Афанасий фет 📜 когда читала ты мучительные строки

Когда читала ты мучительные строки средства выразительности. анализ стихотворения фета “когда читала ты мучительные строки

Стихотворение Фета А.А. «Тургеневу»

«Тургеневу»

Прошла зима, затихла вьюга,— Давно тебе, любовник юга, Готовим тучного тельца; В снегу, в колючих искрах пыли В тебе мы друга не забыли И заждались обнять певца.

Ты наш. Напрасно утром рано Ты будишь стражей Ватикана, Вот за решетку ты шагнул, Вот улыбнулися антики, И долго слышат мозаики Твоих шагов бегущий гул.

Ты наш. Чужда и молчалива Перед тобой стоит олива Иль зонтик пинны молодой; Но вечно радужные грезы Тебя несут под тень березы, К ручьям земли твоей родной.

Там все тебя встречает другом: Черней бразда бежит за плугом, Там бархат степи зеленей, И, верно, чуя, что просторней,— Смелей, и слаще, и задорней Весенний свищет соловей.

Стихотворение Фета А.А. — Тургеневу

См. также Афанасий Фет — стихи (Фет А. А.) :

Ты был для нас всегда вон той скалою

Ты был для нас всегда вон той скалою, Взлетевшей к небесам; Под бурям.

Ты видишь, за спиной косцов.

Ты видишь, за спиной косцов Сверкнули косы блеском чистым, И поздний.

Любовная лирика Афанасия Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт. Первый сборник его стихов – «Лирический пантеон», вышел в 1840 г. К началу 1860‑х гг. когда в России размежевались общественные силы, связанные с революционной ситуацией, Фет выступает в защиту прав помещиков. Он мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив четыре сборника стихов под общим названием «Вечерние огни». В своем творчестве он является сторонником доктрины «чистого искусства», которые избегали обращения к социальной действительности, прямого ответа на жгучие вопросы современности. В то же время его поэзия – в более широком смысле – имеет твердую жизненную почву. Поэту удалось мастерски передать материальную реальность мира, данную человеку в его непосредственном восприятии. Своеобразие поэзии Фета заключается в том, что он впервые воссоздал в лирике мимолетные душевные настроения и состояния. Поэзия его музыкальна, мелодична. Поэт предпочитает иметь дело не со смыслом, а со звуком – особо податливым материалом для выражения сиюминутного настроения. В лирике А. А. Фета основная тема отводится любви. Обладая великим даром и особым талантом, поэт пишет прекрасные стихи. Большое влияние на творчество оказала трагическая любовь Фета. Поэт горячо полюбил талантливую и образованную девушку Марию Лазич. Она вдохновляла юного поэта. Но высокая и огромная любовь оборвалась трагедией. При загадочных обстоятельствах Мария погибает, а Фета постоянно преследует чувство собственной вины на протяжении всей жизни. Переживания о потере своей любимой нашли свое отражение в мире лирических переживаний Фета, настроений, чувств, воплощенных в стихотворениях. Только в поэзии Фет не чувствовал себя одиноким, только здесь рядом с ним была его любимая девушка, Муза – вдохновительница. И уже не было никакой силы, которая могла бы разлучить их – они снова были вместе:

И хоть жизнь без тебя

Суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой,

Нас нельзя разлучить.

Поэт никогда не забывал свою любимую, он постоянно ощущал духовную близость с ней:

Ты отстрадала, я еще страдаю…

В тиши и мраке таинственной ночи…

Фет создал для себя нравственный идеал и всю жизнь стремился к нему в надежде воссоединиться с ним. Этим идеалом была Мария Лазич. Любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования, но и трагизмом. Любовь – это не только радость, трепетные воспоминания, также она несет душевные муки и страдания.

В стихотворении «На заре ты ее не буди» показан тихий сон девушки, но затем появляется тревога:

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон.

Со временем любовь Фета не угасла. Сорок лет прошло после гибели любимой женщины, а Фет все продолжает писать о ней: «Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье ее трепетало от ветра».

В своих стихах он заново переживает любовные чувства, воспоминания.

Душевные потрясения, потеря любимого человека открыли А. Фету дорогу в поэзию, где он смог выразить свои чувства и переживания.

В его стихах нет ни капельки прозы, это чистая поэзия. О чем бы ни писал Фет: о картинах природы, о дожде, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях – везде присутствовало чувство радости и света, покоя.

Его поэтический язык естествен, выразителен, музыкален. «Это не просто поэт, а скорее поэт‑музыкант…» – говорил о нем Чайковский. Множество романсов было написано на стихи Фета. Они быстро завоевали широкую известность.

Стихи А. А. Фета также любимы многими людьми. Они открывают красоту окружающего мира, затрагивают душу человека. Любовная лирика Фета позволяет проникнуть и понять взгляды поэта.

Читая его стихи, все больше и больше убеждаешься, что любовь – это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса: «Любви все возрасты покорны».

Любовь – прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым.

Идея

Ночь всегда тревожна, по сути. Метафорическое яркое выражение «горят материки» призвано вызывать беспокойство у читателя, и даже понимание того, что горят они мирным светом уличных фонарей, не снижает чувства тревоги. Сплетение анафоры и сильного эпитета: «страшный, страшный крен» усиливает беспокойство, и только привычный для жителя внуковского пригорода мирный звук планирующего самолета снижает тревожность и практически дарует покой.

Жизнь идет своим чередом, не спят разделенные океанами, границами и политическими разногласиями кочегары, бармены, железнодорожники, парижские актеры, художник в своем чердачном жилище и невидимый за облаками летчик, взлетевший с внуковского аэродрома. Все они бодрствуют, работают, творят и, как греческий Антей, удерживают мир на своих плечах, спасая от безумия и краха.

Состояние героя стихотворения

В момент разлуки герой, к которому обращается Ахматова, и сам находится в терзаниях. Признаёт ли он ошибку – вопрос, но, как минимум, сильно переживает по поводу размолвки. Сейчас его жизнь – это вино, которое не даёт покоя и микст терзаний днём и бессонных ночей.

Состояние героя таково, что он просит смерти из-за медлительности своей судьбы, в его жизни перемешались мольбы и упрёки к героине. Судя по сюжету стихотворения, пара временно рассталась и сейчас мужчина ищет прощения, но тоже считает себя обиженным, а женщина, она же Ахматова, не принимает ни упрёков, ни мольбы. В ответ она задаёт ему вопрос:

Считая воссоединение сейчас невозможным по причине глубины душевной раны. Возможно, одна из причин непрощения – это нечистые ночи, Ахматова подозревает, что Гумилёв изменяет ей в этот момент.

ОТВЕТ ТУРГЕНЕВУ — стихотворение Фет А.А.

Что ж! пусть весна у нас позднее и короче, Но вот дождались наконец: Синей, мечтательней божественные очи, И раздражительней немеркнущие ночи, И зеленей ее венец.

Вчера я шел в ночи и помню очертанье Багряно-золотистых туч. Не мог я разгадать: то яркое сиянье — Вечерней ли зари последнее прощанье Иль утра пламенного луч?

Как будто среди дня, замолкнувши мгновенно, Столица севера спала, Под обаяньем сна горда и неизменна, И над громадой ночь, бледна и вдохновенна, Как ясновидящая шла.

Не верилося мне, а взоры различали, Скользя по ясной синеве, Чьи корабли вдали на рейде отдыхали, — А воды, не струясь, под ними отражали Все флаги пестрые в Неве.

Заныла грудь моя — но в думах окрыленных С тобой мы встретилися, друг! О, верь, что никогда в объятьях раскаленных Не мог таких ночей, вполне разоблаченных, Лелеять сладострастный юг!

слушать, скачать аудио стихотворение ОТВЕТ ТУРГЕНЕВУ Фет А.А. к общему сожалению, пока аудио нет

Стихотворение «Когда читала ты мучительные строки» Фет Афанасий Афанасьевич

Когда читала ты мучительные строки, Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом И страсти роковой вздымаются потоки,- Не вспомнила ль о чем?

Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, В полночной темноте безвременно горя, Вдали перед тобой прозрачно и красиво Вставала вдруг заря.

И в эту красоту невольно взор тянуло, В тот величавый блеск за темный весь предел,- Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: Там человек сгорел!

(2 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Когда зимы между коврами Когда зимы между коврами Отрадные повеют сны, Проталинка перед глазами Вещает языком весны. Прошедшего остаток лета Еще и в зелень не одета, Под снегом травка лишь мелькнет — Явленье Флоры…
  2. Когда застынут берега Когда застынут берега И месяц встанет величавый, Иду в туманные луга, Где никнут млеющие травы, Где бродят трепетные сны, Мелькают призрачные лики, И там, в сиянии луны, Внимаю сов ночные…
  3. Когда я в зале многолюдном Когда я в зале многолюдном, Тревогой тайною томим, Внимаю Штрауса звукам чудным, То полным грусти, то живым; Когда пестреет предо мною Толпа при свете ярких свеч; И вот, улыбкой молодою…
  4. Когда Невы, окованной гранитом Когда Невы, окованной гранитом, Алмазный блеск я вижу в час ночной И весело по освещенным плитам Толпа людей мелькает предо мной — Тогда на ум невольно мне приходит Минувший век,…
  5. Когда порой воспоминанье Когда порой воспоминанье Грызет мне сердце в тишине, И отдаленное страданье Как тень опять бежит ко мне; Когда, людей повсюду видя В пустыню скрыться я хочу, Их слабый ум возненавидя,-…
  6. Песня (Когда взойдет денница золотая…) Когда взойдет денница золотая, Горит эфир, И ото сна встает, благоухая, Цветущий мир, И славит все существованья сладость, С душой твоей Что в пору ту? скажи: живая радость, Тоска ли…
  7. Когда повлажнеют ресницы Когда повлажнеют ресницы У дочери нежной моей — То слезы мои, словно птицы, Росою слетаются к ней. Когда же ей нравятся грозы И перлы весенних дождей — То думы мои,…
  8. Умей затихнуть, когда снегами Умей затихнуть, когда снегами Вдруг заметется твоя стезя. И в белой тайне, как за стенами — Заря ли, ночь ли — узнать нельзя. Когда невнятно, о чем веленье, Гроза иль…
  9. Стансы (Люблю, когда, борясь…) Люблю, когда, борясь с душою, Краснеет девица моя: Так перед вихрем и грозою Красна вечерняя заря. Люблю и вздох, что ночью лунной В лесу из уст ее скользит: Звук тихий…
  10. Когда голодает гранит Был день и час, когда уныло Вмешавшись в шумную толпу, Краюшка хлеба погрозила Александрийскому столпу!.. Как хохотали переулки, Проспекты, улицы!.. И вдруг Пред трехкопеечною булкой Склонился ниц Санкт-Петербург!.. И в…
  11. Когда былые дни Когда былые дни я вижу сквозь туман, Мне кажется всегда — то не мое былое, А лишь прочитанный восторженный роман. И странно мне теперь, в томительном покое, Припомнить блеск побед…
  12. Когда нежданная утрата Когда нежданная утрата Подруги, сына или брата Нас тяжкой скорбью поразит, Тогда в тоске невыразимой Весь мир, и зримый, и незримый, Душа в свой траур облачит; И тяжело она страдает,…
  13. В тот год, когда, теряясь в днях В тот год, когда, теряясь в днях, Весь мир от стужи костенел — Я в первый раз, глаза подняв, Увидел море на стене: Был воздух — синь перед грозой, И…
  14. Всю жизнь читала Библию, и вот Всю жизнь читала Библию, и вот Я очутилась на Земле Святой, — Среди знакомых гор, пустынь и вод Я чувствую торжественный заход Всей жизни, бесполезно прожитой. Но что есть польза?…
  15. Когда так радостно, так нежно Когда так радостно, так нежно Глядела ты в глаза мои И лобызал я безмятежно Ресницы длинные твои; Когда, бывало, ты стыдливо Задремлешь на груди моей И я любуюсь боязливо Красой…
  16. Когда кругом безмолвен лес дремучий Когда кругом безмолвен лес дремучий И вечер тих; Когда невольно просится певучий Из сердца стих; Когда упрек мне шепчет шелест нивы Иль шум дерев; Когда кипит во мне нетерпеливо Правдивый…
  17. Посадские строки Ключ свистнул кто от Божьих нюнь, Рак на горе ли — Леса горели весь июнь, Июль горели. Жгли горечь — горло, душу — страх И резь — глазницы, Зной —…
  18. «Когда-то раньше, в расцвете сил…» Когда-то раньше, в расцвете сил, Десятилетий я в дар просил, Чтоб изваять мне из косных руд Во имя Божье мой лучший труд. С недугом бился я на краю И вот…
  19. Когда Божественный бежал людских речей Когда Божественный бежал людских речей И празднословной их гордыни, И голод забывал и жажду многих дней, Внимая голосу пустыни, Его, взалкавшего, на темя серых скал Князь мира вынес величавый. «Вот…
  20. Когда владыка ассирийский Когда владыка ассирийский Народы казнию казнил, И Олоферн весь край азийский Его деснице покорил,- Высок смиреньем терпеливым И крепок верой в бога сил, Перед сатрапом горделивым Израил выи не склонил;…

Вы сейчас читаете стих Когда читала ты мучительные строки, поэта Фет Афанасий Афанасьевич

Образы и символы

В центре стихотворения – образ огромного пространства, в котором переплетены сон и бессонница, вынужденные и добровольные, где ночной труд перекликается с ночными развлечениями (ночные бары), шумят вокзалы, и в то же время в тишине своего уединенного чердачного жилища от одного ему понятного беспокойства бодрствует поэт. И пока над землей «тает ночь», возникает ощущение, что пока человек, тот, кто трудится, чьей заботой «горят материки», наблюдает за планетой, на этой планете будет продолжаться жизнь.

Второе четверостишье считается одним из лучших, а возможно и лучшим, афоризмом Пастернака. Оно цитируется, возможно, чаще всех других его стихотворений. Это умозаключение об участи поэта, где вырисовывается образ пленника вечности и времени, художника, обреченного творить и страдать.

Ночное небо символизирует некий холст, на котором рисует свои воздушные фигуры пилот. Там же творит и художник, но его узоры – мысленные. Ночь в мировой культуре традиционно означает таинственный приход вдохновения, время, когда просыпаются мистические силы. Недаром поэт выбирает именно его.

Стихотворение «Ночь» критики и знатоки творчества Пастернака считают странным, хотя большинству читателей, напротив, оно кажется одним из самых простых и доступных во всем его творчестве. Считается, что в этом стихотворении пастернаковский гений вознесся на особую высоту. «Ночь» — это выход Пастернака как поэта на мировой уровень. Герой чувствует себя полночным летчиком, сравнивая себя с ним, а вовсе не с космическим спутником, как может показаться нам, современникам космических полетов (стихотворение написано летом 1957, еще до запуска первого спутника Земли). Скорее всего, автор вдохновлялся французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери и самолетами с внуковского аэродрома, постоянно кружащими над дачей в Переделкино.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Огородник Некрасова Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.
  • Анализ стихотворений Цветаевой
  • Анализ стихотворения Фета Ave maria «Аве Мария» переводится как «Радуйся, Мария!» — это католическая молитва, которую верующие обращают к Деве Марии, которая являлась матерью Христа.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс Автор затрагивает серьезные философские и гражданские вопросы. Он скептически смотрит на современное поколение, которое недостойно своего великого прошлого и не имеет будущего.
  • Анализ стихотворения Фета Учись у дуба у березы Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы

Темы и настроение

Безусловно, стихотворение указывает на начало нового этапа в жизни Пастернака как поэта. Можно даже заявить о новом уровне поэтической зрелости. Автор смотрит на мир как бы сверху, из-под облаков. Эта тема взгляда с высоты, и не только глазами летчика, спешащего по своему обыденному летному маршруту, но и «глазами» звезд и планет, которые «глядят» на беспокойное земное хозяйство с бесконечного далека – красной нитью проходит через все стихотворение. Через этот взгляд передается тема непостижимой власти. Ею обладает пилот, покоривший природу человека, имеющий возможности, недоступные обывателю. Ею обладают таинственные космические тела, имеющие более грандиозные масштабы, чем наша планета. И, наконец, ею обладает творец, чей разум может созидать и создавать новые жизни, истории и миры.

Другая важнейшая для Пастернака тема, возможно и являющаяся основной в этом произведении: задача художника в жизни общества. Он не улетает за облака, если он «уснёт», последствия не будут катастрофическими, но и у него есть долг – его служба неимоверно важна.

Анализ стихотворения Лермонтова Поцелуями прежде считал

Стихотворение «Поцелуями прежде считал» датируется 1832 годом, то есть принадлежит к раннему творчеству Михаила Юрьевича. Юному поэту тогда было только 18 лет, однако произведение имеет настроение, характерное для прожившего долгую насыщенную жизнь и окончательно уставшего от нее человека.

Кому было посвящено это произведение, остается загадкой. Литературоведы обычно называют трех девушек, когда-то бывших любовными интересами Лермонтова: Екатерину Сушкову, Варвару Лопухину и Наталью Иванову. Существует и теория, что в произведение подводится итог всех романтических отношений поэта.

Произведение пронизано разочарованием в жизни, в нем будто подводится итог прожитых лет. Особый акцент делается на фразу, которая повторяется дважды: «теперь никого не люблю». В ней чувствуется именно острая нехватка любви, но лирический герой, явно имеющий негативный опыт в отношениях, закрывает от нее свое сердце, чтобы не дать ранить себя снова.

В последней строфе прослеживается раздвоенность сознания. Герой отказывается от любви и не надеется на счастливую жизнь. Однако мысли о прошлом больно ранят его, и все, чего он только может желать, — это забыться. Так, он теряет счет времени, его года сливаются, жизнь становится серой и однообразной.

Автор прибегает ко многим средствам выразительности, вкладывая в произведение настроение обреченности и упадка духа: метафора — «крылья забвения»; эпитеты — «мятежную жизнь»; эпифора (повторение «считал») и синтаксический параллелизм в двух первых строфах.  В синтаксическом плане в стихотворении используются восклицательные предложения, особенно в последних двух строках, передавая отчаянье героя.

Казалось бы, откуда такое настроение может быть у совсем еще молодого человека? Из биографии Лермонтова становится ясно, что приблизительно в этот период он чувствовал себя наиболее одиноким и всеми покинутым. Достаточно сильно на поэта повлиял разлад между воспитавшей его бабушкой и отцом. Молодой Лермонтов периодически впадал в депрессии, еще в 16 лет в своих записках он говорил о том, что чувствует, как душа его совсем состарилась. Невозможность найти друзей и обрести истинное любовное счастье лишь усугубляли эмоциональное состояние поэта. 

Какой же смысл кроется в этом стихотворении? Михаил Юрьевич отчаянно нуждается в поддержке и любви, но уже не верит, что она действительно существует. Он не может найти общий язык с окружающими его людьми, остается непонятым и одиноким. Поэт принимает для себя решение закрыться в себе, обезопасить сердце от новых ран и жить без любви.

Поцелуями прежде считал
Сейчас читают:

  • Истинный и ложный патриотизм в романе Война и мир сочинение

    С момента окончания Бородинского сражения прошло уже более двухсот лет. Именно это знаменательное историческое событие легло в основу одного из томов романа-эпопеи «Война и мир». Именно сквозь его призму проводит своих персонажей граф Толстой,

  • Сочинение по картине Венецианова Захарка 7 класс

    Этот известный русский художник, является непревзойденным мастером портретного жанра, так как большинство его работ выполнено в этом стиле. Данная работа показывает весь талант этого мастера, так как портрет главного героя выполнен очень четко и правдиво.

  • Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты сочинение

    Эта цитата Даниила Гранина как нельзя лучше характеризует современный мир. Быстро растущий, развивающийся во все возможные и не подвластные пока нашему разумению стороны.

  • Сочинение по картине Семенова Как прекрасен этот мир (5 класс)

    Картину русского художника А. Семенова «Как прекрасен этот мир» можно считать одним из самых выдающихся его произведений. Оно интересно простотой сюжета, и в то же время, глубоким смыслом, в ней заключённым – в том что жизнь прекрасна

  • Сочинение по картине Боровиковского Портрет Е.Н. Арсеньевой 5 класс

    Известный русский художник — портретист В. Л. Боровиковский написал портрет Е. Н. Арсеньевой в конце XIII века, в 1796 году. Владимир Лукич был востребован как мастер портретов знаменитых и влиятельных людей.

  • Сочинение Что такое гражданский долг? (итоговое сочинение) ЕГЭ

    Каждый человек, живущий в нашем мире, тесно связан с обществом. А общество в свою очередь находится в тесных связях с государством. Вообще, жизнь человека уже с древнейших времён не представлялась

Причина написания строк

Как известно, семейное счастье Гумилёва и Ахматовой было недолгим, но в 1911 году речи о расставании не было. Очевидная причина написания строк – это семейная размолвка, коими, как воздух склепа паутиной, пропитаны брачные узы. Изучая четверостишья, можно увидеть, что любовь ещё жива, но обида велика и автор строк становится в сторону оскорблённой женщины и униженной жены. Вместе с тем есть ещё и нежность к супругу, что видно в начале стихотворения:

Стих написан перекрёстным ямбом и в полной мере показывает читателю, что чувствует и переживает обиженная женщина с тонкой поэтической натурой. Героиня называет своего мужчину тяжёлым и унылым. Это указывает, что в данный момент она не понимает его поступков, но сердцем осуждает их.

Средства художественной выразительности

Произведение изобилует тропами. Это метафоры (тает ночь), эпитеты (спящий мир), сравнения (Став крестиком на ткани), гипербола (В пространствах беспредельных), олицетворение (Венера или Марс глядят), неоднократная анафора (Не спи, не спи, работай).

Следует так же обратить внимание, что анафора в двух заключительных четверостишиях сливается с антитезой, что особенно необычно. Это одномоментное использование двух и более видов тропов значительно усиливает впечатление от прочитанного

Для усиления экспрессии автор пользуется также таким сильным выразительным средством языка как бессоюзное номинативное перечисление.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: