Краткое содержание рассказа «Человек в футляре»
В самом начале главы рассказчик дает меткое описание героя своего повествования. И не только внешнее. «Человек в футляре» и жизнь ведет, как улитка. Он запирает дом на все засовы и замки. Экономку он не держит из соображений «как бы кто чего не подумал». Поэтому всем в его доме заправляет Афанасий — вечно пьяный повар. Беликов – человек, безоговорочно подчиняющийся всяким директивам и циркулярам. Все он упрятывает в футляры, чехлы, коробочки, и свое собственное тело в том числе.
Вечно поднятый воротник и черные очки дополняют образ Человека в футляре. Даже избранная им профессия – «мертвые» языки — свидетельствует о том, что Беликов пытается сбежать от вечно меняющегося живого, настоящего, к застывшему прошлому. Доходит до смешного: чтобы «поддерживать товарищеские связи с коллегами» (что предписывается директивой членам педколлектива), он заявляется к ним домой, но, поскольку боится поднять какую бы то ни было тему в разговоре, молчит.
Но странное дело: этого зануду и смешного человека в калошах и пальто боятся не только гимназисты, но и учителя, директор и все жители города. От него веет какой-то серостью, унынием, все чувствуют себя в его присутствии скованными.
Свежий ветер в уездном городке
Новый учитель Михаил Коваленко и его сестра Варенька были полной противоположностью унылому Беликову. Веселые, открытые к новым ощущениям и людям, эти двое вскоре завоевали расположение жителей города.
Как-то раз директор гимназии отмечал именины. Варенька своим пением сумела растормошить даже Человека в футляре. Увидев это, местные матроны тут же загорелись идеей поженить пару. Беликова стали донимать разговорами о том, что такому человеку, как он, негоже жить бобылем и что ему нужно жениться.
30-летняя Варя и сама была не против замужества. Она явно благоволила к мрачному преподавателю. Но Человек в футляре, признав необходимость жениться, не спешил просить ее руки. Как он признался однажды рассказчику Буркину, уж очень у Вари бойкий нрав, «а ведь брак – штука серьезная».
Первый удар
Какой-то остроумец распространил рисунок, изображавший Варю с Беликовым, идущих вместе под зонтом. Милая проделка всех только развеселила. Но не Человека в футляре! Для него карикатура с подписью «Влюбленный антропос» стал настоящим душевным ударом. Сюжет произведения вдруг становится трагическим.
Но нашего героя ждало еще одно испытание: выйдя из гимназии на улицу, он внезапно узрел брата и сестру Коваленко, которые мчат, крутя педали велосипедов и весело разговаривая друг с другом. У Человека в футляре прямо ноги подкосились от этого непотребства. Всю ночь он не мог сомкнуть глаз, а на другой день рано отпросился со службы.
Беликов сталкивается с братом и сестрой Коваленко, едущими на велосипедах
Второй удар
Ярый приверженец формуляров решил вразумить Коваленко, что кататься на велосипеде недопустимо для учителя гимназии, а для женщины – тем паче. Михаил не препятствовал матримониальным планам своей сестры, но он невзлюбил Человека в футляре с первой же встречи.
Он даже дал ему новое прозвище – «Глитай або ж Павук» («Упырь или же Паук» — аллюзия на одноименную книгу украинского писателя Марка Кропивницкого). Вареньки не было дома, и Михаил, почувствовав, что у него развязаны руки, высказал все, что он думает о взглядах Человека в футляре. Тот пригрозил пожаловаться директору. В ответ Михаил попросту спустил зануду со ступенек лестницы.
Окончательный удар
Именно в это время к дому подошла Варенька в компании других дам
Женщина подумала, что ее воздыхатель упал с лестницы по своей неосторожности. Катился он так потешно, что хохотушка не смогла удержаться от смеха
Другие дамы стали ей вторить. Мысль о том, что об этом происшествии будет судачить весь городок, что он станет предметом пересудов, оказалась столь трагична для Беликова, что он вернулся домой, «лег в постель и больше уж не вставал».
Болел он целый месяц, а потом скончался. Хоронили его в хмурый дождливый день. И только лицо покойника светилось умиротворением. Наконец-то он обрел футляр, из которого его уже никто не вытянет.
Смерть «Человека в футляре»
Короткий пересказ «Человека в футляре» с цитатами
Вариант 2
Сюжет
Поохотившись, товарищи принимают решение остаться на ночлег в маленькой деревеньке. Решив убить время, они обмениваются рассказами о странных и чопорных людях. Иван Иваныч, вспомнил странности жены действующего старосты, как она выходила из дому только темной ночью, а по утру сидела около камина.
Буркин вспомнил былого знакомого, учителя, который всегда при любых погодных условиях, даже будь то жара одевал теплый тулуп, калоши и не выходил из дома без зонта. Зацепившись за рассказ о Беликове и о том, как он был одинок и закрыт в своем мирке, его чудаковатом поведении и закрытости, рассказчик невольно стал описывать его жизнь. Все вещи преподавателя, были упакованы в чехольчики и спрятаны в футляры.
На работе он наводил страх не только на учеников, но и на коллег, даже на начальника. Прислугу по дому не брал на работу, страшно боясь неуместных разговоров в свой адрес. У героя был, единственный помощник по кухне, пожилой мужчина, всегда в оптимистическом настроении, в легком алкогольном опьянении. Жизненный настрой, Беликова наводил окружающих на постоянную тоску, грусть и уныние. На собрании, он раздавал советы, уверял всех в необходимости выгнать шумных учеников, не успевающих за программой гимназии.
Скорлупка героя, чуть было не лопнула, в учебное учреждение приехал новый учитель со своей сестрицей Варей. Уж так она была очаровательна и мила, голос ее покорил слушателей и самого Беликова. Девушка давно мечтала о замужестве, вечные ссоры с братом, наводили на мысль о скорейшем бракосочетании. Знакомые пытались свести молодых, сажали их рядом на мероприятиях, мужчина стал частенько посещать дом Коваленко. Поставив фото Варвары к себе на стол, любуясь ее красотой, мужчина действительно задумался о браке.
Все гимназии в округе, получили рисунки с изображением Вари и Беликова под зонтом, мужчина, увидев это отправился в гости к Ковалевым, на пути увиденное повергло его в шок и ярость. Девушка с братом ехали на велосипеде, радостно приветствуя проходящих мимо людей. Высказав свое недовольство о поведении учителей, Ковалев сбросил молодого человека с лестницы, чем поверг его в еще большее уныние и стыд. Не выдержав позора и осуждения людей, герой и лег на постель, так и не поднявшись. Как будто радуясь удобному футляру и закрытому пространству выражение лица Беликова во время похорон, излучало счастье и радость.
10 класс
Стих для детей «Перемена»
«Перемена, перемена!» —Заливается звонок.Первым Вова непременноВылетает за порог.Вылетает за порог —Семерых сбивает с ног.Неужели это Вова,Продремавший весь урок?Неужели этот ВоваПять минут назад ни словаУ доски сказать не мог?Если он, то, несомненно,С ним бо-о-льшая перемена!Не угонишься за Вовой!Он гляди какой бедовый!Он за пять минут успелПеределать кучу дел:Он поставил три подножки(Ваське, Кольке и Сережке),Прокатился кувырком,На перила сел верхом,Лихо шлепнулся с перил,Подзатыльник получил,С ходу дал кому-то сдачи,Попросил списать задачи, —Словом,Сделал все, что мог!Ну, а тут — опять звонок…Вова в класс плетется снова.Бедный! Нет лица на нем!— Ничего, — вздыхает Вова, —На уроке отдохнем!
Читательский дневник для учеников начальной школы
Вместе со списком литературы на лето учитель дает задание — вести читательский дневник. Конечно, есть учителя, которые подробно объясняют детям, что это такое и как его «вести». Но чаще всего просто ограничивается парой-тройкой фраз о том, что это тетрадка, в которую надо записывать все книги, которые ребенок прочитает летом.
Вместе со списком литературы на лето учитель дает задание — вести читательский дневник. Конечно, есть учителя, которые подробно объясняют детям, что это такое и как его «вести».
Но чаще всего просто ограничивается парой-тройкой фраз о том, что это тетрадка, в которую надо записывать все книги, которые ребенок прочитает летом.
А как записывать, что записывать ученик так и не понимает. В итоге про читательский дневник никто не вспоминает все лето. Даже если ребенок много и с удовольствием читает. А уж про тех, кто читать не либит, и говорить не приходится.
А между тем читательский дневник может стать отличным подспорьем для развития творческих способностей ребенка.
Вместо обычной скучной тетрадки, сделайте красочный альбом.
К примеру, такой:
Скачать шаблоны дневников можно здесь: 44441___.zip (cкачиваний: 4423)
Какие бывают читательские дневники
- дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
- дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также «заметки на полях», то есть краткие замечания о книге. Это больше подходит для тех, кто читает много и «запоем». Да, такие дети есть и в наши дни.
- дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. Самый лучший вариант для пробуждения интереса к чтению.
Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?
- ФИО автора произведения
- Название произведения
- Число страниц
- Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
- В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
- Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
- Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
- Отзыв о книге.
- Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
- Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?
Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:
- Список критической литературы по произведению или автору.
- Выписки понравившихся фраз, выражений.
- Краткая биография писателя.
Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.
Можно ли помогать ребенку вести дневник?
Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта. Заранее Вам спасибо!!!
Главный антагонист произведения
По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные черты и абсурдность жизни главного героя. Теперь два героя расходятся, и автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей стороне встать.
В отличие от замкнутого, неуверенного в себе, мрачного Беликова, автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии с сильным голосом и суровым характером. Уверен, откровенен, нетерпим ко лжи и лицемерию. На новое место работы Михаил Саввич приехал из Украины вместе со своей сестрой Варенькой. Он резко осуждает учителей, называя их «чинодрами», а атмосферу в коллективе характеризует как «душную».
Беликов относится к нему подозрительно, видя в нем «налогового типа» и «мерзость», но в личные отношения сестры не вмешивается, давая ей возможность самой выбрать супругу. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании скучных учителей и с нетерпением ждет возвращения на родину, где будет ловить рыбу и учить «хохлять».
Странный Беликов
Странный Беликов всегда ходил в утепленном ватой пальто, в галошах и с зонтом. Ходил он так в любое время года, и летом тоже. Свои личные вещи учитель тщательно упаковывал в специальные чехлы и чехольчики. Часы, перочинный ножик, табакерку раскладывал по коробочкам, которые всегда носил с собой. Столь необычные действия образованного и еще не старого человека объяснялись его желанием оградить себя от влияния внешней среды, он рассуждал так: «…а вдруг произойдет что-то такое-этакое…».
Беликов планомерно создавал свою защиту, а весь город потешался над незадачливым учителем, считая его причуды признаком легкого сумашествия. Но поскольку преподавателем он был хорошим, успеваемость гимназистов по его предмету не вызывала нареканий, то его и не трогали. Жил Беликов один, жениться боялся, иначе ведь и жену пришлось бы поместить в чехол.
Но вот в гимназию пришел новый учитель — преподаватель географии и истории Михаил Коваленко. Он недавно приехал в город вместе со своей сестрой, Варенькой, очаровательной особой неполных тридцати лет, улыбчивой непоседой. Вся гимназия была покорена веселым нравом Вареньки, не избежал этой участи и Беликов. Он даже стал иногда гулять с молодой женщиной, а прогуливаясь, доказывал ей с мрачным видом, что «брак — это чрезвычайно серьезная вещь». Варенька слушала его не очень внимательно, а вскоре нравоучения ей и вовсе надоели.
Однажды Беликов встретил Мишу Коваленко и Вареньку, когда они катались на велосипедах. Выглянув из своего футляра, он увидел двух счастливых свободных людей, и весь мир для него перевернулся. Потрясенный Беликов на следующий день пришел в дом Коваленко, желая доказать, как это неразумно — кататься на велосипеде, неприлично и опасно, некрасиво и унизительно. Вареньки дома не было, а Михаил взял да и спустил своего коллегу с лестницы.
А тут и Варенька подошла. Она весело рассмеялась, увидев, как Беликов кувыркается по ступенькам. А тот был настолько потрясен случившимся, что едва добрался до дома и слег. Проболел месяц, да и умер от душевного расстройства. На похоронах все желали ему «царства небесного», а про себя думали: «Ну наконец-то человек получил настоящий футляр, который теперь оградит его от любых неприятностей».
Драгунский Виктор рассказ
Число страниц: 5
Жанр: рассказ
Главные герои: Дениска, Мишка, Денискина мама.
Краткое содержание рассказа “Он живой и светится”
Однажды вечером Дениска поджидал свою маму, но ее все не было.
Зато появился на детской площадке его друг, Мишка.
Он сразу заинтересовался игрушечным самосвалом, с которым играл Дениска.
Мишка долго изучал самосвал и его возможности, а потом предложил поменяться.
Самосвал казался ему очень ценным, так как он был подарком папы.
Тогда Миша стал вспоминать, что у него еще есть на обмен.
Он предложил лопнутый плавательный круг, а потом предложил коробок с чудом.
В коробке что-то светилось. Это был светлячок.
Дениска странно затих и решил, что за этого светлячка можно и самосвал отдать.
Мишка торопливо убежал с самосвалом куда-то в темноту двора.
Мама казалось, была недовольна тем, что Дениска сменял свою новую и дорогую игрушку.
Она строго посмотрела и захотела узнать, чем это лучше того.
Дениска не струсил и просто ответил, что самосвал мертвый, а светлячок живой.
1. Мальчик в ожидании
2. Игрушка самосвал
3. Коробочка со светлячком
4. Обмен
5. Он живой
Чему учит произведение “Он живой и светится”
Рассказ “Он живой и светится” учит нас понимать разницу между обычными игрушками, мертвыми, хотя и красивыми и может быть дорогими, и живыми существами, которые все равно останутся во много раз прекрасней.
Дениска.
Маленький, любознательный.
Ждет, меняется, радуется.
Обменял самосвал на светлячка.
Детство.
Краткий отзыв о рассказе “Он живой и светится” для читательского дневника
Рассказ “Он живой и светится” мне понравился его посылом.
В нем показан добрый душой и чистый сердцем мальчик, который без сожаления отдает дорогую игрушку за красивого светлячка.
Насколько его поступок кажется более привлекательным с моральной стороны, чем желание его друга во чтобы то ни стало, завладеть дорогой игрушкой.
Живое живому, мертвое мертвому.
Выменял кукушку на ястреба.
Сочинение: «Маленькая трилогия» Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)
Один из современников Чехова заметил, что по рассказам писателя можно восстановить жизнь России конца XIX века до мельчайших подробностей. Восемь тысяч персонажей — представителей разных слоев общества, разных возрастов, характеров, взглядов — дают нам представление о ней. Есть среди них правдоискатели, люди с обостренным чувством долга и чести, враги духовного рабства, а есть и такие, чьи духовные уродства и ограниченный, мещанский взгляд на жизнь делают несчастными не только их, но и окружающих. Таковы, например, герои рассказов Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» — «маленькой трилогии», как называют ее литературоведы, какой и замыслил ее автор.
Первый по времени, по определяющей идее, да и по форме (рассказ в рассказе) — «Человек в футляре». Уже в самом названии автор приоткрывает завесу: рассказ пойдет об узкой, ограниченной, «футлярной жизни», о мещанстве в худшем смысле этого слова.
В центре рассказа история жизни и смерти учителя Беликова, странного своим пристрастием к футлярам и футлярчикам. Но дело не в том, что прячет он туда личные вещи. В них он пакует свои мысли и чувства, навязывает их окружающим. Гимназию, в которой он служит, город, в котором живет, Беликов превращает в «управу благочиния», «полицейскую будку». Вечный страх, заключенный в его сакраментальной фразе «Как бы чего не вышло», за которым восклицательным знаком маячит его тощая фигура, давит любые начинания, создавая «удушающую атмосферу» заторможенности, подавленности
Особую опасность подобные типы создают не силой своей позиции, а тихо, деликатно, осторожно плетут они паутину недоверия и соглядатайства. Даже смерть Беликова — лишь временное освобождение, сколько еще таких «человеков в футляре» остается. Поэтому все входит в свою колею, течет по-прежнему жизнь, «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне»
Поэтому все входит в свою колею, течет по-прежнему жизнь, «не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне».
Второй рассказ трилогии развивает тему «футлярности», демонстрируя проникновение ее в сферу желаний и мечты. Герой рассказа, Николай Иванович Чимша-Гималайский, создает в своей скудной чиновничьей жизни иллюзию цели. Он мечтает о покупке усадьбы, обязательно с кустами крыжовника, и напролом идет к своей цели. Живет скупо, не доедает и не допивает, одевается, как нищий, женится «на деньгах», наконец, даже сводит в могилу жену — и все ради этого счастьица стать собственником. Описывая его осуществившуюся мечту, Чехов сознательно заостряет сатирическое описание усадебного «рая», ничего не стоящего скудного участка земли с кустами кислого крыжовника, а самого помещика низводит до свинского состояния. Автор ясно дает понять, что достижение узенькой цели вытравило из Николая Ивановича все человеческое.
Чехов, таким образом, ведет читателя к третьему рассказу — «О любви», в котором «футлярность» распространяется дальше, на область человеческих чувств, лишая личного счастья. Помещик Алехин, добрый, порядочный, мыслящий человек, полюбив чисто и бескорыстно замужнюю женщину, отказывается от своего чувства, заменяя его боязливыми рассуждениями о том, к чему приведет такая любовь. В этом так и слышится беликовское «Как бы чего не вышло»
Только расставаясь навсегда с предметом своей любви, герой понимает, что «исходить нужно не с точки зрения счастья чего-либо, а с чего-то более высшего и важного»
Последний рассказ трилогии подтверждает мысли, высказанные автором ранее, что люди живут не так, как могли бы, как надо. Эта дисгармония ужасна и трагична. «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего духа». Нельзя успокаиваться, жить в футляре тишины и покоя, пока есть на земле хоть один несчастный. Нужно, чтобы человек и без звона колокольчика под дверью помнил о страданиях других, творил добро.
Антон Павлович Чехов всегда был врагом пошлости, равнодушия, боролся с ними. Горький писал, что это искусство, «которое доступно лишь человеку высоких требований к жизни, которое создается лишь желанием видеть людей простыми, красивыми, гармоничными».
О любви
И, наконец, «Маленькая трилогия» Чехова завершается рассказом о любви. С утра зарядил дождь. Павел Константинович Алехин позвал к завтраку своих приятелей Ивана Чимша-Гималайского и Буркина, которые со вчерашнего дня находились у него в гостях. За кофе с ликером начался разговор о том о сем, и Алехин поведал друзьям историю любви, которая произошла с ним в молодости.
Однажды Павла Константиновича избрали окружным судьей как образованного человека, знающего языки и хорошо разбирающегося в юриспруденции. В суде он познакомился с заместителем председателя, Дмитрием Лугановичем, и между ними возникли добрые приятельские отношения. Как-то после запутанного разбирательства, длившегося два дня подряд, когда все порядком утомились, Луганович пригласил Алехина на обед к себе домой.
Так Павел Константинович познакомился с Анной Алексеевной, женой Лугановича, молодой женщиной двадцати двух лет, интеллигентной, красивой. Он сразу почувствал в Анне родственную душу. За обедом говорили о разных пустяках, веселились, все трое прекрасно понимали друг друга, как будто были знакомы много лет. Алехин заметил, что между супругами существует полное взаимопонимание, и немало этому удивился, поскольку Анна Алексеевна со своей утонченностью и глубокой внутренней культурой была на голову выше простого и поверхностного Дмитрия Лугановича.
В тот же день Павел Константинович осознал, что Анна занимает все его мысли, старался вспомнить каждое ее слово, каждый взгляд. Тогда он еще не догадывался, что молодая женщина тоже пребывала в легком смятении после того, как Алехин откланялся и ушел к себе домой. Между ними протянулись невидимые нити, соединившие их души.
С тех пор Алехин стал часто бывать в доме Лугановичей, сдружился с ними и старался всячески быть полезным. Дмитрий и Анна тоже не оставались в долгу, предлагали помощь деньгами, когда Павел Константинович испытывал трудности с выплатой долгов, оставшихся еще от отца
Но для него было важно другое, ему хотелось ежеминутно видеть сияющие глаза Анны, слышать ее голос, быть с ней рядом
Оба были уже влюблены друг в друга, но каждый понимал, что давать волю чувствам нельзя, это сделает несчастными всех окружающих и в конечном итоге разрушит семью Лугановичей и жизнь самого Алехина. Приходилось сдерживаться, ни Павел Константинович, ни Анна не позволяли любви вырваться на волю, держали ее в прочном футляре.
И только однажды, когда Анна Алексеевна уезжала в Крым на лечение, Алехин, оказавшись в купе поезда с ней наедине, смог обнять любимую женщину, поцеловать ее. Она ответила ему, обливаясь слезами, влюбленные провели вместе несколько счастливых минут и затем расстались навсегда.
Композиция
Особенность композиции произведения — «рассказ в рассказе».
- Пролог — разговор двух товарищей о людях, стремящихся к одинокой, замкнутой жизни.
- Экспозиция — рассказ Буркина об особенностях и странностях жизни учителя Беликова.
- Завязка — приезд в город учителя Коваленко с сестрой Варенькой.
- Развитие действия: увлечение Беликова Варенькой, ее благосклонность, его намерение жениться и нерешительность; карикатура на влюбленного «антропоса» (Беликова); смятение Беликова при виде едущих на велосипедах брата и сестры Коваленок.
- Кульминация — конфликт между Беликовым и Михаилом Саввичем, который в итоге спустил Беликова с лестницы; хохот Вареньки, морально убивший героя.
- Развязка — смерть Беликова, его умиротворенный вид в гробу — достижении своего идеала.
- Эпилог — беседа Буркина и Ивана Иваныча о «футлярности» их жизни в целом.
Очень краткий пересказ рассказа «Человек в футляре»
Два охотника, Буркин и Чимша-Гималайский, останавливаются на ночь в сарае. Один из них — учитель, другой — ветеринар. Первый из них рассказывает второму историю учителя греческого языка Беликова. Коллега Буркина был необычным человеком — уединенно жил и был крайне озабочен мнением окружающих, особенно тех, кто стоял выше по должности. Его ежедневное поведение и внешний вид подтверждали привычку постоянно чего-то опасаться.
Даже в солнечную погоду Беликов «упаковывал» себя в «футляр» из зонта, калош и тёмных очков. Порой казалось, что своим состоянием «как бы чего не вышло» учитель заражал весь городок.
Затем в гимназию устроился новый учитель Коваленко, сестра которого приглянулась нелюдимому Беликову. Надо сказать, Варенька нравилась всем — жизнерадостная, общительная, приятной наружности. Местные дамы сразу решают поженить Варю и Беликова. Всё это выглядело очень мило пока кто-то не нарисовал карикатуру на эту пару.
Невинная шутка весьма расстроила Беликова. А когда он увидел девушку на велосипеде, его мир вообще перевернулся. Беликов даже отправился с беседой к брату Вареньки. Ведь это же верх неприличия: женщина на велосипеде! Однако Коваленко так не считал и спустил Беликова с лестницы. Всем, даже Вареньке, эта ситуация показалась забавной.
Всем, но не Беликову, который в ужасе поспешил домой. Мысль, что о происшедшем узнает весь город довела его до болезни и, спустя месяц, он умер. Во время похорон стояла дождливая погода.
Провожающим покойника казалось, что они освободились от его влияния, но на самом деле жизнь в городе ничуть не изменилась. А сам усопший, лёжа в гробу, выглядел чуть ли не счастливым. Ведь он теперь был навечно защищён футляром.
История создания
Творческая история повести «Человек в футляре» началась в 1898 году в селе Мелихово, где автор начал и закончил свое произведение. Затем произведение было опубликовано в журнале «Русская мысль». Этот рассказ является первой частью серии «Маленькая трилогия», в которую помимо этого текста входят также «Крыжовник» и «О любви».
Это был тяжелый период в творчестве и жизни Чехова, когда он заболел туберкулезом.
Современники Чехова всеми силами пытались найти того, кто вдохновил автора на создание образа Беликова. Мнения людей разошлись, а споры и поиски прототипа продолжались. В итоге можно сказать, что прототипа вообще не было, образ главного героя рассказа собирательный, а словосочетание «человек в футляре» уже является чем-то вроде знакомого слова.
Тем не менее авторский замысел «Человека в футляре» прослеживается в дневниковых записях Чехова. Так говорил об известном публицисте М. О. Меньшикове:
Возможно, именно этот человек стал прототипом Беликова, хотя бы по внешним качествам.
Композиция и конфликт
Композиция рассказа не отличается какой-либо сложной формой, наоборот, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Именно поэтому читатель легко понимает текст. Но особенности композиции «Человек в футляре» не в членении на главы, а в подаче — это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, тот рассказывает другу о Беликове.
Что касается конфликта, то он присутствует в рассказе.
- Во-первых, это конфликт между «человеком в футляре» и обществом — они не поймут и не примут друг друга, Беликов живет в своем мире, отделенном от окружающего общества.
- Во-вторых, Чехов вводит такого героя, как Михаил Коваленко (жизнерадостный, сильный и веселый человек), который является полной противоположностью Беликову. Они тоже не понимают друг друга, жизнь каждого потрясает другого, в итоге Беликов не выдерживает противостояния.
История создания
Творческая история повести «Человек в футляре» началась в 1898 году в селе Мелихово, где писатель начал и закончил свою работу. Затем работа была опубликована в журнале «Русская мысль». Этот рассказ — первая часть из серии «Маленькая трилогия», в которую, помимо этого текста, также вошли «Крыжовник» и «О любви». Это был тяжелый период в творчестве и жизни Чехова, потому что именно тогда он заболел туберкулезом.
Современники Чехова изо всех сил пытались найти того, кто вдохновил писателя на создание образа Беликова. Мнения людей разошлись, но споры и поиск прототипа продолжались. В конечном итоге можно сказать, что прототипа не было, образ главного героя рассказа собирательный, а словосочетание «человек в футляре» уже стало нарицательным.
Впрочем, авторская идея «Человека в футляре» прослеживается по записям в дневнике Чехова. Так говорил известный публицист М.О. Меньшиков:
Возможно, именно этот человек стал прототипом Беликова хотя бы по внешним качествам.
Главный антагонист произведения
По законам литературного жанра Чехов вводит в рассказ персонажа, который подчеркивает отрицательные характеристики и абсурдность жизни главного героя. Теперь два героя расходятся, и автор предлагает читателю самостоятельно выбрать, на чьей стороне встать.
В отличие от замкнутого, неуверенного в себе, мрачного Беликова, автор рисует образ Михаила Коваленко. Это учитель истории и географии с сильным голосом и суровым характером. Уверен, откровенен, нетерпим ко лжи и лицемерию. На новое место работы Михаил Саввич приехал из Украины вместе со своей сестрой Варенькой. Он резко осуждает учителей, называя их «чинодрал», а атмосферу в коллективе характеризует как «душную».
Беликов относится к нему подозрительно, видя в нем «налогового типа» и «мерзость», но в личные отношения сестры не вмешивается, давая ей возможность самой выбрать супругу. Честный и открытый Коваленко задыхается в новой компании скучных учителей и с нетерпением ждет возвращения на родину, где будет ловить рыбу и учить «хохлять».
Герои произведения и их краткая характеристика
Персонажи рассказа отличаются яркими индивидуальными чертами, вместе с тем образы героев типичны.
Центральный герой
Беликов — учитель гимназии, преподает древнегреческий язык. Ему давно за сорок. Он с маниакальностью чехлит свои вещи, его одежда выполняет функции футляра: он носит в любую погоду пальто на вате с поднятым воротником, калоши, зонтик. Темные очки скрывают глаза, которые, как известно, зеркало души. И душа его, таким образом, скрыта от окружающих.
Беликов одержим страхом перед жизнью. Древние языки, которые он преподавал, были для него способом отгородиться от действительности. Учитель греческого способен был мыслить очень узко — в рамках предписаний, приказов. Ему под силу читать только статьи с запретами, где не нужно анализировать. Мировоззрение Беликова заключено в футляр из циркуляров.
В городе у него была репутация фискала, поэтому, опасаясь донесений, жители перестали читать, ставить домашние спектакли, помогать бедным, то есть делать жизнь интересной и радостной. Ущербный Беликов подчинил себе весь город.
Главные герои
Иван Иванович — ветеринарный врач, уже старик. Он высок, худ, с длинными усами. У Ивана Иваныча необычная двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая мало ему подходит, поэтому окружающие называют его по имени-отчеству. Живет на конском заводе, рядом с городом, и поездка с приятелем на охоту — повод подышать чистым воздухом.
Иван Иваныч склонен к размышлениям о смысле жизни, он негодует на всё лживое, низкое и мелкое в людях, что затмевает настоящую жизнь. Он неравнодушен к общественным проблемам, мыслит широко, совестлив.
Буркин — учитель гимназии, человек невысокий, толстый, лысый, с длинной бородой. Он повествователь истории Беликова, с которым вместе служил в гимназии и жил в одном доме. Буркин опытен, наблюдателен, хороший рассказчик.
Михаил Саввич Коваленко — молодой учитель истории и географии в гимназии, где служили Беликов и Буркин. Он приехал из Малороссии, внешне отличается высоким ростом, крепким сложением и громким басистым голосом. Коваленко энергичен, жизнерадостен. Как человек мыслящий, он много читает. Беликов вызывает у него ненависть, атмосферу в городе считает удушающей.
Варенька — сестра учителя Коваленко, тридцати лет, шумная, разбитная и веселая девица. Варенька высокая, стройная, румяная, любит петь малороссийские романсы, плясать, громко и заливисто хохочет. Как и брат, она много читает, но часто спорит с ним, жить с братом ей непросто. Вареньке хочется иметь свой угол, поэтому она подумывает о замужестве. На Беликова она смотрела как на возможную партию, была первой женщиной, которая отнеслась к нему сердечно, что его и привлекло.
Второстепенные персонажи
Афанасий — повар Беликова, лет шестидесяти, всегда нетрезвый, полоумный. Когда-то он служил в денщиках, умел кое-как готовить. Беликов взял его к себе, так как женской прислуги не держал во избежание дурных разговоров о нем.
Мавра — жена старосты села Мироносицкое, где остановились заночевать охотники. Эта женщина стремилась в уединению, общения с людьми она избегала. Мир за пределами села ее пугал, и нигде она не бывала за всю жизнь. Последние годы Мавра сидела за печкой и только ночью покидала стены дома. При этом односельчане не замечали у нее никаких отклонений, считали неглупой. С упоминания об этой женщине в разговоре между Буркиным и Иваном Иванычем начался рассказ об учителе Беликове — человеке в футляре.