«сорокоуст», анализ поэмы есенина

Анализ лирики есенина

Как заказать сорокоуст за упокой

Заказать сорокоуст за упокой можно в любое время и в любом храме или монастыре. И молиться можно не только о новопреставленных христианах, но и о давно умерших. Если в храме Литургия совершается ежедневно, то и поминовение за упокой будет совершаться ежедневно. Можно заказывать сорокоуст об упокоении в нескольких храмах.

Среди слабо воцерковленных людей существует суеверие о важности сорокоуста в «трёх», «семи» или «сорока» церквях. Эти магические манипуляции с цифрами (3, 7, 40) не имеют отношения к Православию

Это предрассудок, ложный понимание совершаемого действия, которому придается сверхъестественное значение. Для христиан важна сама молитва, в которой верующие просят у Бога прощения грехов умершим. Смысл не в определенном количестве церквей, а в общей (усиленной) молитве христиан.

Главное не забывать, что

Когда заказывают сорокоуст по усопшему в храме, это не исключает домашней молитвы.

Размер и рифмовка

Поэма написана дольником с разным количество слогов в первой и третьей части и трёхударным дольником во второй и четвёртой. Дольник свойственен народной поэзии.Рифмовка в основном перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. В первой части дактилическая рифма чередуется с мужской, а рифмовка разнообразна. Если во втором (полном) пятистишье перекрёстная рифмовка сочетается со смежной (АбААб), то следующее четверостишье имеет перекрёстную рифмовку (ВгВг), а в последних двух перекрёстная рифмовка с выпадением одной строчки, остающейся незарифмованной: ДеДжзИзИ. При этом смысловую законченность имеют не четверостишья, а пяти- и шестистишья, что придаёт первой части речитативность, сходство с ритмической прозой.

Сергей Александрович Есенин родился в сентябре 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в семье зажиточных крестьян. В 1904 г. Есенина отдали в Константиновское земское четырехгодичное училище, а в 1909-м отправили продолжать учение во второклассную церковно-учительскую Спас-Клепиковскую школу. В 1912 г., по окончании школы, он уехал в Москву с твердым намерением посвятить себя стихотворству. В 1913 г. Есенин устроился работать в типографию Сытина — сначала грузчиком, а потом корректором.

В конце декабря 1925 Есенин приезжает из Москвы в Ленинград. В ночь на 28 декабря в гостинице «Англетер» был найден мертвым. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В августе 1920 года поэт пишет стихи о гибели родного деревенского мира «Сорокоуст». Название поэмы весьма символично, так как означает церковную службу по умершему, которая совершается в течение сорока дней со дня кончины.

В основу произведения лег эпизод, описанный Есениным в письме к Е.И.Лившиц от 11-12 августа 1920 г.: «Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни…».

Поэт объявляет о трагической гибели всего живого, беззащитного перед неравной схваткой с наступающим железным гостем. Есенин соотносит и противопоставляет железный поезд и живого коня: у поезда — железная ноздря, поезд бежит — жеребенок скачет, по степям — по большой траве, лапы чугунные — тонкие ноги. Неожиданный и безысходный эпитет — «бессиянные» поля. Современная автору жизнь, наступающий во всех сферах технический прогресс обесценивает все природное, по-настоящему живое.

«Сорокоуст» — это отходная по традиционному укладу народной жизни. «Страшный вестник» с «железным брюхом» и «громоздкой» пятой намертво сжимает, душит «глотки равнин». Стальная лихорадка трясет деревню. Сейчас, когда продолжается индустриальное наступление на природу, загрязнение рек и водоемов, вырубку лесов, мы начинаем понимать эти стихи Есенина не как отсталые патриархальные, а как реальную угрозу всему человечеству.

Василий Шукшин «Солнце, старик и девушка»

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Тютчева
  • Анализ стихотворения Тургенева Два богача 7 класс Стихотворение написано в 1878 году в свободной форме. Оно состоит всего из 4 абзацев и 5 предложений. Речь в нем идет о двух видах богачей. Первые богатые люди имеют неисчерпаемое количество денег, влияния и власти
  • Анализ стихотворения Тоска по родине Цветаевой Марина Цветаева увлекает своей поэзией каждого читателя. У неё особенное мировосприятие. Слог Цветаевой узнаваем. Много внимания в творчестве уделяется отношениям с миром, людьми, родиной. Как и у большинства поэтов двадцатого века
  • Анализ стихотворения Есенина Низкий дом с голубыми ставнями Это стихотворение предает трепетное отношение поэта к малой Родине. Символом ее становится тот самый дом, к которому с первых строк и обращается Есенин. Дом явно без второго богатого этажа, а еще, возможно, уже тогда врос от старости в землю
  • Анализ стихотворения Водопад Державина Водопад – довольно интересное название для длинной оды, ведь если посмотреть на строение практически любого стиха, то он действительно струится вниз подобно водопаду, только состоящему из слов

Маленькие поэмы » Марфа Посадница

Не сестра месяца из темного болота В жемчуге кокошник в небо запрокинула,— Ой, как выходила Марфа за ворота, Письменище черное из дулейки

1 вынула.

Раскололся зыками колокол на вече, Замахали кружевом полотнища зорние; Услыхали ангелы голос человечий, Отворили наскоро окна-ставни горние.

Возгово́рит Марфа голосом серебряно: «Ой ли, внуки Васькины

2.правнуки Микулы 3 ! Грамотой московскоюизвольно 4 повелено Выгомонить вольницы бражные загулы!»

Заходила буйница выхвали старинной, Бороды, как молнии, выпячили грозно: «Что нам Московия — как поставник

5 блинный! Там бояр-те жены хлыстают загозно!»

Марфа на крылечко праву ножку кинула, Левой помахала каблучком сафьяновым. «Быть так,— кротко молвила, черны брови сдвинула,— Не ручьи — брызгатели выцветням росяновым. »

Не чернец беседует с Господом в затворе — Царь московский антихриста вызывает: «Ой, Виельзевуле, горе мое, горе, Новгород мне вольный ног не лобызает!»

Вылез из запечья сатана гадюкой, В пучеглазых бельмах исчаведье ада. «Побожися душу выдать мне порукой, Иначе не будет с Новгородом слада!»

Вынул он бумаги — облака клок, Дал ему перо — от молнии стрелу. Чиркнул царь кинжалищем локоток, Расчеркнулся и зажал руку в полу.

Зарычит антихрист зёмным гудом: «А и сроку тебе, царь, даю четыреста лет! Как пойдет на Москву заморский Иуда, Тут тебе с Новгородом и сладу нет!»

«А откуль гроза, когда ветер шумит?» — Задает ему царь хитро́й спрос. Говорит сатана зыком черных згит: «Этот ответ с собой ветер унес. »

На соборах Кремля колокола заплакали, Собирались стрельцы из дальных слобод; Кони ржали, сабли звякали, Глас приказный чинно слухал народ.

Закраснели хоругви, образа засверкали, Царь пожаловал бочку с вином. Бабы подолами слезы утирали,— Кто-то воротится невредим в дом?

Пошли стрельцы, запылили по́ полю: «Берегись ты теперь, гордый Новоград!» Пики тенькали, кони топали,— Никто не пожалел и не обернулся назад.

Возгово́рит царь жене своей: «А и будет пир на красной браге! Послал я сватать неучтивых семей, Всем подушки голов расстелю в овраге».

«Государь ты мой,— шомонит жена,— Моему ль уму судить суд тебе. Тебе власть дана, тебе воля дана, Ты челом лишь бьешь одноей судьбе. »

В зарукавнике Марфа Богу молилась, Рукавом горючи слезы утирала; За окошко она наклонилась, Голубей к себе на колени сзывала.

«Уж вы, голуби, слуги Боговы, Солетайте-ко в райский терем, Вертайтесь в земное логово, Стучитесь к новоградским дверям!»

Приносили голуби от Бога письмо, Золотыми письменами рубленное; Села Марфа за расшитою тесьмой: «Уж ты, счастье ль мое загубленное!»

И писал Господь своей верной рабе: «Не гони метлой тучу вихристу; Как московский царь на кровавой гульбе Продал душу свою антихристу. »

А и минуло теперь четыреста лет. Не пора ли нам, ребята, взяться за ум, Исполнить святой Марфин завет: Заглушить удалью московский шум?

А пойдемте, бойцы, ловить кречетов, Отошлем дикомытя

6 с потребою царю:

Чтобы дал нам царь ответ в сечи той, Чтоб не застил он новоградскую зарю.

Ты шуми, певунный Волохов, шуми, Разбуди Садко с Буслаем на-торгаш! Выше, выше, вихорь, тучи подыми! Ой ты, Новгород, родимый наш!

Как по быльнице тропинка пролегла; А пойдемте стольный Киев звать! Ой ли вы, с Кремля колокола, А пора небось и честь вам знать!

Пропоем мы Богу с ветрами тропарь, Вспеним белую попончу, Загудит наш с веча колокол, как встарь, Тут я, ребята, и покончу.

1 Дулейка

(дулетка) — род верхней женской одежды; безрукавка с ватной подкладкой и накладными украшениями. 2Внуки Васькины — имеется в виду Василий Буслаев, один из героев новгородских былин. 3Правнуки Микулы — речь идет о былинном богатыре Микуле Селяниновиче. 4Извольно — своевольно, своенравно. 5Поставник — шкаф, ящик. 6Дикомыть — ловчая птица, выученная своему ремеслу уже после того, как она сменила оперение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение обращено к родине в узком смысле этого слова. Крестьянское понимание родины как родного края со знакомой и близкой природой – тема стихотворения. Основная мысль заключена в связи лирического героя с любимым краем: он источник вдохновения лирического героя, его силы и стойкости, осознания своего места в жизни.

Стихотворение состоит из четырёх строф, иногда печатается без последней – органически проистекающего из всех предыдущих философского вывода. Первая строфа – обращение лирического героя к любимому краю. В ней заявлена тоска по родине и желание вернуться, слиться с родной природой.

Во второй строфе лирический герой мысленно переносится к знакомым местам, вызывающим у него тихое умиление. В третьей строфе пейзаж становится тревожным и открывается источник этой тревоги – собственные потаенные мысли лирического героя.

В последней строфе лирический герой решается открыть сокровенные мысли: его жизнь на этой земле будет недолгой. Герой принимает это со смирением и кротостью, как данность. Некоторые исследователи отмечают, что в этом стихотворении Есенин предсказывает свою раннюю смерть. Но мотив преждевременных смерти и старения присущ многим ранним стихотворениям разных поэтов, это традиционный юношеский и романтический мотив. Кроме того, последнее предложение может и не нести в себе идею скорой смерти, а обозначать быстротечность, интенсивность, полноту жизни, которой смерть как раз чужда и непонятна. В целом стихи не о смерти, а о любви, молодости и жизни.

Анализ стиха >

Анализ стиха <<�Сорокоуст>>

В 1920 году Есенин создает целый цикл стихов на эту тему — «Сорокоуст» (сорокоуст — поминальная церковная служба по умершим). Здесь мы видим открытое и резкое противопоставление деревни городу. Крестьянско-патриархальным испугом веет от этих строк Есенина о городе, в них выражены те представления, согласно которым деревня только трудится и кормит, а город только ест и гуляет. Как видим, Есенин был недалек от того, что писали о городе и деревне крестьянские поэты. Однако здесь нельзя не отметить и существенной разницы. Она может быть понята, если мы обратимся к уже упоминавшейся статье «Ключи Марии». Именно здесь Есенин впервые после революции касается вопроса о городе и деревне. Вопрос этот возникает в связи с рассуждениями об истоках поэтического искусства и о его будущем. Поэзия должна опираться на исконные поэтические формы, выработанные устным художественным творчеством русского крестьянства, — таково основное положение Есенина. Поэт высказывает мысль о том, что город разрушает древний поэтический мир, рожденный в недрах русского крестьянства и уходящий своими истоками в патриархальную деревенскую старину. Город ему кажется чуждым, антипоэтическим миром, нарушающим гармонию между человеком и природой. Отсюда отрицательное отношение поэта к городу и защита деревни со всеми ее традиционными устоями. «Грусть за уходящее мллое родное» — такими словами определял Есенин состояние, в котором создавался цикл стихотворений «Сорокоуст». Не протест против нового, советского, а печаль об уходящем владеет поэтом. Он чувствует себя настолько привязанным к прошлому, что неизбежную гибель его воспринимает как собственную обреченность. Неумение отчетливо понять настоящее, увидеть приметы будущего временами приводят поэта даже к фатализму. Все чаще в его стихах начинает появляться слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта: «роковая на нем печать». Временами он готов уйти из жизни, как уходит из нее близкое и дорогое его поэтическому сердцу: «Я хочу под гудок пастуший Умереть для себя и для всех». Мотив ухода из жизни неоднократно повторяется в его стихах 1920- 1921 годов, и, может быть, наиболее сильно в одном из них, написанном уже после «Сорокоуста»: * Мир таинственный, мир мой древний, * Ты, как ветер, затих и присел. * Вот сдавили за шею деревни * Каменные руки шоссе. * Так испуганно в снежную выбель * Заметалась звенящая жуть. * Здравствуй, ты, моя черная гибель, * Я навстречу к тебе выхожу! В этом стихотворении поэт сравнивает себя с затравленным волком, попавшим в окружение «железных врагов». Мучительные мысли преследуют Есенина. Они до такой степени изнуряют его, что временами порождают безразличное, равнодушное отношение к жизни, желание отвернуться от источника своих

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Сорокоуст»

17 декабря 2015

Поэт, талант которого зародился и пробился из русской древни, трагически переживает столкновение с индустриальным городом в поэме «Сорокоуст». Название для произведения выбрано очень осмысленно.

Сорокоуст, для тех, кто не знаком с церковной жизнью, – это отпевание умершего на протяжении идущих один за другим сорока дней. Вот и Сергей Есенин с надрывом в душе пишет в августе 1920 года песнь о гибели любимой живой деревни под натиском железа, машин, бездушности городов.

Центром лирической композиции можно с точностью назвать третью часть поэмы. В этих строках – самый запоминающийся эпизод: гонка жеребенка рядом с едущим поездом. Сцена эта случайно попала на глаза поэту во время очередной поездки. Она стала в итоге той зацепкой, за которой полились одна за другой мысли о гибели нетронутой природы под натиском агрессивной деятельности человека.

Чтение первых строк «Сорокоуста» публике вызвало протест. Употребление в зачине произведения резких бранных выражений для тогдашних устоев интеллигенции было неприемлемо. Однако, Есенин, как любой поэт, пытался внести в литературный мир нечто новое, революционное. И общественность сдалась, восхитившись талантом молодого дарования. Люди понимали, что строки Есенина не пусты, они переполнены смыслом и глубокими возвышенными чувствами.

«Сорокоуст» – отпевание естественной, природной жизни народа в деревенской тиши, тоска поэта по Родине. Город рисуется в стихотворении как громадная машина, надвигающаяся на беззащитную, нежную, трогательно красивую как маленький милый жеребенок природу. Любовью пронизаны обращения автора к непосредственному в своем поведении маленькому конику при встрече с железным гостем.

Строки, написанные из души столько лет назад, набирают актуальности сегодня, когда человек становится все более жестоким к окружающей среде. Загрязнение почв и воздуха, вырубка лесов, – все это разрушает тонкую гармонию природы. Есенин в поэме скорбит, пытаясь передать тоску нам, зрителям, чтобы мы не допустили окончательной победы всего искусственного, бездушного, материального над живым, духовным, естественным.

Лирика

Сильная сторона творчества Сергея Есенина — в лирическом изображении русской природы, любви к России, к родному краю:

Стихи Есенина, простые и искренние, говорят о колоссальной ценности всего живого на земле. Лиризм и нежность строк Есенина проникают прямо в сердце слушателя, читателя, трогают до слез, взывая к чему- то самому потаенному. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».

Лирика Есенина тесно связана с родной Рязанщиной. Из приокского села Константиново поэт уехал в юности, на родине бывал наездами. Разлука с родной землей и вызвала в сердце поэта строки, наполненные горячей любовью и тоской по земле, по крестьянской, деревенской Руси.

Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Вся красота родного края с годами вылилась в стихи, полные любви к России. С юных лет по деревенским рассказам и песням складывается в сознании Есенина образ России с ее раздольными и грустными песнями, светлой печалью и молодецкой удалью, бунтарским духом Стеньки Разина и кандальным звоном сибирских каторжников, церковным благовестом и тишиной села, девичьим смехом и слезами матерей, потерявших своих сыновей на войне.

Стихи ранних лет (1911-1912) убеждают, что уже в эту пору Есенин находит собственный путь в поэзии. Здесь и мотивы русской природы, и любовь к родному краю, и напевность стиха («В хате», «Край ты мой заброшенный…», «Черная, потом пропахшая выть…», «Топи да болота…»). У раннего Есенина один центральный, всеобъемлющий образ — Голубая Русь, этот романтический образ прекрасен («Гой ты, Русь моя родная…» (1914), «О верю, верю, счастье есть!..» (1917)). Россия раннего периода стихов — смиренная, дремотная, дремучая, кроткая. Это православная Русь, наполненная малиновым звоном, благолепием, церквями и монастырями. Она описана поэтом тихими заревыми вечерами, в багрянце и золоте осени, в рябине, в необъятной сини небес.

Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтический мир Есенина. Человек — часть природы, кровно с ней связан. Образы русских людей-тружеников выписаны в ряде ранних стихов Есенина с сыновней заботой об их судьбе, часто такой неустроенной и безрадостной. У крестьян «заглушила засуха засевки, сохнет рожь, и не всходят овсы». Девочка-малютка просит со слезами «черствого хлеба кусок» у окна больших хором. «Старый дед, согнувши спину, чистит вытоптанный ток», а старуха-мать ждет сына с войны. Взор поэта замечает и сиротливые избы, и песчаную дорогу, по которой идут закованные в кандалы люди.

Революцию Есенин принял, но, как написал в своей автобиографии, «с крестьянским уклоном». Поэт провозглашает правоту восставшего народа (поэмы «Небесный барабанщик», «Иорданская голубица»). Боль и невзгоды крестьянской России, ее радости и надежды — все это у Есенина становится строфами: задушевными и светлыми, скорбными и гневными. Новый мир предстает в стихах Есенина как утопическая картина мужицкого рая на земле, романтического града. В поэме «Инония» (иная земля) Есенин рисует другой край, отличный от его родины. Это прекрасная страна завтрашнего дня:

Но мечты о рае уже к 1920 г. рушатся. В поэме «Сорокоуст» Есенин пишет о неприятии города, противопоставляя паровозу то корову, то красногривого жеребенка: …милый, смешной дуралей,

Есенину жаль старую, деревенскую Русь. Ему кажется, что новое поколение не сможет так полюбить Россию, как он. В стихах этого периода чувствуется стремление преодолеть эту отчужденность от народа, который строит новую жизнь. Разумом он понимал, что по-старому жить невозможно, но душа не приемлет это новое.

Непонимание происходящего вызвало в душе Есенина кризис. Появляются стихи, в которых слышны мотивы одиночества, душевной усталости, трагической безысходности. Город давит своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и лицемерием окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина. В искусственном мире он ищет утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и не понимая, чего хочет душа («Мне осталась одна забава…», «Я обманывать себя не стану…», «Я усталым таким еще не был…»).

После поездки за границу (1922-1923) Есенин все же убеждается в необходимости переустройства жизни, по-другому оценивает происходящее в России: Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!

Тема, основная мысль и композиция

Тема поэмы – столкновение уходящего мира патриархальной деревни и нового железного мира города, промышленности. Сорокоуст по старому, тяжело больному и даже умирающему (или только что умершему) миру поёт Есенин. Основная мысль состоит в неизбежности умирания старого, но такого дорогого Есенину мира. Сам он определял идею произведения в том же письме к Лившиц: «Трогает меня… только грусть за уходящее милое родное звериное и незыблемая сила мёртвого, механического».

Поэма состоит из 4 частей. В первой части Есенин создаёт образ грандиозного мирового преобразования, конца света, начавшегося со звука погибельного рога, подобного архангельскому. Природу ожидает гибель, враг «с железным брюхом», которому соответствует библейский образ зверя. Обращение лирического героя к «любителям песенных блох», не желающим видеть перемены и наслаждающимся сентиментальными стихами прошлого, в своё время возмутило первых слушателей и читателей поэмы, так как содержало грубые слова, ругательства.

Во второй части наступление «стальной лихорадки» становится всё более заметным. Железному брюху города, цивилизации противопоставлен древенчатый живот изб, словно механическое живому.

Третья часть центральная в поэме. Поезд в ней уподобляется железному чудовищу, которое побеждает жеребёнка, воплотившего не только всё живое, но и прошлую эпоху.

Четвёртая часть обращена к скверному гостю – прогрессу, который большинство принимает с радостью, но лирический герой, певец старого мира, видит своё призвание в его отпевании. На стороне лирического героя природа и деревенские жители, скорбящие вместе с ним.

«Сорокоуст» (Есенин): анализ стихотворения Сергея Александровича

Есенин опасался, что новая власть свои задачи будет решать за счёт крестьянства. Эти сомнения и предположения с высочайшей художественной силой прозвучали в его небольшой поэме «Сорокоуст» (1920). Основой для третьей части поэмы стала реальная картина, которую наблюдал Есенин во время поездки на юг. «Сорокоуст» — одно из самых пронзительных, очень личных и в то же время предельно обобщённых произведений поэта.

Несовпадение ожидаемого и реального, тоска по уходящему и внутренний страх перед будущим, боль и любовь выражены в стихотворении в каждой строке, в каждом слове, в том, как они соотносятся друг с другом. Так, например, высокая лексика с риторическим обращением («О, электрический восход») и фраза, начинающаяся с уходящего из языка местоимения «се» в значении «этот» соседствуют с просторечиями «жалостная», имитацией припева из народной песни «Таля-ля-ля, тили-ли-гом». Образ «тоскующих песен» и лягушиный писк в соломе становятся элементами художественного мира стихотворения.

Подобные образные средства словно готовят кульминационные строки «Сорокоуста» в части третьей. Развязка происходит в четвёртой главке, где проявляется главное: неизбежность расплаты за этот неистовый, бешеный и равнодушно-паровозный гон, темп которого не в состоянии вынести «красногрудый жеребёнок». Есенин максимально приближает события каждому, кто будет читать его строки, своим обращением-вопросом:

Видели ли вы,

Как бежит по степям…

И даже это лёгкое сближение «ли — ли» («ВидеЛИ ЛИ…»), похожее в данном случае на косноязычие, передаёт состояние особого возбуждения, которое также должно перейти к читателю. Эмоциональное напряжение усиливается введением в текст риторических вопросов (в третьей части они присутствуют в каждой из трёх строф, а в заключительной строфе их подряд четыре). Пятое предложение — итог. Риторического вопроса в нём нет — и это тоже художественный ход поэта. Незачем и некого спрашивать. Все предрешено. И перед тем, как выплеснуть самое страшное, вдруг возникает выпадающее из литературного языка просторечие «тысчи» — и многократно усиливает основной трагический мотив:

И за тысчи пудов конской кожи и мяса

Покупают теперь паровоз.

Такова цена. И не она ли теперь будет основной в новой жизни, когда за всё заплатят чужой кожей и чужим мясом? Трагические предчувствия Есенина, к сожалению, имели основания —во время Гражданской войны, где во имя идеи брат убивал брата. Подтвердятся они очень скоро и трагической судьбой людей, погибших в тюрьмах и лагерях.

Анализ стихотворения Есенина «Сорокоуст»

Известный стихотворный текст 1920 г. часто попадает в поле зрения исследователей как произведение, предопределившее важные тенденции развития русской литературы XX в. Вошел в историю трогательный образ жеребенка, пытающегося состязаться в скорости с поездом. Гонка служит выражением противостояния коней живого и железного, конфликта природного мира и человеческого общества, которое избрало путь, отдаляющий людей от естественного начала.

Танатологическая тема задана заглавием поэмы и поддерживается многочисленными реминисценциями из библейского Апокалипсиса. Тревожный голос «погибельного рога», указанный в зачине, напоминает звучание страшного оркестра из семи труб, насылающего несчастья на землю и возвещающего о конце света. Образ поезда наделяется чертами апокалипсического зверя, который издает громкий скрежет и устрашающий храп.

Пророческие интонации проявляются начиная с первого эпизода: субъект речи с тревогой и горечью говорит о скором приходе беды. Назван источник опасности — враг «с железным брюхом». Агрессивный и быстрый, он уже наметил цель и готовится к наступлению. Изнеженным завсегдатаям литературных салонов не дано предугадать опасность. Безразличие эстетствующей публики провоцирует эпатажные выпады лирического «я», который в гневе обещает обществу окровавленную зарю. Гибель предчувствуют только те, кто привык жить по законам природы.

Зловещая атмосфера определяет характер деревенского пейзажа, представленного во второй части: жалостливый плач гармоники, вихри листопада, тоскливый аккомпанемент народных песен, лягушачий писк. Важным элементом картины является образ клена, с которого ветер счесывает листву. В образной системе Есенина он ассоциируется с обликом человека: в стихотворении « » старый клен схож с головой лирического героя. Включая эту деталь в общую зарисовку, автор поэмы сообщает о принадлежности субъекта речи трагической доле русской деревни.

Центральное место третьей главки отведено эпизоду неравного состязания, упомянутого выше. За серией риторических вопросов следует философский вывод: система ценностей определяется временем, и каждая эпоха перекраивает их по-своему.

В четвертой части четко определена роль героя: он пророк и псаломщик, справляющий поминальную службу по гибнущей родине. Поэма завершается короткими фрагментами из деревенской жизни, в которых диссонансные ноты достигают кульминации. Мотив крови возвращает читателя к теме возмездия, обозначенной зачином, а финальный образ мужика-пьяницы символизирует безнадежность будущего крестьянского мира.

Анализ 2

За все время Есенин написал огромное количество разных произведений. А вот самым ярким произведением является «Сорокоуст», оно было написано примерно в 1920 году.

Сначала в произведении появились некоторые не совсем корректные и бранные слова, которые вызвали у государства протест. Но Есенину нравилось и он делал все для того чтобы привнести в литературу что-то новое и интересное, а главное необычное. И спустя некоторое время произведение было принято и выпущено. Все начали восхищаться талантами автора, а некоторые даже и завидовать ему. Многие начали понимать, что в этих строках имеется настоящий смысл и глубокие чувства.

Вообще «Сорокоуст» является обыкновенной молитвой, которая поется в церкви. Обычно она поется о человеке, который на данный момент не находится рядом. Этот человек очень сильно болен и только при помощи этой молитвы можно его излечить. Кроме этого благодаря Сорокоусту больной человек становится единым с Иисусом. Также сорокоуст можно петь в церкви о человеке, который совсем недавно ушел из жизни. А вот о чем эта песня и когда ее можно петь мы сможем узнать из произведения данного автора. Поэма состоит из четырех частей.

Первая часть начинается с того, что все происходит в небольшой деревне. Главным героем данного произведения является маленький жеребенок. Больше всего на свете ему хочется стать поскорее взрослым и развить большую скорость. И вот однажды он решил посоревноваться с поездом. И, конечно же, выиграл поезд, а жеребенок очень расстроился, поэтому поводу. Поезд в этом случае является катастрофой, которая надвигается на людей и никто не может ее предотвратить.

Поэт видел данную картину наяву и решил вставить в свое произведение и при помощи этого сделать завязку. Из этой картины можно понять, что постепенно создавая что-то новое человек, разрушает и уничтожает природу и этого порой не замечает.

Природа также очень сильно переживает, поэтому поводу она выглядит трагичной.

Во второй части идет противостояние железного монстра с деревенскими избами и людьми, живущими в них.

В следующей части идет победа поезда над жеребенком.

Хоть поэма «Сорокоуст» написана очень давно, но все равно остается до сегодняшнего времени остается актуальной. Ведь человек и сегодня не следит за природой, а продолжает ее разрушать. Постоянно загрязняется природа и воздух. Кроме этого постоянно вырубается лес, а новый никто не хочет сажать. И этим писатель хочет сказать, что нужно прекратить это делать иначе катастрофы не избежать.

Анализ стихотворения Сорокоуст по плану

Тропы и образы

Первые стихотворения Есенина были полны церковных образов, возникших под влиянием деда-старообрядца и обучения в Спас-Клепиковской церковноприходской учительской школе. Такие мотивы есть и в стихотворении «Край любимый». Ивы Есенин называет кроткими монашками (метафора). Сходство появилось благодаря свешивающимся до земли тонким ветвям, на которые, как бусины в чётках, нанизаны листья. Слуховой образ звона просто присоединяется к зрительному.

Способность Есенина слышать звуки в тишине отражена в метафоре стозвонные зеленя
. Каждая былинка, по ощущению лирического героя, издаёт свой особый звук, а вместе они подобны колоколам в звоннице, гудящим на сто голосов.

Цветы белой кашки напоминают лирическому герою ризу. В этом же предложении Есенин использует непонятное современному человеку и даже горожанам времён Есенина слово перемётка
. Это широко использовавшееся в крестьянской жизни приспособление – связанные пучком жерди для прижимания соломы в скирде.

Неоднозначен самый первый образ стихотворения. Лонные воды – это символ родины, лона матери. Но вот что означает эта метафора: то ли скирды жёлтой, как солнце, соломы отражаются в водоёме, то ли лирический герой представляет их на фоне неба, называя его по библейской традиции водами.

Образ неба появляется в третьей строфе. Застывшее над болотом облако похоже на дым из трубки. В стихотворении олицетворяются не только родной край и ивы, но и болото. Облако в поднебесье метафорически называется гарью в небесном коромысле. Герой противопоставляет воображаемому звону природы свои потаённые мысли

Употребление однокоренных слов (тайна
и затаил
) подчёркивает важность этих мыслей

В последней строфе – жизненная программа лирического героя. Герой следует библейским принципам всё принимать от жизни (от Бога), хорошее и плохое, а также жить, не жалея своей души. Это тонкий намёк на свою богоизбранность, соотнесение себя со Христом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: