Кавказ как вторая родина Лермонтова
Предпочтительнее борьбы Лермонтову часто кажется возможность уехать, оставить родину. Эти мотивы особенно ярко звучат в стихотворении «Прощай, немытая Россия», где поэт ясно выражает надежду на то, что:
Так у Лермонтова в теме родины появляется еще одна грань: тема любви к Кавказу, стране, в которую он был выслан еще молодым, стране, в которой он первый раз любил, и в которой он чувствовал себя по-настоящему свободным.
Стихотворений, посвященных Кавказу, множество. Вспомним лишь основные: «Кавказ», «Кавказу», «Утро на Кавказе», «Крест на скале», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Тебе, Кавказ, суровый край земли», — и это еще далеко не все! И во всех них звучит она главная мысль: «все, все в этом крае прекрасно». Кавказ навсегда останется для Лермонтова второй родиной, вольным краем, о котором можно писать искренне, не оправдываясь тем, что «все мы человеки!…» («Жалобы турка», как приходится это делать в случае с Россией.
Философская лирика Лермонтова: общая характеристика, стихотворения
Особое место в творчестве Лермонтова занимает философская лирика. Уже в юношеские годы он создаёт такие лирические шедевры, как «Ангел» (1831) и «Парус» (1832). «Ангел» повествует о появлении души на земле, тем самым открывая тему «лирической истории души», которая завершится в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» (1841) с гибелью поэта. В стихотворении «Парус» Лермонтов обратился к проблеме существования человека в мире, одиночеству, борьбе и стремлению к гармонии и покою. Эта тема проходит через всё дальнейшее творчество Лермонтова: роман «Герой нашего времени» (1837-1840), поэмы «Мцыри» (1839) и «Демон» (1828-1838), стихотворения «И скучно и грустно» (1840), «Родина» (1841), «Пророк» (1841) и др.
Лирический герой Лермонтова-лирика отличается многообразием чувств, переживаний и настроений. Очень широк диапазон его внутренней жизни: одиночество и стремление к любви и единению с людьми; протест и смирение, страдание и ощущение гармонии мира; отчаяние и надежда. Это говорит о том, что в лирике эти чувства и настроения не противопоставляются, а существуют нераздельно, так, как они существуют в реальном мире. Например, стихотворение «Парус» заканчивается строками:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Можно подумать, что в стихотворении воспевается стремление к борьбе. Это так, однако необходимо видеть и то, что здесь поставлен философский вопрос: каково соотношение бури и покоя в жизни человека? И мысль Лермонтова в стихотворении такова: истинный покой, гармония бытия достигаются не в результате борьбы, а путём преодоления борьбы внутри себя.
В центре творчества Лермонтова всегда находится человек. Поэтому и основные философские темы его лирики связаны с человеком: человек и мир, человек и природа, человек и жизнь, человек и общество, человек и любовь… Эти темы находят отражение во многих стихотворениях поэта. Среди лирики зрелого периода творчества выделяются такие стихотворения, как «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837), «И скучно и грустно» (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841).
Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» было написано в феврале 1837 года, когда поэт находился под арестом по делу «о непозволительных стихах» на смерть Пушкина. Это стихотворение передаёт душевное состояние поэта, его потребность в гармонии с Богом и природой. Благодаря совершенству формы, мелодичности и живописности образов оно стало неотъемлемой частью русской культуры: его текст положен на музыку композиторами С.М. Ляпуновым, М.А. Балакиревым, Н.А. Римским-Корсаковым, Ц.А. Кюи, образы запечатлены в замечательных иллюстрациях художников А.М. Васнецова и Н.Г. Никифорова.
Стихотворение «И скучно и грустно» выражает стремление поэта к идеалу и его горькое суждение о жизни. Оно написано в Петербурге, в конце 1839 года, и впервые было напечатано 20 января 1840 года. В стихотворении отразилось настроение удручённости поэта в этот период, неприятие пустой и лживой жизни высшего света, отсутствие дружбы и участия между людьми. Это настроение с большой силой звучит в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…» (1840), оно и привело к дуэли с Барантом и второй ссылке на Кавказ. Стихотворение было положено на музыку многими композиторами, среди них А.С. Даргомыжский и И.И. Билибин.
Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Лермонтов написал во время последней поездки на Кавказ, в мае — июне 1841 года, незадолго до роковой дуэли. Это было время полного расцвета таланта поэта, когда были созданы такие шедевры, как «Утёс», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу…», «Листок».
В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Лермонтов достигает вершины романтической любовной лирики: при изображении любимой и чувств лирического героя всегда проявляется отблеск идеала, дорогого душе поэта. Это выражается в сопоставлении, введённом через повторяющиеся местоимения «я — ты». Стихотворение также содержит философские и реалистические мотивы. Существует более сорока переложений стихотворения на музыку. Самым популярным стал романс-вальс А.И. Шишкина, который получил большую известность в исполнении певицы Н.А. Обуховой.
Россия Лермонтова: эпоха реакции
Время правления Николая I, палача декабристов, известное как эпоха застоя и реакции. Свободомыслящему человеку, каким был Лермонтов, жилось и дышалось нелегко. Оттого и появляются в его стихотворениях горькие строки: «страна рабов, страна господ» («Прощай, немытая Россия»): у поэта нет уверенности в том, что его Родина когда-либо освободится от гнета власти и станет сильной и свободной. Это у его предшественника, Пушкина, звучит в стихах твердая надежда на то, что «Россия вспрянет ото сна» (К Чаадаеву»), а вот родина в творчестве Лермонтова выглядит далеко не так оптимистично. С первых же своих шагов столкнувшийся с проявлениями самодержавия (Лермонтов был в первый раз выслан на Кавказ за свое творчество, за свое первое известное стихотворение, посвященное гибели Пушкина), поэт относится к своей родине с изрядной долей скепсиса, он не склонен ее идеализировать. Стихотворение «Родина», начинающееся как классическая хвалебная ода: описывается широкая, прекрасная, гордая страна, «ее степей холодное молчанье, / Ее лесов безбрежных колыханье, / Разливы рек ее подобные морям….», заканчивается совсем не романтичными строками о «пляске пьяных мужичков». Поэт отчетливо видит недостатки родины, но не знает, что можно сделать в данных условиях. Оттого зачастую тему родины Лермонтову приходится подымать иносказательно, намеками, как это происходит в стихотворении «Жалобы турка». В нем он иносказательно описывает край, в котором «стонет человек от рабства и цепей!», а затем с грустью признается: «Друг! этот край….. моя отчизна!».
Анализ стихотворений Лермонтова
- Анализ стихов
- Лермонтов
- Ангел
- Благодарность
- В минуту жизни трудную
- Валерик
- Весна
- Выхожу я на дорогу
- Горные вершины
- Дума
- Есть речи значенье
- Завещание
- Звезда
- И скучно и грустно
- Из-под таинственной, холодной полумаски
- Кавказ
- Как часто пестрою толпою окружен
- Кинжал
- Когда волнуется желтеющая нива
- Листок
- Мой демон
- Молитва я матерь божия
- Мцыри
- На севере диком
- Нет я не байрон я другой
- Нищий
- Одиночество
- Она не гордой красотою
- Осень
- Парус
- Пленный рыцарь
- Поэт
- Предсказание
- Пророк
- Прощай немытая Россия
- Расстались мы но твой портрет
- Родина
- Смерть поэта
- Сон
- Сосед
- Стансы
- Три пальмы
- Тучи
- Тучки небесные, вечные странники
- Узник
- Утес
- Я жить хочу, хочу печали
- Я не унижусь перед тобою
Труды знаменитого стихотворца первой половины XIX века популярны не только в Российской федерации, но и за границей. Прошло 3 столетия, как поэта не стало. Давно уже нет в живых его товарищей и родных, а также литераторов, с кем он тесно общался. Но его гениальные вещи заставляют нас окунуться в мир культуры и настоящей поэзии.
Основные задатки к сочинительству появились у Михаила, будучи подростком. Как раз в семействе пошли разногласия между папой и бабушкой юного гения. Если Юрий Петрович признавал Мишу талантливым ребенком, то Елизавета Алексеевна хотела, чтобы внук ухаживал за старушкой. Но, все равно, обучаясь в пансионе, юноша уже печатался в местных издательствах. Самые первые стихи возникли в 1829 году в Москве. В них говорилось об Отчизне, дружбе и высоком предназначении поэта.
Вскоре Михаил Юрьевич сблизился с декабристами. Их мысли и разговоры он записывал в тетрадь, после чего отразил все эти волнения в своих стихах «Пророк», «Родина».
В 1830 году возникает «Предсказание, где говорится о Пугачевском восстании, а чуть позже пишется роман «Вадим», который так и остался недоработанным.
В 20-летнем возрасте юноша становится военнослужащим. Все также у него в думах была тема борьбы, подвиги. В 1837 году рождается «Бородино», посвященное 25-летней годовщине Бородинского сражения. И сейчас, когда мы вновь перечитываем эти гениальные строчки, перед нами встают герои-победители прошлого века. Лермонтов желал от всей души показать стихотворение Пушкину, но, тот погиб на дуэли. Трагическая смерть так его встревожила , что он сразу же посвятил своему наставнику восхитительное стихотворение «Смерть Поэта».
По долгу службы, пребывая на Кавказе, Лермонтов заканчивает работу над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Цензоры долго не желали печатать этот труд, но В.А.Жуковский восторгался от написанного, и попросил, чтобы данное творение издали.
Здесь же создавался «Герой нашего времени», много раз переписывался «Демон», и созданная на одном дыхании поэма «Мцыри». Все мысли, мечты персонажа были схожи с взглядами многих людей, поэтому эти произведения перечитывались по несколько раз. Через некоторое время возникает другая поэма «Беглец», которая обличала предательство.
В течение очередной ссылки на Кавказ в 1840 году в Петербурге выходит в свет книга «Стихотворения М.Ю.Лермонтова». Издание имело грандиозный успех у читателей.
В 1841 году в журнале публикуют «Родина», где автор описывает страдания русского народа. Вольнолюбивый поэт недолго находится в Петербурге, так как его просят покинуть город. Ему было тяжело расставаться с друзьями. И в своих последних творениях «Дубовый листок», «Утес» прослеживается много тревоги и печали. Лермонтов умер 15 июля 1841 года, но его поэзия и проза ценятся читающей публикой до сих пор.
Сочинение на тему: Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
Сочинение. Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
Стихотворение «Дума» по своему жанру является такой же элегией-сатирой, как и «Смерть поэта». Только сатира здесь направлена не на придворное общество, а на основную массу дворянской интеллигенции 30-х годов. Главная тема стихотворения — это общественное поведение человека. Тема раскрывается в данной здесь Лермонтовым Характеристике поколения 30-х годов. Это поколение, выросшее в условиях мрачной реакции, совсем не то, какое было в 10—20-х годах, не поколение «отцов», т. е. декабристов. Общественно-политическая борьба декабристов рассматривается ими как «ошибка» («Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов…»). Новое поколение отошло от участия в общественной жизни и углубилось в занятия «бесплодной наукой», его не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Этим людям ничего не говорят ни поэзия, ни искусство. Участь их безотрадна: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдём без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Такая суровая оценка Лермонтовым своих современников продиктована его общественными взглядами передового поэта. Для него, который ещё юношей заявлял: «Так жизнь скучна, когда боренья нет», особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу. Равнодушие к общественной жизни — это духовная смерть человека. Сурово порицая за это равнодушие, за отход от общественно-политической борьбы своё поколение, Лермонтов как бы зовет его к нравственному обновлению, к пробуждению от духовной спячки. Лермонтов, выступая в роли обвинителя, в этом перекликается с Рылеевым, который с таким же обличением обратился к уклоняющимся от политической борьбы своим современникам в стихотворении «Гражданин». • Насколько справедлива и точна была характеристика поколения 30-х годов, данная Лермонтовым в «Думе», лучше всего говорят свидетельства глубоко чувствовавших весь ужас своей эпохи его современников — Белинского и Герцена. Белинский писал о «Думе»: «Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа. Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдёт в нём разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, своим стоном?» А Герцен говорил об этой эпохе: «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?.. Поймут ли они… отчего руки не поднимаются на большой труд, отчего в минуту восторга не забываем тоски?»
Михаил Лермонтов
Юный Лермонтов не только всесторонне развит, но и активно интересуется политикой. Однако открыто высказывать свои взгляды не решается по той причине, что еще сведи воспоминания о расправе над декабристами. Тем не менее, в 1829 году 15-летний поэт пишет стихотворение «Жалобы турка», которое будет напечатано лишь спустя полвека в Германии, да и то после тщательной правки цензурой. На это есть свои причины, ведь в стихотворении речь идет совсем не о Турции, которая в тот период переживает не самые лучшие времена, а о России. Слова, вложенные в уста иноверца, вполне применимы и к русским. И провести эту параллель совсем не сложно, если внимательно вчитаться в строки, которые сегодня уже стали бессмертными.
«Ты знал ли дикий край, под знойными лучами, где рощи и луга поблекшие цветут?», — этот вопрос неизвестного собеседника адресован к читателям, которым совсем не трудно угадать в нарисованной вскользь картине характерные черты так любимого поэтом Кавказа. Слова, которые автор вложил в уста турка, звучат довольно пронзительно, когда он перечисляет красоты родного края. Однако очень скоро пейзажная лирика сменяется трезвой оценкой ситуации, когда поэт, рассказывая о родине безымянного турка, отмечает: «Там рано жизнь тяжка бывает для людей, там за утехами несется укоризна, там стонет человек от рабства и цепей!». Не сложно догадаться, на какие именно события и обстоятельства намекает Лермонтов, который является ярым поклонником декабристов и сочувствует тем, кто не побоялся выступить против царизма. Но открыто говорить об этом невозможно, поэтому автор позволяет себе лишь намеки на то, что происходит в России. К слову, в Турции того времени тоже царит тирания, однако это не мешает читателю проводить параллели и делать выводы, которые поражают своей безысходностью и прямолинейностью. Да и сам Лермонтов в финале стихотворения чуть ли не открыто признается в том, что именно он подразумевает в написанных выше строках, отмечая: «Друг! этот край… моя отчизна!».
Постскриптум стихотворения и вовсе развеивает последние сомнения, так как поэт просит у читателя прощения «за свободные намеки». Более того, Лермонтов подчеркивает: «Пусть истину скрывает ложь: что ж делать? — все мы человеки!». После подобных признаний уже ни у кого не остается сомнений, о чем именно речь идет в данном стихотворении, и какой стране оно посвящено.
Следует отметить, что «Жалоба турка» написана в форме письма, адресатом которого является весь русский народ. Правда, сам юный поэт об этом даже не догадывается. Ему не суждено будет увидеть триумф этого произведения, который, во второй половине 19 века станет гимном первых революционеров и символом свободы.
Жалобы турка
(Письмо. К другу, иностранцу)
Ты знал ли дикий край, под знойными лучами,
Где рощи и луга поблекшие цветут?
Где хитрость и беспечность злобе дань несут?
Где сердце жителей волнуемо страстями? —
И где являются порой
Умы и хладные и твердые как камень?
Но мощь их давится безвременной тоской,
И рано гаснет в них добра спокойный пламень. — —
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!…
Друг! этот край….. моя отчизна!
—
Р. S. Ах! если ты меня поймешь,
Прости свободные намеки; —
Пусть истину скрывает ложь:
Что ж делать? — все мы человеки!…
Анализ стихотворения Лермонтова Благодарность
Считалось, что стихотворение Лермонтова было посвящено одной из его возлюбленных. Такое мнение складывалось из-за того, что «тебя» было написано с заглавной буквы. На самом деле, если вникнуть, то анализированное произведение – это не что иное, как обращение к Всевышнему. Это произведение поэт написал в 1840 году. Интересный факт, что произведение появилось за год до смерти писателя, а в последних строках автор обращаясь к Создателю: «Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я еще благодарил», взывает о смерти и прекращении мучений.
Прочитав данное произведение, становится понятно сразу, что оно нацелено к миру и Создателю. Данное стихотворение своего рода молитва, подобные произведения были представлены в творчестве писателя ранее. «Благодарность» выражается в фигуральном значении. В каждой строке передается скорбная ирония слов автора. Писатель рассуждает о том, в какой степени причудлива и непредвиденна жизнь, сколько в ней печали и страданий. Стихотворение выдержано в форме обращения, мужская рифма варьируется с женской, ямб пятистопный, в тексте («тайные мучения») является эпитетом, («отрава поцелуя», «жар души, растраченный в пустыне», «мучения страстей»)-метафорой.
Для того, чтобы понимание было целостным стихотворение не было разграничено на строфы, для объединения строк поэт использовал перекрестную рифмовку, используется повтор «за все, за все», а также по смысловой нагрузке стихотворение можно разделить на две части. В центре событий лирический герой. Часть первая — единое предложение, усложнено однородными членами предложения, благодарность главного героя, часть вторая меньше по объему, но она помогает автору расставить смысловой акцент — просьба. Первое предложение оборванное. Вначале главный герой выражает свою благодарность за печальные моменты из своей прожитой жизни: «мучения страстей», слезы, «месть врагов и клевету друзей». Вторая часть подсказывает, что первичные слова благодарности были сказаны с иронией, с неким упреком за тягостное бремя.
Душевные страдания героя представлены посредством аллитерации: «с», «з», «р»: «за тайные мучения страстей», «за жар души растраченный в пустыне». Темой произведения является просьбой к Богу со словами благодарности. Лермонтов показывает, что человеческая жизнь полна терзаний и испытаний, которые перенести сможет далеко не каждый. Зная биографию Лермонтова можно предположить, что главный герой — художественное воплощение внутреннего состояния автора. Автор ни разу не описывает адресата, поэтому о последнем можно судить только, читая произведение между строк.
Благодарность
Сейчас читают:
Сочинение Что такое красота 15.3 9 класс ОГЭ рассуждение
Человечество, за огромный период своего существования, не раз задавалось мыслью: что такое красота, кого или, что считать красивым? Ответы, которые получали, были не однозначными и очень разнообразными. Существует несколько видов красоты.
Сочинение на тему Лето на море
Лето прекрасное время года. Именно летом все отдыхают от долгого учебного и рабочего сезона. Позволяют себе оторваться от проблем и раздумий, на время забыть все трудности и невзгоды.
Сочинение по картине Айвазовского Девятый вал (9 вал) 7 класс
Академик живописи Иван Константинович Айвазовский, почти всю жизнь прожил на берегах Черного моря, в любимой им Феодосии
Ежедневно гуляя по набережной городка, художник общался с моряками больших и маленьких судов стоящих на рейде.
Партизанская война в романе Война и мир сочинение
Лев Николаевич Толстой в произведении «Война и мир» большое внимание уделил описанию партизанской войны. По Толстому «партизанской войне принадлежит право»
Если вспомнить 1812 год, то можно найти такую информацию,
Какой смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Одна из выдающихся сатир и комедий «Недоросль», автор которой Денис Иванович Фонвизин, была написана в 18 веке в 1781году. Комедия носила политический и общественно социальный характер и вскоре стала одним из лучших достижений русской драматургии 18 века
Сочинение Весенняя гроза 2 класс
Стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» — это великолепный образец отменного художественного описания такого природного явления как гроза.
Анализ стихотворения «Благодарность» Лермонтова
Стихотворение «Благодарность» Михаила Юрьевича Лермонтова было написано в 1840 году, в уже поздний период его творчества, незадолго до гибели поэта в 1841 году во время дуэли. Некоторые критики считали, что это произведение Лермонтов мог посвятить одной из своих возлюбленных. Действительно, местоимение «тебя» было написано с большой буквы, что могло указывать на конкретного человека, однако позже выяснилось, что поэт сделал это специально, дабы ввести в заблуждение цензоров, которые и правда решили, что стихотворение посвящено женщине. На самом же деле, внимательно прочитав произведение, становится понятно, что оно обращено к миру и к Богу. Это некого рода стихотворение-молитва, которые, к слову, уже появлялись в его творчестве и раньше. Но в данном случае «благодарность» не стоит воспринимать в прямом смысле. В каждой строчке чувствуется печальная ирония слов автора. Лермонтов говорит о том, насколько сложна и непредсказуема жизнь, сколько в ней боли и страданий. В последних строках поэт просит, чтобы ему не пришлось долго благодарить. Буквально — просит Бога о смерти, об окончании его мучений.
Стихотворение «Благодарность» написано пятистопным ямбом, мужская рифма чередуется с женской. На строфы оно не разделено для создания целостного восприятия. Но также можно сказать, что стих делится на две части по смысловой нагрузке. Первая — благодарность лирического героя, вторая — просьба.
Среди художественных средств, использованных Лермонтовым, важную роль играют метафоры («отрава поцелуя», «мучения страстей», «жар души, растраченный в пустыне»), а также повторы: «за все, за все» в первой строке и, более того, дальше шесть строчек из восьми начинаются с одного и того же предлога «за». Автор перечисляет, за что он благодарен. Эпитет здесь всего один — «тайные мучения».
Некоторые исследователи творчества Михаила Лермонтова считали, что вызов Богу, заключающийся в последних двух строчках, указывает на чрезмерную гордость или даже гордыню лирического героя. Она не позволяет ему видеть свои собственные недостатки, оставляя винить во всём окружающий мир. Того, к кому обращена «Благодарность», он даже не называет.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках