Краткий анализ стихотворения лермонтова «валерик»

Анализ стихотворения лермонтова «валерик. лермонтов «валерик» – анализ и история создания

Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова (3 вариант)

Во время первой ссылки на Кавказ Лермонтов так и не смог принять участия в боевых действиях, к чему очень стремился. Романтическая натура Лермонтова жаждала подвига. Эта возможность была ему предоставлена во второй ссылке. Поэт попал под командование генерал-лейтенанта Галафеева и даже вел официальный «Журнал военных действий». В июле 1840 г. Лермонтов участвовал в боевых операциях возле р. Валерик (в пер. «речка смерти») и проявил незаурядную храбрость. За один из боев поэт был приставлен к ордену Станислава 3-й ст., но уже после его смерти пришел отказ Николая I. Свои впечатления о войне Лермонтов выразил в произведении «Я к вам пишу случайно; право…» (1840). Название «Валерик» было дано издателями.

Стихотворение начинается с обращения Лермонтова к неизвестной собеседнице, оставшейся в России. Оно отражает философские размышления поэта о своей прошлой жизни и объясняет мотивы, которыми он руководствовался, отправляясь на войну. Лермонтов признается женщине в любви, которую ничто не может изгладить из его памяти. Невыносимые страдания приучили поэта к терпению. Он уже давно привык ко всему и не испытывает ни злобы, ни благодарности к судьбе.

Лермонтов постепенно от общих рассуждений переходит к описанию настоящего положения. Он находится среди русского военного лагеря. Удивительная природа Кавказа вызывает в его душе умиротворение. За будничными трудами некогда предаваться тоске. Поэта окружает непривычная восточная культура, которая невольно привлекает его. Жизнь спокойна только на первый взгляд. В любой момент может произойти внезапная стычка с неприятелем. Но короткая перестрелка давно стала привычным явлением, «безделкой». Она даже не вызывает чувства опасности. Лермонтов сравнивает такие «сшибки удалые» с «трагическим балетом».

Центральная сцена стихотворения – кровопролитное сражение на реке Валерик. Поэт очень подробно описывает эту битву, ее достоверность подтверждается «Журналом военных действий». При этом он умалчивает о собственных подвигах, но с чувством уважения отзывается о военных товарищах.

После битвы автор с сожалением оглядывает место кровавой резни. Огромные жертвы с обеих сторон наводят его на печальные размышления о смысле войны. Благородная жажда подвига сменяется скорбью по погибшим. Причем если русские солдаты будут поименно учтены и похоронены, то убитых горцев даже никто не считает. Очень символично звучит перевод названия р. Валерик – «речка смерти».

В финале автор вновь обращается к любимой. Он уверен, что его «безыскусственный рассказ» будет неинтересен светской женщине. «Тревоги дикие войны» скучны для человека, проводящего жизнь в праздности и веселье. В этом звучит обвинительный приговор Лермонтова всему высшему обществу. В скрытой форме поэт также предъявляет обвинение захватнической войне России на Кавказе. Потери местного населения вообще не учитываются, а судьба и победы русских солдат и офицеров никого не интересуют.

Анализ стихотворения Лермонтова Валерик

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Валерик», написанное в 1940 году, считается одним из ярких произведений военной лирики в творчестве поэта. М.Ю. Лермонтов находится во второй своей ссылке на Кавказе, но в отличие от первой, сейчас он в гуще военных действий. Он воюет храбро, без оглядки, удивляя даже старых испытанных вояк своей удалью. Друзьям в переписке, поэт пишет, что вошел во вкус войны, и она стала его родной стихией. Все происходящее вокруг, М.Ю Лермонтов отражает в своих лирических произведениях. Стихотворения этого периода грустные и мрачные, в них постоянно присутствуют мысли о смерти и одиночестве человека.

Стихотворение «Валерик» повествует о переломном в ходе войны сражении на реке с одноименным названием, в котором М.Ю. Лермонтов принимал непосредственное участие. Поэт пишет от первого лица, как бы пропуская через себя все происходящее в том страшном бою.

Стихотворение объединяет в себе любовную и военную лирику. Повествование состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет ключевую мысль автора.

Произведение начинается обращением к возлюбленной. Варвара Александровна Лопухина была любимой поэта, именно к ней он пишет в стихотворении. Но строки лишены любви, в них скрыты другие чувства. Пересматривая холодным умом прошлое, автор разуверяется в том, что она, когда-то любила его. В них больше упрека в непостоянстве и равнодушии любимой к его судьбе. Да и сам он уже не тот, кто был прежде. После пережитого, для него пустыми кажутся его юношеские забавы, любовь, и само общество становится для него чуждым.

Далее начинается вторая часть повествования и поэт описывает боевые действия. Медленно перейдя от «турка и татарина» к Востоку поэт погружает нас в суровый быт военных. Нельзя не заметить, любовь и преклонение М.Ю. Лермонтова перед культурой и традицией народов Кавказа. Здесь душа его исцеляется и находится в забытье. Меняется и тон повествования, от тяжелого и мрачного, он становится спокойным и легким.

Поэт описывает картину простой фронтовой жизни. Недолгий отдых, между чередой внезапных атак. Перестрелки, короткие схватки и смерть, которая глядит в глаза солдатам. Чувствуется его поистине братская любовь к сослуживцам. В военном быте поэт находит своеобразный отдых своей истерзанной страстями душе. Его больше не мучает прошлое и он не думает о будущем. Есть только война, которая уносит жизни тысячи солдат.

«Трагический балет», «представления» — эти сравнения автор делает неслучайно. Для молодой светской барышни, у которой все интересы ограничены театрами и балами, эти понятия близки и понятны. Но сколько мрачной тоски звучит в словах автора. Между ним и любимой пропасть из пережитого на войне. И осознавая эту разницу, поэт намеренно не щадит свою слушательницу, описывая во всех подробностях главное сражение.

Он беспощадно обрушивает на читателя весь ужас боя, где люди будто превратились в зверей в смертельной схватке. И после сражения М.Ю Лермонтов вновь переходит к лицам. Мы видим умирающего капитана, слезы бойцов, генерала, который пишет донесения, и случившуюся трагедию в лице каждого героя. И самое страшное, что нет в этом сражении победивших и проигравших, все случившееся для писателя – это кровожадное убийство, которое не оправдывают никакие цели.

После мы вновь слышим голос поэта. Он охватывает всю страшную картину происходящего вокруг, но не находит сожаления и печали.  И это, конечно, не равнодушие. Истерзанная битвой душа окаменела и все чувства в ней истощились. Как противопоставление кошмарному людскому действу, над всем ясное небо и спокойная величественная природа Кавказа. И глядя на весь этот вечный пейзаж, его мучает только одно.

Я думал: жалкий человек.Чего он хочет!.. небо ясно,Под небом места много всем,Но беспрестанно и напрасноОдин враждует он — зачем?

Он спрашивает это, зная, что ответ на этот вопрос не знает ни один человек. Для М.Ю. Лермонтова чеченская война была трагедией. Он не понимал ее предназначения. За время своей ссылки, он проникся культурой и традициями горцев, и они перестали быть для него дикарями с кинжалов, которых надо истребить.

В заключительных строках стихотворения, он опять делает противопоставление светского общества, которое относится к поездке на Кавказ, как к увеселению, и жесткую реальность войны. Поэту осталось только попрощаться со своей возлюбленной. Не жалея, он пытается представить все высказанные чувства за безумие и оттолкнуть ее уже навсегда.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик»

Все материалы с раздела: Анализы стихотворений М.Ю. Лермонтова

         Стихотворение М. Ю

Лермонтова «Валерик», написанное в 1840 году,  представляет собой послание к некой важной для него молодой особе, котором поэт описывает тяготы его военной службы на Кавказе

        «Валерик» был написан великим русским поэтом в период его пребывания во второй кавказской ссылке. Центральным сюжетом произведения является сражение на реке Валерик, в котором непосредственно принимал участие сам Михаил Юрьевич. В начале своего повествования, в первой части, Лермонтов обращается к молодой девушке.

Я к вам пишу случайно; право Не знаю, как и для чего…

        Существует мнение, что эти строки обращены к его давней возлюбленной, столичной красавице Варваре Лопухиной, нежные чувства к которой сам Лермонтов пронес до самой смерти, наступившей в 1841 году.

        Читатель ожидает пылких признаний в любви, но Лермонтов развенчивает миф о неизбежном содержании любовного послания, более того. Он даже не считает нужным сообщить своей «собеседнице» место своего нахождения.

И знать вам также нету нужды,Где я что я? В какой глуши?Душою мы друг другу чужды, Да вряд ли есть родство души.

        Лермонтов возникшие в его сердце нежные чувства пытается отринуть, считая их простым глупым любовным увлечением, столь несерьезным.

Безумно ждать любви заочной?В наш век все чувства лишь на срок.

        Но он никак не может забыть ту красавицу, которая однажды пленила его: он ее любил, продолжал любить. Свою ссылку на Кавказ Лермонтов не считал злой долей или тяжелой участью, об этом он и повествует во второй части.

Судьбе как турок иль татаринЗа все я ровно благодарен;У Бога счастья не прошуИ молча зло переношу.

        Лермонтов повествует о своей военной жизни, описывая военный лагерь, разговоры про минувшие славные бои за Ичкерию.

В палатке ближней слышен мне;Как при Ермилове ходилиВ Чечню, в Аварию, к горам;Как там дрались, как мы их били,Как доставалося и нам…

        Описание лагерной обстановки стремительно переносится на военные действия, как только начинается обстрел горцами российских солдат. С этого момента начинается сражение на реке Валерик.

        Вторая часть, посвященная самому кровавому бою, описанному как суматоха, хаос, сумбурные действия. Лермонтов повествует о сражении глазами очевидца.

Уж близко… выстрел… легкий дым…Эй вы, станичники, за ним…Что? Ранен!…- Ничего, безделка…И завязалась перестрелка…

        Лермонтов точно и красочно воссоздает ход военных действий, описывая все в подробнейших мельчайших деталях – к примеру, смерть раненого капитана.

        Лермонтову горестны военные столкновения русских с горцами, так как он сам лично видит эту борьбу бессмысленным выяснением отношений. Он не согласен, что территории следует присоединять к империи, убивая огромное количество людей, проживающих там.

        Чеченцев автор врагами не называет, мало того, Галуб – его кунак — также по национальности является чеченцем. Третья часть произведения Лермонтов вновь посвящает своей тайной возлюбленной, беспокоясь, что его рассказ о военных действиях для нее может быть скучным и непривлекательным.

        Стихотворение написано двустопным и четырехстопным ямбами, содержит в себе смежные и перекрестные рифмы, философские рассуждения самого Лермонтова об окружающих его событиях и собственных размышлениях.

        В данном произведении раскрывается истинные чувства Лермонтова, относящиеся к войне на Кавказе, которые он сумел выразить достоверно и правдиво.

Теперь прощайте: если васМой безыскусственный рассказРазвеселит, займет хоть малость,Я буду счастлив. А не так?—Простите мне его как шалостьИ тихо молвите: чудак!..

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: Анализы стихотворений М.Ю. Лермонтова

Выразительные средства

Лермонтов в стихотворении «Валерик» использовал различные средства выразительности. Некоторые из них:

  • эпитеты — «лукавый взор», «любовь заочная», «кровь стекала струею по каменьям»;
  • метафоры — «река смерти».

Кроме этого, автор использовал поэтический синтаксис, например, градация и риторические вопросы. Все выразительные средства в этом стихотворении позволяют создать особенный колорит. Подробное описание природы будто отправляет читателя на Кавказ.

Автор подробно описывает диалоги солдат, их реакцию на все происходящее. Звук барабанов, полковая музыка и боевые крики демонстрируют сплоченность русских отрядов, их нацеленность на безоговорочную победу и разгром врага.

«Валерик» — яркое и восторженное стихотворение Лермонтова, которое воспевает боевую отвагу и честь, искренние чувства. Читатели понимают, что персонажу не страшно погибнуть в бою, но воспоминания о любимой девушке сохранили ему жизнь. Хотя автор пишет, что душою они чужие, он не зря посвящает возлюбленный столь длинное послание. Скорее всего, подробное описание сражений является только маской, прикрытием для истинной, еще живой любви.

История написания

Черновик привез в Москву родственник писателя Столыпин после смерти автора. Затем князь Голицын передал копию текста публицисту Самарину. По этой причине существуют разные версии времени, в которое было написано произведение:

  • июль 1840 г. — создание произведения после окончания боев на реке Валерик.
  • 1841 г. — время пребывания поэт в Пятигорске.

Работа посвящена битве у реки Валерик. Сам Михаил Юрьевич принимал участие в этой битве, поэтому легко описывает продолжающиеся боевые действия. Читатели словно оказываются вместе с автором на Кавказе, видя, как военные отдыхают и сражаются. Лермонтов с уважением относится к татарской религии

Конечно, в таких ситуациях любые средства хороши, но важно не забывать о человечности

Смысл

С одной стороны, основная идея стихотворения — противопоставление горячего отношения к любимой и пыла битвы; с другой стороны, это письмо с предупреждением, поэт считает, что войны быть не должно, не дай Бог никому увидеть смерть вблизи, считает поэт.

Этим произведением поэт несет ответственность перед любимой и собой в совершенных поступках. Возможно, ему стоило больше настоять на руке Барбары, чтобы быть храбрым, как в битве с Валериком, и тогда он был бы счастлив. Это основная идея его мыслей. К сожалению, благодаря этому произведению, а также биографии поэта мы понимаем, что жизнь с нами не всегда справедлива. Однако так поступали сами люди.

Краткий анализ стиха М. Ю. Лермонтов «Валерик»

Опция 1

Михаил Юрьевич с раннего детства увлекался военной тематикой. Его вдохновили подвиги деда и отца. М. Лермонтов собирался связать свою жизнь с армией, он хотел служить Родине, делать что-то нужное и благородное. Писателя как будто привлекал Кавказ и те военные действия, которые там происходили. Поступив в кавалерийское училище, Лермонтов вступил в ряды Гвардейского полка в чине корнета.

Времена были тяжелые, но это не испугало мальчика, который так жаждал действий. В 1840 году на реке Валерик произошел бой между чеченскими повстанцами и русским полком. Лермонтов тоже принимал участие в этой битве. Он был мятежным и невменяемым. Хотя другие говорили, что во время битвы он проявил доблесть, честь и героизм, которые длится так долго. Именно битва на реке стала основой для написания стихотворения.

Лермонтов приступает к работе над стихом сразу после боя. Стихотворение на первый взгляд написано достаточно просто, но имеет излишне сложную композицию по своему замыслу. Поэма «Валерик» дает понять, что на Кавказе живет особый народ. У них есть свои костюмы и костюмы. Мальчики, становясь все сильнее и сильнее, готовы на все, чтобы защитить свою землю от врага.

Это их образ жизни, иначе они не могут жить. Они отважны и отважны, готовы идти до конца, не зря их героизм воспевается в местных легендах. Автор подробно описывает детали боя. На фоне кровопролития есть место тем чувствам любви, которые мучают главного героя. Этим стихом Лермонтов хочет передать не только чувства героя любви, даже не приобретенный военный опыт, это выражение чувств и воспоминаний о тяжелом периоде, который он прожил в боях.

«Валерик» — это как признание главного героя в адрес любимой женщины. Трагедия произошедшего события в том, что солдаты прошли, сражаясь с врагами, это все как бы предано посланием любимому, ожидая его где-то там, вдали от всего.

Все заканчивается, даже этот бой не стал исключением. После тяжелых рукопашных схваток, многих потерь, уставшая земля и река надолго были омыты «красными водами». Наконец-то проклятый ужасный день закончился, можно вздохнуть с облегчением, но воспоминания все равно никуда не денутся. Они надолго поселились в их душах.

Вариант 2

Одним из детских желаний Михаила Лермонтова было желание совершить подвиг. Он даже считал, что родился очень поздно, потому что проиграл Отечественную войну 1812 года. Скорее всего, следуя детской мечте, он поступил в кадетское кавалерийское училище и в 1832 году получил степень корнета, после чего был награжден полком гвардии.

Свой первый боевой опыт молодой поэт получил во время боев у реки Валерик, когда его во второй раз сослали на Кавказ. Именно эта битва легла в основу поэмы «Валерик», которую поэт написал в 1840 году.

Эту работу можно разделить на три части. Первое из них, адресованное Варваре Лопухиной, — любовное письмо. Для Барбары поэт всю жизнь испытывал чувство любви. Но читая строки стихотворения, мы замечаем, что «письмо» совсем не похоже на любовное письмо, оно лишено всякой романтики, выражения нежных чувств. Поэт пытается развеять мысли о влюбленности.

Он пишет, что теперь между ним и Барбарой больше нет привязанности. Лермонтов, видя ужас войны, говорит, что увлечение Лопухиной — ребячество. Кто сейчас далек от этих извечных забав и не хочет сейчас «играть» с любовью, да и не имеет морального права.

Теперь Лермонтов разделил свою жизнь на то, что было до битвы, и на то, что есть сейчас. Мир, в котором царят светские атрибуты, танцы и вечеринки, противостоит миру, в котором царят смерть и хаос. Однако поэт не желает начинать разрыв с Варварой Лопухиной. В стихотворении она старается показать себя не с лучшей стороны, прекрасно выглядеть, и так, что Варвара, прочитав эти строки, сама стала инициатором прекращения отношений с поэтом.

Во второй части стихотворения Лермонтов дал волю своим переживаниям, описав битву у реки Валерик. Здесь он описывает всю трагедию войны. Этим описанием поэт показывает разницу между двумя мирами

В одном из них невезение — невнимание кавалера к танцу, а в другом — гибель людей из-за призрачных идеалов

Третья часть «Валерика» снова посвящена общению с возлюбленной Варварой Лопухиной. Поэт в очередной раз старается не выдать своих ласковых чувств к девушке. Лермонтов, обращаясь к Варваре, как бы обвиняя ее и весь высший свет в непонимании трагедии войны. Поэт говорит, что для них путешествия на Кавказ, в места, где происходят сражения, — это светское развлечение.

Лермонтов, зная цену такого путешествия, понимает, что гибель солдат на поле боя никому не нужна, что их подвиги будут забыты и не оценены.

Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова (2 вариант)

Вторая кавказская ссылка стала для Лермонтова очень плодотворной в творческом плане. В частности, там было написано одно из самых интересных его стихотворений – “Валерик”.

Краткий анализ

История создания – написан “Валерик” в 1840 году и посвящён битве на одноимённой реке, в которой участвовал сам поэт.Тема – красота и хрупкость жизни, которая вернее всего осознаётся на фоне смертельной опасности.Композиция – трёхчастная, первая и последняя части составляют обрамление для главной, собственно описания сражения.Жанр – послание.Стихотворный размер – четырёхстопный и двустопный ямб с нерегулярной рифмовкой.Эпитеты – “остынувший ум”, “тяжёлых лет”, “холодное размышление”, “последний цвет”, “больная душа”, “медные пушки”.Метафоры – “страницы прошлого читая”, “сердцем лицемерить”, “влачил я цепь тяжёлых лет”, “мой крест несу”,”штыки горят”, “темный и лукавый взор”.
Олицетворение – “сердце спит”.

История создания
Написанное в 1840 году, стихотворение “Валерик” придёт к читателю в 1843-м (оно напечатано в альманахе “Утренняя заря”), но история создания этого произведения началась несколько раньше. Это письмо-обращение к возлюбленной посвящено прекрасной Варваре Лопухиной, которую много лет любил поэт. Ей адресована поэтическая исповедь Лермонтова.

Во время написания этого произведения он находился в Чечне, во второй кавказской ссылке. В то время подразделение генерала Галафеева, под началом которого служил Лермонтов, вело активные военные действия, в частности, участвовало в сражении на речке Валерик, которое и описано в произведении. Несмотря на то, что у поэта был уже трехлетний опыт военной службы, фактически это было одно из первых сражений, в котором он участвовал.

Тема

Лермонтов пишет о войне и о любви; объединяя эти две темы в одну, он говорит о том, насколько хрупка жизнь. Но понимание этого обычно приходит к человеку только перед лицом неизбежной опасности для неё.

Вот и лирический герой осознает эту простую истину, только оказавшись на войне. Именно эту мысль он пытается передать своей возлюбленной, однако мало надеется на понимание, ведь у них нет “родства душ”.

Поэт говорит о войне как о чем-то беспощадном и бессмысленном, и несмотря на то, что он рассказывает о конкретном сражении, поднятая им тема имеет общечеловеческое значение и гуманистический смысл.

Композиция

Композиционно это стихотворение явно делится на три части.

В первой он обращается к любимой женщине, но при этом тон обращения совершенно лишён романтики. Лирический герой говорит о том, что война забрала у него иллюзии, касающиеся чувств. И хотя сердечная привязанность длилась долго, поэт более не верит в неё. Он с иронией говорит о своей уверенности в её равнодушии к нему.

Вторая часть произведения – это описание самого сражения, в котором Лермонтов использует множество образов, чтобы передать, насколько ужасно происходящее. Он намеренно обезличивает солдат, что делает сражение еще более ужасным и уродливым. Поэт ярко показывает контраст между светским обществом, о котором он говорил в первой части, и людьми, обречёнными на смерть.

Основная идея третьей части – показать светскому обществу, что поездка на Кавказ – это не увеселительная прогулка, которой её многие считают. И хотя фактически он обращается только к возлюбленной, здесь явно имеет место обобщение. При этом поэт не скрывает своей зависти к тем, кто не вкусил ужасов сражений.
Использованный Лермонтовым композиционный приём очень удачен: он делает любовные переживания героя и его восприятие войны единым целым.

Жанр

Это послание, поскольку написано в форме письма к женщине. В произведении переплелись черты любовной и военной лирики. В то же время в этом послании-исповеди есть элементы пейзажных зарисовок, рассуждения на философские темы и даже бытовые сцены.

Лермонтов использует четырёхстопный и двустопный ямб с нерегулярной рифмовкой для того, чтобы передать ритм боя, с одной стороны, и сделать диалоги естественными, с другой. Использованные в стихотворении приёмы максимально точно передают эмоции, о которых говорит Лермонтов.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и чувств лирического героя автор также использует многочисленные тропы:

  • Эпитеты – “остынувший ум”, “тяжелых лет”, “холодное размышление”, “последний цвет”, “больная душа”, “медные пушки”.
  • Метафоры – “страницы прошлого читая”, “сердцем лицемерить”, “влачил я цепь тяжёлых лет”, “мой крест несу”,”штыки горят”, “тёмный и лукавый взор”.
  • Олицетворение – “сердце спит”.

Эти средства выразительности помогают поэту правдиво рассказать о своих чувствах и переживания, при этом не завуалировав их.

Образы и символы стихотворения

Если внимательно проанализировать стихотворение, становится понятно, что автор хочет показать отважных воинов-казаков и противоборствующие войска горцев. Отдельным образом выделяется девушка, которая читает письмо, а также лирический герой, искренне верящий, что любимая женщина никогда не столкнется со всеми ужасами войны.

Мирные картины, символом которых являются белые палатки, слабый дымок от фитилей тесно переплетаются с описанием беспощадных сражений, людей, проявляющих жалость к погибшим однополчанам. Мелькают шапки противников, их маяки и шатры.

Писатель не понимает, зачем воевать, если в итоге люди становятся бесчувственными истуканами. Кажется, что сама природа выступает противником кровопролитий. После гибели капитана генерал продолжает принимать доносы. Появляется ощущение, что никому нет дела, к чему приведет война, однако это совсем не так — об ушедших товарищах скорбят «седые усачи». Само место означает «реку смерти», следовательно оно предопределило потери с двух сторон.

Тема

Лермонтов пишет о войне и о любви, объединяя эти две темы в одну – он говорит о том, насколько хрупка жизнь. Но понимание этого обычно приходит к человеку только перед лицом неизбежной опасности для нее. Вот и лирический герой осознает эту простую истину, только оказавшись на войне. Именно эту мысль он пытается передать своей возлюбленной, однако мало надеется на понимание, ведь у них нет “родства душ”.

Поэт говорит о войне как о чем-то беспощадном и бессмысленном – и несмотря на то, что он рассказывает о конкретном сражении, поднятая им тема имеет общечеловеческое значение и гуманистический смысл.

Образы и символы

В стихотворении «Валерик» Михаила Юрьевича Лермонтова присутствуют множество образов и символов, которые помогают передать глубину и смысл произведения. Среди них выделяются следующие:

  1. Образы смелых воинов – казаков и горцев – эти образы символизируют два противоположных враждебных лагеря, которые не могут найти компромисс и сойтись на переговоры. Казаки и горцы представляют разные культуры и менталитеты, стоящие на разных сторонах конфликта.
  2. Образ возлюбленной – для лирического героя возлюбленная является символом мира и покоя. Он надеется, что она никогда не увидит ужасов войны. Ее образ отражает стремление человека к гармонии и безопасности во время конфликта.
  3. Образ белых палаток – этот образ символизирует мир и спокойствие. Поэт описывает, что от палаток идет слабый дым горящих фитилей, напоминая о мирной размеренной жизни, которая находится вдали от ужасов войны.
  4. Образ реки Валерик – данный образ подчеркивает общую напряженность военных будней. Реку Валерик называют «рекой смерти», так как от крови убитых и раненых солдат вода становится алой. Река символизирует человеческую жестокость, равнодушие и непримиримость.
  5. Образ лирического героя – он полностью идентичен автору. Глазами героя мы смотрим на ужасы войны. Лирический герой является разумным человеком, не склонным к романтизму. Он утверждает, что война закалила его душу и сердце, придавая ему проницательность и реалистическое видение мира.

Таким образом, образы и символы в стихотворении «Валерик» помогают раскрыть глубину темы войны, хрупкости жизни и внутренних переживаний героя. Они передают сложность взаимоотношений между культурами, красоту мира, разрушенного конфликтом, и жестокость человеческой природы, раскрывая внутренний мир и мысли автора.

Анализ стихотворения Лермонтова «Валерик»

Судьба распорядилась так, что Михаил Лермонтов вынужден был оставить университет и принял решение связать свою жизнь с армией. Мечта совершить подвиг с детства будоражила воображение юного поэта, который считал, что родился слишком поздно и не смог принять участие в Отечественной войне 1812 года.

Именно по этой причине, когда начались военные действия на Кавказе, Лермонтов поступил в школу кавалерийских юнкеров, и уже в 1832 году в чине корнета поступил на службу в гвардейский полк. По воспоминаниям современником, Лермонтов отличался весьма своенравным и неуравновешенным характером, хотя люди, которые были знакомы с ним достаточно близко, утверждали обратное. Поэтому исследователи творчества этого поэта склонны предполагать, что он умышленно бросал вызов обществу, добиваясь ссылки на Кавказ. Так или иначе, но своей цели Лермонтов достиг, и в 1837 году попал в действующую армию, которая дислоцировалась в районе Тифлиса. Однако принять участие в настоящих боевых действиях поэту пришлось во время своей второй кавказской ссылки, и сражение у реки Валерик легло в основу одноименного стихотворения. написанного в 1840 году.

Начинается оно как любовное послание, адресованное вполне конкретной женщине – Варваре Лопухиной, к которой поэт питал весьма нежные чувства до самой смерти. Однако тон письма совсем лишен романтизма, так как Лермонтов осознанно развенчивает миф о влюбленности. Он отмечает, что с той, кому адресовано послание, у него нет духовной близости, и это – результат тех трагических событий, очевидцем которых довелось стать поэту. На фоне кровавой бойни, которая разгорелась на берегах далекой реки, свое увлечение этой юной особой Михаил Лермонтов воспринимает, как ребячество. И после памятного боя он настолько далек от светских условностей, что больше не хочет играть в игру под названием «любовь», демонстрируя попеременно то ревность и холодность, то восторг и умиление.

Все эти забавы для поэта остались в прошлом, он словно бы провел черту между прежней жизнью, в которой остались блистательные балы, и настоящим, где царят хаос, смута и смерть. Однако Лермонтов все же не может просто так отказаться от той, которая долгие годы пленяла его воображение, поэтому предпринимает выверенный шаг, пытаясь выставить самого себя в невыгодном свете. Автор надеется, что после откровений о настоящей войне, лишенных приукрашиваний, он прослывет чудаков, и его избранница сама сделает первый шаг для того, чтобы разорвать отношения. Именно поэтому поэт обращается к ней с определенной долей иронии, стараясь побольнее уколоть и обидеть.

Вторая часть стихотворения посвящена непосредственно военным действиям, и здесь автор дает волю своим чувствам, рассказывая, как «звенят орудья» и «пошла резня». Конечно же, подобные строчки совершенно не предназначены для светских львиц, грезящих балами и театром. Однако такой прием Лермонтов использует умышленно, чтобы показать контраст между двумя мирами, такими близкими и столь недосягаемыми. В одном из них самой большой печалью является отсутствие внимания со стороны кавалеров, а в другом люди умирают за высокие идеалы на глазах у своих верных товарищей, и их жизнь не стоит ровным счетом ничего.

В третьей части стихотворения Лермонтов вновь переходит от повествования к общению с возлюбленной, хотя очень тщательно пытается замаскировать свои чувства. «В забавах света вам смешны тревоги дикие войны», — отмечает поэт, намекая на то, что подобные чувства испытывает все светское общество, для которых поездка на Кавказ воспринимается, как увлекательное приключение. Однако Лермонтов знает цену таким путешествиям, поэтому искренне завидует тем, кто не знает, каково это — видеть смерть солдат и понимать, что этой жертвы все равно никто не оценит.

«» .

Тематика и проблематика

Изучая краткий анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик», нельзя обойти стороной тематики, которые автор затрагивает в своей работе. В первую очередь, это тема любви, военных действий и выживания в тяжелых условиях, истинных ценностей человеческой жизни и сострадания. Читатели невольно размышляют над тем, сколько бед приносят сражения, если даже реки после этого становятся кровавыми.

Своими посланиями лирический герой старается продемонстрировать возлюбленной, что именно он пережил. Скорее всего, он пытается вызвать у любимой женщины сочувствие.

В реальной жизни поэт не смог получить разрешение на союз с Лопухиной, однако он продолжает показывать готовность любыми путями добиться расположения красавицы, причем не только на войне, но и в своем послании. Кроме того, в стихотворении затрагивается множество общечеловеческих проблем.

Некоторые из них:

  • отношение людей к войне;
  • отвага в бою;
  • недостижимое взаимопонимание различных народов;
  • взаимовыручка на полях сражений.

Бои предстают перед читателями будто звери, злые пчелы, которые готовы в любую минуту ужалить друг друга, однако есть ли во всем этом смысл. Отсутствие последнего и является главной проблемой, которую затронул Лермонтов.

Ужасы войны волнуют только солдат, которые стоят на страже Отчизны. Их главная задача заключается в том, чтобы мирное население не видело ужасов смерти, особенно это касается женщин и детей.

Композиция

Композиционно этот стих явно делится на три части.

В первой он обращается к любимой женщине, но при этом тон обращения совершенно лишен романтики. Лирический герой говорит о том, что война забрала у него иллюзии, касающиеся чувств. И хотя сердечная привязанность длилась долго, поэт более не верит в нее и всячески отталкивает девушку, к которой обращается. Он много иронизирует и говорит о своей уверенности в ее равнодушии к нему.

Вторая часть композиции – это описание самого сражения, в котором Лермонтов использует множество образов, чтобы передать, насколько ужасно происходящее. Он намеренно обезличивает солдат, что делает сражение еще более ужасным и уродливым. Поэт ярко показывает контраст между светским обществом, о котором он говорил в первой части, и людьми, обреченными на смерть.

Основная идея третьей части – показать светскому обществу, что поездка на Кавказ – это не увеселительная прогулка, которой ее все считают. И хотя фактически он обращается только к возлюбленной, здесь явно имеет место обобщение. При этом поэт не скрывает своей зависти к тем, кто не вкусил ужасов сражений.

Использованный Лермонтовым композиционный прием очень удачен: он делает переживания героя из-за возлюбленной и его восприятие войны единым целым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: