Тема стихотворения
Оно посвящено любви и пению в самой романтической обстановке. В гостиной без огней лежали лучи полной луны на полу, а за окном майской ночью вместе с певицей пели соловьи. Струны дрожали в рояле, им вторили сердца слушателей за каждой песнью.
Свое произведение Фет «Сияла ночь. Луной был полон…» разделил пополам. Первые 2 строфы – воспоминания, над которыми время не властно, а две последних – свежие впечатления лирического героя. После прошедших томительных и скучных лет он вновь погрузился в звуки голоса, от которого веет жизнью и любовью.
Конечно, сразу вспоминается пушкинская элегия «и вот опять явилась ты…». Ярко наплывают первые впечатления-воспоминания от пения. Когда пишет Фет «Сияла ночь», то он использует глаголы в прошедшем времени, вспоминая первую встречу с юной певицей. Они заканчиваются утешением, что нет обид судьбы и жгучей муки сердца – все растворилось в искусстве и желании любить.
Анализ стихотворения «Еще майская ночь» (Фет А.А.)
Анализ стихотворения «Еще майская ночь» (Фет А.А.) поможет нам понять и полюбить мир природы так же сильно, как любил его поэт.
А.А. Фета не зря называют певцом природы. Ведь мало кто из поэтов умел так же тонко чувствовать ее связь с человеком.
Стихотворение «Еще майская ночь» написано в 1857 году. Поэт совсем недавно женился, и, видимо, его сердце переполняли чувства, и хотелось поделиться ими с каждым. А лучше всего у Фета получалось передать состояние своей души через образы природы. Вот и в этом стихотворении рука об руку идет весна и влюбленность автора.
Тема стихотворения кажется легкой на первый взгляд. Ведь оно о природе, о теплой и светлой майской ночи. Но в последнем четверостишии мы читаем и о настроении самого лирического героя. Именно последние строчки дают нам понять, что это не просто весенний пейзаж, а философское стихотворение. И даже можно отнести его к жанру элегии, потому что в нем чувствуется легкая грусть, несмотря на восхищение и влюбленность в природу. Так что можно сказать, что тема стихотворения — это тема любви к природе и взаимодействие ее с человеком.
Так как в последних строках немного меняется тематика стихотворения, то его композицию можно разделить на две части. К первой части относятся три первых четверостишия, а к последней — последнее четвертое.
Стихотворение начинается с восклицательных предложений. Ими написано все первое четверостишие, что сразу создает читателю нужное настроение: радость, восторг, восхищение. Начиная первые предложения со слова «какая», автор как будто призывает каждого любоваться майской ночью. И невольно сам начинаешь понимать, что спать в такую удивительную ночь совершенно невозможно.
Интересно говорит поэт о том, как май «вылетает». Создается ощущение, что этот месяц с туманами и теплыми ночами, совершенно невесомый и бесшумный, как птица в воздухе. А может, он вылетает с шумом распустившихся деревьев и голосов птиц? Он будто вырвался из снежной зимы:
Видимо, ночь была безоблачной, потому что автор говорит о звездном небе. Они, как живые, «тепло и кротко смотрят в душу» лирическому герою. Это олицетворение делает звезды живыми. Но главное — то, что они, кажется, понимают автора. Ведь они смотрят в душу, значит, понимают, что он чувствует. И смотрят они «кротко» — скромно, наверное, боясь обидеть его.
Очень метафорично сказал Фет и о соловьиной песне, за которой «разносится тревога и любовь». Это песня ночной птицы навевает на лирического героя такие чувства.
Все вокруг оживает. Вот и березы ждут своего часа. Автор использует сравнение их с новобрачной, которая и радуется, и тревожится одновременно. Эпитет «полупрозрачный», которым наделяет поэт березовый лист, говорит о том, что зелень еще настолько свежая, что не заслоняет ему небо и звезды. А для берез все новое, непривычное, как и для девушки, выходящей замуж.
Приподнятое настроение первой части сменяется на грустное — во второй. Поэт признается, что испытывает такие чувства впервые:
Кажется, он признается в любви самой ночи. Говоря о своих чувствах, автор использует эпитеты «нежней» и «бестелесней». Последний говорит о том, что поэт оторвался в своих размышлениях и восторгах от земных проблем. Но вот в последних строках автор как будто прощается с природой:
Чтобы понять до конца эти строки, нужно знать историю Фета. Он не любил свою жену и был влюблен в другую девушку, но, женившись, он попрощался навсегда со своей любимой. Может быть, ему кажется, что он больше не сможет так писать о природе, чтобы передать через ее образы свои чувства.
Стихотворение Фета такое же нежное и бестелесное, как и его любовь к природе. Поэтому его хочется перечитывать снова и снова, чтобы насладиться майской ночью вместе с поэтом.
Средства выразительности
Описывая вечернюю природу, Афанасий Афанасьевич демонстрирует также красоту своей души, которая умеет видеть прекрасное. Он хочет созерцать открывшийся пейзаж и краски неба, делится своими впечатлениями с читателями. Придать стихотворению особый шарм, чувственность и возвышенность автору помогают тропы:
- Сравнение. «Как дым, облака».
- Метафоры. «Вздохи дня», «в дыханье ночном».
- Эпитеты. «Ясной», «немою», «золотыми».
Благодаря звуковому строению текста происходит «примирение» и «слияние» звуков, создается целостное восприятие шорохов, запахов, оттенков. Аллитерация на -р- в тексте подражает раскатам грома. Скопление этих звуков — отличительная черта первой строфы. Сонорный звук -л- отражает пространственные ассоциации («луг», «далеко», «луками»). Выделенное -з- вызывает ассоциации со звуком, звоном и с предметами, которые созерцает лирический герой.
Можно ли сделать воздух в квартире чистым даже в «грязном» районе или рядом с оживленной трассой?
Можно — но это непросто (и недешево). Полумерами — влажной уборкой, проветриванием и т. п. — не обойтись. Хороший климатический комплекс может очистить воздух — но чтобы сделать это во всей квартире, понадобятся несколько не самых дешевых приборов (ведь вам нужен результат, а не повод для самоуспокоения). И не смотрите, на обслуживание какой площади они рассчитаны, — производители имеют в виду идеальные условия, т. е. помещения без дверей и перегородок.
Хороший выход — специальная приточно-вытяжная вентиляция. Однако удовольствие это недешевое — примерно от 150 тысяч до полумиллиона рублей в зависимости от фирмы-исполнителя и оборудования, которое вы захотите установить (очиститель воздуха, кондиционер и т. д.).
На практике проще (а иногда и дешевле) будет обменять квартиру на жилье в более чистом районе. Если менять район не хочется, выбирайте новые дома, которые изначально проектировали с приточно-вытяжной вентиляцией. Если систему построили грамотно, воздух в комнатах будет свежим и чистым, независимо от этажа. Такое жилье стоит дороже, но если поискать, разница в цене может оказаться не слишком большой.
|
Особенности творчества Фета
Стоит отметить особенный стиль изложения творений Фета. Все шедевры автора переполнены чувствами — это можно связать с трагическими событиями в жизни поэта.
Фет пережил смерть своей любимой женщины Марии Лазич. Данная трагедия определенно дала отражение во всех произведениях Фета. На творчество автора наложен отпечаток грусти того, что больше не испытает в своей жизни любви и переполненного чувствами сердца после смерти любимой женщины. Автор не был обделен финансово, он имел все, что нужно для комфортной и, казалось бы, счастливой жизни. Постоянное чувство чего-то недостающего преследовано поэта всю его жизнь. Все его творчество – это борьба между материальным и духовным.
Не исключение и стихотворение “Какая ночь”. С первого взгляда и прочтения ничего трагичного в шедевре нет. При повторном и более детальном изучении стихотворения можно заметить всю глубину переживаний автора. Многие критики отмечают, что Фет изящно и мастерски завуалировал богатый арсенал своих чувств в легком на первый взгляд в творении. “Какая ночь” – особенное стихотворение, которое признано одним самых красивых у автора.
Основная идея и тема
Произведение посвящено любви — чистому и возвышенному чувству, которое лирический герой испытывал в течение всей жизни. Глубоко личные, автобиографические моменты отражают душевные переживания автора. Особенно задевают читателя последние строки, где герой полон надежд на скорое воссоединение с любимой девушкой. Звуки мелодии драматизируют картину происходящего, погружают в очарование лунных ночей, когда рядом было счастье. Хочется наслаждаться звуками музыки, чтобы не прервать нахлынувшие воспоминания.
Идея произведения заключается в понимании того, что люди несут в себе настоящие чувства вопреки воле и жизненным обстоятельствам. Любовь не способны уничтожить ни время, ни повороты судьбы. Она побеждает все, является бессмертной и всемогущей. Это и наслаждение, и тяжкая ноша.
Как самостоятельно проверить качество воздуха дома?
1. На свежесть. Свежий воздух ничем не пахнет, в нём нет примесей и много кислорода. Чем чаще вы проветриваете квартиру, чем качественнее работает система вентиляции, тем свежее воздух в квартире. Когда концентрация углекислого газа в нём превышает 800−1000 ppm, воздух становится «спёртым», а организм начинает реагировать на этот процесс: появляется чувство духоты, падает трудоспособность, начинает болеть голова и тянуть в сон.
Причины этого процесса не всегда очевидны: иногда это проблемы с вентиляцией (загрязнение решётки, засор) или чрезмерная любовь жильцов к ароматическим свечам или палочкам, интенсивная и продолжительная работа электрического обогревателя. Каждый из этих факторов серьёзно повышает концентрацию углекислого газа в воздухе.
Чтобы проверить, нормально ли работает система вентиляции в помещении, попробуйте следующее: оторвите тонкую полосочку бумаги, откройте все окна и двери (в том числе входные и межкомнатные) и поднесите полоску к вентиляции на расстоянии пяти сантиметров. Бумагу засосало в вентиляцию? — Тогда всё нормально. Затем попробуйте закрыть окна и входную дверь, оставив открытыми межкомнатными. В такой ситуации бумажную полоску не должно засасывать. Ни в коем случае не пытайтесь заменить бумагу огнём зажигалки — это опасно.
2. На влажность. Нормальным уровнем влажности в жилом помещении считается 50-60%. Этот уровень нужно поддерживать для нормального самочувствия жильцов и сохранности многих вещей в квартире. Низкий уровень влажности чреват респираторными болезнями, сухостью кожи и раздражением слизистых оболочек. Кроме того, в сухом воздухе всегда больше пыли: частицы легко взлетают и перемещаются по квартире, — во влажном воздухе они утяжеляются и оседают на пол. Также сухой воздух вредит деревянной мебели, книгам и обоям. Повышенная же влажность приводит к неприятному запаху сырости, появлению грибка и плесени, которые могут быть опасны для здоровья жильцов.
Существует старый и простой способ проверить влажность в вашем доме: наберите стакан холодной воды (температура должна быть чуть выше нуля), поставьте его в комнате (только подальше от источников тепла или холода), и понаблюдайте, что происходит на его запотевших стенках. Если они быстро сохнут — в комнате сухой воздух, если конденсат начал стекать по ним — влажный. При нормальном показателе капли на стенках не будут стекать.
Однако это очень кустарный метод, не способный претендовать на точность. Если уровень влажности вас действительно беспокоит — купите специальные датчики, измеряющие все необходимые показатели. Современные модели подключаются к интернету и передают информацию вам на смартфон. Удобно, правда? Если не хотите покупать — их можно взять в аренду.
3. Чистота. Мы привыкли винить в грязном воздухе улицу, приносящую нам в дом выхлопные газы автомобилей и вредные выбросы заводов. Но на самом деле, многие загрязнители находятся у нас дома — в том числе, пыль и животная шерсть.
Парадоксально, но даже уборка может загрязнить воздух в нашем доме. Проблема, конечно, не во влажной тряпке, а в бытовой химии, которой мы чистим пол и прочие поверхности. Подобные средства зачастую содержат в себе формальдегид, который остаётся на убранной поверхности, а после — поднимается в воздух. Старайтесь не злоупотреблять химией — её повышенная концентрация может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем.
Также формальдегид (а ещё фенол и карбовые эфиры) может выделять новая мебель и стройматериалы. Всегда проверяйте сертификаты качества, когда покупаете линолеум, обои, паркет, ламинат, клей и краску.
Простой (но не очень точный) способ проверить качество воздуха — встать напротив окна (в солнечную погоду) и посмотреть на луч солнца, когда кто-нибудь из домашних пройдёт мимо. Заметили частицы пыли — беритесь за тряпку и швабру. Ну а содержание химических элементов в воздухе могут определить лишь профессионалы. Впрочем, некоторые естественные реакции вы можете заметить и сами: насморк, кашель, першение в горле и высыпания на коже.
История создания
А. Фет часто и подолгу жил в гостеприимном доме Льва Николаевича.
В зале, самой большой комнате, которая служила одновременно столовой и гостиной, неизменно собиралась семья и гости. Здесь стоят два рояля (малый и концертный). Они удостоверяют, какое огромное значение придавалось музыке в жизни Толстого и его семьи.
В 1862 году, когда Лев Николаевич еще не был женат, то он попросил юную Танечку Берс спеть для А. Фета. Прошло несколько лет, и вновь собралось почти то же общество. Пока мужчины курили в кабинете, Татьяна пела и хотела прекратить исполнение, но ей не дали уйти, а настойчиво просили продолжать. Окна в сад были открыты. Зал, освещенный луной, располагал к пению. Музыкальный вечер затянулся до глубокой ночи. А утром Афанасий Афанасьевич за завтраком положил перед певицей небольшой листочек с надписью «Опять». Стихотворение «Сияла ночь» Фет написал под впечатлением прошедшей незабываемой ночи.
«Какая ночь! Как воздух чист…» А.Фет
«Какая ночь! Как воздух чист…» Афанасий Фет
Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, черней лишь тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.
Анализ стихотворения Фета «Какая ночь! Как воздух чист…»
Поздняя любовная лирика Афанасия Фета наполнена трагизмом и глубокими личными переживаниями, которые он умело маскирует за более возвышенными чувствами. Тем не менее, после гибели его возлюбленной Марии Лазич, в чем поэт винил себя до конца жизни, стихи Фета приобретают отчетливый оттенок грусти и сожаления о том, что ничего невозможно вернуть назад. Даже в тех случаях, когда ему удается создавать тонкие и восхитительные по красоте стихи-пейзажи, их все равно омрачает тень юношеской трагедии.
Осознание того, что ему больше не суждено испытать глубокого и всепоглощающего чувства любви, накладывает на творчество Афанасия Фета свой отпечаток. Он присутствует и в стихотворении «Какая ночь! Как воздух чист…», которое было написано поэтом в 1857 году сразу же после женитьбы на Марии Боткиной. Казалось бы, автор получил все, к чему так стремился в жизни. У него есть семья, любящая и преданная супруга, а, главное, финансовое благосостояние, о котором он мечтал с 14 лет, лишившись внушительного наследства и дворянского титула
Однако поэт понимает, что в своей жизни он упустил что-то очень важное, без чего она полностью утрачивает смысл
На первый взгляд, стихотворение «Какая ночь! Как воздух чист…» не имеет никакого отношения к любовной лирике. так как посвящено восхитительному времени суток, которое так любил поэт. Он мастерски и с присущей ему деликатностью создает волнующий пейзаж, в котором «серебристый дремлет лист» и «тень черна прибрежных ив». В этот полуночный час весь мир погружен в сладкий сон, и сам автор мечтает забыться, вдохнуть полной грудью теплый и свежий летний воздух.
Однако вторая часть стихотворения раскрывает истинные мотивы его создания. Фет подчеркивает, что для него ночь – это тот же день, ведь именно в этот момент он может остаться наедине со своими мыслями и чувствами. Его продолжает восхищать удивительный окружающий мир, в котором автор черпает вдохновение, не переставая удивляться тому, как он переменчив и непредсказуем, и сколько волшебных открытий таит в себе. Тем не менее, сравнение ночи и дня в этом произведении не является случайным – поэт подсознательно хочет спрятаться от мирской суеты, он не готов к тому, чтобы изменить свой образ жизни, к которому привык за долгие годы затворничества и полунищенского существования. Именно ночь дает ему освобождение от повседневных обязанностей и забот, которые поэт считает для себя обременительными. Однако больше всего его угнетает брак по расчету, благодаря которому автор больше не испытывает нужды в средствах. Свою молодую супругу он ценит и уважает, однако той страсти, которую ему когда-то довелось испытать, нет и в помине. Поэтому поэт отмечает, что теперь у него «ум светлей, мирнее нрав», намекая на то, что доволен своей сытой и обеспеченной жизнью. Но при этом в его сердце нет любви, хотя размеры и глубину этой личной трагедии автору предстоит осознать гораздо позже. Пока же Фет лишь констатирует тот факт, что «вместо страсти хочет грудь вот этим воздухом вздохнуть».
Согласно воспоминаниям очевидцев, в последние годы своей жизни поэт практически перестал писать стихи и занимался общественной деятельностью, а также литературными переводами. Но те редкие произведения, которые все же были созданы в этот период, уже не так безмятежны и чисты, как стихи раннего периода творчества. Фет понимает, что добровольно отказался от своего счастья ради меркантильных интересов, и надеется лишь на то, что сможет воссоединиться со своей возлюбленной после смерти, мечтая о загробной жизни, как о единственном спасении и избавлении от душевных страданий.
Вариант 2
Афанасия Фета по праву принято считать одним из романтиков земли Русской, так как он описывал чувства, удалось повторить только единицам. И хотя сам автор не причислял себя к данному направлению в литературе, но все его произведения написаны в духе типичной романтики. Пейзажная лирика является основой в творчестве Фета, при этом она часто переплетается с любовной лирикой. При этом автор считает, что человек является настоящим сыном родной природы, и его любовь к окружающему миру намного сильнее, чем к женщине.
Данное стихотворение было написано в 1850 году, оно стало ярким примером того, что автор способен точно переплести отношение к женщине с почитанием природы, которую он считает своей матерью. Стихотворение начинается со строк, которые описывают раннее утро. Это тот промежуток времени, когда ночь сменяется на светлое время суток, и длится совершенно недолго. Считанные минуты перехода становятся для него возможностью насладиться мгновением.
Смена времени суток, является также возможностью насладиться переменами лица, которое кажется лирическому герою милым и возвышенным. И пока солнце полностью не взошло, то мужчина старается насладиться любовными утехами, который на лица оставляются слезы от восхищения, а сами слезы отражают краски зари, которые озаряют все лицо и делают его еще прекраснее и желаннее.
В самом стихотворении нет глаголов, все действия автор как бы оставляет за кадром, позволяя читателю самому понять происходящее. Ритм стиха является размеренным и неторопливым, показывая, что молодые люди наслаждаются моментом, который они могут провести в компании друг друга.
Несмотря на это, после выхода произведения, автора обвинили в том, что в стихотворении отсутствует конкретика. Фразы повествования коротки, а читателю приходится самому додумывать происходящее. Позднее оно было признано классикой русской литературы. Манера повествования автора становится его индивидуальной особенностью, каждый читатель может сам дорисовать существующую картину, буквально побывать на месте событий, самому стать участником происходящего. После появятся авторы, которые будут подражать его манере написания, стараться перенять существующий стиль, но никогда не достигнут его уровня.
Темы и проблемы
Основная тема природы преобладает на протяжении всего произведения. Несмотря на отсутствие действия как такового, природа отражает поведение и состояние человека. Когда разгораются страсти, занимается заря. Когда герои шепчутся и «робко дышат», ручей внемлет им, тучки скрывают любовников. Поэт показывает людей и окружающий мир как единое и неразрывное целое
Отсюда – тема единения личности с окружающей средой.
Тема любви занимает важное место в тексте стихотворения. Юноша и девушка наслаждаются уединением на лоне природы. Никто им не мешает
Читатель видит выражение чувств героев. Слезы – это состояние сильных эмоциональных волнений.
Никто им не мешает. Читатель видит выражение чувств героев. Слезы – это состояние сильных эмоциональных волнений.
Интересные публикации
Что такое «чёрное небо»
Режим «чёрного неба» или неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) — это период, когда загрязняющие вещества в воздухе городов…
Оксана Илюшина 27/02/2020
Как увидеть загрязнение воздуха
В феврале российское отделение Greenpeace России предложило всем желающим принять участие во флешмобе, который поможет…
Анна Косниковская 21/02/2020
«Вы мне нужны как России меры»
14 февраля активисты поздравили Роспотребнадзор с Днём всех влюблённых и пожелали жителям России чистого воздуха…
Анна Косниковская 16/02/2020
«У нас нет варианта ничего не делать»
Анна Щёкина. Журналист, гражданский активист, мама. Выбирая квартиру, мы с мужем искали экологически чистый район.…
Анна Косниковская 10/02/2020
Воздух, климат, полтора градуса
По версии Оксфордского словаря, «climate emergency» стало главным словосочетанием 2020 года. Об изменении климата и его последствиях…
Анна Косниковская 04/02/2020
Чувства героя в стихотворении
Автор стихотворения А.А. Фет в своем произведении передает чувства главного героя, который наслаждается красотой ночи и природой в этот момент. Описывая окружающий мир, поэт использует множество ярких эпитетов, которые подчеркивают глубину любви к ночи и ее прелести.
Ночь воспринимается героем как особое время, когда тишина и спокойствие наступают, и можно уйти от шумной рутины дня. Также, автор передает через героя свою жажду красоты и гармонии с природой, что проявляется в его восхищении звездами, луной и благодарности за каждый миг этой прекрасной ночи.
В стихотворении использована символика, которая помогает передать важность темы. Так, звезды, луна становятся символами красоты, природы и ночи, которые переживает и чувствует герой
Особенно ярко эта символика проявляется в последнем куплете, где печаль и размышления о конце этой прекрасной ночи наслаиваются на ностальгические мысли о жизни.
Таким образом, герой стихотворения чувствует глубокую связь с природой и красотой ночи
Автор передает это с помощью множества ярких эпитетов и символики, что помогает передать важность каждой детали в описании окружающего мира и чувств героя
Что стало основанием для начала реализации проекта «Чистый воздух»?
О чистой энергетике, которую составляют атомные, гидроэлектростанции, а также генераторы солнечной и ветряной энергии всерьез заговорили сравнительно недавно. Эти проекты реализуются массово, но пока технические проблемы не позволяют их вводить в строй вместо других электростанций, в частности, тепловых (ТЭС).
Наличие относительно неисчерпаемых запасов угля во многих развитых (и не только) странах определил развитие ТЭС. Их основные преимущества:
- высокий КПД;
- безопасность (в отличие от АЭС);
- крайне невысокие потери.
Действительно, такие станции могут и, как показала практика, длительно работать без аварий. При этом они дают высокий показатель КПД. А наличие запасов угля позволяет обеспечить их работы на многие десятилетия вперед.
Все это рассматривалось в первой половине и середине XX века. Тогда индустриализация выступала на первое место. Таким вопросам, как экология, уделялось мало внимания или не уделялось вообще. Результат – даже после активного ввода в России на протяжении последних полвека других генераторов энергии доля тепловой в стране остается высокой. ТЭС является источником седьмой части всех выбросов в атмосферу.
Теперь подходы к электростанциям изменились. К ним по-прежнему предъявляются такие требования, как безаварийность и высокий КПД. Но вместе с ними в работе ТЭС нужно обеспечить допустимый уровень выбросов в атмосферу.
Разумеется, чтобы соответствовать таким требованиям, котельные установки электростанций, построенные полвека назад, требуют переоборудования. А это стоит денег. В течение пяти лет на это планируется потратить около 600 млрд р.
Символика ночи
Ночь в стихотворении А.А. Фета является ключевым символом, который выражает глубокую размышленность и отражает состояние души героя. В данной поэме ночь символизирует покой и умиротворение, а также тишину и гармонию со всем миром. Ночь становится прекрасным противовесом шумной городской суете и дневной суете.
Ночное небо в стихотворении трактуется как символ красоты и бесконечности. Оно олицетворяет те высоты, которые герой хочет достичь в своей жизни: красоту, гармонию, чистоту и свободу. А красота ночного неба напоминает о детстве, которое связывается с наивностью и беззаботностью, но при этом все еще вызывает теплые воспоминания взрослого человека.
Темнота также является символом ночи в стихотворении. Темнота порождает тайны, запутанность, неопределенность и многозначность. Темнота также символизирует неопределенность факта – то, что наблюдается сквозь нее, может быть одновременно как красивым, так и ужасным. Настоящая суть вещей, по мнению героя, открывается именно в темноте.
Анализ названия
Название стихотворения вовсе не случайно. Слово «еще» добавлено автором с умыслом. Это ответ критикам, которые с иронией и сарказмом насмехались над «поэтическими глупостями», написанными поэтами всех времен и народов в лунные весенние ночи. Фет как бы утверждает, что каждая весна единственная в своем роде, любое пробуждение чувств уникально и имеет право на жизнь, поэтому майские волшебные ночи должны повторяться еще и еще.
Это стихотворение наполнено сильнейшими эмоциями, но трудно сказать, чего здесь больше — радости или грусти. С одной стороны, поэт восхищается чудесной ночью. Ему хорошо, он полон благодарности просто за возможность быть свидетелем такой красоты, к тому же рядом жена, он надеется, что в его жизнь войдут гармония, счастье, понимание близкого человека.
С другой стороны, эти чувства настолько сильны и остры, что граничат с болью и буквально разрывают его душу. К нежности и любви примешивается тревога. Возможно, это отголоски старого щемящего чувства к Марии Лазич или просто следствие неуловимости и мимолетности кратких майских мгновений.
В последней строфе звучит какая-то непонятная грусть. Автору грустно из-за того, что вдруг это последний май, который он видит. Как известно, эти ожидания не сбылись, ведь Фета ожидало еще много лет плодотворной жизни и немало весенних ночей, однако постороннему человеку сложно судить, был ли он счастлив. Что наполняло историю его жизни и лирику: красота настоящего или боль невозвратно прошедшего?
Особенность проекта «Чистый воздух»
Федеральный проект «Чистый воздух» национального проекта «Экология» имеет четкие планы. На каждый год планируется какое-то конкретное достижение, которое можно зафиксировать, отследить статистически.
Основная задача проекта – до 2024 года снизить выбросы в атмосферу на 22% от текущих на 2021 год показателей. При этом упор делается на наиболее «грязные» с этой точки зрения города. Вначале в список включили только 8 промышленных центров. В дальнейшем он увеличился до 12.
Национальный проект «Чистый воздух» характеризуется следующим:
- Действует в течение 5 лет – с 2021 по 2024 год;
- За этот период планируется снизить совокупный объем выбросов на 22%;
- На финансирование проекта запланировано 577 млрд р.;
- По итогу из 8 городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха все должны выйти из этой категории.
По годам очищение атмосферного воздуха от уровня на 2021 год выглядит следующим образом:
- в 2021 – на 3%;
- в 2021 – на 5%;
- в 2022 – на 7%;
- в 2023 – на 19%;
- в 2024 – на 22%;
Наибольшие показатели планируется достичь на последних двух годах действия проекта. Именно такой прогноз дали специалисты. Положительный эффект достигается за счет суммарного эффекта от всех мероприятий, которые будут проводится в течение 2019-2024 годов.
Кроме того, паспорт федерального проекта «Чистый воздух» предусматривает, что объем потребления природного газа в качестве моторного топлива будет увеличен почти до 220 млн м3. При этом количество россиян, которых будет удовлетворять качество атмосферного воздуха будет не менее 90%.
Паспорт федерального проекта «Чистый воздух» (178 Загрузок)
Паспорт национального проекта «Экология» (386 Загрузок)
Информационные материалы о национальном проекте «Экология» (468 Загрузок)
Спондей и пиррихий
Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:
В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.
Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.
Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.
Средства выразительности
Лирика А. Фета всегда отличалась обилием средств художественной выразительности.
- Автор использует многочисленные эпитеты, точно передающие не только пейзажи, но и настроение самого героя. Так, эпитеты «безмятежный», «светлее», «мирный» характеризуют не только природу, но и душевное состояние писателя.
- Помимо этого, автор наделяет объекты природы душой, используя прием олицетворения: дремлет» лист, «спит» залив, «не вздохнёт» волна. Все это создает непреодолимое ощущение единства человека и природы.
- Нельзя не отметить и такой прием, как аллитерация (повторения звуков «з», «с», «ж»), ведь именно он отвечает за особую звуковую выразительность этого стихотворения и создает впечатление живого движения и таинственности ночной поры.
Тема вечера в лирике поэтов
Сумерки — тихое и таинственное время, которое не обошли в своем творчестве Иван Тургенев («Весенний вечер»), Алексей Апухтин («Весенней ночи сумрак влажный»), Владислав Ходасевич («Вечер»). О них писали Бальмонт («Вечер. Взморье. Вздохи ветра…»), Ряшенцев («Вечер с качелями»), Хлебников («Вечер, тени, сени, лени») и другие авторы. В творчестве самого Фета тоже есть стихотворения, посвященные самому таинственному времени суток:
- «Летний вечер тих и ясен» Анализ произведения позволяет отнести его к классической пейзажной зарисовке, полной внутренней музыкальности. Оно написано в 1847 г. и состоит из двух четверостиший. Автор передает свое восхищение нежным вечером, описывает царящее безмолвие, дремлющие ивы, уходящую вдаль реку. Тишину нарушает табун коней, который несется рысью с гор, поднимая клубы пыли.
- «Вечерний сад». Обращаясь к возлюбленной, лирический герой просит не бояться вечернего сада, в котором много таинственного и прекрасного. Его слово «поверь» звучит как заклинание. Оно позволяет девушке почувствовать силу любви главного героя. На лоне природы, в вечернем саду чувства становятся более яркими, и это основная идея стихотворения.
- «Что за вечер! А ручей…». Яркое, жизнеутверждающее произведение, в котором автор рисует картину уходящего дня. Еще поет за зарей соловей, но месяц уже озарил сиянием мир. Он отражается в водах оврага. Природа живет весной, трепещет и поет «поневоле». Далее автор размышляет о смене поколений, о детях и внуках, которые тоже будут наслаждаться вечерней красотой весны или осени.
Анализ 4
Стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» опубликовано в 1850 году. Оно посвящено трагически погибшей первой возлюбленной поэта – Марии Лазич.
Стихотворение необычно по своей структуре, синтаксису, звуковому оформлению. В нем только одни назывные предложения. Если не считать двух предлогов и четырех союзов, то словарь данного стихотворения состоит из 30 слов: 23 существительных и 7 прилагательных. Двенадцать кратких строк, а как много сказано о природе, встрече двух людей, симпатизирующих друг другу. Ни одного глагола, а природа изображена в постоянном изменении в зависимости от времени суток, изменяются и отношения героев.
«Робкое дыханье» говорит, что присутствующие еще стесняются друг друга, взволнованы встречей. Последующие строки – зарисовки природы дают представление, где и когда встретились говорящие шепотом. Их свидание происходит вдали от людей, уединенно, вечером. Это подтверждают трели соловья. Но его пение может раздаваться и днем, однако выражение «колыханье сонного ручья» уточняет: не уснувшего, а сонного. Значит, вечером.
Во второй строфе полнее узнаем о говорящих шепотом. Вступает в свои права ночь. Отблеск лунного света («свет ночной») падает на предметы. «Тени без конца» подсказывают, что в воздухе царит небольшой ветерок, который колышет ветки деревьев, они-то и порождают тени. Встреча наедине, разговор о сокровенном сказываются на выражении их лиц. И лицо женщины кажется волшебно-милым.
В третьей строфе автор продолжает монолог о героях. Начало рассвета, резко меняются краски. Небо из серого «в дымных тучках» становится ярко-красным («пурпур розы»), местами нежно-желтым («отблеск янтаря»).
В стихотворении «намеки» Фета вполне предметны: шепот, робкое дыханье, лобзания, слезы. Финальная строка связана со всей жизнерадостной устремленностью стихотворения. Слово «заря» в переносном смысле означает – зарождение чего-нибудь радостного, значительного
И в жизни героев стихотворения пришло нечто важное
Новизна стихотворения в том, что в нем минимум слов и максимум поэтической информации. Слово порой несет большую смысловую нагрузку. Например, слово «серебро» подразумевает цвет воды ручья. Лучи солнца, отраженные в воде, придают ей серебристый оттенок. Динамизм достигнут быстрой сменой картин природы. Летний вечер сменяется ночью, затем рассвет с его ослепительно яркими красками. Также изменяются взаимоотношения героев: от робости до объятий.
Стихотворение написано четырехстопным и двустопным хореем. Использована перекрестная рифмовка, мужские и женские рифмы. Автор использует такие изобразительно-выразительные средства, как метафоры и эпитеты: «серебро сонного ручья», «тени без конца», «отблеск янтаря», «милое лицо», «дымные тучки», «волшебные изменения».
Данное стихотворение А. Фета вдохновляет, пробуждает желание творить, жить и любить.
Анализ стихотворения Шепот, робкое дыхание по плану