Ход занятий
1. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ В. Чаплиной «Мушка»
Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.
Мне очень не хотелось заводить в доме собаку. Придёшь с работы усталая, а тут надо то комнату убрать, то обед приготовить — где же здесь ещё держать собаку! Всё это я объяснила дочке, но она заплакала и стала просить разрешения оставить собаку.
— Ведь она совсем маленькая, а потом, у неё даже нет хозяина, — плакала Люда. — Ну, как я её выгоню.
Пришлось собаку оставить.
Назвали её Мушка. Ухаживала за Мушкой Люда. Она перевязывала ей больную лапку, кормила, выводила гулять. А если кто-нибудь угощал Люду конфетой, то она всегда оставляла кусочек для Мушки. И нужно сказать, что Мушка привыкла к Люде и любила её больше всех. Она даже не хотела спать на мягком коврике, который ей постелили в углу около двери, и всё время ложилась под Людину кровать, хотя спать на полу было жёстко и неудобно.
Скоро Мушка поправилась и перестала хромать. Шёрстка у неё стала пушистая, блестящая, а хвостик завивался тугим колечком.
Когда Люда приходила из школы, Мушка её всегда встречала около дверей. Она радостно прыгала, ласкалась, потом хватала в зубы Людины варежки и несла в комнату.
Клала она их всегда на своё место — под кровать, и попробуй кто-нибудь из домашних варежки взять, кроме Люды. Мушка их никому не давала.
Потом Мушка ещё научилась служить и танцевать. Делала она это очень забавно. Становилась на задние лапки, подолгу на них ходила и даже кружилась, будто танцевала вальс. Все смеялись её фокусам, а когда она кончала танцевать, хлопали в ладоши и угощали чем-нибудь вкусным
Такое внимание Мушке нравилось, и она часто танцевала даже тогда, когда её никто не просил
Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней во двор погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-либо из ребят в ладоши или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда бы ей спрятаться. Во дворе да и в квартире все смеялись над Людой.
— Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.
Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры вдруг выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.
Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут, откуда ни возьмись, выскочила Мушка. Словно маленький чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, всё же не отступала перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку.
В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой, а Мушка подбежала к Люде, стала к ней ласкаться и лизать её заплаканное лицо.
После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому что она хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила.
Вопросы к рассказу :
-Откуда взялась Мушка?
— Какой она была?
-Кто ухаживал за Мушкой?
— Какой стала Мушка?
— Как Мушка доказала, что она не трусишка?
2. Воспитатель демонстрирует букву Г. Называет букву, артикулирует ее, закрепляет артикуляцию вместе с детьми. Дети повторяют. Далее педагог предлагает послушать стихотворение, в котором часто повторяется этот звук. Дети вместе с воспитателем декламируют стихотворение, имитируя движения грибника:
Гришка шел, шел,шел,
Белый гриб нашел…
Раз-грибок, ДВА – ГРИБОК,
Три – грибок
Положи их в кузовок.
2. Пальчиковая гимнастика в парах.
Бежали мимо речки
Смешные человечки,
(человечки-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам
детей, стоящих друг напротив друга)
Прыгали, скакали,
(попрыгать пальчиками по плечам друг друга)
Солнышко встречали.
(ловко положить руки на щёки друг другу)
Забрались на мостик
(сложить мостик из рук)
И забили гвоздик.
(постучать кулачками)
Потом- бултых в речку.
(наклониться и свободно помахать руками)
Где же человечки?
(спрятать пальчики под мышки друг друг).
Обыкновенная кошка
Кто не знает, какими непримиримыми врагами считаются кошки и крысы! Я и сама раньше так думала. А вот однажды мне пришлось убедиться в обратном.
Для одного научного фильма нужно было снять дружбу кошки с крысятами. Несколько дней ребята таскали нам кошек, а подходящей всё не попадалось: то слишком светлые, то тёмные. Наконец, после больших трудов, нашли. Это была самая обыкновенная кошка, серая с тёмными, как у тигра, полосами и ярко-зелёными глазами. Режиссёру она сразу понравилась: как раз такая кошка ему и была нужна. Однако его радость оказалась преждевременной. Принёс кошку какой-то мальчуган, а вот настоящая её хозяйка ни за что не хотела расстаться со своей любимицей. К тому же у кошки ещё оказались котята.
Режиссёр был в отчаянии. Он упрашивал хозяйку отдать кошку, предлагал ей большие деньги, обещал вернуть сразу подле съёмки.
— Ваша кошка очень подходящая по цвету, — уговаривал он, — мы только снимем её дружбу с крысами и сразу отдадим обратно.
— С крысами? — удивилась хозяйка. — Да ведь я её потому и не даю, что она хорошая крысоловка. Всех крыс не только у меня, но и у соседей переловила, а вы хотите, чтобы она с ними дружила! Да она мигом всех до одной съест!
По правде сказать, такая характеристика будущей «артистки» меня озадачила. Хотя я не раз подкладывала маленьких зверушек к кошкам или собакам, но подкидывать крысят к кошке, которая славилась как крысоловка, мне не приходилось. Я тоже стала уговаривать режиссёра не брать её, но он был неумолим и настоял на своём.
Так попала к нам в Зоопарк со своим семейством кошка, которая очень хорошо умела ловить крыс.
Кто-то назвал её «Цуцыкариха». Кто её так назвал и почему, никто не знал, но это имя осталось за кошкой.
В Зоопарке всё кошачье семейство поместили в специальную клетку.
На новом месте Цуцыкариха сначала очень волновалась. Бегала по клетке, мяукала и всё искала, откуда бы ей выскочить. Потом успокоилась, легла к котятам. Через несколько дней принесли крысят, которым Цуцыкариха должна была заменить мамашу.
Это были совсем маленькие, слепые крысята, покрытые чуть заметной шёрсткой.
Они копошились у меня в руке маленькой кучкой, а я стояла около клетки с Цуцыкарихой и думала: примет она их или нет? Когда я вошла в клетку, кошка сразу почуяла крысят. Вскочила с места, беспокойно начала кружиться около моих ног и всё лезла к рукам. При таком её внимании к крысятам я побоялась их оставлять.
Пришлось действовать по-другому.
Цуцыкариху посадили в ящик и вынесли в другую комнату, а крысят положили к котятам. Сделала я это нарочно. «Пусть, — думаю, — соскучится, зато потом будет меньше разбираться, кто находится среди её котят». К тому же и от крысят будет пахнуть котятами.
Мои расчёты оказались правильными. Уже через несколько часов Цуцыкариха мяукала во весь голос, а к вечеру поднялся такой концерт, что описать трудно: орала и царапалась в стенки ящика кошка, пищали голодные котята, а среди них копошились и искали сосков матери маленькие крысята.
Когда я выпустила из заточения Цуцыкариху, она как сумасшедшая бросилась к котятам. Сразу легла и даже не обратила внимания на крысят. Потом с наслаждением вытянулась, закрыла глаза и блаженно замурлыкала. Это было самое подходящее время, чтобы подложить к её соскам крысят
Тихонько, чтобы не потревожить кошку, я быстро отняла котёнка и вынесла его в другое помещение, а к свободному соску так же осторожно подложила крысёнка. Кошка, не замечая подмены, продолжала мурлыкать
Таким же способом подложили к кошке и остальных крысят, а котят взяла на своё попечение служительница тётя Катя.
Так началась мирная жизнь кошки с крысятами. Крысята совсем не были похожи на котят, но «знаменитая крысоловка» ухаживала за ними не хуже, чем за своими детёнышами. Так же заботливо их грела, вылизывала и даже защищала, когда им грозила опасность.
Источник
Читательский дневник «Сказка о том, как жила-была последняя муха» Дмитрия Мамина-Сибиряка
Название произведения: «Сказка о том, как жила-была последняя муха»
Число страниц: 12
Жанр: сказка
Главные герои: Муха.
Второстепенные герои: Паша, тётя Оля, Алёнушка, старая Мушка, Паук.
Характеристика главных героев:
Муха — Оказалась последней и потому выжила.
Наглая, самоуверенная.
Жадная и глупая.
Характеристика второстепенных героев:
Паша — кухарка. Травила мух.
Тётя Оля, Алёнушка — жильцы дома. Любят вкусно поесть.
Старая мушка — опытная, знающая.
Паук — хитрый, вредный.
Краткое содержание «Сказка о том, как жила-была последняя муха»
Однажды летом родилась маленькая муха и решила, что мир принадлежит ей.
Люди готовили для неё сладкое варенье, просыпали крошки и проливали молоко.
Но потом люди стали травить мух.
И героиня поняла, что они злые.
Пришла осень, насекомые погибли от холода.
Лишь последняя муха летала и жужжала.
Зимой ей было очень скучно.
Её приглашал в гости паук, но она поняла, что за этим кроется.
Пришла весна и в окно влетела молодая мушка, она не слушала последнюю муху.
А героиня решила, что лето делают мухи.
План сказки:
- Рождение мухи.
- Сладкое угощенье.
- Коварные люди.
- Осенние холода.
- Последняя героиня.
- Наглый паук.
- Молодая мушка.
- Лето.
Основная мысль «Сказка о том, как жила-была последняя муха»
Главная мысль сказки в том, что нельзя быть самовлюблённым, думать только о себе.
Основная идея сказки в том, что на смену старому поколению всегда приходит новое.
Чему учит сказка
Сказка учит не быть эгоистом и не считать себя лучше других.
Учит осторожности и предусмотрительности. Учит не хвастать и не жадничать
Учит не хвастать и не жадничать.
Учит скромности.
Краткий отзыв «Сказка о том, как жила была последняя муха» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что мухи, конечно, очень вредные и противные существа, но зимой можно радоваться и последней из них.
Муха была о себе очень высокого мнения, как обо всём своём роде в целом.
Она думала, что мир крутится вокруг неё и ошибалась.
Это интересная, поучительная сказка.
Автору удалось рассказать о жизни мух с их точки зрения.
Мне понравилась весёлая и позитивная героиня, которая радовалась простым вещам.
Её ничего не надо было от жизни, кроме тепла и еды.
Она не понимала, что досаждает людям, но всё-таки была живая.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что не всё в мире сделано для нас.
Никто не должен считать себя лучше других, потому что все мы на этой планете равны.
Пословицы к произведению:
- На чужой каравай рот не разевай.
- Нет худшего порока, чем зазнайство.
- Зима и лето, пройдёт и это.
- С людьми знаться — не зазнаться.
- Чему быть, того не миновать.
Ещё читательские дневники по произведениям Дмитрия Мамина-Сибиряка:
- Сказка «Серая шейка»
- Рассказ «Приёмыш»
- Сборник «Алёнушкины сказки»
- «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
- «Сказочка про Козявочку»
- «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост»
- «Ванькины именины»
- «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»
- «Сказочка про Воронушку — чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
- Сказка «Умнее всех»
- «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»
- «Пора спать»
- Краткая биография Дмитрия Мамина-Сибиряка и презентация
Библиотека читательских дневников автора пополняется.