Повесть в. г. короленко «дети подземелья» для читательского дневника

Кратко «парадокс» в. г. короленко

Краткое содержание

1. Развалины.

Мать главного героя, Васи, умерла, когда ему было 6 лет. Убитый горем отец мальчика «будто совсем забыл» о существовании сына и только иногда заботился о дочери – маленькой Соне.

Семья Васи жила в городе Княжье-Вено. В замке за городом жили нищие, однако управляющий выгнал оттуда всех «безвестных личностей» . Людям пришлось перебраться к часовне, окруженной заброшенным кладбищем. Главным среди нищих стал Тыбурций Драб.

2. Я и мой отец

После смерти матери Вася все реже появлялся дома, избегая встречи с отцом. Иногда вечерами он играл с маленькой сестренкой Соней, которая очень любила брата.

Васю звали «бродягой, негодным мальчишкой» , но он не обращал на это внимания. В один из дней, собрав «отряд из трех сорванцов» мальчик решает пойти к часовне.

3. Я приобретаю новое знакомство

Двери часовни были заперты. Мальчики помогли Васе забраться внутрь. Неожиданно что-то темное шевельнулось в углу и товарищи Васи в испуге убежали. Оказалось, что внутри часовни находились мальчик и девочка. Вася едва не подрался с незнакомцем, но они разговорились. Мальчика звали Валек, его сестру – Маруся. Вася угостил ребят яблоками и пригласил в гости. Но Валек сказал, что Тыбурций их не отпустит.

4. Знакомство продолжается

Вася начал часто приходить к ребятам, приносил им лакомства. Он постоянно сравнивал Марусю со своей сестрой. Маруся плохо ходила и очень редко смеялась. Валек объяснил: девочка такая невеселая оттого, что «серый камень высосал из нее жизнь» .

Валек рассказал, что Тыбурций заботится о нем и о Марусе. Вася с огорчением ответил, что его отец совсем его не любит. Валек не поверил ему, утверждая, что, по словам Тыбурция, «судья – самый лучший человек в городе» , так как он смог засудить даже графа. Слова Валека заставили Васю по-иному посмотреть на своего отца.

5. Среди «серых камней»

Валек привел Васю в подземелье, где они жили с Марусей. Смотря на девочку в окружении серых каменных стен, Вася вспомнил слова Валека о «сером камне» , «высасывавшем из Маруси ее веселье» . Валек принес Марусе булку. Узнав, что мальчик от безысходности украл ее, Вася уже не мог играть с друзьями так же безмятежно.

6. На сцену является пан Тыбурций

На следующий день вернулся Тыбурций. Мужчина сначала рассердился, увидев Васю. Однако, узнав, что он сдружился с ребятами и никому не рассказывает об их убежище, успокоился.

Тыбурций принес с собой еду, украденную у ксендза (священника). Наблюдая за нищими, Вася понимал, что «мясное блюдо было для них невиданной роскошью» . Вася ощущал, как внутри него просыпается презрение к нищим, но всеми силами защищал свою привязанность к друзьям.

7. Осенью

Приближалась осень. Вася мог приходить к часовне уже не опасаясь «дурного общества» . Маруся начала болеть, она все худела и бледнела. Вскоре девочка совсем перестала выходить из подземелья.

8. Кукла

Чтобы развеселить больную Марусю, Вася выпросил у Сони на время большую куклу, подарок матери. Увидев куклу, Маруся, «казалось, вдруг опять ожила» . Однако вскоре девочке стало еще хуже. Ребята пытались унести куклу, но Маруся не отдавала игрушку.

Пропажа куклы не осталась незамеченной. Возмущенный исчезновением игрушки, отец запретил Васе выходить из дома. Через несколько дней он позвал мальчика к себе. Вася признался, что это он взял куклу, но отказался отвечать, кому отдал. Неожиданно появившийся Тыбурций принес игрушку. Он объяснил отцу Васи, что случилось, и сказал, что Маруся умерла.

Отец попросил у сына прощения. Он отпустил Васю к часовне, передав Тыбурцию денег.

Советуем почитать

  • Краткое содержание рассказа Неслышимка Бианки Старый учёный, много лет занимающийся орнитологией, решил рассказать о курьёзном случае. Несколько лет подряд его семья проводила тёплый период года в одной деревеньке
  • Риголетто — краткое содержание оперы Верди Герцог устраивает бал у себя во дворце, наблюдая и наслаждаясь красотой присутствующих женщин. Увидев красивую девушку, которую он не знал, герцог хочет соблазнить ее. Он также ищет общения с графиней Чепрано
  • Краткое содержание рассказа Ночь исцеления Екимова В творческой работе писатель стремился размышлять о чувстве сострадания к ближнему человеку, способствующему быстрому избавлению от ужасных недугов.
  • Дремучий медведь — краткое содержание сказки Паустовского Местная жительница бабка Анисья с малых лет взяла на воспитание внука, оставшегося от погибшего сына – Петю-маленького. Нередко пожилая женщина упрекала внука в том, что он слишком застенчивый, неразговорчивый. Корила
  • Краткое содержание повести Брюзга Менандра

Зачем нужен читательский дневник в вузе

Помимо плюса на проверке преподавателем выполненного задания, дневник играет еще одну более важную роль. Студенты-филологи прочитывают за один семестр от 40 романов и сотни повестей, комедий, драм и других произведений. И держать все это в голове просто невозможно. Экзамен филолога по литературе всегда состоит из минимум двух вопросов и один из них – это практический вопрос про конкретное произведение. Именно в этот момент читательский дневник вступает в игру. Если вы прилежный студент и исправно вели заметки на протяжении всего семестра, то благодаря им вы можете быстро вспомнить содержание нужного произведения и его проблему.

В процессе ответа на практический вопрос студент может воспользоваться своими записями и получить «отлично» на экзамене.

Характеристика главных героев

В повести несколько персонажей. Их описание и характеристика:

  1. Вася — сын судьи из благородной обеспеченной семьи, ему примерно 9 лет. Добр, милосерден, умеет сочувствовать и быть заботливым. Все вокруг считают его отпетым маленьким сорванцом, хотя на самом деле это не так. Он активен и весел, любит подвижные игры. Столкнувшись с жизнью нищих, многое переосмысляет.
  2. Тыбурций Драб — предводитель группы изгоев, происхождение которого было покрыто тайной. Высокий, с крупными чертами лица и торчащими рыжеватыми волосами. Низкий лоб и выступающая нижняя челюсть придавали его внешности что-то обезьянье. Глаза из-под нависших бровей смотрели упрямо и мрачно. Его руки были покрыты мозолями, ноги ступали по-мужичьи. Несмотря на всё это, некоторые приписывали ему аристократическое имя, так как в кабаках он часто произносил речи из Цицерона, Ксенофонта, знал латынь, декламировал целые главы из учёных книг, их пронзительностью восхищая слушателей. Трепетно заботился о своих приёмных детях.
  3. Валек — высокий, тонкий черноволосый мальчик. Порой с мрачным видом шатался по городу без особого дела, заложив руки в карманы. Рассудительный, серьёзный, полная противоположность Васи. Трепетно заботился о своей маленькой сестре. Чтобы прокормить её, ему приходилось идти на мелкое воровство.
  4. Маруся — белокурая и голубоглазая девочка, бледная и тоненькая, как цветок, выросший без солнца. Несмотря на свои четыре года, ходила она ещё плохо, пошатываясь на нетвёрдых ножках. Её редкий смех звучал как серебряный колокольчик. Она носила старое грязное платье, в косе не было лент, но волосы были красивы — Валек заплетал их ей каждое утро. Она не любила подвижные игры и даже плакала из-за них, зато предпочитала перебирать цветы, подносить их к губам и разговаривать с ними.
  5. Отец Васи — судья, справедливый и неподкупный человек. Смерть жены стала для него большой трагедией.

Парадокс

Очень кратко

Дети попадают на уличное представление безрукого калеки. Увиденное пугает их, сталкивает с противоречием жизни. Дети перестают фантазировать, понимая, что жизнь прекрасна не для всех.

Повествование ведётся от имени десятилетнего мальчика, имя которого в произведении не упоминается. В пересказе сохранено оригинальное деление на главы, но их названия — условны.

1. Сказочный мир игр

Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.

В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.

2. Очарование игр разрушено

От этого занятия мальчиков однажды оторвал Павел, лакей их отца.

Увидев, чем занимаются дети, Павел удивился. Он насмешливо осмотрел их самодельные удочки и крючки, встряхнул бочку так, что от неё пошёл неприятный запах, и толкнул ногой старую карету, от которой отвалилась ещё одна доска.

Волшебное очарование игры было разрушено. Карета превратилась в старую рухлядь, а из бочки исчезли населявшие её странные существа. Павел позвал мальчиков во двор, где уже собрались все его обитатели.

3. Столкновение с реальностью

Сначала мальчики решили, что их ждёт наказание за какую-то давно забытую проделку, но потом разглядели посреди толпы странное существо. Это был человек с очень маленьким телом, полностью закрытым пышной бородой с проседью. У него была большая голова и очень длинные тонкие ноги, рук же не было вообще. Передвигался он на маленькой тележке.

Сопровождающий странное существо высокий субъект с длинными усами по имени Матвей объявил, что это его родственник, феномен, чудо природы, «шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский».

Рук у него не было с рождения, их полностью заменяли ноги, к тому же Ян был очень умён и насквозь видел прошлое, настоящее и будущее. Было заметно, что среди двоих главный именно он.

Началось представление. Ян показывал, как он ест, причёсывается, одевается, вдевает нитку в иглу, считает деньги и даже крестится с помощью своих длинных ног, а Матвей периодически обходил публику, собирая в шляпу монеты. Умные глаза феномена смотрели насмешливо и иронично, а все действия давались ему с трудом.

Один из жителей, полковник Дударев, бывший военный доктор, добрый и великодушный человек, бесплатно помогавший всем соседям, в том числе и дворне, дал феномену серебряный рубль. Ян пообещал отдать его первому встречному нищему.

С ещё одного соседа, старого холостяка пана Уляницкого, тихого, вкрадчивого и неприятного человека, феномен собрал дань трижды.

Наконец, Матвей объявил, что, кроме всего прочего, Ян умеет писать, и может всем желающим за отдельную плату написать афоризм «для душевной пользы и утешения».

Тут взгляд Яна упал на братьев, и он решил написать афоризм для них. Мальчик испугался, что феномен расскажет о его будущем нечто такое, от чего ему будет стыдно всю жизнь. Ян посмотрел на него мягко и задумчиво, а потом написал на белом листке: «Человек создан для счастья, как птица для полёта».

Феномен подчеркнул, что от его имени этот афоризм звучит как парадокс, ведь он тоже человек, однако менее всего создан для полёта и счастья.

Матвей обошёл публику в последний раз, собирая на пропитание для бесчисленного семейства Яна.

4. Детство кончилось

Мама братьев накормила феномена и Матвея обедом. Мальчики видели, как Матвей уходил по переулку, таща за собой тележку с феноменом. Им встретился старик-нищий с маленькой девочкой, и Ян, преодолев сопротивление спутника, отдал ему серебряную монету.

С этого дня ни бочка, ни старая карета уже не казались мальчикам волшебными. По ночам они плохо спали, «вскрикивали и плакали без причины». Им снились глаза феномена, «то холодные и циничные, то подёрнутые внутренней болью».

Оцените пересказ

Мы смотрим на ваши оценки и понимаем, какие пересказы вам нравятся, а какие надо переписать. Пожалуйста, оцените пересказ:

Отзыв

(387 слов) Мне понравилась повесть «Дети подземелья», потому что она учит милосердию, пониманию, доброте и человечности. В.Г. Короленко показывает проблему отцов и детей на примере Васи и отца-судьи, Валека, Маруси и Тыбурция. Отец Васи сомневался в поступках сына, при этом почти не занимался воспитанием ребёнка, не давал ему ту любовь и заботу, в которой так нуждался мальчик. Тыбурций же очень любил своих детей, старался прокормить их, давал наставления. Моё мнение совпадает с авторским в том, что Тыбурций был мудрым человеком с глубоким пониманием жизни.

Мораль произведения «Дети подземелья» в том, что, несмотря на жестокость и несправедливость мира, важно оставаться честными, отзывчивыми и внимательными к окружающим людям. Вася прошёл сложный путь взросления: перенеся ранний уход матери, равнодушие отца, он познал истинную дружбу, которая, несомненно, сделала его лучше

Мальчик открыл для себя незнакомую доселе сторону действительности – бедность, нищету, отсутствие крыши над головой. На протяжении всей повести главный герой узнаёт много нового о жизни, о её трудностях. Он учится бороться за то, что для него дорого, ценить близких и быть благодарным за то, что у него есть.

Холодность отца к своему сыну являлась для судьи защитной реакцией на острую боль, которую он перенёс из-за потери жены. Кроме того, он сомневался в честности поведения сына и не понимал его. Вася же думал о том, что он попросту не нужен отцу. На моё отношение к героям повлияли их правильные поступки. Именно Валек помог Васе понять, что отец любит его, что он хороший человек и справедливый судья. Вася, в свою очередь, невольно показал отцу свои глубокие нравственные принципы, которых он безукоризненно придерживался. Он не посмел рассказать о своих новых друзьях, ведь он дал им слово держать всё в тайне. Вследствие всех событий, произошедших с Васей, отец и сын перешли на новый этап отношений: холодность сменилась на любовь и теплоту

Автор заставляет задуматься о том, какую важность в семье приобретают поддержка и понимание близких

Повесть «Дети подземелья» произвела на меня большое впечатление своей многогранностью. В произведении показано, как неожиданные жизненные обстоятельства могут раскрыть человеческие души. В повести описаны разные стороны жизни, в которых пребывают, по сути, одинаковые люди: чувствующие, любящие, желающие жить счастливо. В.Г. Короленко в своём произведении заставляет задуматься о том, что нужно менять мир, начиная с себя, раскрывая в себе лучшие качества. Автор призывает быть неравнодушными к чужим бедам, чтобы не стать нищими духовно. Такова главная мысль повести «Дети подземелья».

История создания

Изначально рассказ не задумывался как полноценное литературное произведение. Гайдар писал сценарий к фильму, который был должен выйти на экраны в 1940 году. Однако сюжет так захватил писателя, что он решил сделать из него повесть и с успехом водворил свою идею в жизнь.

Повесть окончена 27 августа 1940 года. Тогда же в первый раз она опубликована в газете «Пионерская правда». Фильм на её основе увидел свет в том же году, но в 1976 выпущена ещё одна кинолента, которая и полюбилась современным зрителям.

Интересный факт. Изначально история имела совсем другое название «Дункан и его команда». Главным героем в ней был мальчик Вовка Дункан. Однако под давлением режиссёров писателю пришлось поменять имя персонажа на более советское. Так появился Тимур Гараев — темноволосый, высокий мальчик 13 лет, который обладал умом и смекалкой, был добрым и смелым подростком.

Однако многие утверждают, что прототипом Тимура стал сам Гайдар. Именно он обладал теми качествами, что и главный герой. Достоверно известно, что уже в 15 лет писатель стал командовать ротой солдат, а такой ответственный пост не получить без определённого рода заслуг.

Как заполнять читательский дневник

В каждой школе и даже в каждом классе учитель может предложить свою форму заполнения читательского дневника. Но одинаковой особенностью является наличие столбцов с названием произведения, датой его написания, автором и кратким содержанием о прочитанном.

В некоторых читательских дневниках также заносят жанр, год публикации и другие информационные данные.

Предлагаю один из вариантов читательского дневника в упрощенной форме.

Автор
Год написания
Жанр произведения
Главные герои
Кратко
Здесь мы пишем инициалы и фамилию автора, написавшего произведение
Здесь мы пишем
год написания – не год публикации

Нам важно, когда автор закончил работу над своим произведением.
Под жанром подразумеваются такие категории, как роман, рассказ, поэма, повесть и др. Здесь указываем, к какому жанру относится данный вид произведения автора.
Здесь перечисляем главных героев произведения

Желательно с краткой их характеристикой.
И, наконец, очень кратко пишем, о чем написано в произведении, каковы главные особенности и выражаем свое мнение о прочитанном.
ОбразецА.Б. Вавилов
2019
Роман
Анна Игоревна – домохозяйка, играющая на пианино Федор Поликарпович – плотник, который постоянно что-то чинит в доме у Анны ИгоревныВасёк и Масёк – два оболтуса, вечно болтающиеся у мамы Анны Игоревны под ногами

Роман повествующий о нелегкой доле одинокой женщины Анны Игоревны, воспитывающей двух озорных мальчуганов. Постоянный гость и помощник в доме Федор Поликарпович развил идею, как перевоспитать сорванцов.Он готов жениться на Анне Игоревне, но та находит постоянные отговорки.
Роман – очень весёлый, читается легко и непринужденно.
Мое мнение

В жизни много разных интересных занятий и увлечений, которыми можно заинтересовать даже самых озорных мальчуганов.
Но с ними нужно всегда быть начеку, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.
А главный урок – надо всегда слушаться взрослых и тогда не придется хлюпать носом, когда тебя снимают с дерева вверх тармашками, как героев нашего романа.

Оформление обложек у читательских дневников тоже различны. Для учеников младших классов это могут быть красочные обложки со сказочными героями.

Школьники постарше предпочитают украшать обложку в соответствии со своими вкусами и интересами. Старшеклассники зачастую и вовсе не украшают, а берут обычную тетрадку и в последний день каникул быстро строчат в ней что попало или списывают из интернета.

Но лучше уделить время и внимание оформлению читательского дневника во время, а не после каникул. И заполнять его сразу же после прочтения книги, а не тогда, когда сюжет уже успеет размыться в памяти

Предлагаю пример оформления обложки читательского дневника для самых маленьких читателей.

  1. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
  2. Подготовка к сочинению на тему «Мои летние каникулы» Написать сочинение на тему «Как я провел летние каникулы» поможет…
  3. Литература (тесты) Тесты по литературе: вся школьная программа в тестовых заданиях разного…
  4. П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» — краткое содержание «Конек горбунок» П.П. Ершова — очень краткое содержание для читательского…

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.

Сочинение про Васю

Но если уж посвящать творческое задание такой высокой теме, как дружба, необходимо изложить сперва содержание той главы, в которой изображено знаменательное знакомство.

Вася — сын городского судьи — вместе с соседскими мальчишками решил однажды совершить небольшую экскурсию. Целью путешествия была заброшенная часовня. Все остальные объекты в городе были уже давно и не раз обследованы. И лишь она одна оставалась неизведанным сооружением. Это старое мрачное строение вызывало ужас даже больше, чем любопытство. Но каково было удивление Васи, когда оказалось, что в этом наполовину разрушенном здании кто-то обитает! Мальчик был единственным, кто об этом узнал. Своим приятелям он ничего не сказал.

Владимир Короленко «Дети подземелья»

««На костях человеческих стоит старое замчище», — передавали старожилы, и моё детское испуганное воображение рисовало под землёй тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями».

«…передо мной было только кладбище, пустынное и тихое, без малейших признаков обитаемости, только воробьи чирикали на свободе да густые кусты черемухи, жимолости и сирени, прижимаясь к южной стене часовни, о чём-то тихо шептались густо разросшеюся тёмной листвой».

Увлёкшись серьёзно литературой, годами зачитывался зарубежными классиками, чаще всего книгами отцов-основателей хоррора и тех, кто занимался развитием жанра на протяжении веков не находил среди отечественных писателей похожих авторов. Ну, понравились рассказы Михаила Парфёнова со временем например, так он современник, ну «Мастер и Маргарита» Булгакова прочитал, хороший. Знаю само собою достопочтенного Николая Гоголя, а на днях ещё и про Владимира Галактионовича Короленко узнал!

Писатель-гуманист мирового уровня. «Белогвардиец». Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности; известный правозащитник, общественный деятель — список достижений и заслуг очень и очень многими уважаемыми человека можно продолжить. Но по линии художественной литературы, сочинял ли только социальные рассказы про непреклонных противников большевицкому перевороту с сопутствующим ему хаосом и дикарством, про бродяг-бедняков? Работал ли только в жанре реализма? Нет. Самое известное произведение, повесть «Дети подземелье», которые многие проходили по школьной программе, вполне может претендовать на лучшую кладбищенскую историю и чисто жанр готики, если судить по локации, что в свою очередь вполне в рамках хоррор. Так вот, в школе сюжет произведения не запомнил, а вот мрачное впечатление сохранилось. И перечитав спустя много лет, узнав случайно, что автор буквально сосед, оно подтвердилось.

События разворачиваются в старом городе, где одна из главных достопримечательностей — древний полуразрушенный замок на острове. И дети туда часто бегают гулять, хоть пугает сам вид строения и бездомные. ««Живёт в замке» — эта фраза стала выражением крайней степени нищеты». Однажды бедолаг холодной дождливой ночью разогнали, но не сразу они покинули город и не все.

Здесь начинается весьма жуткий и драматичный эпизод, где жители дежурили ночью, а когда пёс залает, стучали палками по забору, давая понять, что на чеку. Словно по улице бродили не люди. Кое-кто поселился в не менее ветхой кладбищенской часовне, точнее даже сказать — под ней. С парой почти ровесников знакомится главный герой, найдя утешение в таком знакомстве и дальнейших встречах, ибо дома с отцом не ладилось. Но бродяги показали ему родственника с другой стороны — как местный судья, тот не спешил их прогонять…

Интересно. Хочу вот приобрести полное собрание сочинений Короленко и познакомится с другими рассказами, а также, собственно главным произведением, эпопеей «Записки моего современника» (1904-1921), особенной хотя бы потому, что сочинил он её исключительно находясь уже несколько лет в Полтаве, куда приехал из Санкт-Петербурга. В дом Александра Викентиевича Будаговского на Ново-Садовою №1, возле городского Сада, который городу ещё Семён Михайлович Кочубей (1778-1853) подарил, из древнего казацкого рода.

Так вот, тот дом и сейчас стоит, а внутри сохранилась точная обстановка ХІХ столетия, с оригинальными предметы антикварной мебели, десятком книжных шкафов с личными коллекциями дореволюционных книг и словарей писателя, его рабочий кабинет, даже какие-то записки, черновики, старый Андервуд. К ним можно прикоснуться, что в общем-то восхищает. Сейчас в Саду у нас Рокерский-клуб, где раньше часто гулял на концертах, даже не подозревая, что рядом жил такой удивительный человек.

8/10

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 8 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: