Художественные средства выразительности
В анализе «Кинжала» Лермонтова нужно выделить и литературные тропы, которые использовал поэт. Михаил Юрьевич применил олицетворение в создании образа кинжала. Также в стихотворении имеется частое повторение местоимения «ты». Это подчеркивает особое отношение героя к прощальному подарку.
Основными эпитетами, вокруг которых построено стихотворение, являются слова «светлый» и «холодный». Они органично подходят к теме мужества, твердости духа и верности долгу. Художественные средства выразительности, которые использовал поэт в своем стихотворении, подчеркивали не столько внешние характеристики кинжала, сколько душевные качества, больше всего ценимые поэтом.
Анализ стиха «Кинжал» Лермонтова можно дополнить сравнением с творением А.С. Пушкина с аналогичным названием. В отличие от пушкинского стихотворения, у Лермонтова нет того пафоса, той пламенности монолога. Интонация в творении Михаила Юрьевича менее возвышенна. Характерной особенностью является то, что у Александра Сергеевича кинжал выковал бог Гефест. У Лермонтова же он является творением простого грузинского мастера. И это подчеркивает лиричность его стихотворения.
М.Ю. Лермонтов в своем произведении сделал акцент не на внешних качествах человека и кинжала. Для него важнее внутренняя сторона: в оружии он ценит прочность и твердость, а в человеке — верность своим идеалам и душевную стойкость.
История создания
Вам будет интересно:Лермонтов, «Княгиня Лиговская»: история создания и краткое содержание романа
Краткое содержание «Кавказского пленного» Маканина поможет подготовиться к экзамену или семинару по этому произведению. Также стоит знать, что рассказ создавался летом и осенью 1994 года, когда чеченская война еще не началась. Так что можно говорить, что автор предчувствовал надвигающуюся трагедию.
Сам Маканин вспоминал, что закончил работу 1 декабря, ровно за месяц до начала Первой чеченской войны. В 1995 году он был опубликован в четвертом номере журнала «Новый мир». После неоднократно издавался в многочисленных сборниках писателя, а также антологиях современных авторов.
К чеченской теме Маканин вернулся в конце 2000-х годов, написав роман «Асан». За него он получил премию «Большая книга» в 2008 году.
Раскрытие темы
Рассказ «Кавказский пленник» раскрывает одновременно несколько основных тем. Благодаря описываемым персонажам Толстой озвучил важные нравственные вопросы, например:
- Верность.
- Долг перед родиной.
- Храбрость.
- Отзывчивость.
Линия дружбы главного героя с маленькой девочкой Диной показывает, что истинная терпимость и доброта способна на многие подвиги. Это произведение о том, как простой русский солдат не был сломлен тяжелой судьбой. Он готов бороться до конца ради счастливой и мирной жизни. Даже если читать рассказ вкратце, основная идея становится ясна уже в самом начале. Автор пытался донести, что чувствовали русские солдаты, находясь в заточении.
Анализ стихотворения «Кинжал» Михаила Юрьевича Лермонтова
Александр Сергеевич Пушкин всегда являлся примером для подражания и наставником Михаила Юрьевича. Очень часто Лермонтов обращался к написанным Пушкиным произведениям, после чего сочинял свою интерпретацию образов или продолжал высказанную самим Александром Сергеевичем тему – подобное произошло со стихотворением «Пророк». «Кинжал» Лермонтова также является отсылкой к пушкинскому «Кинжалу» 1821
года. Оба произведения имеют одинаковую форму написания: монолог лирического героя с холодным орудием. Сам же «Кинжал» был написан в1837 году, под впечатлениями от поездки поэта в Грузию. Лермонтов часто посещал могилу своего единомышленника — Александра Сергеевича Грибоедова, и один из таких визитов закончился последующей встречей с женой Грибоедова – Ниной Чавчавадзе. Михаил Юрьевич поддерживал вдову, также он восхищался её стойкостью. Некоторые считают, что Лермонтов испытывал к ней более глубокие чувства. В один день, собравшийся обратно на родину поэт получил из рук Нины памятный подарок – кинжал, являвшийся собственностью самого Грибоедова. Растроганный до глубины души, драматург сразу же принимается за написание стихотворения. Главный литературный прием, к которому обратился Лермонтов при создании стихотворения – это олицетворение: на протяжение всего произведения герой беседует с кинжалом, приписывает ему человеческие качества. В первой строфе описывается отношение лирического героя и его кинжала. Оружие является своего рода товарищем для него. В конце строфы повествуется об истории кинжала: его выковал грузин для мести и сражения. Во второй строфе поэт описывает, как он получил своего «друга». Как раз в этих строках Лермонтов пишет про то, как и по какой причине Нина Чавчавадзе дарит ему кинжал. Далее указывается, что это первый для кинжала раз, когда по нему текла слеза, а не кровь, то есть ныне оружие не служит по своему прямому назначению, теперь оно является сувениром, хранящим в себе светлые воспоминания. В начале третьей строфы упоминается хозяйка кинжала. Её печальные темные глаза останавливаются на герое. Зная историю написания, несложно догадаться, почему у неё возникает грусть: вдова общается с другом мужа, вспоминает счастливые моменты семейной жизни. С поэтом тоска и одиночество отступали от нее, но в момент расставания она осознает, что вновь остается наедине с самой собой. Отныне кинжал становится жизненным спутником лирического героя. Ему герой готов открыться, выговориться, зная, что получит поддержку в трудные жизненные периоды
Память, заключенная в кинжале – самое важное, ведь благодаря ей связь поддерживается даже на расстоянии. В финальных строках ЛГ решает стать таким же «твердым душой», как и его «друг железный»
Под описываемой твердостью духа, которой автор наделяет кинжал, опять же стоит понимать ту силу и стойкость, которой обладала вдова. Возможно, Лермонтов имел ввиду, что ее духовные силы передались ворудие, а уже через него их получил сам поэт. Лирический герой обещает и дальше держаться своих идеалов и жизненных принципов. Стихотворение относится к жанру философской лирики. Лермонтов задействовал очень много литературных приемов, в частности олицетворение и эпитеты. Присутствует сравнение: «Светлая слеза – жемчужина страданья». Примерами эпитетов являются «трепетный огонь», «таинственная печаль», «свободный черкес» и другие. «Кинжал» был написан разностопным ямбом. Также в нем использовалась перекрестная рифмовка – ею Михаил Юрьевич воспользовался для эмоционального усиления.
Анализ стихотворения «Кинжал»
«Кинжал» Валерия Брюсова весьма отличается от мелодики «Фантазии» Бальмонта. Это энергичная, четко артикулированная поступь, свойственная большинству стихотворений поэта. Здесь ощутимо размеренное, уверенное в себе движение, точные, выверенные шаги, устойчивое восхождение по ступеням стихов.
По контрасту с расплывчатой многогранностью лирической героя Бальмонта лирическое «я» Брюсова отличается конкретностью позиции. Это уверенный себе человек, не доверяющий чужим призывам, полагающийся на собственный разум. Он гордо отстраняется от мелочности окружающей жизни, уходя в безграничную даль истории.
Вернуть его музу к современности способен только настоящий взрыв социальной стихии. Мещанской робости противопоставляет высокую героику, борьбу на пределе возможностей.
Ведущее начало в поэзии Брюсова — мысль. Логика композиционного строения стихотворения — это обоснование исходного тезиса. Своеобразным дополнительным аргументом становится даже эпиграф, почерпнутый из стихотворения Лермонтова «Поэт». Брюсов словно опирается на освященную временем традицию отношения искусства к жизни. Оттолкнувшись от лермонтовского образа, он заявил о родственности поэтического и социального творчества («песня с бурей вечно сестры»). Уход в «века загадочно былые», ориентация на прошлое вызваны отсутствием в современной жизни творческого начала — страсти, энергии, борьбы.
Поэзия соприродна разящей стали, — с максимальной энергией использует он символику в завершающей строфе. Кольцо доказательства замыкается на том же, с чего начинался процесс поэтической рефлексии — на образе «кинжала поэзии». Убедительность совершенной работы подчеркнута напоминаниями «как прежде», «снова».
Лексика «Кинжала» — звучная, торжественно-приподнятая, близкая высокой ораторской речи. В символизме Брюсов выделялся апелляцией не столько к подсознанию читателей, сколько его разуму. В этом отношении его творчество наследует принципы традиционной риторической поэтики. Брюсова отличает игнорирование полутонов, оттенков, недоговоренностей. Используемые им стилистические приемы должны обеспечить ясность понимания читателем высказываемой поэтом мысли. Вот почему его излюбленным средством становится перифраз. Также характерно тяготение поэта к архаизмам и отвлеченным словесным формулам: «былые дни», «строй жизни», «песенник борьбы».
Риторической стилистике Брюсова целиком соответствует ритмика его стиха. Высшими достоинствами поэзии он считал сжатость и силу, предоставляя нежность и певучесть, как он признавался, Бальмонту. С этим связано пристрастие Брюсова к классическим силлабо-тоническим размерам. Шестистопный ямб первых трех стихов каждой строфы придает «Кинжалу» упругость и четкость. В заключительном четвертом стихе строфы фраза уплотняется до афоризма благодаря сокращению числа стоп до четырех.
Звукописью Брюсов пользуется гораздо осмотрительнее и скупее, чем Бальмонт. У него не найти завораживающего потока звуковых перекличек. В то же использование ассонансов и аллитераций всегда выверено, всегда отвечает поставленной риторической задаче.
Образная ткань стиха Валерия Брюсова наглядна, его образы — чеканны, полновесны, четко очерчены крепкой графической линией. Не случайно современники называли его поэтом «бронзы и мрамора». «Стихи Брюсова, — пишет один из лучших исследователей его творчества, Д. Максимов, — это стихи с развитой упругой мускулатурой. Можно сказать, что Брюсов был поэтом с бронзовым голосом». Не менее выразительно характеризовал ритмику Брюсов его современник М. Волошин: «Ритм брюсовского стиха — это. алгебраические формулы, в которые ложатся покорные слова». В ряду символистов его отличала ориентация не столько на музыкальное начало, сколько «живопись словом». Строгая организованность, гармоничная уравновешенность, соответствие риторических положений и использованных приемов — вот главное в его поэтике.
Литературные приемы, используемые автором
Главной отличительной чертой произведения является обобщение. Лермонтов широко использует этот прием в своем творчестве для того, чтобы уйти от конкретной личности, местности, обстоятельств. При этом читателю предоставляется возможность дать свободу фантазии, размышлять, философствовать. Например, не зная предысторию написания стихотворения «Кинжал» невозможно сделать вывод о том, кто сделал лирическому герою столь драгоценный и неожиданный подарок. На то, что это женщина, читателя наталкивают слова «черные глаза», «лилейная рука». Однако, описание настолько обобщенное, что под него подходит множество грузинских девушек. Прием олицетворения, используемый автором, помогает «оживить» кинжал, придает ему черты, которые поэт уважает. Обращаясь к клинку «ты», автор позиционирует его как своего вечного спутника, друга и товарища. При этом кинжал для Лермонтова — пример для подражания. Сопоставляя себя с холодным оружием, лирический герой стремится к такой же душевной твердости. Эпитеты, используемые для усиления впечатления, подчеркивают мужественность оружия. Михаил Юрьевич использует такие слова, как «светлый», «холодный».
Стихотворение написано разностопным ямбом. Данный размер присуще произведениям русской литературы патриотической направленности. Лиричность и возвышенно-эмоциональное настроение «Кинжала» подчеркиваются перекрестной рифмой.
Центральные персонажи
Главными действующими персонажами стихотворения являются лирический герой и кинжал.
Образ лирического героя вырисовывается из его монолога. Читатель понимает, что перед ним человек с честной и благородной душой, который с болью говорит о расставании с любимой женщиной, но тактично не называет имени, боясь оскорбить ее своими чувствами.
Он клянется быть твердым и непреклонным, не изменять своим принципам и убеждениям. Булатный кинжал для него не только друг, но и «пример не бесполезный».
Образ кинжала символичен. Поэт олицетворяет холодное оружие, наделяя его человеческими чертами. Именно с кинжалом лирический герой ведет задушевную беседу, называет «товарищем светлым и холодным», признается ему в любви.
Кинжал отождествляется поэтом с личностью его бывшего хозяина, А. С. Грибоедова.
Анализ №4
«Кинжал» – не редкий в наследии Лермонтова пример произведения, в котором автором использован прием своеобразного «кодирования», которое исследователям приходится «расшифровывать», чтобы выяснить его жизненную первооснову.
Часто в таких произведениях Лермонтов «снимает» точные обозначения места и времени изображаемых событий, опускает или меняет имена их участников. Устранив детали и подробности, связывающие то или иное стихотворение с частной, определенной средой, где было заложено его сюжетное (событийное) «зерно», поэт придает произведению обобщенный, общезначимый, а в иных случаях и общечеловеческий смысл. До наших дней сохранился кинжал Лермонтова, привезенный им из первой ссылки па Кавказ. Бесконечно дорогая для всех почитателей поэта реликвия! Но как сузили бы мы смысл замечательного лермонтовского стихотворения, если б свели его к своего рода заздравному тосту в честь булатного «товарища» поэта, как он сам назвал его. Да, мы не забыли, когда, и кем, и с каким «значением» он был подарен Лермонтову. В первой редакции стихотворение называлось «Подарок», в окончательной – стихотворение обрело глубокий смысл и новое название «Кинжал». Стихотворения 1838 года «Кинжал» и «Поэт» – программные в творчестве Лермонтова.
В «Поэте» Лермонтов вернулся к теме в Кинжала», посвятив ей более половины стихотворения. Но «кинжальной» теме здесь придан совсем иной поворот: «игрушкой золотой он блещет на стене», теперь уже «бесславный и безвредный».
Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает…
И вслед за этим с лермонтовской страстью звучит важнейший для художника вопрос: В наш век изнеженный не тан ли ты, поэт свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Здесь Лермонтов предстал перед читателями как великий поэт, отстаивающий идеи гражданственности и народности искусства, гневно осуждающий тех его «жрецов», кто на потеху праздной толпы изготовляет с блестки и обманы». Голос поэта-борца, поэта-трибуна должен звучать, «как колокол на башне дни торжеств и бед народных». Даже Белинского, знавшего силу лермонтовского слова, поразили в «Поэте» «бурное одушевление», «трепещущая, изнемогающая от полноты своей страсть» и заключенная в его строках пламенная мысль.
Очень краткий пересказ поэмы «Кавказский пленник».
Лермонтов описывает аул Кавказа, где идет обычная для горцев жизнь: мужчины время от времени начищают оружие и уходят в завоевательные походы, а возвращаясь с добычей, отдыхают, ведут беседы по вечерам. Женщины занимаются хозяйством, молодые девушки с тревогой думают о будущем, мечтают, поют песни, собираясь вместе возле стремительно бегущей вниз горной реки. В ауле есть пленники: их приводят мужчины из боев. Пленники пасут скот, получая за это скудное пропитание. Они влачат жалкое существование, будучи всегда под надзором и закованными в цепи.
Однажды стан невольников пополняется еще одним, молодым, тяжело раненым в бою. Его выхаживают, он остается жить и тоже выходит пасти скот. Душа его томится по родине и оставленной там возлюбленной. Молодая черкешенка влюбляется в него, тайком приносит кумыс и хлеб, а затем дает ему кинжал и пилу, предлагая вместе бежать. Но сердце юноши глухо к мольбам красавицы: он соглашается на побег, однако не может ответить ей любовью.
В момент побега один из горцев стреляет в юношу, убивает его. Девушка с горя бросается в реку, ее труп находят наутро. Горец, убивший пленника, в отчаянии: оказывается, это была его дочь. Вся дальнейшая его жизнь превращается в муку.
История написания стихотворения
Путешествия на Кавказ притягивали Лермонтова. Однако, наиболее привлекательным краем всегда оставалась Грузия. Каждый раз, бывая в тех местах, юный поэт посещал могилу трагически погибшего дипломата и писателя, автора гениального произведения «Горе от ума», Александра Сергеевича Грибоедова. Загадочная гибель дипломатической миссии в Персии потрясла всё светское общество. Однако не меньшую ошеломленность вызывало и поведение его вдовы, Нины Чавчавадзе. Юная красавица проявила такую стойкость и мужество, что вызвала уважение всех поклонников творчества ее супруга. На горе Мтацминда по настоянию вдовы был возведен памятник Грибоедову. Стоящая на коленях горько рыдающая женщина — это и есть сама скорбящая вдова. Поэтому, творческие люди и деятели искусств, при каждом удобном случае не только посещали могилу Грибоедова, но и навещали Нину. Лермонтов, как и многие другие, с глубоким уважением относился к вдове. История ее жизни, беззаветной любви к великому драматургу, волновали поэта. Поэтому каждый раз, проезжая мимо Тифлиса, он навещал Чавчавадзе, вел с нею долгие философские беседы.
В 1837 году, во время одного из таких посещений, вдова писателя одарила Лермонтова и Одоевского кинжалами, ранее принадлежавшими Грибоедову. Юный поэт был настолько взволнован и потрясен таким подарком, что, по возвращении домой, написал стихотворение, в котором поклялся быть стойким и верным судьбе поэта. Уже вечером следующего дня Лермонтов читает строки своего «Кинжала» Николозу Бараташвили и получает самые положительные отзывы. В 1838 году стихотворение было доработано.
Клятву, данную в произведении, Лермонтов свято хранил всю жизнь, как и подарок великой, по его мнению, женщины. Также, как и Нина Чавчавадзе хранила верность своему погибшему супругу на протяжении тридцати лет, поэт почетно нес бремя своего таланта все свои недолгие годы жизни. Никогда не изменял он литературному дару. Даже со службой в армии собирался покончить и посвятить себя полностью поэтическому служению народу. Однако, в силу обстоятельств, не успел.
Анализ содержания
Четыре строфы стихотворения наполнены особым смыслом. В первых четырех строках автор признается в бесконечной любви кинжалу, называя его своим «светлым и холодным» товарищем, Лермонтов понимает, что этот подарок станет его вечным спутником
Особое внимание уделяется происхождению и предназначению кинжала: — грузин ковал его для кровной мести; — черкес — для освободительного сражения
Во второй строфе автор рассказывает, что кинжал подарила ему женщина. Это становится понятно из слов «лилейная рука». При этом подарок сделан не для применения его во время боевых действий, не для защиты или убийства. Женщина подарила его на память, в знак глубокого уважения.
О самой дарительнице автор говорит, что она твердого характера. Ее черные глаза печальны, они то тускнеют под тяжестью воспоминаний, то загораются яростным пламенем. Натуру женщины Лермонтов сравнивает со сталью клинка, которую невозможно сломить. В четвертой строфе автор приносит торжественную клятву вечно хранить кинжал, оставаться верным своим непреклонным принципам, долгу поэта.
Лирика в стихотворении «Кинжал»
Недолгая, но такая сильная любовь Нины Чавчавадзе и Грибоедова поражали умы многих творческих людей того времени. Кроме того, красота и ум Нины не могли оставаться незамеченными. Однако не меньше внимания со стороны сильного пола привлекала и вторая дочь Александра Чавчавадзе — красавица Екатерина. Лермонтов, за время пребывания в Грузии в 1837 году, посвятил ей два стихотворения. При этом современники разграничивали двух девушек. Екатерина была воплощением красоты, веселья и жизнерадостности. Нина же отличалась спокойным нравом, рассудительностью и сдержанностью. На тот момент, когда юный Лермонтов познакомился с обеими девушками, Нина уже 8 лет, как потеряла мужа, ей было 25. Катеньке — 21 год. Девушки вызывали у Михаила Юрьевича неодинаковые чувства. К Екатерине он испытывал нечто вроде пылкой влюбленности. Нина же вызывала благоговение и бесконечное почтение.
История написания «Кинжала»
Удивительная история у стихотворения «Кинжал». Она связана с людьми, известными в русской литературе и истории двух стран. Лермонтову посчастливилось познакомиться в Тбилиси с семьей известного грузинского поэта Александра Чавчавадзе, зятем которого был русский поэт и дипломат Александр Сергеевич Грибоедов, автор нашумевшей в Санкт-Петербурге комедии «Горе от ума», и погибший в 1829 году в Тегеране во время исполнения дипломатической миссии.
Михаил Юрьевич был частым гостем вдовы Грибоедова Нины Александровны. Однажды он пришел к Нине вместе с Александром Ивановичем Одоевским, которому и был обязан этим замечательному знакомством. От Нины и Александра Ивановича (являвшегося двоюродным братом Грибоедова) Лермонтов многое узнал о погибшем поэте. Сам Одоевский оказался на Кавказе за участие в декабрьском восстании 1825 года.
В одно из посещений Нина Александровна вынесла из комнаты, где хранилась отцовская коллекция, два замечательных кинжала и преподнесла их в качестве подарка русским офицерам. Лермонтов был благодарен Нине за этот замечательный подарок. Он вдохновил его на создание замечательного стихотворения. На следующий день стихотворение было прочитано молодому грузинскому поэту Николозу Бараташвили. Николоз, несмотря на свою молодость (он был на 3 года моложе Лермонтова), уже был популярен в Грузии, как поэт романтик.