени»

Восемь дней проводит главный герой в будущем. Не зная поначалу о том, что есть морлоки, он знакомится с образом жизни элоев. И на основании увиденного делает вывод, что общество остановилось в развитии, что всё находится в состоянии умиротворённости. Однако, его машину времени кто-то похищает. Сам путешественник узнаёт от появившейся у него подруги Уины, которую он спас, когда она тонула, что элои инстинктивно очень боятся темноты.

Путешественник понимает, что, скорее всего, его аппарат спрятан где-то поблизости, он обнаруживает следы переноски машины к пъедесталу Белого Сфинкса. Вот только элои не хотят ему помочь именно из-за их страха перед темнотой.

Увидев случайно ночью несколько морлоков, путешественник во времени понимает, что под землёй есть какой-то другой мир, что там живут какие-то другие существа. Он проникает через вентиляционное отверстие полуразрушенного здания глубоко под землю и обнаруживает там работающие механизмы, а обслуживают эти машины морлоки. И у него складывается такое представление об устройстве общества в будущем: морлоки, как понимает главный герой, потомки рабочих. А элои – это представители прежнего класса имущих потомки, потомки богатых.

Плакат фильма «Машина времени» 1960г.

Морлоки за многие тысячелетия обслуживания механизмов, которые дают возможность существовать элоям на поверхности земли без забот, деградировали. Элои тоже деградировали. Но у морлоков к тому же больше нет возможности производить пищу под землей. Поэтому они под покровом темноты крадут элоев, чтоб потом… съесть их!

Чудом сумев выбраться из-под земли, главный герой, взяв с собой Уину, собирается проникнуть в место, куда спрятали его машину. Ему нужны инструменты, за которыми он отправляется в Зелёный Фарфоровый Дворец. На обратном пути у него происходит стычка с большой группой морлоков. Он уничтожает много безумных обитателей подземелья, но теряет Уину.

Ещё дальше в будущее

Добравшись до Сфинкса, где спрятана его машина, он обнаруживает, что двери пьедестала Сфинкса открыты. Его пытаются морлоки заманить в ловушку таким образом. Но он отбивается от них и на своей машине перемещается дальше в будущее, вероятно, на несколько миллиардов лет.

Солнце к тому времени превратилось в красную гигантскую звезду. Человечества больше нет, на земле живут только гигантские членистоногие. Перескочив из этого времени ещё на несколько десятков миллионов лет вперёд, путешественник решает вернуться, наконец, в своё время.

Возвращение домой и новое путешествие

В итоге он сначала попадает прямо в тот день, из которого он и начала своё перемещение во времени. Но его современники, услышав необычный рассказ, не верят, что такое возможно. Собрав всё необходимое для нового вояжа в будущее, главный герой отправляется в новое путешествие. Он рассчитывает теперь привезти неопровержимые доказательства своего открытия. И с тех пор о нём больше ничего не известно.

Читать краткое содержание Машина времени Герберта Уэллса

Путешественник во времени, создавший машину, способную перемещаться в прошлое и будущее, рассказывает о результатах своего эксперимента. Отправляясь в будущее он надеялся увидеть расцвет человеческой мысли, и на короткий срок перед ним промелькнуло золотое время, когда цивилизация достигла пика. Но останавливается он во времена упадка.

По началу мир будущего кажется благословенным раем. Все открытия уже совершены, наступил мир, люди живут в согласии, наслаждаясь плодами своих свершений. Вот только человечество выродилось в расу беспечных, всем довольных и немощных детей. Они называют себя «элои». Это создания очаровательны и бестолковы. Путешественник поселяется среди них, наблюдая следы былого расцвета в мире, который они населяют.

Но первой же ночью вскрывается страшная изнанка «рая»: на охоту выходят морлоки, живущие в шахтах, которые, по-видимому, обеспечивают города эолов энергие, а их самих — всем необходимым. Элои боятся морлоков, но не предпринимают ничего, чтобы защититься от них или спасти своих похищенных товарищей. Днем они забывают об опасности.

Случайно Путешественник спасает Уну, которая привязывается к нему и скрашивает его дни. Но когда он начинает думать о том, чтобы лететь дальше, он обнаруживает, что его машина пропала. Ее похитили морлоки. Путешественник спускается в шахту, чтобы найти машину. Там он попадает в ловушку, сражается с морлоками и ему удается вернуться на землю. Эта вылазка открывает страшную истину: морлоки — каннибалы, которые питаются похищенными эолами.

Как никогда Путешественник хочет улететь из этого ужасного места. Он обнаруживает одну слабость своих противников — морлоки боятся света. Заодно Путешественник устанавливает местонахождения машины, которую можно будет поднять на поверхность при помощи рычага. Оказывается, в момент приземления он оставил свой аппарат на устройстве подъемника, сам не зная об этом. Его привлек заметный ориентир — постамент Сфинкса. Морлоки, прекрасно разбирающиеся в любой технике, несмотря на недостаток интеллекта, забрали машину, чтобы изучить ее устройство.

Обзаведясь нужным инструментом, Путешественник предпринимает еще одну попытку вернуть себе свою машину. На сей раз он берет с собой Уну, которая твердо выражает желание последовать за ним, да и он сам не хочет расставаться с девушкой. Однако в подземных тоннелях происходит несчастье — Путешественник тратит все спички, что у него были, тем самым лишаясь возможности отпугивать морлоков, и они похищают и уносят его спутницу.

Вернувшись в зал, где раньше стояла его машина, Путешественник находит ее на месте. Для морлоков она оказалась бесполезной — они не сумели ею воспользоваться, потому что все рычаги с нее были заранее сняты. Понимая, что это ловушка, Путешественник решает рискнуть и снова опять оказывается в седле. Он отправляет машину вперед, еще дальше во времени. Его глазам предстают печальные картины медленного угасания и окончательной гибели планеты.

Оцените произведение:

  • 3.27

Голосов: 115

Читать краткое содержание Машина времени. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Герои произведения

Главным героем романа является Путешественник, который решил переместиться во временном пространстве и попасть в будущее, чтобы увидеть расцвет цивилизации и новую реальность, но вместо этого столкнулся с крахом и попал в большие неприятности. Путешественник действительно интересовался темой перемещений во времени и верил в лучшее будущее, вот только оказался вынужден сделать неутешительные выводы о жизни спустя года.

В ходе своих приключений он также повстречал девушку по имени Уна. Когда Путешественник спас героиню, она сильно привязалась к нему, начав его считать примером идеального человека и мужчины. В произведении фигурируют и две расы: добрые и беззаботные элои и злобные морлоки, обитающие в шахтах. После возвращения путешественника в свое время его рассказ слушают обескураженный мэр, молодой паренек, доктор с психологом и другие люди.

Подробный пересказ «Машины времени»

На протяжении многих лет Путешественник, увлекающийся техническим прогрессом, развитием и наукой, хотел отправиться в будущее, чтобы застать так называемый Золотой век, когда люди достигли пика эволюции, совершили все возможные открытия и стали жить в мире. С этой целью герой создал машину времени и отправился в путешествие по временному пространству. Одним глазом ему удалось взглянуть на ту самую идеальную реальность, но она быстро сменилась на время, когда планета переживала упадок, а никаких напоминаний о прошлых заслугах человечества практически не осталось. Все здания, памятники архитектуры и объекты культуры были стерты с лица Земли. Сохранились лишь обломки от дворцов, долговечные растения и сочные фрукты, которые росли уже многие тысячелетия.

По приезде в 802801 год героя окружили элои – удивительные и добрые создания, вечно веселые по своей натуре. Вот только эти существа деградировали, растеряв все остатки людского интеллекта. Они не умели даже писать и читать, не интересовались культурой и прошлым, не имели занятий и ремесел, а также не могли защищать друг друга, логически мыслить и принимать решения. Путешественник не понимал множество вещей в новом мире: откуда элои берут блага, если ничего не делают, что за странный шум слышится отовсюду, где находятся кладбища, для чего нужно огромное количество колодцев, и почему же элои так страшатся темноты?

Во время нахождения в далеком будущем Путешественник спас девушку Уну, которая искренне полюбила и привязалась к герою, сделав дни его пребывания более радостными, но в один момент Путешественника постиг удар: машина времени бесследно пропала. На протяжении четырех дней он не понимал, куда могло подеваться устройство, как внезапно услышал хихиканье и наткнулся на существо, непохожее на элоя. Таким образом герой и узнал о существовании морлоков – злобных существ, выходящих на охоту под покровом ночи, и разгадал многие тайны. Выяснилось, что колодцы являются проходами в подземный мир, где обитают эти создания, занимаясь обслуживанием элоев, из-за чего те могут ничего не делать. Морлоки забрали себе машину времени, так как разбирались в технике, поэтому Путешественник стал думать над планом для проникновения в подземелье. 

Однажды он предпринял попытку и спустился вниз к морлокам, где узнал о том, что они едят элоев, и чуть не попал в ловушку, но выяснил об их боязни света. Во второй раз Путешественник заранее проник в заброшенный музей за орудием, после чего с поддержкой Уны, которая вызвалась на помощь, спустился в подземелье и стал отпугивать существ светом, вот только спички быстро закончились, а они утащили спутницу героя себе на съеденье. Путешественник смог сесть в машину, правда на этом его приключения не закончились.

Случайным образом герой повернул рычаги в другую сторону, из-за чего понесся в далекое будущее, где происходили еще более страшные события: жизнь исчезла, Солнечная система менялась, а Землю населяли чудовища в виде крабов и огромных бабочек. Когда герой вернулся домой в свое время, то люди отказались верить в его рассказы, поэтому он решил вновь проехаться на машине времени, взяв с собой фотоаппарат для получения доказательств, но повторная попытка путешествий во времени окончилась настоящей катастрофой: послышался звук битого стекла, а герой так и не вернулся обратно.

Краткий пересказ машина времени

Герои романа большей частью не названы по именам. Среди слушателей рассказа Путешественника — Психолог, Очень молодой человек, Провинциальный мэр, Доктор и другие.

Они присутствуют при возвращении Путешественника из будущего, который предстаёт перед своими гостями не в лучшем виде: хромает, одежда его испачкана, машина погнута.

Да и немудрено — за истёкшие три часа он прожил восемь дней. И они были полны приключений.

Отправляясь в путь, Путешественник надеялся попасть в Золотой век. И действительно, перед ним промелькнули тысячелетия расцвета человечества. Но именно промелькнули. Машина остановилась в момент упадка. От прошлого остались полуразрушенные дворцы, превосходные, культивируемые веками растения, сочные фрукты.

Одна беда — человечество, каким мы сегодня себе его представляем, совершенно исчезло. Ничего не осталось от прежнего мира. Его населяют прелестные «элои», подземный мир — звероподобные «морлоки». Элои и правда прелестны. Они красивы, добры, веселы. Но эти наследники правящих классов в умственном отношении совершенно выродились.

Они не знают грамоты, не имеют ни малейшего представления о законах природы и, хотя дружно веселятся, не способны ни при каких обстоятельствах помочь друг Другу. Угнетённые классы переместились под землю, где работают какие-то сложные машины, ими обслуживаемые. С питанием у них трудностей нет.

Они пожирают вегетарианцев-элоев, хотя по привычке продолжают их обслуживать,

Впрочем, все это открывается Путешественнику далеко не сразу. Его появлению в 802801 г. предшествовало само путешествие, в ходе которого годы сливались в тысячелетия, перемещались созвездия, солнце описывало непрерывный видимый круг.

Откуда здесь бесчисленные безводные колодцы? Что это за шум машин? Почему элои так превосходно одеты, хотя и не способны ни к какому труду? И не кроется ли разгадка последнего (да и многих других обстоятельств) в том, что наши чувства и способности обретают остроту только на точиле труда? А оно давно разбито. И ещё надо понять, почему элои так боятся темноты и в обозримом мире нет ни кладбищ, ни крематориев.

К тому же на Путешественника уже на второй день обрушивается удар. Он с ужасом обнаруживает, что машина времени куда-то исчезла. Неужели ему суждено навсегда остаться в этом чужом мире? Отчаянию его нет предела. И только постепенно он начинает пробиваться к истине. Ему ведь ещё предстоит познакомиться с другой человеческой породой — морлоками.

Это тоже даётся не просто.

Когда Путешественник только приземлился в новом для него мире, он обратил внимание на колоссальную фигуру Белого сфинкса, стоящую на высоком бронзовом постаменте. Не спрятана ли там его машина? Он начинает бить по сфинксу кулаками и слышит какое-то хихиканье

Он ещё четыре дня остаётся в полном неведении.

Как вдруг видит в темноте пару блестящих глаз, явно не принадлежащих никому из элоев. И тут ему является маленькое белое, явно не привыкшее к дневному свету существо со странно опущенной головой. Это и есть первый увиденный им морлок. Он напоминает человекообразного паука. Следуя за ним, Путешественник открывает для себя тайну безводных колодцев.

Они соединяются в единую вентиляционную цепь, составляющую выходы из подземного мира. И, конечно же, именно морлоки спрятали, а, как потом выяснилось, разобрали, изучили, смазали и вновь собрали его машину. С тех пор Путешественник только и думает, как бы её вернуть. Он отваживается на опасное предприятие.

Скобы, по которым спускался прятавшийся от него морлок, слишком тонки для Путешественника, но он с риском для жизни все равно хватается за них и проникает в подземный мир. Перед ним открываются длинные проходы, где обитают существа с нечеловечески бледными лицами без подбородков, с лишёнными век красновато-серыми глазами и стоят столы с рубленым мясом.

Одно спасение — морлоки боятся света и зажжённая спичка их отпугивает. Все равно надо бегать и начинать поиски заново; тем более что теперь он знает — следует пробраться в постамент Белого сфинкса.

Наконец удаётся отыскать какой-то заржавленный рычаг, но по дороге приходится выдержать схватку с морлоками. В темноте они становятся опасными. В этой схватке Путешественник теряет единственное человеческое существо, к которому он успел привязаться.

При самом своём появлении он спас маленькую Уину, которая тонула при полном равнодушии окружающих. Теперь она навсегда исчезла, похищенная морлоками.

Идея

Классическая антиутопия Уэллса описывает нам не яркое и позитивное будущее человечества. Наоборот. После непродолжительного представления мира покоя и безмятежности автор обрушивает на читателя жестокую реальность, в которой есть все – безразличие друг к другу, бессмысленность существования, кровь, убийства и каннибализм. Война двух рас: союзник одной – свет, другой – тьма.

Таким видит Герберт Уэллс конечную стадию развития общества потребления, где есть элитный класс и класс работяг. Первые из них рано или поздно забудут, что такое труд и будут безмятежно коротать свои дни от рождения до самой смерти. А последние настолько позабудут все прелести жизни, что больше не смогут ни на чем сконцентрироваться, кроме как на работе. Причем на работе не на себя, а на противоборствующую расу. Но элои – это не небожители, они скот, за которым ухаживают и который откармливают, чтобы безжалостно отловить и сожрать в ночи.


Морлоки

«Машина времени» – отражение социалистических взглядов Герберта Уэллса, весьма специфических. Ему одинаково не импонировали непродуктивная элита и темный рабочий класс. Он не видел в них тяги к позитивному будущему. Сложившееся в его время общество негативно относилось к созидательным идеям и мыслям: безыдейный капитал и каторжный труд не могут быть двигателями прогресса. Иначе общество на планете так и превратится в жирующих от бессмысленности своего существования элит и в дремучий необразованный рабочий класс, для которого свет стал главным врагом. Надеюсь, не нужно объяснять, что свет не стоит воспринимать исключительно в буквальном смысле.

Александр Хлебников – «Отблеск грядущего»

«Отблеск грядущего» – это научно-фантастический рассказ советского писателя Александра Хлебникова о Великой Отечественной войне. Главную героиню произведения зовут Сандра, она из XXII века. Первостепенная задача Сандры – отправиться в блокадный Ленинград и не допустить гибели одарённого мальчика по имени Серёжа. Если мальчик выживет, то совершит много гениальных открытий и тем самым существенно облегчит жизнь людям из будущего. Впервые рассказ был опубликован в сборнике «Меньше-больше» за 1988 год. Также «Отблеск грядущего» вошёл в сборник «Мир приключений (1989)

Александр Хлебников был в числе переживших блокаду, поэтому в рассказе особое внимание уделяется страшной обстановке, голоду, мучениям раненых и обстрелам. У Хлебникова каждый образ – это живой отчаянный символ боли, которую навеки впитал в себя город на Неве

Влияние романа «Машина времени» на творчество других писателей

«Машина времени» представила в сгущенном виде тот комплекс идей, образов, творческих приемов, которые будут обогащаться и варьироваться в последующих фантастических романах Уэллса. А сам роман, также как «Человек-невидимка», стал классикой научной фантастики и открыл целое направление в этом жанре. В фантастической литературе появились новые термины — путешествие во времени, машина времени. Но писатели не только стали разрабатывать активно саму тему. Влияние этого произведения на других авторов было разносторонним. Некоторые уэллсовские мотивы интересно преломились у других авторов.

«Косматая обезьяна». Ю. О’Нил

Например, в драме «Косматая обезьяна» (автор Ю. О’Нил). В этом произведении на пароходе, в каютах — верхи общества, люди изнеженные, анемичные. А в трюме, в кочегарке — трудятся в поте лица рабочие, дегуманизированные, низведенные до уровня «косматых обезьян». Вся конструкция пьесы, включая конфликт миллионерши Милдред и кочегара Янка, этого олицетворения не только примитивно-животного начала, но и социальной униженности, представляет весьма своеобразное воплощение уэллсовской темы элоев и морлоков.

«Баня». Маяковский

Интересную полемику с пессимистическими прогнозами в романе Уэллса обнаруживаем мы в пьесе Маяковского «Баня». Там возникает образ «машины времени», которая уносит героев в завтрашний день, в коммунистическое «близко». Ее пассажиры, во главе с «фосфорической женщиной», — энтузиасты, изобретатели, строители нового общества; машина выбрасывает за борт всякий «сор» — бюрократов, очковтирателей, приспособленцев…

«Машина пространства». Кристофер Прист

Можно назвать и произведение Кристофера Приста «Машина пространства». Роман этот имел большой успех. В нем оригинально преломились идеи двух уэллсовских опусов: «Машины времени» и «Войны миров»

Анализ произведения Герберта Уэллса “Машина времени”

Впервые роман был опубликован в журнале “Нью-ревю” на протяжении января-мая 1895 года под названием “Повесть путешественника во времени”. В мае того же года произведение, который уже имел название “Машина времени”

, вышел отдельным изданием сразу в Англии и США.

Автор изъял из книжного варианта один эпизод – рассказ о еще одну остановку путешественника во времени, в течение которого он встретился с последними потомками человека. Эти жалкие маленькие и бесцветные существа были пищей для каких-то огромных насекомых.

В своем произведении Г. Уэллс описывает путешествие человека во времени, когда наука находилась еще на линейной трактовке времени, поскольку первые открытия об относительности времени, о взаимовлияние хроноса и топоса датированные началом ХХ века.

Роман “Машина времени”

переносит читателя до девятого тысячелетия. Герой (Путешественник во Времени) осуществляет перелет на собственноручно сконструированной машине времени в будущее.

Он представляет себе мир будущего счастливым и радостным, однако, опустившись на Землю, видит противоречие между теми, кто работает в поте лица (обезьяноподобные мороки), и теми, кто живет плодами труда других (хрупкие, но нежизнеспособные ламы). И те и другие деградировали.

В отличие от других писателей-фантастов, приверженцев технического прогресса, Веллс не предсказывает человечеству светлого и хорошего будущего, не изображает землян, наполненных счастьем, лишенных забот и необходимости выполнять “черную” работу.

Он приходит к пессимистическим выводам о неизбежности вырождения человечества как вида, об угрозе исчерпанности и обреченности цивилизации на Земле, акцентирует на необходимости изменить несовершенный миропорядок, иначе людям грозят деградация и гибель. Путешественник во Времени видит полнейший упадок некогда могущественной цивилизации. Ничто от первобытных потомках землян не напоминает о тысячелетнем развитие биологического вида.

Несмотря на мрачные и черные краски, которыми пользуется Г.

Уэллс, описывая человеческое будущее, он также прибегает и к изображению довольно сентиментальной и чистой любовных приключениях Путешественника во Времени.

Роман “Машина времени”

Уэллсу принес огромный и первый его успех, открыв миру жанр научной фантастики, которому суждено было стать самым популярным в ХХ веке.

Следующие романы писателя созданы в том же идейно-тематическом и жанрово-стилистическом направление.

Джек Лондон – «Странник по звёздам»

Герой Джека Лондона – бывший профессор агрономии Дэррел Стэндинг. Профессор страдает от «багровой ярости», которая периодически заполняет его разум. В такие моменты он способен на любую деструктивную деятельность, за что в конце концов и попадает в тюрьму. Поскольку клиент оказывается на редкость буйным, тюремщики облачают героя в смирительную рубашку. Казалось бы, это должно помочь, но утихомирить Стэндинга всё равно не удаётся. Находясь в неподвижности долгие месяцы и экспериментируя с ощущениями, мужчина находит способ перемещения во времени. Когда боль достигает критической точки, сознание героя отправляется сначала в другое измерение, а потом начинает проживать свои прошлые жизни одну за другой.

«Машина времени». Сюжет романа

Роман «Машина времени» вне всякого сомнения является сатирой, несмотря на свою фантастическую основу. По сути, Уэллс в этом произведении блестяще продолжает традиции Джонатана Свифта.

В очень далёком будущем в романе Уэллса эксплуатируемый класс и его угнетатели трансформировались в две человеческие породы. Представители рабочего класса стали звероподобными морлоками, а «голубая кровь», аристократы — стали элоями, которые сами себя не могут обеспечить ни в чём. Разделение на тех, кто трудится, и на бездельников ведет к вырождению общества и вырождению человека. Таков вывод Герберта Уэллса.

Возмездие угнетателем будет обязательно. В романе Уэллса оно получает страшную форму: морлоки кормят элоев, но только потому, что потом они их самих употребляют в пищу.

«Машина времени» (Уэллс): описание и анализ романа из энциклопедии

«Машина времени» («The Time Machine») — роман Герберта Джорджа Уэллса. Роман печатался с января по май 1895 г. в ежемесячном лондонском журнале «Нью Ревью», в мае вышел в Лондоне отдельным изданием. Интерес к идее путешествия во времени возник у Уэллса в 1887 г., когда он учился в лондонской Нормальной школе наук.

В студенческом журнале «Сайнс Скул Джорнел» в №3—5 за 1887 г. Уэллс опубликовал оставшуюся неоконченной повесть «Аргонавты времени», послужившую основой для «Машины времени». К созданию книги о путешествии в четвертом измерении Уэллс пришел, размышляя над работами современных ему ученых (биолога Т.Г. Хаксли. физика Ч.

Хинтона, автора книги «Что такое четвертое измерение», 1884 г.), утопиями Э. Булвер-Литтона «Грядущая раса» (1870 г.), Э. Беллами «Взгляд назад» (в русских переводах — «Через сто лет», «В 2000 году», «Чудесный сон», «Оглядываясь назад»; 1888 г.), У. Морриса «Вести ниоткуда» (1890 г.

), по отношению к которым «Машина времени» Уэллса нередко звучит полемично.

В «Машине времени» соединились элементы утопии и антиутопии, философской аллегории и социальной сатиры, романа идей, научной фантастики. В произведении впервые в художественной литературе так полно были выражены идеи Дарвина об эволюционном развитии. Г.Д. Уэллс считал, что эволюция может идти различными — в равной степени возможными — путями.

Писатель занимает в романе позицию не моралиста, выносящего определенный приговор современной цивилизации, но стороннего наблюдателя, фиксирующего ход эволюции.

«Машина времени» Уэллса имела большой успех у читательской аудитории. Уже в марте 1895 г., когда журнальная публикация «Машины времени» еще не была завершена, появилась рецензия, в которой автора называли гением и сравнивали с Э.А. По.

Уэллс, в отличие от Жюля Верна, с которым его сравнивали, писал не о последствиях изобретений или открытий, а о судьбе человечества, путях развития цивилизации. Фантастика была нужна Уэллсу для художественного освоения будущего.

Его книги — не просто увлекательные фантастические романы, а работы социального философа и одного из крупнейших прозаиков XX века. Становится понятным, почему ведущий современный английский фантаст Брайан Олдисс назвал Уэллса «Шекспиром фантастики», а К.

Чапек в год семидесятилетия автора «Машины времени» писал: «Герберт Джордж Уэллс никогда не будет принадлежать только истории литературы — его роль в развитии человеческой цивилизации не менее, а, быть может, более значительна».

Романы Уэллса неоднократно экранизировались. В 1960 г. вышел фильм американского режиссера Д. Пэла «Машина времени».

Сюжет

Большинство ранних произведений Уэллса посвящены гениальному ученому, сумевшему добиться революционных открытий в той или иной области: «Машина времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка«. Кажется, что каждый из них является отражением той или иной черты самого писателя. Ведь Герберт Уэллс пришел в жанр научной фантастики не случайно: два ученых звания по биологии тому свидетельство. Не примерял ли автор на своих героях варианты развития собственной судьбы?

В «Машине времени» все крутится вокруг ученого, решившего переступить через порог четвертого измерения – времени. Для презентации данного события он созвал множество гостей, роль которых заключалась в том, чтобы стать очевидцами волнительного первооткрытия и засвидетельствовать его перед остальным населением планеты.

Герберта Уэллса часто хвалят за точность и детализацию описанных им научно-фантастических открытий, но, к сожалению, в «Машине времени» убедиться в этом удается только при чтении описания миров будущего. Читателя же чуть ли не в большей мере интересует строение аппарата, благодаря которому можно перемещаться из одной временной эпохи в другую. Прием ухода от конкретного описания аппарата потом повторился в «Человеке-невидимки» и обозвать его можно примерно как «Расскажу потом». Само собой по данной теме следует тишина.

Путешественник по Времени, как его именует рассказчик истории, отправляется в 802 701 год, чтобы собственными глазами увидеть, каким предстанет человечество после множества скачков развития; что собой будет представлять планета Земля и ее экосистема. Хотелось бы знать, почему Уэллс отправил героя именно в этот самый год, прослеживается ли какой символизм?

Не желая быть простым зрителем происходящих вокруг него событий, Путешественник отправляется изучать мир будущего. Любопытство первооткрывателя берет верх, хотя опасения по каким-либо причинам не вернуться обратно должно было останавливать его от безрассудных действий. Ученый знакомится с расой миловидных потомков человеческой расы – элоями, живущими в полной гармонии с окружающей природой. Их пища – плоды растений, их образ жизни – абсолютное безделье и пребывании в состоянии умиротворения, которое нарушается только с наступлением темного времени суток. Тогда на поверхность выходят другие обитатели планеты – морлоки. Это такие же потомки людей, но их среда обитания – мрачное подземелье, выбраться откуда они могут лишь с наступлением ночи. Морлоки работают на обеспечение жизни элоев, а элои, складывалось впечатление, просто наслаждаются жизнью.

До возвращения в свое время Путешественнику по Времени придется в полной мере сопоставить два образа жизни, две существующие цивилизации потомков человеческой расы. Полное погружение в каждый из миров, сопровождающееся целой чередой приключений и даже обретением привязанности к одной из обитательниц мира будущего, окончится нестерпимым желанием откинуть в сторону свое любопытство первооткрывателя и вернуться поскорее в столь привычное и спокойное ему время, в общество себеподобных.

При этом Путешественник так и не смог предоставить доказательств своего прибывания в будущем, поэтому собравшиеся в его доме гости никоим образом не подтверждают достижения. Это безусловно задевает ученого, поэтому для подтверждения собственной правоты он отправляется в новое путешествия, из которого больше не вернется.


Элои

История создания

«Машина времени», идея которой многие годы им вынашивалась — ранее Уэллс уже писал повесть «Аргонавты времени» (1888 год) — первенец писателя в романном жанре. И это произведение показало, что ее автор — человек неуёмной фантазии. История мировой литературы до Уэллса знала уже немало футурологических утопий. В них опробовался определенный «набор» сюжетных ситуаций, позволяющих транспортировать героя в завтрашний день: здесь были

  • сны
  • видения
  • путешествия на другие планеты

Но, так сказать, «аппаратного» перемещения с помощью специально построенной машины в литературе до Уэллса не было. Фактически писатель создал новое направление в научной фантастике.

Джек Финней – «Меж двух времён»

Роман американского писателя-фантаста Уолтера Брейдона Финнея (он же Джек Финней) был написан в 1968 году. Это псевдодокументальные зарисовки и записки путешественника Саймона Морли, который прыгает из одного времени в другое. Роман стилизован под викторианский, и описывает Нью-Йорк XIX-XX столетий. Это отнюдь не чтиво для торопливых: Финней сравнивает две эпохи, причём, делает это обстоятельно и неспешно, разглядывая каждую деталь. Герой романа вовлечён в эксперимент, который на самом деле представляет собой цепочку правительственных интриг. В этой цепочке Морли достаётся роль детектива. Возвращаясь в 1882 год, Саймон должен узнать, за что убили отчима его подруги.

Патрик О’Лири – «Дверь № 3»

«Дверь № 3» – это коллективный поход к психотерапевту в компании инопланетян. Главного героя зовут доктор Донелли, он по долгу службы вынужден слушать душевные излияния своих пациентов. Однажды у него в кабинете появляется инопланетянка и заявляет, что она из другого времени. Её зовут Лора, в будущем свирепствует ядерная война, а землю населяют однополые инопланетяне. Также Лора сообщает, что машина времени – это не выдумка, и ровно через год Донелли отправится в Голливуд, чтобы эту машину сжечь. За этот год герой пройдёт через многое: влюбится в Лору, предотвратит войну, покончит с собой и снова воскреснет, а ещё овладеет сновидческим искусством.

Роберт Сильверберг – «Письма из Атлантиды»

Автор «Чужаков из Космоса», «Вертикального мира», «Декадента» и других фантастических произведений много писал о пространственно-временных перемещениях. Одно из таких произведений – «Письма из Атлантиды». Это рассказ о будущем, в котором учёные изучают ментальные путешествия во времени. Для эксперимента выбираются двое исследователей. Сознание обоих перемещается в Атландиду – загадочное государство, которое, согласно легенде, погибло в результате страшного наводнения. Один из испытуемых становится принцем Рамой из 18861 года до н. э., другой – управляющим пограничного форпоста. Они пишут друг другу письма, благодаря которым читатель узнаёт, каким богам молились атланты, какие технологии использовали, как проводили досуг. Также письма рассказывают о философских идеях этого народа, о том, в чём причина падения других цивилизаций, а также немного о том, каким в понимании местных жителей будет конец самой Атлантиды. Всего в повести 12 писем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: