Золотой гусь

Деревья растут для всех астафьев в.п. читать полное произведение

Краткое содержание рассказа

Когда была война, через деревню Бережки проходили советские солдаты. У них был конь, которого ранило осколком. Кавалеристам пришлось оставить Мальчика, потому что он не мог идти дальше. На окраине села жил старый Панкрат, которого многие побаивались за суровый нрав. Старик был работящим, и даже зимой он нашёл себе занятие — чинить плотину. В тёплое время года Панкрат молол зерно, а из муки хозяйки пекли хлеб.

Завязка произведения

Военное время было сложным, еды не хватало даже людям, и старику приходилось несладко

Когда ученик будет делать пересказ, он должен обратить на это особое внимание: несмотря на голод, мельник заботился о лошади. Пожилой мельник был небогат, еды часто не было даже для себя, и вороной стал ходить по деревне в надежде, что его кто-нибудь покормит. Жители считали животное общим и подкармливали, жертвуя из своих и без того скудных запасов

Жители считали животное общим и подкармливали, жертвуя из своих и без того скудных запасов.

В одном из домов жил мальчик с бабушкой. Паренёк был угрюмым, и местные мальчишки прозвали его «Ну Тебя». Прозвище приклеилось, потому что эти слова были любимыми у Фильки. Он говорил их по любому поводу: когда ругала бабушка, приглашали поиграть соседские ребята или происходил с кем-то спор.

Кульминационная часть

Однажды, когда зима уже подходила к концу, Панкрат собрался молоть зерно. Вода в речке, протекавшей возле мельницы, не замёрзла, да и погода стояла подходящая. В этот день конь ходил по улицам, и вот он приблизился к калитке Филькиного дома.

Вороной стал стучать в ограду, и ребёнок, услышав звук, вышел с хлебом, посыпанным солью. Краюху он приготовил для себя, а Мальчик решил, что это угощение для него. Он потянулся мордой к краюхе, и тут Филька разозлился, стал кричать, что ему надоели «христарадники». Размахнувшись, он стукнул вороного, и тот отпрянул, замотав головой.

В следующую минуту Филька увидел, что лошадь плачет. В кратком содержании рассказа «Тёплый хлеб» – это кульминационный момент. Конь жалобно заржал, замотал головой, и тут же засвистел ветер, началась такая сильная вьюга, что паренёк еле добрался до дверей. Он залез под тулуп и в страхе прислушивался к тому, как стучат ставни и свистит вьюга. Ему казалось, что это всё из-за коня: где-то сквозь шум вьюги мальчику слышался стук копыт и свист конского хвоста.

Развязка

Поздно вечером, когда метель утихла, домой пришла бабушка. Пока мела метель, она не могла добраться. Передохнув, она рассказала, какая беда приключилась в деревне: река покрылась толстым слоем льда, и теперь мельник не сможет размалывать зерно на муку. Значит, будет голод, и людям не выжить.

Заплакала бабка, и вслед за ней заревел Филька. Он стал подозревать, что в случившемся есть его вина. Старушка подтвердила его догадку, рассказав историю, которая произошла очень давно. От человеческой злобы случилась сильная стужа, и человек, по вине которого всё произошло, умер.

Здесь краткое содержание подходит к развязке. С помощью мельника Филька придумал, как всё исправить, а потом повинился перед конём за то, что его обидел. Тут же наступила оттепель, стар и мал стали радоваться, а хозяйки начали печь душистые булки.

Мальчик просит прощения у коня

Кратчайшее содержание «В дурном обществе»

Вася и его младшая сестра Соня лишаются матери в раннем детстве. Их отец пытается справиться с утратой, с головой уходя в работу. Предоставленный самому себе, Вася целыми днями пропадает на улицах небольшого городка. Его давно привлекает полуразрушенный замок и часовня, и однажды он решает их исследовать. Старинный замок некогда принадлежал знатному графскому роду, теперь же в нем живет «дурное общество»: бродяги, попрошайки, нищие, бездомные. Местные жители стараются обходить это место стороной, и с презрением относятся к несчастным. Вася приходит к старой часовне, и в подземелье обнаруживает брата и сестру – девятилетнего Валека и четырехлетнюю Марусю. У детей нет родителей, и за ними присматривает пан Тыбурций Драб. Вася видит, в каких страшных условиях живут дети: в холоде, сырости, постоянном голоде. Он старается как можно чаще навещать друзей, и неизменно приносит с собой угощения. В кратком пересказе «В дурном обществе» стоит уточнить, что свою долю гостинцев Валек неизменно отдаёт своей сестрёнке. Осенью Маруся начинает сильно болеть. Чтобы немного приободрить ее, Вася приносит красивую куклу сестры Сони, одолжив игрушку с её согласия. За этот поступок отец наказывает его, запрещая покидать дом – он считает, что Вася украл куклу. Спустя время появляется Тыбурций с куклой и сообщает о смерти Маруси. Он рассказывает отцу о благородстве Васи, и тот совсем иными глазами смотрит на сына. После смерти девочки бродяги навсегда покидают подземелье, а Вася с Соней ухаживают за её могилой.

Главный герой

Василий Шадрин является главным героем сказки. Применительно к нему можно привести несколько характеристик:

  • он игривый, любит похвастаться;
  • ему нравятся приключения;
  • мальчик привык к самостоятельности и ощущает себя взрослым.

Значительное влияние на характер персонажа оказал его собственный отец. Также свою лепту внесли и немногословные жители деревни, затерявшейся где-то в тайге. Отпечаток на его поведение наложили в тому же традиции Сибири, а также местные обычаи. Автор не приводит слишком подробных характеристик этого героя. Его личность постепенно раскрывается к середине повествования. Оказавшись в сложном положении, он проявляет такие черты, как:

  • мужество и выдержка;
  • рассудительность;
  • смекалка.

Помимо 13-летнего мальчика, в рассказе присутствуют второстепенные персонажи: родители Васютки, дед, рыболовы. Мальчик сам себе придумывает работу, которая заключается в поиске кедровых орешков для рыбаков. Он знает, как они любят полакомиться ими в свободное время.

Описание тайги и людей, населяющих её, составляет наиболее интересный момент в рассказе. Многое можно узнать о привычках таежников. Благодаря умелому повествованию, создаётся впечатление, будто читатель путешествует с мальчиком по тайге. Это произведение — своего рода дверь в мир трудолюбивых и отважных сибиряков. Понять их характер помогает в книге «Васюткино озеро» глава «Тайга кормилица». В ней есть фраза: «Тайга хлипких не любит», что объясняет приспособленность и отсутствие страха у местного населения еще с малых лет.

Об авторе книги

Виктор Петрович Астафьев — выдающийся русский прозаик, один из немногих писателей, кого ещё при жизни называли классиком.Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых. В семь лет мальчик потерял мать – она утонула в реке. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка – Екатерина Петровна.В 1932г. Витя пошел в первый класс Овсянской школы 1-й ступени. В 1934г. обучение пришлось прервать, т.к., вернувшийся из заключения, отец женился вновь и забрал сына в новую семью.В Игарке Витя окончил начальную школу, а вот осенью 1936 года, когда надо было учиться в пятом классе, с ним случилась беда: не нужный мачехе, отношения с которой так и не сложились, и отцу, остался он один. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдоминтернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», – напишет впоследствии В. П. Астафьев. Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка.Собрав денег на билет. Виктор уезжает в Красноярск, поступает в ФЗО. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Несколько раз он был тяжело ранен.Осенью 1945 года В.П. Астафьев демобилизуется из армии и вместе со своей женой – рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает на ее родину, город Чусовой на западном Урале. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» Виктор Петрович печатает рассказ «Гражданский человек»; впоследствии он переработает его в рассказ «Сибиряк».За пятьдесят лет литературной деятельности В.П.Астафьевым создано: 3 романа («Тают снега» (1958), «Печальный детектив» (1982-1985), «Прокляты и убиты» (1992-1994)); повествование в рассказах «Царь-рыба» (1972-1975); 10 повестей («Перевал» (1958-1959), «Стародуб» (1959-1960), «Звездопад» (1960-1972), «Кража» (1961-1965), «Последний поклон» (1957-1991), «Пастух и пастушка» (1967-1971-1989), «Ода русскому огороду» (1971-1972), «Зрячий посох» (1978-1982), «Так хочется жить» (1994-1995), «Обертон» (1995-1996), «Веселый солдат» (1987-1997)); цикл из 293 лирико-философских миниатюр «Затеси» (1960-2001); 70 рассказов; 2 пьесы («Черемуха»(1977), «Прости меня» (1980)); 2 киносценария («Не убий»(1976), «Трещина» (?)); большое количество публицистических очерков и статей о литературе. В.П.Астафьев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, трижды орденом Трудового Красного Знамени, дважды орденом Дружбы народов. В 1989г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».В.П.Астафьев скончался 29 ноября 2001г. Похоронен в Овсянке.

В.П. Астафьев

Деревья растут для всех

Деревья растут для всех Во время половодья я заболел малярией, или, как ее по Сибири называют, веснухой. Бабушка шептала молитву от всех скорбей и недугов, брызгала меня святой водой, травами пользовала до того, что меня начало рвать, из города порошки привозили — не помогло. Тогда бабушка увела меня вверх по Фокинской речке, до сухой россохи, нашла там толстую осину, поклонилась ей и стала молиться, а я три раза повторил заученный от нее наговор: «Осина, осина, возьми мою дрожалку — трясину, дай мне леготу», — и перевязал осину своим пояском. Все было напрасно, болезнь меня не оставила. И тогда младшая бабушкина дочь, моя тетка Августа, бесшабашно заявила. что она безо всякой ворожбы меня вылечит, подкралась раз сзади и хлестанула мне за шиворот ковш ключевой воды, чтобы «выпугнуть» лихорадку. После этого меня не отпускало и ночью, а прежде накатывало по утрам до восхода и вечером после захода солнца. Бабушка назвала тетку дурой и стала поить меня хиной. Я оглох и начал жить как бы сам в себе, сделался задумчивым и все чего-то искал. Со двора меня никуда не выпускали, в особенности к реке, так как трясуха эта проклятая «выходила на воду». У каждого мальчишки есть свой тайный уголок в избе или во дворе, будь эта изба или двор хоть с ладошку величиной. Появился такой уголок и у меня. Я сыскал его там, где раньше были кучей сложены старые телеги и сани, за сеновалом, в углу огорода. Здесь стеною стояла конопля, лебеда и крапива. Однажды потребовалось железо, и дед свез все старье к деревенской кузнице на распотрошенье. На месте телег и саней коричневая земля с паутиной, мышиные норки да грибы поганки с тонкими шеями. А потом пошла трава ползунок. Поганки усохли, сморщились, шляпки с них упали. Норки заштопало корнями конопли и крапивы, сразу переползшей на незанятую землю. Я «косил» на меже огорода траву мокрицу обломком ножика и «метал стога», гнул сани и дуги из ивовых прутьев, запрягал в них бабки-казанки и возил за сарай «копны». На ночь я выпрягал «жеребцов» и ставил к сену. Так в уединении и деле я почти одолел хворь, но еще не различал звуков и все смотрел-смотрел, стараясь глазами не только увидеть, но и услышать. Иногда в конопле появлялась маленькая птичка мухоловка. Она деловито ощипывалась, дружески глядела на меня, прыгала по коноплине, точно по огромному дереву, клевала мух и саранчу, открывала клюв и неслышно для меня чиликала. В дождь она сидела нахохленная под листом лопуха. Ей было очень одиноко без птенцов. Под листом лопуха у нее гнездышко. Там даже птенцы зашевелились было, но добралась до них кошка и сожрала всех до единого. Мухоловка тихо дремала под лопухом. С листа катились и катились капли. Глаза птички затягивало слепой пленкой. Глядя на птичку, и я начинал зевать, меня пробирало ознобом, губы мои тряслись. Я засыпал под тихий, неслышный дождь и думал о том, что хорошо бы посадить на «моей земле» дерево. Выросло бы оно большое-пребольшое, и птичка свила бы на нем гнездо. Я закопал бы плоды шипицы под деревом: — шипица — дерево ханское, платье на нем шаманское, цветы ангельски, когти дьявольски — попробуй сунься, кошка! В один жаркий, солнечный день, когда болезнь моя утихла и мне даже стало тепло, я пошел за баню и нашел там росточек с коричневым стебельком и двумя блестящими листками. Я решил, что это боярка, выкопал и посадил за сараем. У меня появилась забота и работа. Ковшиком носил я воду из кадки и поливал саженец. Он держался хорошо, нашел силы отшатнуться от тени сеновала к свету. «Куда это ты таскаешь воду?» — маячила мне бабушка. «Не скажу! Секрет!» — маячил я ей руками, будто и она была глухая. Часами смотрел я на спой саженец. Мне он начинал казаться большой остроиглой бояркой. Вся она была густо запорошена цветами, обвита листвой, потом на ней уголочками загорались ягоды с косточкой, крепкой, что камушек. На боярку прилетала не только мухоловка, но и щеглы, и овсянки, и зяблики, и снегири, и всякие другие птицы. Всем тут хватит места! Дерево-то будет расти и расти. Конечно, боярка высокой не бывает, до неба ей не достать. Но выше сеновала она, пожалуй, вымахает. Я вон как ее поливаю! Однако саженец мой пошел не ввысь, а вширь, пустил еще листья, из листьев — усики. На усиках маковым семечком проступили крупинки, из них вывернулись розоватые цветочки.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Похожие вопросы

Литература 03.05.2023 18:35 5 Костюгова Даша.

1.Соедините автора с его произведение, записывайте так, например: 1. А, Г 1.А) Д.Н Мамин — Сибиряк А

Ответов: 2

Литература 13.06.2023 22:53 0 Меграбян Самвел.

Задание 1-3. Ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных. На 3 1вопрос

Ответов: 1

Литература 29.05.2018 17:36 74 Каструбін Ярослав.

Помогите пожалуйста Нужно сделать таблицу по Тургенева «Муму» Цитаты про внешность Герасима,цитаты ф

Ответов: 1

Литература 28.04.2019 17:31 14 Соколов Егор.

Помогите пожалуйста Нужно сделать таблицу по Тургенева «Муму» Цитаты про внешность Герасима,цитаты ф

Ответов: 1

Литература 03.05.2023 10:05 17 Евсеева Алёна.

Помогите пожалуйста Нужно сделать таблицу по Тургенева \»Муму\» Цитаты про внешность Герасима,цитаты

Ответов: 2

Литература 17.06.2023 06:00 0 Лаас Диана.

Вопросы по шинели!!! можно кратко 1)Как к Акакию Акакиевичу Башмачкину относятся сослуживцы? (цита

Ответов: 1

Литература 24.06.2023 14:24 0 Каспийская Алеся.

Дивный сон (Рассказ) Был замечательный весенний день. Пятница… Уроки закончились, завтра выходно

Ответов: 1

Литература 04.06.2023 01:06 1 Телкова Анна.

80 баллов 1. Дать название эпизоду 2. Определить роль эпизода в тексте3. Характеристика основных г

Ответов: 1

Литература 05.06.2023 04:15 0 Шапор Егор.

Тест по русской литературе 20 века (5 класс) 1. Назовите писателя 20 века? А) И. А. Крылов; Б) А.

Ответов: 2

Литература 11.06.2023 16:59 0 Полюдова Юля.

Помогите пожалуйста даю 70 балов Срочно завтра СОч зделаю лучшым ответом текст:Он (Бенджамин Дриск

Ответов: 1

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 21.06.2023 11:28 670 Синицкий Виталик.

10 класс преобразуйте материал статьи в таблицу, заполните 1-ю и 2-ю колонки. 1) направление в литер

Ответов: 1

Литература 14.02.2021 21:00 302 Савиных Ксения.

Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства?

Ответов: 2

Литература 04.07.2023 22:18 224 Баженова Василинка.

Эпитеты в былине три поездки ильи муромца

Ответов: 2

Литература 18.07.2023 19:29 340 Ким Альбина.

Литература, Эсхил, «Прометей прикованный», помогите пожалуйста ответить на вопросы (хотя бы нескольк

Ответов: 2

Литература 14.06.2023 23:38 333 Бойко Ксения.

Выписать из Одиссеи: гиперболы, сравнения, повторы.​

Ответов: 2

Литература 10.08.2023 20:26 228 Базарова Ирина.

Какого отношение народа к событиям и героям преданий? (например предания Воцарение Ивана Грозного ил

Ответов: 2

Литература 04.07.2023 12:24 173 Шишко Влад.

СРОЧНО!!! составьте предполагаемый диалог с «автором»об особенностях «слова о полку игореве»,о героя

Ответов: 2

Литература 21.06.2023 01:49 291 Фомичёв Данил.

О чём песня «И туда-гора и сюда-гора» Какова её главная мысль? ​

Ответов: 1

Литература 21.06.2023 07:46 421 Тежикова Настя.

Составьте тезисный план статьи В.П Аникина по образцу плана статьи Б.Н Путилова ​

Ответов: 1

Литература 04.07.2023 04:59 208 Сериков Расул.

Рассказ удивительная Находка план текста 4 класс​

Ответов: 2

II. Проблематические натуры

После того, как нищих прогнали из замка, они несколько дней ходили по улицам города в поисках временного пристанища. Погода в эти дни была немилостива к людям, все время лил холодный дождь. Но вскоре нищие перестали беспокоить горожан, жизнь вошла в привычную колею.

По городу поползли слухи, что изгнанные из замка нашли приют в развалинах часовни, говорили также, что там есть подземные ходы. Изгнанники стали периодически появляться в городе, но милостыню, как обитатели замка, уже не просили. Они предпочитали сами брать то, что было нужно для жизни. За это подвергались преследованиям горожан.

Среди изгнанников встречались неординарные личности. Например, мужчина по прозвищу «профессор». Это был безобидный человек, который целыми днями бродил по городу и что-то бубнил. Он мог часами говорить на любую тему и очень боялся колющих и режущих предметов. Этот факт забавлял местных жителей, которые часто издевались над «профессором».

Однако изгнанные нищие стояли друг за друга. Особой отвагой отличались пан Туркевич и штык-юнкер Заусайлов. Последний был огромного роста и постоянно воевал с местными жителями. Больше всего от Заусайлова страдали евреи.

Бывшего чиновника Лавровского называли в городе «пан писарь». Его трагедия связана с местной красавицей Анной, в которую молодой Лавровский был безумно влюблен. Девушка сбежала из родительского гнезда с одним драгунским офицером, после чего чиновник запил. Лавровский часто приписывал себе страшные преступления, например, убийство своего отца. Но над его историями горожане только посмеивались.

Лавровский засыпал на улице в любую погоду. Он мог давно погибнуть, если бы бывшего чиновника не опекал пан Туркевич – человек крутого нрава, всегда пьяный и готовый к мордобою. Туркевич называл себя генералом, он легко мог найти деньги на выпивку у местных чиновников.

Еще одной личностью, заслуживающей внимания, являлся Тыбурций Драб. Внешне этот пан чем-то напоминал обезьяну, однако всех поражала его ученость. Драб знал наизусть огромные отрывки из произведений Цицерона и других древних авторов.

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 12.09.2023 02:31 11 Доскина Диана.

АААААААА БЫСТРЕЕЕЕЙ НАДО    СОЧИНЕНИЕЕЕЕ!!!!!! чем мне нравится произведение приключение э

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 02:23 30 Мишакина Карина.

Сочинение на тему «Мир вокруг нас» Делать домашку надо очень бысто,помогите…:)

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 02:05 6 Barbq-Junior Андрюха.

Помогите умоляю срочно. номер 5 и 6. это из былины Илья Муромец и соловей разбойник

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 02:00 20 Азаматов Азат.

Присказка значение слова какое?

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 01:40 11 Горянин Александр.

Придумать потешки про щенка задиристого, спящего, иривого.

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 01:33 17 Бажок Макс.

Это пословица или нет : Взялся за гуж -не говори, что не дюж.

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 01:12 29 Дюбанов Слава.

Анализ стиха бальмонт «в тюрьме»Помогите,пожалуйста!!1

Ответов: 1

Литература 12.09.2023 00:06 18 Беккер Надежда.

Символом каких песен была берёза

Ответов: 1

Литература 11.09.2023 23:30 5 Уалиев Нұрасыл.

Ответьте прошу быстро и правильно. 1)Как вы понимаете пушкинское определение: Чтение-вот лучшее уч

Ответов: 2

Литература 11.09.2023 23:23 19 Исмагулова Амина.

Кто сказал » Я знаю, что ничего не знаю»?

Ответов: 3

Популярные сегодня пересказы

  • Встреча — краткое содержание рассказа Зощенко Рассказчик, чрезвычайно любящий людей, тем не менее, сомневается в их бескорыстии. За всю свою жизнь бескорыстного человека он встретил единственный раз, да и то теперь не уверен, действительно ли его поступок
  • Батраки — краткое содержание рассказа Шолохова Повесть рассказывает о нелёгкой судьбе семнадцатилетнего парнишки Фёдора Бойцова. Отец был кормильцем в семье, но трагически погиб. Мать с сыном остались без кормильца. Чтобы прокормиться
  • Обыкновенное чудо — краткое содержание пьесы Шварца Остепенившийся Волшебник жил со своей женой в доме в Карпатах, где завел хозяйство. Когда-то он пообещал ей, что больше не будет заниматься волшебством. Но 8 лет назад, он заколдовал ради забавы одного медвежонка
  • Под сетью — краткое содержание романа Мердока Жанровая направленность произведения представляется в виде сочетания философского и юмористического романа. Главным героем произведения является Джейк Донахью, представленный в образе молодого мужчины,

Встреча с Учебниками

Продолжаем знакомство с рассказом, который написала Лия Гераскина, — «В Стране невыученных уроков». Краткое содержание продолжает встреча с Учебниками.

Мальчик остался один. Он решил, что учится плохо, так как у него нет силы воли. А появиться она может только при преодолении различных опасностей. В сердцах он бросил свои книги на пол. Раздался грохот, и перед Витей появились Учебники в образе человечков.

Они обвинили мальчика в незнании грамматики, арифметики, географии и решили отправить его в Страну невыученных уроков. Мальчик узнал, что там много трудностей и опасностей, и согласился. География пообещала свою помощь. Проводником послужил футбольный мяч, который нельзя было терять из виду, а спутником стал кот Кузя.

СООБЩЕНИЕ О ГЛУХАРЕ

Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из – под снега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из – под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на землю, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло – коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь – петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За это и прозван глухарём».

Короткий пересказ «Фотография, на которой меня нет»

Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы»

Возник вопрос — где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя». Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе

Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.

Весь оставшийся день школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». По всему выходило, что меня и левонтьевского Саньку посадят в самый последний, задний ряд, поскольку мы «не удивляли мир прилежанием и поведением». Даже подраться не получилось — ребята просто прогнали нас. Тогда мы начали кататься с самого высокого обрыва, и я начерпал полные катанки снега.

Ночью у меня начали отчаянно ныть ноги. Я застудился, и начался приступ болезни, которую бабушка Катерина называла «рематизня» и утверждала, что я унаследовал её от покойной мамы. Бабушка лечила меня всю ночь, и уснул я только под утро. Утром за мной пришёл Санька, но пойти фотографироваться я не смог, «подломились худые ноги, будто не мои они были». Тогда Санька заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка нас поддержала, пообещав свезти меня к самому лучшему фотографу в городе. Только меня это не устраивало, ведь на фото не будет нашей школы.

В школу я не ходил больше недели. Через несколько дней к нам зашёл учитель и принёс готовую фотографию. Бабушка, как и остальные жители нашего села, относилась к учителям очень уважительно. Они ко всем были одинаково вежливы, даже к ссыльным, и всегда готовы были помочь. Даже Левонтия, «лиходея из лиходеев», наш учитель смог утихомирить. Помогали им деревенские, как могли: кто за дитём посмотрит, кто горшок молока в избе оставит, кто воз дров привезёт. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями.

Работать они начинали в «доме с угарными печами». В школе не было даже парт, не говоря уже о книжках с тетрадками. Дом, в котором разместилась школа, срубил ещё мой прадед. Я там родился и смутно помню и прадеда, и домашнюю обстановку. Вскоре после моего рождения родители отселились в зимовье с протекающей крышей, а ещё через некоторое время прадеда раскулачили.

Раскулаченных тогда выгоняли прямо на улицу, но родня не давала им погибнуть. «Незаметно» бездомные семьи распределялись по чужим домам. Нижний конец нашего села был полон пустых домов, оставшихся от раскулаченных и высланных семей. Их-то и занимали люди, выброшенные из родных жилищ накануне зимы. В этих временных пристанищах семьи не обживались — сидели на узлах и ждали повторного выселения. Остальные кулацкие дома занимали «новожители» — сельские тунеядцы. За какой-нибудь год они доводили справный дом до состояния хибары и переселялись в новый.

Из своих домов люди выселялись безропотно. Только один раз за моего прадеда заступился глухонемой Кирила. «Знавший только угрюмую рабскую покорность, к сопротивлению не готовый, уполномоченный не успел даже и о кобуре вспомнить. Кирила всмятку разнёс его голову» ржавым колуном. Кирилу выдали властям, а прадеда с семьёй выслали в Игарку, где он и умер в первую же зиму.

В моей родной избе сперва было правление колхоза, потом жили «новожители». То, что от них осталось, отдали под школу. Учителя организовали сбор вторсырья, и на вырученные деньги купили учебники, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили нам парты и лавки. Весной, когда тетради кончались, учителя вели нас в лес и рассказывали «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо».

Уже много лет прошло, а я всё ещё помню лица моих учителей. Фамилию их я забыл, но осталось главное — слово «учитель». Фотография та тоже сохранилась. Я смотрю на неё с улыбкой, но никогда не насмехаюсь. «Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разорённого гнезда».

Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: