История создания
Этот стих тесно связан с именем Амалии фон Крюденер, которая была юношеской любовью Тютчева. И девушка отвечала поэту взаимностью, с удовольствием отправляясь с ним на прогулки и проявляя свою благосклонность долгими беседами. Такое поведение возлюбленной придало Федору Ивановичу смелости, и он явился просить ее руки. Однако родители красавицы, считавшие, что они находятся в родстве с императорской фамилией, отказали ему. Глубоко уязвленный, юноша перестал посещать их дом и увидел Амалию только спустя 10 лет после расставания. Эта встреча пробудила в нем самые счастливые воспоминания, которые он и воплотил в стихотворении, написанном в 1836 году.
Средства выразительности
Стихотворение богато средствами выразительности. Содержание поэт «плетет» из метафор
: «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов» , « упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам» . Большинство метафор построено на символических образах. Выразительности описанному придают эпитеты
: «тоскливый сон» , «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный» . Сравнений автор не использует.
Кодификатор
–
это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год.
Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. ()
8. «Шепот, робкое дыханье…»
– дата написания: 1850 г.
Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру.
Фет не использует глаголы, и это приём придаёт стихотворению большую выразительность и красоту.
Большое количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XIX века. Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через все три строфы восклицательное предложение. См. подробный
/ / / Анализ стихотворения Фета «Одним толчком согнать ладью живую…»
Отличительной чертой стихотворных работ позднего периода творчества Афанасия Фета является их угрюмость и депрессивность. Поэт в данный период своей жизни находился в ужасном состоянии. Он вспоминал и анализировал все ошибки своей молодости. Только вот исправить их уже невозможно.
Когда–то давно, Афанасий Афанасьевич очень любил одну женщину. Их роман был искренним и чистым. Однако у бедного автора не было возможности создать брачный союз с тот прекрасной особой – Марией Лазич. Возможно, их отношения когда-нибуть и стали бы официальными, однако, судьба распорядилась иначе и забрала Марию во время пожара. Это известие шокировало автора и образовало рубец на его сердце.
Позднее, Афанасий Фет нашел себе другую женщину – богатую и финансово независимую. Он надеялся на то, что комфортная и обеспеченная жизнь скроет все раны прошлого. Однако через некоторое время поэт осознал, что самое главное в жизни – это любовь и взаимные чувства, а не денежные скопления и роскоши.
Спустя годы, он все больше и больше понимал, что совершенно не любит свою супругу, что такая семейная жизнь удручает и расстраивает его.
Стихотворная работа «Одним толчком согнать ладью живу…» похожа на луч солнца, который появляется во тьме. В строках стихотворения читатель чувствует некую нотку оптимизма. Поэт готов рискнуть и оставить нынешнюю жизнь, начать все заново, только с искренними эмоциями и настоящими ощущениями. Он мечтает о том, чтобы этот тоскливый сон развеялся, чтобы его душу вновь заполнили чувства радости и любви.
Однако это лишь мимолетная эмоция, которая временно посилилась в душе поэта. На самом деле, пребывая больным и пожилым в комфорте, уюте и богатстве, автор бы не решился уже что-либо менять. И работы его позднего творчества больше никогда не приобретут былую воздушность и легкость.
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Прекрасная банальность
В статье, посвящённой стихотворениям Фета, друг и родственник поэта В.П. Боткин утверждал: «Самое драгоценное свойство истинно поэтического таланта и вернейшее доказательство ем» действительности и силы есть оригинальность и самобытность мотивов, или, говоря музыкальным выражением, мелодий, лежащих в основе его произведений .» Но оригинальность мотивов никак нельзя назвать отличительной чертой его творчества. Напротив, он почти никогда не выходит за рамки того условного поэтического мира, который был создан за десятилетия до него, в пору расцвета романтизма.
О чём пишет Фет?
О любви, почти всегда возвышенной и чуть печальной.
Ещё одно забывчивое слово,
Ещё один случайный полувздох –
И тосковать я сердцем стану снова,
И буду я опять у этих ног .
О природе, опьяняющей чуткую душу.
Солнце садится, и ветер утихнул летучий,
Нет и следа тех огнями пронизанных туч;
Вот на окраине дрогнул живой и нежгучий.
Всю эту степь озаривший и гаснущий луч .
О музыке, проникающей в самое сердце.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей .
О поэзии, ради которой только и стоит жить, о преданности Музе:
Кик сладко, позабыв житейское волненье,
От чистых помыслов пылать и потухать,
Могучее твоё учуя дуновенье
И вечно девственным словам твоим внимать.»
Когда читаешь подряд, одно за другим, стихотворения Фета, рано или поздно возникает ощущение убаюкивающего однообразия: вот еще одна аллея в саду, беседка, балкон, вот вновь серебрится ручей, поют соловьи, таинственный закат в очередной раз сменяется нежным рассветом . Но эти стихи, наверное, и не рассчитаны на то, чтобы глотать их «запоем», прочитывая целые тома. К ним лучше возвращаться в разные моменты жизни, удивляясь созвучию настроения.
Фет жил в эпоху, когда была сильна традиция поэтических обращений к Музе и раздумий о назначении поэта. Он отдал этому дань, написав несколько стихотворений о своём высоком ремесле. Одно из известнейших было создано в 1887 году:
Как беден наш язык! — Хочу и не могу, —
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
Напрасно вечное томление сердец.
И клонит голову маститую мудрец
Пред этой ложью роковою.
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И тёмный бред души, и трав неясный запах;
Так, для безбрежного покинув скудный дол,
Летит за облака Юпитера5 орёл,
Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.
Эти раздумья напоминают случайное, но гениальное замечание Пушкина: «Цель поэзии — поэзия»? Речь здесь идёт о том же — о самоценности поэтического мироощущения, которому не надо никаких оправданий. В то время как сторонники Чернышевского и Некрасова старались поставить поэзию на службу обществу, Фет видел своё предназначение в том, чтобы выразить в слове мимолётное, неуловимое — «и тёмный бред души, и трав неясный запах».
Никакой «пользы» в этом, конечно, нет. Но есть безмерное счастье творчества, восторг от того, что слова подчинились человеческой воле.
Чудо, которое происходит со словом в поэтическом тексте, — это чудо озвучания. Творить музыку, используя средства языка, — дар, которым наделены немногие. Фету это было доступно. Его стихи — и живопись, и музыка одновременно. Он равно искусен в изобразительности и звукописи. Мелодия его совершенно иная, нежели у его главного противника – Некрасова. У того — заунывная песня, плач. У Фета – изящная музыкальная пьеса, сыгранная на скрипке или на флейте.
Похожие публикации:
Композиция
Строение стихотворения – одночастное. Федор Иванович последовательно воссоздает картину прошлого, описывая сначала экспозицию – Дунай, шумящий у подножия холма, руины замка и двух молодых людей, которые прогуливаются по ним. Он практически ничего не говорит о девушке, описывая ее опосредованно. Можно понять, что она молода и так прекрасна, что даже солнце медлит, прощаясь с ней.
Завершает произведение идиллическая картина, наполненная беззаботностью: ветер развевает платье спутницы лирического героя, которая просто смотрит вдаль. Они молоды, им хорошо вместе, они наслаждаются жизнью и обществом друг друга.
Анализ стихотворения Тютчева «Я помню время золотое…»
Принято считать, что в жизни Федора Тютчева было всего лишь три женщины, которыми он по-настоящему восхищался. Однако дневники этого поэта и государственного деятеля хранят множество тайн, среди которых – отношения с Амалией Крюденер. Когда девушке было всего 15 лет, 19-летний Тютчев сделал ей предложение. Если бы родители юной особы, считающие себя приближенными к австрийскому престолу, не воспротивились, то Амели, как ласково называли девушку дома, наверняка бы стала женой великого русского поэта. Но этому браку не суждено было стать реальностью. Более того, после неудачного сватовства Тютчев перестал появляться в доме у девушки, и следующая встреча с Амелией состоялась лишь спустя 10 лет. Именно тогда и было написано стихотворение «Я помню время золотое», посвященное давно минувшим дням. Тем не менее, они оставили в душе поэта очень яркое воспоминание. Более того, Тютчев и Крюденер поддерживали теплые дружеские отношения на протяжении всей жизни несмотря на то, что жили в различных странах.
В стихотворении автор мысленно переносится в прошлое, вспоминая: «День вечерел, мы были двое: внизу, в тени шумел Дунай», Лирическая картина, которую воссоздает поэт, дополняют такие удивительно романтичные черты, как руины белеющего вдалеке замка, покрытые мхом гранитные камни и теплые лучи заходящего солнца. Свою избранницу поэт именует не иначе, как «младая фея» — девушка-подросток, которая, тем не менее, полна скрытой прелести и грации. Ее поступки кажутся поэту детскими и наивными, но в жестах и взгляде уже сквозят манеры заправской светской львицы, которой через несколько лет предстоит произвести настоящий фурор при дворе не только Германии, но и России. «Ты беззаботно вдаль глядела…», — отмечает поэт, понимая, что это время было по-настоящему счастливым не только для него, но и для его избранницы. Во всяком случае, молодые люди были избавлены от необходимости соблюдать этикет и могли хоть немного побыть сами собой, наслаждаясь красотой природы и робкими чувствами, которые еще только зарождались между ними.
Спустя годы Тютчев понимает, что тот памятный вечер был настоящим подарком судьбы. Ведь перед его очарованием даже теперь меркнут все остальные события в жизни, которая, по мнению поэта, пролетела, словно тень, не оставив о себе ни одного яркого воспоминания, за исключением этой удивительной встречи.
С самой первой строки стихотворения рассказчик подчеркивает, что это лишь воспоминание о «золотом времени», то есть о молодости и счастье. И герой вспоминает один определённый вечер на берегу реки. Конечно, речь о любви – «мы были двое».
Далее показан прекрасный вечерний пейзаж. Темная шумящая река, белеющие развалины замка… Руины, будто живые, глядят вдаль. И над мшистыми развалинами стоит его любимая. Он с восхищением называет её феей, то есть сказочной, хрупкой, прекрасной.
Её ножки, которыми она касается старых камней, влюбленный называет младенческими, а плечи — юными. Продолжается описание пейзажа, который уже взаимодействует с героями. Например, солнце медлит садится, оно, одушевленное, долго прощается со старым замком и юной женщиной. А ветер играет одеждой девушки. Кроме того, ветреный шалун сбивает лепестки яблонь, из чего понятно, что это был прекрасный период весны. Край неба гаснет, а река уже поёт.
Героиня беззаботно смотрит вдаль, как и тот самый замок. В стихотворении создаётся контраст между юной женщиной и развалинами замка. Девушка радуется жизни, хотя она так быстротечно, а уж тем более молодость. Девушка опять беспечна, весела, счастлива… И в финале автор подчеркивает, что и в этот счастливый момент над ними пролетала тень – это жизнь летит быстро, разрушая даже замки.
Природу эту рассказчик называет краем, милым сердцу. То есть в стихотворении представлены, действительно, счастливейшие воспоминания: молодость, любовь, малая Родина, прекрасная природа, счастье… Которое, конечно проходит, точней, меняется с течением времени.
Стихотворение было написано в тридцатые годы девятнадцатого века ещё молодым Тютчевым, посвящено реальной женщине – баронессе, хотя и бедной. Влюбленные ездили на развалины замка смотреть на Дунай, а после даже обменялись крестиками.
Это трогательное стихотворение было успешно опубликовано в русском литературном журнале. Сейчас многие слова и обороты в нём устарели.
Анализ стихотворения Я помню время золотое по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Несказанное синее нежное Есенина
Подобное отношение, как высказывает Есенин в своем стихотворении Несказанное, синее, нежное… выглядит чем-то наподобие кризиса среднего возраста, лирический герой как бы отмечает свое тридцатилетие
- Анализ стихотворения Еще одно забывчивое слово Фета
Стихотворение «Еще одно забывчивое слово…» было написано Афанасием Фетов в 1884 году и вошло во второй выпуск сборника, получившего название «Вечерние огни», который был выпущен в 1885 году.
- Анализ стихотворения Сеятелям Некрасова
В центре повествования образ плодородной пашни, которая часто становится образом повествования Некрасова, он часто описывает ее как незаменимую часть пейзажа Руси. Лирический герой с созерцанием и восхищением описывает то, что ему приходиться видеть
- Анализ стихотворения Золотая рыбка Бальмонта
Многие люди, которые обладают прагматичным разумом, которые видели многое в жизни, не перестают хоть даже и немного верить в чудо. Существует много сказок и мифов, разных преданий
- Анализ стихотворения Руки милой пара лебедей Есенина
Цикл стихов Персидские мотивы был подобен яркой вспышке, которая порой озаряет горящий факел прежде чем он полностью потухнет. Поездка Есенина на Кавказ и в Азию, начавшаяся в 1924 году принесла поэту немало положительных