Анализ и сравнение стихотворений «желание» лермонтова и пушкина

Анализ стихотворения «желание» (м.ю. лермонтов)

Реакция критиков на стихотворение «Желание» М.Ю. Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов – знаменитый русский поэт-романтик, автор многих известных стихотворений. Одним из наиболее известных его произведений является стихотворение «Желание», которое вызывает многочисленные размышления и интерпретации. Литературные критики не раз высказывали свое мнение об этом произведении, оценки у них были самые разные.

Некоторые современные критики отмечают, что «Желание» Лермонтова – это особый мир, наполненный философскими и эстетическими идеями. Они указывают на глубину мысли и уникальность выражения в этом стихотворении, и признают его достойным внимания читателей и размышлений.

Однако, есть и другая точка зрения. Некоторые критики считают, что «Желание» является слишком наивным и эмоциональным произведением, которое не выдерживает критического анализа. Они указывают на отсутствие четкой структуры и логики в стихотворении, а также на излишнюю эмоциональность и сентиментальность, что делает его не достаточно серьезным.

Тем не менее, стихотворение остается популярным и актуальным и в настоящее время, и вызывает интерес не только у поклонников классической русской поэзии, но и у широкой аудитории читателей. Безусловно, «Желание» Лермонтова – это произведение, которое стоит внимательно изучать и интерпретировать, ведь оно содержит множество глубоких мыслей и идей, которые актуальны и сегодня.

О чем стихотворение Лермонтова «Желание»

«Желание» — одно из наиболее известных стихотворений М.Ю. Лермонтова, написанное в 1830 году. В нем поэт изображает свое сильное желание свободы и независимости, своего рода бунтарство против жестоких ограничений, налагаемых обществом, и против бессмысленности жизни.

Строфы стихотворения имеют неравномерную длину, что создает особую атмосферу и усиливает эмоциональную насыщенность произведения. Сочувствие к главному герою, изображенному в лирике, возможно вызывает симпатию у читателя, поскольку средневековые конвенции, ограничения свободы и права, которые жестко регулировали жизнь в то время, были тесными и застарелыми.

Строка «Осколками живых углей» — одна из ключевых в стихотворении, которая символизирует неукротимые желания персонажа, которые что-то напоминают о горящих, но быстро затухающих осколках угля. Таким образом, «Желание» представляет собой краткое, но эмоционально насыщенное переживание, которое может пробудить у читателя необходимость бороться за свои собственные права и изменить свою жизнь к лучшему.

Сюжет

А вещица была такая легкая. Сначала представление — «шестнадцать лет, невинное смиренье… нога любви, жемчужный ряд зубов». Потом исходный пункт — «ее супруг, почтенный человек, седой старик, плохой столяр и плотник… ленивый муж». Завязка действия — «всевышний Бог склонил приветный взор на стройный стан, на девственное лоно рабы своей…». Марии снится сон — там ангелы, архангелы, трон с Богом, серафимы, херувимы, небосклон, звон… и «голос Бога слышит… жених грядет… к своей рабыне». Но, между прочим, ею был замечен красавец — архангел Гавриил. «Так иногда супругу генерала затянутый прельщает адъютант». А тут и сатана, не дремлет «старый враг»! Сначала он — лукавый змий, «краса», «огонь лукавых глаз», «цветов разнообразность». Прельщает — «сердца трепетание», блаженство, нега, а не скука с Богом, каким же счастьем было грехопадение для Евы и Адама. И вот на месте змия «Мария зрит красавца молодого… К лукавому склонив на грудь главу, вскричала: ах. и пала на траву…».

Т. Маврина. Иллюстрация к «Гавриилиаде».

Возмутительно, но так невинно, таким веет восхитительным младенчеством, такой шалостью, когда ужасающему этому атеисту всего двадцать два года, и вокруг — юг, зной, кровь закипает! Писалась сия многозначительная поэма весной (весной!), в апреле (апреле!) 1821 года в славном городе Кишиневе, при обольстительном стечении тех, кто нам так важен своей красотой, нежностью и, страшно сказать, негой. О пушкинских любовях в это время скромно умолчим. Седовласые пушкинисты давно уже все поведали.

Первая публикация поэмы. Потаенная литература XIX века. Лондон. 1861 год.

Поболтать бы с Ходасевичем! Как жаль, что расстояние до него — 100 лет (но не 200). Какую восторженность он чуял в этом возмутительном писании! «Сияет Мария невинностью»!… «Безграничная радость и восторг, возникшие от созерцания яркого, пышного, многообильного мира»!… «Счастлив тот, кто в самом грехе и зле мог обретать и ведать эту чистую красоту»!1

Счастлив, конечно, но мог бы схлопотать Сибирь и каторгу за такие шалости.

Приобщенная к «делу» Пушкина переписка о развращении отставным штабс-капитаном Митьковым своих дворовых людей.

Приобщенная к «делу» Пушкина переписка о развращении отставным штабс-капитаном Митьковым своих дворовых людей.

Приобщенная к «делу» Пушкина переписка о развращении отставным штабс-капитаном Митьковым своих дворовых людей.

Краткий анализ стихотворения Пушкина

Анализ «Желания» Александра Сергеевича также говорит о «мечтах безумия» и одиночестве в несчастной любви к женщине. Поэт и есть лирический герой. Чёткие образы отсутствуют. Чтобы облегчить свою душевную рану, он выплёскивает переживания в строки. Юноша одинок в любви, в его чувствах нет взаимности. Молодой человек хранит любовь в секрете от друзей, потому что отношения — дело двоих влюблённых. Единственное средство пережить болезнь любви — признаться себе в ней на бумаге.

По жанру это тоже элегия. Чувство любви будет расти с каждым днём, поэт мучается, страдает дома в тишине. Стихотворный размер ямб полностью раскрывает внутренние переживания:

  • печаль;
  • одиночество;
  • боль;
  • тоску.

Мечта Пушкина о взаимной симпатии не исполнится. Однако лучше страдать безответно, чем не любить.

Стихотворения обоих поэтов носят описательный характер. Отсутствует завязка, выраженная кульминация, финал. По построению они напоминают страницу личного дневника автора. Свобода, одиночество, тоска, грусть побудили поэтов к созданию литературных шедевров. Лермонтов и Пушкин подарили миру многочисленные произведения в романтическом стиле.

Главная мысль

А.С. Пушкин вложил в «Элегию» особый смысл. При поиске истины жизни следует быть искренним перед самим собой, принимать проступки и самосовершенствоваться. В момент ощущения бесполезности своего существования стоит помнить, что данный момент переходный. Грусть сменится радостью и появится желание развиваться, нужно только любить жизнь и принимать ее во всем многообразии.

Основная идея «Элегии» Пушкина заключается в том, что, даже несмотря на прошлые обиды и утраты, нужно надеяться на лучшее и ждать от будущего не только страдания, но и наслаждения. Чему учит Пушкин? Конечно же, оптимизму и любви к жизни, которые помогают преодолевать любые препятствия.

История создания

Стихотворение написано юным Лермонтовым в 1831 году 29 июля в имении Середниково. Семья поэта хранила предания о том, что их род идёт от шотландского барда Томаса Лермонта. Насколько достоверны эти сведения – неизвестно, но воображение юноши дорисовало все недостающие детали, и появилось немного наивное, романтичное стихотворение “Желание”.

Мечты молодого человека о свободе, возможности побывать в далёкой стране предполагаемых предков заведомо были несбыточными, это обусловлено временем и материальным положением семьи поэта. Такое путешествие могли себе позволить только очень состоятельные люди. Шестнадцатилетний юноша это прекрасно понимал, и его желания реализовались в прекрасное, грустное стихотворение с соответствующим названием. Сыграло роль и увлечение юноши историей и зарубежной литературой. Также не стоит исключать влияния известного поэта-романтика Д. Г. Байрона, творчеством которого был увлечён в этот период молодой Лермонтов. Впервые стихотворение было опубликовано в журнале “Отечественные записки” в 1859 году.

Тема этого произведения характерна для раннего творчества Лермонтова – тоска по родине, по тому, чему никогда не суждено сбыться. Мотив одиночества также прослеживаются в этом стихотворении. Романтизм свойственен раннему Лермонтову. Только в этом контексте “родина” – земля предполагаемых предков – Шотландия, а в более зрелом творчестве – только Россия, которую искренне любил поэт.

Лирический герой жаждет превратится в птицу и покинуть чуждую ему землю, на которой он рождён и вынужден жить. Он рисует образы далёких предков, шотландских полей и гор, мысленно пролетая над далёкой загадочной страной. Главный герой – лирический герой, которого автор отождествляет с собой. Томится желанием и невозможностью побывать на родине предков – Шотландии. Лирический герой в стихотворении явно присутствует, ведя читателя за собой в иллюзорный мир. Местоимение “я” достаточно часто используется автором, что не оставляет эффекта безликости лирическому повествованию.

Средства художественной выразительности

Из средств художественной выразительности особенно можно отметить эпитеты. На них буквально построено все произведение: «унылое сердце», «несчастливая любовь», «горькое наслаждение», «пустое привиденье».

Кроме того, ткань стихотворения богата метафорами: «медлительно влекутся дни мои», «каждый миг в унылом сердце множит все горести несчастливой любви», «мечты безумия тревожит» и т.д.

Автор использует обращения, придавая тексту более сакральный смысл: «О, жизни час!».

Также есть восклицания, расставляющие акценты и цепляющие внимание читателя. Помимо прочего, поэт использует прием аллитерации, повторяя сонорные согласные «м», «н», «л»:

Помимо прочего, поэт использует прием аллитерации, повторяя сонорные согласные «м», «н», «л»:

Медлительно влекутся дни мои, И каждый миг в унылом сердце множит Все горести несчастливой любви…

«Желание» М.Лермонтов

Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я, Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах, Их забвенный покоится прах.

На древней стене их наследственный щит, И заржавленный меч их висит. Я стал бы летать над мечом и щитом И смахнул бы я пыль с них крылом;

И арфы шотландской струну бы задел, И по сводам бы звук полетел; Внимаем одним, и одним пробужден, Как раздался, так смолкнул бы он.

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы Против строгих законов судьбы. Меж мной и холмами отчизны моей Расстилаются волны морей.

Последний потомок отважных бойцов Увядает средь чуждых снегов; Я здесь был рожден, но нездешний душой… О! зачем я не ворон степной?

Анализ стихотворения Лермонтова «Желание»

В семье Михаила Лермонтова существовало предание, что своими корнями этот дворянский род восходит к шотландцам, среди которых фигурировал бард Томас Лермонт. Изучая свое родословное древо, юный поэт очень часто недоумевал, по какой прихоти судьба забросила его предков в холодную и неприветливую Россию. Этот вопрос долго не давал покоя Лермонтову, который со свойственной ему в подростковом возрасте романтичностью мечтал побывать на родине своих пращуров и отыскать замок, принадлежавший его семье. В 1931 году 16-летний Лермонтов излагает свои мечты в стихотворной форме, создав несколько наивное и романтическое произведение «Желание». Однако уже в этом возрасте автор чувствует некую обреченность и понимает, что он – не от мира сего. Выражается это не только в повседневных мелочах, но и в особенностях натуры Лермонтова, который очень тяжело сходится с людьми, проявляя вспыльчивость и замкнутость. В этот период своего творчества поэт убежден, что на своей исторической родине он смог бы быть по-настоящему счастливым, поэтому все его мысли обращены к далеко Шотландии.

В стихотворении «Желание» он высказывает мечту превратиться в степного ворона, который смог бы «одну лишь свободу любить». И, обернувшись птицей, отправиться в далекое путешествие, на запад, «где цветут моих предков поля». Лермонтову грезится, что там, в чужой стране, он смог бы непременно отыскать старинный замок с родовым гербом, щитом и мечом, с которого бы смахнул пыль своими крыльями, «и арфы шотландской струну бы задел».

Но автор понимает, что ему никогда не суждено будет побывать на родине предков. В первой половине 19 века такое путешествие себе могут позволить лишь очень состоятельные дворяне или же государственные служащие, направленные за границу с определенной миссией. К тому же, Лермонтов до конца не уверен, что в его жилах действительно течет шотландская кровь, и он не имеет ни малейшего представления о том, существует ли в этой стране родовой замок, который так часто является ему в мечтах. Поэтому автор подчеркивает, что «тщетны мечты, бесполезны мольбы против строгих законов судьбы. Однако в силу юношеского максимализма Лермонтов причисляет себя к последнему потомку древнего шотландского рода, который «увядает средь чужих снегов». Лермонтов отмечает, что ему довелось родиться в России, но он «нездешний душой». и это ощущение вызывает в душе поэта смятение, смешанное с тоской.

Пройдет еще несколько лет, и в лирике Лермонтова появятся совсем другие оттенки и мотивы. На смену юношеским мечтам придут вполне достижимые и осязаемые желания, одним из которых будет преданное служение своей родине. Не мифической Шотландии, а России, которую автор по-настоящему любит. Однако эта любовь дает поэту одни лишь разочарования, так как он не видит своего места в жизни, по-прежнему считая, что родился не в ту эпоху. Идеалом поэта являются доблестные рыцари Средневековья и великие военачальники 17-18 веков, среди которых – Наполеон. Лермонтов мечтал бы повторить его блистательный путь, но с поправкой на то, что все свои завоевания и достижения он бы посвятил России. Но времена нынче совсем другие, и о героях войны 1812 года уже никто не вспоминает. Это больно задевает поэта, который выбирает путь военнослужащего, но очень скоро понимает, что мечты о подвигах во имя отечества можно похоронить вместе с карьерой офицера. Лермонтову так и не суждено будет осознать, что его истинное призвание – литература, и именно на этом поприще ему суждено стать по-настоящему знаменитым. Но, увы, спустя много лет после смерти.

Символика и эмоциональная окраска стихотворения

Строчки, написанные М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «Желание», небезосновательно считаются одними из самых эмоционально заряженных в русской литературе. Именно благодаря уникальной композиции и многозначности образов, стихотворение завоевало такую популярность учителей литературы и школьников.

Эмоциональная окраска стихотворения достигается за счет яркой символики. Например, летучая мышь, которая является символом тьмы и смерти, в данном случае олицетворяет нечто загадочное и необъяснимое. Ее «дареный взор» обладает чудесным свойством придавать энергию и восстанавливать дыхание.

Другой важный образ — «зефир забытых наслаждений». Зефир — это бог ветра и дуновений. Именно он дарит герою стихотворения возможность увидеть мир в другом свете. Забытые наслаждения становятся предметом мечты, который настолько возвышен, что его не может достичь каждый.

Поэтому каждый символ в стихотворении М.Ю. Лермонтова является ключом к пониманию эмоциональной окраски стихотворения. «Желание» вызывает у читателя не только сильные эмоции, но и помогает увидеть мир в ином свете.

Пояснения к стихотворению «Желание» Лермонтова

Шестнадцатилетний поэт Михаил Лермонтов создает лирическое стихотворение в фольклорных традициях «Желание», в основу которого легло старинное семейное предание о происхождении поэта.

Стихотворение написано летом 1831 года

Юный студент обучается в Московском университете, окружен вниманием друзей, бабушки, влюблен и планирует поскорее «засесть за стихи»

По жанру — элегия, подражание народной песне, по размеру — трехстопный трехсложник со смежной рифмой. Форма довольно сложная, ритм улавливается не сразу. Сюжет основан на рассказах в кругу семьи о предках поэта, шотландцах, особенно же об одном из них — легендарном барде и стихотворце Томасе Рифмаче, занимающем почетное место в кельтском фольклоре. Интересно, что за короткую жизнь поэта у него ни разу не возникло возможности отправиться в какое-нибудь далекое путешествие. Шотландия кажется ему родной и близкой, он, как в русской сказке или песне, мечтает взглянуть на нее хоть одним глазком, пусть даже обернувшись вороном. Образ лирического героя слит с образом вольной птицы.

Риторические вопросы и горькое восклицание наполняют эти юношеские строки. Интонацию усиливают повторы: зачем, на запад, зачем я не ворон степной. Лексика возвышенная: забвенный, тщетны мольбы, нездешний. Напрашивается перекличка с другим стихотворением М. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой», написанное всего спустя год после этого, но какая перемена в мыслях: отныне он русский душой, он научился ценить и любить землю, на которой был рожден. Между тем, поэт все же понимает, что родовой замок давно пуст, он — последний романтический герой своего клана. Он сам сознает, что славное средневековье позади, он опоздал.

М. Лермонтов всю жизнь сохранял интерес к жанру европейской баллады, но данное произведение тяготеет больше к русскому устному народному творчеству по своим приемам. Настроение стихотворения типично для творчества его автора: одиночество, жажда свободы, свершений, поиск своего места в жизни. Ворона он выбирает по одной причине: считается, что его нельзя приручить. Судьба — еще один грозный символ. Непреодолимость препятствий он подчеркивает строкой: расстилаются волны морей.

Далекая Шотландия, родина предков М. Лермонтова, встает в образах элегии «Желание», созданной юным поэтом в июле 1831 года, на заре жизни и становления таланта, когда он искал свой поэтический голос.

Анализ образа «Желание»

Образ «Желания» в стихотворении М.Ю. Лермонтова представлен как сила, манипулирующая человеком и загадочный объект желаний.

Под «Желанием» в стихотворении понимается не только желание чего-то конкретного, но также и стремление к чему-то неопределенному, неясному и иногда даже опасному. «Желание» приходит незаметно и заставляет человека запоминать неприятные моменты, которые позже могут перерасти в навязчивые и неумолимые желания.

Символизм образа «Желания» оттеняется переходами от сакрального к пошлому.

В ходе стихотворения «Желание» слово «Желание» заключено в кавычки, придавая ему таким образом символический смысл. Благодаря этому приему Лермонтов скрывает истинную суть объекта своего описания, оставляя множество возможностей для интерпретации.

Однако, по мере развития сюжета, образ «Желания» перетекает в грубость и пошлость, что усугубляется употреблением слова «очень» в последней строке. Таким образом, Лермонтов показал, что навязчивые желания, которые притягивают к пошлым и грубым вещам, являются разрушительными силами.

Таблица образов «Желания» в стихотворении:
Образ «Желания» Символический смысл
Сила Желание управляет человеком и заставляет его действовать определенным образом
Загадочный объект «Желание» представлено как неопределенное стремление, которое может перерасти в навязчивые желания
Сакральный символ Заключение слова «Желание» в кавычки придает ему символический смысл
Грубость и пошлость «Желание» может привести к навязчивым желаниям и притягивать к грубым и пошлым вещам

Автор и контекст

Михаил Юрьевич Лермонтов — выдающийся русский поэт, прозаик, драматург и художник. Он стал одним из крупнейших представителей романтической литературы XIX века и наследником Пушкинской школы. Творческий путь Лермонтова оказал большое влияние на развитие русской литературы и культуры в целом.

Стихотворение «Желание», написанное в 1830 году, обладает развитым внутренним миром и практически полностью передает переживания автора. Лермонтов обращается к теме человеческой судьбы и ее определенности, исследуя внутреннюю борьбу человека с судьбой. В созданном контексте автором выступает в качестве ученого богослова, который ищет ответ на свое внутреннее противоречие и не находит его нигде, кроме своих собственных рассуждений и мыслей.

Такое отношение автора к жизни и своим переживаниям стали одними из ключевых мотивов стихотворения «Желание». Он выражает стойкую и мучительную идею о том, что человек в лице богослова не способен изменить свою судьбу, т.к. она определена заранее. Это понимание и поиск ответа на жизненные вопросы являются особенностью творческого наследия М.Ю. Лермонтова.

Сравнение «Желания» с другими произведениями автора

М.Ю. Лермонтов — один из величайших русских поэтов. Его творчество известно своей уникальностью и глубоким содержанием. «Желание» — одно из самых популярных стихотворений Лермонтова.

В этом стихотворении, как и во многих других произведениях автора, присутствует тема человеческой одиночества и пустоты. Но в «Желании» Лермонтов переосмысливает эту тему, представляя героя, который осознает свою бесполезность в этом мире.

Сравнивая «Желание» с другими произведениями Лермонтова, можно отметить сходство стихотворения с «Смертью поэта». В обоих произведениях автор рассматривает тему одиночества и незаменимости человека.

Однако, в «Смерти поэта» герой более активен и протестует против окружающего мира. В «Желании» герой пассивен, он уже не желает отыскать осмысленную жизнь, а лишь мечтает об умиротворенности смерти.

Также можно сравнить «Желание» с «Демоном». В обоих произведениях автор рассматривает тему жажды бессмертия. В «Демоне» герой делает все возможное, чтобы сохранить свою жизнь, в «Желании» герой уже не желает жить, но хочет сохранить свою душу.

Статья о стихотворении «Желание» М.Ю. Лермонтова

Особенности стиля

М.Ю. Лермонтов является одним из самых талантливых поэтов русской литературы. Он известен своим необычным стилем и глубокой философией в стихах. В стихотворении «Желание» М.Ю. Лермонтов использовал рифму, что является одной из особенностей его стиля.

Лермонтов часто использовал небольшие стихотворные формы, которые позволяют передать глубокое чувство за короткое время. В стихотворении «Желание» автор использует форму лирической миниатюры. Его стихотворение производит сильное впечатление, благодаря яркой поэтической манере и глубокому философскому подтексту.

Содержание стихотворения

В стихотворении «Желание» Лермонтов описывает мечту человека о свободе и том, что любое желание может быть достигнуто с помощью силы воли и настойчивости. Однако, автор также предупреждает, что нельзя зацикливаться на одной цели, не замечая прекрасное вокруг.

Строки Лермонтова показывают силу человеческой воли и настойчивости в достижении желаемого, но также напоминают о необходимости остановиться на мгновение и прочувствовать красоту окружающего мира.

В стихотворении чувствуется присутствие печали и нежелания жить в текущей реальности, что является характерным для творчества М.Ю. Лермонтова. В то же время, автор передает надежду на то, что все желания могут быть осуществлены.

Заключение

Строки стихотворения «Желание» М.Ю. Лермонтова насыщены глубоким философским содержанием, яркой поэтической манерой и необычным стилем. Автор описывает мечту о свободе и силе воли в достижении желаемого, но также напоминает о необходимости не зацикливаться на одной цели.

Строки стихотворения «Желание» оставляют поэтический след в душе у каждого читателя, и являются одной из лучших работ М.Ю. Лермонтова.

Интерпретации поэмы Лермонтова

Поэма «Желание» М.Ю

Лермонтова привлекает внимание исследователей своей многозначностью и неоднозначностью. Разные толкования и интерпретации данного произведения оставляют место для дискуссий в сфере литературной критики и искусства в целом

Одни исследователи видят в «Желании» похвалу упоения и желания, другие считают это произведение воззрением на жизнь печального романтика. Выделяются также темы власти, свободы, бунта и многие другие.

Интерпретации этого стихотворения зависят от индивидуального восприятия и настроения каждого читателя. Каждый может трактовать его по-своему, в зависимости от своих внутренних переживаний и опыта жизни. В целом, каждая интерпретация раскрывает новые грани смысла этого произведения и дает возможность лучше понять творчество Лермонтова в целом.

Художественные особенности произведения

Стихотворение написано простым, бытовым языком.

Однако, создавая необходимый художественный эффект, автор использует высокие формы и слова: «медлительно», «влекутся», «несчастливая» и т.д.

Присутствует много лексики, передающей чувства: «унылом», «горести», «несчастливой», «безумия», «тревожит», «слезы».

Поэт описывает внутреннее состояние, поэтому использует, в основном, прилагательные и существительные. Глаголы тоже есть, но их мало. Таким образом, читатель вместе с автором полностью погружается в описываемое состояние.

Тема этого произведения характерна для раннего творчества Лермонтова – тоска по родине, по тому, чему никогда не суждено сбыться. Мотив одиночества также прослеживаются в этом стихотворении. Романтизм свойственен раннему Лермонтову. Только в этом контексте “родина” – земля предполагаемых предков – Шотландия, а в более зрелом творчестве – только Россия, которую искренне любил поэт.

Лирический герой жаждет превратится в птицу и покинуть чуждую ему землю, на которой он рождён и вынужден жить. Он рисует образы далёких предков, шотландских полей и гор, мысленно пролетая над далёкой загадочной страной. Главный герой – лирический герой, которого автор отождествляет с собой, томится желанием и невозможностью побывать на родине предков – в Шотландии. Лирический герой в стихотворении явно присутствует, ведя читателя за собой в иллюзорный мир. Местоимение “я” достаточно часто используется автором, что не оставляет эффекта безликости лирическому повествованию.

Стихотворение и анализ «Желание»

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

На древней стене их наследственный щит

И заржавленный меч их висит.

Я стал бы летать над мечом и щитом,

И смахнул бы я пыль с них крылом;

И арфы шотландской струну бы задел,

И по сводам бы звук полетел;

Внимаем одним, и одним пробуждён,

Как раздался, так смолкнул бы он.

Но тщетны мечты, бесполезны мольбы

Против строгих законов судьбы.

Меж мной и холмами отчизны моей

Расстилаются волны морей.

Последний потомок отважных бойцов

Увядает средь чуждых снегов;

Я здесь был рожден, но нездешний душой…

О! зачем я не ворон степной.

Краткое содержание

Г. Доре. Шотландский пейзаж.

Стихотворный сюжет представлен в виде рассуждения лирического героя о том, почему он, как ворон, не способен улететь на родную землю. Герой мечтает стать свободным, словно птица. Он понимает: только личная свобода позволит ему посетить дорогие сердцу места, побывать в Шотландии, где покоятся останки предков и хранятся предметы, имеющие прямое отношение к их славным именам.

К сожалению, мечтам поэта сбыться не суждено. От желанной Шотландии его отделяют преграды непреодолимой силы: «Меж мной и холмами отчизны моей расстилаются волны морей». Именно в этом заключается трагизм лирического героя: он чувствует себя, как неприкаянный человек, не нашедший своего места в жизни.

История создания

Лермонтов написал данное стихотворение в юном шестнадцатилетнем возрасте, в 1831 году. Он высказывает в этом произведении наивную мечту обрести своё место в жизни. Лирический герой считает: Россия – это не то место, где ему судьбой предначертано прожить жизнь. Душа героя устремлена на историческую родину – в Шотландию. Дело в том, что в семье поэта из уст в уста передавалось семейное предание о том, что род Лермонтовых происходит из Шотландии. В момент написания стихотворения, юному автору было неведомо, каким образом потомки шотландского барда по имени Томас Лермонт оказались в России.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности – перед нами элегия. На это указывают печальные раздумья и тоска по недостижимому идеалу. На принадлежность к элегии также указывает то, что произведение написано от первого лица. Поэтический размер – трёхстопный трёхсложник со смежной рифмовкой. Это весьма непростая форма организации стиха, ритм которой улавливается не сразу.

Темы и настроение

Главная тема произведения – тема Родины, тоска по которой живёт в сердце романтического героя. Настроенческая тональность стихотворения – это печаль. Буквально каждая строка пронизана тоскливыми эмоциями молодого поэта. Передать эмоции печали и тоски помогают многочисленные анафоры: «Зачем я не птица, не ворон степной?…».

Основная идея

Основная идея произведения заключена в следующем: не всегда наши мечты и желания способны воплотиться в реальной жизни. Чаще всего, они вынуждены жить глубоко в душе, не имея возможности реализоваться. Лирический герой испытывает неисчерпаемое одиночество, избавиться от которого ему не суждено. В целом, тема одиночества традиционна для поэзии Лермонтова.

Темы и образы стихотворения Лермонтова

Жизненные обстоятельства помогли Лермонтову поразмышлять над тем, что значит для него свобода. Это основная тема лирического произведения. В первых четырёх строчках возникают следующие образы:

  1. «Темница» — ежедневная общественная суета. Человек испытывает эмоциональное напряжение, невозможность высказать суждение, не совпадающее с мнением других. Круговорот человеческих пороков и любовь дают возможность испытать разные чувства. «Отворить темницу» — сбежать в счастье. Однако планам свойственно не сбываться.
  2. Без любви жить невозможно. Она заставляет просыпаться каждый день, бороться с обстоятельствами, не сдаваться в безнадёжной ситуации. «Черноглазая девица» олицетворяет собой прекрасное чувство.
  3. «Черногривый конь» — движение, не скованное никакими узами, ощущение бескрайнего пространства, человек делает всё, что захочет. Образ коня символизирует стремление сбросить с себя все оковы, дышать полной грудью.

Присутствует в стихотворении и образ моря. Бескрайнее и необъятное, оно завораживает. Как и человеческая душа, стихия спокойная и неспокойная, буйная и кроткая, мятежная и покладистая, свободная от всего, её невозможно загнать в темницу, заковать в кандалы. Волны способны стихнуть и вновь появиться при дуновении ветра.

Поэт осознаёт, что в «мечтаньях рая» будет свободен. Его ограничивает рациональное мышление, здравый смысл, не позволяющий переступать грань вседозволенности. Свобода — право выбора, оно контролируется разумом и общественной моралью. Человек поступает обдуманно. В мечтах и мыслях тайные, тёмные желания исполняются. Погрузившись в страну грёз, человек обретает чувство свободы.

Тема одиночества пронизывает всё творчество Лермонтова. Не является исключением и это сочинение. Частое употребление формы личного местоимения «я» при анализе стихотворения Лермонтова «Желание» подчёркивает: поэт бесконечно одинок в стремлении обрести свободу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: