«Она сидела на полу…» Ф.Тютчев
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой! О, сколько горестных минут, Любви и радости убитой.
Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени,- И страшно грустно стало мне, Как от присущей милой тени.
Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу…»
Любовная лирика Федора Тютчева является одной из самых ярких и волнующих страниц творчества поэта. Стихи, посвященные избранницам, наполнены чувственностью, эмоциональностью и нередко трагизмом. Все дело в том, что в 47 лет Тютчев, будучи уважаемым и высокопоставленным государственным чиновником, счастливым семьянином и достаточно известным поэтом, влюбился в 24-летнюю воспитанницу Смольного института благородных девиц Елену Денисьеву. Их тайный роман протекал бурно и безмятежно до тех пор, пока не выяснилось, что потомственная дворянка, отданная на попечение своей петербургской тетки, ждет от поэта ребенка. Грандиозный скандал, разразившийся в обществе, не мог остаться тайно для супруги поэта, Элеоноре Тютчевой, которая очень болезненно переживала измену супруга. В порыве отчаяния она даже уничтожила значительную часть переписки с поэтом, в которой содержалось множество посвященных ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. Именно этому грустному событию Тютчев посвятил свое стихотворение «Она сидела на полу…», созданное в 1858 году.
Если не знать предыстории его написания, то создается впечатление очень идиллической и немного грустной картины, когда таинственная незнакомка, усевшись на пол, перебирает старые письма и «как остывшую золу», берет их в руки, а потом снова бросает. Автор обращается к героине своего произведения в третьем лице и в прошедшем времени, отмечая, что она смотрит на пожелтевшие от времени страницы писем, которые хранят в себе радости и горести, как-то отстраненно, «как души смотря с высоты на ими брошенное тело»
. И при этом словно бы не замечает виновника своих страданий, который стоит в стороне и чувствует себя явно лишним в этой странной компании женщины и писем, некогда таких дорогих, а сейчас потерявших всю свою ценность. Автор отмечает, что в этот момент он «пасть готов был на колени», но понимал, что исправить уже ничего невозможно, и хрупкие листы, являющиеся вещественным доказательством некогда пылкой любви, равно как и само чувство, обречены на гибель. Да и автор уже не является для героини своего произведения осязаемым человеком из плоти и крови, постепенно превращаясь в «милую тень», мираж, фантом. Осознание этого вызывает у Тютчева глубокую грусть, словно бы еще одна страница его непростой жизни оказывается перевернутой и рассыпается пеплом, как старые письма.
Несмотря на всю пикантность и двусмысленность ситуации поэт не нашел в себе сил расстаться с женой, но при этом и от своих чувств к Елене Денисьевой отказаться не сумел. В таком любовном треугольнике поэт прожил 14 лет, до самой смерти Денисьевой, которую нежно называл Лелечкой. Она скончалась от чахотки, подарив Тютчеву троих детей, двоим из которых также суждено было умереть. Все эти годы поэт заботился о своей второй семье и продолжал любить обоих женщин. Денисьеву за незаурядный ум, смелость, красоту и ту жертву, которую она принесла во имя их странного союза, стоившего ей репутации и наследства. Супругу – за понимание и умение прощать. Примечательно, что именно с согласия Элеоноры Тютчевой дети поэта, рожденные вне брака, получили его фамилию. И после смерти Денисьевой именно супруга стала для поэта главной утешительницей, разделив с ним его душевную боль.
Стоит также отметить, что поэт пережил обеих своих возлюбленных. Но даже после их смерти продолжал посвящать свои женщинам стихи, трогательные, нежные, наполненные искренним восхищением и любовью, а также благодарностью за то, что они скрасили жизнь автора, привнеся в нее немного радости, света и тепла.
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу…»
Все материалы с раздела: Анализы стихотворений Ф.И. Тютчева
Вариант 1
Одно из главных мест в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева занимает цикл любовных лирических произведений. В них он выступает искусным певцом тонких чувств и эмоциональных переживаний. И среди всех его лирических сердечных откровений особенно интересно произведение «Она сидела на полу…».
Это стихотворение состоит из четырёх равных строф, которые, как кадры кинофильма, раскрывают нам новые ракурсы поэтического мира и лирического героя. Мы видим девушку, которая, сидя на полу, со смешанными чувствами разбирает любовные письма. Она будто бы безучастна ко всему происходящему, хотя сама же берёт эти письма, разглядывает их, испытывает какие-то эмоции в глубине души. Однако видимым остаётся лишь её «чудный взгляд», выражающий не бурю страстей, негодования или отчаяния, а лёгкую, едва уловимую грусть и ностальгию по угасшим чувствам. Да, когда-то она была в эпицентре пламени любви, радости, страсти, счастья, но теперь всё перегорело и ей осталась лишь «зола» любовных писем. Несмотря на это, она не плачет, поскольку понимает, что незачем лить слёзы на уже остывший пепел чувств, в её голове просто всплывают какие-то воспоминании, оставляя слабые, несравнимые по мощи с прежними, эмоции.
И вот, в последней строфе мы понимаем, чьими глазами всё это время смотрели на девушку – то были глаза мужчины, может быть, именно её мужчины, вместе с которым её и охватило некогда пламя любви. Он видит её и понимает, что потерял навсегда. Он готов выплеснуть своё отчаяние и страдание наружу, готов пасть перед ней на колени. Но она его уже не услышит, она уже равнодушна, и потому его охватывает страх, как будто от призрака, безжизненной, но милой тени его возлюбленной.
Стихотворение наполнено лирической грустью, призрачными нотами ностальгии, отчаяния, раскаяния и тоски. Мы поочередно окунаемся в душевное состояние двух героев произведения и пытаемся прожить их эмоции, что создаёт непередаваемое ощущение живого стихотворения.
Для того чтобы передать все нюансы чувств, поэт использовал множество выразительных средств. Например, эпитеты («горестные минуты»), сравнение («как остывшую золу»), метафора («любви и радости убитой») и др. Также присутствует ассонанс: звук «о» в строке «Стоял я молча в стороне…» передаёт глубокое чувство грусти и отчаяния. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной мужской и женской рифмой.
Так эта поэтическая любовная зарисовка, умело созданная Фёдором Тютчевым, заставляет читателя погрузиться в свой мир и стать непосредственным его героем, дабы прочувствовать все детали, все неоднозначные эмоции. И это ещё раз утверждает литературную ценность данного стихотворения.
↑ Основная тема произведения
Чтобы понять смысл стихотворения, надо знать его предысторию. На первый взгляд не происходит ничего особенного: женщина перебирает старые письма, в которых содержатся дорогие воспоминания о пережитых чувствах. Хотя уже ощущается некоторая загадочность происходящего.
С учетом реальных событий становится понятно, насколько важными и драгоценными являлись эти бумаги до измены Тютчева. Его брак с Эрнестиной был действительно долгое время счастливым и безмятежным. Творческая натура поэта не выдержала искушения перед новым романом. Он сам виноват в своем несчастии. Жена же была просто поражена этим. Она простила мужа только ради детей.
Сам Тютчев разрывался между новой любовью и своей семьей. Он с болью смотрит на старые письма. В них содержится целая жизнь, которая уже никогда не вернется. Поэт понимает, что своим поступком совершил настоящее убийство, пусть не в физическом, но в нравственном смысле. Мотив смерти упоминается в стихотворении дважды: «брошенное тело», «любви и радости убитой».
Раскаяние поэта велико, он готов встать на колени перед женщиной, которую когда-то боготворил. Но возврата назад уже нет. В финале лирический герой употребляет несколько неуклюжее, но сильное выражение – «страшно грустно». Оно ярко отражает его состояние.
Жанр, структура
Произведение написано в жанре элегия. Философские раздумья над сложностями жизни облачены в стихотворную форму. Любовь представлена опустошающей, разрушающей и оставляющей после себя горький осадок. Каждый из описанных героев одинок перед лицом собственных переживаний. Они могли бы вернуть свои чувства, но не делают этого, потому что утрата слишком велика и след от потери слишком глубок. Произведение «Она сидела на полу» имеет четыре четверостишия — катрены, состоящие из четырех рифмованных строф с законченным смыслом.
Первые два четверостишия описывают жанровую сцену. Перед читателем предстает женщина, которая сидит на полу и перебирает стопку писем. Поэт в определенных, четко обозначенных деталях, обрисовывает ее взволнованность, а также напряженное состояние героини, окутывающее комнату.
В третьей строфе раскрывается тематическое содержание посланий к героине стихотворения, написанное ранее влюбленным в нее мужчиной
Именно прошлое, запечатленное в письмах, вызывает столько боли в женской душе.
В четвертой строфе внимание читателя обращается на состояние автора писем. Он готов преклонить колени перед женщиной, которую когда-то любил и перед давно остывшим чувством.
Тропы и образы
Образ героини лишён каких бы то ни было подробностей. У неё нет ни внешности, ни имени, заменённого местоимением она
. И всё же образ женщины очень конкретен. Через внешность (позу и действия) Тютчев передаёт её внутренний мир.
Начало стихотворения должно было шокировать читателя 19 в. Это наша современница может сидеть в джинсах на полу и рыться в бумагах. Если дворянка в 19 в. сидит на полу, это значит, что в её жизни случилось что-то вопиющее, что у неё просто подкосились ноги или она не в себе.
Отношение героини к письмам как к остывшей золе (сравнение) означает, что они были для неё бесполезными и бессмысленными. Но героиня всё-таки берёт их в руки. Очевидно, она выбрасывает только письма, принадлежащие лирическому герою.
Описав смятение в душе героини, Тютчев обращается к единственной в стихотворении её характеристике – взгляду, который называется чудным, то есть странным (хотя в оригинальном слове чудно глядела
ударение на у
, очевидно, для ритма).
В сравнении второй строфы вся суть состояния героини, вся гамма её чувств. Её взгляд сравнивается со взглядом душ на оставленное тело. Это и сожаление, и облегчение, и освобождение, и шаг к новому, и несомненное окончание земной жизни. Письма для героини мертвы, как мертвы отношения с человеком, их написавшим. Недаром же Тютчев использует эпитет знакомые
листы, как будто говорит о людях. С другой стороны, листы знакомы не только героине. Лирический герой узнаёт в них свои письма.
В третьей строфе как раз появляется мотив убитой любви и радости. Эта строфа отличатся от трёх других по эмоциональному накалу. Внешне всё по-прежнему остаётся спокойным, но из сердца лирического героя вырываются восклицания, подчёркнутые междометием о
. Жизнь прошлого, оставшуюся в письмах, Тютчев характеризует как невозвратимо пережитую
, а минуты называет горестными
(эпитеты).
Мотив смерти остаётся и в четвёртой строфе. Лирическому герою «страшно грустно». Слово страшно
– более сильное наречие, чем очень
. Грусть была настолько сильна, как будто он ощутил присутствии милой
тени (эпитет), то есть вспомнил об умершей. Эта покойница и есть любовь. Причастие присущая
– старославянизм, означающий находящаяся здесь же
. Сегодня мы бы сказали присутствующая
.
Лирический герой, в отличие от героини, не теряет головы. Он молча стоит в стороне и раскаивается в чём-то, готов пасть на колени, но не падает. То ли он чувствует бесполезность такого поступка, то ли не признаёт до конца свою вину. Но мужская фигура, возвышающаяся над в изнеможении сидящей на полу женской – символ неразрешимости конфликта между влюблёнными.
Стихотворение «Она сидела на полу» совершенно не нуждается в контексте биографии Тютчева, оно понятно любому независимо от того, знаком ли он с жизнью поэта. Но всё-таки стихотворение автобиографично. Эрнестина знала о Денисьевой и смогла жить с этим знанием. Кроме того, Тютчев действительно написал ей «груду
писем» (эпитет), многие из которых она уничтожила, так что некоторые стихотворения, ей посвящённые, оказались безвозвратно утерянными.
Тема
Поэт раскрывает тему несчастливой любви. Сцена, описанная в анализируемом произведении, не нова для русской литературы, особенность её в том, что она выхвачена из жизни
Внимание автора обращено не столько на события, сколько на эмоции и чувства героев
В центре стихотворения два образа – женщина, которая сжигает письма, и её возлюбленный, наблюдающий эту печальную картину. Возлюбленный является лирическим героем.
В начале произведения рассказывается о женщине, которая перебирала письма. Героиня смотрела на них необычно, понимая, что возможности возвратить былое нет. Мы пока не знаем, кем были написаны строки, занавес этой тайны автор приоткрывает в четвёртом катрене. В ней читатель узнает, что женщина держала в руках любовные послания. Переписка, видимо, велась достаточно долгое время, о чём свидетельствуют строки: «О, сколько жизни было тут, невозвратимо пережитой».
Наконец, в последнем четверостишии появляется образ возлюбленного. Эти строки написаны от первого лица, так автор показывает, кто наблюдал за горьким расставанием с любовью. Лирический герой признается, что не осмеливался подойти к близкому человеку, попытаться успокоить, хотя и «пасть готов был на колени». В тот момент он чувствовал лишь глубокую грусть.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, мужская и женская рифмы чередуются.
- Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, —
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку
Обновлено: 2011-05-09
Посмотрите
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Спасибо за внимание.
.
Историко-биографический материал
История создания и дата написания стихотворения
Стихотворение посвящено второй жене поэта Эрнесте Федоровне. 1850-е годы – время драматических переживаний, связанных с любовью к Е. А. Денисьевой, юной воспитаннице Смольного института, где в это время учились две дочери поэта. «Незаконный роман», продолжавшийся 14 лет, закончился со смертью Денисьевой.
Место стихотворения в творчестве поэта
Стихотворение было написано в 1858 году. К этому времени к Тютчеву, наконец, приходит поэтическая слава. Н.А. Некрасов отнес его творчество к «блестящим явлениям русской поэзии».
Главная тема стихотворения
Тема любви
Лирический сюжет
Женщина сжигает свою переписку. Лирический герой в стороне наблюдает.
Проблема стихотворения
Осознание безвозвратного ухода когда-то сильных чувств.
Композиция стихотворения
Первые две строфы это описание видимых действий. Две последние – описание внутреннего состояния героев.
Лирический герой
Лирический герой хоть и находится непосредственно в описываемой обстановке, но он никак не включен в действие, мы знаем только о его внутренних переживаниях.
Преобладающее настроение, его изменение
Горькая грусть перерастающая в отчаяние. Это отчаяние от бессилия, невозможности влиять на ход вещей, исправить свои ошибки.
Любовная лирика
4 строфы, четверостишия
Основные образы
В центре даже не герои, а этот ворох писем. «Остывшая зола» — все, что осталось от некогда яро бушевавшего огня страсти. Героиня смотрит на них как на что-то давно забытое и абсолютно чуждое ей. Эти письма последняя память единственное свидетельство былой любви.
Лексика стихотворения
Книжные «горестных», «присущей»
Поэтический синтаксис
В стихотворении встречаются: эпитеты: знакомые, горестных, милой и т.д.; аллитерация придающая выразительность произведению: з, р, б, ж, в; олицетворение: знакомые мечты, любви и радости убитой; инверсия: стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени. Сравнение: и груду писем разбирала, и, как остывшую золу, брала их в руки и бросала; как души смотрят с высоты; как от присущей милой тени. Антитеза – любовь и горесть. В конце строк стоит многоточие – недосказанность.
Использование инверсий: «стоял я молча в стороне», «пасть готов был на колени». В конце третьей строфы многоточие выражающее недосказанность.
Изобразительные средства иносказания
Эпитеты: «горестных минут», «милой тени»
Олицетворение: «любви и радости убитой»
Сравнения: «как остывшую золу», «как души смотрят с высоты», «как от присущей милой тени»
Звукопись
Звучанию придает выразительность использование аллитерации с «з», «р», «б», «в», «ж».
Хорей
Четырехстопный ямб. Стопа двухсложная с ударением на втором слоге
Ритм и рифма. Способы рифмовки
Стихотворение написано с использованием перекрестной рифмы.
Эмоции вызванные при прочтении
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
Анализ стихотворения Тютчева «Она сидела на полу…»
Любовная лирика Федора Тютчева является одной из самых ярких и волнующих страниц творчества поэта. Стихи, посвященные избранницам, наполнены чувственностью, эмоциональностью и нередко трагизмом. Все дело в том, что в 47 лет Тютчев, будучи уважаемым и высокопоставленным государственным чиновником, счастливым семьянином и достаточно известным поэтом, влюбился в 24-летнюю воспитанницу Смольного института благородных девиц Елену Денисьеву. Их тайный роман протекал бурно и безмятежно до тех пор, пока не выяснилось, что потомственная дворянка, отданная на попечение своей петербургской тетки, ждет от поэта ребенка. Грандиозный скандал, разразившийся в обществе, не мог остаться тайно для супруги поэта, Элеоноре Тютчевой, которая очень болезненно переживала измену супруга. В порыве отчаяния она даже уничтожила значительную часть переписки с поэтом, в которой содержалось множество посвященных ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. Именно этому грустному событию Тютчев посвятил свое стихотворение «Она сидела на полу…», созданное в 1858 году.
Если не знать предыстории его написания, то создается впечатление очень идиллической и немного грустной картины, когда таинственная незнакомка, усевшись на пол, перебирает старые письма и «как остывшую золу», берет их в руки, а потом снова бросает. Автор обращается к героине своего произведения в третьем лице и в прошедшем времени, отмечая, что она смотрит на пожелтевшие от времени страницы писем, которые хранят в себе радости и горести, как-то отстраненно, «как души смотря с высоты на ими брошенное тело»
. И при этом словно бы не замечает виновника своих страданий, который стоит в стороне и чувствует себя явно лишним в этой странной компании женщины и писем, некогда таких дорогих, а сейчас потерявших всю свою ценность. Автор отмечает, что в этот момент он «пасть готов был на колени», но понимал, что исправить уже ничего невозможно, и хрупкие листы, являющиеся вещественным доказательством некогда пылкой любви, равно как и само чувство, обречены на гибель. Да и автор уже не является для героини своего произведения осязаемым человеком из плоти и крови, постепенно превращаясь в «милую тень», мираж, фантом. Осознание этого вызывает у Тютчева глубокую грусть, словно бы еще одна страница его непростой жизни оказывается перевернутой и рассыпается пеплом, как старые письма.
Несмотря на всю пикантность и двусмысленность ситуации поэт не нашел в себе сил расстаться с женой, но при этом и от своих чувств к Елене Денисьевой отказаться не сумел. В таком любовном треугольнике поэт прожил 14 лет, до самой смерти Денисьевой, которую нежно называл Лелечкой. Она скончалась от чахотки, подарив Тютчеву троих детей, двоим из которых также суждено было умереть. Все эти годы поэт заботился о своей второй семье и продолжал любить обоих женщин. Денисьеву за незаурядный ум, смелость, красоту и ту жертву, которую она принесла во имя их странного союза, стоившего ей репутации и наследства. Супругу – за понимание и умение прощать. Примечательно, что именно с согласия Элеоноры Тютчевой дети поэта, рожденные вне брака, получили его фамилию. И после смерти Денисьевой именно супруга стала для поэта главной утешительницей, разделив с ним его душевную боль.
Стоит также отметить, что поэт пережил обеих своих возлюбленных. Но даже после их смерти продолжал посвящать свои женщинам стихи, трогательные, нежные, наполненные искренним восхищением и любовью, а также благодарностью за то, что они скрасили жизнь автора, привнеся в нее немного радости, света и тепла.
Любовную лирику Ф. Тютчева следует читать в контексте биографии поэта, интимные стихотворения — ключик к его душе и самым сокровенным переживаниям. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Она сидела на полу» по плану.
Справочная таблица по стихотворению
Характеристика | Информация |
---|---|
Автор | Фёдор Иванович Тютчев |
Год написания | 1858 |
Контекст и обстоятельства написания | Стихотворение посвящено личной трагедии в жизни Тютчева, связанной с романом с подругой своих дочерей, Е. Денисьевой. Ревность и разочарование супруги Эрнестины после рождения ребенка у Денисьевой привели к скандалу. В порыве ревности Эрнестина сожгла большую часть писем, написанных Тютчевым ей. |
Основная тема | Утрата, невозвратность моментов в жизни, символизированная разбираемыми письмами и их превращением в «остывшую золу». |
Основные образы | Женщина, сидящая на полу и разбирающая письма, которые когда-то имели для нее огромное значение; лирический герой, наблюдающий за убитой горем женщиной. |
Символика | Письма символизируют ушедшие чувства, любовь, моменты жизни. Сожженные письма становятся метафорой утраты. |
Эмоциональная окраска | Грусть, тоска, ностальгия, утрата. |
Личные переживания автора | Тютчев испытывал сложные эмоции, сожаление и понимание необратимости утраты. Он был благодарен своей жене, но не мог управлять своим сердцем, полюбившим другую женщину. |
Финальные строки и общий вывод | Лирический герой понимает бесполезность извинений и жалости, сожалея о том, что убитую любовь нельзя вернуть. Автор подчеркивает сожжение писем как потерю не только чувств, но и прошлого, которое уже не вернуть. Эрнестина не простила измену, и Тютчев жил двойной жизнью, сохраняя брак ради детей. |
Композиционные особенности
Композиция произведения состоит из четырёх строф-катренов. Однако по смыслу стихотворение можно разделить на 3 части, каждая из которых плавно перетекает в другую:
- В первых двух строфах идёт описание жанровой сцены. Поэт показывает сидящую на полу женщину, медленно перебирающую груду писем, которые когда-то она получала от своего супруга. Всего пара деталей, описанных Тютчевым, позволяют понять читателю то напряжённое состояние, которое витало в комнате героев.
- В третьей строфе повествуется о содержании тех писем, которые перебирала героиня. Из этого описания можно понять, что они являются тем, что некогда связывало героя и героиню, но теперь останется лишь в воспоминаниях.
- Заключительная строфа описывает состояние самого лирического героя. Он признаёт свою вину и готов вымаливать прощение у некогда любимой женщины за то, что принёс столько страданий в её жизнь.
Образы и символы
Центральным образом произведения становится главная героиня. Поэт конкретно не описывает её и не называет имён, однако нетрудно догадаться, что перед читателем предстаёт женщина, мысли которой омрачены страданием. Тютчев подчеркнул только одну деталь, которая также указывает на то, что героиня от отчаяния не находит себе места. Этой деталью становится «чудной взгляд», подтверждающий беспокойное состояние женщины.
Изначально лирический герой может показаться читателю бесчувственным наблюдателем, который изучает сцены нервного срыва со стороны и никак не помогает человеку. Однако постепенно открывается внутренний мир героя.
Он прекрасно помнит, с какой страстью и любовью писал те письма, которые одно за другим летят в огонь. Поэт не может смириться с тем, что смог довести до такого состояния любящего его человека. Герой подчёркивает, что ему «страшно грустно», что ещё раз доказывает сожаление и грусть, которые присутствуют в нём при наблюдении за той картиной.
История создания
История написания произведения «Она сидела на полу» берёт своё начало с того момента, когда Фёдор Тютчев влюбляется в молодую девушку Елену Денисьеву. Она была на 23 года младше поэта, но это не помешало им начать романтические отношения. Поэт познакомился с девушкой в 1849 году. Вскоре он узнаёт, что Елена беременна, поэтому скрывать их роман уже было невозможно. Однако стоит подметить тот факт, что любовь между ними не угасала ещё 14 лет, пока возлюбленная поэта не скончалась.
Денисьева и Тютчев подвергались осуждению со стороны общества. Основной темой для обсуждения становилась не только разница в возрасте между людьми, но и то, что поэт на то время уже был женат. Элеонора Тютчева тяжело приняла факт измены мужа. У женщины часто случались нервные срывы, во время которых она рвала и жгла любовные письма своего супруга. В них также были стихотворения, которые поэт когда-то посвящал Елене.
Однажды Фёдору Ивановичу удалось застать картину уничтожения своих писем. Всё происходящее настолько сильно отпечаталось в памяти поэта, что он в 1858 году решил посвятить этому отдельное произведение. Стихотворение Тютчева было посвящено той женщине, которая имела огромное терпение. После того как Елена Денисьева скончалась, Фёдор Иванович решил обратно вернуться в семью.
Пол и его символика
Пол в литературе
В литературе пол может быть использован как символ различных чувств, состояний и событий. Например, пол заснеженный может символизировать чистоту и невинность, тогда как грязный пол может указывать на хаос и разрушение. Авторы могут использовать различные ассоциации с полом, чтобы обогатить смысл своего произведения.
Пол в религии и культуре
В религиозных и культурных традициях пол также имеет свою символику. Например, пол сговорчивый и женственный может быть ассоциирован с женским началом и материнством, тогда как пол сильный и устойчивый может быть связан с мужской силой и защитой. Такие символические значения пола могут варьироваться в разных религиях и культурах, отражая различные представления о роли и значимости мужчин и женщин.
Пол в практическом смысле
В практическом смысле, пол может быть важным элементом дизайна и организации пространства. Например, в зале балета пол должен быть ровным и гладким, чтобы танцоры могли свободно двигаться. В спортзале пол может быть оборудован для предотвращения травм и обеспечения безопасности. Пол также может служить исходной точкой для разных активностей, таких как строительство зданий и проведение мероприятий.
В итоге, пол имеет значимость и символическую силу в различных аспектах жизни. Он может быть использован для передачи определенных эмоций и идей, а также играть важную роль в дизайне и функционировании пространства.
Основная идея
Главной идеей стихотворения становится любовь, которая никогда не уходит бесследно. Человеку она продолжает приносить боль даже после того, как остывает. Произведение пронизано печальным настроением, а под конец появляется описание убитой любви. Тютчев сравнивает угасшее чувство с тенью, напоминающей образ призрака человека.
Стоит отметить, что главная героиня не винит поэта за то, что его чувства к ней угасли. Эта женщина являлась сильным человеком, который готов принять и понять даже предательство.
От такой стойкости герою становится ещё страшнее наблюдать за тем, как героиня рвёт письма, соединяющие былые чувства и настоящую пустоту.
Сам поэт понимал, какую боль принёс своей супруге, но любовь уже не вернуть, поэтому ничего нельзя изменить.