Образы и символы
Ключевым образом стихотворения «Листопад» является образ вдовы Осени. Автор создает его при помощи олицетворения и дополняет за счет сравнения. Благодаря этому у читателя создается ощущение, что он наблюдает за жизнью главной героини, окруженной сменяющейся стихией. Это помогает лучше передать некоторые эмоции и общее настроение строф.
Раз уж есть образ Осени, как главной героини, то вместе с ним возникает и образ осеннего леса в роли терема. Его судьба не менее интересна, чем судьба самой Осени. Сначала он «расписной» и «пестрый», затем – «бледный» и «оцепенелый». Он лишается «крыши», пустеет, разрушается и восстает вновь в виде «чертогов».
Появляются в «Листопаде» мотивы смерти и воскрешения. «Лес… смерть себе пророчит», «зазимок… таять стал, все умертвив» — эти строки показывают увядание леса, его постепенное отмирание. А в строке «Засеребрится мертвый край» отражается обещание скорого перерождения. Осенний лес погиб, а на его останках появляется новый, зимний лес.
Анализ стихотворения И.А.Бунина «Листопад» методическая разработка по литературе по теме
Анализ стихотворения И.А.Бунина «Листопад»
Стихотворение И.А.Бунина «Листопад» — яркий образец пейзажной лирики. Описание природы у Бунина – это всегда повод для глубоких размышлений о смысле жизни, о её быстротечности.
Для восприятия данного стихотворения нелишне дать общую характеристику поэзии Бунина. В лирике поэта главенствует напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии. Прикосновение к богатствам природы питает душу лирического героя, оно становится истоком его мужания и мудрости. Но почти неизменным мотивом лирики Бунина является мотив смерти. Чаще всего в осенней лирике печальное душевное настроение лирического героя придаёт образам природы ощущение неуютности, опустошённости. В стихотворении «Листопад» осенняя грусть увядания, оскудения завуалирована пёстрыми красками золотой осени.
Автор создаёт яркий образ осеннего леса-терема, используя сравнения и эпитеты: «лес, точно терем расписной… весёлой, пёстрою стеной стоит», «стоит…, заворожённый тишиной». Для завершения этого образа автор сравнивает просветы в листве с оконцами, елочки – с вышками у терема, а пустую поляну – с широким двором. Кажется, лес в пору золотой осени должен вызывать лишь восхищение буйством красок. Но к этому чувству всегда добавляется и ожидание того, что на смену этой красоте скоро придёт слякоть, ненастье, другими словами, «чёрная осень». И хотя в стихотворении нет прямых упоминаний о предстоящих изменениях, они ощущаются в незначительных деталях, в многоточии…
При поверхностном прочтении произведение воспринимается как один цельный осенний пейзаж, однако можно проследить, как меняется настроение лирического героя от первых до последних строк.
Первичное восприятие картины осеннего леса – бодрое, светлое. В стихотворении множество красок: лес «лиловый, золотой, багряный», берёзы «жёлтою резьбой блестят в лазури голубой», «синеют… просветы в небо», синяя вышина. Ощущается запах дуба и сосны… Лирический герой словно становится свидетелем некоего таинства – осенней сказки, создаваемой сказочной лексикой: «терем расписной», «оконца», а также оживлением Осени — тихой вдовы, леса-терема, заворожённого тишиной…
Но с образом Осени, представшей «тихою вдовой», в стихотворении появляется мотив смерти, который усиливается словами «последний» (мотылёк), «замирает», «мёртвое молчание», «тишина». Даже «светлая поляна» с приходом Осени становится «пустой поляной». Единственный одушевлённый персонаж произведения – играющий мотылёк, однако и он – последний, замирает на паутине.
Повтором первых двух строчек последняя строфа вновь возвращает читателя к поэтическому образу леса-терема, но акцент делается не на яркой красоте леса, а на объявшей всю природу тишине, которая (это уже домыслит лирический герой и романтик-читатель, так как автор использует умолчание) предзнаменует увядание многоцветия осенней природы. Быстротечность осенних тёплых дней, недолговечность осенней красы подчёркивается автором и с помощью анафоры «сегодня».
В создании звуковых образов тишины и шуршащего листка на фонетическом уровне помогает аллитерация – повторение шипящих звуков и в последних двух строфах. Повторение же звуков и (ассонанс) создаёт благозвучие всего стихотворения.
В стихотворении множество тропов: сравнений – «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «мотылёк…, точно белый лепесток», эпитетов – «мёртвое молчание», «тихая вдова», «лес.. заворожённый», метафора «среди широкого двора», «пёстрый терем», олицетворение «Осень… вступает в терем свой».
Стихотворение написано 4-хстопным ямбом. Рифмы – мужские и женские.
Построение стихотворения своеобразное. По рифмовке оно делится на 7 четверостиший и 2 двустишия. В 1, 3 и 5 строфах – перекрёстные рифмы с чередованием мужских и женских рифм. 2, 4 и 7 строфы написаны смежными рифмами, из них 4 и 7 строфы – двустишия с мужскими рифмами. В 6, 8 и 9 строфах – кольцевые рифмы.
«Листопад» И.А.Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Хотя стихотворение и называется «Листопад», это, скорее, описание не данного явления природы, а того краткого состояния затишья перед его началом. Наблюдая за изменениями в природе, автор невольно размышляет о течении жизни, о предстоящем конце – тишине, увядании. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…
Особенности стиля стихотворения «Листопад» И.А. Бунина
Основными особенностями стиля стихотворения «Листопад» И.А. Бунина являются его мелодичность, эмоциональность и экспрессивность. Бунин активно использует ритм и рифму, создавая гармоничное звучание текста.
Кроме того, стиль стихотворения характеризуется метафоричностью, образностью и сильным эстетическим зарядом. Автор воплощает в тексте свои чувства и эмоции, создавая красочные картинки и звуковые эффекты.
Большое внимание Бунин уделяет описанию природы: в стихотворении присутствует множество образов, связанных с осенней листвой, ветром, туманом и пустынным простором. Это добавляет тексту оригинальности и позволяет читателю полностью погрузиться в созданную Буниным атмосферу
Также необходимо отметить, что стиль стихотворения «Листопад» И.А. Бунина отличается высокой литературностью и ярко выраженной авторской манерой. Его произведения всегда отличались глубоким смыслом и философской значимостью, а «Листопад» не является исключением из этого правила.
Прощание с осенью
В конце стихотворения автор прощается с осенью, но строки написаны от её имени. Царица леса не может уйти просто так, она выходит из терема и окидывает взором свои пустые и холодные владения. Взору предстают величественные иллюстрации, не такие сказочные, как ранее, но по-своему прекрасные: «синева долин», «ширь пустынного болота», дорога на юг.
Заключительная часть стихотворения посвящена описанию зимней картины, поэтому в целом не возникает ощущения надрыва. Автор показывает, что любое время года по-своему прекрасно. Звери будут радоваться снегу, в лесу станут царствовать ветры и морозы, а на месте разрушенного терема окажутся прекрасные ледяные чертоги.
Синтаксические приемы в стихотворении «Листопад» И.А. Бунина
В стихотворении «Листопад» И.А. Бунина можно выделить несколько синтаксических приемов, которые помогают создать особенный ритм и мелодичность текста. Одним из таких приемов является инверсия — обратное порядок слов в предложении. При этом инверсия может быть не только бессоюзной, но и союзной. Инверсия создает особенную напряженность и выразительность.
Еще одним приемом является использование повторений — повторение слов или словосочетаний в стихотворении. Оно также помогает создать особенную ритмическую структуру. В «Листопаде» повторы используются достаточно часто, что придает тексту особую мелодичность и позволяет подчеркнуть главные идеи стихотворения.
- Инверсия — обратное порядок слов в предложении
- Повторения слов и словосочетаний
Также в стихотворении используется эллипсис — упущение одного или нескольких слов, которые можно подразумевать. Это позволяет уплотнить текст и создать особенный ритм. В «Листопаде» эллипсис используется, например, в фразе «была одна лишь мысль» — упразднено слово «у меня» перед «была».
Наконец, в стихотворении «Листопад» можно выделить и параллелизм — повторение одной и той же структуры предложения в нескольких местах текста. Это создает еще большую мелодичность и помогает усилить главные мысли стихотворения.
Образ осеннего леса
Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный образ осеннего леса. Для этого он использует различные контрасты и краски («серебро паутины», «лиловый терем», «светлая, солнечная поляна», «янтарный отблеск листвы»). Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну — с широким двором, а просветы в листве для него — словно оконца.
Анализ стиха Бунина «Листопад» позволяет заметить, что светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ «тихой вдовы», а также мотив смерти. Иван Алексеевич рисует картину теперь уже безмолвного оцепенения леса, который готовится к скорому умиранию.
Сочетание звуков в стихотворении «Листопад» И.А. Бунина
В стихотворении «Листопад» И.А. Бунина звуковое оформление играет важную роль в передаче настроения осени и ее прекрасных красок. Автор активно использует множество звукописательных средств, таких как аллитерация, ассонанс, рифма, омофония и др.
В первой строке поэмы присутствует мощная аллитерация на звук «л», который описывает осеннюю листву, которая «летит листо́падом..». Во второй строке заметна ассонансная рифма на звуки «ы» и «а», которые подчеркивают грусть и печаль осени.
Далее автор использует омофонию слов «листво» и «листов», что придает тексту особую мелодичность. Также заметен повтор звука «с» в строке «с осенним небом в сговоре», который подчеркивает спокойствие и безмолвие окружающей природы.
Все эти звукописательные средства создают особую атмосферу в стихотворении, описывающую осеннюю природу и ее прекрасные краски. Автор умело играет со звуками и словами, создавая неповторимый стиль и мелодию произведения.
Сказочный образ леса
В произведении «Листопад» показаны образы осени и леса, но в то же время читатель может наблюдать смену различных состояний природы. Главные герои показаны не застывшими, а как бы живыми. Поэт очеловечивает и лес, и осень, которую он именует «тихой вдовой». По мнению мастера пера, природа испытывает всё то же, что и люди: боль, тоску, радость, ожидание перемен.
Используя средства выразительности и художественные приёмы, автор показывает, как природа переходит из одного состояния в другое. Параллельно происходят изменения и в душе лирического героя — рассказчика. Чтобы показать цикличность изменений в природе, Иван Алексеевич использует кольцевую композицию. Яркая красота сменяется страданием и увяданием.
Некоторое время природа пребывает в состоянии подготовки к умиранию. Наконец, на смену угрюмой тишине и промозглой сырости приходит новая красота — холодная и величественная, пронизанная серебром и хрусталём.
Чтобы создать живописный образ красочного осеннего леса, автор использует соответствующую лексику, прибегает к эпитетам и сравнениям. Первая часть стихотворения изобилует красками, например:
- «янтарный отблеск»;
- «солнечная поляна»;
- «лиловый терем»;
- «серебро паутины».
Лес сравнивается с теремом, просветы в листве — с окнами, а поляну автор называет широким двором. Бодрый настрой постепенно сменяется минорным, и этот контраст ещё сильнее подчёркивает сказочную красоту природы.
Содержание третьей части — процесс умирания. Лес неподвижно застыл, как будто предрекая собственную смерть, но это продолжается недолго. Всё живое просто переходит в другое состояние, и жизнь возвращается в «терем», принесённая зимними ветрами.
Роль времени и пространства
В стихотворении «Листопад» значимая роль отведена пространству и времени. Сначала место действия ограничено поляной, а временные границы обозначены как «сегодня». Читатель вместе с автором наблюдает за всем, что происходит в этот день: квохчет дрозд, летает последний мотылёк, солнце посылает прощальные тёплые лучи.
Ближе к середине стихотворения поэт показывает, как меняется природа с течением дней. Пространство расширяется, теперь описание охватывает не только поляну, но и весь лес, а также небо. Дни сменяются ночами, по-своему прекрасными и немного мрачными, и далее лирический герой говорит, что сентябрь «листвой усыпал» вход в терем, который теперь стоит без призора. В завершающей части произведения пространство и время расширяются ещё сильнее, достигая масштабов всей планеты.
Смысловой разбор
Произведение «Листопад» относится к пейзажной лирике
Поэт обращает внимание на осеннюю пору, сравнивая ее с протеканием человеческой жизни, добавляя нотки философии. Выделяются три главенствующих образа: лирический герой, лес и осень-вдова
В начале произведения лирический герой обращает внимание читателей на яркие краски леса, поражающие воображение. Лес сравнивается с теремом, в котором проживает Осень
Автор использует олицетворение, сравнивая золотую пору с вдовой.
На протяжении всего стихотворения Бунин расширяет рамки времени. Сначала речь идет об одном дне — «сегодня» — действия же ограничены рамками поляны. Лирический герой ощущает кратковременность отведенного срока, понимая, что это означает последние солнечные деньки осенней поры, за которой последует холод зимы. Он позволяет себе насладиться теплом, солнечным светом и пением птиц.
К концу же масштабы расширяются до месяца — «Сентябрь» — пространство включает в себя лес целиком, захватывая даже небо. Настроение лирического героя меняется, как и настроение леса. Он погружается в напряженное молчание, вокруг царит атмосфера обреченности. Мрачности картине добавляют совиный хохот и аромат гнилых листьев.
Последние строфы пишутся от лица Осени. Она не может уйти без прощания с лесом. Осень убеждает его, что лесные жители будут рады зиме — свежести, сугробам, сиянию.
Краткий анализ стихотворения И. А. Бунина «Одиночество»
Одиночество является одной из ведущих проблем в творчестве И. А. Бунина. история создания этого стихотворения связана с жизнью не только писателя, но и его товарища. Произведение посвящено другу Бунина, художнику Петру Нилусу, который, как и поэт, страдал от одиночества. На момент написания стихотворения отношения Бунина с женой очень ухудшились. Он страдал от того, что его супруга не разделяет его взгляды. Жена, в свою очередь, упрекала мужа в черствости. Через год совместной жизни Цакни уехала в Одессу. Эти события Бунин переживал крайне тяжело. В 1903 году в Константинополе он написал стихотворение «Одиночество», в котором, видимо, и отразились эти события.
Автор в произведении развивает темы разрыва отношений и одиночества, взаимосвязанные между собой. Для этого он применяет пейзажные и психологические зарисовки. Сцена расставания воспроизведена в стихотворении очень лаконично.
В центре произведения находятся лирический герой и его возлюбленная.
Произведение начинается с описания пейзажа, создающего печальную атмосферу одинокого пребывания лирического героя на даче. Он с грустью смотрит на пустой сад, погода тоже не добавляет оптимизма: «и ветер, и дождик, и мгла».
Пейзаж передает внутреннее состояние лирического героя, отражает то, что творится в его душе. Далее читатель узнает, что стало причиной его грусти. Лирического героя бросила любимая женщина. Он знает, что все попытки ее вернуть будут бесполезны, и поэтому отпускает ее со словами: «проживу и один – без жены…».
Следующий день тоже оказался хмурым, пасмурным, словно даже природа плачет над разбитым сердцем лирического героя. Он до последнего вглядывается в темноту, надеясь на то, что любимая вернется.
В последней строфе поэт демонстрирует свое знание женской натуры. Лирический герой уверен, что женщины легко отпускают прошлое, а бывшие возлюбленные для них быстро становятся совершенно чужими людьми. Он не видит выхода из этой ситуации, опускает руки и намеревается затопить камин и пить. Отчаявшись найти верную спутницу, лирический герой мечтает о собаке.
В контексте темы одиночества развивается идея о том, что нельзя давать человеку надежду, если знаешь, что будущего у отношений нет. Поэт призывает беречь чувства.
Для развития этой темы Бунин выбрал форму монолога. Стихотворение по смыслу можно разделить на три части:
- Зарисовка пейзажа;
- Рассказ об уходе любимой жены;
- Описание внутреннего состояния героя, который переживает душевную драму.
Формально стихотворение состоит из четырех шестистиший.
Произведение относится к жанру элегии с элементами послания. Здесь лирический герой с тоской и грустью рассказывает о своих душевных терзаниях, а затем обращается к своей возлюбленной. Стихотворный размер – трехстопный анапест. В стихотворении использованы параллельная и перекрестная рифмовка, все рифмы – мужские.
Это произведение не отличается богатством на средства выразительности, однако они помогают поэту передать чувства лирического героя и весьма оригинально интерпретировать тему одиночества. В произведении есть эпитеты («ненастный день», «холодная пустыня», «предвечерняя серая тьма»), метафоры («жизнь до весны умерла», «пустыня воды»).
Интонация придает выразительности эмоциям лирического героя. Бунин использует восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. При помощи аллитерации «з». «р», «ш», «ж»» передается мрачное настроение: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».
Анализ произведения
Если наблюдать за переменой одного времени года другим, за тихими кружащимися снежинками или весенней грозой, то все проблемы и трудности исчезают, они проигрывают перед природным великолепием. Именно с помощью природы, её потрясающих пейзажей, возможно донести самые личные размышления.
Сюжет стихотворения
Стих Ивана Алексеевича Бунина «Листопад» в сокращении представляет собой воспевание осеннего леса
В начале произведения автор «приводит» внимание к лесной глуши, где разлито поразительное великолепие цветов осенней поры
Когда она выходит из терема, всё вокруг застывает и молчит, чувствуя наступление изменений. Их ждёт также и автор. Ему известно, что минуют завершающие солнечные дни, но печаль постепенно прокрадывается в его мысли и душу. Первым делом герой радуется лучам солнца, их теплоте и свету, он наслаждается играми порхающего мотылька и шёпотом листьев на деревьях. Этим настроениям подпевает щебетание птиц.
Затем видимость счастья исчезает. Лесной пейзаж наполняется удивительным безмолвием, что «предвестник долгого ненастья». Ночь превращается в белую и прохладную, также Осень ощущает одиночество, ей грустно и неуютно. В воздухе витают мысли о смерти и увядании. Эта мрачность дополняется хохотом совы и запахами гниющих листьев.
Лирическому герою известно: в позднюю осень не встретить яркого солнца поутру, потому что вместо него идёт дождь и вокруг спускается полумрак. Далее автор опять сопоставляет чащу и терем, но сейчас лес «потемнел», «полинял». Также чаще начинают появляться охотники и их собаки.
Завершающие строки в лирическом стихотворении написаны от имени самой Осени. Она не в состоянии уйти, не распрощавшись с лесом. Осень подбадривает, убеждая, что в ближайшее время дни будут приятнее и покроют всё вокруг снежными сугробами и ледяным серебром. Основная идея произведения — нельзя предаваться печали, когда погода этому способствует, так как в любом времени года присутствует своя неповторимая прелесть.
Природа в творчестве Бунина
Автор использовал художественные средства, чтобы цельнее донести картину осеннего леса. Об этой красоте создано множество произведений, ею восторгаются, её обожествляют. Поэты испытывают гордость за сокровища и богатства природы, призывают ценить и охранять всё живое. «Листопад» — один из наиболее знаковых стихов о природе.
Действие происходит в лесной чаще, а основной персонаж — это Осень. Множественные красноречивые сравнения отмечают, как прекрасен лес. К примеру, «лиловый, багряный». В глуши деревьев есть многочисленные жители и звуки. Жужжащие насекомые, пение пернатых переполняют его. Шелестят листья, хлопают крыльями птицы. Затем приходят холода. Природа погружается в сон и увядает.
Лес осенью у Ивана Бунина походит на чудо, на загадку, он сказочный и притягательный. Лазурь голуба, багряные деревья.
Образ осени в стихе
Поэт сравнивает её с лесной хозяйкой, с молчаливой вдовой, которая окружает заботой. Жизнь находится в прямой взаимосвязи со смертью: растения увядают, листья опадают, трава засыхает, пернатые летят в тёплые страны, а животные подготавливаются к сложному времени.
Конечно, осень помогает возобновлению жизни: листва укрывает землю, дарит ей тепло, согревает многих лесных зверей. Осенняя пора способствует весеннему обновлению. А теперь время для грустного пейзажа, но от этого не менее прелестного: янтарные листья, поляна опустела, лес стоит лиловым и светлым.
Всё живое засыпает, застывает и молчит. Слышны только некоторые редкие звуки и рисунок прошедших летних дней.
Иван Алексеевич Бунин мало-помалу расширяет диапазон очарования: перед читателем только поляна, затем в заключительных строках предстаёт сентябрь в прохладе и сырости, во всём своём великолепии, где для него лесная чаща — это сценическая площадка.
Темы, проблемы и настроение
- Основная тема — природа . Автор описывает цикл ее жизни в осеннюю пору, отмечая все преобразования этого времени года. Каждой фазе посвящается своя строфа, и пейзаж становится динамичным. Все изменения прослеживаются на примере леса, состояние которого меняет время.
- Созвучна природе и тема родины. Поэт не просто описывает универсальную осень, характерную для многих стран. Он изобразил именно русское время года, ведь в каждой строфе употребляются даже конкретные названия мест и явлений («Ворвутся в голую тайгу Ветры из тундры, с океана»), указывающих на русский колорит, нежно любимый автором.
- Автор не обошел стороной и тему дороги. Все на Земле преходящее и уходящее, ничто не вечно, поэтому и Осень отправляется в дальний путь — на юг. Но на ее место придет зима, и займет одинокий терем, оставленный открытым прежней владелицей.
- Настроение стихотворения «Листопад» определяется степенными и медлительными интонациями, с которыми хочется его прочесть. Оно наполнено светлой грустью: природа увядает, но ее ждет новая жизнь в зиме, где каждая ее часть найдет новое воплощение и новую роль. Несмотря на прощание с осенью, автор не унывает и готовится к встрече с зимой.
- Стихотворение «Листопад» лишено проблематики, ведь оно лишь повествует о цикличности природы и не затрагивает злободневных вопросов о ее состоянии.
Выразительные средства
В стихотворении «Листопад» Бунин использует множество различных изобразительно-выразительных средств. Здесь есть и сравнения, например, при описании леса, мотылька, и олицетворения – при характеристике Осени, и риторические восклицания: «Последние мгновенья счастья!». А украшают все описания и зарисовки точные эпитеты: «немой покой», «янтарный блеск» и другие.
- https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/bunin/listopad.html
- http://coolchtivo.blogspot.com/2019/11/blog-post20.html
- https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/listopad-bunin/
- https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniya-listopad.html
- https://literaguru.ru/analiz-stihotvoreniya-i-a-bunina-listopad/
Анализ стихотворения Бунина «Листопад»
Самостоятельная жизнь Ивана Бунина начинается с трудоустройства в газету «орловский вестник», в которой впоследствии у него будет связано много теплых воспоминаний. Одно из них касается частых загородных прогулок, во время которых поэт не только наблюдал за окружающим миром, но и создавал удивительные по красоте стихи.
Точность, изящество, образность и умение передавать настроение – именно эти черты свойственны пейзажной лирики Ивана Бунина. Стихотворение «Листопад», написанное в 1900 году, не является в этом отношении исключением.
В нем поэт сравнивает лес с расписным теремом, которые, играя разными цветами, «веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной». У каждого дерева есть свой оттенок. Березы отливают золотом, листья кленов подернуты благородным багрянцем, а ели по-прежнему остаются зелеными, напоминая о том, что еще совсем недавно здесь царило Его Величество Лето. Однако в просветах уже виднеется голубое небо, а земля устилается разноцветным ковром из листьев, которые шуршат под ногами при каждом шаге.
Бунин любит осень с ее запахом грибов и удивительным спокойствием, которое она дарит каждому, кто умеет тонко чувствовать и передавать настроения природы. «Воздушной паутины ткани блестят, как сети серебра», – отмечает автор, что изысканное убранство осени совершенно во всем, и каждая мелочь в одеянии природы продумана и гармонична.
Саму осень поэт сравнивает с «тихою вдовой», которая неслышно приходит в этот мир и вызывает у каждого встречного смешанное чувство радости и грусти. Она все еще красива и импозантна, однако несет на своем челе печать увядания и близкой смерти. Но Бунин старается насладиться каждым мгновением теплого осеннего дня, так как знает – очень скоро природа возродится и подарит ему новые впечатления, когда лес зашумит молодой листвой, нежной и сочной.
«Застывшая красота» осени недолговечна, потому что вместе с теплом уходят и краски жизни. Облетевшие листья деревьев, улетающие на юг стаи птиц, белесый и враждебный туман по утрам – все эти характерные черты приближающейся зимы умеет подметить Бунин и переносит их в свои произведения. Он мысленно прощается с лесом, в котором уже «морозный светится пожар», и просит у него прощения за то, что невозможно повернуть время вспять и вернуть те теплые, солнечные деньки, которые будут согревать поэта холодной зимой в его воспоминаниях.
Краткий анализ
История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.
Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.
Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.
Метафоры – «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».
Эпитеты – «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».
Сравнения – «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток».
Анализ стихотворения «Листопад» И.А. Бунина
Краткое содержание
В стихотворении «Листопад» И.А. Бунин описывает тех, кто уходит из жизни, подобно листьям, падающим с деревьев в осеннюю пору. Герой стихотворения просит природу учится у красоты этого процесса. Он говорит о том, что каждый человек должен научиться уходить из жизни также красиво и бесповоротно, как эти листья.
Эмоционально-образное содержание стихотворения переполнено грустью и сожалением о быстротечности жизни. Бунин сравнивает красоту падения листьев соответствующей красотой ухода из жизни человека. Стихотворение посвящено в основном взрослым читателям, которые уже на своей жизненной дороге сталкиваются с темой ухода. Однако указывается не на светлую, а на грустную сторону этого процесса.
Сказочный образ леса
В произведении «Листопад» показаны образы осени и леса, но в то же время читатель может наблюдать смену различных состояний природы. Главные герои показаны не застывшими, а как бы живыми. Поэт очеловечивает и лес, и осень, которую он именует «тихой вдовой». По мнению мастера пера, природа испытывает всё то же, что и люди: боль, тоску, радость, ожидание перемен.
Используя средства выразительности и художественные приёмы, автор показывает, как природа переходит из одного состояния в другое. Параллельно происходят изменения и в душе лирического героя — рассказчика. Чтобы показать цикличность изменений в природе, Иван Алексеевич использует кольцевую композицию. Яркая красота сменяется страданием и увяданием.
Некоторое время природа пребывает в состоянии подготовки к умиранию. Наконец, на смену угрюмой тишине и промозглой сырости приходит новая красота — холодная и величественная, пронизанная серебром и хрусталём.
Чтобы создать живописный образ красочного осеннего леса, автор использует соответствующую лексику, прибегает к эпитетам и сравнениям. Первая часть стихотворения изобилует красками, например:
- «янтарный отблеск»;
- «солнечная поляна»;
- «лиловый терем»;
- «серебро паутины».
Лес сравнивается с теремом, просветы в листве — с окнами, а поляну автор называет широким двором. Бодрый настрой постепенно сменяется минорным, и этот контраст ещё сильнее подчёркивает сказочную красоту природы.
Содержание третьей части — процесс умирания. Лес неподвижно застыл, как будто предрекая собственную смерть, но это продолжается недолго. Всё живое просто переходит в другое состояние, и жизнь возвращается в «терем», принесённая зимними ветрами.