Сложности изучения
Всем известно, что это достаточно тяжелый предмет, который требует от ребенка сосредоточенности, усидчивости и внимательности. Этому детей учат в детском саду и начальной школе. Но это наука, которая дается далеко не всем. Большинство детей просто не понимают этот предмет и стараются разобраться в правилах, таблицах и задачах.
В 8 классе изучается несколько сложных тем, среди которых:
- Знаки химических элементов.
- Количество вещества и молярная масса.
- Химические реакции.
- Составление формул по валентности.
По мнению большинства восьмиклассников и их родителей, эти тему требуют особого внимания. Если же ваш подросток пропустил несколько занятий – можно воспользоваться услугами репетитора или же попробовать самостоятельно разобрать упражнения с решебником.
Презентация 8 класса на тему: «Роль М.В Ломоносова и Дж.Дальтона в создании атомно-молекулярного учения. Подготовил: ученик 8 класса «А» ООШ 34 г.Севастополя Самойлов Иван.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
Роль М.В Ломоносова и Дж.Дальтона в создании атомно-молекулярного учения. Подготовил: ученик 8 класса «А» ООШ 34 г.Севастополя Самойлов Иван
4
Открытие Ломоносова в создании атомно-молекулярного учения Михаил Васильевич Ломоносов в XVIII в. разработал учение о молекулах и атомах: утверждал что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят неделимые элементы (атомы). Многообразие веществ объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них. Предполагал, что некоторые молекулы могут состоять из одинаковых атомов. Михаил Васильевич Ломоносов в XVIII в. разработал учение о молекулах и атомах: утверждал что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят неделимые элементы (атомы). Многообразие веществ объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них. Предполагал, что некоторые молекулы могут состоять из одинаковых атомов.
5
Открытие Дальтона в создании атомно-молекулярного учения Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах Д. Дальтона. В 1808 году английский химик Дальтон сформулировал атомистическую теорию. Утверждал, что все вещества состоят из атомов, мельчайших неделимых частиц, которые не могут быть ни созданы, ни уничтожены. Ввёл понятие атомного веса. Дальтон считал, что все атомы одного итого же элемента совершенно идентичны, например, имеют одинаковые массы. На основе химических законов (закон кратных отношений, закон эквивалентов и закон постоянства состава) создал атомистическую теорию, основанную на количественных соотношениях, возникающих при взаимодействии между химическими элементами. Основы используются до сих пор. Открытие в XX веке изотопов и ядерных реакций внесло изменения в атомистическую теорию Дальтона. Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах Д. Дальтона. В 1808 году английский химик Дальтон сформулировал атомистическую теорию. Утверждал, что все вещества состоят из атомов, мельчайших неделимых частиц, которые не могут быть ни созданы, ни уничтожены. Ввёл понятие атомного веса. Дальтон считал, что все атомы одного итого же элемента совершенно идентичны, например, имеют одинаковые массы. На основе химических законов (закон кратных отношений, закон эквивалентов и закон постоянства состава) создал атомистическую теорию, основанную на количественных соотношениях, возникающих при взаимодействии между химическими элементами. Основы используются до сих пор. Открытие в XX веке изотопов и ядерных реакций внесло изменения в атомистическую теорию Дальтона.
6
Таблица атомов Дальтона Таблица атомов Дальтона
7
Модель Атома Модель Атома
8
Спасибо за Внимание!!! Спасибо за Внимание!!!
Готовые домашние задания для 8 класса: польза или вред
Чтобы сборник с ГДЗ отвечал всем своим функциям, необходимо научить ребенка правильно им пользоваться. Это значит – не списывать, как со шпаргалки, а вникать в суть вычислений, пытаться разобраться самостоятельно. Решебник как раз может выступить в роли наставника, который подробно все разъяснит.
Для этого имеется огромный ресурс: более 30 параграфов с заданиями различных уровней сложности и лабораторные работы – на проверку качества знаний. Школьникам предстоит ответить на следующие вопросы:
- Откуда происходит название предмета?
- Что означают понятия «хемофилия» и «хемофобия»?
- Роль химии в современном обществе.
Упражнения дополнены верными ответами ко всем номерам задач. Для удобства школьника правильные варианты содержат подробнейшие пояснения авторов.
Подписи к слайдам:
Содержание М. В. Ломоносов Дж. Дальтон Что такое атомно-молекулярное учение Вклад М. В. Ломоносова Вклад Дж. Дальтона Вывод Литература
(1711- 1765) М. В. Ломоносов Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.
(1766-1844) Джон Дальтон Английский провинциальный учитель-самоучка, химик, физик, метеоролог, естествоиспытатель и создатель химического атомизма. Он стал одним из самых знаменитых и уважаемых учёных своего времени благодаря новаторским работам в разных областях знания. Так, он впервые провёл исследования и описал дефект зрения, которым страдал сам, — цветовую слепоту, позже названную в его честь дальтонизмом; открыл закон парциальных давлений, закон равномерного расширения газов при нагревании, закон растворимости газов в жидкостях.
Атомно-молекулярная теория базируется на следующих законах и утверждениях: 1.Все вещества состоят из атомов 2.Атомы одного химического вещества (химический элемент) обладают одинаковыми свойствами, но отличаются от атомов другого вещества 3.При взаимодействии атомов образуются молекулы ( гомоядерные — простые вещества, гетероядерные — сложные вещества) 4.При физических явлениях молекулы не изменяются, при химических происходит изменение их состава 5.Химические реакции заключаются в образовании новых веществ из тех же самых атомов, из которых состояли исходные вещества Что такое атомно-молекулярное учение 6.Закон сохранения массы — масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции 7.Закон постоянства состава (закон кратных отношений) — любое определенное химически чистое соединение независимо от способа его получения состоит из одних и тех же химических элементов, причем отношения их масс постоянны, а относительные числа их атомов выражаются целыми числами 8.Аллотропия — существование одного и того же химического элемента в виде нескольких простых веществ, различных по строению и свойствам.
Вклад Джона Дальтона Совершенно очевидно, что атомно-молекулярное учение в своем развитии не могло пройти мимо накопленного и обобщенного в виде закона постоянства состава количественного материала о химических соединениях и появление теории Дальтона тотчас же вслед за утверждением закона Пру явилось исторической неизбежностью. И только в начале XIX столетия английский ученый Джон Дальтон возвращается к атомам как наименьшим частицам материи и вводит в науку этот термин. Этому предшествовали работы таких замечательных ученых, как Р. Бойль (в книге Химик-скептик он нанес сокрушительный удар по представлениям алхимиков), Дж. Пристли и К. В. Шеле (открытие кислорода), Г. Кавендиш (открытие водорода), А. Л. Лавуазье (попытка составить первую таблицу простых веществ), М. В. Ломоносов (основные положения атомно-молекулярного учения, закон сохранения массы), Ж. л. Пруст (закон постоянства состава) и многие другие. На основании закона постоянства состава (и закона кратных отношений, см. ниже) английский исследователь Дальтон в 1807 г. высказал атомную гипотезу (основу атомно молекулярного учения о строении вещества)
Вывод Атомно-молекулярное учение- теоретическая основа химии. Основные положения атомно-молекулярного учения сформулированы М.В. Ломоносовым. Свое признание оно получило после работ Дж. Дальтона. Согласно атомно-молекулярному учению при химических реакциях молекулы разрушаются, а атомы сохраняются; в процессе реакции происходи перегруппировка атомов.
Атомно-молекулярное учение — совокупность теоретических представлений естествознания о дискретном строении веществ.
«Атомы, молекулы и ионы»
Ключевые слова конспекта: Атомно-молекулярное учение, атомы, молекулы и ионы, элементарные частицы, ядро, электрон, протон, нейтрон.
Древнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад предположил, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, неделимых, вечно движущихся частиц — атомов. В переводе «атом» означает «неделимый».
Учение о молекулах и атомах в основном было разработано в XVIII— XIX вв. Великий русский учёный М. В. Ломоносов утверждал, что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят элементы (атомы). Многообразие веществ учёный объяснял соединением разных атомов в молекулах и различным расположением атомов в них.
Основоположником атомно-молекулярного учения принято считать известного английского учёного Джона Дальтона. Тем не менее некоторые представления об атомах и молекулах, высказанные Ломоносовым за полвека до Дальтона, оказались более достоверными, научными. Например, английский учёный отрицал возможность существования молекул, образованных одинаковыми атомами.
Атомно-молекулярное учение получило окончательное признание только в 1860 г. на Всемирном съезде химиков в Карлсруэ.
Молекулы
Каждое отдельно взятое вещество состоит из одинаковых молекул. Например, вещество вода состоит из молекул воды. Но размеры молекул воды очень малы, поэтому даже маленькая капелька воды содержит огромное количество молекул, которые имеют одинаковые состав и свойства.
Молекулы — это мельчайшие частицы многих веществ, состав и химические свойства которых такие же, как у данного вещества. При химических реакциях молекулы распадаются, то есть они являются химически делимыми частицами. Молекулы состоят из атомов.
Атомы
Следует иметь в виду, что существуют также вещества, состоящие из отдельных одинаковых атомов. Мельчайшими частицами, сохраняющими характерные химические свойства таких веществ, являются атомы. Так, из отдельных атомов состоят благородные газы — гелий, неон, аргон и др. Атомы в отличие от молекул в ходе химических реакций не делятся на более мелкие части.
Атомы — это мельчайшие химически неделимые частицы вещества.
Элементарные частицы
В конце XIX—начале XX в. было обнаружено, что атомы состоят из ешё более мелких частиц. Эти частицы были названы элементарными частицами. В центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого находятся отрицательно заряженные частицы — электроны. Заряд электрона принято считать равным —1.
Ядро атома, в свою очередь, также состоит из элементарных частиц. В состав ядер атомов входят положительно заряженные частицы — протоны и частицы, имеющие почти такую же массу, как протоны, но не имеющие заряда,— нейтроны. Заряд протона численно равен заряду электрона, но имеет противоположный знак (+1).
Например, атом водорода состоит из ядра, в котором находится только один протон и один электрон. Атом гелия состоит из ядра, в котором находятся 2 протона и 2 нейтрона, а также 2 электрона. Атом лития состоит из ядра, в котором находятся 3 протона, 4 нейтрона, а также 3 электрона.
Ионы
Одни атомы, взаимодействуя с другими атомами, могут терять или, наоборот, приобретать один или более электронов. В результате электрически нейтральный атом превращается в заряженную частицу — ион. Если атом теряет один или несколько электронов, его называют положительно заряженным ионом. Атом, дополнительно присоединивший один или несколько электронов, называют отрицательно заряженным ионом. Противоположно заряженные ионы притягиваются друг к другу. Подробнее электронно-ионная теория рассматривается в курсе физики (читать Конспект «Электронно-ионная теория»)
Конспект урока «Атомы, молекулы и ионы».
Следующая тема: «Простые и сложные вещества».
Главные открытия Ломоносова
Разносторонность таланта Ломоносова поражала иностранцев. Еще недавно в некоторых иностранных сочинениях по истории химии писали, что было два Ломоносова: один химик, а другой поэт!
В этой статье мы не будем обсуждать достижения Михаила Васильевича в области:
- литературы и развития русского литературного языка
- изучения Российской истории
- математики и
- применения достижений науки в области промышленного производства (стекольное производство).
А кратко коснемся только вклада открытий Ломоносова в физику и химию для мировой науки
В то время грани между этими науками были более размыты и один человек мог быть и талантливым физиком и гениальным химиком.
Как и другие лучшие сыны русского народа, М.В. Ломоносов, горячо любил Родину и много сил положил на укрепление ее мощи, на улучшение жизни народа.
Заботясь о распространении знаний, он внес неоценимый вклад в развитие Российской науки и
был фактическим основателем Московского университета, самого крупнейшего научного центра нашей страны.
Надо подумать, как это было сложно сделать бывшему сыну рыбака, выросшему на берегу неласкового ледяного моря, находясь в окружении придворных императрицы ЕлизаветыI.
ГДЗ по химии 8 класс Габриелян – ответы и решебник.
Изучение химии в 8 классе только начинается, но сам этот процесс протекает очень быстро. Каждая тема занимает всего несколько уроков, к тому же ученикам необходимы опорные знания по смежным предметам – биологии, физике, математике – поэтому не удивительно, что часто требуется помощь в решении заданий по химии. В этой ситуации помогут ГДЗ по химии 8 класс, в которых содержатся ответы на вопросы к параграфам учебника, выполненные теоретически задачи и практикумы.
Решебник по химии 8 класс Габриелян онлайн.
Химия – наука интересная, увлекает даже сам процесс ее изучения, тем более что до сих пор ученые-химики продолжают открывать все новые элементы, получать ранее неизвестные реакции и вещества. Трудности, возникающие в процессе учебы, решаются при помощи учителя, учебника и решебника по химии 8 класс, удобна и доступна возможность использования ресурсов сети Интернет. Изучая химию, легче понять и взаимосвязанные с нею предметы, особенно ботанику и зоологию, ведь все природные взаимодействия построены на химических реакциях. Наличие ответов по химии 8 класс онлайн поможет значительно сократить время, затрачиваемое на разбор и выполнение домашнего задания. Необходимо помнить, что сначала любое задание нужно пытаться выполнить самостоятельно: если просто списать «домашку», то положительного результата не будет никогда.
Принесут пользу гдз по химии для 8 класса и на уроках, при выполнении практикумов, различных работ, во время устных опросов. С их помощью можно научиться правильно формулировать ответы, подсмотрев образец в сборнике, заранее проверить правильность выполнения заданий.
Лучший способ применения решебника химии 8 класса онлайн – самопроверка, то есть сверка выполненного самостоятельно задания с образцом в сборнике, анализ найденных ошибок и запоминание правильных вариантов. Именно с такой целью и были подготовлены сборники с готовыми домашними заданиями изначально.
Также возможность получения правильных ответов по химии 8 класса пригодится родителям и учителям. Родители любого ученика могут не помнить школьного материала, и при всем желании просто не способны помочь в решении домашних задач. Сборник подскажет не только правильные ответы, но и ход выполнения заданий по химии 8 класса онлайн, в результате можно ученику подсказать направление решения. Учителя, пользуясь готовыми заданиями, облегчат и ускорят свою работу по проверке тетрадей.
Как видится строение материи сейчас
Физические и химические свойства веществ зависят от того, из каких атомов состоит его молекула.
Углекислый газ получается в результате соединения атома углерода с двумя атомами кислорода; молекуле бензола, например, состоит их шести атомов углерода и шести атомов водорода.
А молекула кислорода состоит из двух одинаковых его атомов.
Встречаются молекулы более сложные, но есть и такие, которые содержат всего один атом.
Если заменить хоть один атом в молекуле другим, свойства ее изменятся.
Например, если в молекуле воды заменить атом водорода на атом металла натрия, то получится молекула вещества, называемого едким натрием, или едкой щелочью.
Едкий натрий — твердое вещество, по своим качествам совершенно непохожее на воду.
Свойства молекул, однако, зависят не только от того, какие атомы входят в их состав, но и от того, как они расположены. В этом можно убедиться, рассмотрев две молекулы.
Каждая из них содержит 4 атома углерода и 10 атомов водорода, но свойства этих молекул различны. Причиной тому — разное расположение атомов.
Молекулы кремния под электронным микроскопом.
Атомы в молекулах располагаются не как угодно. Их размещение подчиняется определенным законам. В приведенном примере возможны только два расположения атомов, а следовательно, только две различные молекулы с одним и тем же составом.
Свинец и индий под электронным микроскопом.
При увеличении числа атомов в молекуле количество возможных расположений их быстро возрастает;
так, у молекулы, состоящей из 13 атомов углерода и 28 атомов водорода, возможно 802 варианта расположения атомов. Следовательно, и веществ с таким составом возможно 802 варианта.
Несмотря на то, что молекулы нельзя было увидеть даже в самый сильный из обычных микроскопов, ученые нашли способы с полной достоверностью доказать их существование.
Например, с помощью электронного микроскопа, который увеличивает настолько сильно, что молекулы можно увидеть.
Все это с достоверностью можно утверждать сейчас, после всех прорывов в науке.
Но насколько гениальным было выдвинуть такое утверждение 300 лет назад, когда и электричество существовало в мыслях большинства людей только в виде молнии, «которую Илья-пророк мечет с небес».
Пойти против мнения большинства ученых цивилизованной Европы и в конечном итоге победить!
Подробнее о решебнике по химии за 8 класс к учебнику Габриелян
Пролистав учебник, подростки констатируют тот факт, что на освоение данной науки, изобилующей формулами, классификациями, терминами и закономерностями, у них уйдет много времени и сил. Чтобы процесс проходил в разы быстрее и проще, был разработан методический сборник. Постоянная практика с ним сэкономит время при выполнении домашнего задания. Представленная в нем важная информация, комментарии и разъяснения позволят школьникам самостоятельно разобраться в наиболее сложных разделах. Вооружившись пособием, подростки смогут вникнуть во все нюансы таких тем, как:
- Атомы и молекулы.
- Химические формулы.
- Атомная единица массы.
- Количество вещества.
- Законы Гей-Люссака и Авогадро.
- Чистые вещества и смеси.
С началом учебного года восьмиклассники продолжают знакомиться сразу с несколькими новыми и крайне сложными дисциплинами, на освоение которых они стараются уделять практически все свое внимание. В результате, у многих просто не хватает времени и сил на изучение остальных предметов, в том числе и химии
Поскольку программа достаточно насыщена, важно на данном этапе удержать успеваемость на высоком уровне. Не снизить качество обучения, а также сократить время на освоение материала подросткам поможет онлайн-ресурс
Имея под рукой вспомогательное пособие, школьники справятся с любым заданием.
Оглавление
Введение
- § 1. Химия — часть естествознания
- § 2. Предмет химии. Вещества
- § 3. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека
- § 4. Краткий очерк о истории развития химии
- § 5. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов
- § 6. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы
Глава первая. Атомы химических элементов
- § 7. Основные сведения о строении атомов
- § 8. Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы
- § 9. Строение электронных оболочек атомов
- § 10. Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов
- § 11. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой
- § 12. Ковалентная полярная химическая связь
- § 13. Металлическая химическая связь
Глава вторая. Простые вещества
- § 14. Простые вещества — металлы
- § 15. Простые вещества — неметаллы
- § 16. Количество вещества
- § 17. Молярный объём газов
Глава третья. Соединения химических элементов
- § 18. Степень окисления
- § 19. Важнейшие классы бинарных соединений — оксиды и летучие водородные соединения
- § 20. Основания
- § 21. Кислоты
- § 22. Соли
- § 23. Кристаллические решётки
- § 24. Чистые вещества и смеси
- § 25. Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора)
Глава четвёртая. Изменения, происходящие с веществами
- § 26. Физические явления в химии
- § 27. Химические реакции
- § 28. Химические уравнения
- § 29. Расчёты по химическим уравнениям
- § 30. Реакции разложения
- § 31. Реакции соединения
- § 32. Реакции замещения
- § 33. Реакция обмена
- § 34. Типы химических реакций на примере свойств воды
Глава пятая. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена
- § 35. Растворение. Растворимость веществ в воде
- § 36. Электролитическая диссоциация
- § 37. Основные положения теории электролитической диссоциации
- § 38. Ионные уравнения
- § 39. Кислоты, их классификация и свойства
- § 40. Основания, их классификация и свойства
- § 41. Оксиды, их классификация и свойства
- § 42. Соли, их классификация и свойства
- § 43. Генетическая связь между классами веществ
- § 44. Окислительно-восстановительные реакции
Химический практикум № 1. Простейшие операции с веществом
- Практическая работа № 1. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием
- Практическая работа № 2. Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание
- Практическая работа № 3. Анализ почвы и воды
- Практическая работа № 4. Признаки химических реакций
- Практическая работа № 5. Приготовление раствора сахара и расчёт его массовой доли в растворе
Химический практикум № 2.
Свойства электролитов
- Практическая работа № 6. Ионные реакции
- Практическая работа № 7. Условия протекания химических реакции между растворами электролитов до конца
- Практическая работа № 8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей
- Практическая работа № 9. Решение экспериментальных задач
Как помогут в обучении ГДЗ по химии за 8 класс Габриеляна
Учебно-методический комплекс разбит на несколько основных разделов:
- вступление, дающее первое понятие о химии;
- пять делящих обучение глав;
- два химических практикума, которые включают в себя практические работы;
- приложения, короткий раздел с таблицами, правилами и пояснениями.
Решебник призван ненавязчиво и с толком помочь в выполнении домашнего задания. Он тень учебника, поясняя каждый параграф, каждый его номер страницы, с несколькими вариантами выполнения определенного задания.
ГДЗ предоставит верные ответы в случае возникших трудностей в ходе учебы. Поможет школьнику сформировать такие характеристики как:
- наблюдение, измерение, эксперимент;
- правильное описание жидких, твердых и газообразных веществ;
- раскрыть смысл основных химических терминов;
- произвести различие физических и химических явлений;
- определять состав веществ по формулам.
Этот список можно вести бесконечно долго, но вывод останется одним, решебник подготовит и даст ответы на контрольных, проверочных и лабораторных работах.
Слайд 5Вклад ЛомоносоваЛомоносова В 1741 г. Ломоносов в своем труде Элементы математической
химии изложил мысли, которые, по существу, являются основой современного атомно-молекулярного учения. Он писал, что все изменения тел происходят посредством движения. В основе этого движения лежат элементы (под этим термином следует понимать атомы), которые, соединяясь между собой, образуют корпускулы (молекулы). Элемент (атом) есть часть тела, не состоящая из каких-либо меньших и отличных между собой тел. В основе учения Ломоносова также лежали умозрительные заключения. «Атомно-молекулярное учение помогает составить правильное представление о веществах и их превращениях. Во тьме должны находиться физики и особливо химики, не зная внутреннего частиц строения» ,— писал М. В. Ломоносов.
Поможет ли онлайн-решебник в 8 классе?
По большей мере восьмиклассники уже достаточно самостоятельны. Они не просят о помощи взрослых, если им требуется помощь, предпочитая решать все самостоятельно. Но порой их попытки найти выход из проблемной ситуации носят неполный характер, они не доводят дело до конца. Из-за этого полученные ими навыки могут быть поверхностными, что рано или поздно негативно скажется на итоговых результатах обучения. Решебник к новому учебнику Габриеляна 2023 года Химия 8 класс позволит быстро запомнить важные сведения и потом уверенно применять их на практике.
С помощью пособия школьники смогут:
- проверить домашнее задание и исправить недочеты;
- подготовиться к контрольным работам;
- восполнить пробелы в знаниях;
- улучшить успеваемость.
Решебник будет полезен не только отстающим от программы ребятам, но и отличникам. Самоконтроль обеспечит уверенность, что в сделанной работе нет ошибок, за что учитель снизит оценку. Проработка сложных моментов позволит разобраться в непростых уравнениях и с легкостью решать все задачи.
АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ
Атомно-молекулярной теорией, или, как её называли в то время, корпускулярной теорией, М.В.Ломоносов заинтересовался ещё в студенческие годы, когда слушал лекции Вольфа и знакомился с трудами Декарта, Ньютона, Лейбница, Бойля. Уже в первых своих работах, написанных в Германии: “Работа по физике о превращении твёрдого тела в жидкость в зависимости от движения предсуществующей жидкости” (1738) и “Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул” (1739), он задался целью объяснить на основе корпускулярных представлений наблюдаемые физические и химические явления.
Вернувшись в Россию, М.В.Ломоносов написал ещё несколько работ, в которых чётко, последовательно и логично изложил свои представления об атомах и молекулах и применил корпускулярную теорию для объяснения природы и многообразия веществ, свойств газов, жидкостей и твёрдых тел, а также тепловых явлений.
Главные труды Ломоносова, в которых изложена его корпускулярная теория, это: “Элементы математической химии (1741), “276 заметок по физике и корпускулярной философии” (1741 -1743), “Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств” (1743-1744), “Физические размышления о причинах теплоты и холода” (1744), “Опыт теории упругости воздуха” (1748).
Теория Ломоносова значительно отличалась от концепций его предшественников, в которых тоже использовалось представление об атомах.
М. В. Ломоносов одним из первых отказался от наивных представлений о замысловатой форме атомов. Наделив атомы массой, шарообразной формой, шероховатой поверхностью и способностью к движению, учёный объяснил процессы растворения, испарения, теплопередачи, а также высказал ряд важных положений, которые спустя 130 лет легли в основу кинетической теории газов.
Полагая, что химические процессы тесно связаны с тепловыми, электрическими, световыми и капиллярными явлениями, М.В.Ломоносов считал знание физики залогом успешной деятельности в области химии. “Химик без знания физики, – писал он, – подобен человеку, который всего искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собою, что одна без другой в совершенстве быть не могут”. Путем умозрительных рассуждений М. В. Ломоносов пришёл к выводу, что все тела в природе состоят из мельчайших материальных протяженных частиц – элементов (атомов) и корпускул (молекул). Поскольку органы чувств не способны непосредственно воспринимать эти частицы, он называл их “нечувствительными”.
Д.И.Менделеев в “Основах химии”, оценивая ломоносовскую атомистику, писал: “Ломоносов в 1742-1747 гг., т.е. на 20 лет ранее Босковича, высказал убеждение в атомном строении веществ, и его представления сходны с тем, что ныне признается большинством химиков и физиков”.
Хостинг от uCoz