Анализ стихотворения «одним толчком согнать ладью живую» фета. одним толчком согнать ладью живую

Анализ стихотворения «одним толчком согнать ладью живую» фета. одним толчком согнать ладью живую.

Краткое содержание

Стихотворение начинается с того, что лирический герой делится желанием столкнуть одним толчком ладью живую. Он хочет отправиться в путешествие, несмотря на то, что на берегу все хорошо, и песок гладкий. Через такой пейзаж Фет передает образ жизни: спокойное и тихое существование утомляет героя.

Он хочет через волны перебраться к другому берегу. На нем цветут неведомые растения. Во второй строфе герой стремится освободиться от тоскливого сна, упиться чем-то неизвестным. Все это позволит наполнить жизнь смыслом, получить приятные муки, сделать чужое своим.

Лирический герой хочет закричать о чем-то запретном. Эти слова должны пробудить сердца других людей и заставить их трепетать. Такое умение доступно только настоящему певцу. Он обязан своим творчеством пробуждать — это его призвание и работа.

Средства выразительности

Стихотворение написано в ямбическом пентаметре с перекрестной рифмой. Композиция стихотворения представляет собой связный монолог лирического героя. Стихотворение относится к жанру элегии. В стихотворении «Одним толчком башня рушится» А. Фет использует яркие художественные литературные приемы:

  • эпитеты: «ладью живую», «цветущих берегов», «тоскливый сон», «бестрепетных сердец»;
  • метафоры: «упиться вдруг неведомым родным», «одной волной подняться в жизнь иную».

Все эти тропы помогают автору мастерски передать две основные идеи, стоящие за образами башни, цветущего берега и певицы. С фигурой корабля в первых строках пьесы Фет обозначает человека, его душу. Ветер — это воплощение жизненного выбора, увлечений и страстей, которые даже в зрелом возрасте не дают утихнуть чувственным порывам. Именно в этой части стихотворения воплощены мудрые мысли поэта о молодости.

Цветущие берега» и экстаз «неизвестного, дорогого» отражают романтические чувства автора к Марии Лазич. Автор соединяет в одном предложении два противоположных прилагательных — «неизвестная» и «дорогая», выражая тем самым, что эта женщина любима им, как и прежде, но теперь так далека и недоступна. Фет сравнивает понятие «дыхание жизни» с любовью, как если бы человек мог утонуть и потеряться без ощущения взаимного света. Последняя строфа второй строфы «другой вдруг почувствовал себя своим» также относится к первой и единственной любви автора.

Третья и последняя строфа уводит читателя от образа неделимого чувства к теме искусства. Во множественном числе «битва пламенных сердец» автор имеет в виду массы, которые в конечном итоге получат продукт художника. Их сердца должны биться громче, если работа создана настоящим художником и талантом. Фет как будто размышляет об этапах своей жизни и оглядывается на прожитые годы:

  • первая строфа — возможности, открытые перед юнцом;
  • вторая — сожаления зрелости об упущенной любви;
  • третья — заключения мудрого литератора об истинном искусстве.

Образы и символы

Стихотворение «Толчок, чтобы башня ожила…». имеет собственную систему образов, тематически связанных с ландшафтом. Все стихотворение разворачивается вокруг образов башни и побережья. Башня — это человеческая душа, ее движение к цветущим берегам поэзии — метафора творческого пути. Цветущий берег контрастирует с унылой вялостью реальности. Разница между двумя мирами становится очевидной и при сравнении берегов: цветущий мир поэзии и бесплодные пески повседневности, живая поэзия и рутина.

Еще один символ, который часто встречается в стихах Фета, — это звук, который может выйти за рамки серой повседневности и перенести человека в другой, более высокий мир поэзии. Ветер символизирует вдохновение, эхо творчества и вечность.

Вариант 3

Афанасию Фету пришлось не просто, в последние годы своей жизни он боролся с сильнейшими чувствами, которые не позволяли ему полноценно жить. Его мучила депрессия, которая серьезно сказалась как на повседневной жизни, так и на самом творчестве автора. Фет осознает ошибки, которые он совершил в своей жизни, старается исправить происходящее, но понимает, что исправить произошедшее уже невозможно, он сделал собственный выбор, потерял свою единственную любовь, в чем всю свою жизнь винил только себя, в конце жизни он все больше винил себя в этом.

Фет, у которого после появилась семья, всегда винил себя в том, что потерял любовь, что ему пришлось жить с женщиной, которую он не любил.

Данное произведение было опубликовано только после смерти автора, он старается не рассказывать окружающим о собственных чувствах, старается срывать их, чтобы не открыться жене, которая искренне и самоотверженно ухаживает за больным супругом. Он старается не разочаровывать ее, старается скрывать то, что происходит внутри его больной души, которая все больше погружается в страдания и переживания.

Но в данном произведении читатель отчетливо видит, как у автора появляются хотя бы незначительные нотки оптимизма. Поэтому даже Никола Страхов, когда прочитает данное произведение, назовет его удивительным и не лишенным изящества. Автор уверен, что однажды, он сможет снова погрузится в чувства и эмоции, однажды он снова будет на волне, которая позволит ему полноценно жить и чувствовать.

Удивительным становится то, что автор находит в себе силы, говорить о том, что однажды он найдет силы начать все сначала, у него есть силы отказаться от имеющегося у него богатства ради того, чтобы обрести душевное равновесие и покой. Он понимает, что, только обретя гармонию, он сможет вернуть стихам былую легкость и желание писать и творить радостные стихи.

Но при этом, чуть позже, он сам делает вывод, он уже упустил момент, когда можно было все вернуть на свои места. Ему трудно найти силы, чтобы разобраться с происходящим. Лирический герой уже упустил момент, когда есть возможность вернуть былые чувства, ему хочется чувствовать, жить дальше и творить, но при этом он не находит сил и вдохновения бороться за собственное спокойствие и счастье, что выдает его депрессивное состояние.

У него нет сил бороться, ему нельзя вернуть девушку, которая погибла. Сам же Фет позднее создал семью, но так и не обрел счастья. В последние годы жизни его борьба с депрессивными состояниями становится все более ожесточенной. И он в ней проигрывает, а стихотворения, написанные в этот период, публикуются только после смерти поэта

История создания

Стихотворение «Одним толчком…». Фет написал ее в зрелом возрасте. В то время он находился в депрессивном состоянии, что отразилось на его писательской деятельности. Он мучился от ошибок своей молодости и не мог простить себя за них. Когда-то он покинул Марию Лазич, потому что находился в затруднительном финансовом положении. Фет решил жениться на богатой Марии Боткиной. Ему было жаль ее, но он не мог ее полюбить.

В результате поэт посвятил Лазичу много стихов. В 1887 году он написал книгу «Толчок к разрушению живой башни». В ней он не обращается к своей возлюбленной напрямую, но даже аллюзий достаточно, чтобы понять, кому именно адресовано произведение

Фет планировал включить это стихотворение в свой сборник «Abendlichter», но по неосторожности не сделал этого. В конечном итоге текст был опубликован только после смерти поэта

Анализ «Один толчок…». «Один удар» Фета позволяет нам подробно изучить текст стихотворения. Жанр произведения — философская поэма. Лирический герой размышляет о смысле жизни и поиске цели. Ему удается решить свою проблему, и это придает ему жизненных сил.

Поэма полна образов. Башня символизирует человека, а волны — саму жизнь. Поэт призывает нас спуститься в воду, то есть погрузиться в водоворот событий. Только так могут возникнуть новые чувства и эмоции. В противном случае человек должен быть печальным и отчаявшимся.

В стихотворении использованы следующие средства выразительности:

  • эпитеты — у поэта сон становится тоскливым, пески наглаженные, а берега цветущие;
  • метафоры — Фет рассказывает, как герой почуял ветер, поднялся в жизнь, упивается муками;
  • аллитерация — повторение согласных Д, Т, Н придает стихотворению особую мелодичность.

Стихотворение имеет эпифанический, назидательный тон. Она заставляет нас почувствовать настроение лирического героя и его отношение к проблеме. В тексте Фет выражает свое отношение к роли поэта.

Если мы внимательно прочитаем стихотворение, то заметим, что первые строки довольно грустные. Поэт как бы подчеркивает тщетность своей жизни, он понимает, что напрасно потратил свои годы. Все, что он получил в итоге, — это унылое и тоскливое существование. Но когда он понял природу работы творческого человека, все изменилось.

Философские стихи Фета относятся к его позднему творчеству. Поэт прожил достаточно долго, и многие его темы стали понятны. Он думал и пытался найти ответы в своих трудах. Разлука с Ласичем беспокоила его, но вдохновила на создание многих его произведений.

Описание образа ладьи в стихотворении

Образ ладьи в стихотворении Афанасия Фета является одним из ключевых мотивов произведения. Ладья символизирует жизнь, которая несется по течению времени, не останавливаясь на мгновение. Она представляет собой не только физический объект, но и метафору для жизненного пути человека. Ладья, как и жизнь, может быть наполнена различными событиями и переживаниями, но в конечном итоге она неизбежно достигнет своего конечного пункта назначения. В стихотворении Фета ладья олицетворяет не только жизнь, но и судьбу, которая не может быть изменена, и которая в конечном итоге приведет к смерти.

Интерпретация фразы «одним толчком»

Фраза «одним толчком» в стихотворении Афанасия Фета имеет глубокий символический смысл. Она описывает действие, которое может изменить ход судьбы, перевернуть жизнь с ног на голову. В данном случае, это согнать ладью живую — символ человеческой души, которая может быть подвержена внешним воздействиям и изменениям. Одним толчком автор передает идею о том, что даже маленькое действие может иметь большое значение и привести к необратимым последствиям. Таким образом, интерпретация фразы «одним толчком» в данном стихотворении связана с пониманием силы малых воздействий и их влияния на жизнь человека.

Идейный посыл

A. Стихотворение Фета «Одним толчком падает башня» — одно из последних произведений замечательного лирика и талантливого переводчика. Как и любой человек, писатель в молодости может совершить ошибку, о которой впоследствии пожалеет. Поэт поделился своими чувствами и жизненным опытом со своими читателями и потомками и, возможно, предостерег других от совершения подобных ошибок.

Вопросы, затронутые в поэме, вечны. Материальный мир всегда брал верх над человеком и часто побеждал его духовность. Только духовно сильные люди способны противостоять искушениям и оставаться верными истинным идеалам веры, настоящей любви и преданности. Замечания автора о предназначении поэта и всех творцов находят отклик у многих других великих личностей. Действительно, у художника есть миссия, учение и принципы, которые определяют его как истинного художника.

Многие стихи композитора-классика в сотрудничестве с талантливыми композиторами стали литературной основой замечательных русских романсов. Примерами являются: «Не буди рассвет» (А. Варламов), «Тихая звездная ночь» (П. Булахов), «Я вам ничего не скажу» (П.И. Чайковский и С. Рахманинов), «Шепот, робкое дыханье» (М.А. Балакирев и Н.А. Римский-Корсаков), «Не правда ли, легкая тень» (П.И. Чайковский) и другие.

Таким образом, в столь коротком поэтическом произведении А. О Фету удалось воплотить мудрые мысли и выразить собственные болезненные переживания в прекрасных прилагательных и образах. Как и все остальное обширное литературное наследие автора, эти строки являются примером классической русской поэзии XIX века.

Нужен анализ стихотворения Фета: «Одним толчком согнать ладью живую». СРОЧНО!

Вета Гордон

Pundit (6676) 4 года назад

«Одним движением башня оживает. » (1887)

Творческое вдохновение особенно важно для восстановления гармонии в мире. Поэзия, «то, чем владеет только избранный певец», становится предметом размышлений лирического героя

Перечисление характеристик искусства (весь текст, состоящий из трех четверостиший, представляет собой одно предложение) приводит к утверждению величия художника («Это его венец!»).

Поэзия подобна буре, которая может вынести лодку в море «одним толчком» («вывести ее из «песка»). Она обращена к душе «живого, к читателю, который почувствует ее импульс независимо от времени. Эта чудесная связь упоминается в другой работе Фета как встреча «сейчас»:

Приветствую вас из гроба,

Сердечные секреты бессмертия, которые вы контролируете.

Со временем у нас с тобой будет своя жизнь,

И мы с тобой — встретимся — сейчас!

«Волна» искусства поднимается и дрейфует от «печальной» действительности к «иному», «цветущему берегу» (мотив бури развивается в первом раунде в образах волны, ветра). В «неизвестном» художник может почувствовать знакомое, «местное» и восстановить гармонию мироздания. Божественная сущность художника проявляется в чудесных превращениях, которые происходят «внезапно», «в мгновение ока», как по волшебству:

Прерывая грустный сон одним звуком,

Упиваться неизвестным, знакомым,

Дать жизни дыханье, Дать сладость тайным страданьям,

Чувствовать чужое как свое.

Наконец, поэзия, в отличие от романтической традиции, является земным языком. Его предметом может быть что угодно, даже «то, о чем язык немой». Аллюзия на Пушкина содержится в оксюмороне «битва трепетных сердец». Подобно лирическому герою «Пророка» (1823), певец в стихотворении Фета пытается достучаться до «сердец людей» и вдохнуть в них новую жизнь. В целом, образ «избранного» поэта отражает пушкинские метафоры («божественный глагол», «священная лира» — «поэт», «пророк»). Художник — не только проводник Божьей «воли», но и сам Творец, который дает «дыхание жизни», «звуком» обновляет человека, делает его бессмертным.

Источник. М. Средняя школа, 2001 год.

4 года назад

Стихотворение «Толчок, чтобы башня ожила…» объединяет все основные мотивы лирики Фета — такие как эмоции, творчество, любовь, звук, тишина, сон. Перед нами краткий миг, в котором мир героя открывается во всей своей красоте, во всей полноте чувств. Стихотворение пронизано гармонией, ощущением покоя, несмотря на то, что, казалось бы, состоит исключительно из перечисления действий: выбрасывает, поднимается, прерывает, дает, шепчет, усиливает.

Формат — ямбический пентаметр с женскими и мужскими окончаниями — ставит стихотворение в ряд любовных стихотворений, начавшихся с пушкинского «Я вас любил». Любовь еще может быть…», в котором подчеркиваются прежде всего чувства и мысли лирического героя. На самом деле, в стихотворении Фетова ничего не говорится о других людях или внешнем мире — только о состоянии души. Однако может показаться, что здесь нет лирического героя (действительно, ни в одной строке этого стихотворения нет слов «я», «мое» и т.п.), но это не так: герой просто находится в полной гармонии с жизнью и природой — его «я» не отделено от остального мира, а «растворяется» в нем, принимает его и готово немедленно стать своим ….. Таким образом, все острые переживания и страдания отступают на второй план, и даже любовь упоминается здесь вскользь — как чувство, общее для всех остальных в этой спокойной, гармоничной вселенной: герой мечтает прошептать то, что его язык лишен дара речи о……

Средства выразительности

Стихотворение богато средствами выразительности. Содержание поэт «плетет» из метафор
: «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов» , « упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам» . Большинство метафор построено на символических образах. Выразительности описанному придают эпитеты
: «тоскливый сон» , «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный» . Сравнений автор не использует.

Кодификатор

это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год.
Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы. ()

8. «Шепот, робкое дыханье…»
– дата написания: 1850 г.

Темой данного стихотворения является природа. Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру.
Фет не использует глаголы, и это приём придаёт стихотворению большую выразительность и красоту.
Большое количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, более плавной, созвучной поэтическому языку XIX века. Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через все три строфы восклицательное предложение. См. подробный

/ / / Анализ стихотворения Фета «Одним толчком согнать ладью живую…»

Отличительной чертой стихотворных работ позднего периода творчества Афанасия Фета является их угрюмость и депрессивность. Поэт в данный период своей жизни находился в ужасном состоянии. Он вспоминал и анализировал все ошибки своей молодости. Только вот исправить их уже невозможно.

Когда–то давно, Афанасий Афанасьевич очень любил одну женщину. Их роман был искренним и чистым. Однако у бедного автора не было возможности создать брачный союз с тот прекрасной особой – Марией Лазич. Возможно, их отношения когда-нибуть и стали бы официальными, однако, судьба распорядилась иначе и забрала Марию во время пожара. Это известие шокировало автора и образовало рубец на его сердце.

Позднее, Афанасий Фет нашел себе другую женщину – богатую и финансово независимую. Он надеялся на то, что комфортная и обеспеченная жизнь скроет все раны прошлого. Однако через некоторое время поэт осознал, что самое главное в жизни – это любовь и взаимные чувства, а не денежные скопления и роскоши.

Спустя годы, он все больше и больше понимал, что совершенно не любит свою супругу, что такая семейная жизнь удручает и расстраивает его.

Стихотворная работа «Одним толчком согнать ладью живу…» похожа на луч солнца, который появляется во тьме. В строках стихотворения читатель чувствует некую нотку оптимизма. Поэт готов рискнуть и оставить нынешнюю жизнь, начать все заново, только с искренними эмоциями и настоящими ощущениями. Он мечтает о том, чтобы этот тоскливый сон развеялся, чтобы его душу вновь заполнили чувства радости и любви.

Однако это лишь мимолетная эмоция, которая временно посилилась в душе поэта. На самом деле, пребывая больным и пожилым в комфорте, уюте и богатстве, автор бы не решился уже что-либо менять. И работы его позднего творчества больше никогда не приобретут былую воздушность и легкость.

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

История создания

Находившийся в состоянии глубокой депрессии А. Фет в 1887 году решает написать стихотворение о том, как он сожалеет о сделанном когда-то выборе — в юности Фет отказался жениться на женщине, которую любил из-за материальных соображений. Возлюбленная молодого А. Фета Мария Лазич была бесприданницей, поэтому поэт не стал брать девушку в жены.

Судьба наказала классика за меркантильный бездуховный выбор — женитьба его состоится в позднем возрасте, а супругой станет некрасивая и нелюбимая им Мария Боткина из зажиточной семьи. Своей истинной возлюбленной Фет посвящал множество строк, однако уже не мог повлиять на течение жизни. Умудренный сединами писатель глубоко сожалеет о содеянном, ведь финансовое благополучие не принесло ему счастья. Душа поэта страдала от отсутствия истинного романтического ответного чувства и вины за неверный поступок.

Стихотворение было опубликовано после смерти писателя. В отличие от других классиков русской литературы (Лермонтова, Некрасова, Пушкина) Фет имеет свое обособленное мнение о предназначении поэта.

История создания

Это стихотворение написано в октябре 1887 года и относится к заключительному периоду творчества поэта. К концу жизни поэт пишет всё более трагические стихи, проникнутые ощущением утраты мирового порядка. Произведения всё чаще посвящены размышлениям о смысле жизни — прошедшей жизни.

В этот период поэт переосмысливает совершённые ошибки. В молодости из—за затруднительного материального положения он оставил возлюбленную Марию Лазич, полностью оборвал с ней общение. Ее родители выступали против этого союза, и Афанасий Афанасьевич решил не обострять конфликт. Вместо неё женой поэта стала состоятельная Мария Боткина, к которой поэт хоть и чувствовал симпатию, но это было несравнимо с любовью к Лазич. Возможно, и горечь ошибок молодости влияла на поэта, вводила в депрессивное состояние, что сказывалось на творчестве.

И всё же это стихотворение звучит жизнеутверждающе, гордо, как творческий манифест зрелого мастера. Да, его жизнь могла быть иной, он мог быть с любимой женщиной, но поэтический дар у него не отнимет никто.

https://youtube.com/watch?v=x-6KaOFNXyE

Немного об авторе

Афанасий Фет (1820−1892) — один из замечательных деятелей литературы, знаменитый своими упоительными строками о природе, любви и творчестве. Писатель является поздним романтиком, оставившим неоценимый вклад в культурное наследие России в виде своих самобытных произведений, а также переводов книг зарубежных авторов. Среди работ А. Фета можно выделить обе части «Фауста» Гёте, переведенные на русский язык, а также опусы Байрона, Беранже, Гейне, и Шиллера.

Классик обучался в немецком частном пансионе Крюммера, где и зародился его интерес к филологии, после чего окончил и словесное отделение Московского университета. Переводам именно немецких авторов, так как прекрасно владел языком оригинала, писатель уделял большую часть своего внимания. Однако А. Фет занимался и произведениями античных творцов:

  • Ювенала;
  • Катулла;
  • Тибулла;
  • Вергилия;
  • Овидия.

За одну из таких работ поэт стал лауреатом Пушкинской премии в 1884 году. Будучи филологом, переводчиком и писателем, А. Фет прекрасно понимал тонкости мира искусства, поэтому тема творчества знакома ему не понаслышке и довольно близка.

Повтор и его виды

Теперь поговорим о повторах — той самой сложно выводимой речевой ошибке. Кстати, про тавтологию (неоправданное повторение однокоренных слов) и другие ошибки у нас есть статья: «Типы ошибок». А теперь давайте разберемся, всегда ли повтор — это страшно?

Оказывается, нет! Повтор — это общее название для разных фигур речи. О том, какие у повтора бывают проявления, мы сейчас и поговорим. Первый в категории — лексический повтор.

Лексический повтор — фигура речи, заключающаяся в намеренном повторении в одном участке текста слова либо речевой конструкции.

Вряд ли кто-то из нас действительно не понимает, что значит «повтор»

Используется он, чтобы подчеркнуть слово, указать на его важность. Например: «А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!»

А теперь поприветствуем анафору!

Анафора — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в начале каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).

Анафору легко опознать, схожие начала строк видны визуально, а при прочтении повторы сложно не заметить:

Эти ивы и березы,Эти капли — эти слезы,        Этот пух — не лист,Эти горы, эти долы,

(А.А. Фет отрывок из «Это утро, радость эта…»)

Эпифора — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в конце каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).

Посмотрим на пример:

Милый друг, в этом тихом домеЛихорадка бьет меня.Не найти покоя в тихом домеВозле мирного огня.

(А.А. Блок, «Милый друг, и в этом тихом доме…» )

Как отличить эпифору от анафоры?Эпифора — это сестричка анафоры, но работает в конце предложений. Попробуем запомнить это так:— буква А — первая буква алфавита, и анафору мы будем искать в начале строки;— буква Э — хоть и не последняя в алфавите, но близка к этому. Тогда и эпифору мы будем искать в конце строки или предложения.

Еще одна фигура речи, связанная с повторением — рефрен. 

Рефрен —фигура речи, проявляющаяся в повторении строки, сочетания строк или целой строфы внутри произведения.

Например:

Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,<…>Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.

(К.М. Симонов, отрывок из «Жди меня»)

Анализ стихотворения А. А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую»

Эта работа была написана Александром Фетом в 1887 году. Анализируя стихотворение «Порыв оживить башню», следует помнить, что основными мотивами стиха Фета на протяжении всего его творчества были пейзажи, через которые он выражал такие чувства, как творческий побег, любовь и глубокие впечатления, оставленные чем-то. Это стихотворение словно подводит итог и объединяет их в полной гармонии. Главное впечатление, которое оставляет это произведение, — ощущение глубокого спокойствия, которое не могут нарушить даже синтаксис и лиризм, выбранные А. Фетусом. Синтаксическая и лингвистическая структура, выбранная Fetus. Это будет продемонстрировано дальнейшим анализом стихотворения «Толчок к оживлению башни».

В этой работе A. Фет использует большое количество глаголов, что не характерно для традиции его поэзии, которая в основном основана на нарицательных существительных. Однако безличный и вызывающий характер выбранных им глаголов позволяет ему, с одной стороны, обратиться к более широкой аудитории, почти ко всему человечеству, включая далеких потомков, а с другой — сделать поэму стремительной и динамичной, с быстрым развитием.

Судя по длине стихотворения, ямбический пентаметр, который содержит как мужские, так и женские окончания, может быть частью эротической лирики Фета, которая имеет тенденцию подчеркивать и фокусироваться на эмоциональных переживаниях лирического героя. Хотя присутствие лирического героя незаметно, кажется, что он вообще отсутствует в стихотворении, при более внимательном анализе стихотворения выясняется, что причина этого — глубоко гармоничная связь человека и природы, которые как бы «пересекаются» в пространстве стихотворения и неразрывно связаны между собой. Таким образом, Фету удалось достичь в стихотворении такого мира чувств: все сильные эмоции переплетаются, перетекают друг в друга и не доминируют друг над другом.

Синтаксическая структура состоит из ряда одинаково построенных предложений, включая ритмические повторы и повторы слов, которые придают чтению определенный ритм и позволяют читателю уловить определенную эмоцию. Концовка позволяет полностью выразить эту эмоцию.

Параллелизм

Параллелизм — фигура речи, проявляющаяся в идентичных по синтаксису (устройству) предложениях.

Получается, что параллелизм — это когда для построения нескольких предложений используется один «шаблон». 

Пока непонятно? Нестрашно! Посмотрим на примере:

Око зрит — невидимейшую даль,Сердце зрит — невидимейшую связь.Ухо пьет — неслыханнейшую молвь.

(отрывок из стихотворения М. Цветаевой«На заре — наимедленнейшая кровь…»)

Параллелизм часто видно даже визуально, как в примере из стихотворения Марины Цветаевой: во всех предложениях синтаксическая схема такая:

На этом разговор о параллельном не заканчивается!

Психологический параллелизм — это фигура речи, суть которой заключается в сопоставлении природы и человеческих поступков, отношений.

Психологический параллелизм похож на сравнение, но в более обобщенном и развернутом виде. Это прием, в котором проводится параллель. Например, в стихотворении Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» чувство «угасающей любви» сравнивается с рекой: 

Кипим сильней, последней жаждой полны,Но в сердце тайный холод и тоска…Так осенью бурливее река,Но холодней бушующие волны…

Тема

Литература — благодатная почва для развития философских тем, касающихся жизни и судьбы человека. Эти темы очевидны в анализируемом стихотворении. В центре внимания — лирический герой, который полон решимости «изгнать живую башню одним ударом».

Термин «башня» относится к человеку, а волны, о которых речь пойдет ниже, символизируют жизнь.

Герой желает услышать запах «цветущих берегов». Очевидно, что этот образ относится к прекрасным чувствам, которые способен испытывать человек. Лирический герой пытается обменять свою унылую жизнь на новые ощущения и чувства, чтобы наконец сказать то, что язык еще не осмеливается произнести.

В последней строфе появляется еще один мотив: цель поэта и его работа. Фет убежден, что суть «певца» заключается в том, чтобы пробуждать сердца и чувства людей.

Инверсия и антитеза

Инверсия —фигура речи, представляющая собой изменение прямого порядка слов в словосочетании или предложении.

Прямой порядок слов в предложении нарушается инверсией. Чем же отличается прямой и обратный порядок слов?

Давайте представим предложение как пирамидку. Тогда инверсия изменит последовательность ее частей. Примерно так:

Посмотрим на пример с использованием инверсии:

Сегодня у берега нашего бросилСвой якорь досель неизвестный корабль.

(Н. Гумилёв, отрывок из«Сегодня у берега нашего бросил…»)

А вот как бы выглядел этот отрывок стихотворения без инверсии:

Сегодня неизвестный корабль бросил свой якорь у нашего берега.

Всего лишь поменяв порядок слов, мы превратили поэтические строки в обычное предложение, лишенное художественности

Так проявляется инверсия — она акцентирует внимание на отдельных частях, делает высказывание более выразительным

Бежим дальше! Нас ждет антитеза.

Что может быть общего у таблеток от ангины и литературного приема?Слово «антитеза» имеет какой-то лечебно-лекарственный оттенок. Таблетки «Антиангин» — это противостояние простуде. А антитеза — противопоставление. Оба слова начинаются с «анти», которое означает отрицание.

Так что же отрицает антитеза?

Антитеза (контраст) — фигура речи, представляющая собой противопоставление. Может проявляться не только на уровне словосочетаний, на уровне предложений, но и на уровне целого текста.

Например, по принципу антитезы часто строятся стихотворения, где чувства лирического героя чему-то противопоставлены: 

В небесах торжественно и чудно!Спит земля в сиянье голубом…Что же мне так больно и так трудно?Жду ль чего? Жалею ли о чем?

(М.Ю. Лермонтов, отрывок из «Выхожу один я на дорогу…»)

В этом отрывке мы видим антитезу. Тревожные чувства лирического героя противопоставляются умиротворенному пейзажу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: