Следующая пословица
Сказка «Дочь-семилетка» — об остроумной и смекалистой крестьянской девочке, которая умеет находить выход из любой ситуации. Смышленая девчушка отлично справляется со всеми трудностями. Поэтому к сказке больше всего подойдут пословицы об уме и смекалке.
Пословицы и поговорки с глаголами, оканчивающимися на -тся и -ться, включают слова этой части речи, которые отличаются своим написанием.
Если возвратный глагол имеет неопределенную форму, то в пословице или поговорке употребляется слово с мягким знаком перед постфиксом -ся.
Примеры пословиц с глаголами, оканчивающимися на -ться
Волков бояться — в лес не ходить.
Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьёт.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Хочешь жить — умей вертеться.
Если глагол имеет форму 3 лица единственного или множественного числа, то в нем пишется конечное -тся без мягкого знака.
Примеры пословиц и поговорок с глаголами, оканчивающимися на -тся
Друзья познаются в беде.
Как аукнется, так и откликнется.
В тихом омуте черти водятся.
И хочется, и колется.
Дело мастера боится.
Глаза страшатся, а руки делают.
Кому много дано, с того много и спросится.
Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдётся.
У меня их две. Только не пословицы, а поговорки. Одна старинная, Русская — народная. Из незаслуженно забытых: «Не хвались Идучи на рати, а хвались идУчи с рати». А вторая китайская — народная: «Шурши бамбуком справа, а сам заходи слева».
На самом деле, таких пословиц очень много. Вот если взять книгу » пословицы и поговорки русского народа» Владимира Даля, то можно найти поговорки и пословицы по определённым темам. Так, например, не актуальна пословица на тему раскол: «Умереть на печи — все равно, что с перепою». Но смысл этой пословицы очевиден и её можно понять. Или же пословица, на тему Животное — тварь: «Скотину гладь не рукой, а мукой. Не рукой гладь, мешком». Здесь тоже смысл прослеживается, а сама пословица не актуальна.
Для меня основная мысль этого рассказа Голявкина заключена в том, что скука на того нападает, кому заняться нечем, или точнее на кого лень навалилась. Вот мальчик, о котором повествует автор, не только прогуливает школу, где ему надо ума-разума набираться, он еще и праздно шатается по улицам, проявляя даже не любознательность, а любопытство, прося, например, прокатить его в экскаваторе.
Если в самом начале рассказа у мальчика еще возникает желание чем-то помочь людям, например, починить с дядей машину, однако отсутствие нужных знаний не позволяет ему поучаствовать в процессе, т.е. мальчик становится только наблюдателем. А только смотреть и не делать — скукотища/не интересно. Гораздо веселей участвовать в процессе.
Послонявшись так по городу, у героя даже улыбка становится глупой, потому что он не знает как спрятать за ней растерянность своего незнания. Он наполняется скукой, и еще полностью не осознает, что . приводим пословицы:
Меня заинтересовал ваш вопрос и вот, что прочитала. Оказывается дураком называли раньше большую тыкву, арбуз или дыню. Валять — значит катить. Т.е. легкое примитивное занятие, не требующее умственного напряжения. Как-то так.
-
Смысл пословицы учение путь к умению
-
Цель пословицы и поговорки о дружбе
-
Бери ношу по себе поговорка
-
Дедал и икар пословицы
- Пословицы о самостоятельности для детей
Развитие тяжёлой промышленности
В период 1956-65гг. («хрущёвская индустриализация») СССР увеличил объем нефтедобычи более чем в два раза за счёт эксплуатации месторождений Урало-Поволжья и (с начала 1960-х) Западной Сибири. Несмотря на то, что в эти годы были введены в эксплуатацию десять новых нефтеперерабатывающих заводов, объёмы нефтедобычи перекрывали потребности экономики и к 1965 г. пятая часть всей нефти направлялась на экспорт. Это обеспечивало СССР деньгами для закупки промышленного оборудования (с 1960 г. — продовольствия) за рубежом.
Увеличение добычи углеводородов привело к бурному развитию в СССР тепловой энергетики, в это время только на территории России было построено полтора десятка крупных ГРЭС и ТЭЦ, в том числе Заинская, Троицкая, Новочеркасская, Конаковская и Киришская, до сих пор входящие в число крупнейших ТЭС России. В эти же годы была построена первая из гигантских гидроэлектростанций Сибири (Братская ГЭС), была запущена первая промышленная Белоярская АЭС.
В связи с гонкой вооружений, важное место советское руководство уделяло развитию металлургии, поэтому в годы хрущёвской индустриализации в стране появился ряд новых предприятий, таких как алюминиевые заводы в Шелехове и Волгограде и комбинат Северсталь. Особое место в советской экономике того периода занимала химическая промышленность — в 1958 году был выдвинут лозунг «химизации народного хозяйства»
Причиной было катастрофическое отставание этой отрасли от западных стран, особенно в части выпуска продукции потребительского назначения (пластмассы, химволокна и др.). Большие ресурсы углеводородного сырья и доходы от экспорта нефти делали возможным закупку в западных странах химического оборудования и технологий, строительство в регионах Урало-Поволжья серии нефтехимических комбинатов. Выявившаяся в начале 1960-х неспособность советского сельского хозяйства обеспечить продовольственную безопасность страны привела к необходимости развития промышленности минеральных удобрений, их производство только за годы собственно семилетки выросло более чем вдвое
Особое место в советской экономике того периода занимала химическая промышленность — в 1958 году был выдвинут лозунг «химизации народного хозяйства». Причиной было катастрофическое отставание этой отрасли от западных стран, особенно в части выпуска продукции потребительского назначения (пластмассы, химволокна и др.). Большие ресурсы углеводородного сырья и доходы от экспорта нефти делали возможным закупку в западных странах химического оборудования и технологий, строительство в регионах Урало-Поволжья серии нефтехимических комбинатов. Выявившаяся в начале 1960-х неспособность советского сельского хозяйства обеспечить продовольственную безопасность страны привела к необходимости развития промышленности минеральных удобрений, их производство только за годы собственно семилетки выросло более чем вдвое.
Читательский дневник по русской народной сказке «Семилетка»
Название: «Семилетка».
Число страниц: 28.
Жанр произведения: бытовая сказка.
Главные герои: два брата — богатый и бедный, Царь, Кума, Дочка-семилетка.
Характеристика главных героев:
Бедняк — трудолюбивый и честный мужчина.
Тяжко трудился, чтоб прокормить свою семью.
Справедливый и правильный.
Богач — хитрый и проворный.
Жадный и скупой.
Решил обмануть родного брата и присвоить себе чужое добро.
Важный и глупый.
Семилетка — умная и мудрая девочка.
На каждый царский приказ отвечала ещё умнее и хитрее.
Пристыдила царя.
Справедливая.
Царь — мудрёный и требовательный.
Загадывал сложные загадки.
Стало стыдно, что он поверил в невозможное.
Кума — помогала богатому брату. Глупая.
Краткое содержание сказки «Семилетка»
Поспорили братья, кому принадлежит жеребёнок, владельцу кобылы или хозяину телеги.
Отправились к царю, а тот им четыре загадки задал.
Богатому брату кума ответы подсказала, но неправильные.
А бедному брату дочь-семилетка верные ответы сказала.
Удивился царь, стал девочке задания давать, одно сложнее другого.
Но семилетка со всем справлялась.
А потом приехала к царю и пристыдила его.
Отдал царь жеребёнка хозяину кобылы.
План сказки:
- Спор братьев.
- Четыре загадки.
- Кума и богач.
- Бедняк и дочь.
- Первое задание царя.
- Второе задание царя.
- Подарок для царя.
- Жеребёнок находит хозяина.
Основная мысль сказки «Семилетка»
Главная мысль сказки состоит в том, что нельзя обманом брать чужие вещи и выдавать их за свои.
Основная идея сказки в том, что хитрость и находчивость в любом деле подмога.
Чему учит сказка
Сказка учит не верить всему, что нам пытаются внушить.
Быть честным, справедливым, трудолюбивым и мудрым.
Учит ценить и уважать чужой труд.
Учит находчивости и смекалке.
Краткий отзыв о сказке «Семилетка» для читательского дневника
Прочитав это произведение, я подумала о том, что смекалка в любом деле поможет.
Героиня сказки была маленькой девочкой, но не по годам разумной.
Это забавная и поучительная история.
В ней говорится о споре за жеребёнка и хитрых загадках, которые смогла решить героиня.
Мне понравилась находчивая девочка, которая не только на все загадки дала верный ответ, но ещё и самого царя пристыдила.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что желать чужого плохо, а защищать своё — хорошо.
Пословицы к сказке
- На всякого мудреца довольно простоты.
- Утро вечера мудренее.
- Глаза завидущи, руки загребущи.
- Находчивого не озадачишь.
- Не ищи ума — ищи разума.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
- «Финист-ясный сокол»
- «Марья Моревна»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Баба-Яга»
- «Царевна-Несмеяна»
- «Волшебное кольцо»
- «Медное, серебряное и золотое царства»
- «Никита-Кожемяка»
- «Крошечка-Хаврошечка»
- «Летучий корабль»
- «Каша из топора»
- «Сивка-Бурка»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Ход
- Организационный этап.
— Упражнение
«Цветок» (1мин)
А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, кусты или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся. Внимательно рассмотри его, листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны.
Представь теперь, что ты — один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась, и ты бы вытянулся навстречу теплому солнечному свету. Постарайся почувствовать аромат этого цветка. Рассмотри цвет его листьев. Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство к нам на урок и открой глаза.
- Этап проверки выполнения домашнего задания.
Разминка речевого аппарата и дыхания:
Разминка дыхания
Речевая разминка и работа над выразительностью
:
ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ (с логическим ударением)
Скороговорка
Трое трубачей трубили в трубы.
К
акой звук повторяется. Его характеристика.
Медленно и шепотом;
Быстро и громче;
Быстро и громко.
- Представление детьми «своих» книг по плану (название книги, количество произведений в книге, художник – оформитель, о ком или о чем прочитанное произведение или книга, главные герои, главная мысль, свое отношение к произведению или книге)
- Конкурс книгочеев- знатоков сказок о животных «Животные – герои сказок». (Заполнение схемы: указать название животного и его главный признак, — каким животное изображено в сказке?)
(трусость)
- Этап стимулирования субъектного опыта учащихся.
Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:
Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске)
А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка»
-
Этап усвоения новых знаний и способов действий.
- Слушание русской народной сказки «Дочь – семилетка» (читает учитель, 2-3 учащихся)
- Беседа: выявление первичного восприятия.
Как можно еще было озаглавить сказку?
Когда происходят события, описанные в сказке?
С чего все началось?
Какие неизвестные слова вам встретились?
Оздоровительная пауза №1
(выполнить с физоргом класса)
Работа с текстом сказки
Вопросы по содержанию:
Какой спор произошел между братьями? Серьезным ли он был?
Кто главный герой сказки?
Какой была девочка? Какие загадки есть в сказке? Какие отгадки предложила дочь- семилетка? Зачем в сказке нужны загадки?
- Этап первичного понимания изученного.
Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?
Повторно перечитайте сказку.
Запишем сказку при помощи «заместителей», которые помогут нам составить план к тексту:
О чем говорится в первой части? Как бы вы озаглавили эту часть? (выслушивание ответов детей). Что произошло дальше? Какие загадки предложил царь братьям? Как озаглавить 2часть?
Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?
Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.
Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части? Какая главная мысль этой сказки?
Оздоровительная пауза №2
(работа с таблицей для глаз)
- Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Работа в тетради (с 17)
Беседа об образе героев.
Докажите, что это положительные герои.
-
Чтение понравившегося отрывка сказки.
- Этап подведения итогов занятия.
Кто из героев сказки вам понравился и почему?
Какую пословицу к этой сказке вы выберите? Объясните свой выбор.
- Далеко не заглядывай, поближе поглядывай.
- Доброе дело без награды не остается.
- Правду как не прячь — наружу выйдет.
-
Этап информации о домашнем задании.
- Пересказ сказки по плану.
- Дополнительное чтение сказок с загадками. (Познакомить с книгами из школьной библиотеки Братьев Гримм и А. Платонова)
- Выразительное чтение сказки «Дочь-семилетка»
- Этап рефлексии.
-
- — отлично работал и хорошо усвоил материал
Дочь- семилетка
Ехали два брата: один бедный, другой богатый. У обоих по лошади — у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного:— Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила. Брат встаёт и говорит:— Как можно, чтоб телега жеребёнка родила? Это моя кобыла принесла.Богатый говорит:— Кабы твоя кобыла принесла, жеребёнок бы подле был!Поспорили они и пошли до начальства. Богатый дарил судей деньгами, а бедный словами оправдывался. Дошло дело до самого царя.Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:— Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что всего мягче? И что всего милее?И положил им сроку три дня:— На четвёртый приходите, ответ дайте!Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошёл к ней совета просить. Она посадила его за стол, стала угощать, а сама спрашивает:— Что так печален, куманёк?— Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.— Что такое, скажи мне.— А вот что, кума! Первая загадка: что всего в свете сильнее и быстрее?— Экая загадка! У моего мужа каряя кобыла есть; нет её быстрее! Коли кнутом приударишь, зайца догонит.— Вторая загадка: что всего на свете жирнее?— У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что на ноги не поднимается!— Третья загадка: что всего в свете мягче?— Известное дело — пуховик, уж мягче не выдумаешь!— Четвертая загадка: что всего на свете милее?— Милее всего внучек Иванушка!— Ну, спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, век тебя не забуду. А бедный брат залился горькими слезами и пошёл домой. Встречает его дочь-семилетка:— О чём ты, батюшка, вздыхаешь да слёзы ронишь?— Как же мне не вздыхать, как слёз не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которые мне и в жизнь не разгадать.— Скажи мне, какие загадки.— А вот какие, дочка: что всего на свете сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?— Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растёт, что ни живёт, земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а всё руку под голову кладёт; а милее сна нет ничего на свете!Пришли к царю оба брата — и богатый, и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного:— Сам ли ты дошёл или кто тебя научил? Отвечает бедный:— Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила.— Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелкова; пусть к утру соткёт мне полотенце узорчатое.Мужик взял шёлковую ниточку, приходит домой кручинный, печальный.— Беда наша! — говорит дочери. — Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце. — Не кручинься, батюшка! — отвечала семилетка, отломила прутик от веника, подаёт отцу и наказывает:— Поди к царю, скажи, чтоб нашёл такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросна: было бы на чём полотенце ткать!Мужик доложил про то царю. Царь даёт ему полтораста яиц.— Отдай, — говорит, — своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.Воротился мужик домой ещё кручиннее, ещё печальнее:— Ах, дочка! От одной беды увернёшься — другая навяжется!— Не кручинься, батюшка! — отвечала семилетка. Попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отцапосылает к царю:— Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено. Другого пшена наши цыплята и клевать не станут.Царь выслушал и говорит:— Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.«Ну, — думает мужик, — такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!»— Не кручинься, батюшка! — сказала ему дочь-семилетка. — Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепёлку. Отец пошёл и купил ей зайца и перепёлку. На другой день поутру сбросила семилетка всю одежду, надела на себя сетку, в руки взяла перепёлку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Царь её у ворот встречает.Поклонилась она царю.— Вот тебе, государь, подарочек! — и подаёт ему перепёлку.Царь протянул было руку, перепёлка — порх — и улетела!— Хорошо, — говорит царь, — как приказал, так и сделано. Скажи мне теперь: ведь твой отец беден, чем вы кормитесь?— Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, ловушек в воду не ставит, а я подолом рыбу ношу да уху варю.— Что ты, глупая, когда рыба на сухом берегу живёт? Рыба в воде плавает!— А ты умён? Когда видано, чтобы телега жеребёнка принесла?Царь присудил отдать жеребёнка бедному мужику, а дочь его взял к себе. Когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.
— КОНЕЦ —
Русская народная сказка.
Иллюстрации: Сазонова Т.П. и Прытков Ю.А.
Производство потребительских товаров
Почтовая марка СССР, 1959 год: 1-й год Великого Семилетия
Почтовая марка СССР, 1960 год: итоги первого года семилетки
В силу политических, идеологических и демографических причин, период хрущёвской «оттепели» был первым в истории советской плановой экономики, когда наряду с развитием тяжёлой промышленности предполагалось значительное увеличение производства потребительских товаров и всего, так или иначе связанного с потребностями людей, а не военно-промышленного комплекса и ресурсопотребляющих сырьевых отраслей.
Брошенный лозунг «Догнать и перегнать Америку (по производству …)» косвенно свидетельствовал о признании советским руководством отставания уровня развития экономики от западных стран (хотя в официальной пропаганде они продолжали считаться «загнивающей» и обречённой экономической формацией). Отставание касалось качества питания (душевого потребления важнейших продуктов, прежде всего — мяса), жилищных условий (особенно в сравнении с США), возможности приобрести те или иные товары длительного пользования (бытовая техника и др.), транспортной подвижности (уровень автомобилизации, развитость железнодорожных и авиаперевозок) и т. д.
Хрущёвские годы наиболее известны попытками государства решить жилищную проблему путём развития промышленного домостроения — сооружения микрорайонов из 5- и 9-этажных типовых блочных домов. Снижение себестоимости строительства позволяло увеличить ввод жилья (хрущёвка).
Попытки увеличение выпуска сельхозпродукции в конце 1950-х касались освоение целинных земель, то есть экстенсивного увеличение посевных площадей. В дальнейшем СССР начал закупать за рубежом большие объёмы фуражного зерна, поскольку не имел достаточных кормовых ресурсов для увеличения производства мяса. Решение этой проблемы «своими силами» сначала выражалось в массовом внедрении «районированных» сортов кукурузы, сахарной свёклы и некоторых других культур в районах, непригодных для их выращивания, а с начала 1960-х годов — в увеличении выпуска удобрений и сельхозтехники.
В период 1956—1965 годов в СССР активно развивалось производство легковых автомобилей (ГАЗ-21 «Волга», Москвич-402, Москвич-407 и Москвич-403, ЗАЗ-965 «Запорожец»), объем их выпуска возрос с 97 792 ед. до 201 175 ед. За основу наиболее массовых моделей были взяты зарубежные образцы.[источник не указан 1362 дня] В 1950-1960-е годы в СССР бурно развивалась авиационная промышленность, на базе собственных разработок (в том числе военных) был начат крупносерийный выпуск пассажирских самолётов, в том числе реактивного Ту-104.
Предпосылки
Бурный рост экономики во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов был характерен для большинства промышленно развитых стран, однако его причины в СССР отличались от таковых в США, Западной Европе и Японии.
Н. С. Хрущёв. Май 1961 года
- Значительная часть промышленных предприятий и инфраструктурных объектов, введённых в строй в годы семилетки, были заложены ещё в конце 1940-х — начале 1950-х. При их строительстве широко использовался труд заключённых ГУЛАГа, немецких и японских военнопленных.
- Во второй половине 1950-х годов в трудоспособный возраст вступило многочисленное поколение, родившееся во второй половине 1930-х годов. Это привело, с одной стороны, к резкому росту потребности в строительстве жилья, производстве промышленной продукции и потребительских товаров, с другой — увеличило кадровую базу промышленности.
- К концу 1950-х годов СССР стал крупной нефтедобывающей страной, увеличение производства нефтепродуктов способствовало развитию транспорта (в середине 1950-х на железных дорогах началась массовая замена паровой тяги на тепловозную) и электроэнергетики.
- Гонка вооружений в обстановке холодной войны требовала от СССР активного развития ВПК, в частности современных видов вооружения (хотя в больших количествах производились и традиционные).
- Великая Отечественная война и связанные с ней перемещения значительного количества людей увеличили подвижность населения, ускорили урбанизацию. Эвакуация предприятий и учреждений в тыловые районы привела к созданию новых «очагов индустриализации» в Сибири и на Урале, где к середине 1950-х имелась инженерно-научная база для дальнейшего развития промышленности.