Кратко «вий» н. в. гоголь

Анализ произведения вий гоголя

Краткое содержание повести «Вий» для читательского дневника (Н.В. Гоголь)

Главные герои: Хома Брут — семинарист, человек жизнерадостный и веселый, не перегружающий себя богословскими занятиями, а предпочитавший полежать, выкурить трубку, сплясать и прочие светские удовольствия. Панночка — дочь богатого сотника, ведьма, дружившая с нечистью и с ее помощью сумевшая погубить своего обидчика. Вий — предводитель гномов, обладающий способностью преодолевать христианские обряды и заглядывать внутрь молитвенного круга.

Краткое содержание. В начале июня студенты Киевской духовной семинарии — риторы, грамматики , философы и богословы — отправлялись по домам на каникулы. Передвигались пешком, обеспечивая себе пропитание пением кант — религиозных текстов. Три бурсака — попутчика — богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець под вечер свернули с основной дороги и вышли на небольшой хутор.

Старуха — хозяйка пустила их переночевать, разместив по разным местам. Философ, устроенный в овечий хлев, уже приготовился лечь спать, как к нему, сверкая глазами, вошла бабка и вскочила Хоме на спину. К его ужасу, ноги перестали подчиняться Хоме и он понесся как скакун, поняв, что оказался в руках у ведьмы. Изнеможенный, Хома стал повторять молитвы и почувствовал, что хватка ведьмы ослабла. Хома извернулся и сам вскочил на спину старухи, по пути охаживая ее поленом. Наконец, старуха выдохлась и без чувств упала на землю, превратившись при этом в удивительную красавицу.

Хома бросился бежать и вернулся назад в бурсу. Тем временем по городу разошелся слух, что молодая дочь богатого сотника, вернувшаяся домой сильно избитой, находится при смерти и попросила, чтобы отходную по ней читал семинарист Хома Брут. Сотник прислал за ним кибитку , ректор приказал Хоме немедленно отправляться в путь и не вздумать бежать; а если он все исполнит, то получит от сотника хорошее вознаграждение.

Философа привели к сотнику и тот расспросил, как Хома познакомился с его дочкой. Семинарист поклялся, что никогда не был знаком с панночкой, но когда его приводят к гробу, Хома узнал в ней ведьму.

За ужином сельчане вспоминали разные истории, связанные с панночкой, все они были уверены, что умершая общалась с нечистой силой. Гроб с телом покойницы перенесли в храм, отвели туда Хому и заперли дверь. Темно и мрачно было в старой церкви. Лицо умершей казалось совсем живым. Хома раскрыл книгу и начал громко читать, стараясь заглушить свой страх и часто взглядывая на гроб. Вдруг покойница встала и пошла по церкви с закрытыми глазами, широко расставив руки, словно собираясь кого — то поймать.

Хома в ужасе очертил вокруг себя круг и принялся произносить специальные заклятия. Ведьма, не в силах переступить черту и не видя ничего своими мертвыми глазами, вернулась в гроб и тот начал летать по церкви, но тоже не мог преодолеть круга. Тут прокричал петух и гроб вернулся на свое место. Когда Хома вернулся из церкви, выспался и отобедал, прошедшая ночь показалась ему дурным сном, на любопытные вопросы он отвечал без подробностей и вообще пришел в хорошее расположение духа.

Вечером его снова отвели в церковь и закрыли дверь. Хома сразу очертил круг и принялся читать, решив не отрываться и не обращать ни на что внимания. Спустя час он поднял глаза увидел, что труп уже стоит перед самой чертой и глухим голосом произносит заклинания. Послышался шум как от множества существ, царапающих по крыше, рвущихся в окна и ломающих двери.

Зажмурив глаза, Хома без остановки читал молитвы и наконец услышал петушиный крик. Его чуть живого привели на двор и увидели, что за ночь он стал совсем седой. Хома Брут попросил сотника отпустить его в Киев, но тот приказал продолжать, так как его несчастная дочь пытается молитвами семинариста очистить свою грешную душу.

Хома надумал сбежать, и после обеда, когда дворня уснула, отправился через сад и поле, но там его перехватили и вернули на панский двор. Вечером в церкви он снова нарисовал круг и начал читать. Поднялся мертвец, понеслись заклинания, налетела туча чудовищ — все искали не находили философа. Тогда ведьма послала за Вием. Послышались тяжелые шаги, появился приземистый человек с опущенными до земли веками. Внутренний голос предупреждал философа, чтоб он не глядел на Вия, но Хома не удержался и бросил на него взгляд.

Вий заметил Хому и показал на него пальцем. Вся нечисть накинулась на философа и тот бездыханный упал на пол. Послышался петушиный крик, нечистая сила, не успевшая уйти, застряла в дверях и окнах и осталась там навеки. Богослов Халява и Тиберий Горобець, услышав историю о Хоме, помянули его душу и заключили, что он погиб от того, что испугался.

Если бы верил в силу молитвы, то ведьма б никогда его не одолела.

Краткое содержание повести «Вий» подробно по главам

Глава 1

Читатель знакомится с бытом и нравами киевской бурсы и семинарии. Не обходилось без традиционных драк, из-за коих у риторов оставались знаки на лице вроде распухшей губы или «фонаря» под глазом. Без воровства не обходилось – ибо бурсаки и семинаристы были бедны, как церковные мыши.

Когда же начиналось лето, учёба заканчивалась, и бурсаки с семинаристами начинали искать себе работу. Обычно это было репетиторство.

Глава 2

Три товарища-бурсака – философ-весельчак Хома Брут, ритор Тиберий по прозвищу Горобець, богослов по прозвищу Халява – свернули с наезженной дороги и отправились на поиски хутора, где можно было заниматься репетитором. Ритор был отчаянным забиякой, богослов – клептоманом, кравшим всё, что подворачивалось под руку, а Хома – философом, чей девиз звучал так: «чему быть – того не миновать».

Постепенно догорела вечерняя заря, а хутора всё не видно. И когда уже была глубокая ночь, приятели наконец-то дошли до хутора. Там была всего лишь пара хат, а когда бурсаки постучали в ворота – появилась старуха. Сумев-таки уломать её, приятели получили возможность нормально переночевать под крышей. Правда, в разных местах.

Глава 3

Хому ждал тот ещё сюрприз: старуха вошла в хлев, и так посмотрела, что несчастный философ оказался заколдован. Оседлав его, как коня, ведьма пришпорила Брута метлой. И лишь во время бега, когда остановиться было невозможно, понял Хома, что попал под хватку настоящей ведьмы. Правда, с помощью фраз-заклятий философ сумел усмирить несносную наездницу, а затем сам оседлал её. Однако неприятности лишь продолжались, и кончились в тот момент, когда невольный наездник отдубасил ведьму поленом. Настал рассвет, и старуха превратилась в молодую прекрасную девушку. Перепуганный Хома бежал со всех ног в хуторок.

Сумев нормально поесть и завалившись в трактир, молодой философ позабыл о ночном приключении, как вдруг услышал новость: дочь богатого сотника вернулась в отцовский дом, причём девушка была до полусмерти избита. Девушка при смерти, и её последнее желание – пусть её отпоёт Хома Брут, и пусть он же молится три ночи после её кончины. Сотник дал задание казакам: привести Хому.

Глава 4

По дороге Хома узнал о том, что девушка умерла. На душе философа скребли кошки, и Брут понимал, что дело плохо. И когда он увидел умершую панночку и внимательно присмотрелся – с ужасом узнал в ней ведьму. Сам сотник жалел о том, что не знает, кто именно погубил его дочь. Да только читатели догадались, что именно Хома Брут и стал тем самым убийцей.

Узнав о том, какие страшные злодейства творила роковая красавица, сколько людей погибло от её каверз, философ изрядно нервничал перед ночной службой. Когда церковь заперли, Хома зажёг свечи, и начал читать молитвы. Вскоре стряслась напасть: ведьма вылезла из гроба, и Хома очертил мелом круг, встав внутри него, и начал говорить заклятия. Не прорвавшись через круг, ведьма вернулась в гроб. И тут вдруг началась свистопляска: гроб летал по всей церкви.

Запели петухи, и наваждение закончилось. Гроб падает, крышка закрывается. Но это была только первая ночь.

Глава 5

На вторую ночь главный герой столкнулся с новой напастью: ведьма своими заклинаниями призывала нечистую силу и одновременно проклинала Хому, голос ведьмы наводил ужас. Когда всё закончилось, философ едва дышал. Когда двери церкви открылись, и казаки довели Брута до поместья сотника, Хома узнал о том, что поседел из-за проклятия ведьмы. Решил бурсак вернуться в Киев, однако суровый сотник чётко объяснил, что у парня нет выбора: либо по-хорошему отслужит третью ночь, либо будет выпорот и насильно загнан в церковь.

Попытка бегства оказалась напрасной, и в конце концов пришлось читать службу. И в этот раз в церковь ворвалась нечистая сила, а затем ведьма приказала позвать Вия. Привели чудовище, невысокого роста, который ступал по-медвежьи. Это и был Вий. И когда ему подняли веки, Хома не смог бороться с опасным искушением и посмотрел на чудовище. Увидел Вий противника и указал на него, напала нечисть, и Хома умер от страха.

Глава 6

Халява и Тиберий Горобець узнали о гибели Хомы Брута и пошли в кабак помянуть товарища. Обменялись они мнениями, и Тиберий сделал вывод, что именно страх и погубил Хому Брута.

«Вий»: краткое содержание повести

Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут.

Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму. За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесов ское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель В. М. Сотников

Страшные истории про панночку вместо напутствия. День первый

Хорошо во всем этом было одно: Хому кормили и поили совершенно бесплатно. Крестьяне (те самые казаки, которые привели его в хутор) любили собираться ближе к вечеру и рассказывать сказки. Во время «первой смены» Хомы, конечно же, разговор зашел о даме и вопросе, ведьма она или нет. Крестьяне сошлись во мнении, что нечистое она умеет, как напоить знает. Они рассказали две истории о ведьме. По первой, он преследовал охотника Никиту. От него остался только пепел. По легенде, он заживо сжег себя. А по другой версии, дама выпила кровь годовалого мальчика и убила его мать.

Движимый оптимизмом, Хома отправился на окраину села, в ветхую старую церковь, чтобы почитать молитвы за умерших. Краткое содержание повести «Вий» (автор — Николай Васильевич Гоголь) вступает в стадию неистового действия.

Как любит писать С. Довлатов, остальные события этого дня мы обрисовываем пунктирными линиями. Гроб с телом дамы поставили в церкви. С ним они заблокировали Хому. Герой решил зажечь все свечи, чтобы света было больше, начал читать молитвы. Покойный встал и стал ходить по церкви, как будто кого-то искал. Хома начертил круг и начал читать особые заклинания, которым его научил монах, который был большим специалистом по защите от темных сил.

Неизвестно, сколько времени прошло, но ночь сменилась ранним утром, и философ воодушевился первым криком петуха. Потом его заменили. Конечно, в то время вокруг церкви никто не ходил. В тот день Хома с трудом заснул и проспал до обеда.

Фантастическое в произведении Гоголя

Жизнь и смерть Гоголя – это череда каких-то тайн и загадок. Несмотря на то, что он был верующим человеком, но он верил и в мистику. Верил автор повести и в то, что черт может водить за собой человека, который вдруг неожиданно начнет совершать злые поступки. Особенность повести заключается в том, что фантастическая сторона этого произведения родилась на основе мистики в нем. В своем произведении Николай Васильевич показывает два фантастических существа – это паночка-ведьма и колдун, которым автор дает отрицательные характеристики. Эти два персонажа не только полны злобы, но они еще и очень мстительные.

Но, несмотря на то, что в произведении много фантастических и мистических элементов, автор все же в своем повествовании переходит и на бытовой уровень

Например, обращает внимание на то, как ведет себя Богослов, набожный человек:. «Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав». «Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав»

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав».

Но автор продолжает описывать его странный нрав такими словами:

«Все, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

Но и на этом автор не заканчивает подробную характеристику божьего человека:

«И когда напивался он пьян, то прятался в бурьяне».

Автор показывает реалистические картины, где выпускники духовной семинарии оказываются великими грешниками, так как они пьют, курят и дерутся. Писатель показывает, как они нарушают все божественные заповеди и, конечно же, за это должны понести наказание. И вот в повести невозможно разделить, где это лишь гоголевский вымысел, а где реальность. Автор показывает в своем произведении, что их души полостью погибли, поэтому у них может быть только такой итог, как в повести. Главный герой Хома погибает от бесовщины, которую несет в себе панночка.

Основной мотив гоголевской повести — это человеческий страх перед чем-то неизведанным и мистическим. Уже само желание дочери сотника пугает Хому, он чувствует что-то недоброе, но желание получить хорошие деньги пересиливает его. И тут опять возникают вечные вопросы о жизни и смерти человека. Но юмор, присущий гоголевскому литературному стилю, помогает усилить напряжение с приближением очередной ночи. Контраст дневной жизни Хомы и то, что ему приходится пережить ночью. Все чудовища, которые начинают возникать в церкви, описаны Н.Гоголем детально, но вот такого подробного описания он не дает панночке и вию, чтобы читатель, содрогаясь, мог сам их додумать.

Хому в повести губит его же страх, но и нечистая сила погибает вместе с ним, не услышав петушиный крик. Но если перестать верить в фантастическое, то можно причиной смерти главного героя назвать его постоянное пьянство. Известно, что Гоголь перед написанием своего мистического произведения, собрал и изучил весь фольклор, где могла встречаться нечистая сила. Практически все герои повести вспоминают черта, когда ругаются и даже просто разговаривают. Интересен и образ панночки, у которой прекрасна внешняя красота.

Оказывается, что в Украине в старину ведьмой называли ту женщину, которую свою душу черту продала. Обычно она красива и молода, но у некоторых народов, например, у русских, выглядит как старуха. Такой ее впервые и видит Хома. Дневное отличие ведьмы от простой женщины трудно отличить:

➥Есть маленький хвостик. ➥Умеет летать на каком-то предмете, ступе, метле и других.

Хома – философ, вот автор его и помещает в двух измерениях: реальная жизнь и фантастический мир. И это второе измерение позволяет герою увидеть другой и прекрасный мир, где цветут цветы и поют птицы. Теперь у главного героя начинается другая жизнь, но уже не на земле.

Список и краткая характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Вий»

Главные герои повести «Вий»:

  • Хома Брут – ученик киевской бурсы, любитель «забить» на науки. Весельчак, любитель хорошей компании. Отправился на один из хуторов Киевской губернии, чтобы заняться репетиторством. Усмирил ведьму, под личиной коей скрывалась красавица-девушка. После её смерти читал над гробом молитвы. В конце третьей ночи погиб.
  • Панночка – дочь пана-сотника и заглавная злодейка повести. Ведьма, погубившая многих жителей хутора. После смерти преследует Хому, и в конце третьей ночи ведьме помогает нечисть во главе с Вием.
  • Вий – один из главных противников Хомы Брута. Могущественный мифический гном-злодей, предводитель гномьей страны. Отличительная черта – опускающиеся до земли веки, кои поднимает нечисть. Если кто-нибудь посмотрит на Вия – несчастного глупца ждёт смерть.

Второстепенные персонажи повести «Вий»:

  • Богослов по прозвищу Халява – один из товарищей и соучеников Хомы Брута. Получил работу звонаря. Жалеет о смерти Хомы.
  • Ритор Тиберий по прозвищу Горобець (Воробей) – товарищ и соученик Хомы. Стал философом. Именно Тиберий высказал мнение, что Хома мог выжить, если бы не посмотрел в глаза Вию.
  • Пан-сотник – хозяин хутора. Хотя и косо посматривал на Хому, однако сделал то, о чём просила дочь перед смертью: отправил философа в церковь, дабы тот читал молитвы над гробом.

Сюжет повести

Студенты духовной семинарии, которая находится в Киеве, были отпущены на каникулы. Трое учеников этого класса решили использовать время и посвятить себя репетиторству. Но по пути они заблудились и оказались на далекой ферме. Старуха позволила Хоме Бруту переночевать в ее конюшне. А когда юноша уже готовился ко сну, к нему подошла хозяйка, которая неожиданно набросилась на него и стала катать по полям. Хома читал молитвы божие, пока ведьма не успокоилась. После этого сам Хома оседлал старуху. Но утром чары рассеялись, и перед ученицей уже появилась красивая дама.

Это событие очень напугало молодого человека, он решил вернуться в Киев. Поселившись в пустом здании биржи, Хома скучать не пришлось. Поскольку вскоре ему было приказано явиться к богатому центуриону, у которого умерла единственная дочь, и теперь необходимо читать молитвы на ее теле. Прекратить это дело оказалось невозможным. Вскоре люди этого сотника заперли его в церкви, где находилось тело дамы, и Хома приступил к своим обязанностям. Но когда студент посмотрел в лицо умершей, он сразу узнал в ней ту же самую ведьму, на которой он недавно ездил ночью.

Бурсаку пришлось три ночи читать молитвы на теле мертвой красавицы. Но уже в первую ночь стали происходить чудеса. Труп вышел из гроба и стал искать Хому. Юному ученику ничего не оставалось, как рисовать вокруг него мелом, чтобы он оказался в круге, и никакие нечистые и злые силы не могли достичь его. Но вторая ночь была намного хуже первой. Так что Хоум никогда не боялся. Круг уже еле спасал ученика, так как дама, снова превратившаяся в ведьму, залетевшую в гроб, всегда хотела его прорвать. Но в ту ночь он не смог. Затем утром, услышав петухов, ведьма наложила на него заклятие. Когда Хома вышел из церкви, его с трудом узнали, так как он был похож на седого старика.

Но третья ночь оказалась самой страшной и ужасной. В церкви появилось огромное количество чудовищных существ, которые пытались найти и заполучить ученика. И чтобы найти Хому, они привели ужасного гнома Вии, у которого были ресницы в землю и железное лицо. Бурсак старался не смотреть на это чудовище, но все равно не мог сопротивляться и смотрел. И тогда злые духи смогли наброситься на него. Хома умирает до того, как послышится последний пение петуха. А грязный, тоже опоздавший из церкви, застрял в окнах.

2 вариант

Несмотря на невостребованный в ту пору сюжет (мистика, ужасы), данное произведение по праву заняло место одного из шедевров литературы XIX века не только на бывшей территории Российской империи, но и во всем мире. Очень интересно как писатель комбинирует народные предания с классической манерой повествования. Этот уникальный стиль до сих пор держит читателя в напряжении, вплоть до последних страниц.  Но чтобы полностью понять авторский замысел, возможно, потребуется не одно и не два прочтения. Это произведение – история контрастов, где ужасы могут перемежаться с забавными моментами, очевидный вымысел чередуется с существовавшими реалиями тех лет.

Многие фундаментальные художественные произведения затрагивают тему добра и зла. Вспомним «Фауста» Гете или «Мастера и Маргариту» Булгакова. В этих же мотивах проходит канва «Вия». Здесь тоже золотой нитью проходит конфликт божественных и демонических сил. А призом за победу в конфликте выступает человеческая душа.

Главный персонаж произведения – Хома Брут.  Он ученик старших классов богословского образовательного учреждения ( бурсы).  Случайно ли или по наитию Гоголь выбрал такое имя для главного героя — неизвестно. Возможно, он провел параллель с римским сенатором – убийцей Цезаря. Это касательно фамилии. Имя же в богословской среде довольно известное. Ведь один из самых известных  представителей этой профессии  — средневековый теолог Фома Аквинский.

Как видно, уже в имени протагониста писатель обыгрывает извечную борьбу добра и зла: Древнеримский предатель – Брут  борется со средневековым праведником Фомой Аквинским.

Примечательно, что в самой бурсе и сами преподаватели склонны действовать анти — человечно. Эти телесные наказания за малейшие проступки и т.п. Некоторые ученики всячески попирают божественный образ жизни. В частности, тот же Хома, который предпочитает застолья, табак и горилку служению Богу. Такой человек первоочередная цель, для того чтобы в нем взошло дьявольское семя.

В доме старухи Хоме дается предостережение, что таинственные силы не дремлют и в любой миг могут забрать его душу. Брут не прислушивается к этому предостережению и продолжает вести неправедный образ жизни.

Название повести «Вий» — это, по сути, обозначение злых чар. И в случае Хомы,  Вий побеждает и забирает его душу.

Чему учит повесть Гоголя?  Она учит тому, что к каким силам примкнуть решает сам человек. Как правило, творить зло легче, для этого не нужно ни каких усилий. В этом и заключается сущность зла – слабоволие – неспособность изменить ход существующих вещей. Добро же требует созидательной тяжелой работы над собой и своей волей к действию.

Человек, примкнувший к добру, получит и божественную силу и всю положительную энергию Вселенной. Но выбор остается всегда остается за каждым отдельным человеком.

Главная мысль

Основным посылом является показ роли и значимости личности в борьбе добра и зла. Если он ничего собой не представляет, просто плывёт по течению, то нечисти ничего не стоит заполучить его душу. Даже если за него вступаются светлые силы, им необходимо желание и помощь человека, исходящее из его сердца. Он должен бороться сам за себя, но Хома не смог этого сделать, и пал жертвой злых чар.

В фольклорных образах читатель видит соблазны, окружающие всех людей вне зависимости от их местоположения. Они и есть представители темной стороны, магниты, притягивающие души. Герой был легкой добычей для порока, а потому попал в его силки и не смог выбраться.

Поруганная церковь и поминки

За все эти события петух заплакал во второй раз. Демоны расходятся во все стороны, но не все успевают спрятаться, некоторые застревают в оконных проемах. Церковь до сих пор стоит, постепенно заросшая сорняками и мхом. Это местечко по праву считается проклятым. Узнав об ужасной судьбе своего партнера, Тиберий Горобец и Халява решают помянуть Хому водкой. Они считают трусость главной причиной его смерти.

Даже современные режиссеры не упускают из виду гоголевский шедевр. Итак, уже в этом году вышла принципиально новая экранизация повести, снятая несколько лет назад, но, видимо, из-за финансовых трудностей, не вышедшая вовремя в широкий прокат. Фильм по-своему примечателен и оригинален, однако, надо признать, он имеет очень слабое отношение к гоголевскому шедевру.

Фильм снят в неопределенном смешанном жанре: триллер или психологическая детектива. Имена гоголевских героев сохранились, но сюжет полностью переписан. Поэтому, если вы действительно решили посмотреть такой фильм, лучше представить первоисточник. Это поможет в последующем сравнении, хотя кино и литература — все еще разные виды искусства.

К сожалению, Хома Брут встретил ведьму, которая оседлала его, как лошадь, и увезла верхом через поля. Освободившись, мальчик сумел сам набраться на старуху и стал бить ее бревном, пытаясь уйти от чар. Позже его заставили читать молитвы на теле дамы, но, как оказалось, это была та самая ведьма, которая хотела отомстить за его смерть. Хома должен был провести три ночи в гробу с дамой в отчаянной попытке избежать ее заклинаний. В последнюю ночь ведьма вызвала Вий, который отправил всю свою стаю уже седому мальчику, и Хома мгновенно умер от страха.

Силы добра и зла ведут непрекращающуюся борьбу за человеческие души. Неравная борьба с нечистью, в которой вступает в игру герой Хома Брут, приводит его к смерти, несмотря на то, что он отчаянно боролся с черной силой и даже сумел обмануть ведьму. Автор показывает, что даже верные героические натуры не всегда способны вырваться из плена враждебных черных сил.

Суть

Сюжет повести продуман до мелочей, данный факт придает убедительности всей изложенной истории. Всё начинается со знакомства читателя с тремя студентами киевской бурсы. По воле случая они заблудились и были вынуждены искать ночлег. Им подвернулась возможность сыскать приют на отдалённом хуторе. Хозяйка-старушка не отказала замученным странникам. Одним из них – Хомой Брутом, кстати говоря, она заинтересовалась больше других. Ему был приготовлен отдельный ночлег в хлеву. Но увидеть в нём сны ему было не суждено. С наступлением ночи ему пришлось столкнуться с деяниями хозяйки, точнее ведьмы. Вскочив на него, она поскакала с ним по полям. Будучи обескураженным, Хома испуганно начал читать молитвы, которые в тот момент и спасли ему жизнь. Ослабив чары ведьмы, он добил ее снопами, и тут случилось неожиданное – старуха превратилась в молодую девушку.

После таких приключений Хома бежал обратно в Киев и пытался забыть произошедшее. Но у нечистых сил на него были другие планы. Ему было назначено отпевание молодой панночки, погибшей от побоев. Каков был страх и ужас Хомы, когда он узнал в ней знакомую ведьму. Будучи заключённым с ней в церкви, он пытался всячески обезопасить себя – читал молитвы, чертил защитный круг. В первую же ночь девушка восстала из мёртвых и попыталась отомстить своему обидчику. Две ночи судьба была на стороне живого. На третью, последнюю для Хомы, ночь панночкой был призван сам «Вий». Нечеловеческий страх и смертельный взор чудовища убили героя.

История создания и жанр

Гоголь считался знатоком сверхъестественного. Произведение наполнено мистическим ужасом, который автор испытывал с детства, когда слушал рассказы о Страшном суде и муках грешников в аду. По сюжету оно напоминает сказки Гофмана о ведьмах и демонах с простым смыслом и украинским сказаниям о борьбе Бога и Дьявола.

Однако неизвестно ни одного фольклорного произведения, в котором упоминался бы Вий. Вероятно, персонаж был придуман писателем, который сложил его имя из слов на украинском языке:

  • «вія» — ресница;
  • «повіко» — веко.

В повести красочно описаны народные традиции и вера простых селян в нечистую силу и потусторонний мир. По их убеждению, между людьми и бесами существует связь. Красавица-панночка оказывается ведьмой. Она катается верхом на бурсаке и отнимает у него последние силы.

Писатель мастерски создает фантастические образы и явления, упоминания о которых существуют лишь в малоизвестных источниках. В произведении Вий появляется только в финальной сцене. Автор используется персонаж, наделенный сильными магическими свойствами для развязки сюжета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: