Анализ стихотворения николая заболоцкого «некрасивая девочка»

Анализ стихотворения заболоцкого некрасивая девочка

История создания

История создания произведения «Некрасивая девочка» такова. Как-то в одном из Московских дворов Николай Алексеевич увидел девочку, играющую со сверстниками. Она выделялась из компании детей некрасивым лицом, но поэта очаровала непосредственная душа ребёнка. Увиденное отобразилось в стихотворении, написанном в 1955 г. за три года до смерти поэта. Произведение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого.

Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о её судьбе.

Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а её рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живёт небогато. Девочка ещё не осознаёт, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.

Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребёнка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать её дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что её чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» её души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героине «младенческую грацию души» .

Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тебе одной плету венок Есенина Одним из наиболее узнаваемых содержательных элементов есенинской поэзии было соединение образов природы и образов православной веры. В стихах поэта природа как бы превращалась в божий храм
  • Анализ стихотворений Тургенева
  • Анализ стихотворения Италия Фета В жизни человека всегда присутствуют определённые мечты и желания, которые являются стимулом к развитию и движению вперёд. Стремясь к осуществлению того или иного желания, человек уже имеет представление о результате
  • Анализ стихотворения Как здесь свежо под липою густою Фета Пейзажная лирика – это изюминка фетовских произведений. Много внимания он уделял деталям. Описывая один единственный миг, автор погружает нас в свою картину бытия.
  • Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи 7 класс Изначально Державин хотел написать стихотворение На тленность, которое бы рассказывало о бренности этого мира, но он не смог воплотить собственный замысел, так как бренность призвала его. Поэтому от задуманного стиха осталось только начало

Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка»

Средства выразительности

Для раскрытия темы, донесения идеи и создания образа девочки-лягушонка Н. Заболоцкий использовал средства выразительности. В тексте есть эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка» и метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине её горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души» .

  • Рифма к слову работать в стихах

      

  • Две рюмки до края и обе до дна стихи

      

  • Ддт это все стихи

      

  • Смоктуновский читает стихи пушкина осень

      

  • Буря сергей есенин стих

Смысл стихотворения Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Тема внутренней и внешней красоты поднималась писателями и поэтами множество раз. Дело в том, что ежедневно мы встречаем сотни людей. Кто-то кажется нам хорошим, а кто-то ужасным. Дело в том, что психология человека оценивает человека в первую очередь по его внешности, а уже потом по манерам и поведению. К сожалению, избавиться от этого нельзя, но нужно понимать, что не все-то золото, что блестит. Красивый и привлекательный человек может оказаться ужасной личностью, даже не заслуживающей чего-то внимания. Это понимал и Николай Заболоцкий. В своем стихотворении «Некрасивая девочка» он поднимает эту проблемы и в полной мере раскрывает ее. Так какая же некрасивая девочка? Может ли она быть прекрасна в душе? Давайте разберем смысл стихотворения и найдем ответы на все вопросы.

Смысл названия стихотворения «Некрасивая девочка»

Николай Заболоцкий решил сразу же раскрыть нам все карты. Даже названием он показывает, что главная героиня его произведения обделена красотой. Мы сразу же рисуем в голове образ этой девочки. Стоит ли нам узнать ее поближе или же остановиться на отрицательном восприятии? Это уже скрыто в тексте самого стихотворения.

Смысл стихотворения «Некрасивая девочка»

С первых же строк мы видим главную героиню. Она проста на вид, в ней той самой изюминки, что заставляет мальчишек ходить по пятам

Даже ребята на велосипеде не обращают на нее внимание, хотя та радостно бежит рядом. Зато мы замечаем, что душа ее чиста

Никакой зависти и корысти — только любовь к миру и людям в нем. Эта простота может показаться кому-то наивной, но именно в таком виде она и должна существовать. В остальных случаях она представляет из себя только притворство. Заболоцкий пока об этом явно не говорит, что читатель замечает подобные мысли в повествовании.

Вторая часть стихотворения уже прямо показывает, что девочке уготована особая судьба. Пока все вокруг будут взрослеть и становиться черствыми, она так и останется простой, но очень душевной. Но ведь в этой простоте будут скрываться качества, которые многие теряют с возрастом. Эта чистота и станет решающим фактором в формировании личности. Девочка может измениться, но тогда она утратит истинную себя.

Но не стоит отчаиваться, ведь автор дает нам надежду. Если девочка сможет удержать это пламя в своем сердце, то она сможет возвыситься над серым обществом. Пока остальные будут стараться казаться такими же, как и все, девочка просто останется привлекательна своей душой. Николай Заболоцкий буквально просит таких детей оставаться собой, а не стараться изменить себя для общества. Однотипных людей в мире очень много, а тех, в чьих глазах горит безумно яркое пламя, очень-очень мало. Так оставайтесь же собой! Не изменяйте себя из-за требований кучки одинаковых людей! Помните, уникальность — величайшее богатство, не меняйте его на мимолетное одобрение общества.

Ну и что же нам делать? Видимо, придется принять мысль о том, что человека нужно оценивать не по внешности, а по внутренним качествам. Помните это всегда, ведь хороший человек может обладать и не модельным внешним видом.

Стихотворение Заболоцкого О красоте человеческих лиц

Тематика стихотворений Н.А. Заболоцкого разнообразна. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное – стихи Н.А. Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте…

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вечный вопрос, звучащий в «Некрасивой девочке», несколько по-иному освещается в стихотворении «О красоте человеческих лиц», которое было написано в том же тысяча девятьсот пятьдесят пятом году.

«Поистине мир и велик и чудесен!» – этими словами поэт завершает изображение галереи человеческих портретов. Н.А. Заболоцкий не говорит о людях, он рисует лица, за которыми – характер, поведение. Описания, данные автором, удивительно точны. Каждый может увидеть в них свое отражение или характеристику друзей, близких. Перед нами лица, «подобные пышным порталам», «подобия жалких лачуг», «мертвые лица», лица, «как башни», «подобья ликующих песен». Данная картина еще раз утверждает тему многообразия мира. Но сразу возникают вопросы: «Все ли они красивы? И что есть истинная красота?»

Н.А. Заболоцкий дает ответы. Для него почти нет различий между лицами, подобными жалкой лачуге или пышному порталу. Эти

…холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Чужды ему и

…башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

В этих лицах нет жизни, недаром важной характеристикой здесь являются эпитеты с негативной окраской («жалких», «холодные, мертвые»). Тональность стихотворения меняется, когда автор рисует противоположную картину:. Тональность стихотворения меняется, когда автор рисует противоположную картину:

Тональность стихотворения меняется, когда автор рисует противоположную картину:

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Движение, теплота, и радость приходят в произведение с этими строками.

Таким образом, стихотворение построено на противопоставлении (пышные порталы – жалкие лачуги, башни – малая хижинка, темница – солнце). Антитеза разделяет величие и низость, свет и мрак, талант и бездарность.

Автор утверждает: внутренняя красота, «как солнце», способна сделать привлекательной даже самую «малую хижинку». Благодаря ей составляется «песня небесных высот», способная сделать мир чудесным и великим. Через все стихотворение рефреном проходит слово «подобие» и его однокоренные «подобные», «подобья». С помощью них тема истинной и ложной красоты раскрывается наиболее полно. Подобное не может быть настоящим, это лишь имитация, подделка, не способная заменить оригинал.

Важную функцию в первых четырех строках выполняет анафора («Есть..», «Где…»), которая помогает раскрыть образы по единой схеме: сложноподчиненными предложениями с придаточными места:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

В следующих четырех строках особая роль отводится сравнениям («словно темница», «как башни»), создающим мрачную картину внешнего величия, не способного заменить внутренней гармонии.

Эмоциональный настрой совершенно меняется в последующих восьми строках. Во многом это происходит благодаря разнообразию выразительных средств: олицетворению («дыханье весеннего дня»), эпитетам («ликующих», «сияющих»), сравнению («как солнце»), метафоре («песня небесных высот). Здесь появляется лирический герой, который сразу из калейдоскопа лиц выделяет главное, поистине красивое, способное принести чистоту и свежесть «весеннего дня» в жизнь окружающих, осветить, «как солнце», и составить песню «небесных высот».

Так, что есть красота? Я смотрю на портрет серьезного, уже немолодого человека. Усталый взгляд, высокий лоб, сжатые губы, морщинки в углах рта. «Некрасив…» – я наверняка сказала бы так, если бы не знала, что передо мной Н.А. Заболоцкий. Но я знаю и уверена: человек, написавший такие удивительные стихи, не может быть некрасивым. Дело не во внешности, это всего лишь «сосуд». Важен «огонь, мерцающий в сосуде».

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого

Извечный спор о красоте носит философский характер. Сколько людей, столько и мнений. Нет точного, как в математике, ответа

Для одних людей важна внешняя оболочка, другие обращают внимание на внутренний мир

Бытует мнение, что людям с непривлекательной внешностью труднее живётся, чем красавцам. Вот она, некрасивая девочка, гуляющая во дворе. Заболоцкий наблюдает за ней из окна. На первый взгляд она такая нескладная, угловатая, длинные ручки и ножки, короткое тело. Длинный рот, кривые зубы (как это всё автор из окна увидел?), острые черты лица, рыжие кудри. Она чем-то напоминает лягушонка. И одета она бедненько. В старую рубашку и трусики.

Автор писал это стихотворение в 1948 году. Страна ещё оправлялась от ран, полученных в войне. И не все люди жили в достатке и могли себе позволить купить ребёнку велосипед. По тем временам — это роскошь. Девочке такая роскошь не доступна. Она довольствуется тем, что неуклюже бегает следом за мальчишками. Не обижается на них, что не дают ей покататься. Она искренне радуется за своих друзей, звонко смеётся на весь двор.

Автору искренне жаль эту чудесную девочку. Ведь совсем скоро она начнёт осознавать, что отличается от своих друзей и внешностью, и одеждой. Но он надеется, что жизнь и жестокие люди, встретившиеся на её пути, не сломают её характера и духа. Если так и произойдёт, то ей хватит стойкости принять это и не сломаться.

Но на жизненном пути ей обязательно встретятся люди, которые полюбят её не за длинные ноги, а за её душевные качества. Хотя, если немного пофантазировать, то не трудно представить, в какого красивого лебедя превратится этот «гадкий утёнок». Это будет высокая, со стройными ногами, рыжеволосая богиня. Волосы по-прежнему будут виться, и спадать на плечи пышной копной. Черты лица приобретут мягкость и женственность. И его не будет портить большой рот. А кривые зубы выпадут, это же ещё молочные зубы. Им на смену вырастут ровные белоснежные зубки. Теперь выросшие мальчишки будут бегать за ней, и предлагать наперебой каждый не только свой велосипед. Они будут всеми способами добиваться её внимания, соперничая меж собой

Очень важно, чтобы у девочки был такой человек, который разглядел бы в этом лягушонке Василису Прекрасную

А ответ на вопрос, что же есть красота, пусть дадут философы. И у каждого он точно будет свой.

Смерть

Хотя в последние годы жизни Николай Алексеевич получил признание читателей и имел достаточно средств к существованию, здоровье, оставленное в тюрьме и лагерях, мужчине вернуть не удалось. После возвращения домой он часто болел.

Как позднее уверял Н. Чуковский, хорошо знавший Заболоцкого, серьезный удар Николай получил и после ухода жены. После этого события у него случился первый инфаркт. Поэт прожил еще 3 года. Причиной смерти писателя стал второй инфаркт, произошедший в октябре 1958 года.

Супруга Николая умерла в 1997 году, женщину похоронили рядом с мужем. На фото с могилы поэта виден памятник, на котором высечено и имя Екатерины Васильевны.

Чему учит произведение?

 Стихотворение Заболоцкого призывает не судить человека сразу по его наружности, так как внешнее впечатление зачастую бывает обманчивым, потому что даже за самой, казалось бы непривлекательной, отталкивающей внешностью может скрываться очень ранимая, добрая, светлая и широкая душа.

Анализируемое нами стихотворение побуждает читателей  поразмыслить о том, что в детской среде не так много обращается внимания на внутренние качества, а больше судят по внешнему виду, по причине возрастных особенностей и неумения понимать то, что сокрыто от детских глаз. Отсюда следует, что родители и другие взрослые люди должны постараться донести до сознания каждого ребенка, что в любом человеке душевные качества и черты человека гораздо важнее яркой и изящной внешности.

Тема

Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о её судьбе.

Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а её рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живёт небогато. Девочка ещё не осознаёт, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.

Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребёнка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать её дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что её чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» её души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героине «младенческую грацию души».

Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.

Стихи

На службу Заболоцкого определяют в Ленинград, откуда тот уже через год увольняется в запас. И если в молодости ранние стихи поэта рассказывали о переживаниях юнца из деревни и его воспоминаниях, то после армии его мировоззрение меняется, что помогает создать собственный, ни на кого не похожий стиль повествования. Так в библиографии поэта появляются первые стоящие произведения.

Николай Заболоцкий в молодости

После армии Николай попадает в обстановку последних лет новой экономической политики, которая стала основой для стихов поэта, пропитанных сатирой. Поздние произведения он объединил в одну книгу, названную «Столбцы». На обложку издания поместили портрет поэта.

Книга издана в 1929 году, сразу после выхода она вызвала в прессе массу негативных комментариев. Несмотря на это, мужчина налаживает отношения с журналом «Звезда», в котором в дальнейшем печатаются другие стихи автора, вошедшие во вторую, неопубликованную, редакцию сборника.

Следующее издание, которое состояло из поэзии Заболоцкого, созданной в период с 1926 по 1932 годы, уже было напечатано, однако читатели так его и не увидели. А произведение Николая Алексеевича «Торжество земледелия», вызвало новый поток негатива на автора. Такое отношение к творчеству заставило поэта все больше убеждаться, что ему не дадут реализоваться в поэзии в собственном оригинальном направлении. Это и объясняет творческий спад Николая, который длился до 1935 года.

Николай Заболоцкий за работой

На жизнь мужчина зарабатывал в двух журналах под руководством Самуила Маршака, писал детские стихи и прозы, а также переводи рассказы зарубежных авторов. Так Николай постепенно укрепил свои позиции в литературных кругах бывшего Ленинграда, и следующие несколько лет написанные им стихи получали одобрение.

В 1937-м он даже выпустил «Вторую книгу», состоящую из 17 стихов. И примерно в то же время работал над переводом произведения «Слово о полку Игореве», собственной поэмой «Осада Козельска», а также другими сочинениями и переводами. Однако кажущееся благополучным время оказалось обманчивым.

Личная жизнь

Личная жизнь у Заболоцкого одно время складывалась хорошо, но в какой-то момент дала трещину. Женой поэта стала Екатерина Клыкова. Молодые люди поженились в 1930 году, во время содержания мужа под стражей женщина поддерживала его и вела переписку.

Однако в 1955-м она ушла он Николая к писателю Василию Гроссману. В этот период мужчина закрутил роман с Натальей Роскиной. Но через 3 года жена вернулась к Заболоцкому и до конца дней была с супругом.

В браке у Николая Алексеевича родились двое детей. Сын Никита появился в семье через 2 года после свадьбы. Повзрослев, он стал биологом и автором статей по биологии, а также создал несколько мемуаров о своем отце. Дочь Наталья родилась в 1937 году, в 25 лет девушка вышла замуж за Николая Каверина, являвшегося академиком РАМН.

Тема

Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею о том, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о ее судьбе.

Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а ее рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живет небогато. Девочка еще не осознает, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.

Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребенка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать ее дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что ее чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» ее души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героини «младенческую грацию души».

Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.

Примечания

  1. 123 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011. https://wikidata.org/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/Track:P268″>https://wikidata.org/Track:Q54837″>
  2. 123Роднянская И. Б. Заболоцкий Николай Алексеевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 9 : Евклид — Ибсен. — С. 264.

    https://wikidata.org/Track:Q4395984″>https://wikidata.org/Track:Q17378135″>

  3. SNAC — 2010. https://wikidata.org/Track:P3430″>https://wikidata.org/Track:Q29861311″>
  4. 12Загоскин Н. П., Вишневский А. В. Заболоцкий Николай Алексеевич, поэт (1903—1958)(неопр.) .История в лицах . Казанскіе истории (history-kazan.ru). Дата обращения 20 декабря 2012. Архивировано 23 декабря 2012 года.
  5. Николай Заболоцкий. Проблемы творчества : По материалам международных научно-литературных Чтений, посвященных 100-летию Н. А. Заболоцкого, 1903—2003; . — М.: Издательство Литературного института, 2005. — 335 с. — (Материалы научно-литературных чтений) ISBN 5-7060-0066-2
  6. Открытый список: Заболоцкий Николай Алексеевич (1903)
  7. 12 Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958), поэт, переводчик(неопр.) .Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы . sakharov-center.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  8. 12345 Портал филол. ф-та МГУ.
  9. Алексей Пурин: Воспоминания о Евтерпе: Urbi: Литературный альманах. Выпуск девятый. СПб.: Журнал «Звезда», 1996. ISBN 5-7439-0027-2 С. 189—204.
  10. 123Иван Толстой . «Столбцы»: Памятник гениальной книгеРадио Свобода , 07.05.2017
  11. Большая литературная энциклопедия, С. 495—499, «Заболоцкий» — ред. статьи Филлипов Г. Н.
  12. «В моём лице нанесён ущерб всей советской поэзии»: Арест Николая Заболоцкого // Коммерсантъ. — 2020. — Вып. 13 марта.
  13. Н. В. Лесючевский «О стихах Н. Заболоцкого».
  14. Даугава. — 1988. — № 3
  15. Знамя. — 1989. — № 1
  16. 12Чуковский Н. О том, что видел. — 2005. — ISBN 5-235-02681-0.
  17. Николай Алексеевич Заболоцкий
  18. Литературная карта Алтайского края.
  19. Колкер, 2003.
  20. Чуковский К. И., Юдина М. В. PRO DOMO SUA(неопр.) . chukfamily.ru. — Комментарии Евгения Ефимова. Дата обращения 5 февраля 2013.
  21. Дёмина Н. «Этические принципы в науке повсюду одинаковы»(неопр.) . polit.ru (22 апреля 2008). — Интервью с Н. В. Кавериным. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  22. Леонид Дьяконов: «О Заболоцком я знаю больше всех!» (неопр.) . Дата обращения 3 сентября 2020.
  23. Любовный треугольник Николая Заболоцкого Караван историй
  24. Могила Н. А. Заболоцкого на Новодевичьем кладбище (неопр.) . devichka.ru. Дата обращения 5 февраля 2013. Архивировано 11 февраля 2013 года.
  25. Поэтика Православия : Неизвестный текст перевода Слова о полку Игореве. Заболоцкий Н. А. Архивная копия от 11 октября 2007 на Wayback Machine
  26. Слово о полку Игореве — Перевод Заболоцкого. Архивная копия от 17 декабря 2011 на Wayback Machine
  27. Из писем Заболоцкого Циолковскому от 18 янв. 1932 // Собрание сочинений — Т. 3. — С. 310.
  28. Доходный дом (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  29. Комплекс зданий Придворного Конюшенного ведомства. Жилой корпус (рус.). Идея, дизайн, разработка сайта — Марина Михайлова и Admin. Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  30. Состоялась презентация книги доктора филологических наук Таисии Савченко «Заболоцкий: Караганда в судьбе поэта» (рус.) (недоступная ссылка). 2008 Информационный ресурc ГУ «Управление финансов Карагандинской области». Дата обращения 4 мая 2013. Архивировано 8 марта 2020 года.
  31. Берию просили о помощи: “Разрешите Заболоцкому уехать из Караганды!” (рус.). Учредитель ПК «Газета „Новый вестник“». Дата обращения 4 мая 2013.
  32. Реестр культурного наследия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 10 января 2009. Архивировано 4 марта 2020 года.
  33. Томилин К. А. (составитель). Дом Заболоцкого(неопр.) . begovaya.euro.ru. Дата обращения 28 декабря 2012. Архивировано 5 января 2013 года.
  34. 11 июля в рамках празднования Дня города в Тарусе состоялось открытие памятника Николаю Заболоцкому.

Смысл заголовка

В названии произведения заключена его основная мысль, а также оно отражает его проблематику. Прочитав стих, большинство, возможно, выразят согласие с мнением Заболоцкого, что человека гораздо больше украшает не красивая внешность, а его внутренняя, душевная красота, и что она намного важнее и привлекательнее.

Но даже если мы будем солидарны с точкой зрения поэта, будем понимать основную идею произведения, увидев впервые эту малышку невзрачной наружности, мы про себя подумаем «некрасивая девочка». Таким будет наше впечатление о ней, и его никак не изменить. Хоть нам часто говорят, что нужно ценить, любить, уважать человека за качества внутренние.

Тема

Проблема внутренней и внешней красоты всегда была актуальна в литературе. Н. Заболоцкий посвятил ей несколько стихотворений. В анализируемом произведении поэт раскрывает тему красоты человеческой души и доносит идею о том, что нельзя судить о людях по их внешности. Для этого он создает портрет маленькой девочки, похожей на лягушонка и размышляет о ее судьбе.

Первая часть стихотворения посвящена описанию внешности маленькой героини. У малышки длинный рот и кривые зубы, а ее рыжие кудрявые волосы неаккуратно рассыпались по плечам. Деталь «заправлена в трусы худая рубашонка» подсказывает, что семья малышки живет небогато. Девочка еще не осознает, что некрасива. Она резвится со сверстниками-мальчуганами, не обращая внимания на то, что друзья часто забывают о ней. Сердце маленькой героини не знает, что такое зависть, поэтому она умеет искренне разделять чужую радость. Внутренняя непорочность очаровывает поэта.

Тем не менее, это очарование затмевается мыслями о будущем ребенка. Автор понимает: повзрослев, девочка станет объектом насмешек. Красивые подруги будут считать ее дурнушкой. Все же поэт таит надежду, что ее чистое сердце не сломится под натиском человеческой жестокости, а «чистый пламень» ее души сможет перетопить невзгоды. Уже сейчас он видит в героини «младенческую грацию души».

Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.

Анализ стихотворения Некрасивая девочка Заболоцкого

Извечный спор о красоте носит философский характер. Сколько людей, столько и мнений. Нет точного, как в математике, ответа

Для одних людей важна внешняя оболочка, другие обращают внимание на внутренний мир

Бытует мнение, что людям с непривлекательной внешностью труднее живётся, чем красавцам. Вот она, некрасивая девочка, гуляющая во дворе. Заболоцкий наблюдает за ней из окна. На первый взгляд она такая нескладная, угловатая, длинные ручки и ножки, короткое тело. Длинный рот, кривые зубы (как это всё автор из окна увидел?), острые черты лица, рыжие кудри. Она чем-то напоминает лягушонка. И одета она бедненько. В старую рубашку и трусики.

Автор писал это стихотворение в 1948 году. Страна ещё оправлялась от ран, полученных в войне. И не все люди жили в достатке и могли себе позволить купить ребёнку велосипед. По тем временам — это роскошь. Девочке такая роскошь не доступна. Она довольствуется тем, что неуклюже бегает следом за мальчишками. Не обижается на них, что не дают ей покататься. Она искренне радуется за своих друзей, звонко смеётся на весь двор.

Автору искренне жаль эту чудесную девочку. Ведь совсем скоро она начнёт осознавать, что отличается от своих друзей и внешностью, и одеждой. Но он надеется, что жизнь и жестокие люди, встретившиеся на её пути, не сломают её характера и духа. Если так и произойдёт, то ей хватит стойкости принять это и не сломаться.

12 стр., 5582 слов

Рассуждение : “что такое красота”

… Красота души притягивает добрых людей. Красота — это бесценный дар, который дорог очень. Есть такой замечательный отрывок из стихотворения «Некрасивая девочка» … что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?» Вот в этом вся суть моего сочинения. … разборчивым почерком. Текст 25 Текст 26 Текст 27 Текст 28 Красота́ — эстетическая категория, …

Но на жизненном пути ей обязательно встретятся люди, которые полюбят её не за длинные ноги, а за её душевные качества. Хотя, если немного пофантазировать, то не трудно представить, в какого красивого лебедя превратится этот «гадкий утёнок». Это будет высокая, со стройными ногами, рыжеволосая богиня. Волосы по-прежнему будут виться, и спадать на плечи пышной копной. Черты лица приобретут мягкость и женственность. И его не будет портить большой рот. А кривые зубы выпадут, это же ещё молочные зубы. Им на смену вырастут ровные белоснежные зубки. Теперь выросшие мальчишки будут бегать за ней, и предлагать наперебой каждый не только свой велосипед. Они будут всеми способами добиваться её внимания, соперничая меж собой

Очень важно, чтобы у девочки был такой человек, который разглядел бы в этом лягушонке Василису Прекрасную

А ответ на вопрос, что же есть красота, пусть дадут философы. И у каждого он точно будет свой.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тебе одной плету венок Есенина Одним из наиболее узнаваемых содержательных элементов есенинской поэзии было соединение образов природы и образов православной веры. В стихах поэта природа как бы превращалась в божий храм
  • Анализ стихотворений Тургенева
  • Анализ стихотворения Италия Фета В жизни человека всегда присутствуют определённые мечты и желания, которые являются стимулом к развитию и движению вперёд. Стремясь к осуществлению того или иного желания, человек уже имеет представление о результате
  • Анализ стихотворения Как здесь свежо под липою густою Фета Пейзажная лирика – это изюминка фетовских произведений. Много внимания он уделял деталям. Описывая один единственный миг, автор погружает нас в свою картину бытия.
  • Анализ стихотворения Державина Река времен в своем стремленьи 7 класс Изначально Державин хотел написать стихотворение На тленность, которое бы рассказывало о бренности этого мира, но он не смог воплотить собственный замысел, так как бренность призвала его. Поэтому от задуманного стиха осталось только начало
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: