Рассказы о суворове алексеев читательский дневник 3 класс

Рассказы о суворове и русских солдатах — posmotre.li

Глава четвёртая. Добрый барин

Через несколько дней после побега Митька встретил на рынке кривого Савву. Тот рассказал, что владельцы Закопанки совсем разорились, а родителей Митьки продали генералу Юсуповскому. Савва взялся отвезти мальчика к родителям, которые его давно уже похоронили.

Князь Гаврила Захарович Юсуповский, генерал русской армии, вышел в отставку из-за тяжёлого ранения в голову и занялся хозяйством. Барин был добр, но порой с ним случались странные приступы, и дворня называла генерала «блаженным». В день приезда сына Кузьма Мышкин кинулся барину в ноги, и тот согласился выкупить мальчика у графа Гущина — уж очень понравились генералу военные подвиги Митьки.

Неделю прожил мальчик спокойно, а потом пришлось мальчику барина развлекать. То в карты с ним играет, и все проигрывает, чтобы генералу можно было его по носу колодой отшлёпать. То затеет генерал военную муштру — опять Митька отдувается. Даже императрицей Екатериной Великой мальчику пришлось побывать. А странности князя с каждым днём всё усиливались.

Кривого Савву Юсуповский тоже вскорости выкупил. Стал Митька вместе с ним на базар в Питер ездить, и как-то встретил там тётку Агафью. Она рассказала, что немого Фёдора на каторгу сослали за то, что «немца порешил и дом поджёг». Тут Митька и проговорился, что это он дом поджёг.

Уже год Митька с родителями жил, когда Юсуповский вспомнил, что так и не выкупил мальчика. Послал он к графу Гущину своего управляющего. Тот разузнал в графском имении о поджоге и Палашку с солдатом привёз Мышкина арестовывать. Вызвали Митьку. Тот вошёл, увидел Палашку, выбил стулом окно — и к дрожкам, которые у дома стояли. Только его и видели. Удачи тебе, Митя Мышкин! Пересказала Юлия Песковая

Краткий анализ

Повесть интересна тем, что в ней показаны не только злоключения мальчика, но и важные исторические события. В этом отношении она перекликается с другими произведениями автора. Ученики, желающие лучше понять авторский замысел, читают краткое содержание «Богатырских фамилий» Алексеева и других его рассказов, посвящённых военной тематике. При таком подходе можно увидеть, что писатель старается показать не судьбы отдельных людей, а жизнь общества в целом, и сюжет воспринимается целиком, а не в виде разрозненных сцен.

Попадая от одного хозяина к другому, мальчик, у которого нет образования, но есть смекалка, находчивость и смелость, развивается как личность. Постепенно его поступки становятся всё более обдуманными. Нередко он достойно выходит из сложных ситуаций. Пример — сцена с Суворовым, когда Митьке пришлось выйти из укрытия. Мальчик сумел повести себя так, что полководец не только не рассердился, но и наградил его медалью.

15 января 2015 г.

9 комментариев:

Я прочитал книгу С. Алексеева «Рассказы о Суворове». Мне эта книга очень понравилась. В книге описываются эпизоды из жизни Александра Васильевича Суворова, его военные походы и победы, отношение к солдатам. Книга знакомит нас с военным прошлым и историей России в целом.

Я прочитал книгу С Алексеева Рассказы о Суворове. Мне книга очень понравилась в книге рассказывается о великом человеке о Суворове он в своей жизни сделал много подвигов и не разу не проиграл он даже сражался тогда когда все решили отступить командиры а Суворов неотступил учил всему что надо было для победы и даже со случаем когда повёл через болото перевёл и победил турок а другой полководец решил сделать тагже а не получилась все погибли кроме него советую прочитать эту книгу книга интересная

Я прочитал обе книги об А. В. Суворове, но больше мне понравилась книга И .Малышева » Суворов великий полководец».В ней рассказывалось о том, как восьмилетний мальчик с сестрой нашёл старинную монету, со времён Екатерины II. Действия книги происходят в 21 веке. Учёный создал машину времени и отправил в наш мир великого полководца — А.В.Суворова. Благодаря этому мальчик смог лично из уст самого полководца узнать о некоторых походах и сражениях.

Я прочитал две книги. Но больше всего мне понравилась книга «Рассказы о Суворове». В ней рассказывается о А. В. Суворове. Мне запомнилось больше всего взятие турецкой крепости Измаил. Как солдаты мужественно проявили себя и как самоотверженно ими руководил Суворов. Этим великим полководцем можно только восхищаться!

Никита Г.Александр Васильевич Суворов (1729-1800) родился в Москве. Он был слабым и болезненным.В течении всей своей жизни он закалялся, тренировался и приучал себя к холоду.Здоровье ему пригодилось в дальнейшей службе.После разговора прадедушки Пушкина С Александром Суворовым, отец отдает его в Семеновский полк.Суворов любил простых солдат, называл их орлами, богатырями.Он сам водил их в атаку.Руководствовался принципами: «Глазомер,быстрота и натиск,» «Тяжело в ученье, легко в бою».Полководец делил все тяготы сражений и походов со своими солдатам,Особенно это проявлялось знаменитом походе через Альпийские горы. Русские «чудо- богатыри»разгромили французов.Александр Суворов одерживал победы на суше, а адмирал Федор Федорович Ушаков на море.Они воспитали целую гвардию русских полководцев и флотоводцев.Суворов служил почти пол века, начав службу в 18 лет капралом и закончив её генералиссимусом русской армии. Он был образованным человеком своего времени, обладал хорошей памятью,много читал, знал европейские языки.В Санкт -Петербурге в Александро-Невской лавре,среди пышных памятников высечена надпись «Здесь лежит Суворов». Его знают все, как полководца не проиграло ни одного сражения. Мне она очень понравилась эта книга про А, В. Суворове.

Ай-яй-яй, Никита! Текст списан. Это называется ПЛАГИАТ. Отзыв не принимается.

Мои впечатления о прочитанной книге

Познавательная и увлекательная книга в которой автору удалось совместить исторические факты с фантастическим сюжетом, что сделало рассказ более интересным для детей. Из книги можно узнать: о детстве; о том, как отец не давал молодому Александру благословения на военную службу; о победе, за которую Суворова приговорили к смертной казни; о взятии Измаила; об отношении к солдатам и др. Автор книги не только обозначил основные вехи биографии великого русского полководца, но и передал его человеческую неповторимость. Использую книгу для совместного чтения с детьми младшего школьного возраста на занятиях по истории. Книга подходит для самостоятельного чтения детьми, так как написана доступным языком, крупный шрифт и необычные иллюстрации Валерия Нечаева.

Барыня Мавра Ермолаевна

В селе Закопанка жил мальчик Митя Мышкин со своими родителями. Однажды его отца вызвала к себе барыня Воротынская. Имение господ располагалось рядом с селом. Кузьма вернулся помрачневший и долго шептался о чём-то с женой. Митьке он ничего не сказал, но от местных ребят мальчик узнал, что его семью и ещё нескольких жителей собираются продать.

На ярмарке в Чудово ребёнка купила бедная престарелая барыня. Новая хозяйка ребёнка жила на пенсию, имела двух слуг и держала гусей. Поторговавшись, она дала за мальца 3 рубля. Так началась новая жизнь Дмитрия — скучная, с баней и поркой по субботам. Однажды Митька не стерпел еженедельных истязаний и спрятал розги. За это барыня посадила его в сарай с гусями, а когда нашла спрятанные розги, жестоко избила. Вскоре Митьке пришлось пережить ещё одну порку — за то, что он нечаянно свернул шею гусю, когда защищался от рассерженной птицы.

Сначала мальчик жил в каморке, стоявшей при бане, а потом барыня взяла его в дом. На Митьку свалилось множество забот. Вот что он должен был делать:

  • чесать барыне пятки;
  • подавать воду;
  • искать туфли;
  • бегать в погреб за припасами;
  • рассказывать сказки;
  • перебирать пшено;
  • растирать горох.

По ночам помещица страдала от бессонницы, и мальчик должен был её развлекать. Днём хозяйка спала, а Митька выполнял разнообразную работу по дому. Ему всё время хотелось спать, но хозяйка была неумолима.

Добрый барин

Мальчонка бродил по Питеру, питаясь тем, что удастся добыть. Так он столкнулся с Саввой, чью краюху хотел стащить. Кривой мужичок продавал солёные огурцы в вёдрах. Он рассказал, что Митьку давно считают умершим. Савва очень обрадовался встрече и рассказал, что произошло в Закопанке за это время. Хозяева Мышкиных совсем разорились и всё распродали. Мать и отца Митьки купил Гаврила Захарович Юсуповский — добрый барин.

Раньше этот князь участвовал в сражениях. Во время одного из них он был ранен в голову. Выйдя в отставку, князь сохранил добрый нрав, но временами впадал в беспамятство. Он делал такое, о чём потом не помнил. Случалось барину и наговаривать на себя.

Когда Савва привёл мальчика, мать сразу признала его. Она заголосила и кинулась к сыну, обняла его, начала целовать и причитать. Кузьма признал Митьку не сразу, зато кот Васька мяукнул, подбежал и стал тереться об ноги. Мальчонка был счастлив.

Барин пообещал выкупить Дмитрия у Гущина, и мальчик снова стал жить с родителями, как в далёком детстве. По вечерам, когда семья собиралась в светёлке, мать крутила веретено, отец что-то стругал, а кот сидел на печи и ласково смотрел на мальчика. Через неделю барин стал учить Митьку играть в карты. Независимо от того, выигрывал Дмитрий или проигрывал, Юсуповский сердился и колотил его, а потом рассердился и прогнал.

Чудачества генерала становились всё более странными. Он заставил Митьку «быть императрицей», нарядил в женское платье, напоил вином и отвёл в спальню, а наутро ничего не помнил. Так повторилось несколько раз. Потом генерал приказал Дмитрию участвовать в учениях: мальчик дни напролёт исполнял команды. Затем Юсуповский приказал собрать деревенских ребят, а следом и мужиков. Тех, кто не исполнял команды, наказывали розгами.

За этой блажью у генерала появилась другая. Он решил поделить мужиков на 2 лагеря и устроить настоящую войну. Тем временем осыпался неубранный хлеб, а жители во всём винили Митьку. Мальчик решил схитрить и сказал, что на войне нужны пушки. Тогда генерал написал Потёмкину письмо с просьбой прислать орудия, а пока ждал ответа, забыл о своей затее.

Глава 1 Новая барыня

История о крепостном мальчике, которому исполнилось всего 10 лет. Он родился в крепостной семье. Они переходили от одних хозяев к другим.

Обедневшая барыня решила продать всю семью Мышкиных на базаре. Маленький мальчик Митя не хотел покидать старую хозяйку и родное село Закопанка. Волновался, что его могут разлучить с его семьей.

И вот Митя со своей семьёй оказался в поместье барыни Мавры Ермолаевны.

Помещица оказалась жестокой. Муж ее давно умер. Он был отставной генерал. Детей Мавра не родила. За каждую провинность она наказывала крепостных. Её поручениям и наказаниям не было конца. Митя Мышкин постоянно пытался сбежать из ее имения.

Однажды он заступился за крепостных Архипа и Варвару. Он спрятал хозяйские розги в кладовой. За что отправился в курятник, где испугавшись гуся сломал ему шею. Жестоко наказала барыня Митю, однако после пожалела и взяла в дом прислугой.

Тяжело пришлось Мите Мышкину в доме барыни. Каждый каприз и поручение должны были быть исполнены незамедлительно. Вставать приходилось рано или вовсе не спать всю ночь, если у Мавры Ермолаевны бессонница. Убирать покои и приносить барыне воду приходилось по 30 раз за день.

Однажды после очередного наказания, Митя стал расспрашивать барыню, что находится по-соседству с ее поместьем. Притворился, что хочет в лес сходить и в реке соседней искупаться. Однако барыня все поняла и снова наказала мальчишку за дерзость. Тяжело приходилось Мите Мышкину с его стремлением к свободе и равенству. Он постоянно мечтал о побеге и искал лучшую жизнь.

Литературный обзор книги Сергея Алексеева История крепостного мальчика

История России от середины XVI века до середины XX века – основная тема книг автора. Повесть «История крепост­ного мальчика» рассказывает о судьбе маленького Митьки Мышкина, жившего в тяжёлый исторический период в Рос­сии – время крепостничества. Крепостных крестьян не счи­тали за людей и продавали, как скот. Десятилетнего Митьку разлучили с семьёй и продали злой барыне, которая изде­валась над крепостными, ни за что лупила их розгами. Бун­тарский характер, не позволил терпеть мучения и Митька сбежал. Но был пойман и бит. Здесь автор рисует слой об­щества – бедных помещиков, которые вынуждены сами были терпеть от богатых бар, и срывали всё зло на крепост­ных.

Но всё ж Митька смог уйти от злой помещицы. У него от­крылся музыкальный талант, и он был выкуплен, чтобы иг­рать в помещичьем театре. Здесь он встречает свою пер­вую, ещё детскую любовь и трагически теряет её. Решив отомстить за подругу, Митька становится на путь преступ­ления. И снова бежит из рабства. На этом примере автор показывает другой слой общества – богатых помещиков, желающих выделиться из толпы таких же, у них управляют имениями иностранцы и они, порой не знают сами, что тво­рится в их владениях.

Едва не погибнув, он попадает в услужение к офицеру. Это самый лучший период в жизни Митьки. Но офицерство в те времена всё погрязло в пороках – карты, пьянство, ду­эли. Митька поучаствовал в войне, познакомился с самим Суворовым и даже получил медаль. Но новый хозяин про­играл его в карты. И Митька снова бежит.

Он возвращается к родителям. Следующим его хозяином становится выживший из ума князь. Он был не злой, но от его самодурства, тоже крепостным доставалось. Но, увы, и здесь долго не остался Митька. Догнала его весть о его преступлении. Но не смогли его арестовать. Он снова уда­рился в бега.

На примере судьбы мальчика автор рассказал об этом тяжёлом времени, когда большинство крепостных мири­лись с самодурством хозяев. Но уже в крепостной среде за­рождались такие вот «Митьки», которые бросали вызов крепостному строю и хотели, чтобы к ним относились по человечески. Они готовы были жертвовать собой для за­щиты родины или друзей, но не прощали несправедливо­сти. Благодаря вот таким Митькам, в конце концов, крепо­стничество исчезло. Именно на это, я считаю, указывает ав­тор, заканчивая повесть очередным побегом Митьки Мыш­кина и словами. «Прощай Митька! Счастливого тебе пути и большой удачи!»

Повесть написана живым образным языком. Читается на одном дыхании. Захватывающий сюжет заинтересует большой круг читателей. Независимо от возраста.

Copyright: Александрина Прокофьева, 3 марта 2016

Регистрационный номер № 000188072

Жизнь у офицера Вяземского

Митька добрался до большой дороги, но к тому времени у него не осталось сил, и он лёг прямо на снег. Мимо проезжал офицер. Ямщик заприметил что-то у дороги и остановил тройку. Замёрзшего мальчика подобрали, положили на дно сеней, укрыли дохой и решили сдать на станции. Когда сани подъехали к Чудову, Митька выскочил и спрятался. Скоро подали новую тройку, и малец тайком пробрался в неё.

Офицер спал, а когда проснулся, ему так понравилась смелость мальчика, что он согласился взять беглеца в Питер. Митька пообещал, что будет играть на дудке и выполнять все поручения. До этого офицер Вяземский выпил водки, поэтому настроение у него было приподнятым. Если бы не это, пришлось бы Митьке замёрзнуть на дороге.

Так началась жизнь в Питере, которая продлилась недолго. Мальчик охотно делал всё, что поручал Вяземский:

  • передавал любовные записочки даме сердца офицера;
  • чистил сапоги Александра Васильевича;
  • варил кофе;
  • покупал табак.

В обязанности Митьки входило всё, чем обычно занимается денщик. Вскоре Вяземский убил на дуэли Дубасова, за что был разжалован и отправлен на войну. Там мальчик показал себя как настоящий солдат. Суворов наградил его, затем разрешил Вяземскому и его денщику вернуться в Питер. Однажды офицер проиграл своего верного помощника в карты, и Митьке опять пришлось бежать. Впопыхах он даже оставил дудку.

Главный герой книги

До того как ознакомиться с кратким содержанием рассказа «История крепостного мальчика», стоит узнать больше о его главном герое.

Сюжет сосредоточен на судьбе десятилетнего парнишки по имени Дмитрий (Митя) Мышкин из деревни Закопанка. Несмотря на юный возраст и отсутствие образования, он умен, находчив и смел. При этом у мальчишки обостренное чувство собственного достоинства и справедливости. Он готов помочь дорогому человеку, даже рискуя собственной жизнью.

Каждый раз, переходя к новому барину, он эволюционирует, учась на прошлых ошибках. Благодаря этому в последних главах Митя фактически уже сам выбирает себе хозяев.

Особо стоит отметить преданность, на которую способен этот мальчик. Так, мстя за смерть своей подруги Даши, он сжигает заживо виновного в этом. А привязавшись к поручику Вяземскому, мальчик вытаскивает его с поля боя. Однако, когда этот человек нарушает свое слово и проигрывает парня своему жестокому и недалекому другу, Мышкин без зазрения совести бросает хозяина.

При всем этом, несмотря на свою доблесть и находчивость, Митя остается ребенком, мечтающим вернуться к родителям. Но к финалу повести Мышкин превращается в этакого потенциального Пугачева, осознавшего, что добрых хозяев не бывает.

Штрихи к образу Суворова[править]

Главгерой, Его Сиятельство князь Италийский граф Суворов-Рымникский. Портрет работы Н. Уткина.

  • Аристократ-работяга. Суворов, будучи графом (а к концу жизни ставший и князем), предпочитал заниматься деятельностью, подобающей простолюдинам. Даже спал на голой земле и ел солдатскую кашу, чем и знаменит.
  • Друг детей. Главгерой любил играть с крестьянской малышнёй, а также обучать детей грамоте и прочим наукам. Отражено в рассказах «Коньки», «Школа», «Штык» и «Суворочка».
  • Король под прикрытием. С фитильком, потому что не король, но вообще-то граф-фельдмаршал под видом простого солдата — это тоже неплохо. У Суворова действительно была такая привычка — отправляться с какой-нибудь инспекцией, одевшись в простую шинель и изображая из себя обычного престарелого служаку. Иногда он даже допускал нелестные комментарии по поводу самого себя и веселился над тем, как собеседник начинает защищать великого Суворова, не зная его в лицо, перед «дерзким солдатишкой». Отражено в рассказе «На Сестрорецком заводе», например.
  • Красный Барон — турки прозвали Суворова «Топал-паша» (Хромой паша — тогда он хромал после ранения). И для турок это, на первый взгляд, неловкое прозвище звучало весьма грозно.
  • Крутой дедуля — под конец книги главгерой стар, но по-прежнему крут. Зато как был в молодости живчиком, так и в старости остался.
  • Крутой учитель — в рассказе «Школа» Суворов у себя в поместье лично ведёт для крепостных детишек уроки по всем предметам.
  • Невысокий крутой, ещё и худощавый, плюс невинные голубые глаза для полноты образа, не особо вяжущегося с личностью крутого генерала.
  • Отец солдатам. Естественно, Суворова ведь знают именно за это. Ест солдатскую пищу, спит на сене, командиров время от времени песочит за некачественную кормёжку и одежду для простых солдат.
  • Полиглот. В книге ещё не всё показано — в реальности Суворов знал французский, немецкий, итальянский, польский, финский, турецкий и арабский языки.
  • Профи с причудами / Тролль. Да, великий полководец был тем ещё чудаком и нередко приводил окружающих в замешательство своими проделками. Автор ещё забыл упомянуть его привычку кукарекать, вводившую «блаародных донов» в ступор. Что никак не мешало ему быть отличным военачальником — вообще пишут, что он просто любил «придуриваться», чтобы избежать неинтересных ему бесед с царскими придворными, например, но при необходимости умел быть серьёзным.
  • Ходячий мем. Суворов породил множество выражений, ставших крылатыми ещё при его жизни. Так что и в книге он постоянно их генерирует — все эти «Бить, а не считать», «Воюй не числом, а умением», «Пуля — дура, штык — молодец» и прочее.
  • Что за фигня, герой?

    Впрочем, в рассказе «Кому как у господ живётся» суворовские крестьяне, послушав, что творят со своими крепостными соседские помещики, приходят к выводу, что на этом фоне вспыльчивый, но отходчивый фельдмаршал не так и плох в качестве барина. К примеру, помещица Водолеева не терпит детского крику и потому «мальцов, словно цыплят, на торг возами вывозит. Дворовых девок, едва у кого народилось дите, топить, как котят, понуждает». (Вероятно, не может иметь детей и сходит с ума от ревности к тем, кто может, или просто старая дева). А Псаров в Покров, Рождество и на Пасху всем мужикам и бабам учиняет поголовную порку — чтоб барскую руку помнили, чтобы боялись.

    К середине цикла автор вспомнил, что Суворов вообще-то был ещё и барин с полной деревней крепостных и хоть не особо сурово, но всё же угнетал их. Так что несколько рассказов посвящены тому, как герой гнобит своих крестьян, а те тихо возмущаются — «Барин», «Невесты», «Коньки», «Бобыль».

Об авторе книги

Игорь Малышев родился 29 октября 1972 года на Дальнем Востоке в поселке Реттиховка. Окончил Московский институт стали и сплавов (электростальский филиал). Работает инженером на атомном предприятии. Играет в составе рок-группы «Лес».
Автор книг для детей: «Дом», «Лис», «Там, где облака» и др., рассказов, напечатанных издательством «Фома» и выходящих в серии «Настя и Никита».
Тема творчества Игоря Малышева — гармония человека и природы, которую он раскрывает, привлекая мистическое начало. Герои произведений — люди и персонажи славянского фольклора: лешие, водяные, черти и др. («Дом», «Лис»). Как говорил сам писатель: «Мне хотелось быть уверенным, что кому-то на Земле хорошо, и я написал «Лиса». Герой одноименного романа Лис — бесенок, существо мистическое, но доброе

Это роман о любви к жизни, о необходимости ценить каждое прожитое мгновение, о том, как важно ценить и наслаждаться окружающим миром. Игорь Малышев удостаивался премий журнала «Москва», «Роман-журнала», был дипломантом премии «Хрустальная роза Виктора Розова», дважды входил в короткий список премии «Ясная поляна», номинировался на премию «Национальный бестселлер».

Глава третья. Гвардейский поручик

Митька выбрался на большой тракт, где его, полузамёрзшего, подобрал молодой гвардейский офицер, направлявшийся в Петербург. Довёз офицер Мышкина до станции, хотел сдать как беглого, но мальчик улизнул, юркнул обратно в сани. На следующей станции офицер Митьку обнаружил, посмеялся и взял себе. Стал Митька денщиком у поручика лейб-гвардии императорского полка Александра Васильевича Вяземского. Новый хозяин оказался добрым, весёлым, рассказывал интересные истории о войне с турками, и мальчик служил ему не за страх, а за совесть.

Вскоре Вяземский поспорил с одним драгунским майором. Произошла дуэль, после которой лейб-гвардейский офицер превратился в армейского поручика и отправился в действующую армию. Митьку он хотел отправить в своё имение, но мальчик уговорил барина взять его с собой на войну «турка бить».

Так и попал Митька к турецкой крепости Измаил. Брать неприступную крепость приехал сам Суворов. Как-то раз великий полководец заметил Митьку, и велел Вяземскому отправить ребёнка подальше от войны. Поручик с отъездом тянул, и мальчику приходилось безвылазно сидеть у него в палатке.

Штурм Измаила начался ночью 11 декабря 1790 года. Наблюдая издали за боем, Митька заметил поручика — тот первым забрался на стену крепости, а потом упал, раненный в бок. Митька бросился спасать барина, пробрался во взятый Измаил и вытащил поручика из боя. У ворот Митька столкнулся с Суворовым. Тот отодрал мальчишку за ухо, а потом наградил медалью за храбрость и преданность.

Через несколько дней Вяземскому простили дуэль, и отправился поручик обратно в Питер. Митькой офицер гордился и клялся никому не отдавать. В Питере у Вяземского завёлся новый друг — капитан Пикин. Суворова он называл выскочкой и считал, что холопов следует держать в строгости. Вяземский терпел Пикина только потому, что тот не знал меры в карточной игре. Однажды начали они играть, и проиграл Вяземский своего верного Митьку. Не стал Мышкин ждать, пока его капитану отдадут, ушёл.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: