Анализ стихотворения жуковского лесной царь

Анализ баллады «лесной царь» (в. жуковский)

Краткое содержание

Чтение полного текста «Светланы» занимает не более 8 минут. В балладе ведется рассказ о крещенских гаданиях.

В первых строках описываются различные способы определить будущее и узнать суженого. Одна Светлана грустна и не участвует в забавах подруг. Она печалится о своем далеком любимом.

И все же в ночную пору девушка решается провести обряд гадания и заглянуть в зеркало. Следует описание увиденного в зеркальной глади при свете свечи. Пред Светланой предстает возлюбленный, они мчатся в церковь. В храме сквозь открытые двери девушке видится множество людей и черный гроб. Сани проносятся мимо, прочь, к одинокой избушке.

Исчезают и кони, и жених, а девушка входит в хижину. На столе под белой скатертью стоит гроб с возлюбленным Светланы. Увиденное производит ужасающее впечатление на деву, и она просыпается. Что же сулит увиденный сон? «Села (тяжко ноет грудь) под окном Светлана». И видятся ей на дороге мчащиеся санки. Из саней выходит статный гость, ее жених.

Все печальные события оказались лишь мрачным сновидением, «счастье – пробужденье». Автор побуждает верить в провиденье и желает не ведать пугающих снов. В последних строках следуют пожелания светлой и веселой жизни.

Философский смысл стихотворения «Лесной царь» Гете в переводе Жуковского

Строка «Где ты пролетел, облачный орел?» задает главный философский вопрос стихотворения. Гете переносит нас в чудесный мир природы, красота которой достойна восхищения. В то же время, он призывает читателя задуматься о месте человека в мире и о том, куда уходит душа после смерти. Лесной царь символизирует природу, которая бережно хранит в себе все чувства и переживания.

Изображение героя стихотворения в роли лесного царя по существу олицетворяет человека в гармонии с природой. Значение этого образа объясняется тем, что лесной царь является символом власти и знания, которое он передает своим подданным

Гете как бы подчеркивает важность сохранения природы и связи с ней, ведь только так можно обрести гармонию в жизни и получить душевную мощь

Таким образом, в стихотворении «Лесной царь» Гете открывает своим читателям прекрасный мир природы, одновременно вызывая на мысль о месте человека в ней. Все наши решения и поступки, наша связь с природой и гармония, которую мы находим, определяют будущее нашей души после смерти. Глубокий философский смысл стихотворения не подвластен времени и актуален всегда.

Сюжетный анализ баллады Жуковского «Лесной царь»

Василий Андреевич Жуковский — выдающийся русский поэт и общественный деятель, отдавший много сил и таланта развитию национальной литературы и русской словесности. Он является основоположником жанра баллады в России. Его перу принадлежат не только оригинальные «русские» баллады, но и талантливые переводы из зарубежной классики, например, «Лесной царь». Это перевод баллады Гете «Erlkonig», сюжет которой немецкий поэт-философ заимствовал в датском народном эпосе. Жуковский отступил от подлинника, но его перевод по совершенству формы сразу же был признан образцовым. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик. Многие переводы и переложения Жуковского стали классическими. В них поэт прежде всего улавливал тон и дух образца, переживая драматические ситуации. Так и в балладе «Лесной царь мы слышим проникновенный голос рассказчика, которому жаль больное дитя, принимающее горячечный бред за действительность. Поэт не просто передает разговор отца с сыном, он сам ощущает страх ребенка и бессилие отца помочь ему: «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в желтой короне, с густой бородой». «О нет, то белеет туман над водой». И романтическим злодеем, духом, искушающим невинную душу, воспринимается лесной царь — король духов: «Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои.» С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Поэт держит в неослабном напряжении своих читателей, невольно задающих себе вопрос: кто победит в этим; единоборстве-дух или человек? «Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой». Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется — мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и страх перед лесным эльфом: «Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать». Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит. И неожиданная оригинальная концовка совершенно обескураживает: где те добро и справедливость, которым суждено торжествовать? Их нет в нашем мире. Ездок погоняет, ездок доскакал. В руках его мертвый младенец лежал. Зло всегда настигает слабых и беззащитных. В переводах Жуковский выступает как подлинный творец, позволяя себе отступать от буквальной точности оригинала. Он как бы сочинял баллады на заданную тему, «вышивая новые узоры по старой канве». Он говорил, что поэт-переводчик — соперник автора, и практически доказал это своими прекрасными переводами. Это перевод баллады Гeте «Erlkonig», сюжет которой немецкий поэт-философ заимствовал в датском народном эпосе. Жуковский отступил от подлинника, однако, его перевод по совер-шенству формы сразу же был признан образцовым. В балладе «Лесной царь» мы слышим проникновенный голос рассказчика, которому жаль больное дитя, принимающее горячечный бред за действительность. Поэт не просто передает разговор отца с сыном, он сам ощущает страх ребенка и бессилие отца помочь ему. Дитя, что ко мне ты так робко прильнул? Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в желтой короне, с густой бородой О нет, то белеет туман над водой. Лесной царь, при этом, воспринимается романтическим злодеем, искушающим невинную душу. Дитя, оглянися; младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои. С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Автор держит в напряжении своих читателей, невольно задающих себе вопрос: кто победит в этом единоборстве — дух или человек? Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется, будто мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и трепет перед лесным царем. Родимый, лесной царь нас хочет догнать, Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать. Ездок оробелый не скачет, летит, Младенец тоскует, младенец кричит. И неожиданный оригинальный конец совершенно обескураживает: где то добро и справедливость, которые должны торжествовать? Их нет в нашем мире. Ездок погоняет, ездок доскакал. В руках его мертвый младенец лежал. Зло всегда настигает слабых и беззащитных. В своих переводах Жуковский выступает как подлинный творец, отступая от буквальной точности оригинала и внося свои мысли и чувства в произведение. Можно сказать, что Жуковский сочинял баллады на заданную тему. Вспомним его слова: «. переводчик в стихах — соперник». Не стоит забывать, что многие переводы и переложения Жуковского стали классическими, это еще раз подчеркивает его талант и роль в русской литературе.

Ключевые моменты баллады «Лесной царь» В. Жуковского

Первый момент: Начало баллады описывает волшебный мир леса, где царствует Лесной царь. Он управляет всеми жителями леса и восхищает людей своей красотой и мудростью.

Второй момент: Персонажи баллады – старик и молодой человек – решают попытаться охотиться в лесу. Они игнорируют предупреждения Лесного царя и начинают свою охоту, которая заканчивается трагически: старик погибает, а молодой человек остаётся один в лесу.

Третий момент: Молодой человек встречает Лесного царя и пытается объяснить ему, что они не знали о том, что охота запрещена. Но Лесной царь вынужден напомнить человеку о своей мудрости и богатстве леса, нарушение которых не останется безнаказанным.

Четвёртый момент: Лесной царь забирает молодого человека в своё царство и заставляет его работать на благо леса. Но человек скучает по своей родине и любимой девушке, и Лесной царь дарует ему возможность вернуться домой.

Пятый момент: Когда молодой человек вернулся домой, то никто не поверил ему, что он провёл несколько лет в лесу с Лесным царём. Он решил покончить с собой, но в последний момент Лесной царь явился к нему и утешил его словами о том, что только мудрые и добрые люди могут верить в такие чудеса, как его приключения в лесу.

Итог: Баллада рассказывает о прекрасном мире леса, но при этом подчёркивает необходимость уважать его мудрость и богатство. Она также оставляет за собой возможность интерпретации и размышления об истинных ценностях в жизни.

Несколько интересных тем

Рыбак. Финляндия
Владимир Егорович Маковский – яркий и запоминающийся представитель «малого жанра» в художественном мире

Маковский мастерски создавал привлекающие внимание сюжеты для своих картин.

Куприн
В 1870 году на свет появился человек, который даже не представлял, что в будущем он станет выдающимся писателем, на счету которого 15 повестей, более 40 рассказов и 30 очерков. Зовут этого человека Александр Иванович Куприн.

Оттепель
На полотне Алексея Саврасова – бескрайняя заснеженная равнина сельской местности

Автор изобразил самое начало весны, когда земля еще скована снегом, который только-только начинает таять.

Пастернак
Борис Леонидович Пастернак, великий поэт и прозаик двадцатого века, родился в Москве 29 января 1890 года. С самого детства поэт рос в творческой атмосфере, его окружали музыканты, писатели, художники.

Осенний пейзаж
Михаил Нестеров очень любил природу, но осенние пейзажи особенно воодушевляли его на гениальные работы. Картине «Осенний пейзаж» уже более 100 лет, но она не теряет своей актуальности и продолжает поражать своим великолепием.

Анализ баллады Жуковского «Лесной царь»

Вплоть до 1808 года Жуковский в кругах просвещенных считался человеком одаренным, но далеко не первостепенным поэтом. В почете были другие авторы – Богданович, Державин, Дмитриев. Василий Андреевич кардинально изменил сложившуюся ситуацию буквально одним произведением – балладой «Людмила». Читатели увидели совершенно другого Жуковского. По словам Белинского, тогдашнее общество бессознательно почувствовало в «Людмиле» новый дух творчества. Стихотворение пользовалось невероятной популярностью. Что касается Василия Андреевича, то баллада стала его любимым жанром. Значительная часть лирики, созданной в этом жанре, — переводы. Это касается и знаменитой баллады «Лесной царь», датированной 1818 годом. В роли оригинала выступило произведение Гете «Erlkönig» (1782). Впрочем, сюжет принадлежит не великому немецкому писателю. Он позаимствовал его из датского народного эпоса.

«Лесной царь» сильно отличается от баллады Гете. Ограничимся парой ярких примеров. У Жуковского ребенок с самого начала представлен издрогшим. Эта деталь позволяет читателям думать, что мальчик болен, что лесной царь лишь видится ему в бреду. У Гете подобных намеков нет. В первых строках произведения с дитем все нормально. Дрожать он начинает только тогда, когда видит лесного царя. Различны у писателей и центральные персонажи. Василий Андреевич называет отца мальчика стариком. В балладе Гете о его возрасте сведений нет, о нем можно только догадываться. Лесного царя Жуковский описывает как величественного старика, «в темной короне, с густой бородой». Немецкий писатель предлагает другой образ. Его царь – демон-искуситель. На голове – корона. Сзади – хвост. И снова никаких деталей, намекающих на возраст

Еще одно важно различие между двумя произведениями: у Гете показываются видения мальчика, а у Василия Андреевича они даются через описания

Баллада Жуковского – это маленькая драма, что вообще характерно для жанра. Развязка отличается неожиданностью и эффектностью. Конечно, изначально можно предсказать, что в финале ребенок умрет. Вот только по ходу развития сюжета читатель так привязывается к несчастному малышу, так искренне сопереживает ему, что наивно надеется на положительный исход. Драматизм, присущий балладам, не в последнюю очередь возникает благодаря атмосфере страха и ужаса. Жуковский делится историей, леденящей кровь. При хорошей фантазии легко представить себе зловещий лес, через который отец везет сына, таинственные видения в темноте, жуткие тени и звуки. Порой драматическое начало в балладе выражено настолько сильно, что авторский рассказ либо на время оттесняется, либо полностью заменяется монологами или диалогами. В случае с «Лесным царем» наблюдается преобладание диалогической формы повествования.

Фантастическую ситуацию, описанную в балладе, можно воспринимать как иносказательное описание тяжелой болезни. При подобном толковании лесной царь превращается в воплощение беспощадной смерти, сулящей ребенку множество удовольствий в загробном мире. Имеет место быть и другой вариант объяснения его образа. Лесной царь – это романтический злодей, позарившийся на невинную душу ребенка и готовый завоевывать ее любыми способами.

Как отмечалось выше, «Лесной царь» — достаточно вольный перевод. Василий Андреевич отступает от первоисточника, создавая самостоятельное произведение, ставшее признанной классикой русской литературы. Здесь стоит вспомнить знаменитый афоризм Жуковского: «Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник».

ИСТОЧНИКИ

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/23/lingvopoeticheskiy-analiz-ballady-vazhukovskogo-lesnoy-tsar

http://pishi-stihi.ru/lesnoj-car-zhukovskij.html

http://www.proshkolu.ru/user/helena1/file/5116167/

http://bigslide.ru/literatura/790-sravnitelniy-analiz-perevodov-vazhukovskogo-i-aa-f.html

Тематика

  • Смерть. Эта тема представлена в балладе глазами взрослого и ребёнка. Детское сознание еще не способно воспринять угасание, поэтому мальчику не страшно умирать: он боится Лесного царя, ему страшно разлучиться с отцом. Совершенно иначе видит ситуацию несчастный родитель. Он понимает, что жизнь его, может быть, единственного наследника в опасности: сын бредит, а это плохой знак.
  • Мистика. Образ Лесного царя читатель волен воспринимать по-разному. Может быть, это лишь галлюцинации ребёнка в горячке, но ничто не мешает предположить, что это гораздо больше, чем страшный мираж. Лесной царь символизирует собой смерть, зло, тьму и самое главное – страх.
  • Борьба. И отец, и сын пытаются пройти испытание, каждый — своё. Отец хочет помочь своему ребёнку, он старается как можно скорее доставить его к доктору. Попробуем вообразить, что домашнее лечение или живущий неподалёку лекарь не помогли, а только усугубили состояние мальчика. И теперь отец «не скачет, летит» в другой город за помощью. Дитя же борется с самим Лесным царём, он не соглашается ни на какие его соблазны, ищет защиты у папы, но не всем открывается злой дух. Демон борется со слабеющим малышом, желая забрать его в свои темные дремучие владения.

Характеристика главных героев баллады «Лесной царь»

Мотив баллады «Лесной царь» Жуковского взят с давней датской легенды о духе смерти, который приходил к людям, которые вот-вот уже должны были переступить черту жизни и уйти в потусторонний мир. Об этом духе говорил не один народ, но каждый пересказывал эту историю по-своему, добавляя новые детали и немного меняя сюжет.

Все в этой балладе три героя — маленький сын, его отец и лесной царь. Остановимся на каждом из героев поподробнее.

Отец изображен как взрослый человек преклонных лет, который везет своего больного сына, чтобы его спасли. В силу своего жизненного опыта он понимает, что не существует никаких сил, о которых ему рассказывает его сын. Отец не верит ни в какого лесного царя, который хочет забрать себе душу маленького мальчика и только сильнее гонит лошадей, понимая, что сын бредит и ему срочно нужна помощь. Он старается успокоить сына и говорит, что ему просто кажется — это листья деревьев, ветки навеивают малышу такой страх и порождают в его голове страшный образ лесного чудища, которое хочет малыша у отца забрать. Отец выступает сердобольным человеком, который очень сильно переживает за своего сына и старается как можно быстрее приехать к врачу, чтобы спасти жизнь маленькому мальчику.

Сын — совсем маленький, он тяжело заболел и видит в деревьях, которые проплывают мимо него, лесного царя. Царь протягивает к нему свои костлявые руки и зовет за собой, гонится за ними и, кажется, у него все-таки получится забрать себе душу ребенка. Малышу очень тяжело — ему нечем дышать, не хватает воздуха, у него высокая температура. Одновременно маленькому мальчику очень страшно — он прижимается к отцу, стараясь найти в его объятьях защиту и спокойствие. Он просит о помощи и рассказывает о том, что видит, отцу. У малыша слишком мало сил, чтобы бороться с болезнью и он умирает, не дождавшись помощи.

Между этими двумя героями возникает конфликт: отец не верит мальчику, потому что считает, что тот бредит. А мальчик не может доказать отцу, что по-настоящему видит злого духа, потому что все его слова воспринимаются как сказка и выдумка. Они не понимают друг друга, и из-за этого им обоим приходится заплатить слишком большую цену.

Еще один, второстепенный, но не менее важный герой, — Лесной царь. Он завлекает к себе малыша, обещает ему много соблазнов, и, наконец, отбирает душу мальчика. Это дух смерти, который приходит к человеку. Его никто не видит, кроме самого умирающего. Поэтому те, кто остался на этом свете, не воспринимают всерьез разговоров о том, что на земле может быть дух, который способен отобрать жизнь и душу у человека.

В центре сюжета — трагедийный треугольник, каждая из сторон которого имеет свои особенности и позитивные или негативные стороны. Между ними конфликт, который берет свое начало со времен тесного контакта человека с природой. Тогда люди верили, что именно природа распоряжается судьбой и жизнью человека. По сути, ничего не изменилось — естественные процессы все так же контролируют нашу жизнедеятельность, просто со временем человечество перестало настолько придавать этому значения. Оно забыло, что именно природа создает нас и она решает, когда нам уходить в мир иной. Люди совсем забыли о том, что к природе необходимо относиться уважительно, тогда она тем самым будет нам отвечать

Также люди упустили важность мифологии и фольклора в нашей жизни. Для кого-то это просто сказки, а для кого-то это действительность. Тем более, если рассказы о таких вещах дошли до нашего времени, то это значит, что все-таки подобные вещи имели место в человеческом обществе

С появлением технологий в жизни человека мы отодвинули на второй план душевную часть, позабыв о том, что ее так же нужно развивать и заботиться о чистоте своего внутреннего мира. Тогда никакие злые силы не смогут прорваться в нашу душу и присвоить ее себе

Тем более, если рассказы о таких вещах дошли до нашего времени, то это значит, что все-таки подобные вещи имели место в человеческом обществе. С появлением технологий в жизни человека мы отодвинули на второй план душевную часть, позабыв о том, что ее так же нужно развивать и заботиться о чистоте своего внутреннего мира. Тогда никакие злые силы не смогут прорваться в нашу душу и присвоить ее себе.

Баллада весьма трагедийна и печальна, однако от этого не менее прекрасна. Писатели, которые на основе легенды создали произведения, по-разному описали ее, применяя разные слова, метафоры, эпитеты. Смысл остался один и тот же, но форма выражения поражает.

Темы баллады

В балладе раскрывается несколько основных тем:

  • любви,
  • веры в Бога,
  • предсказаний.

Любовная тема является основной движущей силой произведения. Она проходит лейтмотивом через все повествование. Любовь побуждает Светлану к мистическим гаданиям, она придает сил и помогает верить в лучшее.

Искренняя вера в Бога защищает героиню от представителей потустороннего мира и ведет к счастливой жизни.

Тема святочных предсказаний подается автором в оригинальной манере. Видения возникают не в зеркале, а в воображении Светланы, во сне. Отвергается основное правило гаданий – отказ от божественной поддержи, снятие нательного креста перед обрядом. Девушка проходит испытания «с крестом своим в руке»

И здесь Жуковский вновь говорит о важности веры в Провидение

Предыстория

Мотив произведения заимствован из датской легенды Ellerkonge, переведенной на немецкий язык Иоганном Готфридом Гердером, в его версии фигура злого духа называется Ольховым Королём, Королём Ольх, или же — Король Эльфов. В немецком языке ольха (нем. die Erle) и эльф (нем. die Elfe) похожи в написании, в связи с чем и могла возникнуть ошибка.

До сих пор не решён спор по поводу названия баллады. Неизвестно, знал ли Гёте об ошибке Гердера, или же склонялся к народным знаниям, связанным с болотными землями, заросшими ольхой и вербой. Её должны были населять духи, использующие свою смертоносную силу на людях. Многие слухи и суеверия были связаны с болотами, но также и с ольхой, которая после рассечения краснеет, словно истекает кровью.

В датском и немецком фольклоре фигура Короля Эльфов ассоциируется со смертью. Это существо якобы приходит к умирающим людям.

2 вариант

Произведения Василия Жуковского очень нравятся читателям. Но настоящее признание поэт получил, написав балладу «Людмила». С этого времени баллада стала любимым жанром писателя.

Однажды Василий Андреевич прочитал балладу своего немецкого коллеги Гете. Она ему пришлась по душе. Поэтому, русский поэт позаимствовал сюжет произведения, который Гете почерпнул с датского эпоса.

Так, в 1818 году увидела свет баллада Жуковского «Лесной царь». Она очень тесно переплетается с оригиналом. Но имела ряд важных отличий. «Лесной царь», как и большинство баллад, имеет драматический финал. В ней соединяется реальное начало и фантастическое. Автор держит читателя в напряжении и страхе на протяжении всего произведения. Жуковский дает надежду на счастливое завершение. Но трагедия побеждает.

Отец везет маленького больного мальчика лесом. А ему повсюду мерещится фантастический злой лесной король, который манит мальчика к себе. Он олицетворяет болезнь и неотвратимую смерть маленького ребенка. При этом, у Гете нет описания болезни ребенка. Об этом читатель догадается лишь по ходу прочтения. А Василий Андреевич сразу дает понять, что мальчик тяжело болен.

У немецкого автора лесной царь рисуется в виде злого демона с хвостом. Но Жуковский показывает его всего лишь стариком, искусителем, который любим способом желает получить душу больного мальчика.

Отец ребенка, который в русского поэта тоже постает в образе пожилого мужчины, всячески пытается спасти свое чадо. Но автор дополняет картину неведомыми тенями, странными, леденящими кровь, звуками и призрачными видениями. Через это ребенка пронизывает сильный страх. Здесь отец лишен сил перед смертельной агонией. Таинственный царь-искулитель забирает мальчика.

Жуковский, в отличие от Гете, для эмоционального эффекта использует множество диалогов и монологов. Он через умелое описание картины добивается от читателя чувства страха, ужаса темного леса.А в немецком первоисточнике такие описание леса отсутствуют. Здесь автор делает акцент больше на образе царя-демона. В Жуковского он более лирический персонаж, чем у Гете.

В.Жуковский позаимствовал у Гете сюжет. Но сделал «Лесного царя» совсем другим. У него произведение не такое мрачное. Он всего лишь с помощью красивого описания верно подчеркнул каждый образ баллады, дал ей свой особенный колорит. Можно с уверенностью сказать, что прекрасная копия произошла свой хороший оригинал. А своего творца она сделала еще известнее.

Сочинение анализ по балладе Лесной царь Жуковского

В стихотворении Василия Андреевича Жуковского «Лесной царь» писатель пишет о том, что домой через лес едут отец и маленький сын. С первых строк произведения читателю становится понятно, что ребенок находится в бреду и ему кажется, что лесной царь хочет забрать его к себе. Ребенок жмется к отцу и пытается найти в нем для себя защиту. Отец успокаивает младенца и говорит о том, что ему все это кажется и все с ним будет хорошо главное немного потерпеть.

Малышу кажется, что лесной царь с большой бородой и темной короной на голове. Лесной царь предлагает малютке остаться с ним, он покажет младенцу всю свою красоту. Старик отец успокаивает сына и говорит, что ему это кажется и это просто ветер гуляет среди ветвей деревьев.

Проезжая дальше младенцу снова начинает казаться, что лесной царь зазывает его и говорит, что позовет дочерей, с которыми он будет играть, в ответ на это отец снова его успокаивает и говорит что это ветви деревьев в ночной темноте, освещенные лунным светом.

Ребенку очень страшно и он жмется к родителю, отец в свою очередь ничего не может с этим поделать, он лишь мчится все быстрее и пытается добраться как можно быстрее домой. С каждым мгновеньем младенцу все хуже и лесной царь их почти догнал. Ребенок кричит о том, что он не может дышать и ему очень душно.

Развязка стихотворения такова, что отец приехавший домой довез уже мертвого сына и не смог его сберечь. Произведение Жуковского очень похоже на стихотворение немецкого писателя Гете, только немного они различаются между собой.

Василий Андреевич в роли лесного царя описывает смерть, которая всячески пытается рассказать ребенку, что в загробном мире ему будет хорошо, и там с ним будут играть. Жуковский считал, что он понятно описал события, произошедшие с ребенком и его отцом. Жуковский отступил от первоисточника и описал картину так, как он ее видит. Стихотворение наполнено болью и отчаяньем.

8 класс

Тема и основная мысль

Баллада содержит в себе описание чувств автора и всех персонажей. Она раскрывает сразу несколько тем:

  • смерть;
  • мистика;
  • борьба.

Смерть представлена через восприятие взрослого мужчины и его сына. Ребенок не может понять, что ему придется умереть. Он боится не самой кончины, у него возник страх перед Лесным царем и разлукой с отцом. Но не так видит смерть мальчика ямщик. Он знает, что его сыну плохо — он бредит, а это является плохим признаком.

Родственники должны пройти тяжелые испытания, в этом и выражается борьба. Отцу страшно потерять сына, он мчится с ним ночью через лес к доктору. Он стремится помочь беззащитному ребенку, относится к нему бережливо, но не воспринимает всерьез его видения. Мальчику приходится в одиночку бороться с соблазняющим его духом. Лесного царя видит только он, поэтому он ищет защиты у отца. Но душа ребенка слишком слаба, чтобы противостоять злым силам. Он борется с ними до самого конца — до своей смерти.

В литературе эпохи романтизма главной мыслью произведений была судьба человека, злой рок, который преследовал его всю жизнь. По такому плану писал свою балладу и Жуковский. Сюжет этой трагедии хотя и печальный, на самом деле вполне реальный для того времени. Множество детей погибало в небольших селениях из-за невежества знахарей и лекарей, а довезти их в город к настоящему доктору родители не успевали или вообще не имели возможности.

И никто из героев стихотворения не смог избежать того, что должно было произойти. Особое драматическое настроение появляется в последних строках произведения: ребенок боролся со смертью всеми силами, но погиб в шаге от спасения.

Жуковский ловко играет со словами и фразами. С помощью диалогов он передает трагизм ситуации, а также эмоциональную окраску, используя ласкательно-уменьшительные формы. Лесной царь пытается запутать ребенка, называя его так же, как и отец — дитя, младенец. К концу баллады читатель чувствует ускорение действий — автор пытается заставить видеть рисунок летящего галопом коня с отцом и сыном. А в последних строках отражается отчаяние ямщика, который держит на руках умершего сына.

Главные герои произведения Лесной царь Жуковского

Главными героями баллады являются мужчина и его сын. Сюжет же данного произведения был взят из одной легенды.

Отец

Престарелый отец очень сильно переживает и страдает от того, что его сын болен, и изо всех сил он хочет помочь и спасти свое чадо. Отец мчится со своим сыном на лошади по густому лесу, но для мальчика в это время, это не просто лес, а страшное видение. Его сын бредит и видит какие-то видения, но мужчина отказывается верить в потусторонние силы и всячески старается объяснить ребенку, то что он видит.

Мальчик

У мальчика непонятные и ужасные галлюцинации из жизни фантастики. Ему всюду мерещатся и слышатся звуки духов. Мальчик совсем слабый и он не способен противостоять тем видениям, которые его мучают. Он видит образ некого Лесного Царя, который обещает ему прекрасную жизнь, зазывает его к себе, рассказывает о золоте и о своих дочерях, с которыми мальчик будет играть. Мальчик не может этому противостоять, он из последних сил прижимается к отцу и просит его ехать быстрее. Его окутывает безумный страх и холод.

Бедный взволнованный старик думает, что мальчик бредит из-за жара. Но когда мальчик замолкает, тот понимает, что произошло страшное и непоправимое. Вскоре мальчик погибает от мучительной болезни, он умер с большим чувством страха, ведь все увиденное принял за реальность. Он умер на руках у бедного отца.

Лесной царь вляется отрицательным персонажем произведения Жуковского. Он был плодом воображения мальчишки, злое, жестокое, хитрое существо из мистики, желанием которого было оставить мальчика у себя в лесу, что и привело к трагедии. Лесной царь восхищен красотой мальчугана и сделал все, чтобы им завладеть. Он был неким искусителем.

Отец не хотел верить в эту мистику, он был реалистом, и убеждал сына в том, что это ему все всего лишь кажется и что он просто бредит.

К сожалению, в этом произведении зло побеждает. Смерть забрала слабого мальчика, который не смог дать отпор и противостоять ей. Читатель так и не понял до конца были ли его страшные видения мальчика реальностью или же бредом.

Все произведения, а тем более его конец, держит читателя в напряжении и в страхе за маленького мальчика. Читатель в конце произведения, где звучит фраза, что ездок доскакал, чувствуют после нее некое облегчение, ведь думают, что тот успел, что все осталось позади и с ребенком все будет в порядке. Но, нет. Мальчик умер.

Лесной царь оказался жестокой смертью, которая гналась за ребенком, беспощадно и стремительно. Она манила его в свои объятия. Лесной царь был скрытым персонажем от отца и читателей, его видел только больной мальчик. Он искушал душу мальчишки, хитрый и коварный.

Также немаловажную роль в произведении Жуковского «Лесной зверь» исполнял голос рассказчика. Рассказчику самому жалко бедного ребенка, чувствуется как он боится и переживает за него. Особенно ноты трагичности и трогательности передавались в диалоге между отцом и сыном. Этот страх и беспомощность отца и то, как мальчику страшно и больно, рвут душу читателю.

Несколько интересных сочинений

В произведении Гоголя «Ревизор» собраны самые разнообразные пороки, которым подвержено общество. В первую очередь оно явно прослеживается в характерах главных героев произведений. Каждый из пяти помещиков, который встречается на пути Чичикову

Аркадий Рылов – выдающийся русский художник-пейзажист родился в 1870 году. Его полотна удивляют своим настроением и красотой, тем самым радуют не только зрителей а и самого исполнителя.

Из начала произведения Гоголя «Мертвые души», мы узнаем из спора мужиков, что город находится где-то между Москвой и Казанью, однако он не указывает точное его расположение и дает ему название NN

Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» была создана в 1842 г, а вернее был издан первый том. Второй том был утрачен, но сохранились некоторые главы. Изначально, автор задумывал 3 тома

Арине Петровне около 60 лет, она седовласа, но по-прежнему бодра и является активным руководителем, который держит в ежовых рукавицах всю семью. Никто не может ничего противопоставить этой тирании и все ей подчиняются.

Художественно-выразительные средства и стихотворный размер

Автор явственно сочувствует герою и его спутнику, понимая всю безвыходность и обреченность их положения. Беспомощность старика и ребенка на его руках усугубляется таинственностью происходящего и невозможностью бороться против мистически настигаемых их событий и при этом становится уже не столь важным, что же является их причиной: болезнь или злые силы, потому что и в том, и в другом случае обстоятельства оказываются сильнее беззащитных людей. Особый трагизм заключен и в том, что отец ребенка предстает уже стариком: это еще более усугубляет его беспомощность перед обстоятельствами.

«Лесной царь» — классический пример баллады. Стихотворение написано амфибрахием — трехдольной стопой с ударением на втором слоге. Повествование ведется через разговор взрослого и ребенка. Эмоциональная составляющая передается автором с помощью эпитетов «родимый», «дитя», «мой младенец», «душно», «тяжко», «ездок оробелый», «ветлы седые».

Баллада написана в эпоху романтизма и является ярким образцом этого направления. Темы смерти, борьбы и болезни пронизывают все произведение. Оба героя: и ребенок, и взрослый, каждый по-своему пропускают их через себя вместе с автором. Одной из популярных идей романтизма является злой рок, нависший над судьбами героев. Однако, не смотря ни на что, в конце произведения, старик выглядит не проигравшим, а победителем: ведь он боролся в этой битве с судьбой до конца. Произведение учит никогда не сдаваться и идти вперед, не оглядываясь на жизненные невзгоды.

  • https://rustih.ru/vasilij-zhukovskij-lesnoj-car/
  • https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/f-shubert-lesnoj-tsar
  • https://nauka.club/literatura/balladа-zhukovskogo-lesnoy-tsar.html
  • https://wiki2.org/ru/лесной_царь_(баллада)
  • https://mir-knig.com/stihi/read/263
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: